Полочная акустика своими руками

    Однажды я задумал собрать себе качественную акустику для озвучивания небольшой комнаты, а также для использования в качестве мониторов ближнего поля при работе со звуком на компе (хобби). Главное требование — адекватное звучание по отношению к источнику. Не чтобы «низы колбасило» или «тарелочки звенели», а именно адекватное естественное звучание. Итак, собираем качественные «полочники».

    Количество полос



    В теории идеальная система – однополосная. Но, как и все идеальное, такой системы не существует в природе. Да, есть очень качественные широкополосные динамики у того же «Визатона», но почему-то все известные производители делают двухполосные полочные системы. А когда речь идет о напольном варианте, то и 3 полосы — не редкость. Тут вопрос особо не стоял – классический двухполосный вариант: НЧ и ВЧ.

    Выбор динамиков



    Основное требование, предъявляемое к динамикам – оптимальное соотношение цена / качество. Т.е. это не должны быть «дешевки» по 500р., но и не умопомрачительный «хай-енд» за $1000. К тому же я не торопился. Мысль собрать собственными руками «полочники» пришла достаточно давно, и я заблаговременно закинул удочку моему хорошему знакомому, «больному» звуком, с которым мы на эту тему давно постоянно и плодотворно общаемся.

    Первыми появились ВЧ — Vifa XT19SD-00/04 ring-rad. Это высококачественные 4-омные «пищали», достаточно популярные среди аудиофилов. Планировались для одного комплекта, но по каким-то причинам не пошли и в оказались в моем комплекте.



    Вторыми подоспели НЧ. Ими оказались очень приличные мидбасы из комплекта Soundstream Exact 5.3. Вот здесь про них можно немного почитать. Случилось так, что «пищалки» при монтаже сгорели, а одинокие вуферы оказались сами по себе не нужны. 4-омные 5,5" мидбасы, закрепленные в литой корзине из алюминия, были незамедлительно приобретены.





    Теперь, когда динамики есть, можно приступить к созданию акустики.

    Активные / пассивные?



    У каждого варианта свои плюсы и минусы. Во-первых, нужно учитывать компактность самих колонок и связанные с этим сложности в компоновке в условиях ограниченного пространства. А монтировать снаружи нет смысла. Во-вторых, отдельные модули как самостоятельные компоненты можно комбинировать в дальнейшем, а также проще ремонтировать в случае чего. Ну и в-третьих, активные колонки – это достаточно дорого. Т.к. если делать приличный усилитель (а бывает и по одному в каждый корпус), то он получится дороже самой акустики. К тому же у меня уже был усилитель. Но в любом случая я за схему – пассивная акустика + усилитель, она более универсальна.

    Расчет размеров корпуса



    С динамиками определились, теперь необходимо понять, какой корпус для них оптимален. Размеры считаются исходя из характеристик звучания НЧ-динамика. На сайте производителя рекомендации отсутствуют, т.к. динамик предназначался прежде всего для автозвука. Держать специальную аппаратуру для этих целей нет никакого смысла, если только это не ваша работа. Поэтому на помощь приходит толковый чувак со специальным стендом. В результате лабораторных испытаний получаем расчетный размер корпуса 310 х 210 х 270 мм. В процессе замеров также были посчитаны параметры фазоинвертора.

    Кстати, многие производители на своих сайтах публикуют рекомендуемые размеры корпуса для динамиков. Когда такая информация есть, логично воспользоваться ей, но в данном случае такими данными я не располагал, поэтому пришлось заняться лабораторными исследованиями.

    Материал корпуса



    На мой взгляд, наиболее оптимальным материалом для корпуса является МДФ. Он акустически нейтрален, а также чуть лучше по эксплуатационным характеристикам, чем ДСП. Фанера также хороша, но найти качественную фанеру непросто, и она дороже и сложнее в обработке. В качестве исходного материала для корпуса был выбран 22мм лист МДФ. В принципе стандартных 18-20мм вполне достаточно, но я решил сделать немного с запасом. Жесткость лишней не бывает.

    Конструкция и дизайн корпуса



    Один из самых важных этапов. Прежде чем ехать за МДФ, советую определиться с конструкцией, чтобы сразу попросить продавца распилить лист по частям, а на нормальной точке продаж всегда есть хорошие станки с точным и ровным распилом. В домашних условиях такой рез получить сложно.

    Итак, дизайн. Колонки должны смотреться как минимум не хуже «промышленных», чтобы не было ощущения клуба очумелых ручек. Мы ведь делаем не только качественную, но и красивую акустику. Вообще красивых, интересных и при этом конструктивно несложных акустических систем практически нет. Красивую акустику делает итальянская Sonus Faber, потрясающие по красоте – Magico Mini. Но все они сделаны с применением точных станков, которых дома по определению нет. Как вариант, можно заказать корпуса хорошему «краснодеревщику» с руками и ЧПУ. Такая работа обойдется в зависимости от того, где и что вы заказываете, от 10 000р. до 30 000р. вместе с материалами. Если специалист хороший, то колонки будут выглядеть не хуже, а то и лучше «магазинных». В данном случае я решил, что все полностью буду делать сам. Поэтому смотрим на вещи реально и делаем конструкцию безо всяких скосов, фигурных выпиливаний и т.д. Т.е. это будет параллелепипед. Расчетные размеры дают достаточно приятную пропорцию, а пропорция в дизайне – это уже полдела.

    В чем проектировать? Я хоть и связан с дизайном по роду деятельности, но 3D-пакеты знаю, мягко говоря, поверхностно. При этом программа должна быть в большей степени инженерной, чем рендерной. Специализированные «Кады» для этой цели тяжеловаты и излишни. Выход был достаточно быстро найден – фриварный SketchUp более чем подходит для этой цели. Он настолько прост и интуитивно понятен, что был полностью освоен примерно за час. Он может главное: быстро создавать любые фигуры, проставлять размеры, использовать простые текстуры. Считаю, что такая программа идеально подходит для «домашних» целей. В ней легко можно, например, спроектировать кухню или даже небольшой дом.

    Вот конструкция корпуса:





    Конструкция простая. Шесть стенок, склеиваемые друг с другом. Спереди 2 выреза под динамики. Сзади 2 выреза: под фазоинвертор и под клеммник. Прямоугольником 120х80 обозначено место под кроссовер. Внутри фазоинвертор представляет собой еще одну стенку в ширину внутреннего пространства, прикрепленную перпендикулярно под вырезом:



    Исходя из чертежа, вырисовывается схема распила листа:



    Как будем отделывать корпус? Обклейка пленкой сразу исключилась – акустика должна выглядеть прилично. Как вариант рассматривалась покраска. Отказался от этой идеи, т.к. такие колонки впишутся далеко не в каждый интерьер (по крайней мере в текущий не вписывались). Хочется большей универсальности. В этом плане натуральный шпон больше подходит. Но полностью обклеенная шпоном акустика смотрится скучновато. Поиск комбинированного решения:



    В целом варианты — неплохие по внешнему виду, но чисто конструктивно вызывают сложности. В результате было решено боковые стенки отделать шпоном ясеня, а остальные 4 стенки обтянуть по окружности кожей, точнее качественным автомобильным кожзамом. Пищаль красива сама по себе, а вот НЧ-динамик имеет на фронтальной стороне корпуса конструктивную накладку, которая будет смотреться не очень красиво. Поэтому было решено изготовить для него дополнительную декоративную накладку (кольцо), которое будет прижимать его к корпусу, а заодно придаст красоты самой колонке. С конструкцией и дизайном определились.

    Инструменты



    Прежде чем перейти к следующему этапу, обозначу, какие основные инструменты нужны для работы:
    — Циркулярка.
    — Электролобзик.
    — Дрель.
    — Фрезер.
    — Шлиф-машина.
    — Прямые руки.
    Без этого набора лучше заказать корпуса хорошему мастеру.

    Распил



    Итак, распиливаем бюджет лист МДФ. Я уже писал, что лучше распиливать на специальных станках – это недорого, а получается точно. Но т.к. я решил корпус делать сам от и до, то для чистоты эксперимента распиливал сам ручной циркуляркой, а небольшие куски лобзиком с направляющей. Как и предполагалось идеального реза не получилось. После реза, пары стенок (левая-правая, передняя-задняя и т.д.) устанавливаются парой, подгоняются шлиф-машиной и/или электрорубанком и проверяются на перпендикулярность угольником. А в дальнейшем при сборке финально подгоняются после склейки. Потеря 2-3 мм несущественна. Но все-таки рекомендую распиливать сразу «на базе», сэкономите кучу времени.

    Сборка корпуса



    Стенки склеиваются ПВА и стягиваются шурупами. Вначале склеиваем корпус без передней стенки.







    Далее пилим лобзиком отверстие фазоинвертора.



    Теперь отверстие для клемника, а также фаску для того, чтобы его «утопить». Изначально по проекту клемник предполагалось разместить внизу. Но в процессе стало понятно, что монтировать кроссовер в центре через отверстие для вуфера будет не очень удобно, поэтому переместил дырку под клемник выше, а место под кроссовер – ниже.



    Перед тем, как «приделать крышку», необходимо обклеить внутренности виброизоляционным материалом.



    Можно закрывать коробку.



    Теперь один из очень ответственных этапов – вырез отверстий под динамики на фронтальной панели. Я уже говорил, что идеальная акустическая система – это однополосная. Почему? Потому что распространение звука идет из одного источника до слушателя без рассогласования по времени из-за разницы (мизерной) в расстоянии, которая есть при использовании многополосной системы. Поэтому динамики лучше всего располагать как можно ближе друг к другу. Так звуковая картинка получается «плотнее». Рассчитываем отверстия так, что расстояние между краями динамиков будет примерно 1 см. Отверстия пилятся лобзиком с круговой направляющей.



    Динамики должны быть утоплены. Прикладываем динамики и по их краю очерчиваем диаметр для снятия фаски. Глубину фаски мерим по накладке каждого динамика. Фаска снималась ручным фрезером. Глубина реза выставлялась по упору. Направляющие никакие не использовались, аккуратно вкруговую снимался слой за слоем до линии. Для «пищали» дополнительно выпилено два «уха» под клеммы.



    После того, как фаски сняты, прикладываем клеммник и динамики, после чего просверливаем тоненьким сверлышком отверстия под будущие саморезы. Без них, во-первых, может «распереть» сам МДФ при вкручивании шурупов, во-вторых, при финальном монтаже динамики сложнее будет ровно поставить. Очень долго думал, каким образом выставлять относительно друг друга динамики, пришел к такой схеме:



    Дырки от шурупов на внешних поверхностях необходимо заделать перед финальной отделкой. Я использовал эпоксидку. Чтобы не ждать, пока одна поверхность затвердеет, заклеивал каждую поверхность скотчем и принимался за следующую. Когда эпоксидка высохла, прошелся шлиф-машиной.



    Отделка



    Шпон остался с каких-то древних времен, поэтому покупать не пришлось. Листы были не широкие, поэтому подбиралась пара листов, скреплялась скотчем и клеилась к корпусу. Вначале одна сторона, потом другая.



    Шпон нужно защитить. Я покрыл его прозрачным яхтным лаком.

    Теперь нужно обтянуть корпус кожзамом. Вариантов как это сделать – много. Я решил сделать следующим образом. Отрезается полоса на 20 мм больше ширины корпуса и немного длиннее окружности корпуса. С каждой стороны подгибается на 10 мм, подгиб приклеивается на «спецклей 88». Потом на этот же клей полоса клеится по окружности на корпус. Сначала низ (частично), потом задняя стенка, потом верхняя, потом передняя и снова нижняя. На последнем этапе перед клейкой полоса подрезается по месту и наклеивается встык. Я клеил все стороны за раз, т.е. не ждал, пока каждая сторона высохнет. После каждой стороны я делал небольшую паузу (клей прихватывает достаточно быстро), и принимался за следующую.



    После того, как все просохло, осторожно разрезается и заклеивается внутрь кожа на отверстии фазоинвертора.



    Если очень хочется, потом фазик можно как-то облагородить.

    Потом прорезаются отверстия на клеммнике, «вуфере» и «пищалке». Кожа на клеммнике и ВЧ будет утапливаться вниз, поэтому диаметр выреза можно оставить меньше на 5-10 мм. Кожа на НЧ будет прижиматься декоративным кольцом, поэтому нужно подрезать так, чтобы ее не было видно.

    Финальный монтаж



    Первым делом монтируем кроссовер. Кросс – самопальный, на хорошей элементной базе. Используются катушки с воздушным сердечником, пленочные конденсаторы на пищалку и МОХ-резисторы. Сам я его не паял, а заказал толковым ребятам.



    Кстати, многие производители грешат тем, что в даже достаточно недешевую акустику порой ставят не очень хорошие кроссы. В интернете можно на эту тему найти много «распотрошенных» систем. Перед тем как монтировать кросс, нужно припаять три пары проводочков: для клеммника, НЧ и ВЧ. Получалось, что монтировать придется прямо на пластину с виброизоляцией. Посчитал, что она лишняя и демонтировал ее. Теперь можно прикручивать. В качестве подложки использовал кусок упаковочной пленки из-под какого-то девайса.



    Теперь припаиваем нужную пару проводочков к клеммнику и фиксируем его на корпусе. Клеммник и динамики прикручиваются декоративными черными саморезами с головкой под «звездочку». Подобными саморезами прикручена накладка на «пищали», поэтому логично было бы использовать такие же и для остального. Задняя стенка готова.



    Перед тем, как монтировать динамики, необходимо задемпфировать корпус специальным синтепоном. Для этих целей была использована «вата» фирмы Visaton. Синтепон клеится по окружности по стенкам.

    С какого динамика начинать в принципе без разницы. Я начал с пищали. Припаиваем соответствующую пару проводочков от кросса, вставляем динамик и прикручиваем шурупами. Готово.



    Мидбасс необходимо как бы подсунуть под кожу, а сверху придавить декоративным кольцом. Припаиваем оставшуюся пару проводочков и монтируем динамик.



    Все? Все. Прикручиваем к клеммнику акустический кабель и начинаем испытания.

    Испытания



    Тест системы производился в следующих конфигурациях:

    1. Ресивер Sherwood VR-758R + акустика.

    2. Компьютер + Unicorn (USB-ЦАП) + Самопальный стерео-усилитель + акустика.

    3. Компьютер + E-mu 0204 (USB-ЦАП) + Sherwood VR-758R + акустика.

    Немного о самих конфигурациях. Я лично считаю, что на данный момент идеальный вариант домашнего муз-центра это: комп + USB-ЦАП + усилитель + акустика. Звук в цифре без искажений снимается через USB и поступает на качественный ЦАП, с которого передается на качественный усилитель и после на акустику. В такой цепочке количество искажений минимально. Кроме того, вы можете использовать совершенно разные фонограммы: 44000/16, 48000/24, 96000/24 и т.д. Все ограничено возможностями драйвера и ЦАПа. Ресиверы в этом плане менее гибкий и заранее морально устаревший вариант. Размер современных винчестеров позволяет хранить на них практически всю медиатеку. А тенденции к подписке на Интернет-контент могут и этот вариант упразднить, хотя это не ближайшее время и далеко не для всех подойдет.

    Скажу сразу, что во всех трех конфигурациях акустика звучала прекрасно. Я, честно говоря, даже не ожидал. Вот некоторые субъективные аспекты.

    1. Адекватный и естественный звук. Что записано, то и воспроизводится. Нет перекосов ни в какую сторону. Как я и хотел.

    2. Большая чувствительность к исходному материалу. Все огрехи звукозаписи, если они есть, хорошо слышно. Качественно смикшированные треки слушаются отлично.

    3. Хорошо читаемые для таких размеров басы. Конечно, органную музыку на полочниках в полной мере не оценишь (ее вообще на акустике сложно оценить), но большинство материала «переваривает» без проблем. Большего от таких малышек ожидать трудно.

    4. Очень хорошая проработка деталей. Слышно каждый инструмент. Даже при насыщенной звуковой картинке и приличной громкости звук не съезжает в кашу (усилитель здесь играет не последнюю роль).

    5. Хочется сделать погромче ;) Т.е. акустика не орет, а ровно играет. Хотя тут тоже не малая заслуга самого усилителя, т.к. при увеличении нагрузки хороший усилитель сохраняет линейность.

    6. От долгого прослушивания не болит голова. У меня лично это частенько случается, а тут целый день играет и хоть бы что.

    7. Опасения на счет некорректной панорамы и сильной зависимости звучания от положения слушателя не подтвердились. Насколько мне известно, у автомобильной акустики специфическая фазировка звука из-за особенностей расположения динамиков в салоне. А именно про этот комплект я читал, что мидбасы у него в этом плане более универсальные. Что собственно и подтвердилось. Можно сидеть в центре перед колонками, можно встать рядом боком к ним — звук отличный. Зависимость есть, но очень небольшая.

    Что касается самих конфигураций, то наиболее качественного звука удалось добиться при второй конфигурации.

    Во-первых, использовался очень качественный ЦАП Unicorn. Здесь можно про него почитать.

    Во-вторых, «самопальный усилитель» — это ноу-хау одного толкового тольяттинского «звукаря». Вот он в красивом небольшом алюминиевом корпусе:





    А вот «распотрошенный»:



    В двух словах, удалось найти схемотехническое решение, при котором усилитель при изменении громкости сохраняет свои характеристики, т.е. не искажает звучание при любой (конструктивно допустимой) громкости. Очень многие усилители (даже очень дорогие) страдают этим. Было удивительно слушать, как такой усилитель оживлял многие акустические системы, т.е. заставлял их звучать так они должны звучать. К слову по такой схеме переделывались и некоторые промышленные усилители (в частности довольно неплохой и сам по себе Xindak), и у них открывалось «второе дыхание».

    Сравнивали акустику с чем-то другим, спросите вы? Да, например с ProAC Studio 110 – это достаточно качественная полочная акустика, вот немного про них. Сравнили, поняли, что звучат точно не хуже. У «проаков» возможно чуть меньшая зависимость звука от положения слушателя из-за специфического размещения инвертора и «пищалки», там как-то они хитро все это рассчитывали. А в остальном абсолютно ничуть не хуже, даже мне лично мои самоделки больше понравились, но это спишем на субъективизм ;) Еще одевал наушники (достаточно неплохие Koss) и сравнивал по панораме, верхам и низам. Абсолютно идентичное звучание. Даже по низам. В общем, восторг полный.

    Калькуляция по материалам



    СЧ/НЧ динамики (пара): 3 000р.
    ВЧ динамики (пара): 3 000р.
    Кроссовер (пара): 3 000р.
    Синтепон: 160р.
    Терминал (клеммник): 700р.
    Шурупы: 80р.
    Лист МДФ, 22мм: 2 750р.
    Скотч: 30р.
    ПВА: 120р.
    Спецклей 88: 120р.
    Виброизоляция: 200р.
    Фигурное кольцо-накладка: 500р.
    Кабель:500р.
    Итого: 14 160р.

    Некоторые материалы были или достались безвоздмездно, здесь соответственно не учтены.

    В заключении



    В любом более-менее сложном устройстве или законченной функциональной системе важно абсолютно все. Когда речь идет о музыкальной системе, то на конечный результат влияет большое количество факторов:

    — Качество фонограммы.
    — Устройство для воспроизведения фонограммы.
    — Цифро-аналоговый преобразователь.
    — Усилитель сигнала.
    — Провода.
    — Динамики, установленные в корпусе акустической системы.
    — Правильно рассчитанные под динамики и качественно собранные корпуса.
    — Схема и комплектуха для кроссовера.

    Это основной, но не полный список.

    Неверно считать, что главное — усилитель или главное — провода, или главное — динамики. Домашняя музыкальная система — это как оркестр. И если в этом оркестре кто-то будет плохо, а кто-то блестящее играть, то в целом получится — средне. Или, как говорилось в очень точном примере: если смешать бочку говна с бочкой повидла, то получится две бочки говна.

    Есть и другая крайность. Хорошая система стоит баснословных денег. Значит каждый компонент должен стоить по полмиллиона. А фонограммы должны быть исключительно в Super Audio CD или на фирменных пластинках. Типа закрытое общество элитных аудиофилов. Фигня это все.

    Я пришел к выводу, что собрать собственную относительно бюджетную систему, которая описывается одним словом «Звучит», вполне возможно. И если в качестве ЦАП или усилителя в силу особенностей лучше использовать реально существующие решения, которых сейчас очень много. То правильно сделанная (самостоятельно или под заказ) акустическая система, будет звучать лучше, чем за те же деньги приобретенная «фирменная». Сейчас практически все компоненты можно заказать в Интернете. Более того многие производители публикуют схемы корпусов для соответствующих динамиков. Существует масса программного обеспечения для расчета параметров корпусов. В сети множество специализированных форумов, а в офлайне есть люди с руками. Во всем быть специалистом конечно невозможно. Как и в любой области главное – знать общие принципы.

    Статья не претендует на истину в последней инстанции, но, надеюсь, что мои мысли и мой опыт кому-нибудь еще пригодится.



    Upd. В коментах многие спрашивают про усилитель. Если кому интересно, пишите в личку, я дам координаты.
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 86
    • +8
      Спасибо за крайне подробное описание работы
      • 0
        Дешево и сердито
        • +6
          14к — это не дёшево.
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            • +7
              Такого уровня акустика покупая в магазине выйдет вам куда дороже, так что всё верно.
              Дешево и сердито.
            • +6
              Для звука — не так уж и дорого, особенно учитывая стоимость на брендовые мониторы, но лично я такие деньги за звук отдать не готов, хотя среди друзей считаюсь заядлым аудиофилом.

              Ещё один момент — автор говорил:
              «Мы ведь делаем не только качественную, но и красивую акустику. Вообще красивых, интересных и при этом конструктивно несложных акустических систем практически нет.»

              Может, я чего-то не понимаю, но красоты я не увидел вообще.
              • +7
                >Может, я чего-то не понимаю, но красоты я не увидел вообще.

                красивая-не красивая, по крайней мере аккуратная.
                • 0
                  Ну, с этим не спорю. Да и красота — вещь субъективная. Автор делал для себя — если ему нравится, то я за него только рад :)
                • 0
                  лично я такие деньги за звук отдать не готов, хотя среди друзей считаюсь заядлым аудиофилом.

                  а вы начните музыку ещё и писать — выбора не останется )
                  • –2
                    А я и так пишу. Просто музыка разная бывает.
            • +2
              Интересно, конечно, но тема не раскрыта )
              Это все равно, что разобрать телефон и показать, что вот тут-то мы используем такой чип, а тут другой, при этом нет конкретики по схемотехническим решениям.
              Кроссовер играет немаловажную роль в конструкции, неплохо было бы все-таки схему принципиальную его увидеть.
              Про усилитель тоже интересно, можно поподробней, что за тольяттинский «звукарь» и что за ноу-хау?

              Заранее спасибо
              • +1
                Все-таки акустика и телефон немного разные вещи, согласитесь ;) Схему кросса чуть позже постараюсь выложить, сейчас просто не за компом.

                Что касается усилителя, то ноу-хау на то и ноу-хау чтобы его не раскрывать ;) Но я спрошу у разработчика на счет коментов. У меня есть графики параметров сигнала, тоже чуть позже по стараюсь выложить.
                • +1
                  > Все-таки акустика и телефон немного разные вещи, согласитесь

                  Это точно, но у вас схема на двухсторонней плате, и с виду сверху сложновато понять, что там и где, также как и некоторые элементы.
                  То есть Вы получили конструкцию, которую никто не повторит (пока нет схем).
                  Ну и как Вы сами написали в списке влияющих факторов, усилитель играет не последнюю роль, а уж самопальные практически всегда лучше, так как не массовые, а для себя
                  • 0
                    Вот схема кросса. В таком виде она отдавалась сборщику:



                    Хотя не знаю, зачем она вам ;) Ведь вряд ли кто-то будет один в один повторять конструкцию. А для другой конструкции другой кросс.

                    Что касается усилка, то напишите в личку, я дам контакты, с кем можно связаться. Все-таки автор — не я.
                    • 0
                      Номиналы конденсаторов у вас в мкФ или пФ? Логика говорит про мкФ, а на схеме в пФ.
            • +2
              Обожаю SketchUp. Хороший пример для критиков которые говорят что инструмент не для чего не годится. По моему замечательный редактор для своих целей.
              А по сабжу — снимаю шляпу. Хороший подробный мануал. Спасибо.
              • +1
                Винил на колонках — класная идея. У меня дома стоят совдеповские S-30 и большие Амфитоны 35 и я давно думаю, как не дорого но хорошо их облагородить, т.к. местами у них корпус уже не новый. Хотя, посмотрев на вашу статью уже подумываю выкинуть свои S30 исделать новые, по вашему рецепту

                Усилок выше всяких похвал! Я забросил свой r100, т.к. он стал фонить, и слишком много место занимал, а на будущее все-же хочется что-то иметь для стерео.

                Спасибо!
                • +6
                  14к — не так то и дешево! Зачем там кожзам? — вообще не пойму!

                  Корпус был идеально подогнан. Можно было автомобильным лаком прошпаклевать и покрыть рояльным лаком, либо акрилатным. В итоге оно бы смотрелось куда лучше, недели кожзам, который визуально удешевляет конструкцию.

                  И раз конструкция вся такая по расчётам и такие качественные драйверы и кроссы — можно было уделить хоть немножко внимания и ножам. Согласитесь? Инструментом владеете, вижу, на станке за часок шипов изготовить можно было (если не с болванок — так с шестигранных болтов).

                  P.S. Но в целом работа чистая и хорошая — хвалю. Правда кожзам — фтопку.
                  • 0
                    На счет шипов думал. Они по идее для виброразвязки нужны. Т.е. если их делать, то не просто в мебель втыкать, а делать для них дополнительную подставку, в которой они достаточно плотно сидеть будут. Решил от этой идеи отказаться. К тому же корпус на коже стоит, что само по себе тоже с точки зрения виброизоляции хорошо.
                    • 0
                      Естественно для шипов нужна основа. Берём 8 одинаковых монет. Центруем и керном делаем метку, растачиваем. Далее шлифуем поверхность монет с обеих сторон. На оборот без расточки можно приклеить замш. И уже на эти монеты ставим шипы.

                      В итоге — дешево и сердито.
                  • 0
                    Экстерьер, конечно, не дотягивает до уровня тех же Microlab Solo 6/6C (наиболее близкие по размеру корпуса из известных мне), но по звуку набор просто обязан быть на голову выше любого набора компьютерной акустики в схожем ценовом диапазоне.
                    • 0
                      Учитывайте что это пассивная система, а Микролабы активные.
                      А экстерьер мне очень нравится у Monitor Audio RX2, по-моему он практически идеален.
                      freemarket.kiev.ua/images_goods/Monitor/Monitor-Audio-Silver-RX2.jpg
                      • +1
                        Моя работа далека от эталона, но я бы конечно не стал рассматривать Microlab в качестве примера удачного дизайна ;)

                        В моем понимании удачный дизайн вот и вот. Смотришь и глаз не нарадуется ;)
                        • +1
                          Никто не говорил про эталон :) А ссылки, конечно, хорошие, спасибо!
                      • +2
                        вот что значит, когда руки правильно заточены!
                        • +4
                          А есть у вас ссылка на схему «самопального усилителя»?
                          • 0
                            Я задам вопрос автору.
                          • 0
                            Просьба к автору, не могли бы Вы выложить свой проект в SketchUp
                            И еще — где можно купить в Москве динамики такие или аналогичные?
                            Кроссовер — схема, компоненты? Может кинете в личку адрес автора?
                            • 0
                              Выложу, нет проблем. Просто я сейчас за городом, чуть позже ;)
                              К автору усилка вопрос задам.
                              • 0
                                Корпус в скетчап можно отсюда качнуть. Хотя там ничего особенного нет.

                                Эти ВЧ в принципе не редкость, например здесь можно заказать.

                                А мидбасы к сожалению уже сняты с производства.

                                В принципе в компонентах сейчас нет проблем. Очень много тех же визатонов. При желании можно подобрать очень хорошие. А схему выкладывать на самом деле нет особого смысла, т.к. если вы будете собирать на других компонентах, то тот же кросс будет другим.
                              • +2
                                Руки растут из правильного места. Все сделано весьма аккуратно.
                                • 0
                                  А усилок покупали в сборе у автора схемы или сами паяли и делали корпус?
                                  • 0
                                    Автор усилителя не раскрывает свои схемы :) Ну и плюс это все-таки более высокотехнологичное устройство. Чтобы аккуратно и правильно все сделать, нужно постоянно этим заниматься. А автор экспериментирует со звуком уже 15 лет. Усилок продается в сборе.
                                    • 0
                                      Очень хотелось бы увидеть контакты автора, интересуют подробности про усилок, в т.ч. и возможность заказа.
                                    • 0
                                      Да хотелось бы тоже контакты автора
                                    • 0
                                      да. хотелось бы тоже узнать сколько стоит :)
                                  • 0
                                    > Расчет размеров корпуса

                                    а что за лабораторные испытания? можете по подробней рассказать?
                                    • 0
                                      Подробно рассказать не смогу. Динамик отдали специалисту, который занимается проектированием корпусов под автоакустику и имеет специальное оборудование. Он произвел обмер динамика(мидбаса) — на выходе получил определенные параметры. Эти параметры вгоняются в программу, которая производит расчёт корпуса. Вот такие лаб.испытания ;)
                                      • 0
                                        Я так понимаю идет речь о en.wikipedia.org/wiki/Thiele/Small а измерить их быстрее всего методом добавочной массы. Можно заморочить корпус с переменным объемом.
                                      • +1
                                        Мне вот тоже подробности про усилитель интересны :)
                                        • –1
                                          К сожалению автор усилителя — не я ;)
                                        • 0
                                          DIY аудио это очень хорошо. Однако, я уже очень давно от колонок отказался в пользу наушников. Сугубо мое мнение — в бытовых помещениях гнаться за качественным звуком из колонок очень странно. Стекла в окнах вибрируют, дсп звенит, компьютер шумит, кондиционер гудит…

                                          Плюс никого не отвлекаю своей музыкой, хоть в 7 утра или 11 вечера. Еще плюс — через внешнюю звуковую карту можно подключить 2-4 пары ушей и всей семьей смотреть кино, всем сделать так громко, как им хочется. Ну и многие фильмы обретают совсем иное звучание в ушах.
                                          • +1
                                            Сидеть всей семьей в наушниках? С трудом себе это представляю ;) а если гости в количестве 10-15 человек? Всем по комплекту? ;)
                                            • –4
                                              На «10-15 человек» этих колонок не хватит, а бОльшая мощность вся к соседям прилетит.
                                              Такой толпой лучше в клуб/бар/кабак. Танцпол топтать.
                                              • +2
                                                Мы совершенно асоциальные и живем в другой стране, так что максимум гостей за последние 3 года (2 гостя) мы видели последний раз месяца 2 назад в течение 10 минут. Они покупали у нас стул. :)
                                          • +2
                                            Если кто-нибудь захочет собрать сам акустику, посмотрите на проекты Троелза, очень достойная акустика. troelsgravesen

                                            Я тут недавно собрал пред и мощник в A классе, интересно кому-нибудь?
                                          • +1
                                            Какие в итоге параметры получились у данных колонок? Частотный диапозон итд?
                                            Я бы смог конечно такое собрать, но скорее всего предпочел бы что-то типа этого — и дешевле и частота 65 — 50000 Гц с сопротивлением 6 Ом — ну люблю я акустику Yamaha) у самого Yamaha Soavo 2 если мы тут про полочные говорим.
                                            • 0
                                              Ссылка не сработала: pult.ru/product/38677.htm
                                              • 0
                                                Хоть это и не совсем корректное сравнение, но у роллс-ройса в графе «мощность двигателя» написано: «достаточно» ;) Я раньше тоже парился по этим характеристикам, но со временем пришел к выводу, что музыкальная система характеризуется всего двумя параметрами: «звучит» и «не звучит». Согласитесь, что хоть пример и не совсем корректный, но машину мы покупаем не по списку характеристик, а по тому, как мы себя в ней в качестве водителя чувствуем и насколько она отвечает определенным целям ;) Так и здесь. Акустику можно брать, только внимательно послушав самому. Yamaha — это ваш личный выбор. И если вам нравится эта акустика — значит это правильный выбор. Самый лучший лабораторный стенд — это уши и та часть мозга, которая отвечает за слух ;)
                                              • +3
                                                Спасибо за интересную статью. Хотелось бы побольше про усилитель узнать. И настораживает сравнение с наушниками KOSS, так как это, мягко скажем, не самые лучшие наушники.
                                                • +1
                                                  Поностью согласен с мнением об этих наушниках))
                                                  • 0
                                                    еще более настораживает «одевал наушники и сравнивал по панораме», учитывая что любой разнесенный источник в любом случае выиграет у любых наушников по панораме.
                                                  • +1
                                                    Странно, что никто еще не написал про Клячина и его акустику.
                                                    Ценовая планка конечно как минимум в два раз выше, но они по-моему того стоят.
                                                    • +1
                                                      Несмотря на то, что акустика полочная, я бы сделал фазик спереди — в случае чего можно будет приделать сзади крепление и повесить на стенку. За аккуратность в изготовлении, и главное, в изложении материала большой респект, если бы мог — плюсанул бы))
                                                      • 0
                                                        Для фазика спереди места просто нет. Кроме того я же не из-за прихоти сзади разместил, таков расчет корпуса под конкретные динамики. За отзыв спасибо ;)
                                                      • –2
                                                        *fap fap fap* Спасибо, за статью :)
                                                        • +3
                                                          Монитор протрите потом )
                                                        • +1
                                                          Аккуратная работа. Все правильно сделано.
                                                          • +1
                                                            Смотрю на вашу работу и оргазмирую. Очень круто получилось!
                                                            • 0
                                                              Хм для меня очень непонятно симметричное размещение ВЧ динамика. Эффект «бафла» я так понимаю при проектировании вы не учитывали? Эффект переизлучения от лицевой панели покрытой чем то вы тоже не учитывали?
                                                              Я тоже имею пока замороженный проект трех полоски и про «бафл» не знал. После собирания тестовых корпусов и измерения я про него узнал, но было уже увы поздно. Если интересно почитать можно к примеру тут cxem.net/sound/dinamics/dinamic90.php

                                                              Очень хочется измерения АЧХ, ФЧХ и импульсного отклика самодельной АС. Слух это очень субъективно.

                                                              ЗЫ А так конечно за аккуратность и самоделкиность 5+, довести проект до логического конца это очень здорово!
                                                              • 0
                                                                Немного слышал. В данном случае у меня была использована классическая схема. Все было рассчитано. Рассчитано, чтобы звучало. К тому же использование кожи на лицевой панели тоже плюс. Т.е. тот факт, что симметрично не означает — плохо. На самом деле вариантов установки очень много. Вот несколько ссылок:
                                                                focal.tchernovaudio.com/good/Grande_Utopia_EM
                                                                www.visaton.com/en/bauvorschlaege/3_wege/vox253_mti/index.html
                                                                www.visaton.com/en/bauvorschlaege/3_wege/conga/index.html
                                                                www.my-hiend.com/vbb/showthread.php?t=2961
                                                                www.usheraudiousa.com/products/loudspeakers/dancer-series/dancer_mini_two
                                                                www.usheraudiousa.com/products/loudspeakers/dancer-series/be-20
                                                                Кстати, Usher — очень крутые. Так вот, и наклон — не случайность, и по прямой — не случайность. И симметрично — не случайность, и ассиметрично — не случайность.

                                                                Но чтобы получить такие решения, нужно ОЧЕНЬ много экспериментировать. В моем случае я не заморачивался, а взял проверенное (и рассчитанное) решение.

                                                                Что касается характеристик, от ребят, которые очень плотно занимаются акустикой и усилителями, можно очень много интересного услышать на счет особенностей теории, характеристик и реальной практики ;)

                                                                Цитата в тему: «Прямо или косвенно, но все вопросы, связанные со звуком, должны решаться ухом как органом слуха: оспаривать заключения, которые даются ухом уже не приходится» (Лорд Релей, «Теория звука»)

                                                                За отзыв спасибо ;)
                                                              • +1
                                                                Виброизоляционный материал при толщине стенок 22 мм и мощности АС (хоть она и не указана, но по динамикам видно, что не более 30 Вт) — по моему излишество. Толщина выбрана с двойным запасом.

                                                                Конечно звучание можно оценивать субъективно и снять АЧХ в домашних условиях трудно, но все же мощность вашей АС вы должны знать, хотябы для того чтобы не спалить динамики слишком мощным усилителем. Максимальная мощность обычно ограничена максимальной мощностью НЧ динамика. В связи с этим предлагаю небольшую доработку вашей конструкции — сделать индикатор перегрузки. Идея далеко не нова, она напрямую позаимствована из отечественных колонок 15АС-213 которые выпускались в начале 90-х в составе комплекта «ОДА 102 стерео». Итак, вот схема:



                                                                Это схема кросовера вышеупомянутых АС. На ней нас особенно интересуют элементы VD1, VD2, R1 и светодиод. Эта схема рассчитана на вспыхивание светодиода при превышении максимально допустимой мощности >25Вт. Этой мощности более чем достаточно достаточно для работы акустики в качестве студийных мониторов, как в вашем случае. Так что даже без каких либо изменений номиналов деталей вы можете внедрить эту схемку в свою АС и вывести светодиод на фронтальную панель. Тем самым вы будете знать, если вдруг перегружаете свою АС.
                                                                • 0
                                                                  Индикаторы это хорошо, но зачем лишние нелинейные элементы в тракте? Неизвестно как это отразится на звуке. А идея интересная, у меня были такие колонки, тоже с индикацией, но я слушаю тихо и до перегруза их не разу не доводил :)
                                                                  • 0
                                                                    На счёт нелинейности — эта цепочка потребляет очень маленький ток, более того стабилитрон (VD2) не откроется до появления перегрузки.
                                                                  • 0
                                                                    На счет двойного запаса это вы перегнули ;) 18 мм — обычное дело на хорошей акустике. А у focal на некоторых полочниках толщина морды 5 см!

                                                                    Чтобы спалить мощником акустику, нужно бездумно крутить ручку. Но мы же все-таки хомо сапиенс ;) Например у меня на Sherwood 80 ватт на канал. Я выкручиваю на половину и акустика совершенно спокойно играет. Т.е. запас очень приличный. Ну и на самом деле все эти ватты неправильные. По хорошему если усилитель играет без искажений, то уже при 15-20 ваттах хоть из дома беги ;) и кстати спалить колонки можно и маломощным усилком.

                                                                    А схема смотрю популярна была ;) В кливерах (если помните такие) вроде тоже она стояла, у знакомого до сих пор в тумбочке валяется ;)

                                                                    Но в любом случае за идею спасибо.
                                                                    • 0
                                                                      Говоря про двойной запас толщины стенок, я имел в виду среднестатистическую АС, схожей с вашей по мощности. Разумеется, что сделать можно и 100 мм, но будет ли от этого толк? Ведь толщина стенок рассчитывается из соотношения мощности АС и объема ящика. Но соглашусь, в общем случае — чем толще стенки, тем меньше они вибрируют и тем лучше отдача динамика, соответственно лучше звук.

                                                                      А по поводу необходимости или нет, использования индикатора, могу сказать следующее. В былые времена, собирал я усилитель для пассивного саба. Саб на 50 Вт, а усилитель на 80 Вт. Так вот, идея вставить индикатор перегрузки пришла мне в тот момент когда я наслаждаясь басами и вибрациями создаваемыми ими почувствовал легкий запашок гари в комнате. Как оказалось катушка динамика перегрелась и выдуваемый из фазоинвертора воздух разносил этот запашок. Запас мощности УМ имел место быть и конечно искажений я никаких не услышал. Я встроил этот индикатор прямо в усилитель. С тех пор придерживался заданной им мощности и все ок по сей день.
                                                                  • 0
                                                                    Кстати, может кто подскажет бюджетную звуковую карту PCI/PCI-E/USB c правильным цифровым выходом (без внутренней передискретизации)? Интересует для подключения к ресиверу.
                                                                    • 0
                                                                      Ещё более интересно, может ли в таком виде карта работать через ASIO с секвенсорами? Подозреваю, что нет, потому что в проф. картах либо цифры нет, либо в обычных — ASIO.
                                                                      • 0
                                                                        Мне интересен исключительно потребительский контекст использования.
                                                                    • +1
                                                                      Категорически рекомендуемая книжка для вхождения в тему Справочник по акустике
                                                                      • 0
                                                                        Подкину пару советов на будущее.
                                                                        Стенки фазика неплохо покрасить в черный, тогда он смотрится лучше если виден.
                                                                        И синтепон добавляет объема! — это важно помнить.
                                                                        • +1
                                                                          В свете свежего поста на аналогичную тему хочу выразить большой респект вашей работе:
                                                                          как по подаче материала, так и подходом к самой работе.

                                                                          Именно ваш пост наполовину сподвиг меня сделать пост о конструировании усилителя.
                                                                          Спасибо!
                                                                          • 0
                                                                            Рад, что мой эксперимент кого-то на что-то сподвиг — это самое главное и ради этого стоит писать ;)
                                                                            Конструктивную критику всегда учитываю, а к безосновательному блеянию в стиле «они делают неправильно, а вот я такой умный и поэтому...» равнодушен ;) Про усилитель обязательно напишите — собственное мнение всегда интереснее сравнения с чужим, а личный опыт вообще ничем не заменить — вещь уникальная ;)
                                                                            • 0
                                                                              Вы правы, но сомнения никто не отменял. В ближайшее время серьезно обдумаю написание поста про свой однотактник.
                                                                          • 0
                                                                            Что использовали в качестве виброизоляционного материала?
                                                                            • 0
                                                                              Если честно, то уже не помню ) У ребят знакомых, которые автоакустикой занимаются, приобретал. У них всегда этого добра в наличии полно. Вот что-то наподобие — www.audiomania.ru/antirezonansniy_material/shumoff/m_2.html

                                                                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                                            Интересные публикации