Реальная виртуальность: информационная модель города

Моя специальность — архитектор, и я хочу немного рассказать вам о своей работе. Надеюсь, будет интересно и вполне в духе IT-ресурса. Так как это — обзорная экскурсия, начнём с самого начала и посмотрим, какие этапы проекту придётся преодолеть до того, как появится реальное здание.




Самый первый этап называется “обоснование инвестиций”. Заказчик приходит в проектную фирму и предлагает на выбор площадку и несколько возможных вариантов использования — или несколько площадок под заданную цель (в нашем случае под небольшое кафе). У заказчика никаких идей-фикс нет, он бы хотел “что-нибудь этакое сразу под ключ”. Будем определяться с местом, типом обслуживания и целевой аудиторией.

Для начала — анализ исходной ситуации. Логинюсь в виртуальную модель города, подгружаю 2D план. Для того, чтобы иметь подключение к системе, нужна лицензия. Я захожу через аккаунт организации. Частники, скорее всего, лишены всех «плюшек», которыми я так беззастенчиво пользуюсь.

Район будет не центральный, конкурентами не перенасыщен… Выделяю большой кусок территории, настраиваю фильтр и подсвечиваю заведения общественного питания. Сперва для наглядности строю разбиение Вороного.



Теперь конусы спроса с учётом числа мест в заведениях, ценовой категории и отзывов в Интернете. В инструмент “анализ охвата обслуживанием” можно подгрузить любую базу данных, для обработки которой только сможешь придумать формулу. Понятно, что сформированная лично тобой база, в отличие от общей, сама не обновляется, но не так уж часто это и нужно, можно и ручками. Или пользоваться общедоступными данными и фильтрами, периодически после тестирования добавляются новые.



Накладываю друг на друга две диаграммы и вижу “перегруженные” и перспективные участки. В идеале границы разбивки в двух случаях совпали бы, но в реальной жизни так не бывает. Выбираю из предложенных заказчиком вариантов один. В принципе, это было и так очевидно, но интуицию к проекту не приложишь. Теперь строю всё заново с новым “виртуальным” кафе. Но результат всё равно далёк от идеала.



Попробуем “поиграть” с целевой аудиторией. Подгружаю список ближайших заведений, описание, рейтинги… Ни одного детского кафе или игрового центра. Давайте-ка проверим, что у нас с демографией. Перехожу на другую аналитическую вкладку, жду построения диаграмм половозрастной структуры населения выделенного участка города, прокручиваю динамику на пять лет назад-вперёд, строю новый конус спроса. Многообещающе. Будем проектировать семейное кафе с возможностью расширения — на всякий случай.



Захожу в репозиторий моделей, скачиваю в низкополигональном виде несколько окружающих зданий, а то, к которому будем своё пристраивать, запрашиваю в подробном. Простые модели-то первокурсники-архитекторы на лабораторных по информатике делают бесплатно, а вот детальные приходится заказывать за отдельные деньги или клепать самостоятельно. Зато за заливку их в базу фирма имеет потом бонусы на скачивание.

Вторая стадия — “эскизный проект”. Обычно делается три варианта для сравнения. Делаю концепты, встраиваю в существующую 3D-сцену участка, рендерю с каждым из вариантов «сферу виртуальной реальности» для просмотра в браузере. Проверяю, нет ли для “моей” улицы гугло-панорамы, чтобы в неё врезать свою картинку, но на этот раз нет. Пишу красочный пояснительный текст и выкладываю его вместе с панорамами в форму общественного обсуждения. Для нашей зоны города это не обязательно, только для исторического центра, но люди всегда относятся лояльнее, когда их мнение спрашивают.



Посмотрим на реакцию жителей района через неделю, а я пока займусь планировочно-функциональной частью проекта. Для всех визуально различных картинок “начинка” будет почти одинаковой. Это третий этап, он называется “архитектурный проект”. С профессиональной точки зрения тоже интересно, но окружающим о рутине читать уже не так увлекательно.

А теперь придётся признаться: я вас обманываю. Виртуальных городов не существует. Никаких вам всеобъемлющих информационных моделей и взаимосвязанных баз данных о всех аспектах жизни города и его обитателей. Ни один из описанных инструментов анализа и проектирования ещё не разработан. Даже идея общегородской библиотеки моделей реальных зданий вовсе не витает в воздухе, что уж говорить о более тонких материях.

Автоматизация касается только самой механики черчения, а основные решения принимаются по старинке, интуитивно, на основании неточных и устаревших данных. Всё, что вы сейчас прочли — чистой воды научная фантастика. Надеюсь, когда-нибудь она станет былью, но пока аналитический подход к градостроительству и архитектуре пробивает себе дорогу очень медленно, видимая трудоёмкость перевешивает невидимые невооружённым взглядом преимущества.

P.S. Иллюстрации, конечно же, созданы в графическом редакторе, любые сходства с реально существующими программами и строениями случайны.
Поделиться публикацией
Никаких подозрительных скриптов, только релевантные баннеры. Не релевантные? Пиши на: adv@tmtm.ru с темой «Полундра»

Зачем оно вам?
Реклама
Комментарии 11
  • 0
    Для нашей зоны города это не обязательно, только для исторического центра, но люди всегда относятся лояльнее, когда их мнение спрашивают.


    Это уже маркетинг, когда специально обученные люди (не архитекторы) так увлекательно рассказывают аудитории, чего она на самом деле хочет, что аудитория, забыв самое себя, превращается в один большой плакат стиля shut up and take my money!

    Собственно, это применимо и к другим аспектам действительно увлекательной перспективы продемонстрированной модели социальной архитектуры. Т.е. грубо говоря, если клиент сказал, что «хочу кафе вот здесь», то нельзя просто так взять и сказать ему «здесь никаких перспектив и ничего сделать не можем».

    Если клиент уже купил участок, то с этим, как мне кажется, надо работать.
    • 0
      Проблема как раз в том, что участок купил за свои деньги инвестор, и он же обычно «заказывает музыку» — но в созданной в итоге городской среде живут тысячи непричастных и неповинных людей. И тогда проигнорированное «общественное обсуждение» стихийно превращается в митинги с плакатами около уже построенного здания. Это — опасная и неправильная ситуация. Обсуждение должно быть обязательным и максимально доступным для жителей, что сэкономит массу нервов, времени и денег всем сторонам.
      • 0
        Добрый день.
        Вы сказали в статье что виртуальных городов не существует… А как же всякие -гисы? (2gis,igis,google maps, yandex карты и т.д.). Опять же в гугл картах есть просмотр улиц, можно посмотреть реальные здания, находящиеся поблизости.
        Ну а после постройки здания дело уже за маркетологами, а у них уж точно есть данные, о том кто в этом районе живет и где ЦА.
        • 0
          Виртуальный город в том понимании, что вложено в статью, охватывает не только географические данные и трёхмерную модель зданий. Это ещё и широкий спектр данных о населении, которые, как ни странно, не являются доступными для архитектора-градостроителя, тем более на постоянной основе. И ещё есть одна очень важная составляющая, точнее, нет её… Все данные нужны в динамике, чтобы работать одновременно в сегодняшнем, завтрашнем и вчерашнем дне. Не говоря уж о том, что каждое стационарное состояние среды на самом деле тоже динамично. Например, есть такое интересное направление в архитектуре — ритманализ, вот он просто плачет по самой разноплановой виртуализации и базам самых невероятных данных.
      • 0
        Пф, это повседневность
        1. Берём данные OSM gis-lab.info/qa/osmshp.html
        2. Загружаем в ГИС nextgis.ru/nextgis-qgis
        3. Анализируем

        Хотя я предпочитаю загружать данные в ПБД и использовать SQL для анализа
        • 0
          Чтобы оценить ваши потребности как потребителя пространственной среды, мне нужно знать, например, ваш возраст, количество детей, возите ли вы их в школу на машине и так далее — по сотням тысяч человек. Или — в другой задаче — нужно знать порядок ввода в эксплуатацию домов микрорайона. Многие данные есть, но они на бумагах в завязанных папках в закрытых на ключ шкафах, если ещё не сожжены за ненадобностью.

          OSM в лучшем случае мне даст количество этажей в вашем доме — даже не квартир. Да вы и сами не рады будете, если Большой Брат мне выдаст ваши прописочные данные даже ради самых благих целей. Очень много задач действительно решались бы просто, если бы была исходная информация или хотя бы право её собирать.

          Разово можно получить некие косвенные статистические величины для анализа, как в этой статье про общественный транспорт Абиджана. Но это мероприятие было осуществлено во-первых, не у нас, во-вторых, ради него специально писало программное обеспечение IBM, в-третьих, инструмент получился очень интересный, но узконаправленный.
        • +1
          На практике, всё несколько банальнее. Все статистические данные собираются «ножками и с блокнотиком» специально обученными людьми, которые имеются в штате департаментов развития у всех более менее крупных компаний девелоперов/застройщиков и торговых сетей. А вообще, вся свистопляска начинается с поиска хоть какого-нибудь свободного пятнышка под застройку и анализа местных ПЗЗ и град. регламентов.
          В идеале, конечно бы хотелось иметь ГИС с полным набором данных необходимых для автоматизации анализа и принятия решений о целесообразности реализации проектов.
          • +1
            Даже идея общегородской библиотеки моделей реальных зданий вовсе не витает в воздухе

            Berlin 3D
            • 0
              Спасибо за добрые вести! Пойду разбираться. Похоже, хотя бы один город хотя бы ввиде текстурированных брусочков в библиотеку уже забит, так что будущее ближе, чем кажется.
            • 0
              Да и в России трехмерные города с моделями зданий и подгрузкой векторных слоев уже есть, неужели гугл ничего не выдал?
              3d.gradoservice.ru
              • 0
                Я не говорю, что нет инструментов визуализации городов. Их как раз очень много. Но ни одна из программ пока не даёт «коврового» покрытия целого города, как модель Берлина, на которую дали ссылку выше, с 550000 зданий в 6 разных форматах, включая 3ds, с возможностью экспорта отдельных объектов и сцен в любой другой редактор.

                Кроме того, если вы внимательно читали статью и мой первый комментарий, то должны были заметить, что дело не столько в домиках на карте, сколько в интегрировании баз самых разнообразных данных, которые обычно собираются и хранятся совершенно различными программами, организациями и гос. ведомствами «только для себя», из-за чего приходится делать массу лишней работы или полагаться на неполную информацию.

                Кроме того, не все живут в Москве. В каком-нибудь Малом Салатовске хозяева кафе просто не знают о существовании карт в интернете, и уж тем более не создают меток на всех этих картах… Так что с анализом данных пока придётся повременить.

                А домики — это, как раз, самая малая проблема. На Хабре когда-то даже статья была про OSM и их автоматическую визуализацию.

              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.