19 марта в 12:05

Маленький секрет художника Алексея Леонова

imageПолуправда – это правда для непосвященных. Ю.М. Нагибин

К чему это я и о чем речь? Я люблю читать мемуары, в последние годы, чаще всего, на космическую тему. После некоторого количества прочтенных книг, накапливается достаточно информации, чтобы увидеть одни и те же события глазами разных людей. И тут вдруг обнаруживаются не только интересные дополнительные детали, но и факты из одних мемуаров противоречащие фактам в других мемуарах, и часто официальным публикациям в советских СМИ. Либо факты, которые сильно искажены современными СМИ. Например в известной книге Бориса Чертока «Ракеты и люди», также встречается такой текст, который вызывает вопросы при сравнении с другими мемуарами. Читая недавно книгу американского писателя «Infinity Beckoned: Adventuring Through the Inner Solar System, 1969–1989» я обнаружил ряд «неточностей», которые никак не отражались на качестве книги, и были курьезами с точки зрения русского человека, т.к. оказались ошибками перевода с русского на английский, а одну яркую мне удалось проследить до книги другого американского автора, который сделал ошибочный перевод с русского.

/** 
Это только кат. Здесь не заканчивается длинное вступление, которое-не-планировалось.
Осторожно - много букв.
 */

Кто ошибся, кто процитировал — не суть важно. Авторы доверяют книгам других авторов, сообщениям СМИ того времени, памяти участников событий и часто не могут проверить достоверность изложенных фактов. Борис Черток включал в свою книгу воспоминания коллег и цитаты из их книг и, например, о «Венерах» скопирован дословный фрагмент текста из книги О.Г. Ивановского «Старт завтра в 9» т.к. сам Черток в этих событиях не участвовал.

Тем не менее воспоминания реальных участников событий, подкрепленные документами, фото- и кино- материалами являются ценными и, часто единственными, воспоминаниями о каких-то «незначительных» в исторических масштабах событиях, но не менее интересных для любителей истории. Здесь я позволю еще одну ремарку — не стоит слепо доверять советским кинохроникам и фотографиям советского времени. Что продемонстрирую на фото из мемуаров:



Никакого отношению к лунному центру управления в Симферополе это фото не имеет — это легко проверить, найдя фото и видео с других ракурсов, что агрегат сзади — приемная барокамера института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского АН, куда был помещен лунный грунт, доставленный АС “Луна-16” из Моря Изобилия. После чего и было сделано памятное фото.

Тест на знание истории космонавтики
Кто на самом деле на фото? Подпись содержит ошибку. (Фото кликабельно)


image Секретность материалов и цензура оставила много курьезов, наверное самым известным из которых является изображение автоматической стыковки «Космос-186» и «Космос-188», срочно «нарисованное» двумя инженерами за пару часов для публикации в СМИ. А при уточнении значения астрономической единицы 18 и 26 апреля 1961 года, путем радиолокации Венеры, чиновники в СССР решили, что значительно уточненное значение астрономической единицы является государственной тайной и исказили опубликованный результат эксперимента. Над неуклюжей попыткой скрыть значение посмеялись американские астрономы:
we should congratulate our Russian colleagues on the discovery of a new planet. It surely wasn't Venus!
(Мы должны поздравить наших российских коллег с открытием новой планеты. Это точно была не Венера!)

Закрытость советских космических исследований породило массу мифов на Западе, где эта тема продолжает кормить писателей-историков. Например снимок Анатолия Зака на прошедшем прошлым летом Spacefest VII. Тема его выступления Myths and Misconceptions around the Russian Space Program.


Facebook. Фото Emily Carney

Интерес к мемуарам привел меня к случайному контакту с двумя участниками тех далеких событий, один из которых (если точно, то — она), работал с Королевым, Бабакиным и сообщил мне много интересных деталей, как работали и погибали АМС от первых «Венер» и «Марсов» и до последних Фобосов. А с вторым я общался достаточно долго, не подозревая о его биографии, только периодически удивляясь его осведомленности по малоизвестным фактам из истории советской космонавтики, когда вдруг тема разговоров касалась этого. В конце концов он сказал о своей работе в 70-е-80-е, о которой когда-то давал подписку неразглашении государственной тайны. Произошло это 12 апреля 2016 года, когда, в честь праздника, он показал несколько сохранившихся артефактов и рассказал несколько историй, тема одной из которых в заголовке этой публикации.

Прошу считать, что это просто публикация нескольких фотографий, которые никогда ранее не публиковались, и которая входе выяснения «что же на фото» несколько разрослась. Приступ графомании. Извините )

Фото можно свободно распространять. Так сказать, чтобы не пропали исторические артефакты отечественной истории. Примерно для этих же целей «цифровой археологии» была одна из моих статей.
Последующее исследование «что же я у него перефотографировал», привело к забавным находкам с которыми я вас познакомлю. Отправной точкой будет эта цитата:
Схожее фото не получило такой популярности даже в России. Хотя сделано оно было советской автоматической станцией «Зонд-7» 11 августа 1969 года. Фактически это был аппарат на основе космического корабля «Союз» и его полет к Луне входил в программу «лунной гонки». Но гонка была проиграна, поэтому, видимо, и о результатах этой работы не особо распространялись.
Zelenyikot Земля глазами астероида

Эта цитата о первой фотографии слева (КДПВ) является полуправдой. Поиск Google по фото приводит ряд копий изображения, которые в свое время издавались, как минимум в несколько тысяч копий. Возможно pnetmon найдет еще. У него хорошо это получается. )

Источники фото
Космос — человеку. А.Д. Коваль, Г.Р. Успенский, В.П. Яснов. М., «Машиностроение», 1971. Тираж 15 000 экз.
На первой странице суперобложки: Земля, сфотографированная автоматической станцией «Зонд-7» 8 августа 1969 года с расстояния около 70 тысяч километров.

Обложка журнала «Природа», 1971, №01-12. Тираж 41000 экз.
На первой странице обложки: цветная фотография Земли; на четвертой странице обложки: цветная фотография лунной поверхности. Снимки сделаны «Зондом-7» из космоса. См. статью В. Д. Большакова и Н. П. Лавровой «Цветная съемка Луны и Земли из космоса») стр. 66.

Первый сеанс фотографирования Земли был выполнен 8 августа 1969 г. в 8 час. 52 мин., когда станция находилась на расстоянии примерно 70 000 км от нашей планеты. Станция была при этом сориентирована таким образом, что оптическая ось аппарата оказалась направленной на центр Земли. На цветном снимка Земли, отличающемся богатой цветовой гаммой, от светло-голубого до темно-коричневого (см. 1 стр. обложки журнала), хорошо видны моря Средиземное, Черное, Каспийское с заливом Кара-Богаз-Гол, Азовское, озера Балхаш, Иссык-Куль, Байкал. Отчетливо выделяются горные хребты Памира и Тянь-Шаня. К востоку, просветах между облаками, просматриваются горы Алтая. За границей сплошной облачности, затянувшей весь Кавказ, видны Черное и Азовское моря и Крымский полуостров. Севернее, за грядой облаков, просматриваются очертания Ботнического залива, Карелии и Белого моря. На южной части снимка — территория Ирана и Афганистана, Ирака, Малой Азии и Аравийского полуострова. За Красным морем видны пространства Северной Африки, долина Нила почти по всему его течению и, далее,— африканские пустыни.
В момент фотографирования линия терминатора (граница дня и ночи) проходила в Атлантическом океане.

Ф. Боно. К. Гатланд ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА, 1975. Тираж 7000 экз.
Сокращенный перевод с английского под редакцией Г. Л. Гродзовского
Фотография Земли, сделанная 8 августа 1969 г. с расстояния 70 000 км советской автоматической станцией «Зонд-7». В центре снимка — среднеазиатские территории Советского Союза. Южнее — не закрытые облаками пространства юго-западной Азии и северо-восточной Африки. В левой части снимка хорошо видны восточная часть Средиземного моря с островами Кипр и Крит, Эгейское море. За Пиренейским полуостровом начинается не освещенная солнцем ночная часть земной поверхности

Cильно подозреваю, что эта фото не попала в советский перевод из английского оригинала т.к. оригинал был издан во время полета «Зонда» — Frontiers of Space (The Pocket encyclopaedia of spaceflight in colour) Hardcover – London, August, 1969 by Phil Bono, Kenneth W. Gatland.
А почтовая марка же явно самый массовый пример.

А также:
ОСВОЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В СССР
Официальные сообщения ТАСС и материалы центральной печати октябрь 1967 – 1970 гг.
Москва, 1971 Тираж 4800

«Правда», 22 августа 1969 г. ТАСС: АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ «ЗОНД-7» ФОТОГРАФИРУЕТ ЛУНУ И ЗЕМЛЮ


Варваров Николай Александрович
СЕДЬМОЙ КОНТИНЕНТ
М., «Московский рабочий», 1973
МЕТЕОЦЕНТР НА ЛУНЕ.
К слову на обложку этой книги попал другой снимок Зонда, оригинал которого можно увидеть в этом сборнике снимков — Земля глазами «Зондов».

Бог знает сколько еще вариантов копий могло быть напечатано — карманные календарики, журналы, газеты, но не сохранились для цифровой эпохи и нам неизвестны. Мне удалось узнать еще один случай, где скопирована это фотография. Особенностью этого случая является то, что копия сделана один раз, но её увидели тысячи человек. Это и есть секрет из заголовка статьи, о котором я хотел бы рассказать и показать. Близкий к этому случаю, простой пример, предложенный поиском Google, и демонстрирующий, где могут быть найдены такие фото:

image

Что-то показалось? А так?

image

И для полной коллекции:



Мы, не будучи свидетелями событий, беремся судить предков по вторичным материалам, сохранившимся до наших дней. Не жив в той эпохе мы беремся судить, не имея полной картины мира мерами современности, абсолютно не понимая эмоции, причины и действия предков. Обращая внимание на детали, которые они не считали важными и значительными, и совершенно игнорируя важные для них вещи. Поэтому интересно спросить мнение самих участников событий, пока это возможно.

/** 
Это не конец вступления, а конец лирического отступления.
 */

Я хотел поделиться такой же легкой статьей, как 22sobaki Как измеряли Луну, lozga Тихая поступь космического будущего, с условным названием «О забытой альтернативной энергетике», где были бы фотографии уникального советского объекта. Малоизвестного, но сохранившегося почти полностью, но уже не выполняющего те функции и который мне удалось случайно посетить, а также пообщаться с пенсионером-инженером, когда-то работавшим там.

Анонс
image

Но этот фоторассказ на неопределенный срок пришлось отложить. Т.к. 12 апреля я неожиданно получил бесценный подарок на любимую мной тему. И я переключился на неё, а фото объекта с рассказом опубликую позже, если к тому времени в комментариях ГТ с кем-нибудь не сойдусь в схватке поводу несогласия по некоторым вопросам богословия — что-то карма в последнее время подтаяла. Да и тема для некоторых может оказаться «религиозно-политической». )

И так возвращаемся к теме. Зовут моего рассказчика Сергей Павлович (далее в тексте сокращу до С.П.) и когда-то он обеспечивал передачу репортажей Центрального телевидения из двух Центров дальней космической связи (ЦДКС) (НИП-10 и НИП-16 в СМИ назывались то ЦДКС, то ЦУП, то просто Центр — в зависимости от контекста, и не в коем случае не допускалась информация о их реальном местоположении). Вот пример фрагмент статьи о Луноходе в «Огоньке», где журналист сообщил несекретные сведения о реальном местоположении:
… в Центре дальней космической связи. Хотя простирающаяся до самого горизонта унылая голая степь лишь едва-едва припорошена снегом, и здесь все чаще появляются новогодние елки. Да в общем-то это и не елки, а небольшие сосны.

А о соседнем ЦУП журналисты сообщали примерно так:
Дрогнули и плавно подняли свои чаши громадные восьмиглавые приемные антенны. Тихо стало в просторных залах Центра, так что казалось, будто заговорили сине-зеленые змейки пульсирующих сигналов на многочисленных экранах, которым отдано теперь внимание операторов. Склонились над графиками и колонками цифр создатели станции, сверяя свои расчеты с данными, высвечиваемыми на специальных табло. Только легкомысленное утреннее чириканье птиц примешивалось к редким коротким сообщениям по линии громкой связи и чисто земной нотой врывалось в строгую сосредоточенность помещений Центра, где воцарился сегодня мир далекой Венеры.

image

Прошедшим летом это здание выглядело так (специально спланировал заехать сюда посмотреть, что там изменилось после событий, годовщину которых отмечали вчера. Внешне — появились новые антенны на территории):


Пульт светится разноцветными огнями—пробегают синие и зеленые импульсы на экранах осциллографов.
— Тик-так, тик-так,—как метроном, щелкает какой-то прибор. Медленно идет время. Ожидание. Озабоченные лица.
Тик-так, тик-так. Долго, долго идет сигнал. Ему ведь предстоит пробежать 78 миллионов километров. 4 минуты 20 секунд уйдет на это… Есть! Есть!
В зале, где сидят журналисты, длинный экран во всю стену. На нем схема входа станции в атмосферу планеты. Внизу, слева, на самом крайнем экране осциллографа пульсирует синий ромб сигнала бортового радиопередатчика. Вверху быстро меняются цифры, отсчитывающие секунды и минуты московского времени. «По уточненным данным, время входа в атмосферу—7 часов 58 минут 44 секунды,—объявляется по линии громкой связи.—Расчетное время пропадания сигнала—8 часов 02 минуты».
Ура! Сигнал есть. Как будто море улыбок разлилось по комнате. Радуются все. Поздравляют друг друга. Сигнал сильный, хороший. Он всего в пять раз слабее того, что давала направленная антенна. Сейчас синий луч осциллографа выписывает сведения, о которых веками мечтали астрономы. Радиосигналы сообщат Земле о давлении, плотности, температуре атмосферы самой загадочной планеты Солнечной системы.



А вот так на самом деле выглядел этот «соседний ЦУП», откуда управлялись советские космические аппараты — (описание со слов С.П.) фрагмент зала с рядом рабочих мест операторов вдоль стены, терминал ЭВМ (вроде бы к «Минск-22») и на стене большое цифровое табло (те самые Nixie-индикаторы, как сейчас говорят) с параметрами космического аппарата. Фото сделано после окончания работ. Потому на фото всё отключено и в кадре только сотрудник телевидения за своим пультом (видны микрофон, видеомонитор). Это единственное известное мне фото «зала Центра».
В 1975 году вошел в строй подмосковный Центр управления полетами. Осенью 1977 года новая станция «Салют-6» (ДОС № 5) уже управлялась из нового ЦУПа. С этой станции в космонавтике начался этап регулярных длительных пилотируемых полетов. Служба управления полетами была реорганизована. Вместо полупартизанского сборища, подобного казачьему войску, в составе нескольких сотен разноплеменных специалистов, выезжавших к Черному морю, была создана профессиональная служба с четкой структурой ответственности, разделением функций по станциям, кораблям и сменам.

Формирование профессиональной службы управления полетами, начатое Трегубом, с большим энтузиазмом завершил Алексей Елисеев. Ему принадлежит заслуга создания четкой структуры и схемы строгой ответственности на этапе подготовки и проведения полета. ГОГУ как временная межведомственная организация постепенно отмирала. Ее функции с 1974 года фактически выполнял руководитель полета — космонавт, представитель ЦКБЭМ, НПО «Энергия». Первым был Алексей Елисеев. В 1986 году на этом посту Елисеева сменил Валерий Рюмин, а с 1988 года по настоящее время руководит службой Владимир Соловьев.

Первое поколение управленцев вспоминало Евпаторийский центр управления, как потерянный рай. Черное море, километры диких песчаных пляжей, степь, покрытая весной алыми маками, дешевые сухое вино, виноград, фрукты, ласкающий морской ветерок — вся эта крымская романтика уходила в прошлое.
Черток Б.Е. Ракеты и люди. Книга IV. Глава 19. Люди в контуре управления

С.П. также вспоминает это время в ЦУП большим количеством местного алкоголя и… женским вниманием (исправлено цензурой), если сократить до двух слов его рассказы о том, чем занимались командированные в свободное от работы время. Командировка же на курорт по сути. Иногда на пару месяцев.

/** 
Здесь заканчивается вступление, которое не планировалось. Переходим собственно к самому материалу.
Спасибо, что Вы с нами. Не переключайтесь!
 */

Артефакты С.П. — это несколько фотографий, сохранившихся до наших дней. Остальное растерялось т.к. не особо ценилось.

Неделями, работая в ЦУП (в данном случае имеется ввиду Евпатория), часто пересекались с космонавтами и, естественно, брали автографы. Интересно, что «студия Центрального телевидения в ЦУП» откуда шли передачи на Центральное Телевидение в Москву и дальше по всему СССР: интервью с космонавтами, специалистами, последние космические новости и т.п., со слов С.П. представляла собой маленькую комнатушку в одном из зданий. С.П. горд совместной работой с известнейшим советским тележурналистом Юрием Фокиным (кто его теперь помнит? Я о нем впервые услышал от него), считает его гениальным и талантливейшим журналистом. Из интересного о нём запомнилась традиция первым делом после приезда покупать бутылку местного кальвадоса, который он очень обожал и за время командировки постепенно выпивал бутылку сам. О других тележурналистах отзывается нейтрально считая, что в 1980-х класс упал и даже скатился в желтизну (это он о Железнякове, которого он считает случайным в этой тематике, пришедшим в космическую тему только ради быстрой карьеры, а не «любви к искусству»).



Космонавт Алексей Станиславович Елисеев, руководивший в то время полетами орбитальных станций.



Завершение работ отмечалось такими «сувенирами» — «экспресс-отчетами», изготавливаемыми в фотолаборатории (первая мысль — насколько упростилась жизнь с изобретением Photoshop и фотопринтеров):

Экспресс-отчет о работе «Венеры-9».



В интернет нашелся еще один — о «Венере-9» и «Венере-10»



Экспресс-отчет об орбитальной станции «Салют-5» и «Союз-21».



И «Союз-24».



В советском документальном фильме о Московском ЦУП, в 15:36 можно увидеть стену с такими фотоаппликациями.



Позже случайно нашел в мемуарах ранние версии, выполненные несколько более простой техникой.




А далее, после фото, листаю «Каталог выставки. Алексей Архипович Леонов, Андрей Константинович Соколов. Живопись. Графика.» Издательство «Советский художник», Москва, 1984.



Однажды найдя сайт, посвященный работам А.Соколова и А.Леонова, scifiart.narod.ru я провел на нем несколько дней. И одним из впечатлений о картинах были виды поверхности Земли, которые художникам неплохо удались. И для себя отметил, что сейчас рисовать намного проще — от Google Earth до online камер на МКС и всё не выходя из дома.

Несколько фото с описанием
image
А.Леонов парящий над Крымом в тот момент, когда он вышел из шлюза.

image
А. Соколов ОРБИТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НАД ЧЕРНЫМ МОРЕМ
На картине показана картина заката нашего светила над Черным морем с учетом замечаний, высказанных художнику летчиками-космонавтами В. Ляховым и В. Рюминым. Художник изобразил орбитальный комплекс «Союз» — «Салют-6» — «Союз» в момент, когда он закрыл собой заходящее солнце.

image
В КОСМОСЕ из альбома «Космические дали». А. Леонов, А. Соколов. На картине изображён Алексей Леонов, 18 марта 1965 года вышедший в открытый космос

image
А.Леонов, А.Соколов. «Над Донбассом». 1984г.

image
Картина Алексея Леонова «НАД ЧЕРНЫМ МОРЕМ».
18 марта 1965 года. Московское время 11 часов 34 минуты… Радио доносит из космоса голос командира корабля «Восход-2» Павла Беляева:
«Заря! Я — Алмаз! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!..»

Свершилось! Впервые в мире человек — советский космонавт Алексей Леонов в открытом космосе, лицом к лицу со Вселенной. Осуществлен важнейший шаг на пути покорения космического пространства. Перед вами необыкновенный, но вполне реальный «автопортрет» космонавта А. Леонова. Он изобразил себя парящим над Землей в тот момент, когда вышел из шлюза космического корабля в открытый космос. Это было над Черным морем.

image
А. А. Леонов, А. К. Соколов. Люди грядущей планеты. Левая часть триптиха. 1984

image
Из набора открыток КОСМОС НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ, 1985.
«Над Землей — орбитальный космический комплекс, в составе которого станция „Салют“ второго поколения с двумя пристыкованными к ней кораблями „Союз-Т“. Один из них доставил на борт станции экспедицию посещения, и теперь совместно с членами основного экипажа космонавтам предстоит выполнить обширную программу научных исследований и экспериментов.

Над Аралом:


Леонов же летал только два раза в 1965-м и 1975-м.



Этот каталог прояснил вопрос, как художники работали над картинами, ведь любому художнику нужна „натура“:

К своей теме в искусстве Соколов впервые обратился в 1957 году.

В 1961 году в газете «Правда» появился рисунок А. Леонова с комментарием Ю. Гагарина. В 1965 году произошло знакомство Соколова и Леонова, и вот уже скоро двадцать лет продолжается их творческое содружество.

Каждое из полотен Соколова, даже, казалось бы, на один и тот же сюжет, по-своему неповторимо. Особенно интересны картины, эскизы к которым побывали в космосе и были откорректированы на борту современных орбитальных станций «Салют-6», «Салют-7»: «Над Аральским морем», «Над Черным морем», «Над Мексиканским заливом», «Над Каспием». Вот, например, что написали космонавты В. Ляхов и В. Рюмин на эскизе к картине «Над Каспием»: «Он (эскиз. — М.В.) достаточно близко соответствует натуре. Этот рисунок больше похож на сумерки при заходе солнца. Должны быть тени от облаков».

На эскизе к картине «Над Флоридой» замечания американских астронавтов: «Выглядит очень реалистично, кроме облаков в нижнем правом углу в виде чересчур прямых линий, которые переданы не совсем верно, а фиолетовый цвет на верхнем крае воздушного ореола слишком фиолетовый и чересчур яркий. Майкл Коллинз». «Очень реалистично! Мы почти можем видеть нашу стартовую площадку. Оуэн Гэрриот». «Сделаны хорошие рисунки! Поверхность Земли не закрыта облаками, более красочна, подобна тому, как видно из самолета. Алан Бин».

Таких эскизов с корректировкой много, и они служат иллюстрацией к тому, как не просто, с какой точно выверенной объективностью создает Соколов свои картины.


(В нижней половине листа приведена фотокопия рукописного комментария с замечаниями к эскизу картины „Украина“(1982) сделанные экипажем „Салют-7“.)

Комментарий в высоком разрешении.

Внимание! Ошибка! Рисунок сделан с высоты менее 200 км.
Очень много красного и светло-жёлтого и мы видим намного больше чем нарисовано. Больше выражены реки и складки местности. На горизонте нет чёткости, а только дымка. Ближе всё чётче.
Владимир Ляхов. Александр Александров. Борт Салют-7.

Живописные произведения Леонова несколько иные, менее абстрагированные В них четко сформулированный конкретный сюжет и не менее ясное его воплощение: «Автоматическая стыковка», «В открытом космосе», «Орбитальная станция «Союз — Аполлон», «Космический радиомост». Эти работы отличают точное знание предмета, достоверность, убедительность. Эскизы к картинам Леонов делал во время своих полетов в космос. Их можно найти на страницах бортовых журналов «Восход-2» и «Союз-19». Интересны графические листы Леонова. Видимо, рисунок более близок космонавту-художнику.

Ближе к концу альбома было вложена цветная фотография. Первоначально она была приклеена к листу картона, но за много лет некоторые края отклеились. Конечно фотография сразу привлекла внимание.



Для публикации я „подтянул“ цвета, иначе плохо видно на этой фото. С.П. прокомментировал: „Снято Зондом. И напечатано в фотолаборатории ЦДКС на фотобумаге Kodak“.

А вот разворот каталога. Фотография хранится здесь не просто так.



Справа графика А.Леонова „В полете Молния-1“, которую найти в интернет в хорошем разрешении не удалось, потому так:



С.П. обратил моё внимание на эту часть графики:



Видно, что „натурой“ для художника стала фотография „Зонда“, ключевые части которой изображены на графике: Малая Азия, Балканы, Черное море с Крымом, Аравийский полуостров и Персидский залив, половина Каспийского моря и полноводное еще Аральское море. Не видно только гигантское пятно, которое расположено в Египте и могло быть озеро Тошка, но на самом деле какой-то дефект печати или хранения фото.

Скан этой фото:



И снимок „из интернет“:

image

В качестве итога:

Возвращаясь к изображению и цитате в начале этого текста, можно сказать, что на самом деле правдой является то, что фото получило популярность, но часто как часть другого изображения, скрывая свое происхождение от непосвященных. Одновременно было интересно узнать как художники работали над картинами космической тематики.

/** 
Здесь должна была закончиться публикация, но....
 */

На этом я планировал закончить, но история имела продолжение. Увидев моё восхищение, С.П. через несколько дней нашёл и показал еще один артефакт.



Фотография кратера на обратной стороне Луны. На оборотной стороне фотографии есть дарственная надпись, название фото и аппарата, снявшего кратер. Последние я вклеил на изображение. К сожалению фото подверглось воздействию воды, чернила расплылись и точно сказать нельзя было какой аппарат снял кратер. Первая моя мысль по некоторым причинам, что это неизвестный снимок Луны-11. Найти в сети фото не удалось — видимо фото никогда не публиковалось. Но надпись на обратной стороне, после редактирования уровней изображения, явно содержит буквы „Зон“. Более всего похоже это на „Зонд-8“, фотографировавший Луну в 1970 году. И С.П. утверждал, что это Зонд-8. Хотя в таком состоянии сложно отличить „3“ от „8“. Верю на слово. Тем более теперь происхождение фото недавно мне было подтверждено другим снимком „Зонд-8“ из частной коллекции.

image

Оборотная сторона фото полностью


Первым делом, стало интересно: что такое „кратер Эйткен“, где находится, почему так называется, и когда назван?

Как оказалось этот кратер Эйткен косвенно хорошо известен в связи с Бассейном Южного полюса — Эйткена. И в English Wikipedia посвящена статья кратеру Aitken. Кратер расположен на обратной стороне Луны (16.8°Ю 173.4°В), на северной стороне гигантского кратера. Назван в честь американского астронома Роберта Эйткена (1864-1951). Кратер имеет диаметр 135 км. Сфотографирован кратер был в 1972 году экипажем Аполлона-17. Название утверждено Международным астрономическим союзом в 1970-м году. Зонд-8, напомню, летал в октябре 1970-го. Кто предложил его так назвать — мне найти не удалось. Может быть эта фотография — первая фотография кратера в истории человечества и сделана, когда он еще был безымянным.

То, что якобы „гонка была проиграна, поэтому, видимо, и о результатах этой работы не особо распространялись“( Zelenyikot ), не означает, что работа была проще и легче.


(»Когда вы номер 9, Вы стараетесь усерднее" — отсылка к ставшему знаменитым слогану американской компании, занимавшей второе место на рынке в своей нише: «We Try Harder because we're number two».
//Мы стараемся работать усерднее потому, что мы номер два.
В перефразировке используется как “If you are number two, you just have to try harder”
//Если Вы номер два, то Вы просто стараетесь (работать) усерднее.)


Были достигнуты результаты не менее важные, чем у соперников по космической гонке, и которыми можно восхищаться и 50 лет спустя. Но эта фотография поднимает важный вопрос — а где сейчас эти результаты? На Geektimes есть отличная статья "Полет к Венере и Меркурию, или разбираем и сортируем RAWки 40-летней давности". Можно позавидовать такому подходу к своей истории. Во многом это мечта для отечественной истории.

Будут ли опубликованы отечественные фото? Сомневаюсь, по крайней мере в ближайшие годы. С.П. по поводу этого кратера поделился воспоминаниями о разговоре в те времена об этих фото со специалистами — что если на фото были нечто, что нельзя объяснить, то фотографии засекречивались. Серьезно предполагалась возможность, что США может секретно проводить работы на поверхности Луны. Публикация фото позволила бы США узнать, что их объект мог быть уже не таким уж секретным для СССР и принять некие меры.

Рассекречивание того, что уже давно никому не интересно, по прежнему представляет проблему сейчас. Проще уничтожить. Хорошо об этом написано в этой цитате из мемуаров.
Сегодня в доме космонавтов меня остановил офицер по режиму. Меня предупредили, что если я собираюсь писать в газету на любую тему, то предварительно текст надо согласовывать в специальной комиссии Центра.

Оказывается это целая процедура. Вот образец документа, который надо составить и согласовать, чтобы иметь право отправить заметку в газету. Пусть это буде даже несколько строк.
Во первых, надо составить авторскую справку, в которой надо указать, что в моем тексте нет секретных сведений и тому подобной информации. Мою подпись должно удостоверить командование Центра. Это как бы моя гарантия.

Во вторых, надо заполнить и подписать у членов комиссии «Акт экспертизы материалов подготовленных к открытой публикации». Акт утвердить у командира части (начальника Центра).
Правильность каждого пункт акта нужно доказывать каждому члену комиссии и командиру.
Так что я теперь понимаю тех военных, которые не хотят связываться с прессой.
Василий Сергеевич Лесников «Рядом с космонавтами. Американское время. 1970–1979 годы»

Насколько мне известно примерно с 2009 года снова усилился контроль за режимом и ручеек того, что попадало полулегально из архивов, музеев заводов ВПК, в СМИ в 2000-х иссяк. И связываться с официальной процедурой рассекречивания и публикации материалов ни у кого нет желания (фактически это добровольно, работа не финансируется и берется ответственность).


(Фото Луна-16 из частной коллекции. На переднем плане стереоскопическая система формирования панорамного изображения, включавшая в себя две панорамных сканирующих камеры З00х6000 пикселей того же типа, что стояли на ранних посадочных станциях серии Е-6 и луноходах. Расположенные на посадочном аппарате непосредственно под возвратной ракетой на той же стороне, что и система отбора образцов, они были разнесены на 50 см, охватывая поле зрения 30°.)

Со второй половины 2000-х, благодаря широкой поступи интернета, появилось большое количество информации, воспоминаний, исторических фото- и видеоматериалов. Тогда начала находится информация по интересной мне теме Луноходов и, если к концу 2000-х это было всего несколько примечательных публикаций в газетах и ТВ сюжетов, то сейчас доступно большое количество документальных материалов, интервью участников и публикации за разные годы. Но на некоторые детали в публикациях не обращают внимания. Например практически отсутствует подробное техническое описание, как пультов, так и самого лунохода. В общем-то и схема передатчика первого Спутника в сети появилась совсем недавно. Видимо большой секрет.



Интересно получилось ли что-то у maxgorbunov?
Спасибо! Да, так и есть. В связи со статьей, беседую с представителем руководства РКС: может быть, удастся обнародовать материалы по первым спутникам.

Пока государство не собирается финансировать публикацию исторических документов, заинтересованные люди «готовы и купить». И что-то иногда можно официально купить — очень интересные снимки об истории космонавтики и техники СССР я нахожу в фотобанке Sputnik (VisualRian). Единственное, что подписи могут содержать ошибки, а сами фото отзеркалены.

Эту печаль скрашивают частные инициативы — любители истории, которые своими деньгами и бесплатной работой «добывают», хранят и публикуют исторические материалы. Например собирают деньги на оцифровку советских космических фильмов из киноархивов (есть эти товарищи, например, на rutracker с раздачами). Важную работу за свой счет по сохранению космической истории делают владельцы ресурсов epizodsspace.no-ip.org (http://epizodyspace.ru) и www.kik-sssr.ru. Есть пример и на Geektimes Shubinpavel Обрабатываем забытые снимки с забытой лунной станции. Большая часть советских космических фотографий, панорамы Венеры вообще оказались в цифровом в виде благодаря личным средствам и большому желанию получить эти фото одного человека. Бывший программист Microsoft из Редмонда в начале 2000-х нашел контакты и оплатил работу по оцифровке советских снимков хранящихся, если не ошибаюсь, в Институте космических исследований. Снимки использовались при написании статей на его сайте. В реальности у него фотографий больше, чем опубликовано, и фото с его «кредитом» и в его обработке можно увидеть в научно-популярных книгах и различных тематических сайтах.


Страница №382 из книги «Infinity Beckoned: Adventuring Through the Inner Solar System, 1969–1989»

К сожалению это не всё оригиналы, а чаще всего репринт — не первая копия и еще и бумажная. Хотя точно где-то есть цифровые оригиналы. К сожалению, кроме бюрократических препятствий здесь могут быть технические.

Узнать почему
Скорее всего хранятся цифровые копии даже не на 8'' дискетах, а на лентах в формате данных для какой-нибудь ЕС. Вопрос «чем прочитать» есть и у НАСА.
Вот такая публикация мне случайно попалась на глаза в старом советском журнале:


Где-то хранятся и более современные цифровые данные. Комета Галлея. Вега-1:



Коснусь любимой темы луноходов и опять начну цитатой Zelenyikot из публикации Санкт-Петербург космический:
Было бы круто «воскресить» пульт: поменять монитор, загрузить в него какой-нибудь симулятор марсохода/лунохода, и давать возможность посетителям поуправлять легендарным аппаратом, хоть и виртуальным. Пока же приходится полагаться только на свое воображение.

image

Поуправлять с помощью этого пульта возможно только направленной антенной лунохода. Посетителям музея это не очевидно т.к. подпись к экспонату утверждает «Фрагмент пульта управления Луноходом-1». И это в музее, где вроде бы как должны знать историю экспонатов поглубже.

Некоторые вещи нигде не описаны, возможно авторы мемуаров или исследований особо не задумывались о некоторых деталях. И единственными кто может об этом рассказать это живые свидетели событий. Если конечно их об этом спросить. О чём я и спросил С.П. т.к. он участвовал в обеспечении прямой трансляции Центрального телевидения из центра управления луноходом. Так это выглядело для телезрителей и читателей советской прессы.



И так это было на самом деле:



К слову направление съемки обусловлено тем, что в фоне ничего секретного в кадр не попадало.



Современный вид лунодрома примерно с того же места и в том же направлении:



Со слов С.П. это одна из первых советских телекамер для наружных съемок. Сама телекамера весила около 60 кг и примерно столько же штатив. Камера соединялась более чем километровым кабелем с их передвижной телестудией (ПТС), с которой направленной антенной сигнал передавался на антенну телецентра и линией релейной связи в Москву. Воспоминания о том как они это тащили на себе по лунодрому у него свежи.

В одном из недавних интервью В.Довгань рассказал, что джойстик назывался «кнюппель», (knüppel) как оказалось слово знакомое военным некоторых специальностей и инженерам ВПК, и перешедшее от них в «гражданский язык» в эпоху появления персональных компьютеров как локальный конкурент слову «джойстик». Также он немного рассказал как он управлял — кнюппель устанавливался в необходимое положение и нажималась кнопка на конце рукоятки, подтверждая отправку команды. А вот об остальных деталях пультов нет информации.

Меня долго интересовали несколько вопросов: ручки на видеомониторе, круглое углубление ниже и левее экрана, устройство на которое на снимке указывает пальцем командир, плоское устройство стоящее на левой части пульта водителя, и еще много других мелочей на фото- и кинокадрах.



Работали телевизионщики с экипажем и в пункте управления луноходом. Благодаря чему С.П. мне объяснил назначение деталей на фотографиях пультов лунохода. Да и к слову телевизионщики работали не только там. С.П. рассказал, что номер в гостинице «Украина» (Симферополь) у водителей лунохода «Славы и Гены» был очень удобно расположен у буфета. Общение надолго не прерывалось )



На левой панели пульта командира всего один прибор, который оказался часами. А стоящий на левой части пульта водителя плоский прибор с толстым кабелем оказался индикатором номера телевизионного кадра.



Остальные точки над i расставила книга водителя лунохода В.Довганя Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам.. В частности оказалось номер телевизионного кадра и время впечатывались на фотоплёнку. Такой себе EXIF и архивация телекадров. Оцифруют ли их когда-нибудь все? Хотелось бы увидеть с привязкой к местности, например, в Google Moon.

Вячеслав Довгань, фактически единственный источник воспоминаний о луноходах. Его интервью, публикации фактически единственное, что можно найти. Его книга обобщает и уточняет много разрозненной информации в единую картину. Опровергает домыслы желтой прессы, описывая как на самом деле происходили события. Хотя пульты и рабочие места Вячеслав Довгань и не описал полностью. Белые пятна в этих вопросах С.П. стёр простыми ответами.

Микрофон и коробочка с прорезями громкоговорителя под телефоном — громкая связь. Довгань пишет, что вначале пытались работать в наушниках — оказалось неудобно.




Две ручки на мониторе — оказывается монитор это отдельное устройство, которое просто лежит на «лафете». В случае поломки его быстро поднимали за две ручки и заменяли запасным. А две ручки т.к. поднимали его два человека — весил монитор около 30 кг, примерно половина массы приходится на питающий трансформатор.




И наконец «ручки на видеомониторе, круглое углубление ниже и левее экрана» — ручки обычные телевизионные настройки изображения. А «круглое углубление» — оказалось еще одним экраном — осцилоскопом, показывающим наличие сигнала. Т.к. картинка на экране видеомонитора обновлялась редко, то осцилоскоп позволял сразу понять, что что-то произошло и следующей картинки не будет.



На этом всё.
@Rumlin
карма
37,5
рейтинг 0,3
Исследователь
Самое читаемое

Комментарии (34)

  • +4
    Откуда Вы взяли эту информацию?????

    чиновники в СССР решили, что значительно уточненное значение астрономической единицы является государственной тайной и исказили опубликованный результат эксперимента

    Точно что-то новое. Пока везде утверждалось, что они просто спешили и из нескольких получившихся данных просто взяли те, которые были наиболее близки к текущему параметру. Который был неверен. Из-за чего в научной статье Котельников уже подробно изучил все параметры и их возможные отклонения.

    http://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_38225#41

    Стр 42. И это логично. Ваша же версия мягко сказать странная.
    • +1
      Никому нельзя доверять. В одних мемуарах, что на Котельникова давили. В других, что результат засекретили чтобы не помогать полету американцев к Венере т.е. не помогать им получить приоритет. Как раз тот случай, о котором я и говорю — сами свидетели событий не оставили мемуаров и точно сказать ничего нельзя.

      По ссылке эту историю рассказывают, а что в реальности было неизвестно. Может ошибка ненамеренная. Может ученым удалось указать чиновникам, что недостоверность результата очевидна и подрывает репутацию советской науки.
      The cause of the Soviet error might have been rooted in Cold War competition, which placed Soviet scientists under great pressure to produce results quickly for political reasons. The Pravda and Izvestiia announcements appeared on 12 May 1961, six days after the Jodrell Bank, but before the Lincoln Laboratory, announcements. If published sources had guided Kotelnikov and his colleagues, they would have been the erroneous Lincoln Laboratory and Jodrell Bank results of 1958 and 1959, with which the Izvestiia value agreed closely (within 10,000 kilometers).

      The Cold War prevented communication and cooperation among planetary radar investigators. The Space Race in 1961 was still an extension of the Cold War; informal communications did not exist. Lincoln Laboratory did secret military research; JPL was a sensitive space research center with connections to ARPA, a military research agency. Jodrell Bank did not yet have ties with their Soviet counterparts. While Lincoln Laboratory, JPL, and Jodrell Bank personnel exchanged data, such informal links with Soviet scientists did not and could not exist.

      Kotelnikov and his associates at the IREE, after realizing their error, turned their attention to a complete analysis of the raw radar data recorded on magnetic tape with the help of a special analyzer. Their new value, 149,598,000 ± 3300 kilometers, agreed closely with those of the United States and Britain.49 Although the Soviet and British errors of measurement were greater than those of the American laboratories, they were far less than the values obtained by optical methods. The accuracy of the radar over the optical method and the general agreement among the preliminary results obtained in the United States, Britain, and the Soviet Union were the basis for a re-evaluation of the astronomical unit by the International Astronomical Union (IAU).
      • +3
        По этому тексту хорошо видно, что человек не знает причины ошибки и просто гадает. Другими словами анализирует потолок. Он сам пишет об этом в начале И нет смысла на него ссылаться. Та же самая полуправда.

        Есть ссылки на реальные мемуары действующих лиц? Потому, что утверждение очень серьезное. И, на самом деле, противоречит всему, что я знаю как об исследовании Венеры, так и структуре космических исследований. Засекречивание там были. С обоих сторон. Но по очччень веским причинам. Исключений я не знаю и радиолокация точно к ней не относиться.
      • +3
        Никому нельзя доверять. В одних мемуарах, что на Котельникова давили. В других, что результат засекретили чтобы не помогать полету американцев к Венере т.е. не помогать им получить приоритет. Как раз тот случай, о котором я и говорю — сами свидетели событий не оставили мемуаров и точно сказать ничего нельзя.

        И, на мой скромный взгляд, если точно сказать ничего нельзя, то и не надо писать такие серьезные утверждения

        чиновники в СССР решили, что значительно уточненное значение астрономической единицы является государственной тайной и исказили опубликованный результат эксперимента


        Также хотел отметить, что обе версии точно не от мира сего. Тогда все было иначе.
        • –1
          Зачеркнул. «Тогда все было иначе.» — со слов ветеранов сводилось к переламыванию через колено. В частности про Фобосы, которые погибли из-за начальства, которому было всё равно как и что будут делать сотрудники. Условия работы были далеко ненормальные. Что и привело к ошибкам. Наказать не виновных, наградить непричастных.
          • +1
            Вот я тоже говорил с ветеранами. И не помню там таких наездов…
            • +1
              Например в Москве есть автор этой статьи:
              Вот уж воистину как в анекдоте: только бледнолицый может два раза наступить на грабли.
              Потом лишь будут удивляться в случае неудачи, но виновных не найдут. А ведь весь наш предыдущий опыт говорит о том, что успех приходит не сразу. Достаточно вспомнить любую программу создания космических аппаратов — будь то пилотируемые космические корабли или АМС.
              Ну а теперь о том, кто же понес наказание. Про выговоры высшему руководству НПО им. Лавочкина по линии Министерства общего машиностроения я лично ничего не слышал. Фактически и генеральный конструктор В.М.Ковтуненко, и его первый заместитель, технический руководитель ГОГУ Р.С.Кремнев остались как бы в стороне. За то я до сих пор храню как орден приказ по НПО от 22.09.1988, в котором раздается всем сестрам по серьгам. Я просто процитирую его постановляющую часть:
              «Пункт 3. За ослабление производственной дисциплины исполнителей и недостаточную требовательность по своевременному вводу в строй наземных средств управления ЦУП зам. директора НИЦ т. Суханову К.Г. [он же заместитель технического руководителя ГОГУ] объявить замечание.
              Далее
              Пункт 4. За нарушение технологии проведения сеансов из ЦУП и ослабление требовательности к исполнителям начальник отдела 160 товарищу Церенину И.Д. [исполнявшему в ту ночь обязанности сменного технического руководителя ГОГУ] объявить выговор и лишить премии за III квартал на 100%. [Фактически его наказали за то, что раз решил проводить эксперимент с научным прибором, не предусмотренный программой полета.]
              Пункт 5. За недостаточный контроль программы сеанса и циклограммы ПВС начальнику группы товарищу Молодцову В.А. [технический руководитель группы управления] объявить выговор и лишить премии за III квартал на 100%.
              Пункт 6. За допущенную ошибку при вводе программы в ЭВМ инженеру товарищу Бойко А.Р. объявить выговор и лишить премии за III квартал на 50% [Посчитали, что в общем то оператор имеет право на ошибку.]».
              От себя добавлю, что помимо этого мне и Церенину почти на полгода задержали повышение в зарплате, которое проводилось в тот момент по всем предприятиям ВПК. Конечно, можно сказать, что это невысокая плата за гибель космического аппарата, но ведь у нас всегда виноватыми оказывались «стрелочники» или «рыжие».
              А теперь вернусь к тому, с чего начал. За прошедшие годы в различных средствах массовой информации появилось масса домыслов о гибели марсианских аппаратов, в т.ч. о гибели «Фобосов».
              Чего тут только не было: и вмешательство марсиан, и козни американцев, и диверсии, и даже неблагоприятное расположение звезд.
              В частности, я был непосредственным свидетелем, когда во время сеанса съемки поверхности Марса прибором «Термоскан» 26 марта 1989 г. (за день до гибели «Фобоса 2») на экране монитора появилась веретенообразная тень Фобоса на марсианской поверхности. Она послужила источником для написания стольких статей, что из них можно составить солидный фолиант.
              Однако появление всех этих статей не случайно, поскольку наблюдается страшный дефицит серьезной литературы, посвященной отечественной программе исследования планет Солнечной системы автоматическими станциями. По существу нет ни одного труда в России на эту тему. Я боюсь, что он и не появится никогда. Ведь живых участников создания межпланетных станций становится все меньше. Сами они почти ничего не пишут, да их об этом никто и не просит.
              А энтузиазм любителей космонавтики в основном направлен на пилотируемые полеты. Вот только один пример такой однобокости. Очень активно обсуждается, в т.ч. и на форуме НК, проблема пилотируемой экспедиции на Марс. И ведь никто даже не вспомнит, что у нас до сих пор не было ни одной удачной посадки автоматической станции на Марс. Да и в ближайшее время она не планируется. Для сравнения — американцы еще в 1976 г. с помощью «Викингов» высадились на Марс и начиная с 1996 г. при каждом удобном случае посылают к Марсу свои зонды. Тем самым они, набивая себе шишки, приобретают опыт, который может пригодиться при полете человека к Марсу.
              Мы же хотим совершить «большой скачок», как китайцы в 1960-е годы. Только всем известно, что из этого вышло.
              Одним словом, никто не пытается изучать ныне забытые страницы истории исследования Луны и планет советскими межпланетными станциями. Хорошо что хоть вышли прекрасные мемуары Б.Е.Чертока, в которых довольно подробно рассказывается о создании АМС до 1965 г. Их бы прекрасно дополнили мемуары главного создателя первых советских АМС Г.Ю.Максимова, но он ушел из жизни, так и не написав их.
              Что же касается периода после 1965 г., то здесь в отечественной литературе полный провал. Нет, конечно, в случае удачного завершения экспедиции появлялись дозированные сообщения о «блестящих достижениях советской науки и техники». После таких успехов в центральной прессе публиковались тщательно отредактированные статьи с некоторыми подробностями экспедиции. И все!
              В этих условиях недоговоренность и служит пищей для различных слухов и домыслов. Хочется надеяться, что история создания отечественных межпланетных станций не сгинет во времени и пространстве, а будет появляться хотя бы в виде отдельных фактов на страницах газет и журналов, на пример НК. Только так и будет подготовлена почва для серьезного исторического исследования по этой теме.
              В.А.Молодцов
              Новости Космонавтики 03/2004
              • +1
                Открою небольшую тайну. С Молодцовым я тоже весьма активно общаюсь. Увы. Пока по почте. И настрой у него совсем другой. Вырвать фразу из контекста можно всегда.
                • +1
                  Может просто не спрашивали как начальство могло выкрутить руки, если им что-то надо. В тексте есть ссылка на мемуары «Василий Сергеевич Лесников „Рядом с космонавтами. Американское время. 1970–1979 годы“» — там очень хорошо написано как «по партийной линии» проводили работы с несговорчивыми, делали карьеру и «шагали по трупам». Вполне допускаю, что Котельникову вывернули руки или вообще опубликовали материал с новыми цифрами, сами подписав от его имени без его ведома. Классически «А если не будут брать — отключим газ! ».
                  • +1
                    Ерунда. С вероятностью близкой к 100% если и было давление то только виде просьбы опубликовать материалы как можно быстрее. Что вызвало спешку. Не более

                    Вы вцепились в эту версию, откуда взяли не объяснили, и продолжаете накручивать вокруг все больше и больше нелепицы.

                    Хотя сам же Котельников пишет (копирую, так как вам явно лень сходить по ссылке)

                    image

                    И не вижу ни одной причины, почему нужно ему не верить. Не первая и не последняя научная ошибка.

                    • 0
                      Просто всё крутится вокруг «Полуправда – это правда для непосвященных». Что-то надо принять за правду, поверить и успокоиться. :)
                      После чтения мемуаров, советских публикаций, разговоров с ветеранами о быте, как они жили, чем занимались когда свершались эти «героические подвиги Советского народа», что просто не верю «советским газетам». Официальная публикация могла иметь серьезные последствия и там очень корректно подавали материал, чтобы не подставиться.

                      Котельников пишет «Как выяснено теперь». А почему выяснено? В чем причина? Просто так захотели сделать анализ фильтрами и выяснили свою ошибку? Или может просто разрешили им сказать по другому после реакции зарубежных ученых?

                      Американцы в свою очередь пишут «Kotelnikov and his associates at the IREE, after realizing their error, turned their attention to a complete analysis of the raw radar data recorded on magnetic tape with the help of a special analyzer.» — другая последовательность действий, чем у Котельникова. Поняли ошибку-> провели дополнительные исcледования -> Опубликовали результат.

                      Тут бы воспоминания О. Н. Ржиги и других участников бы помогли понять события и истину. Или может их ученики, родственники знают то, что было не для публики.
                      Есть правда светлая,
                      Есть правда темная,
                      Есть на мгновенье
                      И на времена.
                      Бывает добрая,
                      Бывает твердая
                      И только истина всегда одна.
                      • +1
                        Так прямо же написано. Вы статью почитайте. Котельникова. Который всем этим занимался. А не неких американских исследовтелей которые гадают на кофейной гуще. Сколько раз мне это писать?

                        Не надо искать черную кошку в темной комнате, если ее там нет. Вы еще спросите почему Кларк в 1962 году на Радиотелескопе Калтеха подтвердил ионосферную теорию, а Лунар Эксплорер передал всякую ерунду в 1966.

                        История с радиолокацией это даже не самая крупная и серьезная ошибка. По сути это вообще не ошибка. Так как в научных статьях ничего этого не было. Все было только в публикации в Правде опубликованной где-то через пару недель после эксперимента. Хотя обычно на обработку уходят месяцы.

                        Кстати, с Олегом Николаевичем я говорил. Этот вопрос не поднимался. Так как и сейчас не понимаю, как можно накрутить столько ерунды вокруг этой истории. Реально на голом месте и без каких либо оснований. Но про трудности его спрашивал. Увы, он уже многое не помнит, но больше говорил про другое.
                        • 0
                          Память не хранит долго плохое. К слову С.П. о жизни в СССР пошутил — В СССР было хорошо: вино дешевое и девчонки давали. А в деталях можно докопаться до неприятных воспоминаний: очереди на квартиры, скандалы, партработников-тунеядцев-интриганов, травившим людям жизнь.

                          О командировках вспоминал С.П. — для него это было больше отдыхом, чем работой. Но об специалистах он сказал, что никакой личной жизни у них не было — молодые люди месяцами не были дома находясь в командировках, то на Байкануре, то на заводах, то в Крыму. Отсюда и пьянство и случайное «женское/мужское общество». К слову он от них узнавал много новостей, которые в СМИ не публиковались. Он догадывался что что-то случалось, когда вдруг они отзывались из командировки, а почему уже узнавал позже в разговорах. Условия
                          жизни в гостиницах были спартанские.

                          Вот например об условиях работы вспоминает Кержанович В.В. во время работ по Веге (из упомянутой американской книги (страница 398), потому на английском).
                          The opportunity thrilled Kerzhanovich: reap a couple days of balloon-borne wind readings, versus less than one hour’s worth during a lander’s descent. And Vega planners wanted nothing less than a full, three dimensional representation of the balloon paths as they drifted! He was in.

                          At Yevpatoria station the reddish-colored hotel, if it could even be called that, would’ve struggled to qualify as one-star. “Primitive,” remembered Kerzhanovich. “It’s not hotel in common understanding. More like a dorm.” He described its white-walled rooms as “small, like prison cells inside,” with a shared bathroom on each of the three floors to accommodate the dozen-odd Space Institute guests—plus another forty or so in the Lavochkin contingent. Despite the swelling census, “I never remember any big arguments there.” No snoring issues, dueling elbows, or jostling for bathroom time. People had different expectations from those of recreational travelers. What about the breakfast buffet? Donuts and coffee? Questions like that only get Kerzhanovich laughing again. “But at least this is more convenient than stay in Yevpatoria,” owing to unpredictable work hours and the hassle of commuting.

                          На 137 есть воспоминания разработчиков Лунохода, что они так загружены работой, что просто оборудовали жильё на заводе т.к. поездка домой не имела смысла.
                          He wouldn’t be leaving any time soon, either. “We fixed up the offices so that we could sleep there,” said Alexander Kemurdzhian of their amped-up workload. “We brought in mattresses, sheets, blankets, and called that part of the plant the ‘Char-Mash Hotel’ because we usually manufactured chars, which means tanks.” Indentured servitude became the norm; explicit permission had to be granted in order for someone to even leave the plant.

                          На 141 странице воспоминания И.Розенцвейга, единственного из разработчиков шасси Лунохода, кто еще жив:
                          So much cutting-edge stuff and yet so much gravel-road backwardness, Juxtaposed with their freshly scrubbed, state-of-the-art operation, Trans-Mash’s working conditions seemed positively abhorrent. Rozentsveyg labeled this a “cauldron of contradictions.” “We ate badly,” he said, as only one of many examples. Frontline workers could partake from either of two main cafeterias. “The usual food, very monotonous and nonnutritious,” came his allegations. “You could buy kefir, a glass of liquid sour cream, dried fruit compote. We did not see any fresh vegetables.”

                          На 114 странице есть воспоминания Александра Базилевского, геолога, о работе с Луноходом.
                          He and Boris Nepoklonov retreated back through the weather and two security gates to their lackluster hotel accommodations. Five-star they weren’t.

                          “We stayed four people in one room,” said Basilevsky, “with women and men restrooms in the corridor at each floor.”

                          На 170-й странице как повлияли командировки на его личную жизнь:
                          Alexander Basilevsky, the geologist from Voronezh, returned home to his wife. And a divorce. He sort of saw it coming. “You know,” offered the man, with a touch of sentiment, “it’s not very good for family life when for about a year you are two weeks at home and two weeks out of home, two weeks at home, two weeks out.” The couple never had children.


                          В книге Шесть лет и вся жизнь
                          В связи с этим группа управленцев перебазировалась в центр управления НИП-16 — самый первый наземный измерительный пункт, созданный к запуску Юрия Гагарина. Этот измерительный пункт был родоначальником наземного комплекса управления.
                          Наша группа управления оказалась на НИП-16 впервые. Нас разместили в номерах гостиницы, а автора, как руководителя группы управления, в люксе… Видимо, Георгий Николаевич сделал командиру части многозначительное представление.
                          /////

                          Одновременно с нами прибыла и наша достаточно крупная научная группа, в составе которой были кандидаты и доктора наук, и даже один академик. Мест в гостинице для научной группы не оказалось, и на газоне растянули палатку, в которой и разместили всю разнополую и великовозрастную научную группу, естественно, без всяких удобств. Автор, тогда еще молодой человек, чувствовал себя неуютно и с настоятельной просьбой обратился к командиру:
                          — Георгий Александрович, переселите меня в палатку, а академика на мое место.
                          — Тебе работать… — без обиняков ответил Георгий Александрович Сыцко — и живи там, где живешь.
                          Научная группа, естественно, «качала права», но Г.А.Сыцко был неумолим.


                          Еще что-то было из бытового в воспоминаниях специалиста о некомфортных условиях на НИП во время работы с какой-то КА Луна, перед Луна-9, но не вспомню источник и детали. Там был момент, что работа велась в ураган и антенна ТНА-400 работа при предельных нагрузках.
                          • 0
                            Гостиницы с клопами и пыльные дороги — Все это довелось нам, товарищ, увидать, — Пускай газеты пишут, что мы живем как боги, — Давай помнем газеты и сходим погулять…

                            Причем здесь это?? Я не бытовые условия спрашивал, а про оччччень странную фразу, что кто-то решил засекретить астрономическую единицу…
                            • +1
                              Я верю, друзья, что пройдет сотня лет
                              И мир позабудет про наши труды
                              Но в виде обломков различных ракет
                              Останутся наши следы!

                              Это припев. Сам вариант «Четырнадцати минут» от работников космодрома есть в мемуарах Чертока.

                              Люди той поры были не только умны и остроумны, но еще и склонны к самоиронии… Да, было время…
                            • 0
                              На английском Котельников опубликовал результат в октябре 1961 в статье «Radar contact with Venus».
                              According to preliminary data the astronomical unit was found equal to 149 457 ± 130p thousand kilometers where p is an integer

                              Что соответствует "Pravda value (8) 149,457,000 ±130,000P". Достаточно много времени для того чтобы понять ошибку и отозвать публикацию.

                              Но вполне логично выглядит искажение, если в ближайшее время ожидался запуск американского аппарата к Венере.
                              • 0
                                Там черным по белому написано

                                Presented at the Convention on “Radio Techniques and Space Research” in
                                Oxford on 5th–8th July 1961

                                И

                                Manuscript received by the Institution on 5th July 1961.

                                Все подобные статьи и тогда и сейчас составляются за несколько месяцев.

                                И все это никак не могло повлиять на полет к Венере. Там вообще все иначе было.

                                Ладно, верьте раз абсурдно. Только учтите, что это даже не полуправда. А прямая дезинформация.
                                • 0
                                  На английском тоже написано. Чем Wiki не авторитет? )
                                  1961 April 18 and 26 – radiolocation of the planet Venus. However the initial value of the AU deduced, and the time for the planet to rotate, were incorrect. These were later corrected to agree with other groups.

                                  Всё хорошо, а душок остался. Скорее всего были люди, которым такой результат не показался случайной ошибкой. В основной массе в публикациях же пишут об ошибке, иногда с интересными деталями, как здесь Venus Alive! by Frederick Suppe
                                  Chapter 4
                                  Venus Unmasked

                                  However, some early radar attempts were noteworthy failures. Using their erroneous 1959 data (which had claimed to confirm the Millstone 1958 radar detection of Venus), Evans and Taylor at Jodrell Bank published an estimate of 20 days rotation. Then using 1964 Jodrell data John Thompson calculated both a forward and a retrograde period of about 225 days, but dismissed retrograde motion as extremely unlikely.
                                  In 1961 a Soviet team working in the Crimea got an estimate of 11 days, perhaps 9-10 days, and missed the retrograde motion. Their estimates were based on the same data that produced an estimate of the AU that was at odds with other 1961 radar determinations. (Later, reevaluation of the same data in light of new 1962 observations would lead them to produce a revised estimate of 200-300 days retrograde.).

                                  К сожалению настолько старых публикаций мало в сети, чтобы увидеть мнение современников об этих результатах. Из того что есть, понятно, что на октябрь 1961 года яркая недостоверность результатов была очевидна.
            • 0
              Подтверждаю. Работал под началом Б.В. Непоклонова, занимавшегося «Луноходом» и системой гражданского ДЗЗ. Ничего, подобного написанному автором заметки, тот не упоминал ни разу. А были серьёзные разработки и были серьёзные достижения.
              Теперь всё закончилось. Непоклонов ушёл в 1985 году, не застав крушение советского космоса и начала кампании очернения всего подряд, что было достигнуто во всех сферах жизни.
              • 0
                К слову о Непоклонове внятного памяти нет. Самое подробное что о нем находится — маленькая современная заметка от бывшей коллеги.
                Фото почти нет, и то его по костюму и по прическе можно угадать где он
                image
      • +1
        Впрочем, при этом, есть реальная статья Котельникова. Ссылку на которую я уже дал. В которой он объясняет почему так произошло. И без всякой теории заговора
  • +2
    Хорошая работа. Опечатка есть — не «Метеор-1», а «Молния-1», тут еще один вариант картины (№2) http://fishki.net/1248152-kosmos-alekseja-leonova.html
    • 0
      Спасибо. Да, о чем-то другом задумался.

      В этом каталоге изображение подписано А.Леонов «В полёте Молния-1» (1972)
  • +5
    Спасибо, очень интересно. Так хочется, чтобы эта и вообще вся информация хранилась бы в музеях, госархивах, была описана, объяснена и была доступна всем желающим. Но пока надежда только на личную инициативу отдельных людей…
  • 0
    Раз уж меня тут обвинили в полуправде, пожалуй прокомментирую.

    Напомню, что сравнивалось это фото:
    image

    С этим фото:
    image

    Поищите его, и поймете, что я имел в виду под «такой популярностью».

    Кратер Эйткена был впервые снят в ходе миссии Lunar Orbiter II в 1966 г. Поэтому фото «Зонда-8» 1970 г. на первенство претендовать не может.

    Снимки «Зонда-8» опубликованы на сайте Астрогеологического отделения геологической службы США. Поэтому напускной ореол таинственности этого фото излишний.

    Панорамы с «Луноходов» опубликованы на сайте ГЕОХИ.

    Хотя, конечно, отсутствие общего фотоархива советских миссий — это проблема, которую на официальном уровне, судя по всему, решать не собираются.
    • 0
      Идет сравнение с
      Одна из самых известных фотографий ХХ века

      Но критерий «самый» сродни вкусу и цвету. С моей точки зрения фотография, сделанная астронавтом Уильямом Андерсом во время миссии «Аполлон-8» была более популярной на Западе(Earthrise on Christmas Eve: The Picture That Changed the World). Цветные снимки, Аполлон-8 стали первыми американскими, снятыми возле Луны и не могли активно не печататься, слишком большой эффект.
      Earthrise, December 1968 – the first picture of our world taken from space was published 40 years ago this week and still retains its haunting power
      The image was captured during Christmas Eve 1968 but the photographs themselves appeared for the first time in print 40 years ago this week. It was an image that would eventually launch a thousand environmental movements, such was its impact on the public consciousness.

      В контексте текста я не сравниваю тираж, а показываю, что в СССР был свой аналог и категорично утверждать «Схожее фото не получило такой популярности даже в России» нельзя. Тираж мы не узнаем.

      Судя по Web Archive на сайт на сайте Астрогеологического отделения геологической службы США фото попали в 2015 году.

      Публикация панорам www.planetology.ru намного более старее — как минимум 2009 год. Собственно глава лаборатории А.Базилевский, упомянутый тут в комментариях в контексте мемуаров. Он же знаком очень давно с упомянутым американским программистом и видимо это часть тех фото, сканирование которых он оплатил. К слову у них есть совместная интересная научная публикация к теме жизни на Венере, вопрос которой поднял Ксанфомалити Л.В, обратив внимание на артефакты на панорамах. Американец, пишет (в русской адаптации Базилевским) как была реализована передача и кодирование изображения и какие при этом могут возникать артефакты изображения.

      А в общем да, несколько капель из потока бесследно исчезающих из бюджета денег могли бы пойти на хорошее дело. Но очень сомневаюсь, что если и выделят деньги на это, то того, что останется после дележки хватит на достойную реализацию.

  • +1
    Ещё один «малый ЦУП» был в ИПМ им.Келдыша на калужской (там же и ИКИ был, и «воентехпроект») — два ряда (один — двухярусный стеллаж, второй — просто длинный стол) ЕС7920, емнимс, и VDT-340 плюс проекционный телевизор Sony в углу (там при мне трансляция с космодрома была).
    Вот.
    Ежели кому интересно.
    • 0
      jno интересно бы фото увидеть. У меня есть серия фото некого зала с почти одинаковыми ракурсами на экран и стол. Может это «зал отображения» в Москве.
      Вскоре после этого некоторых журналистов разрешили пускать в зал отображения, и в центральной прессе (до телевидения было еще далеко) появились первые фотографии зала. Правда, это были постановочные кадры, а не снимки реальной работы.

      Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/1357/ (Наука и жизнь, ИСТОРИЯ ЦУПА: ТРУД, РАДОСТИ, МЫТАРСТВА)

      • +1
        Фото не осталось. Я в ИПМ в конце 80х делал диплом и случайно попал в «малый ЦУП» в момент первой попытки запуска «Буран/Энергия» — прощёлкал время выхода (у меня до 23 был) и остался. А тут — такое… :)

        Зал на фото — не знаю.
        • 0
          И фото ИПМ не гуглятся. Может где-то у пенсионеров или в архиве и есть, но будут ли опубликованы, а если и опубликованы где в Одноклассниках, то станут ли известны.

          Кстати недавно в Одноклассниках автором сайта kik-sssr.ru был найден на страничке у военного пенсионера уникальный фотоальбом, когда-то был секретным.
          Если интересно, какие артефакты могут быть:
          image
          • +1
            Если интересно, могу добавить, что баллистики там использовали, в том числе, язык РЕФАЛ (рефал-2 на ЕС) ради «длинной» целочисленной арифметики.
      • +1
        ВЦ ИПМ обрабатывал телеметрию с запускаемых КА — три АС4 (это такие БЭСМ-6 с ЕС-овской периферией) считали. И готовили баллистические расчёты (до запуска).
  • +1
    Интересно получилось ли что-то у maxgorbunov ?

    И да, и нет. Помимо личного общения, по совету представителя РКС, я написал официальное обращение в Роскосмос. Это обращение восприняли там довольно позитивно, но пока что есть информация (официальный ответ, на бланке :) ) только по тем приборам, которым занимались в НИИ-885 (ныне АО «РКС»). Об этом постараюсь сделать небольшое сообщение к 12 апреля, пока просто отмечу, что удалось лишь конкретизировать серию германиевых транзисторов, использовавшуюся в Спутнике-3 — это П-403 в радиопередатчике «Маяк».
    Некоторыми системами 2-го и 3-го спутников занимались в ОКБ МЭИ, но пока от них информации нет: не факт, что у них вообще сохранился архив.
    • 0
      Американцы, исследователи истории, тоже писали заказные письма в адрес рос.предприятий. Иногда получали ответы. (наблюдал такие истории на Facebook). Но в основном глухо.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.