Мучения с LED cube 4x4x4 (Arduino+74HC595)

Здравствуйте, дорогие хабравчане!

Наконец-то у меня есть, что вам рассказать и показать. Надеюсь, рассказ будет интересен не только мне.

Я расскажу о своём опыте работы с Ardiuno UNO и даже покажу, что у меня в итоге получилось. Если вам ещё не надоело подобное — добро пожаловать под кат.

Вступление
Я — учитель физики, информатики и астрономии в обычной средней школе. Успел поработать сисадмином-эникейщиком и с компами немного дружу, немного умею работать с сайтами, чуть-чуть понимаю php и MySQL. Но в программировании я чуть больше, чем нуль. Это должно немного уменьшить ваш гнев от чтения написанной мною программы, которую я чуть дальше покажу.

Весной 2014 года на областной конференции познакомился с LEGO WeDo и электронаборами ООО «ЛАРТ-М». Очень мне это дело понравилось, но всё это было не у меня.

Так получилось, что в начале учебного года мне предложили вести кружок робототехники с LEGO Mindstorms NXT. Даже отсутствие опыта работы с этими наборами не смутило директора областного дома детства и юношества. Пока, кажется, все мной довольны.

Я втянулся, мне стала нравится робототехника, но цены на Lego просто убивали. Тогда мне попалась вот эта статья. Я связался с фирмой, занимающейся поставкой этих наборов к нам и мы договорились о пробной покупке одного набора и дальнейшем сотрудничестве на ниве внедрения этого дела в школы. После получения этого набора в свои цепкие ручки, я начал пробовать и материться… Про проблемы, связанные с этим набором расскажу отдельно, если будет интересно. Главное не это.

Сначала я, конечно же, попробовал подключить датчики/кнопочки/диодики. Всё работало и сверкало. С одной поделкой я даже выступил на очередной областной конференции и «сорвал банк». А там всего-то было 2 фоторезистора, 2 светодиода, 1 динамик, 1 кнопка, 3 зеркала, 1 потенциометр (кнопок больше не было на тот момент) и 1 лазерная указка. Из этого получился небольшой дом, который делал следующее:
1) зажигать светодиод над входной дверью, когда на улице темно;
2) играть простенькую мелодию, когда нажимают кнопку звонка у двери;
3) зажигать светодиод в «комнате охраны», когда кто-то звонит в дверь (вдруг охранник в наушниках музыку слушает);
4) при выкручивании потенциометра на максимум (надо будет заменить второй кнопкой, благо теперь она есть) включалась сигнализация — внутренний фоторезистор начинал реагировать на прерывание лазерного луча от указки, через систему зеркал направляемую на него «с улицы». При пересечении луча в «комнате охраны» раздавалась сирена и загорался светодиод.
Страшный домик

После знакомства с этим наборомя начал активно читать про Arduino и, в конце концов, заказал на Aliexpress набор с Arduino UNO (точнее, китайским аналогом с диким именем) и кучкой всяких деталек. И тут Остапа понесло (с)…

Вот чем вы занимались на новогодних каникулах? Отдыхали, верно? Я большую часть каникул провозился с ардуинкой.

Сначала собрал кубик из 27 светодиодов (кажется, по вот этой инструкции). Скетч первоначального варианта работы (как на видео) не выкладываю, т.к. надо его полностью переписывать, с учётом новых знаний. Но сначала он работал вот так:
LED cube 3x3x3

UPD: сейчас этот кубик управляется ИК-пультом: скетч, библиотека IRremote, библиотека LedCube. Сразу даю ссылки на файлы библиотек, чтобы не возникло проблем с разными версиями. Схему подключения нарисую чуть позже, простите.

Этого мне показалось мало, да и я поверил в свои силы. Поэтому решил собрать такой же кубик, но уже из 64 светодиодов. Дурное дело — не хитрое, особенно когда работать не надо. Сначала собрал кубик, используя несколько похожих инструкций (вроде этой и этой). Получилось вот так (скетч):
LED cube 4x4x4

Управлять таким кубиком было довольно просто. Проблема была в том, что все 20 имеющихся в моей Arduino UNO выходов оказались заняты светодиодами, а хотелось ещё подключить каких-нибудь датчиков и прочих прелестей.

UPD2: фото с кучей проводов
Первая версия. На Ардуинке заняты все 20 портов:

В результате некоторого количества убитых нервов и благодаря помощи хороших людей удалось переподключить мой кубик к ардуинке с помощью двух сдвиговых регистров 74HC595 (инструкция). За время написания программы удалось чуть лучше разобраться в языке, хотя некоторые вещи в моей программе до сих пор кажутся мне магией. Схема подключения кубика к Ардуино (сделано в Fritzing 0.9.1b.64. За качество простите, первый раз работал с этой программой).
UPD2: ещё несколько фоток с кучей проводов
Вторая версия. На Ардуинке заняты кубиком только 7 портов, но всё собрано на макетке и использовано около 70 проводов:



Окончательная версия. Все мелкие запчасти спаяны и спрятаны в коробку:



Собственно, управлять кубиком стало немного сложнее, зато удалось подключить двухстрочный дисплей, на который выводится название режима работы кубика и номер этого режима (удобно ковырять программу, видя эту инфу), и кнопку, которая переключает режим работы кубика.

UPD2: Видео почти окончательной версии кубика

Да, забыл сказать. Жена у меня ведёт информатику в той же школе и, глядя на мои мучения, у неё родилась мысль об элективном курсе для 9 класса (пока всё в виде идеи и черновых набросков) по работе с ардуинкой. Будем надеяться, что из этого что-то получится.

Что ещё хочется сделать
1) подключить к кубику микрофон и превратить кубик в светомузыкальную установку. К сожалению, пока не очень получается. Микрофон из комплекта реагирует только если на него дуть (нужен усилитель, но пока нет его).
2) добавить разных эффектов кубику.
3) показать пользу от ардуинки на уроках физики — хочу измерять скорость объекта (2 фоторезистора + 2 лазерных указки), но пока это тоже не очень получается.
4) научиться нормально управлять серводвигателями и сделать, наконец-то, машинку! Пока при подключении двух серводвигателей управлять получается только одним, второй постоянно крутится в одну сторону.
5) научиться управлять ардуинкой по bluetooth. Модуль есть, но пока тоже не очень клеится работа с ним.
6) дождаться прихода с Aliexpress ещё нескольких датчиков/экранов и сделать ещё что-нибудь интересное.
7) заинтересовать учеников и хоть немного их этому всему научить...

UPD: добавил скетч для 3x кубика со ссылками на используемые библиотеки и схему подключения 4x кубика.
UPD2: добавил фоток и видео. Обновил схему подключения кубика 4x4x4 на гуглдиске.
Поделиться публикацией
AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

Подробнее
Реклама
Комментарии 33
  • +2
    Ну если плохо с программированием посмотрите на проект FLProg. Я думаю попроще будет. Ну и сдругой стороны программистов у нас в стране много, а вот нормальных асушников и грамотных инженеров — электронщиков очень мало. Знаю на личном опыте — работал в инженерной компании, найти стоящего электронщика было очень большой проблеммой. А этот проект как раз помогает понять основы электроники. Может стоит этому детишек учить?
    • 0
      Стоит, однозначно стоит! Есть шанс, что в нашей школе со следующего года я как раз и организую что-то вроде факультатива, где мы будем учиться работать с простейшей электроникой. Сейчас с женой думаем, как это лучше организовать. Скорее всего, мой курс будет переходить в курс основ программирования, где жена уже будет учить этих же детей программировать то, что они насобирают со мной.
      Нам, кстати, очень с администрацией повезло. Нас всячески поддерживают и помогают с покупкой железок. Так что скоро у нас будет 5 комплектов для основ работы с Ардуинкой, вот!

      И ложечка дёгтя. Мало кто из учителей готов сейчас с этим всем работать (даже без Ардуинок, просто с электроникой), а из готовых, мало кто возьмётся. Потому что у большинства учителей и так дел выше крыши, а нам постоянно всё новые обязанности придумывают…
      • +1
        Вот в этом то и самая большая проблема что нет не только учеников, но и учителей. А где есть, уровень их оставляет желать лучшего. Из выпуска питерской техноложки, хорошо если находился один достойный кандидат. И то который практически сам учился. Сейчас учат менеджеров, экономистов, логистов. То есть учат продавать. А вот создавать что то никто не учит.
        А насчет FLProg если будет действительно возможность применить для обучения детей, то можно и выпустить упрощенную детскую версию. Где бы только дизайнера найти. Идеи по учебным примерам есть. Но для их оформления нужен человек с преподавательскими способностями. Я инженер, и учить детей мне не приходилось
        • 0
          Про учителей.
          А откуда им взяться? Меня в пед. институте более-менее научили физике (преподаватели, в основном, были замечательные, просто я далеко не гений), а всему, что касается компьютеров я учился сам. Ибо информатика в институте была «ни о чём». Отдельная кафедра учителей информатики у нас в городе появилась только несколько лет назад (правда, я не сильно встречался с её выпускниками и не могу ничего об их уровне сказать)…
          Я бы нашу систему образования переделал чуть меньше, чем полностью. Например, почему бы не приглашать на уроки отдельных специалистов, реально работающих с какими-нибудь полезными штуками? Но приглашать не в виде: «Расскажите детям о своей работе, пусть увидят, что это прикольно.» Я бы приглашал таких спецов, чтобы они (в идеале — вместе с учителями) проводили какие-то уроки или целые курсы. Чтобы при совместной подготовке учитель, например, давал педагогику, а специалист — знания. Было бы и интересно, и практическая польза была бы, т.к. детям бы давали именно практические, реально нужные знания. Может тогда и инженеров с электронщиками у нас побольше бы стало… И учителям от такого сотрудничества польза была бы: не надо сразу самому во всё это вникать, можно учиться параллельно с детьми, не тратя на это вагон личного времени (которого у учителей и так практически нет).

          На тему FLProg. Обязательно посмотрим с женой и подумаем, как это применить к школе. Только у меня огромная просьба — добавьте, пожалуйста, на сайте поля слева и справа от текста. Может, конечно, это я дурак, но очень неудобно читать текст, вплотную прилипающий к краю экрана.
          • 0
            Обязательно добавлю. Спасибо за рекомендацию. Я все таки не вэб дизайнер и делал сайт как мог)))
            • 0
              По образованию я не педагог, а электронщик, но мне кажется, что обучение программированию лучше начинать со Scratch, затем прицепить к нему Arduino с помощью S4A.cat, а только потом программировать Arduino на его языке. В Scratch 4Arduino программирование настолько простое, что можно больше внимания уделить именно датчикам, уровням напряжения и другим основам электроники. Для своих детей и других младших школьников я сделал учебник по Scratch, который можно скачать с . Роботом на Arduino дети пока не заинтересовались. Думаю через некоторое время покажу им Scratch4Arduino, и сделаю небольшой учебничек и про него. А к Вам большая просьба. Не пропадать, и выкладывать примеры уроков и проектов на Arduino, которые Вы будете делать со школьниками. Это многим будет интересно. Особенно, когда этим занимается профессиональный педагог.
              • +1
                Я конечно понимаю что хабр — портал программистов. Но стране нужны не только программисты. Сейчас очень много методик, программ для обучения детей программированию. Куча книг и для самых маленьких и для более взрослой аудитории. Вот и получили ситуацию что есть море программистов которые могут программировать, но очень мало инженеров, которые могут создавать те железяки которые эти программисты будут программировать. Потому и сидим на импортном железе. Может пора учить не только потребителей но и производителей. Всет таки учить детей не программированию а основам электроники. Как работают реле, что такое импульсная техника, что такое элемент И, ИЛИ, НЕ, тригер. Как они работают. А то все выпускники технических институтов легко могут написать программу на С, но представления не имеют что такое дешифратор и для чего он нужен. Я понимаю что программирование это модно, и худо — бедно обеспечит куском хлеба, но может пора попытаться перестать быть покупателями технологий и самим их разрабатывать.
                • 0
                  Полностью с вами согласен. Сам давно говорю, что надо не только потреблять, но и производить что-то своё. Вот только у нас небольшой замкнутый круг проблем получается: квалифицированных инженеров мало — ещё меньше их работают учителями — мало квалифицированных инженеров. Плюс от нашей школьной программы я просто в ужасе! Да и вообще от школ наших я в ужасе. Но это отдельная тема.

                  А ещё программистов много, имхо, потому что «купил железку, взял софтинку и пишешь программку». Это намного проще, чем «взял деталек дофига, разработал/собрал по схемам железку, написал/взял софтинку и пишешь программку».
                  • 0
                    Кстати, я был приятно удивлен, когда узнал, что суперпопулярная игра Майнкрафт содержит в себе некую «красную пыль», которая оказалась набором логических операторов. Там есть элементы И, НЕ, триггеры и ещё куча всего. Так вот, школьники умудряются делать с помощью этого достаточно сложные логические устройства., разные ловушки, генераторы курицы и т.п. Думаю, до знакомства с Ардуино можно детей познакомить и с логическими устройствами Майнкрафта.
                    • 0
                      Я сам инженер-электроник, преподаватель на кафедре электроники и тренер Лего в школе.
                      ИМХО, порог входа в программирование в последние годы снизился за последние годы ниже плинтуса. С электроникой тоже снижается, но не такими темпами. Большинство ищет дорожку полегче.

                      Как бы мы не хотели, но сейчас экономика лежит в основе любого выбора. Пока не выгодно было инвестировать в собственные разработки, потребности закрывали импортом.
                      Сейчас на волне борьбы за импортозамещение тема собственного железа для образовательной робототехники начинает интересовать бизнес. Кусок Лего-пирога уже кажется привлекательным, да еще когда кризис в других отраслях.
                      С недавних пор участвую в консорциуме университетов по доработке такого комплекта. Пока все на стадии проработки концепции и сбора требований и ожиданий всех заинтересованных сторон.
                      • 0
                        С собственным железом пока совсем плохо. Я честно говоря не знаю даже производятся ли в России какие — либо микроконтроллеры типа AVR. С софтом проще. Я в принципе давно уже задумываюсь над обучающей версией моего проекта, но к сожалению не обладаю преподавательским талантом. Нужны какие то — консультации профессионального преподавателя в отношении тем уроков. Flprog может эмулировать всю базовую логику, и релейные схемы. Например для объяснения того — же элемента ИЛИ, тригера, счетчика, шифратора и т.п. можно использовать один и тот же стенд со сменными картинками. В принципе его же можно использовать для составления собственных схем учениками и проверки работы этой схемы живьем. Его же можно использовать и для релейных схем. Но вот с набором данных уроков — это сложно. Не могу представить весь план обучения. Так же не очень представляю себе интерфейс программы в этом варианте. Но с программной точки зрения реализовать можно практически любой. Очень хотел бы найти помощника — преподавателя который умеет подавать материал.
                        • 0
                          С удовольствием помогу, чем смогу. Но сейчас со временем совсем печалька. Вот если ближе к лету/летом ещё актуально будет, то там хоть каждый день смогу помогать.
                        • 0
                          На счёт снижения порога вхождения в программирование, я бы немного поспорил. Не знаю, как в других городах, а у нас, в большинстве школ, информатика начинается класса с 7-8, если не позже (правда, в нашей школе информатика чуть ли не с предшколы, но мы — особенные). Я с апреля начинаю кружок «Программирование микроконтроллеров и робототехника». Много желающих 6-10 лет, с которыми пока не знаю, даже, как быть. Ни информатики вообще, ни программирования в частности у них не было совсем. Получится ли…
                          • 0
                            Мы недавно обсуждали как раз с коллегами из Томска и Питера, что детям программирование на роботах интересней будет изучать: сразу видно что и как движется или не движется.
                            — прописать библиотеку основных движений и начать изучать программные структуры и алгоритмы.

                            А про порог: вот на почту прилетело: Обучение профессии Веб-разработчик со стажировкой за 6 месяцев. А еще раньше было про мобильную разработку от них. и это с нуля. Типа нечего в универе делать 5 лет.

                            У ДеМарко в «Мифическом человекомесяце» было о том что в гараже накодить любой может так, чтобы работало на своем компьютере, а реальная системная разработка требует на порядки больше сил и ресурсов.
                            И получается как в стройке: каждый кто умеет держать перфоратор уже крутой мастер-отделочник.
                            • 0
                              Про «интересней» — полностью согласен. Именно из-за этого последнее время часто спорю с женой (учитель информатики она у меня). Говорю, что Паскаль (у нас его проходят) в школе стоит давать только как основу, совсем чуть-чуть, а потом сразу переходить на то же программирование Ардуинки, благо у нас их уже есть несколько.
                              Были бы роботы полноценные — было бы лучше. Но, чего нет, того нет :(
                              • 0
                                А какого робота бы хотелось? С Вашей точки зрения и Вашей супруги, как учителя информатики.
                                Я не только про выбор готовой модели, но и про функционал.
                                Вопрос не праздный. Если дело выгорит, будем проектировать такую систему.
                                • 0
                                  Изобретать велосипеды я не особо умею, поэтому могу рассказать на примере того железа, с которым знаком сейчас.
                                  Для 0-4 классов — Lego WeDo. Просто, красиво, интересно, удобно.
                                  Для 5-7 классов — Lego NXT/EV3. Просто, интересно, удобно.
                                  Для 8-9 классов — Arduino / Raspberry Pi / Intel Galileo. Возможность практического применения в реальных проектах (привет, «умный дом»), недорого (Арудино).
                                  Для 10-11 классов — программирование всяких AVR и прочие «настоящие» вещи. На этом этапе мои познания в мат. части умерли окончательно...

                                  Вот примерно такие роботы нужны, на мой взгляд, в школах. А ещё там нужны нормально оборудованные помещения, в которых можно мастерить и паять, 3D-принтеры, разнообразные станки (выпилить деревянную/пластиковую деталь) и прочее оборудование, увлечённые и компетентные учителя (у которых есть время на творчество). Много чего ещё надо, короче.

                                  Если кто-нибудь сможет сделать полноценную линейку «роботов», способную охватить все «школьные» возрасты, которая будет стоить сравнимо с Ардуино, к которой будет разнообразных материалов как для Лего — это будет бомба!
                                  • 0
                                    Владимир, я конкретно — про 6-10 лет.
                                    С wedo оно понятно. Мне очень нравится их идея пошагового выполнения программы на экране.
                                    Но я спрашивал про недостающий в известных решениях функционал. Вот чего им не хватает?
                                    А то мне кроме джавовской черепашки-рисовашки ничего в голову не приходит. Я инженер, а не педагог и не методист.
                                    • 0
                                      Хм. Сложно сказать. Дело в том, что WeDo я только на конференции видел 2 раза, да в интернете читал. С EV3 та же ситуация, с NXT мучаюсь потихоньку, а с Ардуинкой только недавно начал разбираться. Для меня сейчас главный недостаток всех имеющихся сейчас роботонаборов — их просто заоблачная для школ цена. Как только цена снизится для приемлемого для большинства НЕмосковских школ — развитие пойдёт, появится куча доп. материалов от наших очумелкиных юных.

                                      А про функционал… Побольше бы разнообразие датчиков для Лего. Попробую ещё жену завтра попытать на эту тему, но она вряд ли что-то добавит, т.к. она с этим всем вообще практически не работала. Разве что можно попробовать пнуть местных коллег, у которых есть WeDo/NXT/EV3. Но это не быстро будет.
                      • 0
                        Scratch у нас тоже преподаётся в школе. Жена учит ему детей второй, кажется, год. Сейчас будем пробовать S4A, благо теперь есть на чём пробовать…
                        Постараюсь не пропадать, благо теперь у меня есть возможность не только читать интересные хабрастатьи, но и комментировать/писать их.
                  • 0
                    Я бы посоветовал вам работать не с Arduino а с STM32 (у них много разных discovery плат). Да, знаю что ардуино сообщество огромное, да и вход в STM чуть по выше — но оно того стоит
                    • 0
                      Спасибо, и это попробую. Я уже читал статьи (и здесь в том числе), про другие МК и про то, что «правильнее» работать с ними. Мысли такие есть. Но, для начала, хотелось бы освоить то, что попроще. Да и детям в школе с Arduino полегче будет работать.
                      • 0
                        Я сам буквально года 3 назад начал впервые увлекаться микроконтроллерами — долго косился на ардуино, но жаба все-таки тогда задавила и я взял обычный чип avr, так на него и подсел. Все знакомые чуть не в один голос говорили — бери сразу stm, но я не решался.
                        Где-то через год мне дали поиграться stm32f0-discovery — долго я на нее косо смотрел, попробовал несколько базовых примеров особо не вникая, и надолго закинул, продолжив работать с AVR.
                        Через некоторое время мне нужно было срочно сделать небольшое устройство, а аврки под рукой не было — вспомнил про stm. Поставил Cocoox, немного поразбирался — написал первую прошивку. Как оказалось с stm даже проще работать чем с avr (первое что приглянулось — нельзя убить чип неправильно установив фьюзы, их там вообще нет), начальная инициализация немного сложнее, но не особо, а настройка периферии более гибкая. Так же есть сайт mbed.org — online компилятор, с помощью которого уровень входа еще уменьшается.
                        • 0
                          Небольшую статейку об этом можете написать? С примерами самых простых программ, например светофор или что-то подобное.
                          • 0
                            На эти темы есть уже много статей:mbed, stm32.
                            Могу еще написать — осталось только понять, что именно и для какого уровня?!
                            • +1
                              Главное достоинство Ардуино — низкий порог «входа». Достаточно самых начальных знаний и всё заработает. Огромное сообщество в том числе и русскоязычное.
                              Можете написать статью с описанием порога входа в тему stm в ставнении с Ардуино. Чтобы школьник 8 класса прочитал, и понял с чего ему начинать (на что потратить первую тыщу рублей) с Ардуино или с реального микроконтроллера.
                              • 0
                                Присоединяюсь про низкий порог. Я на себе это очень хорошо прочувствовал. Купил Ардуинку, подключил к компу, посмотрел несколько примеров и вперёд, работать. При правильном расположении рук и минимальном наличии серого вещества между ушами, сломать ничего не получится. Не то, что с микроконтроллерами, про которые успел одним глазком прочитать. Какие-то программаторы, которые надо либо покупать, либо самому собирать на коленке, какие-то страшные фьюзы, которыми МК можно убить (если я правильно понял)…
                                Лично я бы расположил ступени изучения робототехники и прочей электроники так:
                                1) конструкторы LEGO и им подобные (просто конструкторы, без роботов) — садик/1-2 класс;
                                2) LEGO WeDo — 3-4 класс;
                                3) LEGO Mindstorms NXT — 5-6 класс;
                                4) LEGO Mindstorms EV3 — 7-8 класс;
                                5) Scratch, Arduino — 9 класс;
                                6) Микроконтроллеры — 10-11 класс.

                                Конструкторы LEGO хороши тем, что имеют большое количество методических материалов для учителей, большое сообщество педагогов, работающих с ними, широко распространены и есть у многих детей (хотя бы просто конструктор, без роботов). И из них очень хорошо выстраивается цепочка усложнения изучаемых штуковин.
                                В результате можно было бы детей не только научить программировать, но и творчески мыслить (попробуйте придумать нового робота!), плюс они бы видели практическую пользу от уроков, а не просто писали непонятные программы на Паскале или ещё каком Бэйсике. Может после такой цепочки хоть часть из них захотела бы связать свою жизнь с такими железками и у нас появились бы не только хорошие программисты, но и настоящие Технари.
                • 0
                  Спасибо за линк на инструкцию, а то я в своё время собирал 4х4х4 и видимо накосячил с правильностью пайки светодиодов (чайник я ещё). Но правда я не с нуля делал, а набор МастерКит Светодиодный куб 4х4х4 для Arduino Nano. Правда сейчас как раз смотрел сайт МастерКит, они его и обновили и инструкцию новую по пайке светодиодов для набора выложили… надо закупить диодов и попробовать ещё раз!
                  • +1
                    На Мастерките такой кубик стоит 1900 р… Мой кубик 4х4х4 обошёлся примерно в 150-200 рублей, не считая Arduino. Даже если у вас нет Ардуинки, заказать её со светодиодами получится всё равно сильно дешевле (Ардуинка около 300 р., светодиоды 100 шт. за $1,5, резисторы и прочие детальки в сумме не вылезут за 100 рублей)… Как-то великовата цена, имхо. Да ещё и всё равно собирать его самому в итоге.
                    • 0
                      По мне так внимания заслуживает их кит для 8х8х8, хоть он и дорогой, но там достаточно удобные фермы с помощью которых можно избежать ада который непременно наступит при пайке 8х8х8 с проволочным каркасом.
                      • 0
                        Не, мне бы жаба не дала столько выкладывать за вещь, которую можно сделать своими руками за пару вечеров с паяльником. Надеюсь летом (когда появится время свободное) сделать как раз 8х8х8 кубик. Если получится — расскажу здесь об этом.
                  • 0
                    Немного обновил пост. Добавил фоток, видео и обновил схему подключения всего этого хозяйства.
                    • 0
                      Новый пост пока написать не о чем, а поделиться успехами хочется. Поэтому напишу комментарием.

                      На выходных было время свободное, экспериментировал в POV. Вроде получилось.

                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.