Редактор GeekTimes
823,4
рейтинг
14 января в 01:10

Как квадратные автомобили 80-х стали обтекаемыми к 90-м перевод

image
5-я авеню в Нью-Йорке, 1974

На фотографиях городских улиц 70-х и ранних 80-х годов почти всё выглядит так же, как сегодня. Большинство зданий, одежда (не считая подкладок под плечи). Но что сильно отличается – все автомобили выглядят, как квадратные коробки, особенно по сравнению с обтекаемыми закруглёнными кузовами почти любого современного автомобиля.

image

image

Это преобразование, на которое не так часто обращают внимание, одно из самых заметных, случившихся с машинами за последние 50 лет. А в США это случилось за несколько лет, начиная с 1986-го. Можно даже назвать точный год, когда некоторые модели превратились в обтекаемые — Buick LeSabre, который в 1991 году был гораздо более угловат, чем в 1992.

image

image

И в последующие годы автомобили становились всё более обтекаемыми. Но почему?

Оказывается, тому есть три взаимозависимых причины: европейские визуальные тренды, правительственная установка на экономию топлива, и новые технологии, позволившие проще разрабатывать и изготавливать округлые формы.

А началось всё с европейских люксовых дизайнов


К 1980-м годам идея изготовления обтекаемых машин не блистала новизной. Она как раз наоборот, вышла из моды в США. Гладкие автомобили 1930-х, такие, как Chrysler Airflow, имели гладкий вид, специально, чтобы понизить сопротивление воздуха.

image

Но как Airflow, так и другие гладкие автомобили, продавались плохо, уступив место более квадратным авто. В 1970-х практически у всех кузовов автомобилей, произведённых в США, были чёткие, резкие углы, и мало кривых. Они все выглядели как три соединённые коробки – капот, кабина и багажник.

image
1975 Chevy Caprice

Но в Европе топливо всегда стоило дороже, и дизайнеры, особенно в Германии, начали раньше работать с аэродинамическими формами. Об этом рассказывает Пенни Спарк [Penny Sparke], автор книги «Сто лет дизайна автомобилей» [A Century of Car Design]. В 1960-х и 70-х производители дорогих машин вроде Porsche, BMW, Audi и Mercedes-Benz первыми начали возвращать на рынок обтекаемые кузова.

Одним из самых первых примеров стал известный Porsche 911, который был весьма обтекаемым ещё в 1963:

image
1969 Porsche 911

И такую эстетику постепенно стали связывать с люксовыми авто, как в Европе, так и в США, куда они импортировались. И конечно же, как пишет историк Дэвид Гартман [David Gartman] в книге «Авто опиум: социальная история дизайна американских автомобилей» [Auto Opium: A Social History of American Automobile Design]: «Американские автопроизводители начали копировать европейский аэродинамический дизайн в середине 1980-х, чтобы привлечь состоятельных покупателей».

Более других постаралась компания Ford, перенеся этот дизайн в массовый рынок. Дизайнер Уве Бансен [Uwe Bahnsen] сначала сотворил такое с европейским Ford Sierra 1982 года, который стал гораздо обтекаемее своих современников:

image
1983 Ford Sierra

Критики разнесли дизайн в пух и прах, обозвали его «формочкой для желе», и машина сначала продавалась плохо. Но со временем к ней привыкли – особенно, когда другие производители начали копировать её внешний вид для своих моделей.

В США дизайнер компании Ford Джек Телнак [Jack Telnack], работавший в европейской команде перед тем, как перевестись в Северную Америку в 1980, ответственен за появление округлых форм в автомобилях. Его 1983 Ford Thunderbird был сильно искривлён благодаря тестированию в аэродинамической трубе. И этот внешний вид вскоре перешёл на более массовые модели вместе с 1986 Taurus.

image
1983 Ford Thunderbird

image
1986 Ford Taurus

Сейчас он не выглядит примечательным, но в то время он казался футуристичным. Машина даже снялась в фильме «Робокоп», история которого развивалась в недалёком будущем. По словам Гартмана, «Taurus однозначно предназначался для сегмента молодых, хорошо образованных покупателей, к которым апеллировал и BMW».

Стратегия сработала, Taurus был большим хитом с гигантскими продажами, и спас барахтавшуюся компанию. А также вдохновил остальных на копирование дизайна.

Улучшение экономии топлива


image
Аэродинамическое тестирование 2011 Chevy Cruze при помощи дыма

Частично обтекаемый дизайн так быстро сменил предыдущий, и остаётся с нами до сих пор, по чисто физическим причинам. Обтекаемый кузов и наклонённое лобовое стекло меньше сопротивляются ветру, поскольку воздуху легче их обтекать. А значит, сжигается меньше бензина при поездках на те же расстояния на той же скорости.

Одновременно с премьерой Taurus автопроизводители впервые столкнулись со стандартами по экономии топлива. С 1978 года экономия топлива для машин, продаваемых в США, должна была постоянно увеличиваться, и, наконец, достигла уровня в 27,5 миль на галлон в 1990-м [8,6 л на 100 км].

Автопроизводители уже добились определённой экономии, улучшив характеристики двигателей и других компонентов, но обтекаемый дизайн облегчал и удешевлял задачу дальнейшего улучшения. «Один дизайнер из Ford утверждал, что если увеличение пробега на 1/10 часть мили на галлон топлива при помощи изменений содержимого моторного отсека стоило бы $200-$300 миллионов, то простое улучшение аэродинамики достигло увеличения пробега на 3/10 – 4/10 мили на галлон почти даром»,- пишет Гартман.

Автопроизводители плотно занялись аэродинамическими трубами и подсчётами аэродинамики, а инженеры стали работать с дизайнерами более плотно. И за несколько лет практически все автомобили начали выглядеть, как Taurus, когда-то казавшийся футуристичным. «Они все выглядят одинаково, поскольку все прошли через аэродинамическую трубу, и все разработаны с целью экономии топлива»,- пишет Ларри Эдсол [Larry Edsall], автор нескольких книг по истории дизайна автомобилей.

Технологии облегчили создание кривых


image
Дизайнер из Chrysler использует новейшую компьютерную программу в начале 1990-х

Такой дизайн стал возможен благодаря нескольким ключевым технологическим прорывам. Десятилетиями дизайнеры создавали автомобили при помощи пластилина, дерева и других материалов. В 1980-х они стали использовать компьютерные модели.

«Гораздо проще сделать такие формы на компьютере, чем из дерева»,- говорит Спарк. «Это дало автопроизводителям возможность создавать такие гладкие кривые». Производственные технологии также облегчили и удешевили изготовление обтекаемых форм из алюминия.

В результате, после сдвига в 1990-х, кузова становятся всё обтекаемее. Эти изменения можно хорошо отследить, взглянув на современный автомобиль, который сейчас выглядит очень квадратным: Scion xB.

image
2008 Scion xB

Да, у него большой и квадратный кузов. Но рёбра всё равно более закруглены, чем по-настоящему квадратные кузова автомобилей 80-х – даже больше, чем у такого футуристического прорыва, как 1986 Ford Taurus
Перевод: Joseph Stromberg
Вячеслав Голованов @SLY_G
карма
130,2
рейтинг 823,4
Редактор GeekTimes
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (36)

  • +7
    Тут и мода играет роль. Если взглянуть на легковые автомобили 1950-х, они там почти все обтекаемые были, несмотря на отсутствие компьютерного моделирования. Это уже потом пришла мода коробочек.
    • +4
      Эпоха реактивных самолетов и ракет (фото)
      image
    • +3
      Не было никакой моды на коробочки, была жесткая ценовая конкуренция, борьба за снижение стоимости производства и ужесточение контроля со стороны государства.

      До 70х годов в США автоиндустрия не просто процветала, это был настоящий золотой век экспериментов под девизом Больше и мощнее. 5ти метровые 6ти литровые кадиллаки, масл кары, безумные совершенно кузова — все вот это.

      А потом все полетело под гору.

      В 1973м году начался арабский нефтяной кризис, убивший все масл кары и 6ти литровые кадиллаки. Чуть ранее американское правительство начало вводить ограничения, эко-нормы и стало требовать жесткого соблюдения правил безопасности и инженерных норм.

      В это же время японцы, европейцы просто ворвались на американский рынок с практичными, надежными и очень дешевыми авто, все эти Датсуны, Пежо и Мазды со своими хэтчбеками за три копейки просто уничтожали рынок — стоимость бензина росла чуть ли не ежедневно и никто уже не хотел выкладывать чемодан денег за полированное дерево жрущее 20 литров на 100км. Американцам просто ничего другого не оставалось, как удешевлять производство и резать расходы везде где можно.

      В общем, короче говоря, 70ые годы в Америке просто перевернули всю авто-индустрию, подарив нам прекрасное десятилетие дешевых, но веселых коробок.
      • 0
        Угловатые формы конца 70-х… и до конца 80-х отчасти связаны с началом применения компьютерных программ в проектировании. В СССР спроектированными на компьютере кузовами были, например, ГАЗ-3307.
        image
  • +15
    Умели раньше делать «Машины», сейчас всё больше одноразовые обмылки клепают…
    • +1
      «Фригидная мыльница», я их называю…
      • 0
        К тому же, полезные объёмы падают.
        У меня когда-то был Citroen BX, много достоинств и вкусностей в нём было, но главное — его рубленый кузов имел совершенно неприлично большой багажник для хетча.
        С неплохим Cx, кстати.
    • –3
      Раньше была здоровая, угловатая машина. Для серьёзного мужика. А сейчас машины размазало, как будто ветром. Машины стали для девочек.
      • +13
        Серьезный мужик выглядит серьезно даже в Nissan Micra.
        • +2
          Эээ. Даже. я три года проездил на nissan micra, отличная машина для города, весит как пушинка, рвёт со светофора)
      • 0
        Что ж вам мешает взять его например
        blog.caranddriver.com/wp-content/uploads/2015/01/2017-Ford-F-150-SVT-Raptor-502-876x535.jpg
        • +1
          Отсутсвие бюджета содержать и кормить этого зверя.
          Я говорил не про все машины, а про большинство.
    • +19
      Извините
      image
  • 0
    Можно даже назвать точный год, когда некоторые модели превратились в обтекаемые — Buick LeSabre, который в 1991 году был гораздо более угловат, чем в 1992.

    Кузов стал более обтекаемый, но при этом лючок бензобака из абсолютно круглого превратился в более «квадратный».
  • +23
    Странно что опустили еще один немаловажный факт — поверхность двойной кривизны обладает большей прочностью нежели плоская поверхность, таким образом округлые плавные корпуса машин можно делать либо из более тонкого металла при той же прочности, либо более прочными про той же толщине металла.
  • +8
    А вот показатель «полезный объем/занимаемая площадь по асфальту» у квадратных машин лучше. Японцы от «квадратизации» до сих пор не отказываются именно по этой причине. Один Nissan Cube чего стоит. Впрочем, о дизайне японских машин для внутреннего рынка можно целую книгу написать…
  • 0
    Ну, стримлайн массово пошел в Европе с середины 30-х. Тот же Жук — вполне себе модный на то время продукт
  • +4
    Porsche скорее образец популярного дизайна 60-х, а не характерное только для Европы исключение. Ford Mustang 1965-го тоже был совсем не квадратный:
    image
    • 0
      Это ж машины для скорости, их специально делали обтекаемыми, не для экономии топлива а для увеличения скоростных характеристик
  • +7
    А я вот скучаю по машинам с подобными квадратными носами и многолитровыми двигателями вроде этой
    upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/49/Cadillac_DeVille_convertible_--_09-12-2009.jpg
    Точнее, не совсем «скучаю». Они исчезли до моего рождения в стране, в которой я не родился. Но я вырос на голливудских фильмах 70-80х, так что подспудно к тамим машинам питаю странную ностальгию.
    С одной стороны
    Они все выглядят одинаково, поскольку все прошли через аэродинамическую трубу
    но с другой — сейчас тоже есть куча примеров потрясающего автодизайна.
    • 0
      Внешний вид — меньшая из проблем. Вы внутри такого Cadillac сидели? Я вот смотрел один. Там внутри бархат (не кожа, не велюр, а именно БАРХАТ) и дерево. Машина 80х годов, а у нее коробка автомат, электрорегулировки сидений, климат-контроль, круиз-контроль, мощный двигатель и офигенный салон. Как после такого смотреть на современные жоповозки?
      • +2
        Сейчас есть авто такого уровня, и жоповозки раньше тоже были.
    • 0
      Да, кстати, у меня именно такие машины ассоциируются с приятными голливудскими фильмами 80-х.
  • +7
    Подождем лет 30, а потом будем удивляться, услышав на улице:
    — оооо, смотри, это ж настоящая Priora, и кузов почти родной и фара целая! Умели же раньше делать!
    • +5
      Не хотел бы я оказаться в таком будущем.
    • +4
      «О-о-о! Смотри, это ж ЗАЗ 968М! Ещё тот, ушастый. Их же только в музее и увидишь!»
      • +3
        Ушастыми были ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А :)
        • +1
          Я ждал этого комментария. :-)

          Сразу видно знатока отечественного автопрома!
          • +1
            Да не знаток я, забыл вот про ЗАЗ-966. Просто у моего прадедушки был 968М.
    • 0
      Кстати, Приора, а точнее ее дорестайлинговая версия 2110 — хороший пример тренда, описываемого в топике. После рубленой 21099 в начале девяностых смотрелась весьма футуристично.
  • 0
    Картинки умерли, можно с этим что-то сделать?
    • 0
      У меня во всех статьях на гиктаймс умерли картинки
  • 0
    Меня больше удивляет, почему машины вообще стали квадратными?
  • 0
    с автомобилями 80х как раз нет никаких проблем — они выглядят как нормальные автомобили, а вот современные автомобили в основном выглядят как пельмени из магазина
  • 0
    Меня больше раздражает тренд абсолютно одинакового дизайна у модельного ряда. Раньше по-моему была бОльшая разница в дизайне среди моделей одного бренда. Посмотрите на современную линейку МБ, БМВ, Ауди и т.д. — у всех моделей унифицированные морды и зад, разнятся просто типоразмеры.
    • +1
      Зато когда я в прошлом году разнес полавтомобиля об отбойник моста, я сполна оценил преимущества современной унификации, покупая совместимые запчасти от других авто.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.