Пользователь
0,0
рейтинг
26 сентября 2013 в 14:21

Организация кружка электроники и робототехники в Москве из песочницы

Хотел бы рассказать о своем опыте организации кружка электроники в обыкновенной московской общеобразовательной школе. Это, может быть, и не очень соответствует тематике Хабра, но во-первых посты об образовании (высшего, дополнительного, за рубежом, интерактивного и т.д.) здесь появляются довольно часто, а значит интересны многим. И, во-вторых, сегодняшние школьники, которые увлекаются IT, электроникой и робототехники это, по сути, завтрашняя аудитория Хабра, не так ли?
image


Мотивы

Так стеклись обстоятельства (с), что примерно 1.5 года назад у меня появилось достаточно много свободного времени, и его хотелось бы как-то плодотворно использовать. Я подумал, что надо бы заняться саморазвитием: давным-давно хотел, наконец, освоить FPGA, например, или получить какой-нибудь сертификат, или реализовать некоторые из своих небольших embed-проектов (попутно записался на курс MIT 6.002x на сайте edx.org и даже в декабре успешно его закончил). Но уже довольно давно в голове засела мысль, что все это на самом деле лишено какого-то глобального смысла и конечная цель неясна. Кроме, конечно, получения зарплаты и удовольствия от самого процесса. А вы никогда не задумывались над этим? Что будет после того, как вы разработаете и напишете какой-нибудь крутой игровой движок, или очередной сайт для крупного заказчика, пусть даже очень быстрый и удобный, или запрограммируете еще один контроллер на каком-нибудь производстве, собранный на последнем самом быстром MCU с кучей периферии и километрами проводов? Что останется через много лет от всего этого в сухом остатке? В общем, после всей этой невеселой философии, я подумал, что должно быть что-то кроме этого и надо заняться чем-то другим. Вспомнил, что в школе у меня был радиокружок. Он просуществовал совсем недолго, и никакой системы в занятиях не было. Преподаватель тогда сам не знал, чему же нас можно научить. Однако мне все равно нравилось туда ходить, в электронике была какая-то необъяснимая притягательность, загадочность и настоящая магия! Получается, что радиокружка давно уже нет, никаких школьных поделок не сохранилось, а положительные эмоции еще есть. В общем, решил попробовать самостоятельно организовать нечто похожее. Для ребят это будет интересно и (надеюсь) полезно, для меня — совершенно новый опыт, что тоже полезно. К тому же, когда что-то пытаешься объяснить другим, то и сам начинаешь понимать, о чем идет речь.

Прошлогодняя история, или первый блин

Летом прошлого года я начал думать, где бы мне все это организовать. Вариантов было всего 3: на базе какого-то образовательного учреждения; в детском доме творчества (такие, как ни странно, еще есть в Москве и прекрасно себя чувствуют); самостоятельно снимать подходящее помещение. Последний вариант, конечно, крайне нежелателен, потому что кроме собственно платы за аренду надо будет оформить какое-то неимоверное количество бумажек, справок и разрешений от всех проверяющих органов: пожарные, санэпидемнадзор, коммунальщики, еще кто-нибудь примажется… Да и денег на аренду все равно нет (занятия однозначно должны быть бесплатными), не говоря уже о деньгах на справки. Вариант с домом творчества тоже оказался не лучшим. Ближайший ко мне (на Рязанском проспекте, возле ТЦ «Город») оказался все равно слишком далеко, чтобы можно было туда быстро доехать после работы, да и от метро не близко. Хотя я все же туда зашел, но так и не нашел никого из администрации (летом, естественно, там никого). Остаются образовательные учреждения: у них обычно все в порядке с помещениями, с проверяющими органами и с, собственно, наличием детей.

Открыл карту и стал смотреть, что есть в окрестностях моей работы и дома. Относительно недалеко от работы нашел детский дом (кстати, удивился насколько много детских домов для умственно отсталых детей, а так же коррекционных). Выбрал детский дом, а не школу, потому что мне тогда казалось, что именно им, по идее, надо бы помогать по мере возможностей. Зашел на их сайт, нашел почту и отправил электрописьмо с предложением вести занятия. Прошло несколько дней, а в ответ вообще ничего. Ладно, наверно людям не до этого, или может там вообще e-mail читать просто некому. После работы позвонил, но пообщаться получилось только с охранником, администрация на работе не задерживается. Через пару дней, перед работой, поехал туда сам. На этот раз даже охранника на посту не оказалось, и, погуляв по первому этажу, я прождал его минут 10. Когда он все же появился и позвонил заму по учебной работе, я поднялся на второй этаж и стал опять ждать в коридоре. Еще 20 минут, ребята как раз вернулись из школы, все туда-сюда ходят, но ко мне никто так и не идет. Через полчаса, наконец, встретился с сотрудницей дет. дома, прошли в ее кабинет и я рассказал кто я, кем работаю, чего хочу и что предлагаю организовать. Она, вроде бы, заинтересовалась и проводила меня в старшую группу. Насколько я понял, там парни от 13 до 18 лет. Так же там была их воспитательница. Но на месте было всего трое ребят: один где-то лет 13, второй приблизительно 15 и самому старшему 18 лет. Старшего пригласили специально послушать меня, он особо и не хотел. А средний не отрываясь играл на компьютере в FIFA. Я сел и за 15-20 минут рассказал вкратце о том, что за занятия предлагаю организовать: про ползающих и летающих роботов, программирование, микроконтроллеры, участие в конкурсах, изготовление подарков на Новый год и дни рождения, про рисование печатных плат, паяльники, Arduino и так далее. Естественно, все это в таком виде, чтобы неподготовленный хоть что-то да понял: на примере сотовых телефонов, машин, телевизора, новогодних гирлянд и того же компьютера. Мне кажется, что довольно много ребят, которые интересуются техникой, уже в этом возрасте понимают о чем идет речь, хотя и очень отдаленно. Я был практически уверен, что такие занятия их заинтересуют.
Однако ничего подобного! Парень, которому было 15, отвлекся от компьютера и поинтересовался, смогу ли я научить их торговать на интернет-бирже Forex. Сказал, что у него уже есть на счете какое-то количество денег и было бы здорово их приумножить. На это я ответил, что радио это не экономика, и вообще такие биржи лишь выманивают деньги, и чтобы на этом зарабатывать надо хорошо знать экономику, математику, статистику, но в любом случае это не то чем предполагается заниматься. Зато можем научиться программировать, а программирование ему может помочь и в этой области! Но парень только расстроился и вернулся к FIFA. Я решил поговорить с самым старшим насчет его учебы. Узнал, что он учится в железнодорожном колледже и что все эти моргалки и свистелки ему так же до фонаря. Может, думаю, у них просто в колледже и без того полно всякой электроники с ТАУ преподают? Может автоматика, или связь, или телеметрия — на железной дороге такого очень много. Ничего подобного — он просто учится на машиниста! (да простят меня машинисты за такой тон) Что ж, стал рассказывать насколько интересно разработать что-то для той же ж/д, разобраться с какой-нибудь системой управления, покопаться со связью и т.д. И вообще на ж/д огромный простор для автоматики! Но нет, парень сказал, что и так, в общем-то, все что нужно умеет и особенных плюсов для себя в занятиях не видит. Я, честно говоря, был слегка не готов к такому повороту. Все равно сказал, что позвоню через пару дней и, если ребята решат попробовать, то организуем группу. Мне уже надо было бежать на работу (почти обед), я попрощался и ушел. А через два дня позвонил и воспитательница сказала: «Вы же понимаете, ребята у нас избалованы всякими кружками. Похоже, они к вечеру уже и забыли, что вы приходили. К тому же, самый старший сейчас собирается жениться и ему не до вас. Давайте вы придете и еще раз попробуете поговорить, но уже с другими детьми?»

Выводы такие:
1. Складывается впечатление, что никому, кроме меня самого, это вообще даром не надо. Ни заведующая, ни воспитательница даже не попросили мой телефон (хотя, конечно, все мои контакты я оставил еще в первом письме). Я сам на выходе оставил свою визитку. К ребятам вопросов, конечно, быть не может, все же они дети и еще не понимают что к чему и что на самом деле им нужно. Но в 18 лет уже можно как-то думать о своем будущем. Хотя вполне может быть, что это я неинтересно все рассказывал и не смог их заинтересовать.
2. Обстановка в дет. доме совсем не производит впечатления, что им не хватает на что-то денег. Нормально отремонтированное здание, хорошие большие телевизоры во всех комнатах, у многих ребят телефоны лучше, чем у меня, компьютеры, нормальные мониторы, парты и так далее. Но не понятно, что с ними будет, когда они в 18 лет отсюда уйдут. По-моему, никто не думает о том, как они будут себя обеспечивать после выпуска.
Так в прошлом году у меня пропало всякое желание дальше этим заниматься.

Попытка номер два

Шло время, и зимой я опять стал задумываться об этой идее. К тому моменту уже прочитал все, что мог найти в интернете, про организацию радиокружков и даже нашел несколько специальных книжек еще советских времен. Некоторую полезную информацию почерпнул на РадиоКоте, а так же пообщался с двумя людьми, которые как раз ведут подобные занятия (привет Вадиму и YS). Робкая попытка найти единомышленников на работе результата, к сожалению, не дала, так что предстояло изобразить что-нибудь в гордом одиночестве. Ну и ладно!

В начале лета собрался, наконец, с духом и пошел в школу. У меня прямо рядом с домом аж целых 3 школы, стоят почти стена к стене. В первой школе охранник оказался изрядно под градусом и сначала вообще не понял, что я хочу (наверно, сказывается лето). Потом позвонил кому-то, но после объяснения ситуации практически сразу же положил трубку и сообщил мне, что здесь во мне не нуждаются. А я ведь даже никому не успел объяснить, что именно я, собственно, предлагаю! Очень обнадеживающее начало, да… Решил все же еще раз попробовать, раз уж школы все равно рядом. Зашел во вторую. Тут охранник оказался вполне нормальным, но он сообщил, что школа для умственно отсталых детей и все равно в школе летом никого из администрации и канцелярии нет. Что ж, пошел в последнюю школу. Снова охранник, снова я представился и кратко описал что предлагаю. И тут тоже никого не оказалось, но зато «директор вот только что ушла! Иди, догони». И действительно, на ступенях лестницы я догнал женщину и представился, она оказалась директором этой школы. Опять коротко рассказал кто я, откуда взялся и чего хочу. Она узнала, работаю ли я и какое у меня образование. И, кажется, что мое предложение ее заинтересовало. Наконец-то! Мы договорились, что я приду через несколько дней для более подробной беседы.

Я пришел в назначенное время и стал дожидаться своей очереди, чтобы попасть к директору (еще бы, тут выпускные экзамены ведь, у всех понятные проблемы, и к тому же учителя тоже хотят свои проблемы решить). Наконец меня пригласили, и я более подробно описал предполагаемую программу занятий, количество часов в неделю и материальную базу, а так же из скольких человек будет состоять группа. Директора в общих чертах все устроило, к тому же в школе никаких подобных кружков до этого времени не было (я и не очень в этом сомневался, конечно).

Но тут меня ошарашили тем, что надо будет официально устраиваться на должность преподавателя дополнительного образования. Как оказалось, просто так вот прийти в школу и устроить любые (пусть и бесплатные) занятия нельзя. Если честно, до этого момента я как-то не подумал об этом, хотя это конечно правильно и логично: нельзя подпускать к детям кого попало. Я был совершенно не готов к такому повороту, ну да делать нечего. Секретарь начала рассказывать какие справки и документы мне надо будет собрать. Я столько в своей жизни никогда не собирал:
  • оформить мед. книжку
  • справка МВД об отсутствии судимости
  • справки из наркологического и псих. диспансеров
  • справку из КВД
  • копию трудовой книжки с места работы (я же устраиваюсь по совместительству)
  • паспорт, СНИЛС, копию диплома и ИНН

Тут руки у меня в очередной раз опустились… «Оформить мед. книжку» это не просто ее получить. Это значит сначала получить новую пустую книжку, затем пройти всех мыслимых и немыслимых врачей в своей поликлинике, а потом еще прослушать какую-то лекцию в санэпидемстанции и поставить голограмму. Получить справку из МВД гораздо проще — надо просто два раза смотаться к черту на рога, с промежутком в месяц. Справки из нарко — и психдиспансера, оказывается, даются только по месту прописки. В КВД я ни разу не был, тоже удовольствие очень сомнительное. В общем, когда я в канцелярии школы брал направления на получение этих справок, то даже не подозревал на что подписываюсь. Если найдутся желающие, то я могу написать еще одну большую статью про получение всех этих бумажек, потому что при их получении я собрал, наверно, все грабли, которые существуют. Изначально хотел уместить все в один пост, однако это совершенно отдельная, полная приключений и неожиданных открытий, песня (вот тут сильно хочется сказать что-нибудь матом. Но я не буду).

Итак, к началу сентября (ну, где-то ко второй неделе) я смог все же получить все требуемые бумажки. В школе познакомился с женщиной, которая координирует направление доп. образования. Она объяснила, как ребята записываются во всякие кружки, а так же дала требования к программе дополнительного образования. Согласовал с ней количество и продолжительность занятий. Написал заявление о приеме на работу и подписал его у директора. Затем отнес в отдел кадров все документы, заполнил анкету для получения банковской карточки и написал автобиографию, которую пишут все учителя (это тоже довольно интересный момент. Надо кратко перечислить своих родственников, род их занятий, а так же написать о своем образовании, месте работы и своих увлечениях). Хоть я о зарплате вообще ни с кем не говорил, но банковскую карту все равно пришлось оформить, я же теперь не кто-нибудь, а преподаватель…

В итоге с пятницы, 13 сентября, я школьный учитель. Дальше самое главное — набрать группу для занятий. Я составил объявление, которым надеялся привлечь ребят, и расклеил его в школе на самых видных местах. Кроме этого оказалось, что школа представляет собой не одно здание, а целых три. Так что я разместил объявления еще и там. Плюс к этому удалось договориться, чтобы в одном из зданий школы я прошел по классам (с 6 по 10) во время уроков и коротко рассказал ребятам о кружке. Как это ни удивительно, но за 5 дней по объявлению мне никто так и не позвонил. Ни один ученик и ни один родитель. Оставалась надежда на то, что удастся привлечь ребят своим анонсом. Утром пришел в школу, мне в помощницы дали учительницу начальных классов и вместе с ней я обошел 10 классов (по 2 класса в параллели) с двухминутным рассказом о занятиях электроникой и робототехникой. Тут эффект был гораздо сильнее: было видно, что некоторые заинтересовались, некоторые даже стали задавать вопросы. На следующей же перемене на занятия записались 5 или 6 человек, причем самой первой записалась девочка! Я немного удивился, но это ведь даже здорово. На этом моя кампания по привлечению юных техников была окончена, я уехал на работу.

В итоге, через несколько дней, в списке желающих заниматься было 12 человек. В основном это шести- и семиклассники, но есть двое из 9-ого. Как я понимаю, у старшеклассников интересы несколько иные. За время записи мне даже дважды звонили родители одного второклассника и одного третьеклассника, но, на мой взгляд, для них такие занятия будут слишком преждевременны. Так же на прошлой неделе я составил программу, наличие которой требует министерство образования, и разместил в школе объявления о первом занятии.

Заключение

На этом я хотел бы закончить и без того длинный пост. Пока не знаю, получится ли что-то из моей затеи или нет, но как я убедился организовать занятия вполне реально. Очень многое осталось за рамками и мне есть что рассказать:
  • какая запланирована программа занятий
  • какие проекты предстоит реализовать ребятам
  • что с материальной базой кружка (всякие паяльники, вытяжки, макетные платы, компьютеры, электронные конструкторы, покупка в китайских магазинах и т.д.)
  • как проходило оформление документов и справок
  • А еще сегодня состоялось первое занятие!

Так что если хабрасообществу интересно что-то из перечисленного, то вы знаете что делать.
image
@GoodSolder
карма
81,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (150)

  • +18
    Хорошее дело вы начали.
    Самое главное, что Вы научите этих 12 ребят (а может и больше) смотреть на меняющийся мир глазами инженеров, программистов, создателей!
    • +3
      смотреть на меняющийся мир глазами инженеров, программистов, создателей!

      Попахивает (хвостовой) рекурсией ;)
  • +1
    Как вы думаете, можно ли в школе использовать ПЛИС?
    Или детям это слишком рано? Все таки среда программирования той же Альтеры — Quartus II англоязычная.
    есть сайт marsohod.org
    Там на базе простой плис делаются в том числе и простые устройства вроде машинки едут по полосе или выезжают из лабиринта. Или вообще управляются через мобильный телефон по wifi www.marsohod.org/index.php/projects/plata1/205-carctrlandr
    • +5
      я бы сказал — даже нужно — чтобы взгляд правильный сформировать — фундаментальное мышление — знать как работает цифровая техника, а не просто черные ящики. Мне вот в школе говорили, что «ну там нули и единицы», а что они делают эти нули и единицы и как при помощи них вычислять что то — не сказали(скорей всего потому что сами не знали). Хотя бы основы дать надо такие. И верилог необязательно давать — верилог он для сложных проектов, когда понимаешь, что уже зашиваешься и рисовать уже сил нет — для основ — понятней будет рисованиие схем
    • +1
      Булеву алгебру и так объясняют на уроках информатики. Думаю, что рисовать простые логические схемы дети при желании смогут. (именно рисовать в редакторе среды разработки, а не описывать на HDL языках)

      Проблему вижу в том, что ПЛИС — дело довольно дорогое по сравнению с микроконтроллерами, например.
      • 0
        www.altera.com/education/univ/materials/boards/de0/unv-de0-board.html
        да ладно там — че школа пару сотен баксов не найдет для покупки парочки таких плат
        • +2
          Пару сотен баксов? Может быть, деньги такие в школах и водятся, но 1) это кружок и финансироваться будет по остаточному принципу, 2) школа должна обосновывать свои траты, как-никак 3) найдёт ли понимание такая покупка у директора и бухгалтерии.

          Поверьте, даже компьютеры в подмосковных школах, например, давно устаревшие и в плохом состоянии.
          • +5
            Вот больше всего убивает отвратительное распределение финансов в этом деле



            А теперь викторина, угадайте, что делают детишки на макбуках?

            ответ

            • 0
            • –1
              Долго вглядывался в экран, винды не увидел. Что не нравится-то?
              • 0
                Гм, а я ничего про винду и не говорил.
                Я о том, что не было бы много полезней закупить для перетягивания картинок нечто более простое, а на разницу оснастить десяток классов труда микроконтроллерами и паяльными станциями, например.
                • +3
                  А другой проблемы с маками я не вижу. Хорошие компы для детей.

                  Маки для школ выбрать просто — просто купить нечто от производителя Apple, и можно быть уверенным что оно будет минимально глючить, на нем не будет вирусов, и оно проживет как минимум дольше среднего ноутбука на винде. Вполне адекватное решение, и если бюджет позволяет — все хорошо.

                  А вот паяльными станциями — уже труднее. Как обосновать траты? Ну вот есть в бюджете статья на обеспечение компьютерных классов. А сказать бухгалтерии «мы купили ноутбуки чуть дешевле, а на разницу(какую разницу, откуда она взялась? разницу по сравнению с чем?) купили оборудование в класс труда» не получится.
                  Хрен с ними, допустим с бухгалтерией все улажено. Какие станции? Какие контроллеры? Программаторы? Припой? Текстолит? Макетные платы? Проводки? Надо на чем-то программировать. Компы? Надо туда поставить среду для разработки. Какую? Причем это все не в одном экземпляре, а х15 минимум. Даже я так сразу не скажу что и как покупать, а вы предлагаете это отдать на решение учителям.
                  А на сладкое — надо как-то скоординировать закупки. Даже в москве это ужас какой-то. В ЧиД есть большая часть, но очень дорого, и то не все. В остальных магазинах есть много чего, но по одной штуке в каждом магазине.
                  В китае есть все и дешево, но вам оттуда никто купить не даст — документов то для бухгалтерии нет.
                  • –1
                    Дорогие и не нужные. Для обучения достаточно обычных ноутов с debian (ну ок, ubuntu) на борту.
                    А так-то вы правы, страна победившего бюрократизма
                    • +5
                      Нет ноутбуков с убунту на борту в магазине, чтобы все работало хотя бы на уровне винды и не глючило. Ну вот не и все, «то лапы ломит, то хвост отваливается». Давать такое детям — ужасно. В винде все работает относительно нормально, но вирусы.

                      А так-то вы правы, страна победившего бюрократизма

                      Взрослый мир, привыкайте. Просто пойти в магазин и купить что хочешь — не получится. Все эти вопросы решаемы вполне, ничего серьезного и неосуществимого. Нужен только человек, который будет работать и гореть этим делом. Осталось малое — найти такого человека в каждую школу.
                    • 0
                      Вы не поверите, но в последних поставках в Москве — и макось, и винда, и какой-то линукс. Во как!
                  • +1
                    В чем то Вы правы, да компы неплохие. Но боюсь при выборе этой марки ПК, руководствовались другими критериями. А именно — маржа в случае техники Apple, в среднем, заметно выше чем у прочей техники. А следовательно — величина отката будет больше.

                    Ну а что до вирусов. Можно взять ПК на Windows, настроить виртуалки и пусть школьники в них работают. А школьный эникей присматривает за этим. Или даже не ПК, а тонкие клиенты и сервер для них. В таком случае контролировать вирусную активность будет проще.
                    • +3
                      Настраивать всё это кто будет? Штатный нормальный админ в школе? Или учитель информатики будет тонкие клиенты поднимать? И не выйдет ли зарплата админа дороже сэкономленного?
            • 0
              Сам за такими в школе сидел (не Москва). Правда там была WinXP.
              Ужасные TN матрицы и «резиновый», быстро пачкающийся тачпад. Провода на зарядках ломались только так.
            • 0
              Лого-миры, которые у Вас на фотке, весьма хорошая программа, но под винду есть только старая версия, с меньшими мультимедийными возможностями.

              Сами макбуки, комплектом на класс и с специальным колёсным шкафчиком и беспроводной точкой доступа к сети — раздавали по школам в массовом порядке, насколько я понимаю, по инициативе Apple с её партнёрами, в частности ДПИ, с весьма большим дискаунтом. Яблочная компания очень сильно заботится о пополнении своей клиентской базы!
            • 0
              А вы не могли бы словами написать, что они делают?
              • 0
                habrahabr.ru/post/195340/#comment_6779812 — они занимаются «перетягиванием картинок» ;)
                • 0
                  Ха-ха! Вы невнимательны. В ответе парень на первом плане программирует. В Перволого.
            • 0
              о боже, у них неправильные мышки
        • 0
          Ну и как вы представляете отладку чего либо 12(а в идеале больше) ребятами из кружка на 2х платах, при том, что домой они платки унести не могут и у них есть 3-4 часа в неделю.
    • 0
      Вообще сильно зависит от подготовки школьников. Ведь школы бывают очень разные. Та, в которую устроился, — самая обычная общеобразовательная школа. К сожалению, информатики по сути ни у кого не было, и только один парень сказал, что кое-что писал на Си. Еще один принес самодельную зарядку: два NiMH AAA аккумулятора последовательно с одной Li-Ion банкой, и на конце всего этого USB розетка. Смешно, конечно, но все равно видно что он хоть интересуется и что-то пытался сделать.
      ПЛИС это очень интересная и перспективная тема. Но она слишком сложна для совсем уж начинающих. А по поводу английского языка я подумал еще до занятий и составил специальную анкету с вопросами, чтобы примерно оценить уровень подготовки школьников. В том числе там был которкий текст на английском для перевода. Вот в субботу и посмотрим что их этого вышло.
    • 0
      Вы шутите? ПЛИС в школе? Зачем девочке Маше, что увлекается литературой, ваша ПЛИС? Это же ей нужно будет рассказывать про дешифраторы, буферы, триггеры, счётчики и т.д. Большей части детей это нафиг не нужно. Если в качестве кружка — пожалуйста, но не в качестве основной школьной программы. Также придётся слишком долго вводить их в курс дела, иначе всё это будет лишь поверхностно.
      Я понимаю, что всем нам тут хотелось бы это изучать в школе, но не стоит забывать, что есть и другие дети, у которых совершенно другие интересы.
      • +1
        чет пока учился — ни одного не видел кто бы литературой увлекался, да и кто говорил про основную программу? у нас для основной программы православие есть
  • +3
    А вы какие-нибудь девайсы показывали? В смысле, когда приглашали детей на свой курс.
    Это всегда действует очень сильно — когда показывают что-то реальное и говорят «вы научитесь делать вот так».
    • +2
      Да, я на первое занятие притащил целую коробку разных плат и датчиков. Ребята конечно сразу набросились и стали гадать что это такое. Постарался объяснить в двух словах. Там были платы Arduino, STM32 несколько штук, MSP430, телефонный модуль, датчик движения, ультразвуковой дальномер, еще горсть разных контроллеров. Кстати плата marsohod у меня тоже есть, я ее как раз для освоения с ПЛИС когда-то брал. Но над понимать, что для ребят между ними пока вообще нет никакой разницы. Как оказалось, у них практически не было информатики и они имеют очень смутное представление о программировании. Я сейчас склоняюсь к тому, что надо сделать акцент на Arduino. Освоить все на свете мы все равно не успеем никогда. Нужна простая и понятная программа занятий.
      Вообще думаю надо написать еще один пост про то, как прошло первое занятие, это было довольно интересно. В субботу будет второе — вот после него и займусь.
      • +3
        Не, шилды это, конечно, хорошо, но я про законченные устройства. Роботов каких нибудь, например показать. Чтобы заинтересовались.
        • +1
          Верно, нужно не элементной базой дразнить, а уже готовыми девайсами. Примеры:

          1) лодка с моторчиком и рулём на двух релешках, управляемая по радио
          2) машинка с моторчиком, аналогично
          3) вертолёт или квадракоптер
          4) луч, считающий школьников на входе в школу и нужные кабинеты
          5) двигатели штор с конечными герконами и фотореле
          6) ик-датчики движения в кабинетах и пульт в учительской
          7) датчики дыма и протечек в туалете (пульт в учительской?)
          8) система полива в зеленом уголке или на даче
          9) авто кормушка для котов/собак/рыбок/попугаев, работает по расписанию
          10) ружье гаусса, умное переключение катушек при движении пули
          11) прослушка младшего братика/младенца (если проснется и заплачет)
          12) как из компа сделать систему видеонаблюдения
          13) система объявлений/тревоги по школе
          14) сигнализация в квартиру, на дачу или в гараж отцу
          15) gps-маячок отцу в машину или себе на велик
          16) электродвигатель, контроллер и управление на электровелик
          17) электромобиль своими руками! это уже года через три :)
          18) ветряк своми руками, контроллер заряда аккумулятора
          19) автомат продажи газировки/шоколадок по 5/10 руб. монеткам
          20) турникет по отпечатку большого пальца правой руки

          Короче, нужно чтобы девайс был применим для школьника, его дома или школы.
          Нужно чтобы школьник видел пользу своего труда в реале, так сильнее «зацепит» самого созадателя, а заодно и других в кружок привлечёт.

          Работу же элементов разбирать при реализации конкретного девайса. Чтобы в целом было понятно как работает элемент и по каким параметрам подбирать аналоги.
          • 0
            Как-то всё перечисленное Вами ощущается унылым… Не тянет и не вдохновляет.

            гексаподы и квадракоптеры нынче моднее

            3D-принтерная головка на октаподе — и готов паук, которым можно заморачиваться в плетении разных узоров на поверхностях
      • 0
        А где школа расположена? Интересно было бы на второй урок посмотреть.
        • 0
          Школа расположена на северо-востоке Москвы. Если есть желание чем-то помочь или поучавствовать — буду только рад!
          • 0
            адрес подскажите — как раз работаю в тех краях
            • 0
              Отписал в личку
              • 0
                Мне тоже. И почту свою, а то мне уже два человека написали, спросили как с вами связаться.
                • 0
                  Уже 6 человек. Думаю, ничего страшного не будет, если я оставлю почту для связи с ТС тут: goodsolder@gmail.com
                  • 0
                    А он сам, что, не мог?
  • 0
    Очень интересует материальная сторона вопросы — кто закупает все необходимое для работы — те же компоненты и инструменты, сколько на это требуется денег в месяц/полгода? Например на ту же группу в 10 человек.
    • +4
      Я когда все это начинал, то ни на кого рассчитывать не хотел. Подумал, что на 5 — 10 человек я и сам могу все необходимое достать. С приборами, конечно, тяжело пока. За лето в китайских магазинах накупил несколько набороб компонентов. Там же купил большую беспаечную отладочную доску (ну bread board короче) и несколько разных датчиков для начала. Так же купил на митинском паяльник (да, пока всего один, но так и паять из них никто еще не умеет), всяких флюсов и припоя завались… На первом занятии один парень предложел в качестве своего проекта коробку с кодовым замком — у меня для этого есть сервоприводы, светодиоды и клавиатура. Другой захотел сделать универсальный ИК-пульт. Для этого есть макетка, ИК-диоды, контроллер. Надо только корпус подобрать. Еще один вроде бы проявил желание сделать самостоятельно нормальное зарядное устройство для телефона — тоже комплектуху найду… В общем, буду решать вопросы по мере их поступления.
      Кроме этого, дирекция школы говорит, что финансировать будут в зависимости от результатов. Так что все зависит от нас. Я пока планирую сделать так, чтобы к новому году ребятам было что показать
      Постараюсь написать пост про первое занятие — там более подробно обо всем этом расскажу.
      • 0
        А что дирекция школы склонна считать результатами?
        • 0
          Я точно не знаю, какие у них критерии. Но думаю, что все как всегда: участие в выставках, школных конференциях, стенгазеты и так далее.
          • 0
            Стоит уточнить, могут быть тонкости…
      • 0
        И что Вы написали в программу, когда ещё настолько не понятно, чем именно займётесь?

        UPD: а, habrahabr.ru/post/195340/#comment_6777836
  • +6
    а вообще — программирование и электроника перевернули однажды мое мировоззрение — я понял, что мир вокруг можно воспринимать не как данность и пользоваться плодами человечества, сделанными до тебя — его можно менять, делать удобные вещи — сначала для себя, потом может оказаться, что они удобны и для других — можно реализовывать свои идеи не вкладывая ничего кроме своего времени и сил — и то каким твой мир будет в будущем — зависит только от тебя — от твоего упорства, таланта, характера и немножечко удачи, а не от того — кто твои родители и какое у них материальное положение. Если удастся что то подобное в головах ребят перевернуть — было бы здорово, ведь в школе столько свободного времени, которое уже можно потратить на освоение будущей профессии
    • 0
      Да уж, помню как написал свою первую программу, что-то очень простое на if'ах, но ощущения были, что передо мной открыты все границы!)
  • 0
    А могли бы вы рассказать приблизительный учебный план? Просто сейчас планирую свой кружок, но хочу сделать больший упор на механику и механизмы.
    • 0
      Да, могу поделиться программой, если. Правда, она пока не утверждена. Но тут важный момент: формально составленная программа может не иметь ничего общего с тем, что будет изучаться и делаться на занятиях в реальности. Потому что до начала занятий совершенно не понятно кто именно на них придет и какая у них будет начальная подготовка. Поэтому честно признаюсь, что программу я наполовину заполнял копи-пастом, благо где-то в интернете нашел нечто подобное.
      Если же вас интересует то, как я себе представляю учебный процесс, то об этом я постараюсь написать чуть позже.
      • 0
        Поделитесь, пожалуйста.
        Или в личку, или, в идеале, еще одним постом :)
  • +1
    Близкий мне пост, одно время меня тоже привлекла подобная идея, но я не решился на ее осуществление…
    Очень сильно меня демотивировали трудности, связанные с осуществлением этого позитивного намерения, с учетом бесплатности.
    Наверное было-бы больше людей, совершающих хорошие поступки, если-бы их было приятно совершать.
    Автору рекомендую часть занятия проводить в теории (история технологий, слайды, видео, примеры), а часть непосредственно практики (пайка, сборка, программирование) в более расслабленой обстановке и завершать занятие опять-же небольшой теорией (что-нибудь мотивирующее, что ребенок будет переваривать после занятий), хотя у каждого должны быть свои методы и подходы к обучению.
    Кстати, есть программы субсидирований и всяческой поддержки таких начинаний в учебных заведениях, по ним можно попробовать выбить оборудование и различные наборы для обучения (3D принтеры/сканеры, Lego Mindstorm, fischertechnik, Arduino и т.д.) что может поднять интерес к обучению. Очень может пригодиться компактный недорогой проектор для показа презентаций и слайдов детям — визуальная информация многими воспринимается гораздо лучше.
    Желаю удачи!
    • 0
      Спасибо! Да, метода преподавания это для меня темный лес, но некоторые представления об этом есть. Как вы и говорите, предполагаются теоретические и практические занятия. Еще есть деление на индивидуальные и общие проекты.
      Насчет специальных программ от производителей я тоже думал, но пока у меня и так столько планов, что пока не до этого. Может быть в следующем году, если вся эта затея вообще выгорит!
      Кстати в каждом классе уже установлена «интерактивная доска» (проектор с экраном и HDMI шнурком). Только пока не нашел ноутбук: у каждого преподавателя «полноценного» он свой, а у меня дома только стационарные, да и те только с VGA выходом. Но это сущие мелочи, ноутбук найдется. К тому же женщина, которая отвечает за доп. образование в школе, очень адекватная и обещала с этим помочь.
    • 0
      Это ещё сколько часов дадут. Да и уроки неспроста 45 минут занимают — дальше уже новый материал не воспринимается.

      А вообще мы в школе на кружке программирования засиживались часов до 9-10.
      • 0
        Да и уроки неспроста 45 минут занимают — дальше уже новый материал не воспринимается.

        Вы что, смеетесь? Дальше новый материал не воспринимается только при нудной зубрежке ненужных вещей. Я на интересных курсах и по 2 часа сидел, слушая и то огорчался что уже все кончилось.
    • +3
      Теорию, кстати, нужно сильно адаптировать под детей. Я до сих помню, когда в школьные годы ходил на такой кружок и нам рассказывали про вольт-амперные характеристики полупроводниковых элементов, а я всего-лишь хотел научиться паять компьютеры…
      • 0
        Эта вообще оснавная проблема для меня… Я понимаю, что это самый важный момент во всей этой истории. Ну будем старасться, что сказать. На первом занятии все поголовно сначало хотели делать некоего абстрактного робота, пришлось немного отвлечь их другими интересными идеями.
        • +1
          Какое вы прекрасное делаете дело. Спасибо огромное. В качестве рекомендаций по методике, рекомендую метод хабраюзера DiHALT :)
          В свое время его канализационно-водопроводные аналогии во многих темных местах моего сознания (касаемо электроники) навели вполне себе порядок. Ссылка на его блог есть у него же в профиле, там где-то был неплохой курс по элементарке, да и вообще много полезного. Хотя наверняка для вас этот ресурс давно знаком :)
          • 0
            Естественно знаком ) Недавно, кстати, у Артемия был день рождения, с чем мы все его и поздравляем!
        • 0
          Кстати тут про Lego Mindstorm говорили уже, имхо действительно отличная вещь быстро показать результаты. Дорого, правда, но им можно мотивировать в духе «вот такая штука стоит много рублей, а мы сделаем то же самое но на более глубоком уровне САМИ в 10 раз дешевле!».
        • 0
          Меня в своё время очень радовала гидродинамическая модель.
          Очень хотелось построить что-нибудь явно из разряда электроники, но на базе трубочек и всяких там водяных столбов вместо батареек, заслонок вместо резисторов, клапанов вместо диодов, управляемых водой заслонок вместо транзисторов, резиновых шариков вместо конденсаторов и турбинок вместо катушек индуктивности. Чтобы всё струилось, крутилось, глаз радовало.

          Может, стоит начальные объяснения на ней построить? А может, и модельку собрать…
  • 0
    Очень хорошее начинание, думаю уже через год ребята оценят интересность занятий и желающих будет больше, чем мест.

    Вспоминаю что у меня в школе не было кружков, но была одна школа в соседнем районе полностью переделанная под кружки и я ходил по часу, чтобы час помастерить всякие штуки (там было больше из дерева что-то, но мне тоже очень нравилось) а потом ездил в дворец детского творчества на Косыгина, чтобы позаниматься за компьютером (тогда дома почти ни у кого еще не было нормальных компьютеров, а там с обеспечением все очень хорошо).
  • 0
    Не сочтите за рекламу, но я советую попробовать Altera University Education Program (могу ошибаться в названии), через неё можно получить некоторые платы из этих: www.terasic.com.tw/cgi-bin/page/archive.pl?Language=English&CategoryNo=163, платы для изучения ПЛИС очень крутые, абсолютно любая плата, которая называется DE из этих представляет из себя, не побоюсь этого слова, произведение инженерного искусства, направленное на обучение молодых специалистов. В комплекте идут обучающие диски с примерами. Если будет финансирование, то для обучения программирования на ПЛИС советую взять DE2, если мало, то новые платы на Cyclone V. Для роботов подойдёт DE0-nano. Если надо помочь с ПЛИС напишите, могу что-нибудь про них рассказать.
    • +5
      Мне кажется, для школы это немного излишне. Я бы делал упор на понимание физических процессов процессов на общем уровне, на составление схем, изготовление и пайку, а не на готовые платы. Вряд ли получится серьезно заинтересовать школьников программированием, да и не каждому это будет интересно.
      • 0
        согласен — программирование это не самосуть, а лишь полезный инструмент — программировать можно и самому научиться, а вот объяснить как это все вокруг работает, чтоб в голове улеглось — это нужен человек, который бы объяснил
    • 0
      Соглашусь насчёт плат у самого есть DE1 очень доволен. Но вот FPGA для школьников даже не знаю, с одной стороны вроде не просто с другой кто не пробует никогда не узнает как школьники воспринимают всё это.
  • +6
    Меня вот тоже не хотели брать в 3-5 классе на такой кружок, хотя мы его с трудом нашли в Кишиневе. В итоге взяли, сначала я не особо понимал принципы полупроводниковой аппаратуры, но и не мешал старшим ребятам, поэтому меня особо не гоняли. Проходил класса до 9-го, наверное, даже поездил на соревнования, вырос в итоге программистом.

    Лет 5 назад заходил к старому учителю, никто не посещает кружок, интереса у молодежи нет, все закрыто. В мое время туда часто заходили хотя бы рокеры — собрать комбик или примочку, а потом и они перестали.

    А жаль, очень полезный кружок, мне в жизни много раз помогали знания там полученные, хоть и работа с электроникой никак не связана.

    Всем КТ315!

    image
    • +2
      А один пятиклассник как раз пришел. Кстати именно он, на мой взгляд, задавал наиболее разумные вопросы. Думаю, у него все получится.
      • 0
        Ну многое от коллектива зависит, если старшие младших не щемят, то получится. Вы просто не сможете физически уделять всем 100% внимания, поэтому значительную часть индивидуальной работы ребята будут выполнять, советуясь друг с другом. Вот тут атмосфера в коллективе очень важна будет. Успехов!
  • +19
    Это, может быть, и не очень соответствует тематике Хабра
    Подобные статьи обязаны быть на Хабре.
  • +2
    Видеозаписи занятий делать не планируете?)
    • +1
      Я уже ее сделал ) Но пока не планирую демонстрировать. Когда пройдет несколько занятий, то можно будет смонтировать какой-нибудь ролик и вот его уже выложу. Через много лет ребятам будет интересно посмотреть!
  • 0
    Город, адрес, можно ли со стороны посещать кружок, если не из этой школы?
    • +2
      К сожалению нет, так не получится. Запись в разные кружки ведется централизовано через завуча по доп.образованию. Тут только дети из этой же школы.
  • +3
    Вы молодец! Сейчас тоже занимаюсь обучением пары человек программированию, которые по состоянию здоровья не смогут физически работать и единственный выход, умственный труд.
  • +1
    Поздравляю вас с первым успехом на образовательном поприще! )
    Похожее количество документов запрашивают, когда собираешься кого-то усыновлять. Вероятно любые работы касающиеся детей так окружены бюрократией.

    Про объявления — знакомые, ведущие кружки, говорят, что бумажные объявления практически не работают. Самый большой эффект даёт интернет (школьные группы вконтакте, форумы типа LittleOne и т.д.) и сарафанное радио.
  • +9
    Вижу горящие глаза у автора: бегать по школам предлагая а потом и сквозь бюрократию собирая справки и при этом гореть идей — это достойно! Дети будут помнить вас всю жизнь даже если никогда в жизни больше не возьмут в руки паяльник. И плюс вам и в карму на Хабре, и в жизненную!

    Я бы сейчас сам бы ходил в такой кружок(как ученик) и параллельно общался бы с детьми помогая понять им.
    • 0
      Я очень надеюсь, что кому-то из них понравится ) Спасибо за такие слова!
  • +6
    Автор — респект вам за небезразличие; но, боюсь, вы совершили большую ошбку на старте.

    Вам стоило бы начать со списка top-100 школ столичного Департамента образования и выбрать те из них, в которых вам было бы удобно работать исходя из доступности.

    Меня сейчас заклюют, но в столице сейчас явно происходит то, что во весь рост есть в Штатах. Есть хорошие школы, есть средние и есть откровенно плохие — и родители «с шилом в попе» сильно стараются попасть в лучшие, вплоть до того, что жильё у хорошей школы дорожает. Да, есть и откровенные «мажоры», но в любом случае, роль какого-никакого предварительного фильтра выполняется. Да, и в простой муниципальной школе у МКАДа можно отыскать светлых детей — но мотивированных на работу детей и более проессиональный и гибкий преподавательский состав вы легче найдёте в школах первой сотни.

    Преподавание — тяжёлый труд, и энтузиасту лучше стартовать в более тепличных условиях. Так больше шанс, что у вас получится программа и наработки, которые можно будет тиражировать.
    • +2
      Вообще, то, как отнеслись к начинанию, говорит, что школа не из третьего эшелона.
  • 0
    удачи в нелегком начинании. А квест по сбору бумажек напишите, всегда интересно как этот сюр устроен изнутри.
  • +9
    Мне 30, и я хочу ходить в кружок робототехники. Не бородат.
    • +5
      Мне 35, бородат — и тоже с удовольствием походил бы…
      • +3
        Возьмите в компанию :)
        • +1
          Блин. Что, пора организовывать хабра-школу?
          • 0
            открытая школа для всех. кто сдал экзамен — инвайт на хабр В-)
          • +3
            Да давно уже, знаете ли, пора. Есть же хакспейс Нейрон в Москве, тоже примерно из Хабрасреды вырос и как раз про железо, микроконтроллеры, 3D-печать.

            Если у вас есть идея и понимание процесса преподавания, то могу попробовать помочь с местом :-) А на железо как-нибудь вместе наскребем.
            • 0
              Я после троеточия «но» не дописал. Моё желание не только в отсутствие места и педагога упирается, но и в отсутствие времени поверхностность желания. В кино ходить, например, время нахожу, а вот подъехать хотя бы разок даже к Вам в Нейрон (полюбопытствовать, ибо 3D-печать, например, тоже в некотором роде вдохновляет) — как-то всё недосуг…

              Я удовольствие получаю, когда могу приехать к увлечённым людям, влиться в уже идущий процесс, проявить себя, давая оптимизационные советы или чем-то помогая там, где чувствую свою полезность и возможность помочь. Но для этого же нужны уже увлечённые открытые люди! %)
  • +6
    Вот на таких людях и держится мир.
  • +2
    Без запаха канифоли, конечно, грустно, но вы не думали организовать подобное онлайн? В виде вебинаров?
  • 0
    это очень здорово!
    удачи Вам, великолепная затея!
    а насчет отсутствия опыта в преподавании особо не переживайте, главное — собственные знания и желание кому-то их передать. методики придут с опытом, главное не разочароваться на первых порах.
  • 0
    Периодически порываюсь сделать нормальный радиокружок в Севастополе, а то кругом одно макраме и «крутижопойвтакт».
    Но что-то много денег получается нужно брать с детей, для того чтобы получать обычную зарплату и содержать всю эту затею(минимум 700 гривен в месяц). Не уверен, что тут родители готовы платить 700-1000 в месяц, чтобы их чадо делало роботов(программирование, пайка, металлообработка, 3D моделирование и все такое).
    • 0
      Я думаю, в качестве основного источника заработка такие вещи вряд ли «взлетят». Да и не будетеже Вы каждый день по 8 часов заниматься с детьми техническим творчеством? Или для этого надо очень уж много детей, а где их взять столько… А вот в качетстве своеобразного хобби, помимо работы, вполне нормально.
      По поводу кружков макраме: так получается из-за того, что в школах (по крайней мере в этой и еще в парочке) работают почти исключительно женщины. Отсюда и определенный набор кружков. Хотя есть, например, предмет «Техгология». На сколько я понял, там они что-то конструируют из лего с моторами и выключателями.
      • 0
        Помимо работы есть еще свои дети.
        Тут либо забить на детей и заниматься хобби, либо зарабатывать на хобби, и еще и про семью не забывать.
        Вот и получается, что подобное начинание требует либо профессионального подхода, либо самопожертвования.
        Самопожертвование лично для меня — не вариант. И, видимо, не только для меня, ибо идеи с кружками всяко появляются у людей, которые в свое время посещали станции юных техников, но самих кружков не очень-то много.
  • +2
    От лица сограждан страны выражаю вам истинную благодарность за организацию такого хорошего дела.
  • +7
    Привлечь очень просто, открываете дверь, сами не заходите, залетаете хекскоптером на FPV в класс, и через динамик расказываете про кружок. Я уверен что у вас бумага для заявлений кончится быстрее чем заряд в акуме коптера…

    К чему я это. Современное поколение неправильно воспринимает электротехнику, паяльники, платы. Они думают что это скучно и интересно ботанам какимнить. Я кстати также считал пока не попробовал, в итоге вышло это, два коптера, и глайдер которыми я хвастаюсь и все смотрят на них как чудо инжееерной мысли.

    Я не удивлен что заинтересованых мало. Детишки просто не знают что они получат, покажите им коптер с ФПВ, покажите машинку на радио, глайдер, робота какого либо, что-то еще. Уверен заявок станет в разы больше.
  • +1
    Справка об отсутствии судимости заказывается через портал госуслуг. Если всё ок — обычно дней 15-20, потом за ней заехать (без очереди) и всё.
    • 0
      Это если есть аккаунт на госуслугах. Если нет, то через почту или ехать в Ростелеком. Это тоже не сразу делается. Потом почему без очереди? Вы знаете сколько там таких же как я было перед началом осени? Хотя надо признать, что сотрудники там работают достаточно быстро.
      • +1
        Доехать до ростелекома обычно проще, чем до МВД.

        Очередь там очень короткая и очень быстрая — просто получить бумажку. Я когда подходил — было полтора человека, по 30 с на каждого.
        • 0
          А, вы про очередь в ростелекоме, я просто не понял. Да, там вообще никого не было. Я просто на госуслугах зарегистрировался позже, чес начал получать справку о несудимости.
  • +1
    Спасибо за ваш труд. В свое время еслиб не проявил интерес к программированию и не записался бы на курсы программирования в местную «Станцию Юных Техников» возможно сейчас не работал бы программистом и не получал бы достойную ЗП :) Так что возможно кто-то из ваших воспитаников, когда будет отправлять в серийное производство очередного робота, так же с настальгией будет вспоминать свои первые шаги, первые победы! Спасибо :)
  • +1
    Автору большой респект. Даже самому захотелось заняться подобным. Только я бы на первом уроке бы помог детям например запаять что-нибудь, какой либо мультивибратор. Изготовить десяток печатных плат не проблема, можно и в Китае купить, стоит копейки. Рассыпуха тоже вышла бы не дорого. Тут самое важное что ребёнок может забрать что-то домой (мне этого всегда не хватало в детстве). А если это что-то будет ещё и красивым, мигать например или ещё чего, то вообще замечательно, можно показывать всем друзьям, родителям и гордится что ты сам создал что-то и теперь вообще при желании можешь сделать вообще всё) Чувствуешь себя богом, творцом, что может быть лучше? Меня если честно до сих пор это чувство не отпускает, хотя на работе только тем и занимаюсь уже фиг знает сколько времени)) И уж после того как девайсы будут у детей на руках, то дети к вам пойдут толпами. Многие конечно отсеются, но эффект будет.

    P.s. А в какое время проходят занятия? Как удаётся совмещать с работой?
    • 0
      Есть и такие планы, с простыми моргалками. Но сначала будет разговор о технике безопасности. Если там что случится, то мало никому не покажется.
      Занятия проводятся (ну то есть пока так договорились) по средам и субботам. В среду с 18 до 20 (придется немного с работы раньше ехать), в субботу с 13 до 15. Меня спасло то, что у них шестидневка.
      • 0
        моргалки (и пищалки) с управлением от ёмкости среды, как терменвокс — очень зрелищно, и кажись достаточно просто
      • 0
        Словарик в тему: radio-developer.livejournal.com/35891.html
        • 0
          Откуда вы откопали этот старый-старый пост? Это же вообще черновик для нахождения ошибок, статья вот: habrahabr.ru/post/150661/
          • 0
            Из журнала, вестимо. Решил глянуть, что писали :)
  • +1
    Эх, был бы в мое время такой кружок… Достойное дело, вы молодец.
  • 0
    Это действительно очень круто! Большое человеческое спасибо автору. Приятно осознавать, что есть люди, думающие не только о себе.
  • 0
    Вы стали учителем в день программиста :)
  • 0
    Автор молодец, только от моего взгляда ускользнуло описание вопроса о Технике Безопасности.
    Ведь если ребенок, не дай Бог, обожжется паяльником, родители сразу вой поднимут.

    У меня в свое время в школе была Технология, мы работали на станках. Так вот весь первый триместр учебы мы делали следующее: под диктовку учителя писали в тетрадях технику безопасности. Именно писали, именно каждый своей рукой, в своих тетрадях. Тогда мы не понимали зачем, просили «отксерить» это дело, сейчас я понимаю, что если ребенок писал все своей рукой, то ознакомлен 100% с ТБ.
    Так вот первый триместр Технологии мне казался дико скучным, нудным и вообще отбивал всякое желание посещать уроки. Но желание поработать на станке оставалось и приходилось писать…
    • +1
      Вот поэтому мы на превом занятии и не бросились сразу паять и приделывать пропеллеры к моторам. Я планирую в ближайшее занятие как раз рассказать про ТБ. Кстати, с записью под диктовку это хорошая мысль, так действительно может что в голове останется. Потом покажу как неспеша паять.
      А паяльником они все равно обожгутся, куда без этого. Когда что-то выпаиваешь и только учишься, то обязательно пальцам будет неприятно )
      • +2
        Ноу, только не техника безопасности. Убьёте у детей интерес на корню, дайте пропеллер сначала прикрутить, машинку на скрутках собрать и моргалку на макетке, а между делом про ТБ рассказывайте. Помню, как на уроках труда вместо труда были сплошные лекции по технике безопасности с записью под диктовку. Более ненавистного преподавателя трудно вспомнить.
        • 0
          Может как-то совмещать? Прикручиваете пропеллер показательно, рассказываете про ТБ при прикручивании пропеллера. Потом по одному дети к вам подходят, вы спрашиваете что-то типа «а можно совать пальцы в пропеллер?», дитё отвечает правильно, получает запчасти и начинает собирать. Потом следующий. А просто вычитать ТБ целиком перед началом занятий действительно ОЧЕНЬ скучно и их никто не слушает )
          • 0
            Дитё отвечает «Можно!» и суёт. Уходит переосмысливать, за пластырем. :)
          • 0
            Есть ещё формальные правила. Педагог обязан провести инструктаж по ТБ. С записью в журнале. И неформальные. Все интимные места должны быть прикрыты бумажками. В данном случае записи в тетради имеют очень большое значение.
        • +1
          я сам не поклонник записи под диктовку ТБ, НО! ТБ должна быть и ДО того как что-либо делать.
          Я сам в детстве увлекался конструированием всякой электронной мишуры, и как-то спаивал провода навесу… а дальше все предсказуемо — проводки одножильные (как в витой паре) один отскочил и четко отбросил каплю олова мне в лицо. Маленькая темная, еле заметная, точка на губе мне напоминает об этом случае. Я научился на своей «крови», что паять навесу нельзя. Был бы кто-нибудь кто мне объяснил бы это заранее…

          Вот к чему приводит незнание ТБ
          Видео
          • 0
            повезло еще
      • +1
        Про цель именно записи под диктовку — нужно не забыть явно и понятно сказать. А то такие процедурные вопросы о правилах игры часто забывают
      • 0
        Я когда-то жёг пальцы, что-то отпаивая — а потом обнаружил в профессиональной мастерской отсос для припоя. Было откровением.
      • +2
        Про опасность электричества, кстати, стоит на примере показать — дать пощупать малое напряжение, с разным током, до чувствительности, напряжение побольше и т.п. Далее — переменный ток, показать отличия. Например, передачу фазы по одному проводу, с ёмким конденсатором вместо земли. Типа вот один провод, а на конце — лампочка светится или искра шибает!

        Можно начать — с предложения лизнуть батарейку :) А под конец — показать искру пробоя, и что-нибудь ею эффектно сжечь.
    • +1
      Ходил в детстве в разные кружки (в СССР их было навалом).
      Дак вот был среди них кружок выжигания. Никто нам про ТБ ничего не разъяснял особо, так, несколько общих фраз типа «осторожней ребята, не обожгитесь», на которые никто внимания не обращал.
      Но зато когда пару раз прижгешь пальчик, от дыма прослезишься, то уже — и головку клонишь, и руки подальше держишь.
  • 0
    У меня практический вопрос, личный, но можете не отвечать: на какие средства вы живёте и есть ли у вас семья?
    Заранее извиняюсь за подобный вопрос, но я не могу его не задать.
    • 0
      Что мешает вам работать на постоянной работе и вести кружок по 2 часа 2 раза в неделю?
      • 0
        А… вот оно как. Я поспешил. Да, это возможно.
    • 0
      Я работаю инженером-разработчиком. На самом деле, в основном это программирование и поддержка проектов, которые уже давно продаются. Конструирования и схемотехники почти нет, но кое-что я в этой области знаю. Так-что на жизнь пока хватает.
      А расписание я составил так: среда с 18 до 20 (мне надо будет на 1.5 часа раньше уезжать с работы, но это реально) и суббота с 13 до 15. Как будет дальше пока не знаю.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      На самом деле больше расчитывал на родителей. Я расклеил объявления там, где они обычно ждут детей и общаются. Но как показала практика это тоже не помогло. Да, ходить по классам оказалось самым эффективным. Есть обратная сторона — учителя не любят, когда их урок прерывается, и их тоже можно понять.
      • +1
        Выше уже сказали — запускайте квадракоптер с навесом в виде объявления или робота простейшего. От желающих не будет отбоя.
        • +1
          Из той статьи: «Американская студентка выложила на YouTube видеоотчет об эксперименте. Она выпустила в люди робота с надписью «помогите добраться до такой-то улицы», и 29 человек помогли, робот доехал. Красноярцы решили идею эксперимента изменить и узнать, готовы ли, как правило, загруженные проблемами горожане вложиться в модернизацию»

          Прикольная идея! Даже если едет только по прямой, люди разворачивают его в нужном направлении %) Может и не быть роботом с мозгами, достаточно батарейки и моторчика!
        • 0
          Есть техника безопасности. Нельзя летать вблизи людей. Точка. Aus.

          Вижу уже не первое предложение касательно мультикоптеров или ещё лучше вертолетов. Вертолетом и убить не сложно, а коптером просто покалечить.
          • –2
            Нельзя покалечить. Как можно покалечить этим?



            Верно, намотать на винт. Но кто мешает навесить пластиковую сеточку? На характеристиках скажется, конечно, но не серьёзно.

            А такой милашкой?

            • +1
              Вы издеваетесь? Откуда такой наив? Мало того, что эта хреновина может просто потерять контакт и шлёпнутся на голову ребёнку с какой-нибудь эпилепсией (или вообще просто довести до истерики какого-нибудь психастеника), так это само по себе грубейшее нарушение всех формальных правил ТБ! Почему в ДТП почти всегда вина на водителе? Потому что он управляет источником повышенной опасности. А Вы предлагаете запускать летательные аппараты в помещении, да ещё каком! — детском образовательном учереждении. Но зато с «сеточками». Их даже на улице запрещено пускать вблизи всяких ЛЭП и прочего…
              • 0
                Какие Ваши основания обзывать эти штуки источником повышенной опасности?

                Та «милашка», на которую Вы в частности нападаете, и вовсе не летает, а только катается…

                Хотя, таких «психастеников», как Вы, в школе среди учителей и родителей может найтись не мало, и это вот — действительно опасный для этой затеи фактор. Единственный реальный.
                • 0
                  Да нет, милашка летать тоже умеет.

              • 0
                Ну ладно, коптер можно с натяжкой назвать опасным. Но что скажете насчёт такой рыбки? Она на борту, между прочим ещё крупнее объявление может нести.

      • 0
        Я думаю, что, если вы это затеяли серьёзно и надолго, то имеет смысл сделать что-то и для началки. Дети приходят в школу, ещё не обработанными инновационными образовательными технологиями и им интересно всё. Тут много сложностей. Нужно что-то готовое, вроде Лего. Но если удастся, то проблем с набором у вас не будет никогда.
  • +1
    У меня есть друг, выпускник ИТМО, который третий год в свободное от работы время ведет кружок робототехники в одном питерском доме творчества. Сейчас первый год у него делает Валли из картона, второй учится программировать. Детей много желающих, все не влезают в группу!

    Кажется, что подобный «кружок», но на платной основе и для взрослых, мог бы иметь успех, может быть, кто-нибудь возьмется проверить? =)

    Это я все к чему — вы большие молодцы!
    • +1
      И сколько бы вы были готовы заплатить за занятие/месяц?
    • +1
      Рублей триста за двухчасовое занятие, как киносеанс — думаю, многие могли б себе позволить. Правда, многие ли настолько захотят?..
      • 0
        Вы шутите?

        Давайте посчитаем: если человек получает 60-80 тыс в месяц, то его рабочий день стоит 3-4К
        за день он проведет 1,5 таких мастеркласса и к 1,5 подготовится + налоги + аренда помещения + железо, короче при сборе 8-10 человек мастер класс должен стоить значительно дороже.

        Стоит признать, что пока Вы не готовы платить за мастеркласы на профессиональной основе.
        • 0
          Конечно.
        • 0
          Но в условиях, когда помещение своё или спонсорское, а мастер живёт на зарплату от другой работы, материалы покупаются участниками для себя вскладчину — что-то может получиться даже и без 300-т рублей…
          • 0
            Что-то может и получится… но это что-то вряд-ли долго проживет.
          • 0
            Да, это было бы здорово в формате хакспеейса и субботних лекций от разных людей.
            Меня просто смутило «на платной основе».
  • 0
    Очень даже соответствует, продолжайте дальше! Очень не хватает таких кружков детям!
  • 0
    Для первых занятий самое простое — принесите макетные платы, батарейки, резисторы и светодиоды. Объясните как устроена макетная плата. Объясните что такое шина питания. Объясните зачем нужен токоограничительный резистр. И в финале включите светодиод в цепь. От светодиодов у детей сносит крышу, проверено. Они начинают с ними играть на все лады, особенно если дать разноцветные.

    Сделать тупой светофор на ручном переключении, чтоб понимали как электрическая цепь устроена. Просто три разноцветных светодиода — жутко красиво. Заодно дети наглядно поймут что такое диод, ведь это просто — вулючишь одним концом — ток не течет, диод не светится, воткнешь другим — светится, значит ток идет.

    Когда я играл светодиодами с детьми, один мальчик сделал открытие, о котором и я сам не знал. Оказывается, у красных светодиодов меньше сопротивление. И если красный подключить параллельно с синим/зеленым/белым, то они погаснут, и будет светиться только красный. А если подключать синий/зеленый/белый, то будут гореть оба параллельных диода. Вот так вот.
    • +3
      ну говорить о сопротивлении диода не стоит конечно — лучше говорить о падении напряжения при котором ток через диод становится заметным — ну так суть светодиодов и есть в том, что электрон рекомбинирует, переходя из зоны проводимости в валентную зону — при этом выпускается фотон с энергией запрещенной зоны, а так как энергия прямо пропорциональна частоте, то чем шире запрещенная зона — тем больше частота и больше падение напряжения на переходе
    • 0
      Забавно, второе занятие прошло именно так ) Я тоже решил начать с макетки, светодиода и резистора. Сначала стал объяснять, зачем нужен резистор. Увидел, что ничего не понимают. Тогда взял и спалил один у них на глазах. После этого пошло заметно веселее )
      • +1
        ага — а затем незаметно перейти к широтно импульсной модуляции, фурье анализу, фильтрам и ЦОС ) про цветовые пространства рассказать и на основе open CV сделать тюрель, реагирующую на лучик лазера

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.