Редактор Geektimes
852,1
рейтинг
10 января в 14:51

SpaceX снова собирается посадить Falcon 9 на морскую платформу



В конце прошлого года случилось то, чего ждали многие — компании SpaceX удалось вернуть первую ступень своей ракеты-носителя Falcon 9 на Землю. Ступень удалось посадить, а ее состояние позволяет использовать Falcon 9 вторично. Во всяком случае, об этом сообщил Илон Маск. Теперь компания собирается вновь попробовать посадить ракету на морскую платформу. До этого момента SpaceX два раза пробовала сделать это, и оба раза — неудачно.

Для этого запуска планируется использовать Falcon 9 v 1.1, это последний экземпляр этой версии из имевшихся в наличии. Посадить удалось обновленную версию ракеты, с усиленной тягой. По словам представителей компании, посадка на море позволит использовать меньше топлива.

Здесь дело не столько в море, столько в том, что посадочная морская платформа SpaceX расположена достаточно далеко от точки старта. Поэтому ракете нужно будет преодолеть меньшее расстояние при посадке на морскую платформу, чем при посадке на суше, рядом с точкой запуска. Поэтому для посадки на платформу понадобится меньше топлива.

Правда, садиться на море сложнее, чем на суше. Во-первых, сама платформа имеет ограниченные размеры. Во вторых, водная среда далеко не такая статичная, как поверхность земли. Из-за этого предыдущие попытки посадить Falcon 9 на морскую платформу не увенчались успехом. Возможно, сейчас у компании все получится, и тогда можно будет говорить об очередном крупном достижении.

Следующий запуск запланирован на 17 января. На этот раз Falcon 9 запустит на орбиту спутник NASA Jason-3, который будет вести наблюдение за океанами Земли. При этом запуск будет осуществляться с базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии. Обычно пуски осуществляются с мыса Канаверал, Флорида. Здесь же была успешно посажена первая ступень ракеты-носителя.
marks @marks
карма
170,7
рейтинг 852,1
Редактор Geektimes
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (14)

  • 0
    посадка на море позволит использовать меньше топлива.

    Это очевидный факт. Возвращаться назад не надо. Достаточно только «упасть» по ходу полета на платформу в море. Интересно, насколько платформа стабилизирована в момент посадки. Движется ли по ветру для снижения боковых нагрузок на ракетоноситель. Хотелось бы видеть больше фактов в статье о Falcon 9.
    • +2
      Кстати, интересная техническая задача: обеспечить каменную неподвижность небольшой платформы в волнующемся океане. Можно ли это сделать и как? На ум приходит множество якорей, гироскопы, возможно — раздельное днище и верх платформы, связанные амортизаторами по типу автомобильной подвески.
      • 0
        Проще всего сделать по аналогии с нефтяными — жесткая опора на дно.
      • +1
        Можно ли это сделать и как?

        Как нам один профессор говорил — можно. Например, компенсируют качку на яхтах. Правда абсолютная неподвижность не делается, так как смысла нет, затраты на балансировку не дают значительного эффекта для пассажиров, потому допускается небольшая комфортная качка.
      • 0
        Как по мне — то это лишнее. Достаточно сделать «пазы» для опускающейся ракеты, чтоб она просто «вошла» на своё место, и пусть платформа себе качается. Можно, конечно, ракету поцарапать :) Ну и спортивный интерес не позволяет, наверное, такие ходы.
      • +1
        Заглубляем основную часть платформфы метров на 100 — там волнения нет. На тонких опорах крепим платформу в воздухе, так чтобы волны проходили под ней. Профит. Немного мороки качать туда-сюда балласт при приёме груза.
    • +7
      Это очевидный факт. Возвращаться назад не надо.
      Если все нюансы досконально не продумывать — получатся твердотопливные ускорители Шаттла (которые фактически — не были ни дешёвыми, ни полноценно многоразовыми). Когда вы садитесь в море — необходимы хорошие погодные условия в двух разных местах (которых в погодных условиях мыса Канаверал — не всегда могут быть). Важна не сама теоретическая возможность посадки ракеты — а тот их процент, которые реально садятся, и могут быть использованы вновь.

      Отправление плавучей платформы — это тоже деньги, которые включаются в стоимость запуска. Как я понял — их использовать собираются только для посадки центрального блока первой ступени Falcon Heavy (которая хоть и почти идентична боковым блокам — но за счёт системы перелива топлива будет развивать слишком большую скорость/дальность от космодрома, чтобы можно было возвращаться обратно). Первую ступень Falcon 9 будут сажать на сушу, как прошлый раз.
      Интересно, насколько платформа стабилизирована в момент посадки.
      Судя по всему — у платформ хорошая остойчивость (за счёт низкой высоты), что позволяет им выходить в море при большом волнении. А вот ступень ракеты «предоставлена сама себе» — ничего специального, для её стабилизации — на плавающих платформах нету. Впрочем — по оценкам она должна оставаться в вертикальном положении при качке в 23° или ветре в 180 км/ч (по отдельности):
      image
      Движется ли по ветру для снижения боковых нагрузок на ракетоноситель.
      Судя по тому, что по итогам CRS-3 говорили — платформа только поддерживает одно и тоже положение. Компенсация отклонений под действием ветра — тоже лежит на автоматике ступени.
  • +2
    А чем плох вариант, условно говоря, просто плюхнуться в воду на поплавках, а потом выловить эту ступень багром?
    • +1
      Морская вода слишком сильно портит некоторые детали ступени (в первую очередь двигатели).
    • +1
      + строят предположения, что Маск эту технологию отнюдь не для земли испытывает. А там где будет применяться на воду плюхнуться не выйдет.
  • +6
    1. поперечными нагрузками
    2. контактом с морской водой

    Ускорители от шатла таким образом приземлялись. Ничего особо хорошего в результате не получилось.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.