Считаю рассмотрение необязательным

    Менделеев, как принято считать, увидел периодическую таблицу во сне. Кекуле там же увидел формулу бензола.

    Множество идей — для программ, для книг — приходят из самых неожиданных источников. Иной раз из переосмысления фразы, которую доводится слышать по сто раз на дню.

    Фразу «да жалуйтесь хоть господу богу!» можно практически в любой момент рабочего дня услышать от одного из сотрудников ближайшего к автору ЖЭУ. Собственно, зарисовка ниже так и родилась.

    Приятной вам пятницы!

    — Я буду жаловаться вашему начальству! — посулил инженер Агафонов не слишком уверенным голосом. Советского ещё выпуска тётка по ту сторону стойки диспетчера ЖЭУ равнодушно кивнула.

    — Да хоть господу богу, — пояснила она на словах, и беззлобно махнула рукой, отправляя посетителя вон.

    Домой Агафонов шёл в кипящем расположении духа, которое к концу дороги успело остыть и выпасть в осадок. Отчего-то одно крутилось в голове: дожил до старости, чтобы такое выслушивать! И ещё подумалось: биография в последнее время всё больше похожа на эпитафию: родился, учился, женился, состарился, преставился. Вроде и жизнь была интересной, отчего ж ничего приятного в такой момент не вспомнилось?

    — Вот господу богу и напишем, — Агафонов атеистически усмехнулся, и взял с полки чистый лист бумаги. Пальцы быстро вспомнили хватку, слова потекли из-под шарика авторучки уверенно и споро. «Считаю своим долгом сообщить Вам, что...» — и далее вся суть претензии: деньги платим, а в подъезде убирать никто не собирается, и всё такое. Всего такого раненая и обиженная душа излила немало, едва уместилось в лист. Подпись. Дата. А куда это отправлять? Что на конверте писать? В какой почтовый ящик бросить?

    — Если существует, и так прочтёт, — Агафонов вновь усмехнулся, и обнаружил, что праведный гнев сам собой расточился. Как и не было. А что, подумалось неожиданно, неплохая терапия. Ведь ясно, что жалобы тут не помогут, детское это. А надо идти к руководству ЖЭУ с бумагами и брать его за жабры, или чем оно сейчас дышит. Самому действовать.

    В дверь звонко, правоохранительно постучали. Не предвиделось у инженера Агафонова конфликта с властями — пенсионер, да, вольнодумец — был, нраву сложного — не отнять, но с властями не ссорился. По мелочам, во всяком случае.

    — Иду, — ворчливо отозвался Агафонов. Надел шлёпанцы и пошлёпал ко входу.

    — Жалобу подавали? — бесстрастно осведомился, козырнув, служитель закона по ту сторону двери. Какой именно, и какого закона, инженер Агафонов не рассмотрел: поначалу струхнул, да и зрение не в лучшей форме. Одно успел отметить: не представился, и звания не назвал. Непорядок!

    — Подавал, — признал Агафонов очевидное, и запоздало подумал: стой, о какой жалобе речь?

    — Вот об этой, — служитель закона добыл из портфеля тот самый лист. Жалоба на имя господа бога. — Ваша?

    — Моя, — и сердце инженера Агафонова провалилось в пятки на пару секунд. А когда всплыло на место, Агафонов обнаружил, что ему протягивают квитанцию. На ней ошарашенный взор разобрал только неразборчивый вердикт «Жалоба рассмотрена».

    — П-п-простите, это как же — жалоба уже рассмотрена?

    — Разумеется, — вежливо козырнул слуга закона. — Принята и рассмотрена по всем правилам.

    — И-и-извините, и что сделано в ответ?!

    — Ничего, — на Агафонова посмотрели с удивлением. — Нет оснований. Вас это удивляет?

    И вновь вскипел благородный гнев ни за что обиженного пенсионера.

    — Меня это возмущает, — инженер Агафонов отринул всю очевидную нелепость беседы. — Я требую, чтобы вы приняли меры!

    — Вам придётся подать жалобу в вышестоящую инстанцию, — слуга закона вздохнул. — Хотя я бы не советовал.

    — И подам, — пообещал Агафонов, накаляясь до белого каления. — На чьё имя писать?

    — Зачем же писать? — удивился слуга закона. — Мы по-простому, без канители. Сами всё и расскажете. Прошу! — и отступил на шаг, поманив пенсионера к себе.

    И инженер Агафонов, не понимая, почему, шагнул на лестничную площадку, машинально захлопнул за собой дверь. Запоздало осознал, что одет в самое затрапезное, и что ключа не взял.

    * * *

    — Где я? — сумел выговорить Агафонов, не сразу осознав, что они стоят вовсе не на лестничной площадке.

    — В Учреждении, — охотно пояснил сопровождающий. — Порядок такой. Вы желаете, чтобы жалобе дали ход — директор лично займётся этим вопросом.

    Тут Агафонов обрёл достаточно присутствия духа, чтобы остановиться. Сейчас только дошло, на чьё имя он писал жалобу. И что у этого кого-то есть, оказывается, вышестоящее начальство.

    Вокруг, на первый взгляд, самое обычное учреждение. Ничего сверхъестественного. Оплот бюрократии. Коридоры, коридоры, двери. Кругом снуют сотрудники и сотрудницы, все в костюмах, и пахнет вполне канцелярски. Никто не удивлялся его, Агафонова, виду. Агафонов осмотрел себя и оторопел: сам облачён в строгий костюм, обут в безупречные туфли.

    — Я взял на себя смелость, — пояснил сопровождающий. — С формой одежды у нас строго. Сейчас я вас провожу к директору, и вы лично выскажете все претензии.

    Они отправились по коридору. Время от времени коридор пересекался другим, перпендикулярным — и всюду двери, двери. Зелёный казённый ковёр под ногами, плафоны над головой. Инженер Агафонов послушно брёл за слугой закона, и разум мало-помалу начал просыпался.

    — Слушайте, ведь я же писал жалобу господу богу!

    — Всё верно, — подтвердил сопровождающий.

    — И… он её рассмотрел?!

    — Видите ли, — слуга закона остановился, и дружелюбно улыбнулся. Что-то странное померещилось в его облике Агафонову. Но вроде всё, как положено — голова как у человека, сверху прикрыта фуражкой, руки и ноги, сапоги и костюм. Портфель в руке. Сапоги, начищенные до зеркального блеска. Агафонов спохватился: понял, что с ним говорят, вообще-то.

    — Видите ли, — ещё дружелюбнее повторил сопровождающий. — У нас свои правила. Вначале жалоба отправляется на рассмотрение куратору вселенной, затем — инспектору, затем — главному инспектору, затем — заместителю директора, и только потом…

    — А вы кто?

    — Я куратор, — ободряюще улыбнулись инженеру Агафонову. — Можете считать это моим именем. Дабы избавить вас от ожидания, имею полномочия лично препроводить вас к директору.

    Всё смешалось в голове Агафонова, и приходить в порядок упорно не желало.

    — То есть… я, видите ли… в общем… Господи! — Агафонов практически залепетал, но сумел опомниться — устыдился. До такой степени, что отчасти обрёл самообладание.

    — Да вы не беспокойтесь, — заверил Агафонова Куратор. — Директор примет вас без проволочек, и решит дело в вашу пользу.

    — Это почему?

    — Видите ли, ваш мир Он создал когда-то первым.

    — Простите? — инженер Агафонов замер на очередном перекрёстке коридоров. — Мой?! То есть…

    — Ну да, — удивился Куратор. — Вы не в курсе? Самой первой вселенной была ваша. Для меня большая честь следить в ней за порядком.

    — И это вы называете порядком?! — инженер Агафонов вновь испытал острую гражданскую обиду. — То, что у нас там творится — это порядок?!

    — Солнце работает исправно, глобальных катастроф не допускаю, пришельцы вас ещё лет триста не заметят. Ну да, всё в порядке. А что вас не устраивает?

    Агафонов долго, энергично и пламенно перечислял, что лично его, пенсионера, честно отдавшего пятьдесят лет служению своей стране, не устраивает. Не устраивало практически всё.

    — Позвольте, а я тут при чём? — удивился Куратор, не теряя при том дружелюбия.

    — Как это при чём?! Вы же за порядком следите?

    — Всё верно. Если вы не в курсе, людям дарована свобода воли. Не всем, между прочим, такое даруют. А вам вот даровали. Так почему не пользуетесь?

    — Да что толку… — и Агафонов прикусил язык. Вокруг шли сотрудники, в обе стороны, и никто не обращал внимания на красноречие инженера Агафонова. Вежливо кивали, улыбались. — Но постойте! Это как же… это вы, что ли, рассматриваете все жалобы на имя господа бога?!

    — Мы называем Его Директором. Можно говорить «Творец», — уточнил Куратор. — Так правильнее. Не забывайте, что это не имя, а должность.

    — Да пожалуйста! И что, вы рассматриваете все такие жалобы?!

    — Разумеется.

    — Их ведь, наверное, тысячи!

    — Ну что вы. В один земной день в среднем пять-шесть квадриллионов. Вы ведь не думаете, что люди — единственный разумный вид в вашей Вселенной?

    — И всё это успеваете читать?! — поразился инженер Агафонов.

    — Ну да. Это входит в мои обязанности, — Куратор наклонил голову.

    — Но когда вы успеваете?

    — А, пустяки. Видите ли, время здесь идёт совсем по-другому.

    Агафонов попытался представить себе пять квадриллионов жалоб — не сразу вспомнил, сколько в этом числе нулей. Воображение отказалось представить подобное.

    — И никогда не исполняете требований?

    — Практически никогда.

    — И какой вы после этого куратор?!

    — Видите ли, — у Куратора явно ангельское терпение. — По нашим правилам, если я удовлетворяю чью-то жалобу, я обязан уведомить всех затронутых лиц, и точно так же удовлетворить и их жалобы. Пример: если кто-то желает навредить ближнему своему, то мне придётся выполнить и встречное требование, понимаете? Таковы правила. Когда люди узнают, то обычно не настаивают на исполнении своих требований. В вашем случае не было оснований вмешиваться.

    — Господи! Куда я попал?! — инженер Агафонов схватился за голову. Его спутник заложил нижнюю пару рук за спину, и развёл верхней парой. Удивиться такой трансформации Агафонов не успел — все вокруг перестали выглядеть людьми. Были тут на вид и ангелы, какими их обычно рисуют, и черти, и кого только не было! Инженер Агафонов успел заметить витые рога на голове куратора и хвост с изящной кисточкой на конце, выпадающий из-под его камзола. Лицо осталось в основном человеческим, и на том спасибо.

    — Директор не любит, когда его поминают всуе, — Куратор вздохнул. — Также он не любит риторических вопросов. Мы уже практически пришли. Что с вами?

    Агафонов озирался, не потрудившись вернуть на место отвисшую челюсть. Когда его взгляд упал на портфель в правой нижней руке Куратора, что-то несуразное бросилось в глаза. Агафонов не сразу понял, что портфель прямоугольный — в форме параллелепипеда, то есть — но в каждой вершине сходятся не три угла, а четыре. И каждый угол прямой. Агафонов поднял взгляд, и голова закружилась: сотрудники жутковатого вида шли не только взад-вперёд и влево-вправо, но и вниз-вверх. При этом они шли вертикально столь же естественно, сколь и горизонтально.

    — Ничего страшного, — Куратор поймал его за локоть, не позволил упасть. — В этом корпусе четыре пространственных измерения. Бывает и больше. А где ещё хранить столько вселенных? Меня вы видите в подлинном, так сказать, облике. Да, вот что: едва вы вторично поминаете Директора всуе, как начинаете всё воспринимать в подлинном виде. Очень удобно, верно? Но упоминать его всуе в третий раз я бы не советовал. Ему придётся принять вас вне очереди.

    Инженер Агафонов схватился за сердце, и померещилось, что сделал это сразу двумя правыми руками. И что-то сильно давило на голову — и проверить, что же там такое, на голове, оказалось страшно. Не решился.

    — Ничего страшного, — повторил Куратор. — Два этажа вверх, один поворот направо, и мы уже в…

    — Не надо, — Агафонов решительно отступил на шаг. — Вы знаете, я передумал. Не нужно на приём.

    — Но почему?! — поразился Куратор. — Директор с большим удовольствием принимает посетителей из Первой Вселенной. Вы — на особом счету. Ручаюсь, ваше дело решат в считанные минуты!

    — Нет, знаете, — Агафонов старался не смотреть ни на портфель, ни на куратора, ни на что. — Я сам справлюсь. Незачем отвлекать Директора такими пустяками.

    — Тогда подпишите вот здесь, — куратор добыл жалобу из портфеля. — Вот тут. Да, под датой. В произвольной форме. Например, «считаю рассмотрение моей жалобы необязательным», и ещё раз подпись. Верно. Спасибо. Оставьте себе на память, — Куратор протягивал авторучку. — Исключительно приятно было с вами побеседовать!

    * * *

    Инженер Агафонов обнаружил, что стоит в своей прихожей, дверь перед ним закрыта, в левой руке — та самая жалоба, в правой — та самая авторучка. Красивая, собака, массивная, стильная. Из металла, поди. Квадратный в сечении колпачок. Небось больших денег стоит!

    Агафонов прошествовал в кабинет, где и рухнул на стул. Долго смотрел на жалобу, завизированную неразборчивой подписью, явно кончающейся на "-наил". Посмотрел на авторучку, и вновь примерещилось, что четыре прямых угла сходятся в вершинах колпачка. Помотал головой, прогоняя наваждение.

    Затем дошёл до ванной и посмотрел на себя в зеркало. Рогов, хвоста не наблюдается. На голове — ничего постороннего. Две руки, две ноги. Вроде обычный человек. Агафонов вернулся в кабинет, и долго смотрел на бумагу с жалобой.

    — Я вам сейчас покажу гос… — он прикусил язык. Показалось, что подпись Куратора на бумаге засветилась. — Сейчас я вам устрою!

    Агафонов решительной рукой снял телефонную трубку. Уже к вечеру в подъезде было вымыто, ввинчены новые лампочки, и заработал домофон.

    А жалоба к вечеру куда-то делась. Авторучка осталась, правда, а жалоба вот делась. Хотя сам инженер Агафонов не рискнул бы положить её в мусорное ведро. Да и кто бы поверил, расскажи он чистую правду?
    Метки:
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 53
    • +6
      Шикарно!
      • +7
        круто! напомнило Стругацких немного)
        • 0
          Отлично! И с юмором, и со смыслом. Утаскиваю в копилочку.
          • 0
            Марка Твена напомнило. «Путешествие капитана Стормфилда в рай»
            • +1
              Это прекрасно, спасибо Вам большое за пятничное настроение!

              (Хотелось бы читать рассказы из этой книжной вселенной и далее — очень похоже по стилю на цикл юмористической фантастики «Космический Госпиталь» Джеймса Уайта: goo.gl/Tywb9F).
              • 0
                Рад, что понравилось. Практически все произведения про Учреждение не очень велики, войдут целиком.

                В детстве очень любил читать и «Космичесий госпиталь», и другую разную фантастику. Сразу скажу, что Петра Бормора (http://bormor.livejournal.com ) также читал.
              • +1
                Браво!
                Вы — молодец, спасибо за рассказ!
                • +1
                  «А небесный калькулятор ни на миг
                  Не собьется, и мгновенья, как вино,
                  Отсчитает и прольет, что не вместит,
                  И вот оно…»

                  Олег Митяев, 2001.
                  • 0
                    Еще напомнило «Проект Genesis» Ю.Нестеренко
                    yun.complife.info/miscell/genesis.htm
                    • 0
                      Тогда уж до кучи: http://www.e-reading.club/bookreader.php/27729/Klegg_-_Kogda_poplyli_cveta.html

                      (Извините за кучерявость перевода, в 1996 году я владел английским похуже, чем сейчас. Страница оригинального автора тут: http://www.doc.ic.ac.uk/~rclegg/ )
                      • 0
                        Спасибо за обе ссылки. Можно добавить в список и Артура Кларка, «Девять миллиардов имён бога», samlib.ru/4/40_s_z/milliards.shtml
                        • 0
                          Айзек Азимов — Как это было. www.ukamina.com/books/azimov.html
                          Спасибо за ссылки выше.
                          • 0
                            Еще был рассказ, вроде советских атеистических писателей НФ, как бог продавал солнечную систему двум неприятным покупателям, мотивируя цену стариной и ручной работой. Но тут покупатели заметили "живность" в виде людишек и сделка развалилась.

                            Название и автора не помню.
                            • 0
                              Что-то я с ходу такого не припомнил — спрошу у коллективного разума.
                      • +1
                        Увлекательная зарисовка, спасибо.
                        Но почему «пришельцы»? Они таки пока не пришельцы, а инопланетяне. Или
                        • 0
                          Инопланетяне — это указание на внеземное происхождение А пришельцы — это те из них, что уже пришли. Хотя не настаиваю на именно такой интерпретации.
                        • 0
                          Очень интересно, так и работают наши ЖЕК, пока к богу не обратишься ничего не сделают)).
                          • 0
                            Подтверждаю, что и в своём случае всё сами делали. Хотя подлинное божественное вмешательство не отличить от естественного хода событий.
                            • 0
                              Контроль качества тоже надо уметь делать, да и денег стоит.
                            • +1
                              Прочитал на одном дыхании. Отличный рассказ!
                              • 0
                                Присоединяюсь ко всем выше отписавшимся. )
                                Отлично!
                                • 0
                                  Да, с удовольствием. Действительно напомнило Стругацких.
                                  • 0
                                    отлично! спасибо!
                                    но конец немного смазан и какой то советский :)
                                    • 0
                                      Концовка оставляет читателей и Агафонова в прострации — и это классно)
                                      • 0
                                        абсолютно нет никакой прострации.
                                        Агафонов снял решительной рукой трубку телефона — т.е. стал звонить по всем инстанциям, судя по всему, в контору которая над ЖЭУ и решительно нажаловался…
                                        т.е. Агафонов проявил свободу воли.
                                        В советских рассказах обычно так и было — один в один :)
                                        • 0
                                          Тут вопрос, как разум переживает столкновение с неимоверным.

                                          По опыту наблюдения за людьми той эпохи, если они воспринимали концепцию бога как очередную «надстройку» в вертикали управления — всё становилось на свои места и урона рассудку не причинялось. Главное, найти объяснение необъяснённому, дальше будет проще.
                                          • 0
                                            Кстати, концовку ещё можно считать поучительной. И в этом большое положительное отличие от американских фантастов.
                                            • +2
                                              > Кстати, концовку ещё можно считать поучительной.

                                              Я бы сказал, тут всё как в том анекдоте времён СССР:

                                              Сын читает домашнее задание по литературе:
                                              — «Вороне где-то бог послал кусочек сыру...» Пап, а разве бог есть?
                                              — Ну ты и спрашиваешь. А разве сыр есть? Это ж басня…
                                              • 0
                                                Смотря каких — у Шекли например концовки как правило поучительные…
                                                например — «Особый старательский» :)
                                                • 0
                                                  Соглашусь только отчасти. У Шекли всё по-разному.

                                                  В «Особом старательском» так вообще счастливый конец — старатель разбогател, пусть и не так основательно, как хотел. Попробовал тот самый легендарный коктейль. Мечта сбылась.

                                                  А вот в «Абсолютном оружии», «Пиявке», «Страж-птице...» — там скорее «все умерли, все счастливы».
                                          • 0
                                            Ну так написано человеком советского происхождения и про человека советского происхождения. Всё нормально. :)
                                          • 0
                                            Не ожидала прочесть тут какую-либо «литературу», но втянуло с первых строк. Действительно напоминает Стругацких.

                                            Описание четырехмерных сотрудников немного напомнило Меркава
                                            и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырёх; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались.

                                            Но похоже просто совпадение)
                                            • 0
                                              Учитывая, как сильно Библия повлияла на умы, почти невозможно написать что-либо, что не нашло бы ассоциации с Писанием.

                                              Хотя вопрос, как разум, привыкший к трём измерениям, будет адаптироваться к восприятию четырёх, остаётся открытым.
                                              • 0
                                                > Хотя вопрос, как разум, привыкший к трём измерениям, будет адаптироваться к восприятию четырёх, остаётся открытым.

                                                Начать, кмк, можно с того, что у этого разума нечем воспринимать четыре. Он вообще изначально заточен на восприятие двух плоских картинок (т.е. даже не полноценное трехмерное восприятие), адаптация к трехмерности происходит через кучу костылей.
                                                • 0
                                                  Всё верно, трёхмерность — итог обработки двух плоских проекций на сетчатку.

                                                  Одно замечу, что, оставаясь трёхмерным, персонаж не сумел бы воспринять вершину тессеракта (в которой сходятся четыре прямых угла).
                                                  • 0
                                                    Ну можно предположить, что он мог видеть меняющиеся проекции на трехмерное пространство, получая такую иллюзию.
                                                    • 0
                                                      Тоже вариант — главное, чтобы рассудок при этом не повредить.
                                            • 0
                                              Спасибо, зачитательно вышло. В лучших традициях)
                                              • 0
                                                Прелестно, действительно по стилю очень напоминает Стругацких. Где почитать ещё?
                                                • +1
                                                  Спасибо. Про Учреждение есть несколько готовых миниатюр. Поскольку GT всё-таки сайт не литературный, особо увлекаться такими публикациями не буду.

                                                  Остальное — см. ссылку «Сайт» в профиле (могу в личку прислать)
                                                  • 0
                                                    А в каком из циклов собраны миниатюры про Учреждение? Что-то не могу найти.
                                                    • 0
                                                      Они разбросаны по Сети, в цикл не сводились. В привате прислал две ссылки на две из них.
                                                      • 0
                                                        Спасибо!
                                                        • 0
                                                          Можно и мне ссылок, пожалуйста? :)
                                                          • 0
                                                            Отправил.

                                                            Остальное найти труднее. Возможно, написать новое окажется проще.
                                                  • 0
                                                    Понравилось
                                                    • 0
                                                      Владимиром Орловым и его «Останкинскими историями» повеяло.
                                                      Замечательно, спасибо!
                                                      • 0
                                                        Отличная работа. Спасибо.
                                                        • 0
                                                          Спасибо, понравилось!

                                                          Один только момент. Почему Агафонов инженер? Он же ничего инженерного не совершает по ходу повествования. Если в первом акте на сцене висит ружье — то к последнему акту оно должно выстрелить. А так, вместо "инженер" могло бы подойти и просто "пенсионер".


                                                          Ну и еще одно, все-таки неприятно, что ГГ добился своего путем жалоб в конце концов. Во-первых, жалобы и сутяжничество не всегда приводят к успеху, а во-вторых — это не очень конструктивное поведение. Вот если бы ГГ сам, допустим, устроился бы на работу в ЖЭУ и там всех построил хорошо работать или иным способом сам организовал решение проблемы — было бы оптимистичнее.
                                                          • 0
                                                            Навязывать своё мнение не буду, но "инженер" обозначает определённый склад ума и образ мышления. КТо знает советское время, тот, полагаю, сможет оценить адекватность поведения героя — и его манеру решать бытовые проблемы, и реакцию не небывальщину.

                                                            Насчёт последнего, что добивается своего путём жалоб — согласен, это не идеальный герой, который все горы сдвигает сам.
                                                          • 0
                                                            Спасибо, рассказ очень понравился!
                                                            • 0
                                                              Вам спасибо, "продолжение следует". Не в том смысле, что сиквел про Агафонова.
                                                            • +1
                                                              Божественно!

                                                              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.