0,0
рейтинг
23 августа 2012 в 18:11

Заметки по окончании курса 6.002 MITx из песочницы

С 5 марта по 10 июня мной был пройден дистанционный курс обучения Массачусетского технологического института по программе 6.002 MITx «Circuits and electronics».



Зарегистрировался из чистого интереса. Не был уверен в том, что найду время, справлюсь с английским и т.д. Но затянуло. Курс оказался настолько проработанным и интересным, что я отложил все дела и снова стал студентом.

Кто организует

Организатор курса – отдельное подразделение (MITx) удаленного обучения Массачусетского технологического института (MIT). Данный курс является пробным. Правительство США выделило средства, была создана платформа, которая опробована на приличной аудитории ( к началу курса на нем было зарегистрировано более 150 тыс. пользователей ). В настоящее время MIT объединяется с Гарвардом в целях создания общего ресурса удаленного обучения и к сентябрю в рамках «коалиции» EDX обещает представить список новых доступных курсов.
Курс был бесплатный и доступен всем желающим. Как будет дальше, пока не объявлено.

Как организован

Весь материал только на английском. По заявлениям организаторов, он рассчитан на 10 часов занятий в неделю – всего 14 недель.

Видеолекции

Обычно 2 лекции на неделю. Каждая лекция разделена на несколько фрагментов (около 10 фрагментов по 4-8 минут каждый). При просмотре лекций можно изменять скорость озвучки и вам доступны синхронные титры. С устным английским я далеко не на ты, так что пониженная до x0.75 скорость и субтитры были как нельзя кстати.

Задачи для закрепления материала

Несколько на одну лекцию. Проверить и подсмотреть ответ можно сразу же, увидеть полное решение только по истечении определенного срока. Ответы вводятся в текстовые поля. Чаще всего это результат вычислений в числовом или символическом виде, иногда буквы или цифры соответствующие правильным ответам.

Домашняя работа

Одна в неделю, состоит из нескольких задач. «Подсмотреть» ответ негде. Только если кто-то поделится в форуме,
хотя это противоречит «кодексу чести», которого все должны придерживаться. Количество попыток не ограничено

Лабораторная работа

Чаще всего с применение «sandbox» — встроенного схемного эмулятора с анализом во временной и частотной областях. Варианты решений – собрать правильную схему, выбрать правильные значения элементов, вычилить недостающие данные на основе измеренных. «Подсмотреть» ответ тоже негде.

Экзамены

Кроме еженедельной работы, запланирован один промежуточный экзамен (midterm) и один финальный экзамен. Во время экзаменов общение на форуме по вопросам экзаменов запрещено, количество попыток ограничено тремя. В помощь подготовки к экзаменам доступны дополнительные материалы (обзоры экзаменационных задач прошлых лет, краткие заметки и т.д.). Хотя в самом MIT чаще всего практикуется close-book экзамены, здесь на решение экзамена дают 24 часа и разрешение пользоваться любыми источниками. При отличном знании организаторы надеются что на решение уйдет около 3-х часов. Я финальный экзамен (10 задач, 47 вопросов) решал около 12 часов.

Оценки и сертификат

По результатам всех выполненных домашних, лабораторных работ и экзаменов баллы суммируются и выставляются оценки в процентах и grades (в США не «двойки» – «пятерки», а grades от F до А, А – это наша «5»). По окончании при хорошей успеваемости можно получить сертификат. Его можно напечатать и повесить на стену. Подлинность можно проверить по базе данных EDx/MITx. Из личных данных там только имя-фамилия. То, что вы его сами заработали или это не ваш однофамилец, подтверждается только «honour code» (кодексом чести, упоминание о нем есть на бланке).

Уровень обучения

Курс основан на книге лекторов, профессоров MIT, («Foundations of analog and digital circuits», A.Agarwal J.Lang 2005 г. 980 стр.), которая доступна на сайте в отсканированном виде. Книга мне очень понравилась. Жаль что ее нет в переводе на русском.

Не могу сказать, что курс был мне незнаком. Скорее наоборот. В 93 году я закончил радиотехнический факультет и полученные знания стараюсь применять на практике. Если не считать разницы в терминах (например, наш метод эквивалентного генератора у них оказался методом Thevenin), общие подходы к обучению очень похожи, наука у нас оказалась одна и та же.

Первые две недели мне показались скучноватыми. Курс рассчитан на студентов, знакомых с физикой (электромагнетизм, электродинамика) и математикой (интегралы, дифференциалы, комплексные числа), но нет знающих ничего дальше закона Ома. Но даже первые простые задачи (метод контурных токов, метод узловых потенциалов и т.д) составлены с практическим подходом (какой провод выбрать, как согласовать источник и нагрузку…). Следующие недели мне давались уже не так просто, особенно там, где нужна математика. Новыми для меня была теория расчета схем на FET (МОП-транзисторы) и на операционных усилителях. От студента требуется хорошее владение математическим аппаратом. (Например, нужно самостоятельно вывести коэффициент усиления малого сигнала схемы с общим затвором, имея формулу зависимости тока стока от напряжения на затворе).

Уровень реализации

Работаю я в сфере IT, так что этот курс мне интересен еще и с точки зрения средств и технологии организации удаленного обучения.

Курс выполнен очень и очень добротно. Начиная от движка и заканчивая работой преподователей и ассистентов. Сайт очень продуманный. Видео лежит на YouTube, проигрыватель по умолчанию Flash, но обещают и поддержку HTML5. На всех страницах с задачами встроенный калькулятор, которым хочется пользоваться. Очень интересно, как организован внутри замечательный «sandbox» — поделитесь, кто разобрался. За 3 месяца пользования сайтом лично я ни разу не столкнулся ни с каким из багов. В то же время в виде вики — разделов доступны для редактирования (не пустые) Course bags (for technical issues) и Course errors (for incorrect answers, etc.). То есть разделы об ошибках, которые доступны для редактирования всем и которые обязательно будут приняты во внимание. Об ошибке, которая могла повлиять на результаты выполнения заданий, было объявлено на главной странице сайта – и сроки выполнения домашних заданий были передвинуты.

Выверены все задачи. И с точки зрения постановки, и решения, и охвата материала. Чувствуется, что над ними долго работали. Очень понравился основной лектор – профессор MIT Ананд Агарвал. Понравился не только мне – об оценке его работы можно судить по количеству положительных отзывов на форуме (фанаты даже публикуют открытки и карикатуры в его честь).

Кто учится

Некоторая официальная статистика:

  • Всего зарегистрировалось 154 763
  • Решили хотя бы одну задачу 26 349
  • Открыли финальный экзамен 10 262
  • Получили сертификат (grade не ниже С ) 7157

По темам на форуме можно понять — учится весь мир. Венесуэла, Португалия, Китай, Индия, Вьетнам, Египет, Россия…. Интересно отслеживать менталитет людей на примере отношения к пресловутому «honour code». Северная Америка и Европа очень рьяно оберегают честь честных ответов, Южная Америка не брезгует поделиться ответами и даже бравируют этим. Честно говоря, я пару раз не смог отказаться от подсказок бразильских друзей. Возрастной диапазон и профессиональный состав доже достаточно широкий – есть старшеклассники, есть пенсионеры. Есть люди, которые хотят освежить уже знакомые понятия. Есть профессионалы в совсем других областях (юристы, врачи..). Есть радиолюбители и есть кто станет ими после окончания этого курса.

Немного скриншотов.

Примечание — скриншоты восстановлены в 2015 году по текущему курсу на сайте edx.org. Скриншоты 2012 года немного отличались, к сожалению утеряны картинки с успеваемостью и т.д.


Пример лекционного материала.

Лекции есть обычные (что-то пишут или рисуют на доске или листе бумаги), а есть с элементами шоу – например в данном случае лектор приносит в аудиторию электропилы и мы наблюдаем вместе со студентами MIT реакцию цифровых схем на помехи.


Пример лабораторной работы.


Пример домашней работы или экзаменационной задачи. Зелеными «галками» отмечаются правильные ответы, если ответ неправильный — ставят «красный крест».

Результаты работы видны в профиле пользователя. По правилам курса из 12 домашних или лабораторных работ берутся 10 лучших.

Выводы

1. Курс просто обалденный очень хороший. Он рассчитан не на самообучение (чем грешат большинство подобных площадок, с которыми я сталкивался), а на настоящее интерактивное удаленное обучение. Не уверен, что такой подход возможен для всех наук.
2. Как бы ни были мы разделены границами и языками, технические науки у нас очень похожи. Спасибо Петру I. И преподавателям моего института.
3. Форум людей со всего мира, объединенных общей задачей – это здорово. Надо учить английский – если лекции и задачи я понимал, то в форуме иногда очень тяжело приходилось.

P.S. Заметки через 3 года. осенью 2015 года заинтересовался судьбой пройденного мной курса. Изменения следующие:
1. Курс переехал на другую площадку — под крыло агрегатора edx.org. На EDX теперь уйма курсов от разных университетов (в том числе и от MITx), это тема другой статьи.
2. Курс разделили на 3 части, подозреваю что теперь он более углубленный. Все три части вроде рассчитаны на 17 недель
3. Курс теперь стал «self-paced» — для самообучения. Вроде бы можно начать в любое время и переходить на следующие темы по готовности.
4. Активно предлагают подписаться на получение платного сертификата по окончании — стоит это 49$

ХАБРАХАБР: MIT выпустил первый «полностью автоматизированный» онлайновый курс;
ХАБРАХАБР: MIT и Гарвард вкладывают 60 миллионов долларов в дистанционное обучение;
EDX, здесь можно подписаться на новости удаленного обучения от MIT и Гарварда.
Валерий Шиманский @vertu77
карма
18,5
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (35)

  • +9
    Знания с каждым годом становятся все доступнее, любой человек при достаточной заинтересованности и мотивации может овладеть ими. Важнейшей чертой современного человека и молодого сотрудника является «любознательность». К сожалению, во многой степени пойти против сложившейся системы образования, значит пойти против общественного мнения, известный афоризм «без бумажки ты не человек» принимает сегодня довольно раздражающий характер.
    • +1
      Полностью солидарен с вами, но согласитесь, что самомотивация, заинтересованность и т.д не всегда являются лучшими стимулами для обучение. Все же, в классическом (очном) образовании есть свои плюсы: не сдал — вылетел из ВУЗа сразу, что сильно мотивирует учиться + конечно хороший интерес к деятельность.
      • +2
        Это если есть мотивация учиться в вузе, хотя бы понимание (необязательно верное) того, что диплом поможет при трудоустройстве. А когда разрываешься между интересной работой и неинтересной учёбой…
        • 0
          Учиться ради «корочки» — это очень странно. Что касается того же программирования, для его изучения вуз не особо и нужен, он лишь ускоряет в разы процесс обучения.
          • 0
            Почему странно? Думаю, большая часть студентов учатся только ради диплома, плюс немалая ради отсрочки от службы в армии.

            А ускоряет или нет сильно зависит от вуза и конкретных преподавателей.
      • +1
        Эта «мотивация» в лице армии имеет еще обратную сторону медали:

        Люди на втором курсе понимают, что им не интересно это и, что работать по специальности они не будут, в итоге вместо того, чтобы сменить специальность они теряют время в ВУЗе и проплачивают/списывают экзамены.

        У нас так было многие поступили на радиоэлектронику и поняли, что это не тка интересно/перспективно и мучались.
        При этом выпустившись многие занялись интересными вещами и вполне успешны в них, ребята не глупые.

        • 0
          Хорошо, что их научили учиться. Плохо, что учили на предметах, которые не будут востребованы.
          • 0
            Да они почти не ходили, их научили «крутиться» — это да.
  • 0
    Круто, надо будет собраться с мыслями и обязательно попробовать.

    Интересно посмотреть со временем, приживутся ли такие сертификаты в резюме, и будут ли их серьезно воспринимать HR отделы.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • 0
        Наверное имелось в виду будет ли наличие таких сертификатов в резюме хотя бы не минусом. Например, сертификаты intuit.ru мне рекомендовали больше в резюме не упоминать.
        • 0
          Если не секрет — почему?
          Я лет 10 назад их курсы проходил, вроде не совсем плохие были.
          • 0
            Типа очень некачественный контроль знаний, а сами знания неглубокие, чистая теория без практических применений.
        • +1
          Эти сертификаты спровоцируют вопросы, а ответы на них дадут вам много плюсов и любви от берущего интервью.

          Те, кто придает значение сертификатам как таковым и что-то там рекомендует не писать — идиот и плохой HR.
          • 0
            Ну какие вопросы может спровоцировать сертификат типа «Язык разметки HTML 4», которые не задали бы при собеседовании на веб-разработчика?
            • 0
              А, ну так это дело уже в вас, а не в intuit.ru. Когда идете инженером в КБ работать, справочку о школьном курсе черчения конечно прикладывать не надо.
              • 0
                Ну, в требованиях вакансий стоит «знание HTML», я прикладываю к резюме ссылку на сертификат об окончание соответствующего университетского курса по нему, мне говорят что она производит плохое впечатление, потому что там одна теория и никакой практики, и лучше не прикладывать, а просто написать, что приходилось верстать.
  • +1
    Интересно как все большее количество хороших онлайн курсов от ведущих американских университетов поменяет мир лет эдак через 10-15… Хочу это увидеть.
  • +3
    1) sAndbox
    2) знания не «похожи», а используют одинаковый математический аппарат, отсюда следуют сходные пути обучения
  • +2
    с 5 сентября начнется новый «учебный год», записался, попытаюсь совместить с универом)) там, кстати, довольно интересный курс «Искусственный интеллект»
    • 0
      А ткните ссылкой, плз, где можно имеющиеся курсы посмотреть?
  • +4
    Знаете, когда читаешь такие статьи возникают смешанные чувства. Во первых, немножно чувство зависти, т.к в моем вузе у меня 24/7 учеба (МФТИ) и совсем не остается времени на такие интересные штуки, как в Coursera или MITx. Но во вторых, ты осознаешь, что достаточно много курсов (по крайней мере о computer sc, математике, физике) уже были прочитаны в твоем вузе, но потом ты осознаешь, что очень хочется проверить «чему же учат „там“ и отичается ли „их“ образование от „нашего“». Хочется учится, но либо нет времени, либо материал уже в целом знаком)
    • +3
      Если не остается времени — значит у вас хорошие курсы в университете, так что не сожалейте. Почти все курсы на курсере на самом деле облегченные по сравнению с настоящими и, для тех кто проходил их в универе, сгодятся только для освежения знаний.
  • +3
    Странно, почему пост «из песочницы»? А как появился тогда вот этот комментарий: habrahabr.ru/post/145868/#comment_4919590?
    • 0
      видимо долго лежал в черновиках
    • +1
      Добрый день.
      Сначала я написал этот пост и отправил в песочницу. Долго ждал публикации, служба поддержки ничего конкретного не ответила. После этого пришел инвайт от «НЛО» и был опубликован похожий на мой пост . Я решил опубликовать свою информацию как комментарий к нему, о чем и написал — «Информация, приведенная ниже, готовилась ка топик для Хабра в «Песочницу». Публикую ее как комментарий, может кому пригодится.»
      • 0
        Ха, у меня был похожий случай. Написал в песочницу, пост не прошел модерацию. А вскоре появился очень похожий пост. Как я рвал и метал!!!
    • 0
      То есть этот пост где-то лежал больше двух месяцев, опубликован он был без моих дополнительных действий.
  • 0
    а многие ли курсы повторяются? или в основном 1 раз провели и все?
  • 0
    А сколько это всё добро стоило в рублях?
    • 0
      Ой сорри туплю. _Был_ бесплатным.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.