18 марта 2016 в 11:50

Что такое техника для съёмки панорам Google интерьеров из песочницы

О работе фотографа в Google просмотр улиц (ранее Панорамы Интерьеров)


Меня зовут Илья, я участник проекта Google просмотр улиц. Основная моя работа это съёмка виртуальных туров по заведениям и публикация их на Google панорамах. Участвую я в проекте с 2014 года, а начал снимать виртуальные туры с 2008 года, сначала не на коммерческой основе, а просто для собственного интереса. В этой статье я расскажу про технику, которую я использовал раньше и к чему пришёл сейчас.


На фото стальная, самодельная голова

Вообще, между фотографом и съёмкой панорам стоит только одна преграда – это параллакс эффект, только из- за него нельзя просто так взять и снять с помощью обычного штатива идеальную панораму. Для минимизации этого эффекта фотографу следует использовать панорамную головку. За первую мою панорамную головку, да и за первый опыт панорамной съёмки я благодарен своему учителю Николаю Матросову, именно он подарил мне самодельную стальную головку для зеркальной камеры.

С этой головкой я благополучно снимал панорамы до 2014 года, но в связи с участием в программе Google панорамы интерьеров (нынче Просмотр улиц) встал вопрос о покупке более подходящей и современной панорамной головки. Причины на это были следующие. Стальная головка это, конечно, круто, этой кочергой можно было бы отбиваться от собак (весила она грамм 700), но она была тяжеловатой для фотосъёмки – это первая причина, но совсем не главная. А главная причина была в том, что эта головка была заточена (в прямом смысле заточена) под зеркальную камеру.



Лично я в 2011 году окончательно перешёл на беззеркальные камеры для всех видов съёмок кроме репортажей, так как эти камеры подходят лучше своих старших собратьев. Это к слову. Площадка от крепления к штативу до объёктива у зеркальной и беззеркальной камер разная. У моей самодельной головки не было регулировки расстояния до этой площадки, и снять панораму, избегая параллакса, на беззеркалку я не мог. Для этого я решил приобрести головку Nodal point BASIC. От старшей версии ORBITA она главным образом отличалась допустимостью меньшего веса, а моя камера Sony NEX 6 как раз была очень лёгкой. Разница между съёмкой панорамы на самоделку и на заводскую головку с регулировками и небольшим весом просто налицо. Стоит ли говорить, что нодальную точку я нашёл идеально (нодальная точка – необходимый термин для настройки панорамной головки, смотрите подробнее Wiki).

В итоге, мой набор для съёмки вышел лёгким и компактным, а главное бюджетным, но без ущерба качеству. Так как панорамы для проекта снимаются исключительно в HDR, то разницы в качестве между полнокадровыми собратьями я не увидел, серьёзно, ведь ISO для съёмки поднимать не нужно, а более дорогая матрица это главным образом более чистое ISO и более широкий динамический диапазон! А куда уж шире чем HDR.



Добавлю, что помимо головки мне пришлось приобрести ротатор. Скажу вам честно, что дешевле и качественнее чем у Nodal point ротатор вы не найдёте даже на Aliexpress. Я серьёзно рассматривал главный вариант как покупку ротатора на Али, но с нынешним курсом это бесполезно. С ротатором съёмка проводится быстрее. Слышно поворот камеры по щелчку, и легче выровнять горизонт на головке штатива, так как не приходится крутить саму шаровую головку.

В итоге мой набор это NP Basic и Sony nex 3n, к слову, ни одна беззеркалка у меня ещё не вышла из строя!

И в заключение пара слов о работе фотографа в проекте Google Просмотр улиц


Это было сложно. Нужно отвечать за качество – панорамы должны соответствовать строгим критериям Google. Когда я устраивался на проект, мне было довольно трудно несмотря на опыт. Сразу скажу, что у фотографов нет никакой материальной связи с Google – платит заказчик виртуального тура. Лично у меня это основная работа, хотя большинство совмещает работу в проекте с чем-то ещё. Я думаю, что среди конкурентов у меня на данный момент самый компактный набор оборудования, что позволяет легко передвигаться по городу и быстро собирать и разбирать. Менять оборудование я пока не планирую, в этом нет необходимости.

P.S В 2016 году Google резко сменил курс — отменили практически все правила съёмки, убрали экзамен, теперь это просто продажи. Жаль что программа заканчивается так.

Вот, в принципе, и всё, чем я хотел поделиться с вами в этой статье.
Трофимов Илья piter360.ru
Илья Трофимов @cudrav21
карма
5,0
рейтинг 0,0
Фотограф — дизайнер
Похожие публикации
Самое читаемое

Комментарии (47)

  • 0
    Из используемого оборудования не указаны объективы...
    • 0
      По своему опыту скажу, что особых требований нет, главное чтоб не "мылил" по краям. Чем "шире", тем меньше кадров нужно для съемки панорамы. Я снимаю на 24 мм (на полном кадре), хотя есть 16 мм, но мне почему то в итоге оказалось так удобнее.
    • 0
      Прошу прощения — samyang 8mm. При чем он обошелся мне дороже камеры. (14000)
    • 0
      Как мне сказал знакомый фотограф, панораму можно хоть на телефон снять. А вообще лучше конечно fisheye использовать. Лично я пользовался samyang, модель не помню, давно было… Сейчас этим не занимаюсь уже. У меня главной проблемой были кадры зенита и надира, я так и не постиг как их в порядок приводить
      • +1
        У меня друг снимает примерно также сферические панорамы. NEX-6 и какой-то фишай. До этого мучался с "обычным объективом", сшивая множество снимков в одну сферу.
        Сферическую панораму на телефон можно снять, но будет примерно также —

        • 0
          Выглядит впечатляюще, но на сколько это удобно? По скорости съемки явно медленнее чем руками отснять. У меня была Manfrotto 303SPH (точнее у моего работадателя) и банальный eos1100 с рыбим глазом. Панорамы довольно сносные получались, особенно у такого дилетанта как я

          • 0
            Мне самому не понятна выгода от этого агрегата. Скорее всего это отражение ситуации в 2012 году, тогда хороший фишай, не мылящий по краям, очень прилично стоил. Вижу смысл для съемок в помещениях сферических панорам очень высокого разрешения.
            • 0
              Хороший фишай и сейчас стоит очень не дешево, а без панорамной головки, особенно в помещениях, снять панораму просто нереально. С рук можно снять панораму на улице и то, 360 гр. не получится.
              • 0
                Само собой с панорамной головки, но количество снимков и потраченное время резко уменьшаются.
  • 0
    Еще интересно услышать, в чем собираете. AutoPano? PTGUI? Что-то еще?
    И огромное спасибо за наводку на хорошую голову и ротатор.
    • 0
      Ptgui, уже раз сто пробовал и продолжаю пробовать другой софт, но пока все не то.
  • 0
    В 2016 году Google резко сменил курс — отменили практически все правила съёмки, убрали экзамен, теперь это просто продажи. Жаль что программа заканчивается так.

    Это довольно логично на самом деле. Потому что предшествующая политика "фотограф привязывается к району, в котором у него официальная регистрация" — это был эпик фэйл, если честно.
    Как и принцип "за программу в России отвечает PM, который сидит в Женеве, вот его телефон".
  • +2
    Эх, ещё бы понимать как выглядит панорама с параллаксом и без параллакса, а то непонятно за что борется автор при помощи данной приблуды. Да и вообще, побольше бы мат.части, а то даже отсылка на wiki "смотрите подробнее Wiki" идёт не ссылкой на конкретную статью, а пространно на всю вики.
    • 0
      Панорама с параллаксом просто не сшивается. Либо сшивается с серьезными косяками и геморроем.
      • 0
        Ну телефоны и фотоаппараты же сшивают панорамы без специальной головки. Да, они сильно режут по высоте, но если снимать в вертикальной ориентации, то получается вполне себе. Или я чего-то не понимаю в панорамах именно на 360°?
        • 0
          Именно точки стыковки будут видны без головки, то есть кадры внахлест.
        • 0
          Там обычно в «видео-режиме» сшивается, а не из десятка-другого кадров. 360 градусов почти невозможно получить. Ну и качество нужно сравнивать не на экранчике телефона, а на нормальном мониторе. Особо заметно это будет при 3D-просмотре в каком-нибудь DevalVR.
    • +1
      Допустим, близко от фотографа стоит телеграфный столб, он попадает на правый край кадра. Из-за столба на дальнем плане видно надпись "Мебель" на магазине. Фотограф поворачивает камеру вправо на следующий кадр, столб уже слева, но из-за неточности установки точки поворота камеры в вывеске магазина уже не видно первую букву — ее закрывает столб. Какой бы ни был крутой софт, склеить корректно такие картинки не удастся.
  • 0
    А как находится нодальная точка ?
  • 0
    а каким софтом пользуетесь для сшивания?
  • 0
    А можно узнать чем беззеркалки лучше подходят?

    Так как панорамы для проекта снимаются исключительно в HDR, то разницы в качестве между полнокадровыми собратьями я не увидел, серьёзно, ведь ISO для съёмки поднимать не нужно, а более дорогая матрица это главным образом более чистое ISO и более широкий динамический диапазон! А куда уж шире чем HDR.

    Немного не понял. HDR это имеется ввиду raw? Или долгая выдержка? Или это режим вашего Sony Nex? Как этот режим устраняет разницу в шумах между большой и мелкой матрицей?
    • 0
      Шумы на снимке, снятом камерой с мелкой матрицей проявляются при попытке вытянуть тени. HDR позволяет избежать необходимости тянуть тени, т.к. делается несколько кадров с разной экспозицией и совмещаются в редакторе, для того чтобы весь диапазон яркостей на снимке смотрелся гармонично, т.е. не было проваленных теней и выбитых светов.
      • 0
        в том то и дело, что про HDR из нескольких снимков я знаю. Но автор имел ввиду нечто другое.
        Иначе вместо одного снимка зеркалкой делать несколько это явно не проще. Тем более еще совмещать в HDR редакторе
        • 0
          Не знаю как у сони, но у некоторых БЗК есть режим расширения динамического диапазона, который автоматически поднимает ИСО. Фактически же происходит съемка с небольшой недодержкой по экспозиции с последующим вытягиванием теней, что приводит к увеличению шумов. В целом, в современных камерах, особенно БЗК, часто есть два-три честных аппаратных значения ИСО, остальные получаются программным усилением экспозиции недоэкспонированного снимка.
          Вобщем, если я правильно понял, то автор делает несколько снимков для HDR, чтобы избежать негативных эффектов от программного расширения DR
        • 0
          Автор имел в виду, что проще таскать легкую карманную беззеркалку, чем тяжелую зеркалку, а с учетом съемки в HDR разницы в качестве результата нет.
    • 0
      Именно HDR встроенный в камеру, меня он на 100% устраивает. Про шумы я как раз и пишу "ISO для съёмки поднимать не нужно".
      • 0
        Сонивские беззеркалки выдают HDR в RAW? В те времена, когда я много занимался панорамными съемками, периодически приходилось докручивать цвета на фото под видение заказчика.
        • 0
          Нет, обычный jpg. Насыщенность приходиться добавлять.
  • 0
    А куда уж шире чем HDR.

    HDR наоборот сжимает динамический диапазон снимка, чтобы он гармонично смотрелся на экране.
    • 0
      Нет.

      HDR — одно из слов-нововведений, связанных с цифровой эрой в фотографии, определяется как «изображение с широким динамическим диапазоном» (high dynamic range image/photo) и связано с особенностями фотографии и фотопечати.
      • 0
        HDR — это фактически компрессия широкого DR снимаемой сцены, чтобы уместить его на устройстве отображения или на бумаге. Поэтому по факту после склейки мы получаем сжатый диапазон
    • 0
      Собственно, это то же, что делает камера с широким диапазном матрицы — она полностью покрывает диапазон сцены, сжимая его и не допуская полный ноль и пересвет. Так что автор все правильно пишет.
      • 0
        Камера автора делает 2-3 снимка с разной экспозицией для HDR, там нет никакого "широкого диапазона матрицы".
        Попробую написать понятнее. Например, если диапазон яркостей сцены составляет 14 стопов, а вы программно сожмете его до 8 стопов, чтобы отобразить на экране и тени и света, он ведь не станет от этого шире, верно?

        • 0
          Речь о том, что мы захватили ШИРОКИЙ диапазон сцены без потерь (кроме потери разрешения, но зато повысили ISO за счет усреднения 2-3 снимков). То же самое, что делает более дорогая матрица.
          • 0
            Более дорогая матрица захватывает широкий диапазон целиком, не сжимая его. Это вобще не тоже самое.
    • 0
      Все таки HDR – широкий диапазон (что, собственно, следует и из названия). Матрица камеры, в отличии от органа зрения человека, может запечатлеть гораздо менее широкий диапазон. Для того, что бы приблизить снимаемый диапазон к диапазону воспринимаемому человеческим глазом придумали HDR – съемка нескольких кадров с узким диапазоном с дальнейшим объединением в один кард с широким. Широкий диапазон говорится в контексте возможностей камеры, а не освещённости сцены.
      • 0
        Название не отражает суть. Современные матрицы могут захватить 14 стопов динамического диапазона. Это достаточно много. Другое дело, что глаз быстро адаптируется к разным условиям освещения и хорошо различает детали в контрастных сценах. Поэтому, чтобы приблизить восприятие картинки на экране или на отпечатке к тому что человек увидел бы вживую (вернее как бы воспринял), необходимо сжать эти 14 стопов, т.е. вытянуть тени и понизить света.
  • +1
    Тема статьи мне интересна, т.к. сейчас пытаюсь заниматься примерно тем же. Открыл статью, предположив, что сейчас найду хоть что-то интересное, но статья пустая (предполагаю, что это реклама себя в качестве панорамного фотографа). Дополните, пожалуйста, статью хоть какими-то деталями…
    Вы упоминаете в статье HDR, как вы собираете результирующую панораму: предварительно обработав серии кадров в HDR-изображения и затем собираете панораму из них, или собираете несколько панорам и затем объединяете их в HDR? Профи говорят, что второй вариант более правильный, как делаете вы?
    Как снимаете нодальную точку, как «натягиваете» ее на панораму?
    Спасибо.
    • 0
      Чуть выше автор ответил, что HDR получается у него готовый. Фотик сони его делает "нативно".
    • 0
      "Как снимаете нодальную точку, как «натягиваете» ее на панораму? " — тут вы меня конечно озадачили) Ничего не понял из вопроса. Реклама есть, ничуть не скрываю — это даже в тегах прописано.
      Про HDR тоже всё ясно написал, и в комментариях дополнили.
      • 0
        Поясню: Вы панораму со штатива снимаете? Штатив попадает в кадры с панорамой? Нодальную точку вы снимаете тоже со штатива или как-то иначе, так что бы штатив не попал в кадр. Далее, если вы нодальную точку снимаете с другого ракурса, как боритесь с паралаксом? Знаю, что у PTGUI есть возможность «натянуть» нодальную точку, снятую с другого ракурса, и кое-как подправить искажения, но и это не панацея. Поэтому и спрашиваю: как вы снимаете нодальную точку?
        • 0
          Полагаю, вы хотели сказать не "нодальная точка", а "надир".
          • 0
            Да, конечно надир. Пардон.
  • 0
    Есть ли платформы кроме гугла, где можно выложить данные панорамы.
    Вот, например, есть у меня магазин и сайт магазина. И я хочу отфотать себе панораму и разместить на сайте.
    Существуют какие-то сервисы куда я гружу свою панораму и встраиваю код на сайт (как, например, карту от гугла или яндекса)?
    • 0
      Платформ полно — наберите свой запрос и вылезет куча сервисов. Но у гугла есть и для не профессионалов возможность разместить панораму.
    • 0
      Не нужно никуда грузить (CDN только, если используете). Все живет у вас на сайте. Для показа можно использовать такие продукты как krpano.

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.