Как стать автором
Обновить

Аэрокосмический краудфандинг с бумажным уклоном

Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 6.2K

Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности.
Книги — лучшие товарищи старости, в то же время они — лучшие руководители юности.
Книги вводят нас в лучшее общество, знакомят нас с величайшими умами всех времен.
Очень часто книга, производящая глубокое впечатление на юный ум, составляет эпоху в жизни человека.

Смайлс С.

Я хочу рассказать о книге, учебном пособии для любого возраста и склада ума «Введение в авиационную, ракетную и космическую технику», которую помогает издать группа энтузиастов из нашего сообщества Твой Сектор Космоса. Да-да, того самого сообщества, которое «зажигает звезды», запускает спутник «Маяк», читает лекции о космонавтике всем желающим от Калининграда до Владивостока и делает еще много всяких, как нам кажется, полезных вещей для просвещения молодежи, популяризации космических исследований, продвижения и развития частного и коммерческого космоса.
Проект наш, как вы понимаете, не является коммерческим а представляет собой исключительно социальную инициативу.

Собственно, сама кампания по сбору средств на тираж, а это единственный этап, где проявилась коммерция, уже считается завершенной и проект состоялся, планка в 100% давно пройдена, но команда решила в оставшееся для кампании несколько дней поднять планку и взять на себя, как говориться, повышенные обязательства — увеличить тираж, который мы планируем подарить библиотекам и учебным заведениям. И в начале я расскажу подробно о самой книге, а в конце уже поделюсь некоторым накопленным опытом социального краудфандинга.

Иногда встречаются люди, которым не просто не безразличны высокие технологии, позволяющие самолетам не падать, а космическим кораблям бороздить просторы Вселенной, но которые совершенно искренне живут своей работой и так же искренне дарят результаты своего труда людям, помогая им сделать еще один маленький шаг вперед по лестнице мироздания и видя в этом истинное предназначение ученого.
Один из них – Виктор Иванович Сидоренко, ветеран космонавтики. В недалеком прошлом он – инженер-механик по авиационным и жидкостно-реактивным двигателям, ведущий инженер и конструктор по особо сложным разработкам.
Свой многолетний опыт научной и творческой работы Виктор Иванович изложил на страницах книги «Введение в авиационную, ракетную и космическую технику». Она издавалась единожды силами автора крохотным тиражом в 40 экземпляров, который моментально разошелся по коллегам, друзьям и образовательным учреждениям. И на данный момент у Виктора Ивановича остался всего один экземпляр, по которому он проводит занятия и читает лекции для молодежи.

Книга получилась особенная. По стилю и содержанию, комфорту и полезности чтения я ее позиционирую между книгами «Венера – неукротимая планета» П. Шубина и «Справочником по элементарной математике» М.Я. Выгодского. Она (книга) читается чуть менее захватывающе, чем «Венера…», поскольку не содержит явных художественных отступлений от точных наук, но по простоте изложения и приятности чтения очень напоминает Выгодского, что крайне важно для хорошего учебного пособия.

Те, кому за пятьдесят, наверняка помнят этот замечательный справочник по математике, по которому можно было с успехом подготовиться к вступительным экзаменам в вуз. И если у кого есть возможность, очень рекомендую обрести его себе в домашнюю библиотеку на каких-нибудь букинистических развалах. Вполне возможно, что при правильной подаче материала, если не для вас самих, то для детей или внуков данный экземпляр станет на несколько лет хорошей настольной книгой.
– Нет, сынок, это не в ePub, это в бумаге… но оно того стоит!
image

«Венеру – неукротимую планету» читатели Хабра тоже наверняка хорошо помнят. Изданная также на средства краудфандинга эта книга отличается большим количеством ранее нигде не публиковавшейся информации, с которой гриф «Секретно» был снят специально для этого издания. А сейчас автор готовит и вторую книгу из обещанной серии, про освоение Луны (новость № 44).
image

Для тех, кто не знаком ни с первой, ни со второй книгой, приведу несколько отзывов от слушателей Виктора Ивановича, разных возрастных групп, чтобы просто почувствовать, о чем идет речь.

Вот что думает о книге физтех, студент 5-го курса ФАКИ — МФТИ, Сергей Коган:
В данной книге описаны физические принципы работы авиационной, ракетной и космической техники, приведены устройство, назначение и характеристики лучших образцов данных видов техники, дана история развития каждой из этих отраслей промышленности. В каждой из четырёх глав («Авиация», «Ракетная техника», «Космические летательные аппараты» и «Авиационно-космические системы») автор последовательно идёт от простого к сложному, начиная с азов и заканчивая шедеврами отечественной техники и до сих пор нереализованными проектами. При этом автор не забывает коротко упомянуть о главных конструкторах тех или иных разработок, их личных и профессиональных качествах, о созданных ими научно-инженерных школах, таким образом обращая внимание читателя на ту роль, которую может сыграть каждый конкретный человек в развитии науки и техники.
Данная книга обладает еще одним достоинством: в ней гармонично соединены информативность, ясность изложения и увлекательность подачи материала. Автор рассказывает сложные вещи настолько просто и понятно, что они становятся вполне доступны для разумения школьником. Прочитав её, он сможет составить первое впечатление об аэродинамике самолёта, реактивном движении, динамике космического полёта, а также ознакомиться с тем, каких высот инженерной мысли можно достичь, имея более глубокие знания в данных областях и желание творить что-то своим умом и своими руками.
Следует отметить, что книга содержит большое количество иллюстраций: схем, чертежей, рисунков и фотографий, что не только значительно упрощает понимание и оживляет повествование, но и постепенно формирует крайне важную для специалиста систему образов (ведь «ОБРАЗование» — это и есть формирование системы образов), в рамках которой ему предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность. В конце книги приведёно подробный перечень условных обозначений, терминов, понятий и определений.
Попав в руки к человеку интересующемуся, книга даст не только большое количество структурированной фактической информации, но, что не менее важно, насытит его пищей для размышлений, заразит духом поиска и жаждой творчества. Вне зависимости от выбора будущей профессии, такой мощный импульс положительным образом скажется на личных качествах читателя. А если он вдохновится величием нашей аэрокосмический отрасли (что совсем нетрудно сделать, принимая во внимание стиль книги и реальные достижения), то уже со школьной скамьи начнёт с увлечением постигать основы этого рода деятельности, науку нелёгкую, но интересную, науку, поражающую воображение и в высшей степени достойную того, чтобы ей посвятить жизнь.
Таким образом, сначала технические вузы, а затем и промышленность, получат людей не только хорошо подготовленных, но и, что куда более важно, людей, умеющих трудиться и желающих творить. Это, по существу, часть той глобальной программы по восполнению острого дефицита талантливых научно-технических кадров, о необходимости реализации которой несколько месяцев назад (фактически тогда же, когда был запущен проект по изданию книги В.И. Сидоренко) говорил советник министра обороны РФ, выпускник Физтеха, Андрей Ильницкий, сначала в своей статье «Российская битва при Садове», а затем в эфире программы «Принцип действия» радиостанции «Вести FM».
Лично я с большим удовольствием подарю несколько экземпляров книги своим младшим товарищам по ракетомодельному кружку моего родного города.


И отзывы о книге и от самого юного слушателя лекций Виктора Ивановича — Суровцевой Виктории, ученицы 8 класса:
На лекции Виктора Ивановича Сидоренко я узнала много интересного. Например, как создать невесомость на околоземной орбите. Вы знаете? Нет? А я знаю! Оказывается, космическому кораблю надо развить первую космическую скорость – 8 км/с. Тогда сила удаления от Земли и сила тяготения сбалансируются, и получится невесомость. А чтобы улететь дальше, надо развить вторую космическую скорость – 11 км/с.
Также я узнала, что есть самолёты, которые летают без мотора – планеры. У них очень длинные крылья. Планеры ловят крыльями восходящие потоки воздуха и взлетают.
Мне кажется, если судьба будет благосклонна, и фортуна мне улыбнётся, то я ещё не раз спрошу совета у Виктора Ивановича, когда стану ракетным техником.

Удивительная реакция…

Я не могу сказать, что книга имеет явно-выраженную художественность, чтобы вот так будоражить сердце и сознание. Но эффект от лекций, которые по ней проводятся – потрясающий. Вероятно, и наверняка в этом есть заслуга и самого лектора.
Но еще больше мое внимание привлекает факт того, что за короткий промежуток времени вот уже вторая книга (после «Венеры…») издается при помощи краудфандинга, т.е. осознанной предоплаты потребителями конкретного продукта, и основной задачей которой является просвещение в области точных наук, и конкретнее – аэрокосмических.

Вообще, в удивительное время мы живем.

Несколько десятков лет назад такие работы выполнялись по заказу государства, для повышения общего уровня образованности и просвещения населения. Работы выпускались и для «физиков», и для «лириков», но мне лично особенно дороги два фильма для «физиков»: «Математик и чёрт» (1972 г.) и «Что такое ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ?» (1964 г.). Хотя, как видите, «лирическая» часть присутствует в обоих фильмах в избытке, очевидно, для формирования гармонично развитой личности)




Цикл занятий по книге Виктора Ивановича был тепло встречены в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. В благодарственном письме Центра указано:
«Книга может сыграть важную роль в подготовке отряда талантливых, целеустремленных молодых профессионалов в авиационной, ракетной, космической и аэрокосмической отраслях, без которых развитие страны невозможно».

Книга написана не просто экспертом в аэрокосмической технике, а человеком, у которого есть полувековой опыт работы в данной сфере. Виктор Иванович принимал участие в создании таких шедевров отечественной аэрокосмической техники, как ракетный ускоритель для истребителя-перехватчика МИГ-19С, тяжелая ракета-носитель «Протон», транспортный корабль снабжения ракетно-космического комплекса «Алмаз», многоразовый орбитальный корабль «Буран» (да, тот самый, макет которого красуется на ВДНХ).
В общем, участвуя в этом проекте мы еще раз ставим перед собой и решаем задачу по мотивации молодежи к изучению точных наук (ну, мы же «физики»;), по формированию профильных научных кадров и стараемся помочь человеку обрести и осознать свое призвание.
Мы решили напечатать хорошую и, как нам кажется, нужную книгу. А там, глядишь, как в притче, капля к капле – будет лужа, а из лужи – речка, из речки – моря и океаны. Так и эта книга, верим послужит отличным толчком в науку и инженерию для людей любого возраста!

Теперь несколько слов о пройденном процессе краудфандинга на вполне конкретную книгу – учебное пособие. Он, на изумление, оказался даже более сложным, чем сбор денег на наш космический Маяк, у которого одно из основных предназначений – просто «сиять самой яркой звездой» и будоражить умы и сердца!

От идеи и планов к цели и результату. Полет нормальный
Сборы на печать 1000 книг прошли успешно. Поэтому мы подняли планку с 1000 до 2000 экз.

В наших планах подарить книги в более чем 40 учебных заведений по всей России. Вы можете присылать нам свои пожелания, куда еще стоит направить книги. Пожалуйста, вместе с названием организации, и опишите, почему именно туда.

С чего мы начинали, где черпали знания, как продвигалось дело
Продвинуться в понимании того, как работает краудфандинг в книгоиздательстве, нам помог рассказ на Хабре Простой Науки. У нас было все точно так же – мы засыпали и просыпались с ВК и ФБ, ведя бесконечную переписку с сотнями «стэйкхолдеров» (заинтересованными сторонами). Пришлось сталкиваться с волной недоверия, объяснять, что мы не рекламируем ножи\матрешек\сувенирную продукцию\… и, пожалуй, самое тяжелое: не зарабатываем на этом проекте ни-че-го. Просто волонтерим и выполняем свой гражданский долг.
Подготовив текстовое описание, дизайн, вознаграждения, пройдя модерацию краудфандинг площадке, мы столкнулись с тем, что Виктор Иванович, спустя два месяца долгих разговоров, оказывается ничего не понимает в том, что такое краудфандинг, что люди, жертвуя средства, получают вознаграждения и т.п. Это был самый большой кризис в проекте. Поэтому мы советуем в самом начале проекта не только на словах проговорить, что и как вы собираетесь делать, но и письменно зафиксировать это для каждого участника. В ответственные моменты трата времени на обнаружение и искоренение недопониманий и забытых обязанностей просто губительна.

Этот кризис сдвинул наш график на две недели назад. Но это не главное, главное, что тернии кончились, и мы таки появились на краудфандинговой площадке.

Обратный отсчет, или немного о математике проекта
Далеко не все, с кем мы первоначально договорились об инфо-поддержке (за месяц до старта сборов), отвечали на новые письма и выполняли обещанные действия. Что-то срывалось в последний момент, что-то также неожиданно находилось и удавалось. Как на рыбалке.
Через неделю активнейшего распространения информации по книгу мы достигли 47% от заявленной суммы. Это была пятница. Честно говоря, сложно было добиться этих 47%. «В пятницу вечером люди релаксируют, посты делать неэффективно», — твердили нам все админы. Все было наоборот. Клевало как в будни!
Каждая заявка на книгу встречалась бурными «Урааа» и радостью! «Люди нам верят! Это кому-то нужно, мы не одни на заброшенном острове кричим в пустоту». Это бесценный мотиватор\пинок (как кому угодно).
В 13ый день была достигнута вожделенная отметка — 100%. 100, Карл!!! Радости и смайлам в диалоге проекта не было предела!

И что дальше, после хэппи-энда?
… мы пять минут подумали и решили, что 21 день – это достаточное время, чтобы поставить цель №2: напечатать 2000 экз. книги.

Делимся некоторыми инсайтами для тех, кто захочет повторить нечто подобное
Признаемся в том, что мы нигде не прописывали точек контроля, матриц ответственности, сроков выполнения задачи и тому подобных важных для управления проектом вещей. Хотя это в каких-то моментах помогло бы сохранить нервы. Практически 90% общения команды было в общем чате ВК. Никогда не думали, что ВК может быть эффективным каналом по привлечению аудитории, а оно сработало у нас. У нас был максимально индивидуальный подход ко всем к кому мы лично обращались. Команда ни разу (!) не собиралась вся вместе. Нам всем хватало гугл-таблицы с состоянием переговоров с инфо-партнерами и диаложика Вконтакте для текущих вопросов. Единственный хлыст мотивации – рука инициатора периодически карала бездействующих и удаляла их из диаложика (это правда действовало и заставляло работать).
Как позже признается Денис (автор проекта), он хотел попробовать (и попробовал) новый управленческий подход – Холакратию (Holacracy – это социальная технология или система управления организацией, в которой полномочия и ответственность за принятие решений распределяются по всей холархии (самоорганизующаяся команда)). Чтобы это работало в социальных проектах, должны быть периодические коллективные обсуждения того, что надо сделать, и распределение задач. И самое важное: надо, чтобы все стали настоящими энтузиастами и фанатами дела, которое вы вместе делаете.

Наш оптимистичный план
К 9 Мая мы постараемся напечатать 1500-2000 книг в твердом переплете и разослать всем участникам краудфандинга!
Тем временем наш ветеран аэрокосмической отрасли, все еще увлеченный техникой, идеей передачи знаний между поколениями, читает открытые лекции для детей и взрослых в Москве и области. Даже на Байконуре проводятся лекции про аэрокосмическую технику по материалам его книги!

И напоследок несколько ссылок на материалы самой книги:



И пример одной из замечательных иллюстраций)
Теги:
Хабы:
Если эта публикация вас вдохновила и вы хотите поддержать автора — не стесняйтесь нажать на кнопку
+6
Комментарии 26
Комментарии Комментарии 26

Публикации

Истории

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн