20 апреля 2016 в 14:45

Очки в новую реальность: руководство по выбору HMD из песочницы

Классификация устройств виртуальной реальности

Статей про устройства виртуальной реальности написано уже довольно много. В некоторых дан обзор характеристик, в других приводятся длинные списки, которые путают пользователя и не дают представления, зачем это все нужно, и как в этом во всем ориентироваться.


В действительности, все достаточно просто, т.к. необъятное количество устройств имеет всего несколько ключевых различий, которые и определяют их возможности и функции. Ниже я опишу классификацию, которой мы пользуемся у себя в компании. Она дает представление об основных типах устройств на рынке и о том, как их можно оптимально использовать.

Давайте сначала разберемся с классификацией. Часто, когда речь заходит про устройства виртуальной реальности, то мы можем услышать определение HMD (head-mounted display) или «шлем виртуальной реальности». Одни из первых цифровых виртуальных устройств были довольно громоздкими (например, Forte VFX1) и действительно напоминали шлемы, которые полностью закрывали голову.

Современные же устройства значительно легче и удобнее своих предшественников, в связи с чем все чаще применяется термин virtual reality glasses (очки виртуальной реальности).

Однако нередко те же устройства называют и virtual reality headset. Если Вы зададите в поиске любой из 3-х запросов: HMD, virtual reality headset, virtual reality glasses — получите примерно один и тот же результат. Чтобы окончательно не запутаться во всем этом многообразии, мы классифицировали устройства по типам, выбрав условное название для каждого.

Мы разделили устройства на 2 основных типа:

  1. Стационарные системы виртуальной реальности c интегрированным дисплеем — назовем их «шлемы», т.к. за счет разных комфортабельных креплений они визуально выглядят довольно массивно, зато обеспечивают максимальное погружение.
  2. Мобильные системы виртуальной реальности с использованием смартфона — назовем их «гарнитуры», т.к. они, как и, к примеру, наушники, являются лишь частью общего механизма «погружения» в мир виртуальной реальности.

Именно мобильные системы имеют самый широкий спектр устройств, потому их мы, в свою очередь, разбили еще на 3 подтипа: фирменные, премиум-устройства и простейшие устройства.

Общая структура нашей классификации в итоге выглядит так:

  1. Стационарные шлемы виртуальной реальности.
  2. Мобильные гарнитуры виртуальной реальности:
    • простейшие;
    • премиум;
    • фирменные.

Мобильные гарнитуры


Начнем с самого разнообразного — с гарнитур. Гарнитурами мы их назвали именно потому, что такая система является лишь оболочкой и требует дополнительного устройства для полноценной работы. По сути, это коробочка из пластика или картона, с линзами (в некоторых случаях — с механизмами или электроникой), которая вместе с вашим смартфоном, выступающим в роли дисплея и компьютера, превращается в устройство виртуальной реальности.

Плюсом всех гарнитур является их мобильность — в них отсутствуют какие-либо провода, вы всегда можете взять их с собой и просматривать контент хоть в самолете.

Общим минусом таких гарнитур является их ограниченность в производительности. Ни один, даже самый топовый, смартфон пока еще не может сравняться с компьютером, а значит, и контент для таких устройств будет иметь несложную графику, не требующую ресурсоемких просчетов.

Безусловным лидером в данной категории является Samsung Gear VR. Нам кажется странным, когда его ставят в один ряд с остальными мобильными гарнитурами, т.к. ни одна другая гарнитура не имеет такого комплекса возможностей.

Простейшие


Google Cardboard

Эти устройства виртуальной реальности, как можно понять из названия, просты в реализации и имеют наименьший функционал. Все они чаще всего представляют из себя пластиковый или картонный корпус и линзы.

Пластиковые решения, как правило, дороже, долговечней и качественней.

В этой статье мы не будем делать обзоры таких устройств, это займет очень много времени, и тут очень хорошо работает поговорка «на вкус и цвет все фломастеры разные».

Все зависит от:

  • вашего размера головы;
  • особенностей зрения (например, помещаются ли очки в гарнитуру?);
  • габаритов смартфона (не любые телефоны поместятся в любые гарнитуры);
  • удобства крепления смартфона к гарнитуре (иногда, пока вставляешь в нее смартфон, он выключается, что сильно раздражает)

и множества прочих эргономических и эстетических аспектов.

Плюсы

Плюс этих гарнитур — доступная цена и возможность использовать практически любой смартфон, обладающий достаточной мощью, чтобы запустить на нем приложение виртуальной реальности.

Минусы

Список минусов несколько обширнее:

  • отсутствие гарантий стабильной работы приложения, т.к. разработчики не знают наверняка, какой именно смартфон вы будете использовать, и насколько он производителен;
  • отсутствие возможности управления — большинство подобных решений не имеет органов управления, и Вам потребуется покупать Bluetooth джойстик;
  • качество трекинга положения головы. Подобные гарнитуры не имеют встроенных датчиков, и используют датчики (акселерометры и гироскопы) смартфона, и могут не всегда точно и быстро стабилизировать изображение. Все это может влиять как на качество погружения, так и на комфортное восприятие виртуальной реальности;
  • качество линз — чаще всего используются простые пластиковые линзы небольшого размера, чтобы удешевить стоимость;
  • недолговечность — как правило картон быстро пачкается от соприкосновения с кожей и со временем рвется в местах крепления смартфона.

Наиболее совершенную линейку простейших устройств представляют Сardboard или Сardboard-certified устройства.

Они имеют схожую конструкцию, иногда также симуляцию контроллера — специальную кнопку или нишу для пальца, чтобы нажимать на экран. Это позволяет, например, пострелять в аркадных играх. Также такие устройства предполагают калибровку через специальные приложения. Она позволяет применить оптимальные настройки для вашего телефона при использовании конкретного устройства виртуальной реальности.

Линейка Сardboard изначально разрабатывалась компанией Google как демократичное устройство, стоимостью 20$, однако сейчас среди Сardboard-certified устройств встречаются и стодолларовые экземпляры. В России можно найти подобные устройства от 250–300₽.

В целом, это очень массовое решение — такие гарнитуры все чаще раздаются компаниями в качестве мерчендайза на выставках и мероприятиях и могут поставляться вместе с товаром, трансформируясь из упаковки, например, хлопьев. Это наиболее дешевый вариант для первого знакомства с виртуальной реальностью, однако — увы — далеко не самый качественный.

Homido Mini

Если продолжать список, есть еще различные вариации на тему, такие как «пенсне виртуальной реальности» (термин не распространен). Они не закрывают обзор окружающего мира, но очень компактны, и позволяют просматривать ВР контент. Правда, уровень погружения не сравним с «глухими» вариантами гарнитур и шлемов. Зачем нужны такие «пенсне», пока не очень понятно. Весь мир экспериментирует с ВР устройствами — возможно, и они найдут свою нишу. Пока же они представлены довольно ограниченным количеством производителей, в отличии от всех остальных гарнитур виртуальной реальности.

Премиум


Homido VR

Премиум устройства схожи с простейшими по конструкции — они также подходят для большинства смартфонов, однако изготавливаются из пластика, оснащаются хорошими линзами и имеют ряд преимуществ в зависимости от модели.

Например, ключевым преимуществом очков Homido является их удобство в использовании с очками; компания Zeiss разработала VR One, оснащенные, как и ожидалось, отличными линзами. Отечественная разработка Fibrum идет сразу с Bluetooth джойстиком, что довольно удобно.

В целом, такие устройства дублируют простейшие, однако они более долговечны и предоставляют бóльший комфорт, т.к. могут быть снабжены удобными креплениями на голову, мягкими материалами в местах соприкосновения с лицом и т.п.
 Такие гарнитуры стоят в среднем от 50$ до 120$.

Фирменные


Samsung Gear VR

Samsung Gear VR

Гарнитура Gear VR стала самым популярным гаджетом среди всех гарнитур виртуальной реальности за исключением Сardboard. Однако, в отличие от Сardboard, качество экспириенса в Gear VR значительно выше, и одна из основных причин успеха — это полная совместимость гарнитуры с линейкой смартфонов компании.

Под совместимостью в данном случае подразумевается не просто подходящий размер смартфона, как в случае с простейшими и премиум-устройствами, а совместимость с hardware и software смартфона, встроенные датчики, контроллеры и многое другое — т.е. полноценное взаимодействие смартфона и гарнитуры. Это стало возможным только благодаря использованию единой платформы разработки смартфона, гарнитуры и создания целой экосистемы.

Что надо знать про это устройство?

  • Это детище компаний Samsung и Oculus.
  • Его можно купить во всех фирменных магазинах Samsung в России и еще в некоторых магазинах, продающих технику.

Как было сказано выше, это не просто кусок пластика — смартфон вставляется в гарнитуру, подключаясь к ней, что дает сразу ряд преимуществ:

  • в гарнитуре стоят несколько высокоточных гироскопов, и именно они обеспечивают максимально качественный трекинг движений при использовании ВР;
  • на борту гарнитуры есть органы управления: тачпад (с возможностью свайпа), громкость, кнопка «назад» — это очень удобно, так как позволяет осуществлять большинство необходимых манипуляций прямо с гарнитуры;
  • гарнитура имеет датчик света, которая позволяет определять, снята или надета гранитура. Если она снята, то телефон автоматически переводит приложение в режим сна, что хорошо сказывается на экономии заряда телефона.
  • Но самое главное — это целая экосистема, с магазином приложений Oculus Store, где прямо в ВР можно скачать приложение, с мощной связкой на уровне железа и софта телефона, что обеспечивает максимальную производительность для ВР контента.
  • Доступные на сегодняшний день Gear VR работают со всеми моделями линейки Galaxy, а также Note 4, Note 5.

В общем, если вы любите Samsung, то это решение точно для вас — лучше гарнитуры пока не найти! Но в этом и минус — если у вас не Samsung, то… вам придется его купить! 


Детальные характеристики Samsung Gear VR.


Стоимость составляет 100$, но производитель периодически проводит акции и дарит гарнитуру вместе с покупкой флагманов Samsung.

Huawei VR Headset

Мы думаем, что в будущем у каждого крупного производителя смартфонов будет своя гарнитура виртуальной реальности. На текущий момент много кто пытается повторить опыт Gear VR и делает свои ВР гарнитуры, которые также будут интегрироваться со смартфоном и экосистемой. Например, недавно вышла гарнитура от Huawei.

Стационарные шлемы виртуальной реальности


Несмотря на меньший объем представителей, рынок стационарных шлемов не ограничивается только приведенными ниже устройствами, но мы остановимся только на полностью готовых решениях.

В общих чертах, стационарные решения, по мнению многих, позволяют испытать «настоящий» ВР. Это связано с тем, что стационарные решения, в сравнении с мобильными, позволяют воспроизводить контент с высоко полигональной графикой, имеют высококачественные линзы специальной формы, бóльший FOV (field-of-view — угол обзора), дисплеи с высокой степенью плотности пикселя и высоким разрешением, что обеспечивает отсутствие эффекта screen-door (эффект пикселизации).

Более того, некоторые устройства позволяют отслеживать ваше положение в пространстве, а значит, вы сможете физически передвигаться в виртуальной реальности!

Однако и здесь есть свои издержки, которые принято причислять к минусам. Стационарные решения являются проводными и подключаются к PC или консоли. В случае с PC — подойдет далеко не каждый. То есть помимо дорогого устройства виртуальной реальности, надо будет разориться еще и на топовый компьютер. Уже сейчас существует отдельная линейка PC и ноутбуков с маркировкой VR-Ready, ассортимент которой постепенно расширяется.



Oculus Rift

Oculus Rift

Конечно, самый узнаваемый среди всех шлемов — это Oculus Rift. Это очень легкое, удобное в использовании устройство, с высоким качеством картинки, без сетки пикселей (эффект SDE), со своим магазином проектов — в общем, полностью готовое к использованию. Многие пытаются его сравнивать с девелоперскими версиями (DK1, DK2), но благодаря всем описанным выше характеристикам обеспечивается максимально комфортное и качественное погружение, ничем не похожее на использование Developer Kit версий.

Oculus подключается к стационарному PC. Mac пока не поддерживается, и большинство PC ноутбуков — увы — тоже. Такое ограничение связано с высокими требованиями, предъявляемыми к характеристикам компьютера.

Одной из привлекательных особенностей Oculus является встроенная возможность использования 3D audio — звук не просто слышен из наушников, но в прямом смысле окружает вас, что создает неповторимый эффект полного погружения.

Также к концу года производитель обещает выпустить джойстики, которые, однако, все с нетерпением ждут уже сейчас, т.к. подобные решения уже представлены у конкурентов.

Цена Oculus Rift — 600$.

Детальные характеристики Oculus Rift.

HTC Vive

HTC Vive

Прямой конкурент Oculus. Устройство также подключается к PC. Однако, по сравнению с Oculus, имеет бóльшую возможность трекинга движений пользователя благодаря технологии Lighthouse. 2 датчика позволят Вам свободно передвигаться в пространстве 4×4 м. Также преимуществом HTC являются их контроллеры, которые уже активно используются в разных проектах под данную платформу.

С Vive Вы сможете в буквальном смысле слова пройтись вокруг дома или заглянуть за угол, нарисовать руками виртуальную картину и многое другое.

Цена — 800$ за весь набор: шлем, датчики движения, 2 контроллера.

Детальные характеристики HTC Vive.

Sony PlayStation VR

PlayStation VR

Данное устройство, в первую очередь, ориентировано на владельцев приставок PS4 или на тех, кто собирается их приобрести. Это несомненный плюс, так как не надо покупать никакого специального компьютера. При наличии консоли — остается только купить PlayStation VR, который обойдется в 400$, с набором контроллеров — в 500$.

Количество владельцев PS4 крайне велико, и Sony строит довольно оптимистичные планы по продаже нескольких миллионов ВР устройств после старта, что кажется вполне реальным, так как ценовой порог входа значительно ниже конкурентов. Именно по этой причине их можно причислить к одним из самых ожидаемых ВР релизов 2016 года.

Детальные характеристики Sony PlayStation VR.


На этом основной список заканчивается, но рынок постоянно пополняется чем-то новым, каждый день выходят новые проекты, ВР камеры и устройства. Безусловно, чем активней будет развиваться ВР, тем быстрее устаканятся классификации, и тем проще и понятней станет выбор.

Мы привели свое видение, которое позволяет нам четко осознавать различия и функциональность платформ и устройств. Надеюсь, этот материал поможет и вам.

Спасибо Тасе Нагиной и Егору Бердникову berdnikov за помощь в подготовке материала.
Дмитрий Кириллов @VRARLAB
карма
3,0
рейтинг 0,0
CEO in VRAR Lab & COO in Cerevrum Inc
Самое читаемое

Комментарии (34)

  • 0
    Имеется Cardboard, использую с OnePlus One. В большинстве VR-приложений вижу двоение, причем задвоенные изображения на довольно приличное расстояние расходятся. Думал, может с моим зрением что-то несовместимо (одним глазом хуже вижу), давал друзьям попробовать — тоже видят двоение. Интересно, что-то можно с этим сделать, а то вообще неюзабельно?
    • 0
      Подскажите, а была ли проведена калибровка перед запуском приложений? перед первым использованием рекомендуется провести калибровку. Для этого необходимо скачать приложение Cardboard в Play Store. После запуска, в нижней части экрана приложения появится попап с предложением начать калибровку. Вам потребуется отсканировать QR код кардборда для настройки. Если конечно это официальный Cardboard или Сardboard-certified.
      • 0
        Да, калибровал. У меня от ZAAK ZURICH.
        • 0
          ZAAK ZURICH входит в список Cardboard Certified устройств, и для него применима та же калиброва, что и для фирменных устройств от Google. Если она пройдена, то самой вероятной причиной раздвоения изображения может стать некачественная реализация устройства (несоблюдение расстояния между глаз, некачественные линзы и т.п.). К сожалению в слепую тяжело диагносцировать проблему.
    • 0
      Имею картонный cardboard, Fibrum и ещё два китайских шлема (baofeng 1 и 4).
      В Fibrum сильное двоение на периферии, в одном из китайских с большим углом обзора — тоже (друзьям давал смотреть — подтвердили, телефон nexus 5). В другом китайском шлеме нет двоения, но там угол обзора очень маленький. В картонном cardboard двоения нет по той причине, что там вся периферия обрезана, видна только центральная часть картинки. В итоге я пришёл к выводу, что все гарнитуры на основе cardboard отстой, т.к. либо имеют маленький FOV, либо двоят.
      Было бы очень интересно посмотреть Gear VR — говорят, там отличное изображение, вероятно из-за идеального подгона оптики к конкретным аппаратам
      • 0
        GearVR на самом деле не имеет таких проблем, так как там гарнитура и телефон подогнаны под все нужные характеристики, а так нужна или калибровка которая есть у Cardboard Certified устройств, но и она не всегда спасает, если устройство имеет дефекты или линзы не правильно вставлены.
        У Fibrum такое происходит и на их приложениях?
        • 0
          Не зависит от приложения, т.к. даже если закрыть один глаз, то второй видит чёткую картинку только в центральной части изображения, а по краям всё размыто. Проблема явно в оптике.
          • 0
            По краям и у GearVR не самое оптимальное качество, хотя лучше чем у остальных мобильных гарнитур, это из-за искажений изображения, подразумаевается что человека больше смотрит на изображение перед собой, а не на переферию. Некоторых людей кто замечает искажение на переферии это довольно сильно раздражает и иногда мешает.
    • 0
      Чтобы изображение не двоилось на OnePlus One:
      Зайдите Настройки -> Дисплей -> Плотность экрана
      Переключаете на 360 DPI или 320 DPI
      Всё, изображение не двоится.
      • 0
        It's a miracle! Действительно помогло, спасибо большое за совет!
        • 0
          Всегда рад помочь…
          • 0
            Круто, мне почему-то показался странным такой совет, но я ошибался, это какие-то особенности конкретной модели телефона?
            • 0
              В Cardboard расстояние линз настроить нельзя, а плотность экрана 320 DPI увеличивает количество вмещаемой информации на экране. То есть мы программно увеличиваем расстояние линз. Настроек плотности экрана в обычных сборках Андроид нет, но на OnePlus One есть данная настройка, в этом плане владельцам данного устройства повезло.
              Это есть в любых прошивках Cyanogenmod, и других популярных прошивках.
              • 0
                Спасибо большое за пояснение!
  • +2
    Ощущение будто бы статья обрывается… такое развернутое начало в итоге описан только один пункт классификации
    • +1
      Что-то пошло не так, разбераемся, 3/4 статьи пропало, хотя на предпросмотре все было ок.
    • 0
      Статья стала полной
      • +1
        Спасибо команде geektimes за быструю реакцию)
  • 0
    А где продолжение? В следующей статье?
    • 0
      Отписал выше, что что-то пошло не так, разбераемся, все в одной статье.
    • +1
      Продолжение вернулось
  • 0
    Даже не полной эта статья радует количеством информации о разных девайсах.

    По моему геймерскому мнению — самая большая проблема на данный момент для выбора «нормальных» шлемов — на какой из них больше софта. При этом (пока) можно вычеркнуть шлем от сони — по причине полного вендор лока, и лично я сомневаюсь что для тех у кого нет плойки но есть комп достаточно мощный для окулуса/виты — шлем станет аргументом для покупки консоли. Про телефоны же сказать сложно, там и обычные то игры оставляют гнилой привкус браузерных казуалок времен начала 00ых, сомнительно что будет нечто достойное покупки шлема.
    • 0
      Софта появляется все больше, пока конечно самый рассвет технологии, поэтому выбор не грандиозный, но PS заявила что делает около 100 проектов под VR. Что касается покупки консоли, то это может быть оправдано, так как это дешевле чем новый VR-Ready PC.
      Что касается мобильной виртуальной реальности, то она примечательна тем, что у многих уже есть в кармане, остается сделать красивую полигональную графику, что уже получается у некоторых комманд, посути это как и с обычными мобильными играми, их едва можно сравнить с играми на консолях и PC. Также у мобильного VR большое будещее в рамках просмотра 360 видео контента.
      • 0
        Больше софта — это хорошо, правда ждем качества из количества, хотя для Элиты я уже облизываюсь на окулус, или виву, не решил еще.
        Консоли… это отдельная тема, про качество их игр можно писать много и долго, но если по минимуму — прозвище «кинцо за 2300» не с пустого места возникло, да и их «инновационные нововведения», хотя-бы в виде ограничения на 4 пушки в шутерах, продолжают портить геймплей по сей день (хотя в Journey я бы сыграл с ВР, пожалуй единственный стоящий эксклюзив для третьей плойки если не учитывать очень узконаправленные симы и гоночки).

        Опять-же, насколько я помню, у ВР плойки внешний вычислительный блок, занимающийся особыми извращениями(ТМ) чтобы растянуть телевизионное расширение и 30 фпс в пригодное для стерео, окулус и вива такое мощное железо требуют (надеюсь) не зря, а 4 плойка до этих требований слегка не дотягивает.
        • 0
          Про приставки — тема для холивара, мне так там все нравиться, VR там тоже вполне приличный и верно есть специальный блок который занимается постобработкой графики. Но чем гадать, проще будет попробовать когда все выйдет, я как любитель PS, себе точно куплю шлем домой и почему-то уверен что многие обладатели консолей SONY тоже это сделают.
          • 0
            Ну тут да, на вкус и цвет. Надеюсь вы будете делать детальные обзоры на отдельные устройства?
            • 0
              Пока к сожалению не понятно насколько этот материал будет полезен, т.к. таких обзоров, про отдельные устройства, появляется довольно много. Может с точки зрения разработки под них, посмотрим.
  • 0
    А есть у кого-то информация, когда у нас (Москва\Питер) демостенды с новыми oculus и htc появятся? Хотелось бы живьем посмотреть перед покупкой.
  • +1
    Я думаю, что когда начнут активно шипить купленные шлемы, тоесть в середине-конце лета.
    А в Москве, насколько я знаю, уже можно в http://virtuality.club посмотреть на HTC Vive.
  • 0
    Никто не подскажет, стоит ли возиться с Cardboard-like «гарнитурой» или это из тех устройств что попробовал и забыл/забил? В игры же вроде пока невозможно играть из-за задержки, правильно? Кинцо тоже не посмотреть, ибо нету. Что вы вообще с этими штуками делаете?
    • 0
      Игр пока и правда не много, но есть, видео всякие есть и в довольно большом наличии, причем некоторые прямо на youtube размещены в VR формате, a некоторые на pornhub =)
      • 0
        pornhub

        я принял решение.
        • 0
          Я даже обрадовался, когда они открыли какнал с VR контентом, как много людей узнали про VR и сразу полюбили его =)
  • 0
    > Доступные на сегодняшний день Gear VR работают со всеми моделями линейки Galaxy

    Емнип, только с SGS 6, более ранние модели SGS не поддерживаются.

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.