Как стать автором
Обновить

Гамбит Яровой

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 48K

пакет Яровой


Вчера, 7 июля 2016, Путин подписал тот самый пакет Яровой, который так много обсуждали в сети.


Содержательная часть его следующая:


Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации (...) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи — до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как мы можем видеть из текста закона, и как поясняет сама Яровая, закон не обязывает операторов хранить данные, но даёт полномочия правительству обязать операторов хранить все передаваемые данные в течение произвольного промежутка времени вплоть до шести месяцев.


Хоть некоторые и пишут, что нормы про хранения трафика начнут действовать только с 2018 года, на деле в тексте пакета исполнение отложено только для обязанности передавать хранимые данные уполномоченным органам. Таким образом, обязанность хранить данные может появиться у операторов и раньше, как только правительство захочет.


Подробно о сроках внедрения

Читаем в конце закона:


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 20 июля 2016 года… Абзац четвертый подпункта «а» пункта 2 статьи 13 и абзац четвертый пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года.

А вот сами абзацы:


Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан предоставлять указанную в пункте 3 настоящей статьи информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

В самом худшем случае для хранения всех передаваемых данных всех россиян, а это миллионы терабайт, могут потребоваться миллиарды долларов. Не надо быть провидцем чтобы понять, что такие суммы могут поставить многие российские компании, даже самые крупные, на грань существования. Что уж говорить о районных ISP.


Злой полицейский


Яровая и Озеров с этим законом играют роль эдакого плохого полицейского, который грозит самыми страшными карами. Ведь этот закон позволяет правительству создать какие угодно косвенные затраты для любого российского интернет-бизнеса. Конечно, в какой-то мере такие новые затраты могут лишь увеличить тарифы на интернет и связь, но не будем забывать, что существующие на рынке тарифы появились не на пустом месте, а в результате рыночного взаимодействия. Если операторы вот так просто поднимут тарифы в несколько раз, то это естественным образом уменьшит их абонентскую базу, а с ней уменьшит и доходы вплоть до исчезновения смысла заниматься этим делом.


Таким образом, этот закон не просто позволяет определять условия хранения трафика, а даёт правительству право cудить да рядить всякую российскую интернет-компанию как ему, правительству, угодно.


Иначе говоря, этот закон в очень прозрачной форме даёт правительству рычаг воздействия на отрасль, или, если угодно, дудку, с которой отрасль спляшет любую польку-бабочку. Ведь иначе смерть.


Cui bono?


Зачем это может быть нужно? С чего вдруг правительству понадобились какие-то дополнительные рычаги воздействия на отрасль? Ведь если нужны рычаги для победы, то значит, есть какое-то противостояние.


За таким противостоянием ходить далеко не нужно. Никто не был рад "черным спискам" сайтов, и уж тем более никто не будет рад белым спискам. Если даже кто-то попытается их открытым текстом внедрять в виде закона, то это вызовет яростное сопротивление и отрасли, и населения. Ведь кому нужен будет этот интернет, если в нём ничего, кроме десятка сайтов, нет? Кто за это будет платить деньги? Кому нужен будет Яндекс, если в нём нечего будет искать?.. Что за жизнь будет без интернета?


Такие компании как Яндекс будут всего лишь не рады очередному реестру сайтов, а настоящую работу по его внедрению придется делать операторам связи, которые, как известно, не очень-то и спешили с поддержкой подобных инициатив ранее, вынуждая тем самым принимать дополнительные законы для принуждения.


Белый список сайтов


Теперь представим, что к существующему черному списку сайтов добавляется список доверенных сайтов, для которых провайдеры освобождаются от необходимости хранить весь трафик (правительство ведь полностью свободно в определении этого принципа). А для всех остальных сайтов вводится запись всего и вся на все положенные месяцы. В такой ситуаций российским операторам связи (вашему ISP) ничего не останется, кроме как внедрить новые тарифы с привычной ценой и доступом на полной скорости только к сайтам из белого списка и с ограниченным доступом (привет, 128kbps ADSL) ко всему остальному интернету. Или даже без такового, кроме как за отдельную плату. Тысячи терабайт дисковых массивов за свои деньги покупать никто не хочет, а клиент вряд ли захочет за них заплатить по полной.


Таким образом Путин и Яровая смогут и рыбку съесть, получив такой желанный ими добровольно-принудительный белый список сайтов, и… избежав противостояния отрасли и общества.


Поручение Путина для ФСБ утвердить порядок сертификации средств шифрования при передаче сообщений в сети Интернет в рамках вышесказанного выглядит как неловкая попытка пустить пыль в глаза, сделав вид, будто на самом деле его интересует переписка в мессенджерах.


Добрый полицейский


Теперь приходит время "доброго полицейского" Никифорова, который по-хорошему согласует с лидерами отрасли условия добровольной сдачи позиций и внедрения "белых списков" для всего, что правительство пожелает.


Что это всё значит для нас?


Можно рассмотреть несколько последствий внедрения такого белого списка сайтов.


Эффект Стрейзанд


Сами ограничения будут иметь ровно обратный эффект. Если сейчас среднему потребителю есть мало дела до того, что же там Навальный, порицаемый на государственном ТВ, пишет в своём блоге, то как только потребитель узнает, что он совсем даже не может его прочитать, то… Он будет читать его любой ценой, даже если раньше не читал. Можно вспомнить недавнюю историю с блокировкой одного известного трекера.


Тупые законы как двигатель прогресса


Ограничения на доступ к сети и невозможность что-либо скачать за просто так призовут к жизни всевозможные домашние сети начала двухтысячных, но в этот раз с новыми технологиями. Если раньше такие сети работали лишь с витой парой и были существенно ограничены пределами дома, то сейчас можно ожидать существенного прогресса в части ячеистых гибридных сетей и прочих интересных технологий, не ограничивающих себя какой-то одной средой передачи. Регулировать правительству такие стихийные сети будет если не невозможно, то очень сложно.


Ничто не ново под луною...


Идея белых списков сайтов ничего нового собой не представляет. Так и не новы всевозможные способы их обойти, туннелируя трафик через DNS или ещё как. Если сейчас о таких вещах знали лишь специалисты (вроде тебя, уважаемый читатель), то с введением белых списков о способах их обхода и выхода в открытый интернет будет знать каждый школьник. Что, прямо скажем, способно сделать белые списки практически бесполезными и даже наоборот — вредными и усложняющими работу спецслужб.


Итого


Понадеемся, что всё выше сказанное — ошибочные домыслы, и что Путину и Яровой в самом деле нужно лишь содержание наших сообщений. Или просто наши деньги.


Теги:
Хабы:
Если эта публикация вас вдохновила и вы хотите поддержать автора — не стесняйтесь нажать на кнопку
+46
Комментарии 554
Комментарии Комментарии 554

Публикации

Истории

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн