Санкт-Петербург космический



    Сейчас мало кто воспринимает СПб, как родину отечественной космонавтики, он легче представляется городом морской или военной истории. Задумываясь о космосе, кто-то вспомнит Калугу Циолковского, Звездный городок в Подмосковье или Байконур. Но именно в Ленинграде возникли первые ракетные кружки, которые в XX веке выросли в лидирующие конструкторские бюро. Сейчас о космосе в Питере напоминает немногое, но если хорошо поискать, то найти можно.

    Музей Связи

    Еще в мае, в День музеев, меня заинтересовала афиша Музея Связи, приглашавшая на экспозицию, посвященную связи с внеземными цивилизациями. Тогда выбраться не удалось, но на днях заглянул.

    Сам музей довольно объемный, с богатой коллекцией, которую не ожидаешь увидеть при виде скромного входа в полуподвальное помещение. Основная выставка посвящена почте, телефонии, радио и телевидению. В общем рай для техногика. Для многих посетителей выставка может стать причиной ностальгических чувств, и воспоминаний об архаичных телевизорах и радиоприемниках, занимавших комоды в домах бабушек и дедушек. А если выбраться во внутренние атриумы (внутренние дворы, накрытые прозрачной крышей), то там уже можно найти больше космоса.

    Например пообедать под огромным спутником связи "Луч-15" (фото в начале).
    Я думал это макет, но потом оказалось, что это настоящий космический аппарат, которому в 2000-м году не нашлось ракеты. Сейчас три таких аппарата нового поколения выведены на геостационарную орбиту, и готовятся к обеспечению широкого канала связи для космонавтов МКС, и выполнению кучи других задач. Когда заработают — расскажу подробнее.

    Во втором атриуме Музея Связи нашлись и инопланетяне. Видимо я наткнулся только на остатки выставки, в которой достойными внимания оказались только реплики табличек Pioneer-10 и Voyager.





    Несмотря на скромную "внеземную" выставку, музей однозначно достоин посещения.

    Музей космонавтики им. Валентина Глушко

    Пару недель назад в Петропавловской крепости, после долгого ремонта, открылся еще Музей Космонавтики. Старого я не видел, а вот на новый взглянуть хотелось.

    Космос в Петропавловской крепости начинается направо от входа со стороны Заячьего моста.
    Если искать специально, то можно найти мемориальную табличку, которая рассказывает о первенстве Питера в космосе.



    Но гораздо больше внимания привлекает капсула топографического спутника "Комета". Она фактически является беспилотной копией гагаринского "Востока", только вместо космонавта и пульта управления — фотоаппаратура.



    Капсула обгоревшая, т.к. возвращалась на Землю, когда в фотоаппарате заканчивалась пленка, и приходила пора ее проявлять. Мхом поросла за годы нахождения под открытым небом где-то во дворе отраслевого предприятия. На люди ее вывезли лишь недавно.



    Установили капсулу только в июне 2015 года, но какой же Питер без древней мистической легенды?



    Идем дальше, и натыкаемся на ракетный двигатель в аквариуме. По секрету, мне рассказали, что в этом аквариуме когда- то стоял раритетный автомобиль"Руссо-Балт" Владимира Ленина, но сейчас ему нашлось более достойное наполнение.



    Модель одной из первых жидкостных ракет РЛА-1 указывает на вход в музей.





    Здесь, согласно классике отечественного музееведения, вначале выставлено все самое скучное и неинтересное для 95% всех посетителей: книги, научные журналы, публикации пионеров теоретической космонавтики, вдохновлявшие пионеров практической.



    Наверное чтобы хоть как-то разнообразить зал, организаторы привлекли дизайнеров.
    И дизайнеры… Не сказать, что они плохо дизайнерили. С эстетической точки зрения зал оформлен довольно гармонично.



    Но, создается впечатление, что оформители хоть и делали исправно свою работу, но с изрядной долей пофигизма.



    — Как нам удержать внимание посетителя?
    — Давай в проходе положим скелет ракеты, из стальных ребер, о которые так легко разбить голову. И натянем между ними веревки, чтобы дети пытались по ним взобраться, а музейные служащие нарушали свой сон окриками "Не залезать на ракету!"
    — Точно! Это наверняка привлечет дополнительное внимание к выставке пороховых двигателей.



    Даже если не углубляться в тонкости дизайнерского искусства, то я не мог спокойно пройти мимо изображения оскорбляющего мои религиозные чувства:



    Радарную карту Венеры подписать "Марс"!
    Да, она такая же рыжая, и середина вырезана, но как можно было проигнорировать горы Максвелла?

    Ладно, идем дальше, и в углу находим настоящий раритет: первый прототип, от которого началось рождение отечественного электроракетного двигателя.



    Это сейчас плазменные двигатели рулят многотонными спутниками на геостационарных орбитах, вроде того же "Луча", а меньше ста лет назад все начиналось с фонарных изоляторов, газоразрядных ламп и классического рубильника в соседней комнате.

    Но пока дизайн не отпускает. Вот есть стена с цитатами о конструкторских талантах Глушко.



    Цитаты не известно кем высказаны, и непонятно где и когда опубликованы. Может просто приснились дизайнеру, и он не оставил свой автограф из природной скромности.

    Стены вообще лучше не читать, а то можно пострадать от когнитивного диссонанса при виде патента на теплоизоляцию ракетной камеры, который выдан за разработку ракетного топлива.



    Видимо другие бланки в патентном бюро закончились, поэтому выдавали какие есть. Да в 20-е годы люди часто изобретали ракетное топливо, и бланки печатались оптом.

    Дальше, наконец-то дизайн отступает, и можно запереть внутреннего дизайнера и выпустить внутреннего инженера.



    Эх, зря верстак в аквариум спрятали. Это же такой интерактив — промерить штангелем движок, покрутить какую-нибудь гайку, зажать ее в тисках. Все равно ведь это макеты, так отдали бы их на растерзание детворы. Или опасаются, что угловатым штангенциркулем могут покалечиться дети, которые смогли без травм преодолеть скелет ракеты?

    Все-все, больше никакой критики, только космос!

    Нетривиальным занятием оказывается попытка разобраться в двигателе: куда что втекало, откуда вытекало и как циркулировало:



    Как старому знакомому по музею в "Энергомаше" киваем ракетному ускорителю РД-2 для самолетов времен Войны.



    И выбираемся, наконец на оперативный простор.
    Космическая аллея начинается с макета королевской "семерки", и "Спутника".



    Тут уже можно спустить с поводка своего внутреннего фаната космонавтики.



    Встречаемся с марсианским малышом ПрОП-М, роняя скупую слезу о его нелегкой судьбе — не добраться до Марса всего 70 см.



    Любуемся на модель сверхсекретного спутника-шпиона "Лотос-С", разработанного в питерском "Арсенале", и запущенного в конце 2014 года.



    Останавливаемся возле редкого экспоната — модели межпланетной станции "Марс-1".



    Этот космический аппарат стартовал к Марсу раньше всех — в 1962 году, но связь с ним была только на первой части маршрута. Уже неуправляемый аппарат пролетел мимо Марса на расстоянии около 200 тыс. км, поэтому первенство досталось Mariner-4 NASA в 1965-м. Иначе все бы звали самый большой каньон в Солнечной системе не Valles Marineris, а Dolina Marsodina.

    Под макетом зонда расположена длинная полоса черно-белого снимка марсианской поверхности, видимо из какой-то более поздней миссии. Фото не подписано, поэтому обращаемся к ближайшему музейному смотрителю, дремавшему неподалеку:

    — Подскажите пожалуйста, а это его снимок? — указываю на "Марс-1".
    — Да-да, его.
    — Спасибо…

    А на пути снова раритет: пульт управления "Луноходом". Оригинал этого пульта когда-то находился в Крыму, но под Ленинградом проектировали и ПрОП-М, и шасси "Лунохода", поэтому такие экспонаты неслучайны именно в Петропавловской крепости.



    Было бы круто "воскресить" пульт: поменять монитор, загрузить в него какой-нибудь симулятор марсохода/лунохода, и давать возможность посетителям поуправлять легендарным аппаратом, хоть и виртуальным. Пока же приходится полагаться только на свое воображение.

    Ощутить романтику освоения космоса, представить команды Подготовка к сеансу, Девятое колесо опущено, Расчековка антенны произведена, отдаваемые хорошо поставленным военным голосом, немного мешает детская мебель, расставленная неподалеку.



    Вероятно тут проводят занятия с младшими группами, но мне почему-то представились операторы "Лунохода", уставшие и довольные, после интенсивной рулежки по Луне, с радостным галдежом рассаживающиеся по разноцветным стульчикам, чтобы выпить по стакану молока и разойтись на тихий час.

    Дальше место пилотируемой космонавтики, но оно еще не готово.
    Ложементы — космические кресла — только устанавливают. Витрины оформляют.



    Поэтому на прощанье остается только приложить ладонь к белоснежной спускаемой капсуле "Союза-16".



    И найти выход, стараясь не перепутать его с люком "Бурана".



    Дверью не хлопаем, чтобы не потревожить спящего в углу космонавта…



    В общем, музей однозначно достоин посещения. В нем найдутся экспонаты, которых не найти больше нигде, или мало где. На дизайнерское баловство можно не обращать внимания (некоторые мелочи несложно исправить, и я надеюсь это будет сделано). Коллекция насыщенная, хоть и слишком быстро заканчивается. Думаю, по запасникам питерских предприятий пылится еще немало раритетов зари освоения космоса, и, надеюсь, они когда-нибудь доберутся до экспозиции.
    Метки:
    • +34
    • 8,4k
    • 4
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 4
    • +2
      Здорово, спасибо за экскурсию! Поеду на следуюей неделе туда, будет шанс увидеть своими глазами. Видимо, материалы надо будет искать самому; судя по диалогам со смотрителями, они того еще понарасскажут…
      • 0
        Где можно про судьбу ПрОП-М более детально прочитать, не подскажете? в вики как-то скудновато
        • +1
          Сам прочел бы, если б знал где. Попробую покопать эту тему.
        • +1
          Хотелось бы как-нибудь в будущем увидеть Вашу статью про самые первые отечественные шаги в деле покорения космоса, про довоенный и военный период. Ракеты ГИРД, ракетные самолёты, Бахчиванджи и прочее.

          Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.