Пользователь
0,0
рейтинг
8 октября 2013 в 03:42

Кружок электроники: программа занятий

На прошлой неделе был пост про организацию занятий по электронике в школе. В этом посте, как и обещал, постараюсь изложить свои соображения насчет программы и методики ведения таких занятий.

На данный момент мы успели провести уже три занятия и даже съездили на чемпионат по робо-сумо (пока, конечно, в качестве зрителей). Поэтому хочу поделиться своими первыми впечатлениям.


Нет, эта картинка — не результат трех занятий )

Осторожно, высокое напряжение

Для начала неплохо бы продумать самые общие вещи. Например, какая будет материальная база для занятий? Это в значительной степени зависит от технического оснащения школы и того помещения, где ребята будут мастерить мигающие светодиоды и, чуть позже, терминаторов. Я буду говорить об обычной школе, где кроме кружка днем идут уроки. В домах творчества и различных клубах ситуация, естественно, другая.
Есть несколько вариантов:
1. В классе, выделенном для занятий, ничего, кроме розетки 220 В, нет. Самый сложный вариант. Надо искать где-то блоки питания для каждого человека. Неочевидная проблема заключается в том, что перед каждым занятием всю эту сеть низковольтного питания надо сначала подключить (удлинители, сами БП, провода на каждый стол), а после — все обратно убрать. Как-то переоборудовать класс не разрешают — материальная ответственность, никто с этим связываться не будет. Второй вариант — как можно быстрее перейти к программированию и потом заниматься исключительно им, и тогда нужен только компьютер и проектор. Понятно, что это не подходит — ребятам нужно совершенно другое.
2. Бывает, что в школьных кабинетах физики каждая парта уже оборудована розеткой или клеммником, на который подведены 36 или 42 В. Считается, что это относительно безопасное напряжение. В таком случае надо только изготовить блоки питания на 5 и/или 12 Вольт, которые будут постоянно установлены на партах. Иногда даже случается, что у преподавателя есть возможность менять напряжение на розетках школьных парт при помощи ЛАТР — вообще прекрасный вариант.
Кстати, можно найти довольно много разных паяльников на напряжение 12, 24,36 и 42В.
3. Ну и наконец бывает, что по классу разведено питание 5 В до каждой парты. Этого достаточно для проведения большинства опытов, а так же для работы маломощных приборов, и аналоговых и цифровых. Обычно такая разводка питания делается самостоятельно преподавателем физики с помощью довольно толстых проводов (для предотвращения значительно просадки напряжения).

К сожалению, в моем случае кабинет физики относится к варианту номер 1. На учительском столе есть ноутбук, МФУ, стоит телевизор, видеомагнитофон и муз. центр, а над головой висит проектор. За спиной — небольшой белый экран для проектора и, собственно, школьная доска. Никаких стопок макбуков, как вот тут, нет и не предвидится. Что ж, буду использовать то, что есть. Наличие проектора очень обрадовало — у меня накопилось много интересных роликов, которые так редко показывают на уроках физики и они будут очень кстати для понимания теории.
Исходя из всего этого, решено снабдить каждого юного радиолюбителя блоком питания на 5В. У большинства они уже наверняка есть: почти любая зарядка от телефона, планшета, плеера и т.д. У кого нет — я раздам из собственных запасов. Так же пользуемся батарейными блоками — удобно, мобильно и безопасно. Это то, что касается электропитания. Про макетки, компоненты и остальное — чуть позже. В ближайшее время буду обсуждать «переезд» в кабинет информатики, потому что без компьютеров в скором времени будет тяжело.

Срез знаний


Не менее важная задача — определить «начальные условия», то есть хотя бы примерный текущий уровень знаний будущих инженеров. Без этого, как мне кажется, будет трудно поставить цели и тем более их выполнить. Еще до нашей первой встречи я подготовил анкету и раздал ее на первом же занятии. Объяснил для чего это надо и как заполнять. Но все равно основные моменты я выяснял в беседе на занятиях: спрашивал про их уроки физики, информатики и математики, про увлечения, про наличие опыта в починке чего-либо, про увлечения, наличие радиолюбителей в семье и так далее.
Результаты такие:
— большинство просто забыло принести эту анкету на второе занятие
— двое шестиклассников и один семиклассник все же сделали это
— девятиклассники забили в полном составе
— заметно, что между 6 и 7 классом настоящая пропасть
— информатики считай, что не было. Максимум — офис. Однако один парень сказал, что было что-то Лого-подобное и еще один даже кое-что писал на Си
— уровень английского еще не успел понять, но то, что было в анкетах, никак не поможет на англоязычных ресурсах. Что ж, значит пока в даташити не полезем.
— у всех есть компьютер и Интернет
— сразу у нескольких человек папа или дедушка — инженеры и знают что к чему. Это очень хорошо для меня, думаю, с ними дело пойдет значительно веселее
— даже девятиклассники не до конца уверены как изображается батарейка на схеме. Те, кто по-младше, совсем таких вещей не видели.

Исходя из этого сделал такие выводы:
1. Начинать с самого начала. Нельзя полагаться на то, что все из них знают что такое электрический ток, например. Ну, это было понятно с самого начала.
2. Придерживаться какого-то четкого плана и сроков будет очень непросто. Судя по тому, как ребята принесли мне анкеты )
3. Когда дойдем до программирования, то так же надо начинать с нуля. Чуть дальше я более детально опишу свои соображения.
4. Английская часть сети для них пока не существует. Придется ссылаться только на русские ресурсы и документацию. Ясно, что я не смогу их мотивировать усиленно учить английский — ребята пока что не понимают, зачем это надо.
5. Как можно активнее использовать Сеть. За 4 часа в неделю всего не рассказать и на все вопросы не ответить, но есть компьютеры, телефоны или планшеты. Поэтому надо постараться приучить их искать ответы в сети, общаться между собой и задавать мне вопросы не только в классе.

Я уже завел дневник на LiveJournal, канал на YouTube для будущих роликов и аккаунт в скайпе. Когда на последнем занятии я рассказал про все это и попросил активнее пользоваться, то все почти в один голос сказали, что нужна группа во Вконтакте. Что ж, придется пойти навстречу, и я чуть позже сделаю такую группу. Как я понял из разговоров, ребята гораздо чаще бывают во Вконтакте, чем на любом другом сайте (тут мне в очередной раз хочется сделать едкое замечание, но я не могу, я ж теперь преподаватель =))
В предыдущем посте был вопрос о видеозаписи. Я пытался записать первые два занятия, но делать это обычной видеокамерой оказалось крайне неудобно: узкий угол зрения и неудобно переставлять штатив, чтобы в разные моменты времени снимать то доску, то, например, макетную плату или какие-то эксперименты. В ближайшее время постараюсь разжиться экшн-камерой и вот тогда будет легче. Есть планы выкладывать самое интересное на канал YouTube.

Есть ли у вас план, мистер Фикс?

Теперь главное: что собственно мы собираемся делать и с чего начать? У меня не было четкого ответа до того, как мы начали занятия. Я лишь примерно представлял себе возможные варианты. На сегодняшний день прошло уже 3 занятия, и я более-менее понял уровень подготовки ребят. Мой хитрый план такой:
— Самые основы: что такое электрический ток. Попытаться увязать это понятие с обычным трубопроводом, то есть использовать для наглядного и интуитивного обучение гидродинамическую модель (ГДМ).
— Источник питания (батарейка) и провода. Аналогии в ГДМ — насос, резервуар с водой и трубы.
— Устройство макетной платы.
— Простейшая схема на макетке — батарейка, провода и лампочка.
— Резистор и его влияние на лампочку и всю цепь. Аналогии в ГДМ — узкие трубы.
— Несколько резисторов в разных вариантах включения.
— Светодиоды; кнопки. Простые схемы с ними и аналогии в ГДМ (клапан и задвижка).
— Что такое микросхема. Взять простую плату и наглядно показать где тут МС, резисторы, кнопки, проводники и источник питания.
— Аналоговый и цифровой сигнал
— Микросхемы стандартной логики (не буду останавливаться на этом слишком подробно, но все равно это нужно сделать).
— Простейшие счетчики, генераторы, регистры, мультиплексоры, дешифраторы и т.д. Несколько занятий.
— Емкость и индуктивность.
— Arduino: что это и для чего. Что такое микроконтроллер со ссылками на МС стандартной логики.
— Поморгать светодиодом.
— Дальше будет все вперемешку, в зависимости от проекта у конкретного человека: кто-то будет пищать спикером, кто-то крутить сервопривод, выводить циферки на семисегментные индикаторы или обрабатывать массив кнопок.

Вот так. Сначала общие вещи, которые нужны для любой поделки, потом по мере возникновения вопросов и проблем. Понятие емкости и индуктивности я планирую объяснять далеко не в начале, скорее всего когда будут возникать «боевые» задачи. То же самое с переменным током. Где-то в отдаленной перспективе будут радиоволны, еще очень нескоро.
Общий смысл в том, чтобы как можно быстрее получить осязаемый результат. С самого начала я предложил ребятам разделить их работу на две части: у каждого свой небольшой проект + один общий проект, но посложнее. Так же обозначил для них приблизительный срок — до новогодних каникул. Считаю, что надо сразу привыкать к наличию временных рамок, иначе можно аморфно заниматься непонятно чем весь год без видимого результата.
Сейчас все больше склоняюсь к тому, чтобы объединить ребят по 2-3 человека над одним проектом и отказаться от общего проекта вообще. Если слишком долго копаться в теории и ничего не делать руками, то интерес очень быстро пропадет и народ просто разбежится.
Как верно подсказывали в комментариях, везде, где это возможно, я стараюсь объяснить теорию при помощи аналогии электрических цепей и водопровода. Это давно известный и хорошо себя зарекомендовавший метод, школьнику гораздо легче представить насос и заслонку, чем невидимые носители заряда и, например, диод.
Основной акцент будет делаться на цифровой электронике, а аналоговые вещи будут обсуждаться по необходимости. Поэтому постараюсь как можно раньше приступить к работе с Arduino: с ней гораздо проще и быстрее можно получить работающее устройство, и к тому же можно мастерить и программировать дома. Почему я выбрал именно Arduino, я думаю, понятно. Если нет — отвечу в комментариях.
Благодаря нескольким хорошим людям, которые откликнулись на первый пост, удалось насобирать 7 плат Arduino, и некоторым школьникам я их уже раздал. Да, пока они не знают с какой стороны ее взять, но некоторые успеют что-нибудь про это самостоятельно почитать.

Начало

За три занятия пока успели немного, но первое занятие было вводным и исключительно для сбора информации, раздачи анкет и разговоров про нелегкую школьную жизнь. На втором начали с рисования схемы батарейка + лампочка. Почти для всех это оказалось абсолютной китайской грамотой и пришлось говорить о том, как элементы отображаются на схемах. Затем не без труда составили аналогичную цепь, но «в терминах водопровода». А потом я попытался объяснить, что так оставлять нельзя и обязательно надо добавить резистор. Вот тут было напряженный (для меня) момент: половина начала активно зевать, другая половина просто с полным непониманием смотрела на доску. Поэтому было решено немедленно переходить к показательному выступления, и я достал макетку с резисторами и светодиодом. Сначала объяснил, что такое макетная плата и как в ней соединены контакты. Затем при помощи девятиклассников, с подробным обсуждением всего происходящего, собрали схему и подключили блок питания. Но ясно, что этот опыт не из самых зрелищных ) И тут удалось привлечь их внимание: я предложил сжечь светодиод, убрав из цепи резистор. При слове «сжечь» в глазах появляются искры, и рты расплываются в улыбке. Так что пошли и прожарили этот несчастный светодиод, и попутно каждый смог убедиться, что он прилично греется. После этого объяснения про ток, резистор и их взаимосвязь пошли гораздо веселее и продуктивнее: теперь хоть понятно о чем я говорил.
Третье занятие было похоже на второе, а началось с повторения и разных вопросов с моей стороны. Опять с трудом, но уже почти без моей помощи, смогли нарисовать несложную схему из трех элементов. Опять почти правильно нарисовали ГДМ всего этого. А дальше я рассказал, что резисторы бывают разными и что лампочка будет светить по-разному в зависимости от этого. На макетке все это незамедлительно проверили, повтыкали разные резисторы. А потом кое-как, но все же почти самостоятельно, разобрались что будет, если включить их параллельно. ГДМ тут очень помогает, и что важно — не потребовалось никаких формул. С последовательным включением почему-то возникли сложности. Ну что ж, не все сразу )
Самое главное, что было — начали обсуждать свои будущие проекты. Сначала половина хотела сделать некоего «робота», но после моих наводящих вопросов и разговоров ребята начали понемногу спускаться с небес на землю. Итак, пока вот что они придумали для себя:
— роборука с зажимом
— зарядка для аккумуляторов
— робот, ездящий по полосе
— автоматическая точилка для карандашей
— простая радиоуправляемая машинка

А четвертое занятие не состоялось. Вместо него я предложил поехать на чемпионат России по робо-сумо! Как мне казалось, это будет для них интересно и сможет мотивировать. Однако в результате поехало всего три человека из примерно десяти, притом что соревнования проходили практически в то же время, что и занятие. Может быть, не пустили родители (для поездки обязательно нужно иметь разрешение со стороны родителей, что те не против), а может просто решили не заморачиваться и остаться дома, я пока этого не знаю. К сожалению, родители тоже не проявили почти никакого интереса, поехала только мама одного шестиклассника.


Соревнования по робо-сумо

Возможно, кому-то будет интересно как мы съездили на эти соревнования. Еще за несколько дней до этого я договорился встретиться там с несколькими людьми, которые хотели познакомиться и обменяться опытом. Добрались до МИЭМ, ребята сели в зале и стали наблюдать за рингом при помощи двух проекторов (роботы-сумоисты довольно маленькие, и даже на близком расстоянии сложно рассмотреть все что там творится). Конечно, очень здорово, что есть такие мероприятия, на которые можно вот так запросто прийти и посмотреть на работу таких увлеченных людей и их роботов. Я познакомился с Владимиром, который предложил помощь в ведении кружка. Так же познакомился с Алексеем, который уже второй год проводит аналогичные занятия, но только на базе библиотеки. Так же было интересно послушать про то, как у него все начиналось и какая была программа занятий.
Когда был небольшой перерыв в конкурсной программе, я заметил, что на дальних столах что-то активно мигает всеми цветами. Пригласил ребят посмотреть — оказалось, что это были стенды, собранные на макетных платах. Вместо тысячи слов — ссылка на форум. Когда летом я лазил по сети и изучал все по теме кружков, то надолго завис на этом форуме. Это именно то, что надо для начинающих! Подробное описание самой макетной платы, способов подключения питания, изготовления и прокладки проводов, сделанных из дешевого кабеля, и самое главное — подробно разжеванные задания на использование микросхем стандартной логики. Кроме этого на форуме есть много чего полезного, и летом я все это прочитал. Вот так на соревнованиях по робо-сумо я познакомился с замечательным человеком, руководителем занятий электроникой на базе студенческого конструкторского исследовательского бюро МИФИ, Василием Васильевичем Зуйковым. Полностью увлеченный своей работой человек, с которым можно проговорить не один час. Там же он подарил нашему кружку набор для занятий по его программе: макетная плата, провода, батарейный блок, набор логики 155 серии и даже свою необычную и функциональную визитку. Фотография в заголовке поста сделана как раз у этого стенда. Между делом я старался рассказать ребятам кое-что про устройство этих схем и компоненты, используемые для их построения, но внимание слушателей все время переключалось на роботов, которые разъезжали по сцене ) Ничего, скоро они сами будут собирать нечто похожее.


Вот тут хороший отчет о самих соревнованиях.

Благодарность

Хочу отдельно рассказать о том, насколько бурной и позитивной была реакция на первый пост. Мне написало огромное количество народу, и я прошу прощения, если не всем успел вовремя ответить. Несколько человек из других школ попросились на занятия (к сожалению, на данный момент это невозможно).
Пообщался по скайпу с таким же начинающим преподавателем из Астаны, а так же еще одним человеком, у которого за плечами 10 лет практики в подобных делах.
Написал Руслан, который затем подошел к школе и передал целый пакет с полезными железками: паяльник, несколько ЖК-индикаторов, светодиоды, моторчики, блоки питания, платы Ардуино и даже целых 2 набора LaunchPad от TI. Написал uSasha, с которым я так же встретился и который передал ребятам полный комплект аппаратуры радиоуправления, а так же замечательную плату Meggy Jr RGB и кабель программирования. Написал Анатолий, который отправил GSM-модем и эвалюэйшен-плату FPGA.
Владимир, про которого я уже упоминал, вообще предложил свою помощь в ведении занятий! Надеюсь, что все получится.
Написал Дмитрий, который организовал кружок «Радиотехника» в с. Мильково Камчатского края. Он тоже много чего интересного рассказал про свои приключения: очень непросто организовать такую штуку, когда до областного центра 300 км, да и там нет специализированных магазинов. Было бы великолепно, если бы он поделился своим опытом со всеми.
Познакомился с Ильей и Олегом, организаторами проекта РоботКласс — тоже классное начинание! Встретился с Виталием, у которого приличный опыт преподавания программирования школьникам.
Несколько человек предложили финансовую помощь, за что им большое спасибо.
А еще меня очень порадовало, что темой интересуется не только сильная половина человечества, но также и прекрасная. Алена, тебе привет )
И наконец, только что я вернулся со встречи с Алексеем, Кириллом и Александром, которые уже несколько лет ведут занятия по робототехнике и с которыми я познакомился на робо-сумо. У ребят полно идей, они уже хорошо представляют что нужно детям и как это до них донести (это и программирование, и электроника, и конструирование). Узнал много нового. Очень надеюсь, что такие встречи по обмену опытом у нас теперь будет проходить на постоянной основе.

Вот сколько людей за эти две недели! Сложилось впечатление, что темой дополнительного образования озабочено очень приличное количество народу, по крайней мере в Москве. Это общительное, крайне дружелюбное и молодое сообщество, члены которого друг другу помогают. Ура!
@GoodSolder
карма
81,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (136)

  • +8
    Может уже были подобные советы, но полагаю, чтобы мотивировать нужно пару месяцев сначала показывать готовые модели и зачем все это нужно. Знать, что такое резисторы достаточно на уровне «вот эта штучка вставляется сюда»… И только в случае, когда появится реальный интерес к конечному результату и желание его повторить (и ТОЛЬКО в этом случае) — школьник сам разберется (с небольшой помощью) в резисторах и транзисторах и еще куче всего. Но нужно быть готовым, что таких будет 1 из 20 — и это нормально.

    Таким образом, напрашиваются разные группы — «начинающие» и «гуру».
    • +4
      Начинающих и гуру имхо делить не стоит. Гуру сами разберутся, только помогай, а вот начинающие окажутся обделены. Новичков, скорее, группировать нужно для коллективного решения задач.
      • 0
        Мне, видимо, в некотором смысле повезло: уровень что 6-, что 9-классников по физике очень близок. Гуру никаких нет. Разница в уровне подготовки отразится в том, кто какие проекты возьмет (моя забота задачи — аккуратно в этом «помочь»). С частью ребят уже предварительно определились.
    • +1
      Но тем не менее со временем кто-то будет лучше разбираться, кто-то хуже. Могу предложить тех кто лучше других разбирается, направлять помогать новичкам, ибо одно из самых лучших средств обучения есть обучение других. Плюс дополнительное общение :)
    • +3
      Первое. Как уже заметили, в кружках практика важнее теории. Составьте список полезных проектов и предложите ребятам. Каждый сам выберет, что он хотел бы сделать. А затем уже помогать в реализации их маленьких проектов. Можно разбирать теорию каждого проекта публично. Но сборку на практике делает каждый свою. И уже собирая реальное устройство, они и заинтересуются элементной базой и теорией (но не наоборот).

      Второе. Нужно дать адреса и подробно объяснить, где находятся ближайшие радиомагазины. Лучше пару раз вместе сходить и закупить элементы. Это развяжет им руки. Разумно делать закупки после того, как они определятся со своими схемами.

      Имея цель и зная, где достать элементы, ребята поймут, что всё в их руках. Процесс потечет продуктивно.
      • +1
        Вот про магазины — это да! Нельзя допустить, чтобы кружок в школе стал для них эксклюзивным поставщиком уникальных расходников.
      • 0
        Так и делал. Составил список проектов, которые с одной стороны зрелищные, а с другой осуществимые в обозримой перспективе. Этот список и предлагал тем, у кого вообще никаких идей не было.
        С магазинами очень правильная мысль. Я планирую при случае свозить их либо в Чип и Дип (там витрины, что ни говори, хорошо оформлены), либо вообще на Митинский. Все это чуть позже. Но некоторые уже начинают спрашивать где что купить — им стараюсь рассказать.
        • 0
          На митинском ничего интересного толком нет уже.
        • +2
          Можно попробовать выложить ссылку в группе вконтакте на amperka.ru/ и подобные магазины.
          В том числе там на русском языке объяснено что такое резистор.

          Ребята смогут кооперироваться через группу и заказывать кому-нибудь на дом компоненты или забирать их сами(магаз на таганке, но найти его не тривиально).

          Там же есть две книжки:
          amperka.ru/collection/books

          Честно говоря не читал их но судя по содержанию первой главы, она вполне детская и направлена на то чтобы заинтересовать.
          Список необходимых покупок для экспериментов с 1 до 5
          Эксперимент 1. Проверьте напряжение на вкус!
          Эксперимент 2. Давайте сожжём батарейку!
          Эксперимент 3. Ваша первая схема
          Эксперимент 4. Изменение напряжения
          Эксперимент 5. Давайте сделаем батарейку

          Возможно подобные книжки смогут по большей части заменить сеть на первый парах.

          Можно купить их на деньги желающих помочь хабравчан и давать детям на время, кому понравится -купит такую-же.

          Наверняка в сети полно подобных магазинов с подробным описание что для чего нужно, и возможно кто-нибудь еще в комментариях накидает подобных детских книжек.

          • 0
            Эксперимент 2. Давайте сожжём батарейку!

            Главное, чтоб не литий-полимерную.

        • +1
          Только не в чип-дип.
          Цены отличаются на порядок (это не форма речи, действительно на порядок) от других магазинов.
          Есть Voltmaster, есть Терраэлектроника.
    • +3
      Ни в коем случае не становитесь нудным теоретиком.

      Это взрослые любят вдаваться в абстракции. Подростки как никто нацелены на конкретный результат, и лучше быть наставником, помогающим им делать вещи, чем «умником», грузящим их «фигнёй».

      Помню, записался в детстве в кружок пчелововдства. Там вёл старичок. Дак вот вместо того, чтобы рассказывать нам как завести пчел и собирать мёд, на первых уроках он начал рассказывать строение рабочих пчел, трутней и маток. Проказывал пчелу в разрезе, из каких отсеков у нее состоит пищевод, и из каких члеников состоит лапка. Первый урок мы вытерпели. Потом был второй такой же нудный и оторванный (как нам казалось) от непосредственно самого пчеловодства. На третий урок уже мало кто пошёл, так как мозги сушили нам и в школе неплохо.
      • +3
        Да, именно это я и имел ввиду. Разбор резисторов и теория электрического поля только отпугнет. Хотя, это, конечно, самое интересное… но лучше оставить тем, кто дойдет до высшего образования.
        Тут и другой психологический момент. Пацану будет приятно вытащить в середину двора летающий квадрокоптер и сказать всем, что это он сделал. А вот с разговорами про внутренний мир микроконтроллеров и про машину Тьюринга-Поста — он останется непонятым своими сверстниками :)
      • 0
        Все верно. Терия будет лишь в минимально необходимом для задачи объеме. Сейчас просто обсуждаем такие вещи, без которых ну вообще никак.
    • +1
      Лучше делить их на новичков и подмастерьев. Пусть продвинутые помогают догоняющим. И тогда же резонно будет подмастерьям давать задачки посложнее.
    • 0
      Как раз в целях мотивирования я и повел ребят на соревнования. Кажется, понравилось. И конечно я даже не пытаюсь что-то силой навязать.
  • +4
    Вы молодец! Очень хочется вам чем-нибудь помочь, но в голову ничего не приходит.
    Повесьте donate кнопку яндекс.денег в ЖЖ, на детали скинемся.

    Насчёт бортового питания — можно использовать аккумулятор 18650 (3.7v) с повышалкой до 5v (если нужно 5 для логики)
    • 0
      Хорошая идея. Даже повышайки не нужно — большинство современной логики и МК отлично будут себя чувствовать на 3.7В. При том, на полностью заряженной банке 4.2.
    • 0
      Краудфандинг публичных отчётов о работе кружка — это прикольная мысль :)
      Плюсую.
    • 0
      Такое тоже уже есть =) Вместе с батарейными блоками для AA батарей так же для пробы купил и под 18650. Мысль хорошая, надо использовать.
  • +4
    В качестве первой «серьёзной» поделки — можно сделать цветомузыку. И моргает прикольно, и схема интересная, и к смартфону можно прикрутить прямо на месте.
    • 0
      Ну или FM-«жучок» на двух с половиной транзисторах. Схема простая донельзя, а воодушевляет.
      • +1
        Что уж там, микронаушник сразу: D
        Вовлеченность и овации гарантированы
      • +1
        ФМ-приёмник требует понятия индуктивности… впрочем, можно не объяснять. Кстати, помню, в детстве очень удивлял одноклассников тем, что можно сделать радиоприёмник, который работает вообще без источников питания. Это всех очень впечатлсяло. Все дети понимают, что чтобы электроника / электрика работала — нужен источник энергии. Хотя бы батарейка. То что радиоволны собержат в себе энергию понять и поверить несмотря на уроки физики никто не хотел. На коробочку из конденсатора, катушки, найшника и длинной антенны смотрели как на магию.
        • +2
          Вот это точно. Всякие штуки, которые проявляют электрическую активность окружающей «пустоты» — весьма занятны.

          Тот же тестер наличия проводки в стене — магия! Терменвокс, который я упоминал — тоже. Беспроводная зарядка. Беспроводной LED-фонарик! ;)
        • +1
          Именно. Индукционный приемник — одна из первых штук, которые мы делали на радиокружке в далекие 90-е. Один такой все время висел в кабинете физики и вызывал интерес у многих — практически все перемены он был занят. Совершенно не помню, чтобы по нему давали какую-то теорию. Кажется, мы все время паяли, мотали собственные катушки и делали корпуса для них. Получался эдакий «урок труда» с электрикой — было очень интересно.
    • +1
      Кстати да. Для самой примитивной светомузыки хватит 1 транзистора и диода (-ов). Проще некуда.
  • 0
    Спасибо за статью. С интересом слежу за Вашим начинанием.
    Прочитал и, прям, на душе светлее как-то стало.
  • +3
    Полезное дело делаете, спасибо.

    Я помню себя в начальной школе после первого посещения подобного кружка.
    Никакой теории не было. Сразу практика (что-то паяли: бочки-электролиты, резисторы, транзисторы кажется МП35, МП39). Да, вначале я в этом вообще ничего не понимал, но понимания на первом этапе было и не нужно. Нужна была движуха и завлекаловка (глаза горят, бегаем по родственникам/знакомым и выпрашиваем ненужные радиодетальки у кого что есть, чтобы паять какие-то мигалки). Кого заинтересовало (как меня) — всё узнали потом. Если бы сразу начали с теории, я не уверен, что пошёл бы на второе/третье занятие.
    • +3
      У нас выпаивали резисторы, кондеры и прочие прямо со всяких плат, которых было масса, от советских до импортных. У меня до сих пор сохранился ящик со стопкой разных плат.
      К счастью сейчас таким страдать не нужно, благо рассыпуха стоит копейки, и резисторы, по крайней мере, выпаивать не надо.
      • +2
        В нашем кружке тоже первые несколько занятий детям давали платы и паяльник. Но не столько из за дефицита рассыпухи, а чтобы дети наловчились работать паяльником. Первое время все пальцы в ожогах, ну а потом уже ребенок понимает «куда греть», как и чем придержать, в общем «практика пайки» очень клевая.
        • +2
          Разломать что-то готовое — очень полезно, ага. Отличный повод посмотреть, что там внутри, какие платы бывают. Платы разглядывать — само по себе очень прикольно! Навык паяния, тоже. Оловоотсос, паяльная станция… Романтика

          Можно сюда же проверку жизнеспособности отпаянных деталей притянуть, тоже полезно — характеристики деталей и средства их контроля узнают.

          Но желательно их них и собирать что-то, не сильно откладывая.
        • +1
          В наше время допуском к первой схеме был красиво спаянный кубик из медной проволоки. Кубик следовало паять из 12 кусков проволоки одинаковой длины, не пользуясь при этом никаким дополнительным инструментом кроме паяльника и пинцета. Гораздо более изощренная пытка, скажу я Вам :)
          • 0
            Да ладно, это просто.
            • +1
              Скажете тоже, просто. Почти ни у кого раньше чем через 3-4 занятия не получалось. Зато те, у кого получилось, постигали дзен :)
              • 0
                3-4 занятия? Это сколько в часах? Ну минут 40, час, полтора часа. Что там дальше делать?
                • 0
                  С учетом того, что бОльшую часть времени нам рассказывали про основы электроники (я туда пошел в 4 классе), это 1.5-2 часа как раз.

                  Но мне кажется, что Вы немного преуменьшаете сложность задачи. Там надо 8 раз подряд твердой рукой аккуратно спаять 3 проводника в одной точке. Без дополнительных приспособлений это не так и просто на самом деле.
                  • 0
                    Достаточно двух твердых предметов, чтобы об них упереть куски проволоки.
                    • 0
                      Возможно мы по-разному представляем процесс, но единственный известный мне работающий способ состоит в том, чтобы прижать 2 куска к столу и затем припаивать третий. Проблема в том, что лежащие на столе куски проволоки сложно спаять красиво (сформировать красивый круглый спай). Поэтому приходится прижимать их к лежащей на столе дощечке — так, чтобы концы висели над поверхностью стола. К тому же на последнем этапе появляется неожиданная проблема с тем, что на третьем куске (который надо держать в руках) висит уже припаянная грань. На самом деле задача кажется простой в теории, а на практике требуется некоторая эквилибристика. Кстати, а Вы пробовали сами?
                      • 0
                        единственный известный мне работающий способ состоит в том, чтобы прижать 2 куска к столу и затем припаивать третий

                        Три провода в одной точке спаиваются просто левой рукой, зажимаются между пальцев. Не касаясь ничего. Используя упор (стол, дощечку) свободно можно спаять 4 провода. Паяется одним касанием, т.е. все сразу. Иначе это будет плохая пайка.

                        Но такие навыки требуют тренировки. Просто в детстве не было никаких приспособлений, типа «третьей руки», хотя они делались из прищепок, но постоянно ломались или терялись. Сначала делал небольшую «скрутку» чтобы зафиксировать точку пайки, потом приноровился свободно зажимать между пальцев.
                        • 0
                          Это отлично работает только если не надо выдержать заданные углы между (жесткими) проводниками. Предлагаю потратить 5 минут и таки спаять кубик по Вашему способу, на весу.
                          • 0
                            С заданными углами сложнее. Вы меня прямо заинтриговали — вынул жилку из витухи и попробовал сложить. Таки удалось :)
                            • 0
                              Ну, если с ходу получилось спаять кубик на весу, то значит у Вас патологически прямые руки :)
                              • +1
                                Паять не пробовал, но стык получил. Достаточно коснуться паяльником.
                                Правда раскорячиться пришлось до боли в пальцах…
                                • 0
                                  Ну, я, когда попробовал составить так проводники без стола, то сразу понял, что у меня не хватит твердости духа пальцев, чтобы не шевельнуть все это во время пайки.
          • +1
            Кстати, эта задача на пайку проволочного куба напомнила мне задачу о сопротивлении проволочного куба.
            Пусть ребро куба имеет сопротивление, равное 1 Ом. Источник подключен к противоположным вершинам куба, то есть к концам большой диагонали.
            Чему равно сопротивление куба?
            На решение даётся тридцать секунд.
            • +1
              Идея решения: все вершины, отстоящие на 1 ребро от точек подключения омметра эквипотенциальны, поэтому их можно закоротить.

              Решение: итого получается, что последовательно соединены резисторы сопротивлением 1/3, 1/6 и 1/3 Ома, т.е. в сумме 5/6 Ома.

              // На идею потратил секунд 15, потом запутался в том, сколько ребер получается в середине и пришлось нарисовать кубик. Итого порядка 3 минут. Печалька.

              Ну и ответный мяч: плоскость замощена бесконечной квадратной решеткой, сопротивление ребра 1 Ом. Найти сопротивление между концами большой диагонали квадрата. Я не садист, но минут 5 на решение вполне достаточно.
              • +1
                Мысли про куб верные, но задача чисто на логику: в итоге, отбросив ненужные грани, имеем 3 резистора по 2 ома соединённые параллельно :)
                • +1
                  Т.е. Ваш ответ 2/3? Тогда Ваше решение заведомо неправильное.
                  • +1
                    Да, точно, поспешил.
      • 0
        Кстати, да. Тоже таким страдал
      • 0
        Да я сам, сидя на даче, распаивал какие-то выброшенные телевизоры. Была гора выпаяных компонентов. К сожалению, они так и не пригодились ) Зато запах канифоли теперь ни с чем не перепутать, хоть я давным давно другими флюсами пользуюсь.
        А вот в радиокружке, куда я сам ходил, мы там ничего дельного и не собрали.
  • –1
    Огромный поклон за данное начинание, ребятишкам несомненно это необходимо!

    Но возник вопрос: Вы начали рассказывать про электронику с элементарных вещей, типа что такое ток, напряжение, сопротивление, закон Ома или сразу ринулись конструировать роботов из готовых деталей и моргать светодиодом на Ардуино?

    Я просто вспомнил смою молодость, когда ходил в радиокружок, нас там обучали с самого нуля, по началу изучали законы электрики, типа марки радиодеталей, самостоятельно протравили плату AM-приемник на 3 транзисторах, собрали, работает, радости было просто море, дальше больше, по мере изучения материала собирали первый усилитель НЧ, потом добрались до триггеров и т.п., стали собирать на транзисторах, потом настала пора изучать интегральные микросхемы (отечественные конечно), все эти K155ЛА3 и т.п., потом собирали переключатель гирлянд на нескольких микросхемах… в общем дальше больше и круче, участвовали в разных соревнованиях уровня района и потом города.

    Просто всегда вначале была элементарная теория, разобрать все как работает, а потом уже практика.

    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +1
        Без ардуин, роботов и прочего дети забьют уже на второе занятие. Полным составом.
        Потому что времена поменялись, мультивибратором с мигающими лампочками уже не удивить.
        • +1
          Да оно тупо проще стало, хоть и дороже немного. Если мне нужен генератор — я его на контроллере сделаю, а не на мультивибраторе. Это же не производство, это поделки, отладка и хобби — те вещи, на которых денег можно не жалеть.
          Быстрота, удобство, меньше расчетов, возможность повторного использования.
          • 0
            Вот кстати да — сейчас кроме диодов, транзисторов, резисторов, конденсаторов и катушек — полно разных микросхем, которые стоят не в разы дороже, а умеют очень многое.

            После чтения книжек про первые — даже, что-то в них поняв — смотрел на схемы, где к нескольким из множества ног микрухи припаивали что-то, и оно работало как надо. Ощущал непреодолимую пропасть в знаниях! GoodSolder, не допустите такого!
        • +1
          Не забьют, если правильно мотивировать.
          • 0
            И не надо никого удивлять, это же хобби, оно для себя любимого, чтобы ты сам получил моральное удовлетворение, от того что ты САМ сделал какое то устройство, а не стырил схему в интернете и код для того же контроллера по методу copy-paste свиснул.
            • 0
              А типа схему мультивибратора и формулы для расчета — это искать где-то не надо? Я-то не скажу вот так сразу, или на листке почеркать надо будет, или в гугле запрос набить.
              • 0
                Сходите в библиотеку или на барохолку и купите книгу 1970-го года, с тех пор формулы расчета как и закон Ома не изменились.
                Конечно можно тупо скачать схему мультивибратора со всему номиналами деталей с инета, собрать её а потом долго мучиться — почему же она не работает… но я считаю, что гораздо приятней разобраться самому по старой доброй книжке (можно электронной книжке), самому посчитать номиналы и подобрать все детали.
                • +1
                  Да, если специализируете детей как специалистов в аналоге. Поймите, это не универ, и тут не стоит задача научить чему-то любой ценой. Если получится научить — отлично. Но тут главная задача, как бы это не казалось «против правил» — заинтересовать. Если уроки будут неинтересные — на них никто не будет ходить. Что лучше — поверхностные и интересные уроки, на которые ходят 10 человек, или глубокие скучноватые для детей уроки с теорией, на которых 1-2 человека сидят?
                  Это же дети, не надо им подсовывать книги, которые они сочтут скучными. Это в 70 году электроника казалась чудом, и собрать простую схему было круто — к этому могли стремиться, ради этого могли разобраться в скучной теории.
                  А сейчас вокруг них куча техники, куча возможностей. Начнете забивать мозги теорией — они уйдут. И хорошо если в кружок программирования, а могут и просто посидеть в контакте вместо уроков — это же просто и несложно, прикольные картинки, только сиди и смотри.
                  Будет интерес — будут и книги, будут и теория. Сами найдут и разберутся, не беспокойтесь. Всему свое время, и сейчас главное — заинтересовать.
                  • 0
                    Спорить не буду, да нужно заинтересовывать молодежь, чтобы она не просиживала время зря. Самое главное — не лишать детей детства.
                  • +1
                    А вот вообще говоря, вопрос не однозначный — что в итоге лучше, куча поверхностно что-то видевших, или несколько глубоко понимающих специалистов. Сейчас как-то многовато стало недоспециалистов, выдающих себя за знатоков. Это лично им? конечно, помогает жить, но как-то нехорошо влияет на общий фон. Мне так кажется…
                    • +1
                      Специалист — это 10 000 часов практики. Им будет неоткуда взяться, если ребятам тупо наскучит это занятие.
            • 0
              «сам» получаешь моральное удовлетворение, если кто-то удивил, а потом ты что-то сделал, и сам кого-то этим удивил.
  • +2
    А кто подскажет — есть ли подобные кружки в Кеиве? А то, как минимум, есть 2 претендента на роль младших учеников )
    • 0
      Знаю что в Киеве кто-то организовывал на основе лего-конструктора программируемых. Где видел не помню, но может будет легче гуглить с этим знанием :)
      Правда тот человек, вроде, всё-таки собирал взносы от участников секции, т.к. лего-конструкторы весьма недёшевы
  • +4
    Круто, смогли собрать и заинтересовать детей. Но имхо им куча теории не нужна совершенно, для этого есть основная школа. Лучше сразу в бой — моргать светодиодами, рулить яркостью через резистор или ШИМ и попутно рассказывать про детальки. Это будет наглядно и интересно.

    Поставьте где нибудь кнопочку доната, обязательно скинемся всем миром на хорошее дело.
  • +3
    Как жаль, что когда я учился в школе, у меня небыло таких увлечённых преподавателей. Все тянули школьную программу и не заморачивалсь :( А сейчас за такие занятия отдал бы палец левой ноги :) Удачи вам и вашим ученикам.
  • 0
    Очень хочется научиться собирать подобные схемки, есть какие то обучающие видео на простом языке?
    • 0
      В сознательном возрасте проще всего изучать от задачи — формулируете для себя задачу, гуглите (обычно находятся темы на форумах с обсуждением возможных путей решения) и появляются уже конкретные вопросы по каким-то техническим моментам, о которых, если не удалось разобраться, можно на том же форуме и спросить. По ходу решения одной задачи придет много идей для более сложных и знания будут расширяться. Это конечно подход больше для хобби, но для начала очень помогает.

      Вот я например еще недавно вообще не умел паять, захотел сделать сбор температуры по дому и управление светом, теперь вечерами паяю частенько. Конечно на первое функциональное устройство убивается много времени и денег (и явно дешевле купить готовое решение), но это же хобби + последующие проекты уже будут более продуманны и многие из не пригодившихся компонентов пойдут дело в будущем.
      • 0
        Я так же по молодости увлекался усилителями НЧ.
        Спаял 2 усилителя на микрухах — компонентов еще на 4 лежат в ящике. Может дождутся.
        Одна горелая TDA7293 теперь брелок на ключах.
        Кстати, для меня всегда самое сложное было — сделать корпус.
        • 0
          Не переживайте — 99% радиолюбительских поделок не доделываются именно из-за отсутствия корпуса. Прием это проблема была актуальна во все вермена. Если посмотреть книги по радиолюбительству 70-80 годов. Там всегда были книги или раздел про технологии изготовления корпусов из говна и палок подручных материалов. Причем технологии были не из простых, и электрохимическое анодирование алюминия в домашних условиях самый простой техпроцесс.
          • +1
            Отличные корпуса для поделок получаются из плекса



            avrproject.ru/blog/korpus_iz_orgstekla/2012-02-16-48
            • +1
              ХА, отличный пример рисования совы в три шага.
              Между
              По контуру платы рисуется шаблон и И вырезается из листового материала необходимые части: две крышки и средние части с вырезом под плату и элементы коммуникации просто пропасть, как нормально дома вырезать так ровно кривую детальку.

              Если бы это было просто то можно было бы легко клеить аккуратные коробочки с помощью супер клея или растворителя, когда дело доходит до практики, если мы имеем дело не с джедаем, то получается совсем не то что на картинках по вашей ссылке.
              • +1
                Это если боковые стенки нужны. Оргстекло любая рекламная компания нарежет, только чертежи дай.
                Ну а если хочется совсем хендмейд, то можно высверлить, можно лобзиком.
                • 0
                  лобзиком получится совсем не то, что вы показали на картинке, а заказать много что можно, можно и готовый корпус купить, их куча
                  • +1


                    Ну а в продакшн можно и заказать.
            • +1
              Описание способа.

              Наткнулся на интересную идею создания корпусов из подручных средств, понадобится только листовой акрил (или оргстекло) и фрезерный станочек с ЧПУ ;)


              При наличии выделенного можно делать любые корпуса. не только из акрила.
          • 0
            Да я и не переживаю =)
            Единственное, так еще и не собрал вот такую штуку
            sites.google.com/site/moiusiliteli/Home/zvukotehnika/usiliteli-na-mikroshemah/usilitel-waft-home-honey
            Мне сам автор схемы тогда присылал компоненты. Щас в ящике лежат, ждут когда их соберут.
  • +2
    Не знаю, на сколько это уместно в данном топике или «принято» среди специалистов, но, например, у меня в гараже пылится коробка с неработающим электробарахлом (2-3 старые мобилки, 1 китаепланшет с треснутым экраном, прочий хлам, хм, даже робот-полотер Румба какого-то первого поколения), которое и выкинуть жалко, и продать «нерентабельно», и ремонтировать нет ни времени, ни желания, ни умения. А вот если бы в школе учитель физики предложил скинуться «на развитие материальной базы» — отдал бы с легким сердцем. :)
    И спасибо Вам за такое полезное дело. )
    • 0
      Для совсем начинающих это не подходит, максимум из румбы достать моторчики, если они коллекторные.

      Более продвинутые еще достали бы из мобилок дисплеи, остальное точно в помойку :)
  • +3
    Я не сторонник заявлений в духе «раньше трава была зеленее, нынешнее поколение — пропащее», но все-таки у меня складывается впечатление, что раньше-таки заинтересовать детей было проще.
    Компьютеры мало у кого были, поэтому учиться программированию казалось чем-то из области фантастики, не было и мысли «забить» на такую возможность.

    Сейчас электроника намного доступнее для потребителя, это выливается в то, что заинтересовать стало намного трудне…
  • –4
    решено снабдить каждого юного радиолюбителя блоком питания на 5В. У большинства они уже наверняка есть: почти любая зарядка от телефона, планшета, плеера и т.д. У кого нет — я раздам из собственных запасов.
    Ойойойойой! Даже и не думайте так делать! У этих зарядок от телефона и планшета НЕТ гальванической развязки с первичным контуром (220В), соответственно, ими нельзя пользоваться в работе начинающих радиоинженеров.

    Это ОЧЕНЬ опасно для детей!
    • +4
      Чо это нет? Там высокочастотные трасформаторы вообще-то — вполне себе развязка. Не пугайте людей, если не разбирать корпус и не тыкать пальцем в горячую часть платы, то они безопасны.
      • +2
        В зарядках начинка часто действительно так себе, особенно у китайских. Я как-то закоротил случайно такую на несколько минут и получил изумительное металлическое напыление на внутренней стенке корпуса. А то что новички будут кз делать — к бабке не ходи. На первое время вполне достаточно корзинки для двух АА батареек.
        • 0
          Это легко проверяется — коротышом. Если не брать дайте-нам-самые-дешевые-зарядки-нам -жалко-денег, то там есть защита по току и зарядка просто вырубается.
          • –17
            Текст поста ещё раз прочитай, идиот, бл#$ь
            • +5
              Ну и что там? Про то, что зарядки свои? Если они от нормальной техники, то защита там скорее всего есть. В любом случае, можно закоротить, положить в металлическое ведро и подождать. Заодно и демонстрация «почему так делать нельзя» в случае неудачи будет.
              Ну и поводу последнего слова.
              А это что за: «БЛЯТЬ»? Это из какого Брокгауза ты накопал? Павел Васильев, краса русской поэзии: «А пристяжные… Отступая, одна стоит на месте… другая краденая, знать… Татарская княжна да блядь… Кто выдумал хмельных, лошажих, разгульных девок запрягать»!!! «Тройку» помнишь? Не помнишь? А что ты вообще помнишь? «Блядь», чувствуешь, недоумок, «блядь»!!! Через «Д». Пастернак его с Моцартом от поэзии сравнивал, ты хоть это понимаешь, чудовище? Не порть язык, мудила, не бери пример с попсы!
              Дневник тестировщика.
              • –1
                Вместо того, чтобы выдать безопасные источники питания, учитель пережёг все зарядки от телефонов, которые принесли ученики. Со словами «они плохие». Превосходно.

                Чувак, это дети. Если с ними что-то случится — а паяльником залезть в схему под напряжением как нечего делать. Паяльник, скорее всего заземлён, и это будет ноль на фазу — то будет плохо всем, и автору, и детям. Не знаю, кому хуже.
              • 0
                По поводу спойлера — это не существительное, это междометие )
                • 0
                  И? Все равно это одно и тоже слово.
                  Текст поста ещё раз прочитай, идиот, бл#$ь

                  Ой, запикали. Кнопка пожаловать работает?
                  • 0
                    Я понял, о чём шла речь — Т/Д. Но это всё такие междометие, не несущее в себе изначального смысла. Написание и отличаться может. Это как с другой известной фразой, которая стала наречием )
                    • 0
                      Вы про «будь мужиком, блеать»? Так там была картинка. А тут я что-то не встречал написание слова с «т», которое проявилось в чем-то более популярном, нежели комментарии неграмотных людей.
                      • 0
                        Нет, не про него. Ответ в лс )
                  • 0
                    Запикали и заридонлили. Оппонент вам больше не ответит :(
                    • –1
                      Блин. Ну нафига я пожаловался? Сам виноват, лишил себя вечернего срачика в комментариях.
                    • 0
                      Парень сильно за детей переживал, пытался достучаться до автора, что в данном случае лучше несколько раз перестраховаться, в процессе горячки выкрикнул нехорошее слово, а его вот так вот… Причем на его последнее высказывание ничего не ответили.
                      • 0
                        И поэтому он из благих побуждений говорил, что там нет развязки?
          • 0
            В «один прекрасный день» мой железный конь поймал КЗ от китайского автомобильного зарядного (закороченного внутри корпуса) к китайскому же видеорегистратору… и в тот день, когда из под крышки блока предохранителей повалил дымок, стало ясно, что аккум видеорегистратора так плохо заряжался совсем не потому, что был дохлый, а к деньгам, выкинутым на новый аккум пришлось добавить автоэлектрику на диагностику и замену части проводки…
            Эта романтическая история и научила меня не брать самые-дешевые-зарядки. И регистраторы, тоже. :))
        • 0
          Кстати тоже не совсем понял, зачем нужна розетка у каждого стола: макетки можно без пайки собирать, а схемы запитывать от батареек. Пайку же и ЛУТ можно на дом поручать в виде домашнего задания, показав технологию за учительским столом.
          • +1
            Вы думаете у всех есть паяльники? Всем родители разрешат лезть в неведомую химию и травить плату? Да вы в своем уме?
            • 0
              Мне разрешали. Даже когда я прожег одеяло раствором хлорного железа.
      • –3
        Зарядка для телефона втыкается в розетку. Там 50 Гц. Зачем там ВЧ-трансформатор, по вашим словам — где там ВЧ?

        В 99% зарядок для телефонов/смартфонов никакого намёка на импульсное преобразование нет, и трансформатор туда не ставят — это тупо дорого.
        • +2
          Ну а что туда ставят, по вашему? Неужели конденсаторный БП?))
          • –3
            Ну а зачем ты у меня спрашиваешь, если до этого писал так, как будто знаешь? Там стоит диодный мост, зачастую даже стабилитронный мост + гасящие конденсаторы + сглаживающие конденсаторы.
            В самсунговских зарядках, к примеру, было ровно так.
            • +12
              Ладно, допустим что все так и есть, и перейдем к заключительной части марлезонского балета — доказыванию, что мы тут не просто в воздух пердим(извините), а действительно отвечаем за свои слова.
              Вот например, я разобрал специально для вас 4 зарядки от мобильников, слева-направо: самсунг, китаец, apple оригинал, очень дешевый китаец.

              Красные стрелочки — трансформаторы. Вы никогда не разбирали советские блоки питания? Там стоит огромный транс 220-5вольт, который выдавал меньше ампера, и которым можно было убить, если стукнуть по голове. И большим он был именно из-за низкой частоты. Уже довольно давно все зарядки строятся по одной и той же схеме — диодный мост, конденсаторы, генератор(обычно десятки килогерц — поэтому некоторые зарядки мерзко пищат), трансформатор, стабилизатор. Если не брать совсем экстремально дешевые, то там еще есть обратная связь, которая регулирует заполнение шим в горячей части в зависимости от напряжения в холодной(оптопарой, у нас же развязка) — такие зарядки держат напряжение, пока хватает мощности трансформатора, а дешевые рассчитаны на определенный ток — ниже которого лишнее напряжение гасится стабилитроном, а выше — напряжение начинает падать.

              Вверху — не бп, а управляемый патрон, выходы с которого никуда идут, поэтому развязка не нужна, и туда поставили именно конденсаторный бп, отличающая черта которого — большой высоковольтный конденсатор(синяя стрелка).

              Теперь ваша очередь доказывать свои слова.
              • +3
                Человек руководствуется опытом, полученным лет 10-15 назад. Когда зарядки были большие, тяжелые и с обычным трансформатором.
                Тогда импульсные были дороже, их было намного меньше. Сейчас, похоже, дороже пихать НЧ трансформатор, поэтому везде импульсники)
                • +3
                  Опыт-опытом, но нельзя не понимать, что без гальванической развязки его бы било током в половине случаев от металлического корпуса телефона.
    • 0
      Развязка там обязательно есть. Просто в махровой китайчине — она дерьмовая (=небезопасная).
      Update: Опс, вижу тут уже написали это )
  • +1
    У меня накопилось несколько ненужных блоков питания, китайские, на фиксированное напряжение… Но может быть вам нужны — готов отдать.
  • +1
    Очень интересно и полезно читать, спасибо
    Я сейчас по похожей схеме организовываю «Клуб программирования» в своей школе. Специализация другая, но дети и школы универсальны.
    Успехов!
  • +2
    «4. Английская часть сети для них пока не существует. Придется ссылаться только на русские ресурсы и документацию. Ясно, что я не смогу их мотивировать усиленно учить английский — ребята пока что не понимают, зачем это надо.» — практически, взаимоисключающие параграфы. Чтобы ребята поняли, зачем им английский — Вы должны как рыба в воде при них находить информацию именно в английских ресурсах. Время от времени показывая, что в русских она или отсутствует, или не полная, или ещё чем-либо не хороша.

    Позиция должна быть типа, «Вот на английском за пять секунд, но так уж и быть, покопаюсь минут пять, чтобы на русском вам — неучам — найти».
    • +1
      Да им как ни крути с английским придется часто сталкиваться. Простой пример, который уже был на втором занятии: взяли БП от какого-то телефона, на нем надписи непонятные. Тут и прозвучали слова, что Input это вход, а Output — выход. Так и дальше будет.
      Но специально сильно акцентировать внимание на английском я не считаю нужным.
  • 0
    Прежде всего респект автору за благое начинание и + в карму для круглого счета!
    Аж на ностальгию пробило про радиокружки из своего далекого еще советского прошлого.

    Заодно подкину предложение — присоединяйтесь к нашему проекту, ибо он вовсе не случайно назван «народным».
    Наша цель быть максимально ближе к народу, в т.ч. и в целях образования. Для продвинутых можно попрактиковаться в программировании МК, познакомиться с конструктором Ардуино, а также и вовсе собрать по-быстрому на коленке нечто беспроводное на базе мини 3g/wifi-роутеров с OpenWRT/OR-WRT все чаще и чаще используемых в любительской робототехнике.

    А также сможете познакомиться со своим коллегами, использующих данные по проекту в учебном процессе, а именно:
    Кафедра АКИТ в г.Луганск и ПГТУ — 410 (3) — робототехника, автоматизация в г.Йошкар-Ола.
    И это лишь те кто обращался к нам с вопросами, советами, отзывами.
  • +2
    Мне 23 уж скоро, а все равно захотелось к вам ходить)
    • 0
      Ну вообще, я рассматриваю мысль о организации обучающего курса для взрослых. А @di_halt хотел курс по микрокомпам на linux(типа Rpi) и связи их с контролерами запилить, да? Вот можно что-нибудь такое сделать. Только спрос изучить надо.
      • 0
        dihalt, лишняя черточка.
      • 0
        Мне столько народу написало по этому поводу, что недонабора в группу однозначно не будет. У этой идеи точно есть потенциал.
  • +1
    Да у вас школа волшебников!
    Любая достаточно развитая технология неотличима от волшебства. (с)Артур Кларк
  • +2
    Я думаю, что если автор опубликует адрес, куда можно посылать полезные мелочи, то многие помогут. Скажем вот пришло мне 1000 светодиодов (минимальный заказ был таким), сотню-другую я могу смело отдать на благое дело. Если идею поддержат, то можно а/я на почте сделать, чтобы проще было, да и адрес не раскрывать всем, а так все равно на почту ходить.

    Травить рекомендую в медном купаросе — не будет столь острых проблем с грязью.
  • 0
    Обнаружил тут случайно осцилографы oscill.com. Вы знаете про них? ИМХО, такой форм-фактор для кружка — самое то, а?
    • 0
      А ещё обнаружил easyelectronics.ru/ с его we.easyelectronics.ru/ в блоге у radio-developer.livejournal.com/. Проект интересный, но почему-то не упоминался тут автором блога ;)
      • 0
        easyelectronics — интересный проект? Да его тут каждая собака знает :) Проект камрада dihalt. А блог radio-developer ведёт vvzvlad
        • 0
          А что, не интересный? ;)

          Ну, и не каждая… Я вот только что его себе нашёл. Особо уникальным тормозом себя не считаю… Пусть эти ссылки лишний раз видны будут.
          • +1
            А что, не интересный?

            Не только интересный, а просто уникальный для начинающих.
            Пусть эти ссылки лишний раз видны будут.

            Да пусть, я же не против :)
  • 0
    На самом деле статью вашу приметил давно, но инвайт получил совсем недавно), хочу написать вам огромное спасибо за то что организовываете такой классный кружок! Вы прямо героем в моих глазах выглядели, когда читал первый пост! :) Хочется посмотреть, что из этого получится. Тоже хотелось бы в такой кружок, но у нас в школе как-то не организовывалось ничего, пришлось учится самому и позже.

    Я прочел, что многие забили на анкету, но 6-7-классники все же принесли ее. Как они отвечали? Понятно, что возможно не все было верно, но видно хотя бы было, что пытались поискать что-то? Заинтересовались?
    Если такой вопрос уже был — извините, я плохо искал, возможно. По ключу «анкет» ничего не нашел, а по «ответ» искать было не очень круто =).

    Спасибо!
  • 0
    Что это за пластмассовый девайс с дырочками на картинке к посту?

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.