0,0
рейтинг
23 ноября 2011 в 01:07

Веломузыка


Тема портативного аудио на велосипеде часто становится актуальной после регулярных покатушек. Само по себе катание на велосипеде с группой алкобайкеров знакомых лиц не похоже на обычные встречи. Большую часть пути все находятся в молчании. От монотонного кручения педалей и относительно бедного ночного разнообразия перед глазами (днем ведь работаем, а катаемся вечером) нечто под названием желание переходит в скуку. Скучно долго монотонно молча крутить педали, одиноко. Какой выход?
«Каждый видит лишь то, что в нем уже есть» — не считае эту статью, как руководство к воровству тишины соседа. Никто этого не делал, и не собирается.
Нужен связующий элемент — музыка. Слушаешь ее — знаешь что слушает сосед. Заместо невозможности говорить получаем возможность слушать. Часто ли в жизни у вас бывают моменты когда все люди слушают и молчат? ( маршрутки с радио не в счет, там водитель свои уши отдает радиостанции, видимо от страха незнания что с ними делать). Поэтому очень важно слушать то, что вы действительно считаете нужным и продуманным. Что-то я все не про то.

Коммерческие системы мне встречались в виде фляжки (1), коробочки на руль (2), и промо проект какого-то дизайнера ( не помню как зовут, но собственно я придумал это раньше) ) в виде рюкзака с колонками (3), прицепы (4). Все они довольно дороги и маломощны (кроме прицепов естественно).


Первый простой усилитель на микросхеме я собрал по схеме из журнала «Радио» лет 5 назад.
Никаких понятий о кпд, типов усилителей, выходной мощности, перегрузки входа я особо не имел. Я знал что 12В на входе должно давать «достаточно громко».


Задача


И так, для создания портативной веломузыки мы должны определиться, по деревенски, что же хотим иметь на выходе:

Громкая, легкая, с высоким КПД (чтобы на ночь хватало) система, подключаемая к карманному плееру ( телефону ).

Русским языком:

1) Плеер/Телефон
2) Усилитель
3) Динамик
4) Источник питания

1) Плеер


Пойдет любой! у которого есть выход на наушники.

Я использую плеер Zune 4GB. Хотелось бы иметь плеер с более высоким выходным сигналом, чувствую мне не удается выжать из усилителя все соки. По опыту скажу, что не удобно держать плеер в руке на велосипеде со шнуром. Связку плеер-усилитель проводом джек-RCA через плечо я хотел заменить системой на bluetooth, но она требует дополнительного внимания с питанием.

2) Усилитель


Существуют примерно следующие типы аудио усилителей: A, B, A/B, C, D, G, H, T…
Почитать про них вы сможете элементарно, вот что важно знать:

Усилитель Класс «А» считается самым качественным. КПД как правило 20%, да-да это обогреватель. Без радиатора обычно микросхемы вырубаются сразу. Транзистор работает в открытом режиме: усиливает как отрицательную, так и положительную полу волну сигнала. При этом он жрет в простое столько же, сколько и на максимуме.
Это нам не подходит.
Усилитель Класс «В»
Его достоинства в относительно высоком кпд (50-60%). Один транзистор усиливает отрицательную, другой — положительную сторону полу волны. В момент перехода сигнала через ноль появляются значительные звуковые искажения.
Это нам не подходит.
Усилитель Класс «AВ»
Естественно электроника это кубики, мы возьмем да и соединим два выше перечисленных класса, возьмем с каждого по преимуществам. Усилители этого класса самые распространенные.
Уже лучше.
Усилитель Класс «D» ( близкий класс «T»)
Это последний класс про который я расскажу. Остальные слишком редкие и в них нет необходимости.
Основа здесь ШИМ модуляция. Из-за того что транзисторы работают в импульсном режиме, КПД стремится к очень хорошей цифре от 80% до 98%! Соответственно нет необходимости отводить тепло, размеры усилителя значительно уменьшаются. Со звуком тоже все в порядке.
Это именно то что нам нужно.

Прошелся по каталогам микросхем аудио усилителей. Нашел замечательную TA2024.
Но в силу относительной сложности поиска емкостей, индуктивностей и изготовления монтажной платы, я решил купить сие чудо у китайцев. Как я был рад — они тоже читали хабр эти каталоги и были солидарны в выборе сердца усилителя.



Магазин изготовителя платы — Sure Electonics. Качество 5 баллов. Цена 17$! Они прислали все винтики, зажимы и провода. Качество последних правда ужасное. На плате есть несколько дублирующих друг друга разъемов. Хочешь зажми провода, хочешь через тюльпан.

Характеристики:
  • Архитектура Class-T
  • Входное напряжение: 12B
  • 15W Ватт на канал (4Ω, 10% THD+N)
  • 10W Ватт на канал (4Ω 0.1%, THD+N)
  • КПД > 88% при полном питании (RL = 8Ω)
  • Не нужен радиатор!
  • Режимы MUTE и SLEEP
  • Защита от щелчков при включении выключении
  • Защита от короткого замыкания
  • Защита от перегрева
  • Работает с любыми 4/8Ω динамиками
  • На вход любой стандартный сигнал
  • Двухслойный монтаж, что удешевляет изделие
  • Больше 90% компонентов SMT (очень маленькие)

К чему же его подключить?



3) Громкоговоритель


Признаюсь честно, я не любитель читать сколько Ом обмотка с колонки на моем древнем музыкальном центре ( 1 динамик 3 Ом, другой 8 Ом). Я не хотел искать другой громкоговоритель — я не знаю где найти еще такой же легкий и небольшой. Вы очень хорошо почувствуете, что такое звуковой коридор и самый потрясающий звук будет конечно в тоннелях и под мостами.

4) Питание

Так как я ленивый, я использую свинцовый аккумулятор 12В 4.5 А/Ч (которые в UPS, хотя чаще там по 7 А/Ч). Лежат же два Li-Po 11.1 В. 2.5А/Ч. Весом по 300 грамм но это не для нас.


Насколько хватает аккумулятора?
Я плохо помню уровни громкости до поездки и после ( 4-6 часов езды). Сравнивать тяжело. Звук становится немного тише. Но на ночь хватает с головой.

Опыт использования


  1. Здоровье
    Все же я не рекомендую возить усилитель на себе долгое время. Этот вариант самый простой, но довольно изматывающий. После 50 км любой маленький дискомфорт до превратится в мозоль после. В рюкзак между спиной и колонкой я обычно кладу лист трапика по форме (туристический трапик, пенка) для большего комфорта. В него упирается и аккумулятор. Я люблю сухую спину, не люблю рюкзаки, но немогу отказывать алкобайкерам друзьям. Приходится потеть.
  2. Юзабилити
    Все это добро описанное выше помещается в рюкзак эмпирическим путем. Рюкзак нужен с тонкой задней стенкой, чтобы не гасился звук. (я обычно карман открываю)
    Юзабилити этой системы зависит от гибкости шнура плеера и места, куда без проблем плеер помещается и достается. ( карман какой нибудь) В идеале конечно его на руль крепить и отказаться от провода. Вещать через bluetooth до усилителя.
    Точный вес системы сказать не могу, в районе 3кг.
  3. Окружающая среда
    Есть такой фактор загрязнения — шумовой. Честно, я не могу понять, почему в продаже есть «хромированные» выхлопные трубы с повышенной «громкостью». У автомобиля есть гост по уровню шума, он не должен проходить техосмотр с новой «улучшенной» выхлопной трубой. Это важнее чем стекла, за которые люди прячут свои дела. Шума у нас столько, что вам нужно относится с уважением к улицам по которым катаетесь. Даже лес, когда в него попадаешь, кажется вот вот тебе отомстит за громкую музыку.
    В лесу я прикалываюсь и ставлю пение тропических птиц, у народа глаза выкатываются на лоб откуда тут птицы такие)
  4. Электроника
    Плееры падают из рук. Простые дешевые шнуры между плеером и усилителем в рюкзаке перегибаются, через месяц другой поездок от вибраций есть вероятность перелома провода в любом ходовом месте.
    Лучше брать запасной провод джек-RCA.
  5. Общество
    Слушайте людей тихо, обычно не все разделяют творчество студии «ночной каприз» и альбом А. Разембаума «На плантациях любви».) Как бы вы не балдели от него, полюбить насильно невозможно.
    Едиственный шаг — раскажите про него у костра, если хотите поделится тем, чем он вас так задел, не молчите).
    Была у меня идея ставить аудиокниги… но это в крайне долгих поездках, когда можно часами молчать.

Заключение и идеи



К сожалению, я не нашел нормального видео с покатушки, где можно послушать громкость системы. Цели не было кого-то будить ночью или кому то мешать. Усилитель стерео, колонка одна — следовательно звук у нас моно. Моя следующая находка была в передаче второго канала по радио на второй велосипед с усилителем! У второго человека нет плеера, лишь радио. Он принимает левый канал с моего плеера, а я вожу правый. В итоге у нас полноценное стерео. Более того, раз у нас есть трансмиттер на второй велосипед, почему бы не принимать этот сигнал всем остальным, но не на усилитель, а на светомузыку?

Представляете зрелище: едет шайка велосипедистов с музыкой, а у остальных в такт бьет свет. Если бы нас было много, если бы это стоило того, я бы это сделал. И на этой ноте я говорю до свидания.

PS.
Нашел на данной микросхеме усилитель на dealextreme
Александр Борисович @Alexufo
карма
–2,5
рейтинг 0,0
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (57)

  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +2
      не, конференц режим это совсем не то. Я писал в опыте использования об окружающей среде. Все это самособой. Случай был конечно, что кто-то голый сидел на опушке с книжкой в машине с женщиной. Еле закрыть дверь успел.
      • +12
        Так это ты был!!!
  • +43
    Музыка и велосипед — понятия несовместимые. Включать динамики, чтобы музыка орала на всю округу — плохо (не все ценят ваши музыкальные вкусы), а наедине с природой это вообще не нужно.
    Слушать в наушниках тоже нельзя: можно не заметить приближающийся грузовик и угодить под колеса.
    • –2
      Не соглашусь. Я никогда не включаю музыку на всю округу на всю мощь, об этом я писал. На трассе Москва-Симферополь пожалуйста. На едине с природой, я например, против любых алкогольных напитков, но за такой клич побить могут). По отзывам велосипедистов с музыкой кататься заметно интереснее, по себе одному я бы не судил.
      • +2
        > По отзывам велосипедистов с музыкой кататься заметно интереснее, по себе одному я бы не судил

        Согласен. Но главное — чтобы музыка в процессе поездки не отвлекала от дороги. Я и сам люблю с плеером ездить, но только по проселкам, где автомобили крайне редки, да и ездят медленнее, чем я на велосипеде. А вот на трассе музыка не нужна. Ну и при отдыхе на природе.
        • 0
          В свое время любили по работе кататься под Children of Bodom — альбомчик Hatebreeder. Так как оба — любители хорошего звука, аппаратура стояла вполне приличная для наших ушей, а мощности хватало на ощущение подпрыгивания тяжелой ШНивы.
        • 0
          если я кому то начинаю мешать, меня мило просят, но это редкость. Да и вообще тут нет ничего эгоцентрического, музыка играет на фоне, чуть громче на дорогах, чуть тише в разговорах. Надоедает она мне первому, так как я постоянно ее слышу и слежу за ней. Как можно было заметить по вступлению, покатушки с музыкой вещи более глубокие чем кажется. Это не развлекалово. У нас нет выжимки до потери сознания, никто не стимулирует мозг музыкой до трансового состояния ( что чревато потерей реакции и как следствие увеличения травмоопасности)
          • 0
            Допускаю, что насчёт музыки вкусы у каждого свои. (Главное — не слушать вон то говнищще :-)
            • 0
              Тоже так делал давно еще, но не имея столь высокой наглости, меня хватало на 30 сек. Естественно я ничего из подобного не ставил.
    • 0
      Про грузовик не очень понял — что вы собираетесь делать, заметив приближающийся грузовик, который задумал вас задавить? :) Всё-равно ведь не успеете среагировать :(. А если он вас давить не хочет — так и пусть с ним едет своей дорогой. И это, полууоткрытые наушники рулят. А вообще, да, на трассе, а тем более в городе, в наушниках не езжу — у меня для покатушек есть заброшенная полоса загородного шоссе.

      ЗЫ. Бодрячёк в стиле дес-металл :) в ушах добавляет как минимум +1 км/ч к средней скорости. Да и старый добрый хард-рок, пожалуй не меньше — I'm a high way sta-a-ar :)
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • 0
        kaladhara дал вполне правильный ответ.

        Сам езжу с зеркалом заднего вида, но если у водителя не включены фары, заметить его приближение можно лишь, когда он уже метрах в 20 от вас (т.е. за секунду до того, как он с вами сравняется), и то нужно постоянно пялиться в зеркало заднего вида. На дороге я обычно не парюсь насчет приближающихся сзади: грузовик слышно сильно заранее и можно немного прижаться к обочине, если встречных нет; если есть встречные машины или подъезжаешь к «слепому» повороту, приходится внимательно разглядывать в зеркало заднего вида, никто ли не подъезжает. Если подъезжает, лучше вообще от греха подальше съехать на обочину (т.к. на наших узких дорогах легковушка с грузовиком могут разъехаться, лишь если прижмутся к обочине — велосипедисту на дороге в это время лучше не находиться).

        З.Ы. А по дорогам с движением «автомобиль в час» езжу с наушниками, под бодрый ритм ехать действительно удобно. Слушаю, правда, не death, а что попроще (trash, hard, heavy, «ленинграды» всякие и т.п.).
        • 0
          Фиг знает. Я езду с зеркальцем не осилил. Мне показалось опаснее всё время в него пялиться, чем вообще без него. И манёвр со съездом на обочину и обратным заездом кажется и мне, да, сильно опасным. Мало того, что сам съезд на высокой скорости достаточно неочевидным может быть, так и обратный заезд, действительно для едущего сзади авто труднопрогнозируем. Меня если на обочину согнали, обратно уж точно без тщательного анализа обстановки (вплоть до остановки) не возворащаюсь.
          • 0
            Помнится, на старом велосипеде было зеркальце в комплекте. Покатался я с ним недельку и свернул его нафих. Ибо как его не фиксируй, но вибрация от езды по обочине/просёлку не даёт разглядеть в нём что-либо конкретное, а на трассе слишком быстрое движение, чтобы от зеркала был большой прок.
          • 0
            На большой скорости, естественно, на обочину нельзя заезжать. Поэтому нужно успеть еще и снизить скорость.

            Когда мне предстоит съехать с хорошей горки, где можно до 60-70 км/ч разогнаться, я сначала долго жду, пока дорога будет свободна (по крайней мере — встречная полоса, чтобы меня могли обогнать).

            А когда еду по горизонтальной дороге или в гору (т.е. когда скорость — километров 10-30 в час), съехать на обочину обычно не сложно.
    • 0
      Смотря, что катать. Я катаю кросс-кантри по парку, переходящему в лес. Там грузовиков нету. Единственное, что доставляет — это горе-велосипедисты, которые ездят без света в темное время суток. Но они что с плеером в ушах, что без него — одинаково внезапны.
    • 0
      Мысль верна. Если хочется кататься с друзьями под музыку — можно кататься на машине. И музычка, и алкообщение.

      Езда на велике с орущими колонками сильно напоминает гопника/школьника, слушающего музычку на мобилке. Какой усилитель ни выбери — будешь раздражать окружающих.
      • 0
        Почему никто не читает конец статьи пункт «Окружающая среда».
    • 0
      если я кому то начинаю мешать, меня мило просят, но это редкость. ( по улицы вообще молчу — я писал что не шумлю) Да и вообще тут нет ничего эгоцентрического, музыка играет на фоне, чуть громче на дорогах, чуть тише в разговорах. Надоедает она мне первому, так как я постоянно ее слышу и слежу за ней. Как можно было заметить по вступлению, покатушки с музыкой вещи более глубокие чем кажется. Это не развлекалово. У нас нет выжимки до потери сознания, никто не стимулирует мозг музыкой до трансового состояния ( что чревато потерей реакции и как следствие увеличения травмоопасности)
    • 0
      Можно есздить в ушах, очень даже. Лучше в открытых, конечно.
      На велике по-любому нужны зеркала, да и головой приходится крутить. Звуковая информация исключительно вспомогательная. У меня 7 лет опыта езды по городу в ушах, если что, из них пара зим.

      А динамики – да, зло.
  • +5
    Играть один канал напрямую, а второй передавать по радио — думаю, не лучшее решение. Радиотракт будет вносить непредсказуемые задержки и фазовые сдвиги, в результате вместо стерео получится черт-те что.
    А насчет цветомузыки — годная идея. Добавьте еще такие штуки на колеса, и можно выезжать на парад :)
    • 0
      Хм действительно. Должна быть рассинхронизация. Ну как выход кодировать в стерео сразу раз есть трансмиттер. Такие штуки на колеса было бы не плохо, но мне кажется они сильно привязаны к частоте вращения колеса, была бы какая нибудь вещь компенсирующая это, по типу геркона счетчика оборотов.
      • +2
        Там стоит датчик оборотов колеса, и идет автоматичекая синхронизация. Иначе вместо картинки получалась бы каша.
  • +16
    Больше всего я ненавижу парня-байкера, что ездит на размалёванном харлее с колонкой позади мимо моего дома по вечерам. Выходит так, вся округа вынуждена слушать эту музыку, пока великовозрастный злодей не уедет подальше.
    • +2
      Это не я. Я стесняюсь делать громко на улицах) Да и вообще если нет цели показухи, громкость особая не нужна.
  • 0
    Мне кажется проще взять такое устройство на руль: www.dealextreme.com/p/fiio-s3-portable-rechargeable-sd-sdhc-card-mp3-playing-2-4w-speaker-with-line-in-out-black-15477
    Несмотря на меньшую мощность его должно хватить из-за более грамотного расположения. Таскать динамик в рюкзаке по меньшей мере жестоко. Даже если батареи сядут через 7-8 часов проще заменить 2 AA чем таскать свинцовый от UPS.
    • 0
      Этот девайс пойдет правда только для себя. Для групп от 5 человек он практически бесполезен.
      • 0
        А как вы договариваетесь о муз вкусах в группе от 5 человек? :D
        • 0
          Лично я против музыки на велосипеде. И люди с которыми я езжу выкладываются так, что им не до музыки и трепотни.
          • 0
            вот это совсем другое дело, если вы спринтеры.У нас собираются все кто хочет.
  • 0
    а как на счёт схемы их ФМ трансивера небольшой дальности плеера как источника музыки (хотя наверно есть устройства 2 в одном) и фм приёмников с наушниками для клиентов ??
    • 0
      Промашка, уже обсуждалось выше.
  • 0
    Ветальсон из СПб одобряет этот пост.

    image
    • +9
      парсер, такой парсер.

      image
      • 0
        Не, это не наш случай, я бы с таким не поехал)
      • 0
        Я ждал тебя с этой картинкой.
  • +1
    Здарова, друг, обычный стереомагнитофон не устраивает?
    • 0
      Ты сам с нами катался, все видел) Габаритами не устраивает. Куча там места съедают устройства чтения CD или Кассет.
  • 0
    А есть вариант подешевле но и потише — обычные древние китайские колонки типа «Гениус», которые наверняка есть у каждого в кладовке/чердаке/подвале. В моих после «встроенного» блока питания как раз было около 12В, что и позволило подключить к ним с минимальными доработками такой же аккумулятор :)

    А так, в принципе, можно ездить с наушниками открытого типа и музыку слышно, и шум от машин :(
    • 0
      Ага, вариант такой видел даже в деле. Басы не те правда, и кпд слабоват.
  • +1
    Кстати, раз тема про велоэлектродевайсы, могу еще идею из серии «дешево и сердито» подкинуть.

    Берется сирена пожарно/охранная (существуют компактные варианты), кнопка, провода, аккумулятор на 12В и из всего этого собирается отличный звонок для любителей побродить пешком по велодорожкам.
  • 0
    По-моему так свинцовый аккумулятор в рюкзаке сводит на нет всё удовольствие от покатушек. Зачем таскать всё это хозяйство на себе, когда есть велосипед?! Прикрутите хороший треккинг — багажник (при большом желании он и к MTB подойдёт), да и обвесьте его со всех сторон. Хотя сама по себе идея громкой музыки на велосипеде — как уже выше писали — весьма спорная.
    • 0
      Согласен. Но на моем веле нет крепления под него. Рюкзак как самый простой способ.
      • 0
        вы написали " Лежат же два Li-Po 11.1 В. 2.5А/Ч. Весом по 300 грамм но это не для нас."

        Почему не литий? легче более чем в 2 раза.
        1300 грамм против 500 (примерно прикинул)
        • 0
          Они появились немногим позже свинца для других целей. Я такой ленивый, что раз заточенная модель меня устраивает. Катался со свинцом до этого.Я перейду конечно.
    • 0
      Кстати, раз уж о велосипедах речь зашла: существуют ли багажники для двухподвесов?
      А то тяжело ездить с 10-15 килограммовым рюкзаком (когда езжу далеко и на весь день или даже с ночевкой).
      • 0
        Если на двухподвесе штатно багажник не предусмотрен, то купить «готовый» может быть затруднительно, так как конструкции амортизатора отличаются от модели к модели. Я вечером сфотографирую велосипед супруги — у неё как раз такой велосипед с багажником.
      • 0
        Да. Называется «консольный». Ограничение по весу, добавляется немалая раскачка при езде.
        Но все же вполне жизнеспособно.
        Можно даже достать титановый, как самый неубиваемый вариант. Цена 3-4к.
  • 0
    а что там у Sure Electronics с доставкой?
    • 0
      Брал на ибее у них. Бесплатная, что очень радует.
      +2http://www.ebay.com/itm/2-15-watt-4ohm-TA2024-D-class-Audio-Amplifier-Board-/250927061681?pt=LH_DefaultDomain_0&hash=item3a6c6b1ab1
      • 0
        вспомнил где я это название видел
  • 0
    За часть про микросхему — респект. А вот про аккум — ужос ужос. Я даже с пустым рюкзаком с фотиком намучиваюсь, а тут такое таскать на себе. Тут уж как минимум нужно багажник прицепить, а на него можно колонки с двух сторон от колеса и аккум на багажнике :) Вот это будет кач :) А для рюкзачного варианта — сейчас появилось много довольно емких и легких батарей, от которых можно 2-3 раза мобильник заряжать. У моей например емкость 3400 mAh, хотя есть и более емкие. Разьем там стандартный usb. Не рассматривали такую альтернативу?
    • 0
      Выбор аккумулятора дело каждого). У меня есть Li-Po. До этого просто катался со свинцом, ибо под рукой срочного ничего не оказалось. Вообще можно все это положить в колонку, оставить только питание и вход с плеера.
  • 0
    Кстати, а если от ротора на втулке колеса запитывать музыку? Или как-то подзарядку аккума организовать, чтобы на стоянках тоже работало.
    • 0
      На ночь выше крыши хватает с 12V 4.5 А. А подзарядка аккумулятора это уже если в поход собираешься куда. У меня была идея сделать мини паровую машину для генерации электричества) Хотя наверное втулки куда эффективнее.
  • +1
    наконец-то хоть кто-то рассказал, чем отличаются классы усилителей.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.