Автономные грузовики размажут наше общество по асфальту

https://medium.com/basic-income/self-driving-trucks-are-going-to-hit-us-like-a-human-driven-truck-b8507d9c5961#.qkvfm5ebg
  • Перевод

Необходимо срочно вводить безусловный доход ввиду грядущего будущего робомобилей


В прошлом году мы с приятелем поехали на машине из Нового Орлеана (Луизиана) в Орландо (Флорида), и, проезжая город за городом, мы беседовали о потенциальном эффекте, который робомобили окажут не только на дальнобойщиков, но и на всю локальную экономику, зависящую от их зарплат. И когда ты начинаешь задумываться о последствиях такого удара под дых для Америки, ты понимаешь, что будущее не так уж радужно.

Экономики мелких городов ощутимо просядут – таких потрясений мы не знали с тех пор, как построили систему шоссейных дорог между штатами. Если вы считаете, что я преувеличиваю – позвольте мне рассказать вам вот что:

image
на карте отмечены самые популярные профессии в 2014 году

И это должно сразу сказать вам, как сильно американская экономика зависит от водителей грузовиков. Согласно информации американской ассоциации дальнобойщиков (ATA), в США их работает 3,5 миллиона, а ещё 5,2 миллиона человек работает в индустрии грузоперевозок не за рулём. В сумме получаем 8,7 миллиона человек, чья работа связана с грузовиками.

Но доходы, получаемые этими миллионами, создают рабочие места для других людей. 3,5 миллиона дальнобойщиков останавливаются, чтобы поесть, попить, отдохнуть и поспать. Вокруг них построены целые предприятия. Рестораны и мотели – лишь два примера. То есть, существуют ещё миллионы людей, зависящих от наличия у дальнобойщиков работы. Но и это ещё не всё.

Работники ресторанов и мотелей – это ведь тоже покупатели в их местных экономиках. Официанты и горничные тоже тратят свои доходы, что в итоге опять создаёт рабочие места – то есть, у нас теперь есть не только миллионы тех, кто зависит от дальнобойщиков, но и целые города, зависящие от всех вышеперечисленных граждан. Все эти экономики значительно усохнут при сокращении трат.

Ещё одна важная деталь – это хорошая зарплата у водителей. Примерно 40 000 долларов в год. Это больше, чем у 46% налогоплательщиков. Кроме того, это практически последняя работа в стране, которая обеспечит вам зарплату среднего класса при отсутствии высшего образования. Дальнобойщики – последние представители доведённой до нищеты популяции, которая раньше работала на производстве. Но теперь всё производство выведено в другие страны.

У нас получается порядка 10 миллионов работающих американцев и их семей, чей доход, частично или напрямую, зависит от работы дальнобойщиков.

Получается, что пока с грузовиками всё в порядке, и у нас будет всё нормально, не так ли?

Краткосрочные рабочие перспективы американского дальнобойщика


Индустрия грузоперевозок прогнозирует увеличение количества рабочих мест на 21% к 2020 году. Они также прогнозируют увеличение нехватки водителей – открыто более 100000 вакансий, которые они не могут заполнить. Высокий спрос приводит к росту зарплат, поэтому следующие пять лет для водителей пройдут хорошо. Единственное, что может этому помешать – это если потребность в водителях, так сказать, съедет с обрыва.

А обрывом послужит автоматический грузовик.

Все необходимые технологии уже разработаны. Недавно «Гугл» поразил всех, объявив, что его робомобили проехали 100 000 миль без единой аварии. Сейчас они наездили 1,7 миллионов миль попав всего в 11 аварий, причем все они произошли по вине людей. И это преимущественно в городах.

По отзывам разработчиков системы, на шоссе аварийность гораздо ниже: “Как и следовало ожидать, в городе аварии случаются чаще, чем на шоссе — во время городской поездки в нас врезались 8 раз”,- говорит Крис Урмсон, директор разработки робомобилей в Google. Поэтому езда вне городов ещё менее технологически сложна, и беспилотные автомобили, рассекающие хайвэи, находятся ощутимо ближе к нам. А насколько близко? Да они уже ездят.

Первый робогрузовик выехал на дорогу 6 мая 2015 года.



Это уже не будущее, а настоящее. Согласно компании Daimler, эти грузовики будут тестироваться в течение 10 лет, и наездят больше миллиона миль, прежде чем станут коммерчески доступны. Но эта технология сама по себе не нова. Там даже нет лидаров, как у машин «Гугла» – обычные радары и камеры. Железо там абсолютно не новое. Daimler просто первыми поставили его на грузовики и позволили водителям расслабиться на сиденье, пока грузовик едет сам.

Если ему понадобится помощь, он предупредит водителя. Если тот не ответит, грузовик медленно остановится и будет ждать указаний. И это не фантастика, не грузовиковый вариант KITT из сериала Knight Rider. Это просто пример того, как компания и правительство штата не мешают технологии делать то, для чего она предназначена – позволять людям достигать большего с меньшими затратами. В случае робогрузовиков одним из преимуществ станет уменьшение количества аварий.
В 2012 году в США в ДТП участвовало 330 000 грузовиков, и было убито 4000 человек – в основном пассажиров легковушек. 90% аварий произошло из-за ошибки водителей.

Роботы будут убивать гораздо меньше людей, поскольку машины не устают, не отвлекаются, не смотрят в телефон за рулём, не пьют, не употребляют наркотики, и т.п. Точно так же и пилотов скоро устранят из кабин самолётов. Человек опасен за рулём какого угодно транспорта.

А еще роботам не нужны зарплаты – растущие из-за того, что всё меньше людей хочет быть дальнобойщиками. Компания купит парк робогрузовиков и не будет платить людям за вождение, только за обслуживание автомобилей. Никаких страховок, никаких остановок на отдых – время на поездки сократится.

Получается, что замена водителей неизбежна – это не вопрос «если», а «когда». И что же случится с этими миллионами водителей, потерявшими работу, и со всеми остальными людьми?

Долгосрочные рабочие перспективы американского дальнобойщика


Рассмотрим график появления робомобилей. «Тесла» выпустила обновление софта, позволяющего их автомобилю ездить самостоятельно. Водители «Тесла» пока не могут совсем не управлять ими, но очень скоро появятся и такие автомобили, и соответствующие законы.

image

В Morgan Stanley считают, что полностью автономные автомобили появятся уже к 2022 году, к 2026 они совершат мощное проникновение на рынок, и лет через 20 обычные автомобили просто исчезнут.

Да, конечно, это только прикидки. А вот вам ещё прогнозы:

  • Navigant Research: к 2035 году продажи робомобилей дойдут до 95,4 миллионов ежегодно, и займут 75% рынка легковых автомобилей
  • IHS Automotive: к 2035 году в мире будет порядка 54 миллионов робомобилей
  • ABI Research: половина новых авто, продающихся в Северной Америке, будут иметь автопилот к 2032 году
  • Nissan: к 2020 году у автомобилей будет появляться все больше элементов автономности. Этот процесс будет эволюционным, и к 2020 году автономные возможности реально начнут появляться у серийных авто


Сложим всё это и получим окошко в десять лет, от 2020 до 2030 года.

Не съехать с этого обрыва не получится. Что рынку нужно, то он и получит – капитализм и конкуренция. И этим занимаются не только «Тесла» и «Гугл». Компания Veeo Systems разрабатывает всякие робомобили, от двухместных легковушек до 70-местных автобусов, их тестирование в 30 городах США начнётся к концу 2016 года.

Uber также работает над созданием своего робомобиля, и, кроме того, хочет устранить понятие автовладельца как реликт 20-го века. Как описывает ситуацию генеральный директор и основатель Uber Трэвис Каланик, клиенты сервиса платят не только за машину, но и за водителя. Как только за водителя не нужно будет платить, поездки на Uber куда угодно станут дешевле владения автомобилем, и в результате владение автомобилем станет ненужным.

Таков потенциал робомобилей – вымирание института владения автомобилями. А вместе с этим вымрут и все индустрии, связанные с этой областью – механики, автомойки, парковки, услуги валет-паркинга, ремонт, прокат, страховка, кредиты и прочая, и прочая… Даже общественный транспорт можно заменить роботизированными автомобилями – а вместе с ним все работы, связанные с его созданием и поддержкой.

Ну хорошо, а что там насчёт наших грузовиков?


Реалистично будет взять прогнозы для легковых робомобилей, и сдвинуть прогнозы по появлению робогрузовиков поближе к настоящему – ведь грузовикам без водителя нужно ездить только по шоссе. Автономность «от склада к магазину» им не обязательна – достаточно «от города к городу». Кроме того, поскольку грузовиками владеют компании, то любая возможность сэкономить, удалив из них водителей, будет найдена.

Уже тестируются конвои из грузовиков, в которых первый ведёт человек, а остальные двигаются за ним автоматически. Это не только экономит бензин, но и уменьшает число требуемых водителей. Эта технология уже работает.

В общем-то главный барьер сейчас – юридический, а не технический или экономический. Большинство штатов США должны принять законы, обеспечивающие работу робогрузовикам. По прогнозу Сергея Брина это может случиться уже в 2017 году. Поэтому на вопрос «когда?» робогрузовики въедут в нашу экономику, ответ будет: «в любой момент».

В преддверии социальных и экономических катаклизмов


Экономика американской глубинки уже пострадала за последние десятилетия и продолжает страдать. Производство переехало за океан, где труд дешевле, поскольку жизнь дешевле. Компании вроде Walmart везде строят магазины, которым для обслуживания того же самого количества людей требуется куда меньше персонала, чем маленьким семейным магазинчикам. Amazon работает над тем, чтобы вообще устранить магазины, оставив только полностью автоматизированные склады и доставлять товары на дом покупателем, тем самым ещё больше уменьшая количество рабочих мест.

Остаётся всё меньше вакансий, а коммерция концентрируется географически, и доступ к деньгам уходит от нижнего и среднего классов и сосредотачивается наверху.

image

Вот, что происходит, когда пропадают хорошо оплачиваемые рабочие места, и эти деньги не тратятся на зарплаты, а остаются в карманах владельцев бизнеса, или же тратятся на меньшие зарплаты. Неравенство увеличивается, и земля возможностей исчезает. Экономика замедляется.

Вот в такой ситуации мы сейчас наблюдаем за быстрым приближением 3 миллионов безработных дальнобойщиков и многих миллионов безработных из обслуживающих их сервисов.

Уход дальнобойщиков с работы окажет такое же влияние на сегодняшние города, какое оказало строительство системы шоссе между штатами в обход городов. Когда эта система заменила Route 66, и водители перестали заезжать в них, процветавшие раньше города превратились в призраки, вроде Гленрио в Техасе.

image

А робомобили и робогрузовики приведут к тому, что даже те люди, которые едут в машинах, будут проезжать мимо городов, ведь им не придется останавливаться на ночлег, спать можно будет прямо в машине. И в этот раз не появится новых шоссе, на которые могли бы перебраться предприниматели. В этот раз отпадёт нужда в целых городах.

Последняя оставшаяся дорога


Всего через 10 лет технологии начнут разрушать привычную нам экономику со все возрастающей скоростью. Человеческий труд будет все менее необходимым и более невыгодным по сравнению с работой машин. При это мы все также будем настаивать на том, чтобы получать деньги, чтобы покупать то, что для нас делают машины. Настало время придумать, как обеспечить себя деньгами.

Без “технологических дивидендов” в масштабах всего общества наша экономика застынет в параличе, или же мы станем бороться с прогрессом как таковым, станем кем-то вроде луддитов, уничтожавших машины, лишившие их работы. Без дохода, не привязанного к работе, нам придется очаянно сопротивляться тому, чтобы нас не заменили машины, которые мы сами построили именно для того, чтобы заменять нас.

Так же, как по дорогам через десять лет будут ездить машины без водителей, так и экономика 21 века будет состоять из людей-потребителей, а не людей-работников, и им понадобится покупательная способность. Если мы не обеспечим себя в скором времени безусловным доходом, то будущее врежется в нас, будто грузовик. Грузовик, который мы сами направили на себя…

Допустить такой исход было бы очень глупо – в конце концов, разве технология нужна не для того, чтобы дать нам возможность получать то, что хотим? Мы не должны бояться потерять работу, мы должны приветствовать эту возможность. Мы не должны спрашивать – что мы будем делать, когда компьютеры отнимут наши рабочие места. Мы должны спрашивать, что мы получим, когда мы станем свободными от них.
Поделиться публикацией
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама
Комментарии 499
  • +18
    Что ж, раз у дальнобойщиков большие зарплаты и их нужно довольно много, то становится понятно, зачем хотят их заменить роботами :)
    • +2
      40 тысяч для америки совсем не большая зарплата, я бы сказал на нижней границе среднего класса, или ниже.
      • +6
        Это если надо платить за квартиру, коммунальные услуги, еду и прочее. У дальнобойщиков этих расходов почти нет или они минимальны. Почти за всё платит компания-работодатель.
        • +10
          Это если всю жизнь холостой и бездетный. А если жена и дети? Или живёшь один, но солидный кусок зарплаты уходит на алименты?
          • –1
            Надо просто планиривать.
            Ведь не обязательно иметь одну работу за всю жизнь. Дальнобойщики часто работают когда у них ещё нет семьи, а потом с накопленным можно уйти на другую работу и обзавестись нормальной семъёй.
            • 0
              И что же накопил дальнобойщик, если было сказано, что это одна из тех редких профессий, которые приносят неплохой доход без требований высшего образования?

              Не так то легко начать заниматься образованием в 40+ лет, проработав дальнобойщиком.
              • 0
                Деньги накопил, что же ещё? Деньги, вещи и недвижимость.
            • 0
              Где-то видел ролик про семью дальнобойщиков — чувак с женой работают на одной машине.
            • 0
              Я, как сын дальнобойщика, который после сверхсрочной службы в армии начал дальнобоить (образование 9 классов средней школы) и дальнобоит до пенсии (ему уже 59 лет, человек больше ничего в своей жизни не делал профессионально кроме вождения грузовиков. Делать, конечно, он много что умеет, у нас был свой дом и всё в нём мы делали своими руками, но речь не об этом) хочу сказать, что вы слишком далеки от реальности обычных дальнобойщиков. А ещё дальше от реальности дальнобойщиков не из Европы и США.
              Думаю, в США наберётся тоже немало таких примеров, кто начал дальнобоить с молодых лет и просто ничего другого профессионально никогда не делал.
              • 0

                Схрена ли компания что-то будет отдельно оплачивать? Они платят за рейс и драйвер сам из этих денег оплачивает все дорожные расходы. Другое дело что это конечно не $40К а гораздо больше, 6к++ в месяц на 2002 год. Годовой доход $40К — это то что декларируется для налоговой, а остальное считается накладными расходами, обычная практика. Именно поэтому драйверы и спят по 4 часа в сутки в кабине на обочине, чтобы чистый заработок был $80К а не 40К.
                И кстати, не знаю как там сейчас, но до 11 сентября около половины водителей были нелегалами, они-то в основном и обеспечивали такой суровый режим работы. Потом на них устроили массовые облавы и всех выкосили, так что последние годы в америке драйверы скорее в дефиците чем в переизбытке.

                • 0
                  И еще дальнобойщики владельцы грузовиков обычно живут в относительно бедных пригородах, на приличном расстоянии от городов. Там где размеры земельных участков и законы города позволяют парковать грузовики.
                  • 0
                    Т.е.по Вашему, все дальнобойщики бесполые бомжи?
                  • +1
                    Вообще 40 тысяч это официально. Дальнобойщик если не делает в месяц 8 тысяч — значит прожил этот месяц зря. Ну и конечно же бывают у них выходные по 2 недели. В целом порядка 80 тысяч в месяц получается и минус налоги.
                    • +2
                      Может всё-таки в год?
                      • +1
                        Безусловно, 8 в месяц, 80 в год.
                        • –1
                          У Вас или 10 месяцев в году, или налоги маленькие.
                          • 0
                            Дальнобойщики, оказывается, тоже ходят в отпуск.
                            • 0
                              Формально не ходят. Он им, в общем-то особо не нужен. И компании особо то не приветствуют, когда водитель берет именно формальный отпуск. Есть груз — загрузился — поехал, нет груза — вот тебе и отпуск. А если уже планируется что-то на определенные даты, то тогда можно договориться с товарищем — он сейчас везет твой груз, а по приезду из отпуска — ты везешь его груз. Но такое бывает редко. Скорее как раз отпуск (ну в плане там море-горы-сафари) подстроить под график загрузок, чем наоборот.
                              Это про дальнобойщиков-международников, если что. Внутренние перевозчики — там своя специфика, там полноценный отпуск, как положено.
                            • 0
                              Должны ты водители отдыхать? Раз в квартал мой знакомый берет выходной на пару недель и едет к жене. Через две недели снова на работу и ездит свои рейсы. 80 тысяч то до налогов. Как и 40 здесь выше описанные скорее всего.
                            • 0
                              у меня знакомый — дальнобойщик в сша, получает 4.5 тыр. $ в мес на руки
                              • 0
                                4.5 со слов товарища — это если работать стремишься как обычные люди 8-9 часов. Но обычно трактисты ищут способы работать сверхнормы.
                        • +1
                          Больше чем у 46%…
                          • 0
                            Стоит учитывать, что только 13% россиян стоят выше подобной границы.
                            И это не в абсолютных величинах, а в относительных.
                          • 0
                            Оборудование автоматизации тоже не дешевое, да и по началу по любому нужны будут удаленные операторы-водители, хотя бы для форс-мажорных ситуаций.
                            Паническая статья, прям взяли и разом заменили всех дальнобойщиков. Из-за высоких начальных затрат это будет размазано во времени, окружающие сферы должны адаптироваться без особых проблем. А вот дальнобойщикам нужно будет искать другой путь в жизни…
                          • +15
                            Прогресс постоянно делает какие-то профессии менее востребованными или вымирающими. Для кого-то это трагедия. Для остальных — благо.
                            • 0
                              Да ладно, прям трагедия. Большинство людей в состоянии перестроиться и уйти в смежные профессии. А для кого-то останутся ниши и в «исчезнувшей» профессии. Где-то все равно долго нужны будут люди за баранкой, прогресс не наступает одномоментно, да долго еще останутся специфические ниши, где роботы не справятся.
                              • 0
                                Безусловный доход не единственное решение проблемы. Наличие тучи бухгалтеров, милиционеров, охранников и бюджетников, как раз решает вопрос дохода, а так же решает не менее важный вопрос: опасных бездельников шатающихся по улицам.
                                Безусловный доход не дает занятость «умственно отсталым» (на самом деле лентяям или результатам социальной реальности)
                                • 0
                                  Вещь остается вещью человека, лишь до тех пор, пока он её сделал и говорит что ей делать.
                                  В противном случае — это уже не вещь человека, если взять конкретно автомобили, то если они будут роботизированны — мы станем ихней вещью (главный центр «elgoog», производит их, и полностью ими управляет, мы являемся лишь грузом который зачем-то нужно доставить).

                                  П.С. Отбросив «гуманизм» — Зачем человеку обезьяны? -Показывать в зоопарках? или сможешь натренировать доставлять пиццу?
                                  П.П.С… Может Морфеус знает ответ?…
                                • +23
                                  1. Хобби автора, случайно, не экстраполяция?

                                  2. Когда говорят о безусловном доходе, обычно приводят удобные доводы об инновациях, возможности заниматься любимым делом и т.п. Сразу себе представляешь угнетенного офисного хипстера, которому не дают возможности работать в коворкинге над новым фейсбуком или твиттером.

                                  Но вот пример из жизни: 3,5 млн мужиков с монтировками, которые могу остаться без средств к существованию (согласно логике автора статьи). И сразу понимаешь: безусловный доход — лишь самый простой способ откупиться от них.
                                  • 0
                                    Хобби автора интерполяция. И когда за 45 лет доходы 60% населения упали на 20%, а доходы 5% населения выросли на 30%. И очевидные тенденции только предсказывают дальнейшее увеличение разрыва, то следует подумать к чему это приведет, а не радостно заявлять что появятся новые профессии. (какие?)
                                    • 0
                                      В таком раскладе некоторое количество народа будет набрано в эскадроны смерти :-)
                                      • 0
                                        В таком раскладе в эскадроны смерти будут набирать «выпускников» конвейера Boston Dynamics.
                                    • +5
                                      Когда прошла промышленная революция, сколько «мужиков с монтировками» потеряли работу? И ничего, пережили.
                                      • +3
                                        Вы только забываете, что в результате промышленной революции потеряли работу не только мужики с монтировками, но и изрядная часть коронованных особ. Иногда в нагрузку к потере работы прилагалась потеря головы.
                                        Но вы правы — большинство народу пережило.
                                      • +1
                                        Безусловный доход — лишь самый простой способ изъять деньги у экономически эффективного субъекта в пользу неэффективного. К чему такая стратегия приведёт не сложно догадаться.
                                        • 0
                                          К чему?
                                          • 0
                                            Развернуто тут https://geektimes.ru/post/277196/
                                            • 0
                                              В статье не о том. Я спрашиваю, почему перераспределение благ от «экономически эффективных» в пользу «экономически неэффективных» — плохо (по крайней мере, как я понимаю, под «не сложно догадаться» вы подразумеваете, что плохо).

                                              Вы неявно полагаете, что экономически неэффективный, получив блага, так и останется экономически неэффективным; и что экономически эффективный так и остаётся столь же эффективным при накоплении благ? И потому перераспределение благ в принципе не нужно?
                                              • 0
                                                Вам объяснить, почему плохо отнимать у того, кто заработал и отдавать тому, кто баклуши бил?
                                                • 0
                                                  Нет, мне ответить на те вопросы, которые я задал. По возможности, конечно.
                                                  Вы второй абзац прочли?

                                                  Но к вашему ответу у меня появились ещё вопросы. Что вы вообще вкладываете в понятие «экономически неэффективный», причём тут баклуши?

                                                  И что вы вкладываете в понятие «плохо», потому как, к примеру, вышедший на пенсию человек — экономически неэффективен, почему бы у него деньги (точнее, блага) не забрать, и не отдать экономически эффективным, закрыв глаза на то, что он сам их заработал? Ведь он теперь их только тратит, ничего не производя.
                                                  • 0
                                                    Просто прекратите (даже мысленно) забирать у кого бы то ни было деньги.
                                                    Деньги можно обменивать на товары и услуги на добровольной основе.
                                                    • 0
                                                      Почему мне надо прекратить? Если перераспределять блага от эффективных к неэффективным — плохо, то, может, хорошо было бы перераспределять в обратную сторону?

                                                      Пожалуйста, ответьте на на вот эти вопросы:

                                                      > Вы неявно полагаете, что экономически неэффективный, получив блага, так и останется экономически неэффективным; и что экономически эффективный так и остаётся столь же эффективным при накоплении благ? И потому перераспределение благ в принципе не нужно?

                                                      Ну и да, в том числе и на этот:

                                                      > Вам объяснить, почему плохо отнимать у того, кто заработал и отдавать тому, кто баклуши бил?

                                                      Например, пособия по безработице — плохо? Бесплатное образование — тоже плохо (оно достаётся и тем, кто бьёт баклуши)?
                                                      • 0
                                                        Блага, которые вы можете перераспределять находятся в вашем кошельке и на вашем счёте в банке.
                                                        • 0
                                                          > Например, пособия по безработице — плохо? Бесплатное образование — тоже плохо (оно достаётся и тем, кто бьёт баклуши)?
                                                          • 0
                                                            Давайте я финально ещё раз повторюсь. Распоряжаться деньгами должен только тот, кто их заработал.
                                                            • 0
                                                              Я это услышал. Почему [это приводит к наиболее эффективной экономике]?
                                                              Мы же не десять заповедей обсуждаем, а экономическую эффективность.
                                                              И это не снимает вопроса про бесплатное образование, если только ваш ответ не подразумевает, что бесплатное образование — плохо.
                                                              • 0
                                                                Я не скажу ничего нового. Распоряжаться деньгами должен только тот, кто их заработал.
                                                                • 0

                                                                  Слава роботам!

                                                                  • 0

                                                                    Ну вот швейцарцы и хотят распорядиться своими деньгами. Которые они заработали, и часть которых собрали в бюджет в виде налогов. Или бюджет и налоги противоречат максиме: "Распоряжаться деньгами должен только тот, кто их заработал"?

                                                                • 0
                                                                  > Распоряжаться деньгами должен только тот, кто их заработал.

                                                                  Роботы с Вами полностью согласны и голосуют за Вас своими железными руками (http://gas2.org/wp-content/uploads/2014/02/tesla-assembly-line.jpg) — они эти деньги честным трудом заработали. Долой человеков!
                                            • 0
                                              Безусловный доход в статью всунут ни к селу ни к городу. Это неолуддизм-лайт, без погромов :)

                                              Безусловный доход — это не технология амортизации и защиты от технического прогресса. Это лишь перераспределение налогов с целью социальных оптимизаций в обществе.
                                            • –8
                                              Это сейчас робомобили ездят без аварий. Потому что они никому не нужны.
                                              А как только они начнут ездить на коммерческой основе — миллионы дальнобойщиков под чутким руководством профсоюзов устроят робомобилям такую аварийность, что их эксплуатация станет невыгодной.
                                              • +11
                                                Это предсказуемо, но будет отнесено на неизбежные издержки переходного периода.
                                                Луддиты не новость в истории, но они нигде и никогда не сумели победить — только замедляли процесс.
                                                • 0
                                                  Разумеется.
                                                  Но им и не нужно побеждать.
                                                  Им нужно замедлить прогресс на достаточное время, пока такая масса людей не найдет себе занятие.
                                                  • 0
                                                    Власти понимают, что высвобождающиеся трудовые резервы — проблема, и будут её решать.
                                                    И сами будут тормозить процесс, чтобы сглаживать пики.
                                                    Водители, зависящие от них профессии и их сторонники — достаточно мощная группа, чтобы успешно действовать без глупой порчи чужого имущества.
                                                    • 0
                                                      Да, имущество можно портить и по-умному, чтобы не нашли концов.
                                                      • 0
                                                        В Беларуси решают. На предприятиях — бывших индустриальных китах, выпускающих сейчас в разы меньше техники, пытаются сохранять рабочие места, сокращая рабочую неделю и зарплаты. Зато безработица — одна из самых низких в СНГ.
                                                        • 0
                                                          Не знаю ситуацию в Беларуси, может там все по-другому — но вообще это двусмысленный путь. Оставить каждого работника на 0,01 ставки и платить ему по двести рублей. Безработицы не будет — но кому будет хорошо?..
                                                  • –1
                                                    Не думаю. Не смотря на образ свободолюбивых американцев, который создают медиа, в реальности в США есть 2 бога — деньги и закон, и им поклоняются беспрекословно. Скажут «нельзя» — повинуются. Разумеется, в каждом обществе есть любители нарушить закон, но там их пренебрежительно мало.
                                                    • +1
                                                      Вот забавно читать такие комментарии, учитывая количество заключенных в США («любителей нарушить закон») https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_incarceration_rate
                                                      • –1
                                                        Так у них жеж не тюрьмы, а прям санатории.
                                                        • +1
                                                          там такие «санатории», что лучше у нас на зоне. Например
                                                          • –2
                                                            Спасибо анониму за минус в карму.
                                                          • –3
                                                            Обожаю молчаливых минусующих анонимусов.
                                                          • 0
                                                            Это связано, скорей, с жесткостью судебной системы. Читал где-то, что там могут посадить за вещи, за которые в других странах в худшем случае штраф выпишут. Особенно это касается финансовых преступлений.
                                                              • 0
                                                                Спасибо — очень интересное чтиво. Хотя, как по мне, краски все же слишком згущены.
                                                                • 0
                                                                  Рад, что кому-то было полезно. За эту ссылку я получил -2 кармы, и кто-то неугомонный нашёл меня на хабре и там тоже отминусовал. Всякое желание общаться здесь пропало.
                                                        • 0
                                                          Меня скорее пугает информационная безопасность машин. Не взломает ли кто 1000 грузовиков и не превратит ли их в ботнет… для последующего ддоса чего-нить или кого-нибудь.
                                                        • +27
                                                          Со времен, когда человек научился разводить костер, прогресс угрожает отобрать наши рабочие места. Стандарное луддитское нытье. А на самом деле, человечество ничему так не обязано своим благополучием, как новым технологиям.
                                                          • +1
                                                            Главные луддиты — айтишники. Тихой сапой замедляют прогресс. Ничего, и до них очередь дойдёт.
                                                            • +3
                                                              Это, кстати, действительно так. Среди айтишников очень много инертных людей до последнего сопротивляющихся всему новому, как это ни странно. Но и локомотивы прогресса — из этой-же братии. Сочетание живого ума и здоровой лени способно горы сворачивать, но таких людей, к сожалению, крайне мало.
                                                              • 0
                                                                > Но и локомотивы прогресса — из этой-же братии.
                                                                Не без этого.

                                                                Как бы то ни было будет забавно когда придёт их черёд отправиться на свалку истории. Не всем, разумеется, но популяцию айтишников это проредит знатно. Уйдут ли с радостью или до последнего будут сопротивляться?
                                                                • –1
                                                                  С каких пор айтишники луддиты? Не видел за свою карьеру ни одного человека из IT сферы, который бы не прыгал как ребенок при виде новых технологий. Они ни в коей мере не противятся внедрению таковых. Наоборот, для настоящего айтишника новая технология — это величайшая радость.
                                                                  • 0
                                                                    Айтишники может и «прыгают как дети при виде новых технологий», но не кажный начальник позволяет эти технологии приобретать.
                                                                    Вы возможно не сталкивались с госсектором.
                                                                    • +3
                                                                      Одно дело прыгать, другое дело использовать в работе.
                                                                      • 0
                                                                        Нуу, у нас в проекте все новинки андроид платформы в почете.
                                                                  • 0
                                                                    Тут в другом дело. Любой айтишник на своём веку поведал сотни «гениальных» проектов, которые не взлетали, потому что их создатели слишком сильно углублялись в мечтательство и забывали о реальном мире.
                                                                    Айтишники — не консерваторы. Айтишинки — скептики.
                                                                    • +2
                                                                      Реалисты, всё-таки реалисты. Просто в начале карьеры реалист=оптимист, а вот с опытом => консерватор :)
                                                                      • 0
                                                                        С опытом зачастую приходит «работает — не трогай», тогда как по молодости больше хочется эксперементировать, пробовать новейшие разработки. :)

                                                                        Вот и получается конфликт молодых с горящими глазами, которые хотят пробовать какие-то новшества, и умудренных опытом, которые хотят использовать проверенные и обкатанные технологии и подходы
                                                                        Как следствие, чтобы протолкнуть в компании что-то принципиально новое, надо либо достаточно молодых руководителей, которые еще готовы на эксперименты, либо расчеты, которые покажут реальную выгоду от новинки, причем, как мне кажется, выгоду на достаточно коротком отрезке времени, а не «лет через 5-10, когда технология получит широкое распространение».
                                                                • +1
                                                                  Человечеству в целом да. Но я сомневаюсь, что вас, как индивида, будет греть эта мысль, когда на работе вас заменит ИИ, а ипотеку все еще нужно будет платить :)
                                                                • +15
                                                                  Неожиданно увидеть Software developer самой популярной профессией в Юте и Колорадо, а в Калифорнии Truck Driver.
                                                                  • 0
                                                                    Возможно, считали по доходу, а не доле занятого населения.
                                                                    • +5
                                                                      Тогда еще неожиданнее
                                                                    • 0

                                                                      Юта с середины 80-х является центром ИТ в США: http://business.utah.gov/industries/software-it/

                                                                      • 0
                                                                        Ну так Вы представьте, сколько кремниевая долина потребляет пончиков, кофе и прочего. :) Да ладно бы пончики, а плюс оборудование и прочее, да и к тому же ей, все же, Калифорния не ограничивается. Все хотят есть, пить, играть в тетрис. Это хотят 40 млн населения Калифорнии. А кремниевой долины 2 млн с копейками человек (это всего, то есть включая и обслуживающий персонал, жен-детей, больших начальников), то есть теряются разработчики то.
                                                                        Хотя чем так примечательны Юта и Колорадо — вот это действительно интересно…
                                                                      • +1
                                                                        Уволят дальнобойщиков, дальнобойщики переквалифицируются в «охрану»:
                                                                        -грабануть такого «водителя» без риска получить монтировкой не трудно симулируя пробку или «препятствие»;
                                                                        -расходы на шиномонтаж могут увеличится (ой, смотрите шип на дорогу упал, ой, робомобиль едет, ай, проколол), причем если раньше водила сам в состоянии притащить запаску, то робот будет ждать «поддержку» сторонней организации (давайте не будем за всякие автогерметики, иначе расходы на шиномонтаж будут оценены в замене покрышки из за силы повреждений);
                                                                        Кстати как робомобили будут взаимодействовать со стражами порядка в плане досмотра, а то как в анекдоте про 6 нариков, шестерку и гаишника на пустой дороге мимо которого проехала пустая шестерка.
                                                                        • 0
                                                                          "-грабануть" Мне очень сложно представить себе грабёж фуры в США. Но, конечно, даже при таком маловероятном развитии событий думаю, что робот без труда сможет вычислить такую ситуацию (остановился где не должен был, открылись двери прицепа, изменилась масса груза и т.п.) и вызвать полицию быстрее, чем убитый водитель.

                                                                          "-расходы на шиномонтаж" представить себе кого-то раскидывающего гвозди на дороге в США мне ещё сложнее, чем грабителей фур, а тем более так, чтобы не поймали.

                                                                          «взаимодействовать со стражами порядка» вообще не понятно. Зачем роботу как-то по особому взаимодействовать со стражами порядка? Досмотры, обычно делают на границе между странами или штатами. Процедура понятна и проста. Роботу нужно просто некоторое время стоять. Вероятно, это самое простое, что он может делать :)

                                                                          Что касается самой стати, то не совсем понятно почему:

                                                                          «вымрут и все индустрии, связанные с этой областью – механики, автомойки, парковки, услуги валет-паркинга, ремонт, прокат, страховка, кредиты и прочая, и прочая… „

                                                                          Плюс, не рассматриваются новые рабочие места связанные с проектированием, строительством и обслуживанием роботов и новой инфраструктуры.
                                                                          • +9
                                                                            Извините, мне тут в России промыли мозги, я не знал что в США давно победили преступность, никто никого не грабит, и даже не может помыслить об этом, тюрьмы упразднили за ненадобностью, и вообще там втихую уже коммунизм построили. (sarcasm off)

                                                                            Механики автомойки парковки останутся на конечных пунктах, на промежуточном этапе нет цели остановиться перекусить, отдохнуть, поспать, справить нужду. В любом случае простой Джон который умеет держать баранку будет курить в сторонке.
                                                                            • +2
                                                                              https://movizor.ru/paper/stats_usa
                                                                              Для Вас США — рай без гетто и преступности?
                                                                              • +1
                                                                                Не, это Российский «купленный» ресурс, он не в авторитете, нужно что то англоязычное.
                                                                                • 0
                                                                                  (sarcasm) же, а то сейчас «тролля» повешаете по доброте душевной.
                                                                                  Не понимаю только за этот коммент или про США.
                                                                              • +1
                                                                                Регулярно угоняют фуры и прицепы. Можно сказать, что это дело поставлено на поток.
                                                                                • 0
                                                                                  «Зачем роботу как-то по особому взаимодействовать со стражами порядка?» Отличный вопрос. Как робомобили действуют с случае команд инспекторов и в случае непредвиденных ситуаций?
                                                                                  • –7
                                                                                    В России робомобили точно не приживутся — во всяком случае, до тех пор, пока роботы не научатся высовывать в окно купюру по взмаху полосатой палочки ;)
                                                                                    • +3
                                                                                      Наоборот, можно автоматизировать процесс. Сделать полоски на палочке неравномерной толщины, ну чтоб в виде штрих-кода с номером счёта или кошелька. А робот автоматически его сканирует и, даже не сбавляя скорости, переводит требуемую сумму на указанный счёт.
                                                                                      • +1
                                                                                        А как же «остановка, для проверки на наличие оверклока»? Вдруг водитель под чем-то!
                                                                                      • 0
                                                                                        Очень смешно, за последние 6 лет ни разу не платил взяток, даже намека на вымогание не было.
                                                                                        • 0
                                                                                          Ну кстати интересная история получится — робот ведь не может «ошибиться», следовательно ситуации когда его останавливают будут выявлять либо некомпетентных инспекторов, либо косяки знаков и разметки. И да, робот не умеет высовывать купюру в окошко, поэтому «замять» не выйдет.
                                                                                      • 0
                                                                                        > не совсем понятно почему:

                                                                                        > не рассматриваются новые рабочие места связанные с проектированием, строительством и обслуживанием роботов и новой инфраструктуры.

                                                                                        3 млн. дальнобойщиков без образования пойдут проектировать роботов? 7 млн. дорожно-семейного окружения пойдут их делать? Не смешно же, даже руками насытят рынок за месяц и пойдут на паперть/баррикады. Плюс сборка роботов роботами — давно уже не фантастический вариант. Естественно что индустрия вымрет — обслуживание автоматики не требует столько человеческих ресурсов, что и обслуживание людей. Если рядом с мастерской не будет кафе/мотеля/магазина/проституток, то и механик в этом ущербном углу сидеть не станет, как и остальные. А что будет когда самобеглые коляски разовьются до состояния нынешних десктопов, когда их уже не обязательно менять даже раз в пять лет? Вылет на улицу еще оставшихся на производствах работников. И так далее.
                                                                                        Вообще странно читать подобные вещи на айтишном ресурсе — у нас автоматика сразу начала выкидывать на улицу кучу народа, который многие пафосно и неправильно обзывают «офисным планктоном». Непонятно как этого можно было не видеть. Все бы ничего даже, но в ближайшее время «офисным планктоном» начнут становиться айтишники и для многих чую, это случится «внезапно». А на кой черт держать капризного программиста, если вон у соседа по даче студент за еду написал игровой движок, с которым справится любой «дизигнер», а «пипл хавает»?
                                                                                        • 0
                                                                                          А как внедрение автоматики поможет написать студенту у соседа игровой движок за еду?
                                                                                          • 0
                                                                                            Берется готовый продукт, в идеале с открытым кодом (вполне себе автоматика написания большей части кода), дописываются несколько функций. Квалификация создателей продукта при этом не требуется.
                                                                                            • 0
                                                                                              — Я возьму лучшего барашка, вырежу лучшую часть, приправлю его лучшими специями и отдам тебе, женщина. И ты испортишь мясо. (Ц)
                                                                                              Вот только здесь добавляется ещё один момент — кто этого барашка^Wготовый продукт сделает.
                                                                                              • 0
                                                                                                Только сейчас зачастую:
                                                                                                — Я пойду в магазин, выберу с полочки ведерко с приправленным барашком, засуну его в микроволновку на цать минут и угощу тебя, женщина. И ты будешь меня любить, да.(тм)
                                                                                                Готовые полуфабрикаты становятся всё доступнее, а для их приготовления становятся не нужны навыки шеф-повара.
                                                                                                • 0
                                                                                                  Усреднённый стандартный вкус — как конструкторы сайтов, непритязательным подходит, но, скорее, от безисходности (например, отсутствии навыков и времени).
                                                                                        • 0
                                                                                          Тем более представьте себе дальнобойщика, потерявшего работу и не получившего безусловный доход, мимо которого проезжает фура, до боли похожая на его бывшую машину…
                                                                                        • +4
                                                                                          Так как робогрузовик не предназначен для езды с живым человеком, то можно вносить определённые изменения в конструкцию: переделать подвеску и колёса, поставив более толстые шины — роботу ведь пофиг на комфорт в кабине. Про грабежи уже написали, навешиваем датчики и ставим сотовый модуль для вызова полиции. Поначалу, конечно, все эти игрушки будут дорогими, как и, собственно, робот-водитель, но ведь это только поначалу.
                                                                                          Ещё можно вспомнить доставку квадрокоптерами. Заработало же у Амазона и кого-то ещё.
                                                                                          • +2
                                                                                            Фуры, все-таки, перевозят на много порядков больший груз. Если попробовать перевезти содержимое одной фуры квадриком, неба видно не будет. Да и зарядку каждый километр ставить надо будет.
                                                                                            • +1
                                                                                              Напомнило Factorio, когда я попытался перевозить руду (а её очень надо много для производства) дронами. Был сплошной поток дронов и вечные очереди на зарядках.
                                                                                              • 0
                                                                                                Я имею в виду саму концепцию. Про квадрокоптеры тоже было много предложений что будут за ними вовсю охотиться. Пока что-то не слышно (хотя я специально не искал, но вряд ли такую новость редакторы Гиктаймса пропустили бы).
                                                                                            • +1
                                                                                              Боюсь что все ухищрения с подвеской влияют не столько на водителя (ему можно и подушку мягкую отдельно постелить), сколько на управляемость, от веса колеса зависит как быстро оно вернется к асфальту после кочки (мир не идеален, даже в «штатах»). Кроме того в фурах обычно не только чугунные чушки возят, бывает и хрусталь с вазами перемещают.
                                                                                              Квадрик это механизм «последней мили», наподобие велосипедиста или пешего курьера.
                                                                                              • +1
                                                                                                Уверен, что для роботизированых фур не постесняются приспособить адаптивную подвеску типа этой —
                                                                                                С ней колёса хоть литые делай.
                                                                                                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                            • –1
                                                                                              Встроят боевого робота. При такой массе лишний десяток килограмм боеприпасов для пулемёта — не проблема.
                                                                                              • +5
                                                                                                И он замочит пацанов с деревянными ружьями, играющих в войнушку возле дороги.
                                                                                                • +11
                                                                                                  Возле скоростного шоссе в 30км от ближайшего города?
                                                                                                  image
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Во время внедрения — роботы вперемешку с шоферами — инфраструктура для шоферов в виде придорожных посёлков останется.
                                                                                                    • 0

                                                                                                      Т. е. в 15 км от ближайшего города робот грабителя мочить не станет из-за опасений, что можно принять подростков с муляжами за грабителей? Тогда как раз в этих 15 км и будут грабить.

                                                                                                    • 0
                                                                                                      Американцев это волнует слабо. Недавно у них генерал признался, что не уверен в виновности 70% погибших от американских дронов.
                                                                                                      • 0

                                                                                                        А нечего людям на автомагистралях делать. Они, между прочим, еще и огорожены неслабо, и знаки стоят. А кто туда забрался — сам себе злобный буратино.

                                                                                                        • 0
                                                                                                          Ни в одной развитой стране не существует расклада «сам виноват, можно давить». Если водитель (или робоводитель) заметил человека, то он обязан предпринять все, что в его силах (объективно), чтобы избежать ДТП. Тем, кто думает иначе, не стоит доверять не то, что грузовик, а даже велосипед.
                                                                                                          • 0
                                                                                                            Все относительно. Если человек зайдет в роботизированную зону проищзводства и его робот размажет, то сам виноват.
                                                                                                            • 0
                                                                                                              Ага. Но если оператор его увидит — будет обязан остановить линию, невзирая на материальные потери.
                                                                                                              А если люди будут гибнуть регулярно, то эту самую роботизированную зону законодательно обяжут оснастить датчиками.
                                                                                                            • 0
                                                                                                              Разумеется. Только вот речь то шла о пионерах которые забрались на шоссе, по которому ездят робогрузовики с автоматизированными охранными системами, да еще при этом взяли с собой деревянные ружья. иеще при этом «играли в войнушку», т.е. вели себя угрожающим образом. Случалось в США полицейские застреливали подростков и за меньшее, и при этом частенько их оправдывали.
                                                                                                        • 0
                                                                                                          Вы в своем уме?
                                                                                                        • +1
                                                                                                          >> грабануть такого «водителя» без риска получить монтировкой не трудно симулируя пробку или «препятствие»;

                                                                                                          Робоавтомобиль обвешан камерами и имеет подключение к интернету.
                                                                                                          Задетектить группу грабителей с инструментами/оружием не составит труда для современного ИИ, как мне кажется.
                                                                                                          Да можно просто отправить видео-стрим операторам в случае подозрения о нападении.

                                                                                                          Двигаются дальнобои колоннами и достаточно запустить один охранный беспилотник (на солнечных батареях), который будет обслуживать сразу множество машин (на случае если уничтожат камеры/применят глушилку).

                                                                                                          Ну а если собьют беспилотник, по-любому дело не чисто.

                                                                                                          Шанса скрыться у преступников в 2022г будет мало.

                                                                                                          • +1
                                                                                                            Глушилки сигнала в каком году придумали? Всё можно заглушить, по большому счету число ограблений фур с водилой и фур роботизированных будет примерно одного порядка. Конечно будет какие-то время борьбы технологий между грабителями и создателями фур. На живого водителя берут громилу со стволом, на робота будут брать хакера с оборудованием.
                                                                                                            • 0
                                                                                                              Потеря сигнала от фуры == вызов наряда полиции в этот район. И, конечно же, страховка.
                                                                                                              • +1
                                                                                                                Всегда можно придумать что-то против этого метода, например массовые глушения в разных районах без реального ограбления или отправка ложного сигнала, если кто-то сможет его подделать. Гонка вооружений как обычно.
                                                                                                                • +3
                                                                                                                  Массовые глушения? Это сколько, интересно, в США криминальных организаций, способных на такое, да и ради чего? Парочки грузовиков с товарами?
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    А что вам представилось под массовым глушением? Для меня это 10 легковушек и в каждой по глушилке, глушилка стоит 200 баксов. Двигаться с грузивиком рядом и включить глушилку на 10 минут трассы.
                                                                                                                    • –1
                                                                                                                      Двигаться с грузовиком рядом и включить глушилку на 10 минут трассы.

                                                                                                                      Рядом с грузовиком, оснащенным камерами и радарами? Отличная идея.

                                                                                                                      10 легковушек и в каждой по глушилке

                                                                                                                      10 легковушек — это 10 шансов на то, что вас спалят. Поймают кого-то одного и он сдаст всех.

                                                                                                                      Вместо простого гоп-стопа (2-3 человека против одного дальнобойщика), у вас получается сложная система, в которой обязательно одно из звеньев откажет.
                                                                                                                      • +1
                                                                                                                        10 легковушек — это 10 шансов на то, что вас спалят.

                                                                                                                        Но их же тоже можно сделать беспилотными.

                                                                                                                        Роботы грабят роботов — будущее наступило :)
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          А что им предъявят? :) Водителям 10 легковушек.

                                                                                                                          Ок, не легковушки, а квадрокопперы.
                                                                                                                          • 0
                                                                                                                            Скорее фура сама будет приезжать в другой пункт назначения.
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      Вычислить и посадить энтузиаста с мощной аппаратурой глушения ни как невозможно, правда?
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      Потеря сигнала от фуры == вызов наряда полиции в...

                                                                                                                      … в какой-нибудь соседний район, имеющий весьма посредственное отношение к реальной траектории движения фуры. man gps spoofing.

                                                                                                                      • +2
                                                                                                                        Только не надо мне рассказывать, что GPS spoofing невозможно отдетектировать. Если фура ехала спокойно, ехала, вдруг — бац! — каааааак прыгнет в середину леса (если верить джипиэсу — то сразу понятно, что «это ж-ж-ж неспроста». Вполне можно распознавать несоответствие ожидаемого по одометру положения и прочтитанного с GPS — и слать на базу сигнал «кажется, пчёлы что-то подозревают».
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    Грабить будут беспилотники, и шансы скрыться будут, конечно.
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    В аду отдельный котел для тех, кто упоминает анекдоты, но не рассказывает, о чем они. ©bash.org.ru
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      "-грабануть такого «водителя» без риска получить монтировкой не трудно симулируя пробку или «препятствие»;"
                                                                                                                      Смотрю каналы дальнобоев на Youtube, что-то они не особо волнуются за груз и траки. Про разбой говорят не слышали, пушки с собой не возят, могут трак с грузом где-нибудь оставить и уехать на выходные к друзьям. У них там страховка все покрывает.

                                                                                                                      Про досмотры. У них есть весовые, на которые если весовая открыта они должны заезжать. Там инспектор может провести осмотр грузовика — чтобы все работало и соответствовало правилам. По-серди дороги не тормозят. Да и водители стараются правила соблюдать — много штрафов наберешь и работы можно лишится.
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        В одном из комментов уже писали, что в аду существует отдельный котел для тех, кто упоминает анекдот, но не рассказывает полностью.
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Для тех кого в гугле забанили, ну и не пропаганды ради, а смеха для:

                                                                                                                          Шесть нариков собрались ехать на шестерке, водитель говорит: если увидят нас на посту что едем вшестером то остановят, а если остановят то узнают что мы обкурились и посадят, кто то должен остаться.
                                                                                                                          один из пассажиров: а давайте возле поста кто-то один нагнется, и все будет пучком.
                                                                                                                          на том и порешили. Едут, водитель увидел пост, скомандовал «шухер», в общем удачно проехали.

                                                                                                                          тут один анекдот заканчивается, и начинается другой:

                                                                                                                          Гаишник злой возвращается со смены, его спрашивают ты чего злой?
                                                                                                                          -да поставили на пустую дорогу, под конец смены думаю любую машину останавливаю и аптечку, огнетушитель, знак, до чегонить да докопаюсь, а тут за всю смену одна шестерка проехала, и в той никого.

                                                                                                                          ну и в догонку (если уж забьют хоть бояны потравлю):
                                                                                                                          Мотоциклист обкурился, думает:
                                                                                                                          ща поеду, глаза красные, менты если остановят, спросят: «чего глаза красные? обкурился?»
                                                                                                                          скажу: «не, ветром надуло!»