Российский рынок дронов ожидает значительный рост в 2016 году



    Сегодня мы поговорим о рынке дронов-беспилотников, затронем тенденции, и обрисуем общую специфику российского рынка потребительских БПЛА. В последнее время на нём происходят поистине тектонические подвижки. Это связано как с общей ситуацией на потребительском рынке, так и с одновременным резким ростом внимания потребителей и властей конкретно к этой категории гаджетов. Дроны регулярно становятся героями новостей и обзоров – как серьёзных, так и комичных. И тренд роста популярности летающих дронов, скорее всего, будет актуален весь 2016 год. Даже несмотря на экономический кризис. Среди пользователей дронов всё меньше профессионалов – тех, кто зарабатывает на жизнь аэрофото- и аэровидеосъёмкой, диагностикой высотных объектов и так далее. И всё больше обычных рядовых покупателей, кто приобретает недорогие коптеры исключительно ради развлечения.

    Некоторые особенно «прозорливые» предприниматели индустрии развлечений уже осознали этот тренд и поняли, что мода на коллективные игры с коптерами – это новый вектор роста их отрасли, отрасли энтертейнмента. Развлекательные дроны всё чаще приобретают для использования в аттракционах, тимбилдинге и ивент-индустрии, для оформления развлекательных зон торговых комплексов, в образовательных целях. Иными словами, именно развлекательный, а не профессиональный функционал становится всё более и более востребованным в беспилотных летательных аппаратах.


    Профессиональный дрон может стоить десятки тысяч долларов

    Сегодняшние дроны можно условно поделить на несколько типов – исходя из их конструкции, а также возможностей и сферы применения. Дроны, прежде всего, классифицируются по количеству винтов: монокоптеры (один винт), квадрокоптеры (четыре), гексакоптеры (шесть), октакоптеры (восемь).

    Второй вариант деления беспилотников на классы – по сфере применения. Есть специализированные машины, создающиеся конкретно под заказчика, под его конкретные узкие задачи. Например, дроны для военных и спасателей. Такие машины могут стоить миллионы и даже десятки миллионов рублей. Продажи таких машин растут, но их общая доля в штучном выражении не превышает 3% рынка. И динамика роста здесь существенно слабее, чем у других категорий беспилотников.

    Если говорить о массово и серийно выпускаемых дронах с универсальной функциональностью, то среди них есть полупрофессиональные модели с максимальным набором современных технологий и средним ценником в районе $1000-$3000 – вроде изделий китайской корпорации DJI. Они могут использоваться для решения задач вроде аэрофотосъёмки, наблюдения за спортивными мероприятиями, репортажной видеосъёмки и пр.

    Существуют также «полупрофессиональные» беспилотники с несколько обрезанной (по сравнению с профессиональным сегментом) функциональностью и средней ценой около 25-40 тысяч рублей. Например, модели французской компании Parrot.

    Наконец, существуют совсем простые, любительские дроны ценой от 2 до 10 тысяч рублей. Это уже скорее игрушки, нежели инструменты для решения каких-то профессиональных задач. Перед такими моделями стоят в основном развлекательные цели. Бюджетные модели популярных брендов Syma или Hubsan по цене порой даже доступнее игрушечных радиоправляемых вертолётов, при том, что предлагают более интересный функционал – возможность воздушной видеосъемки и выполнения разных трюков (сальто и т.п.).


    Началось всё с самодельных квадрокоптеров…

    Ещё несколько лет назад (до оформления рынка дронов в отдельную товарную категорию серийно и массово производимых гаджетов) практически единственным шансом получить в своё распоряжение беспилотник было собрать его самому, или заказать сборку у профессионалов. Разумеется, назвать это рынком в полном смысле слова было нельзя – скорее хобби для любителей-одиночек, либо профессионалов высокого класса, таких как кинооператоры. Но примерно в 2012 году наметился поворот – на дроны обратили внимание крупные производители радиоуправляемых моделей из Китая и США. Кроме того, в потребительский сегмент начали выходить компании, ранее занимавшиеся профессиональными БПЛА узкого назначения, например, Byrobot.

    Точных данных по объему российского рынка дронов пока нет – по той причине, что этот рынок пока относительно небольшой, и аналитические агентства не спешат его «обсчитывать». Кроме того, подсчёт усложнен тем, что крупная федеральная сетевая розница в массе своей пока дронами не торгует – в лучшем случае, такие устройства предлагаются очень узким ассортиментом (2-3 модели) где-то на дальних полках (или только на сайте). Но чаще всего в ассортименте больших магазинов дронов нет вообще. Торгуют коптерами в основном интернет-магазины и специализированные торговые точки. В общем, приведенные ниже данные – это скорее выкладки-оценки участников рынка, их мнение, нежели абсолютно точная, выверенная и перепроверенная со всех сторон аналитическая статистика.

    В 2014 году объём российского рынка дронов составил, по разным оценкам, от 20 до 40 тысяч штук, в денежном выражении это 400-500 млн рублей. В 2015 году, несмотря на экономический кризис и стагнацию практически всех сегментов рынка портативной электроники, сегмент дронов в России продолжил расти. Причём прямо-таки рекордными темпами – где-то в 3-5 раз: до 120-200 тысяч в штуках и от 800 млн до 1 млрд 300 млн рублей в деньгах.

    Можно констатировать, что 2015 год стал взрывным для российского рынка беспилотников, так как дроны впервые превратились в «товар массового потребления». Причины такого резкого роста спроса просты: если в 2014 году на рынке были в основном профессиональные и полупрофессиональные устройства со средней ценой в 25-30 тысяч рублей, то в 2015 средняя цена приобретённого дрона упала до 7-10 тысяч рублей. В продаже появились дешёвые и легкие в управлении дроны. Последний момент особенно важен, поскольку ещё в прошлом году популяризации дронов мешали именно особенности управления ими – недорогие (а порой и даже достаточно дорогие, в районе 25-30 тысяч рублей) беспилотники неважно летали и требовали продолжительного обучения и специальных навыков пилотирования.

    В 2015 на рынке появилось много новых брендов, которые делают упор именно на бюджетные устройства.


    Квадрокоптер российского зонтичного бренда DEXP

    При этом важно отметить, что, в отличие от ситуации с ридерами и теми же планшетами, российские локальные зонтичные бренды (всякие Texet, Explay, Prestigio) пока практически не проявляют себя на рынке дронов. Из всех «зонтичников» разве что владивостокский DEXP (аффилированный с торговой сетью DNS) представил свои беспилотники – пару моделей (дорогую и дешевую). Да и то в виде эксперимента, не вкладывая особенных усилий в продвижение. Это объясняется кризисом – зонтичные бренды не стремятся искать и открывать новые продуктовые категории, а лишь пытаются максимально сохранить прежние «отработанные» направления (смартфоны, планшеты, регистраторы и пр.). Кроме того, бюджетная ниша не очень-то пустует – существует несколько известных китайских брендов, активно осваивающих сегмент недорогих коптеров: Syma, Hubsan, Cheerson, Nine Blades и другие.


    Тем не менее, несмотря на все эти моменты, как уже было написано выше, сейчас наблюдается взрывной рост российского рынка дронов-коптеров. И прежде всего за счёт недорогих, любительских моделей. В 2014 году доля полупрофессиональных и профессиональных дронов в штучном выражении достигала 70-80%, сегодня её можно оценить в 40-50%, а к концу 2016 года, вероятнее всего, она упадет до 20-30%. А если кризис будет нарастать, то, скорее всего, доля профессиональных коптеров упадёт ещё больше – до 10-15%. Этому же будет способствовать государственная регуляция в сфере беспилотников, когда для коммерческого и профессионального использования данных устройств придётся получать разрешение. Так что покупатель-профессионал уже лишний раз подумает, нужно ли ему это.

    Как пример-иллюстрацию можно привести тот факт, что в 2015 году продажи производителя готовых профессиональных дронов верхнего ценового сегмента марки DJI (ценник – в среднем 40-80 тысяч рублей) выросли примерно в 2 раза. В то же время бюджетные дроны-квадрокоптеры Syma (цена до 5 тысяч рублей) показали пяти-шестикратный рост продаж. А объёмы реализации некогда популярных полупрофессиональных коптеров Parrot, наоборот, сократились в 3-5 раз (по разным оценкам). Правда, в случае Parrot причина, скорее, в общей слабости марки на российском рынке – низкой эффективности работы каналов продаж и практически полном отсутствии какого-либо продвижения. Бесспорно одно – любительский развлекательный сегмент растёт значительно быстрее профессионального.

    В 2016 году этот взрывной рост продолжится, несмотря на нарастающий кризис. Очень важно отметить, что наряду с активным развитием важнейших технологий (о чём будет сказано ниже) по мере превращения дронов в товар массового спроса резко снижается себестоимость разработки и производства моделей. И не столько профессиональных, сколько моделей массового любительского сегмента. Всё это позволяет даже рублёвому ценнику на дроны (при том, что в России дроны не производятся – кроме очень дорогих узкоспециализированных моделей) оставаться на доступном и комфортном уровне.

    В 2016 году мы, несмотря на тяжёлую ситуацию на рынке гаджетов и более широко – на рынке портативной потребительской электроники, увидим появление некоторого количества дронов под локальными российскими зонтичными марками. Китайцы не сидят сложа руки и активно «дуплицируют» передовые технологии основных лидеров отрасли разработки и производства дронов. Хотя основным ограничением китайцев является сложность разработки программных алгоритмов систем стабилизации полёта, без которых массовое использование любительских дронов, увы, просто невозможно. Это уже НЕ копирование дизайна или железной начинки, как это имеет место быть в тех же смартфонах и планшетах, – с дронами всё гораздо сложнее. Программные алгоритмы тяжелее бездумно «дуплицировать».


    Квадрокоптер на коленке не соберёшь!

    Вероятнее всего, крупные федеральные розничные игроки рынка электроники также, несмотря на кризис, начнут массово продавать коптеры. Всё-таки уже сейчас дроны – это модный, массовый и, самое главное, быстрорастущий сегмент потребительской электроники. В своё время мы наблюдали подобный взрыв интереса крупных розничных игроков, например, к GPS-навигаторам, затем к электронным книгам, потом к видеорегистраторам – это обычный процесс захода новой товарной категории на полки крупных магазинов федеральных сетей. Сейчас рынок подошёл как раз к тому моменту, когда как «зонтичникам», таскающим китайский ширпотреб, так и «закуперам» крупных полок самое время начать активно работать с квадрокоптерами.

    Основные технологические тенденции рынка дронов в 2015-2016 заключаются в следующем. Во-первых, это массовое внедрение систем стабилизации полета, которые упрощают управление дронами. Причём если года два назад системы стабилизации были прерогативой только профессиональных дорогих дронов (ну, может, ещё некоторой части полупрофессиональных), то сегодня алгоритмы автоматической стабилизации внедряются уже в любительские дроны среднего ценового сегмента. В качестве примера можно привести «автомат тяги» в тех же дронах Byrobot (от 8 000 рублей). Зависать в воздухе и летать в headless-режиме умеют даже совсем недорогие модели, подобные устройства несложно найти среди китайских Syma или Hubsan за 4-5 тысяч рублей.

    Современные системы стабилизации сделали дроны доступными широчайшему классу потребителей. Больше не нужно днями напролёт учиться пилотажу. Сегодня современным коптером (даже бюджетным) может научиться управлять даже ребёнок, причём за 20-30 минут. Этот фактор также способствует лавинообразному росту популярности беспилотников.


    Симулятор квадрокоптера, управление – через пульт от настоящего дрона

    Ещё один актуальный технологический тренд – появление компьютерных симуляторов, которые поставляются с рядом бюджетных дронов. Эти программы позволяют потренироваться в управлении дроном на ПК перед тем как летать в реале. Такие программы позволяют резко сократить процент «аварий» у начинающих пилотов, заканчивающихся серьёзным повреждением или даже «смертью» коптера. Следовательно, существенно снижается стоимость владения устройством.

    Наконец, ещё один тренд – появление дронов-конструкторов и дронов-трансформеров. Дрон-конструктор позволяет при повреждении любой части устройства самостоятельно заменить повреждённый узел.


    Пример дрона-конструктора

    Такая технология опять-таки значительно снижает стоимость владения дроном. Начинающий пилот, потерпевший аварию на своём беспилотнике в процессе обучения полётам, теперь может самостоятельно и крайне бюджетно отремонтировать повреждённый аппарат. Раньше вариант был только один – профессиональный ремонт в сервисе или у специалистов-электронщиков. И то, и другое по стоимости подчас было сопоставимо со стоимостью самого беспилотника. В случае бюджетных моделей было разумнее купить новый аппарат, чем ремонтировать повреждённый. В случае дронов-конструкторов такой проблемы больше нет.

    Дроны-трансорфмеры – это развитие идеи дрона-конструктора. Такие модели позволяют менять функциональность коптера путем установки или отсоединения соответствующих модулей: за пару минут можно голыми руками превратить дрон в радиоуправляемую машинку или лодочку.

    Совершенствуются и устройства, которые дроны могут нести в качестве полезной нагрузки. Камеры становятся легче. А картинку, которую они обеспечивают, можно использовать хоть для съёмки кино. Если несколько лет назад пользователям в основном приходилось изобретать собственные способы крепления больших профессиональных цифровых камер к массивным дронам, то сейчас все даже полупрофессиональные модели могут оснащаться стабилизированным подвесом для камер формата GoPro.


    Профессиональный дрон DJI с камерой на борту

    Либо, как в случае с DJI, собственными камерами. Даже пользователи миниатюрных, любительских дронов не остались на обочине этого тренда. Например, дрон популярного бюджетного бренда Syma с HD-камерой в комплекте обойдётся в 4 490 рублей.

    При таком обилии интересных и современных технологических трендов важно отметить, что самые дешевые китайские дроны за последний год как раз не изменились никак – для развития таких устройств, совершенствования характеристик и появления новых полезных функций необходим серьёзный штат высококвалифицированных инженеров-разработчиков. И он пока есть только у самых инновационных и крупных корейских, японских, европейских и американских компаний. Создание дронов существенно сложнее инжиниринга, например, смартфона или планшета. Ведь алгоритмы стабилизации и управления полётом, их разработка и совершенствование, – это куда более сложные процессы, чем создание типовой прошивки на основе какого-нибудь Android для телефона. В дронах существенную роль играет алгоритмическое программирование полёта, авионика, в чём китайцы в массе своей пока, увы, не сильны – слишком сложные мат- и физмат-модели!

    Ещё одна причина взрывного роста рынка – в 2015 году дроны превратились в модный тренд индустрии развлечений. Беспилотники всё больше становятся модным средством социализации, тимбилдинга – тем, чем в своё время стали пейнтбол, страйкбол, квазар и прочие командные игры в реале. На этом фоне очень важно отметить технологии совместного использования дронов, появление мощного социализирующего функционала. Если ещё пару лет назад коптеров был устройством сугубо индивидуального использования, то пилотирование современных дронов – это уже именно командное, групповое занятие.


    «Квадрокоптерный» аттракцион в России

    Всё большим успехом пользуются гонки на квадрокоптерах: проводятся даже всероссийские соревнования. Пилотаж и преодоление на квадрокоптерах полосы препятствий становятся неотъемлемой частью большинства мероприятий, посвященных робототехнике и авиамоделированию.


    Статистика поисковых запросов пользователей подтверждает: 2015 году пик интереса к дронам пришёлся на апрель – сентябрь

    Благодаря снижению веса и размеров современных любительских дронов, их становится возможным использовать и в помещениях. В 2015 году пик интереса к дронам пришёлся на апрель – сентябрь. Что опять-таки однозначно указывает на уход рынка в массовый любительский сегмент. Годом ранее, в 2014 году, когда основная масса проданных дронов были профессиональными и полупрофессиональными, сезонного пика продаж летом не было – профессионалы покупают беспилотники в любое время года, так как они им нужны для работы, а не развлечений на открытом воздухе. В 2015 году наблюдается значительный пик на период апреля – сентября. То есть дронами уже массово «затаривались» для игр на свежем воздухе.


    Нано-дрон Syma X12 Nano рассчитан на запуск в помещении – на открытом пространстве его сносит ветром

    Впрочем, благодаря появлению на рынке безопасных для интерьеров помещений легких и миниатюрных моделей вскоре увлечение беспилотниками вполне может перейти снова в разряд всесезонных. И летняя сезонность будет опять не так ярко выражена, как это происходит сейчас.

    И ещё один важный момент: если год назад типичным покупателем беспилотника на массовом рынке был либо глубоко «увязший» в гаджетах гик, либо профессионал-видеооператор, то теперь «квадрики» массово берут обычные люди, не фанатеющие от технологий. Родители покупают дроны для игр со своими детьми. Потому что это, фактически, недорогая и несложная, но при этом глубоко социализирующая технологическая игрушка. Причём, в отличие от шлемов виртуальной реальности и компьютерных игр, социализирующая в реальном, а не виртуальном мире: как раз оффлайновой социализации так не хватает сейчас многим людям. Особенно когда речь идёт об активном общении родителей и детей.


    Исследование мозговой активности при управлении коптером

    Родителей в дронах-беспилотниках привлекает возможность, с одной стороны, отвлечь ребенка от компьютера (и, как следствие, спасти от сколиоза и близорукости), а с другой – реальная польза управления дронами-квадрокоптерами для развития мозга.

    Примеров по-настоящему массового профессионального применения дронов пока крайне мало (если отбросить военных, МЧС, пожарных и прочие государственные службы): это, фактически, лишь фото- и видеосъемка. По сути это всё. Все попытки массово внедрять другие сценарии (например, доставлять с помощью дронов пиццу и так далее) на сегодняшний день не выходят за рамки единичных экспериментов.


    Беспилотники на службе государства

    Государственная регистрация дронов, конечно, будет производиться, уже есть соответствующие законодательные акты. Другое дело, что пока не выработаны конкретные практические механизмы, которые бы позволили определять – зарегистрирован ли летящий в небе беспилотник или нет. Как это проверять? Сбивать его? А как сбивать? Собьёшь, проверишь, а он зарегистрирован! Дальше что? Иск владельца, дрон которого незаконно сбили для проверки? У коптеров нет номерных знаков как у автомобилей. Так что проверять факт регистрации можно только на уровне компаний-владельцев дронов. А зафиксировать наличие коптеров и их массового применения можно, только если дроны внутри бизнеса – это не предмет единичного эксперимента, а суть основного бизнес-процесса компании. Моделей БПЛА десятки, они летают каждый день. Компаний, массово использующих дроны в основном бизнес-процессе, пока единицы. То есть это явление пока не массовое. А механизмы регистрации и, самое главное, проверки даже на бумаге пока не обозначены – всё пока только в теории.


    Крупный квадрокоптер может нанести серьёзный ущерб

    Вместе с тем, регистрация дронов определённо имеет смысл – особенно в отношении автономных тяжелых машин, которые в случае падения могут нанести серьёзный ущерб. Правда, такие устройства даже в теории могут стоять лишь на службе у крупных компаний, а не у частников-энтузиастов. А пока на коммерческой основе, как уже говорилось выше, практически никто в России беспилотники не использует. Это дело будущего.

    Регистрировать любительские дроны, вес которых десятки (в лучшем случае – сотня-полторы) граммов, и которые в основной массе управляются с пульта-смартфона беспроводными технологиями (радио-Wi-Fi-Bluetooth-IR), радиус действия которых десятки метров (то есть которые не отлетают от владельца на значительные расстояния), особенного смысла нет. Даже в случае несанкционированного падения или столкновения какого-либо ущерба окружающим или имуществу не будет.


    Крупным квадрокоптерам в лопасти лучше не попадать!

    Важно не только законодательно регулировать эту сферу, но и развивать определённый уровень осознанности у пользователей. Для игр, в том числе и на открытом воздухе, нужно использовать безопасные, легкие и компактные дроны. Гоночные аппараты, а также полупрофессиональные устройства следует использовать с большой осторожностью, минимизировав риск падения и столкновения таких устройств с людьми. «Вход» в тему дронов лучше начинать именно с простых безопасных моделей, специально спроектированных для людей, которые впервые взяли в руки пульт управления. Но, в то же время, с моделей, которые позволяют расти, совершенствовать пилотажное искусство, и не наскучат на второй же вечер.

    Попробуем подвести итоги. Из дорогого удовольствия для богатых гиков или профессиональной аппаратуры для фотографов/видеооператоров беспилотники активно превращаются в гаджеты массового спроса. Несмотря на кризис, рынок коптеров будет активно расти. И расти он будет, прежде всего, за счёт бюджетных любительских моделей. Перспективы дронов профессионального сегмента не столь радужны – уже в 2015 году многие «топовые» бренды с моделями, стоящими от 15 000 рублей, продемонстрировали стагнацию или даже спад. Бренды же с моделями до 10 000 рублей, напротив, набирают обороты и показывают многократный рост.

    Развитие технологий, упрощающее управление дронами и расширяющее количество сценариев их использования (дроны для гонок, дроны для видеосъемки, боевые дроны для командной игры) также способствует повышению спроса на пользовательские коптеры. Большинство новых сценариев пока лежит в области развлечений – использования дронов в качестве недорогой технологической игрушки.

    Публика уже оценила полезность беспилотников в плане социализации (командная игра, живое общение вместо компьютерных игр), а ученые доказали, что управление дронами развивает мозг. Всё чаще о дронах-беспилотниках заходит речь как о «полезной игрушке», альтернативе компьютерным и консольным играм, не менее захватывающей, но не «убивающей» осанку и зрение.

    Бизнесмены уже уловили моду на квадрокоптеры, как на модное и недорогое развлечение. Дроны всё чаще приобретают для использования в аттракционах, тимбилдинге, ивент-индустрии, оформлении развлекательных зон торговых комплексов. Постепенно беспилотники становятся одним из драйверов индустрии развлечений.

    Крупная федеральная розница вряд ли оставит без внимания так быстро растущий сегмент рынка, так что, скорее всего, они будут расширять представленный в своих магазинах ассортимент дронов.

    Определённо на 2016-2017 годы придётся «бум» пользовательских беспилотников.

    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 37
    • +8
      Всё бы хорошо, но только поправки в ВК (воздушный кодекс) РФ которые регламентируют обязательную регистрацию квадрокопетров массой свыше 250гр и сертификацию пилотов, сведут этот тренд на нет. Ну разве что исключая крохотные комнатные игрушки.
      • 0
        Так-то оно так, но по настоящему массовым, в буквальном смылсе доступным любому бомжу, как мобильник, и так может быть только микрокоптер. Даже если бы никакого законодательного регулирования не было, это всё равно было бы так. И в любом случае лавинообразный рост ожидает в первую очередь рынок именно микрокоптеров. Увеличение массовости приведёт к дальнейшему снижению их себестоимости, к ещё большей популяризации, а значит, ещё большему отрыву этой категории по массовости от остальных. Ну и совершенствовать производители будут в первую очередь эту категорию: увеличивать ёмкость аккумуляторов, качество камеры (для моделей с оной) при неизменном весе,

        • +1
          Как только микрокоптеры (менее 250 грамм) станут массовым явлением, регулирование доберётся и до них.
          Всенепременно.
          Потому что потенциально — они даже опаснее крупногабаритных своих собратьев. Особенно в части скрытного наблюдения.
          • 0
            Такое наблюдение трудно назвать скрытным. Микрокоптер жужжит, воздухом вниз дует, часто летает заряжаться.
            • 0
              Но и это ещё не всё. Почему мобильники не только не запрещают, но и делают всё, чтобы ими пользовались больше — тарифы с безлимитными звонками внутри сети и прочее? Потому что мобильник — хорошее средство слежки за его владельцем. О котором владелец только заботится — заряжает, чинит, в тепле носит. Так вот, микрокоптер с FPV — тоже прекрасное средство слежки за своим владельцем! Улетает он от оного недалеко, в принцип действия видеоканала не вникал, но он наверняка нешифрованный, а возможно, даже аналоговый. Так что мой прогноз — только поощрять будут, как и уже много лет происходит с мобильниками.

              • 0
                Телефон привязан к владельцу постоянно. Коптер к нему не привязан. Да и летает вообще эпизодически. Очень сложно связать пользователя коптера с его перемещениями.
                Да и зачем эта морока?
                Так что телефона для Большого Брата — предостаточно…
              • 0
                В условиях города, где фоновый шум и так велик, они шумят очень мало.
                Да и коптеру совсем не надо жужжать постоянно… Коптер может очень легко и быстро добраться туда, откуда уже будет создана стационарная точка наблюдения.
                Например я олигарх. У меня есть скромный дачный участок на пару десятков гектар, где я не хочу, чтобы меня никто не наблюдал. А тут какая-то мелкая зараза в защитной расцветке перелетает забор, цепляется лапками на ветку дерева, или на столб, где ему удобно, разворачивает небольшую СБ для питания, и начинает записывать всё, что видит, раз в сутки передавая в направленном оптическом канале всё куда-то за забор. Сделать такой аппарат — задачка для толкового студента, или даже школьника. Уровень — не выше. Все компоненты для этого общедоступны. И сидеть этот наблюдатель может месяцами в таком режиме… оно мне, олигарху, надо? А режимным объектам такое надо?
                Так что нет, как раз самые мелкие — самые проблемные потенциально.
                И их будут запрещать, или регулировать.
          • 0
            1го числа уже начнет действовать. Ну это еще можно как-то пережить худо-бедно, а вот согласование плана полетов за двое суток в разрешительном порядке для моделей любой массы…
            Хотя в законопроекте по получению свидетельства пилота бпла тоже пока что-то забавное про требования пролететь 270км с посадкой на двух аэродромах.
            • 0
              Вроде для БПЛА в уведомительном а не разрешительном порядке, предполагается. По крайней мере для зоны G и вне зоны жилой застройки или скопления люде.
              Что до свидетельства пилота, то там же идет речь о внешнем пилоте. Для него видимо подразумеваются иные требования. Что, впрочем, не сильно то облегчает жизнь, ибо время вот уже подошло — а ничего (как обычно!) в этом направлении не сделано! И выходит как обычно: проще запретить, нежели навести порядок, устраивающий всех!
              • 0
                Нет, СЛА до 115 — уведомительный, любой бпла — разрешительный. "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", раздел 52. http://rg.ru/2010/04/13/vozdushnoe-prostr-dok.html

                Про пилота я не ошибся, это из законопроекта именно по внешним пилотам. Его тупо передрали. Но вроде после чьей-то жалобы в фсб (хз почему именно в фсб) была получена бумажка с обещанием разобраться.
          • 0
            Автор что-то путает: он называет беспилотниками коптеры, управляемые с пульта. Никакие это не беспилотники, а обычные радиоуправляемые модели.
            • +1
              Сейчас у многих моделей есть автопилот, даже у военных беспилотников есть связь с оператором…
            • 0
              Согласен с тем, что рынок квадрокоптеров будет расти. Применяют дроны в сельском хозяйстве, т.д. Сейчас даже изобрели такой насос, который крепят к дрону и дрон подлетает к стенке и присаывается. И так он может висеть часами, без моторов. и при этом снимать на видеокамеру, то есть не расходуя батарейки.
              • 0
                ребят, правда — о чем может идти речь? о каком "рынке дронов"?
                реально, что с ними делать? это игрушки, приспособить которые подо что-то мало-мальски серьезное вряд ли получится.

                бывший владелец parrot ar.drone 2.0.
                • 0
                  Не могу вспомнить ни одной технологии, про которую не говорили бы такие вещи в начале её становления. «Бесперспективной игрушкой для богатых чудаков» были в своё время телефон, самолёт, автомобиль…
                  • 0
                    ну так в статье ж говорится:
                    "Развитие технологий, упрощающее управление дронами и расширяющее количество сценариев их использования (дроны для гонок, дроны для видеосъемки, боевые дроны для командной игры) также способствует повышению спроса на пользовательские коптеры. Большинство новых сценариев пока лежит в области развлечений – использования дронов в качестве недорогой технологической социализирующей игрушки."
                    "Всё чаще о дронах-беспилотниках заходит речь как о «полезной игрушке», альтернативе компьютерным и консольным играм"

                    я говорю про то, что новая потребительская технология, чтобы идти в массы и развиваться, должна решать проблему, или облегчать решение старой.

                    какие проблемы решает дрон для пользователя? развлекает его? не спорю, видео "с высоты птичьего полета" — это круто, но кроме того, что это круто и модно, для чего это юзеру?
                    для чего дроны бизнесу? для того, чтобы продавать гикам? сдавать в аренду на часок желающим поиграть?

                    цитата из статьи же:
                    "Примеров по-настоящему массового профессионального применения дронов пока крайне мало (если отбросить военных, МЧС, пожарных и прочие государственные службы): это, фактически, лишь фото- и видеосъемка. По сути это всё. Все попытки массово внедрять другие сценарии (например, доставлять с помощью дронов пиццу и так далее) на сегодняшний день не выходят за рамки единичных экспериментов."

                    сравнение с телефоном, самолетом, автомобилем? неее, отказать.
                    • 0
                      Ну а если сравнить с XBox, SPS, Wii, etc? Тоже не выполняют никакой функции кроме развлечения, при этом неплохо продаются.
                      • 0
                        на приставках хотя бы игры разные, а тут на этой приставке игра одна — управление коптером.
                        • 0
                          Не совсем корректно сравнивать, на мой взгляд такие "развлечения". Во первых — каждому свое! Во вторых — совершенно разные впечатления от того что в приставке ты можешь нажать на паузу или перезагрузиться. А в реальности — извините! Если припечатал модель, то уже скорее всего навсегда. Так что и ощущения от пилотажа совсем иные, и уровень ответственности — не намного меньше чем у пилота реального ЛА! Так что, это еще тот "наркотик"

                          • 0
                            В материале как раз говорится об игровой функциональности некоторых новых дронов. В частности корейская Byrobot реализовала функцию боев на ИК — пушках — вот вам и игровая составляющая, и ответ, как еще можно дроны применить.
                            • 0
                              Не скажите. Простая вещь — мяч, а способов игры с ним — десятки.
                      • 0
                        Дык коптеры и другие дроны разные бывают. Parrot-ы, действительно не более чем игрушки. А что-нибудь на основе, например, рамы Tarrot FY650 (не говоря уже о T810 и более крупных) или те же DGI Phantom-ы уже вполне серьезные коптеры
                        • 0
                          так это, я и спрашиваю — в чем серьезность-то? что с ним делать? области применения кроме очевидной съемки с высоты?
                          • 0
                            Доставка роллов/пиццы?
                            • 0
                              — Братан, сгоняй за водкой!
                              — Зачем ходить? Щас квадрокоптер пошлю. Он не разобъет и не отхлебнет по пути.
                            • 0
                              Раздувать угли над монгалом, искать места на больших парковках, есть готовые решения, позволяющие прям с дрона строить 3-d карту местности с натянутыми текстурами.
                              • 0
                                Не советую так делать. Тёплый воздух от мангала поднимается вверх. Дрон может заглючить от перегрева и упасть в мангал. Что, в свою очередь, может привести к возгоранию аккумулятора.
                        • 0
                          Дрон-конструктор, у которого можно заменить сломавшуюся часть — это круто. В России тоже есть такой проект, но он большой, с диагональю 50-60см, и может нести камеру на подвесе. trav.elcopter.com
                          • 0
                            Я, конечно, извиняюсь, но сравнивать профессиональный дрон за 60к рублей и 30-граммовый байробот за 8 тыщ… это перебор)
                            • 0
                              Да, неубиваемый профессиональный дрон — это круче в разы:)
                            • 0
                              Ваш проект, безусловно, интересен как идея, но на сайте катастрофически не хватает информации. Хотелось бы взглянуть на прототип, результаты тестирования prove of concept.
                            • 0
                              Поправьте конфигуратор, а то он выдает иногда смешные комментарии :)
                              image
                              • 0
                                А? Наверное, надо было написать, что под выбранные параметры невозможно подобрать батарейку достаточной емкости и малого веса, чтобы оно взлетело.
                                Спасибо, поправлю)
                            • 0
                              Последнее видео на самом деле имеет название «Дрон FRUIT NINJA»)
                              • 0
                                Мне кажется аэродинамически бессмысленной конструкция стопицоткоптера на заглавном фото. Большой низкооборотный винт гораздо эффективнее сотни мелких скоростных пропеллеров. Потому настоящие вертолёты делают с одним-двумя несущими винтами, не более. Раз уж дело дошло до поднятия тяжестей, надо сокрашать число вертушек, увеличивая их размер.
                                • 0
                                  Конструкция весьма эффективна. Когда один из пропеллеров сорвется или треснет, то он с большой вероятностью разрежет пилота, незащищенного и находящегося в одной плоскости с пропеллерами.

                                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.