Фармакологическая модуляция памяти. Часть 1

       После того, как в общих чертах освещены механизмы долговременной и кратковременной рабочей памяти, проследуем (наконец-то!) от нейрофизиологии к фармакологии и рассмотрим, какие вещества и каким способом могут оказывать позитивное влияние на память.



       Предупреждение. Я категорически не советую употреблять ни одно из ниже перечисленных веществ без показаний и без назначения врача.
       
       Ранее, в комментариях к моей заметке, посвящённой ноотропным препаратам, меня спрашивали, почему нет никаких доказательств того, что ноотропы имеют эффект, отличный от плацебо. В этой статье я представлю данные литературы, которые содержат такие доказательства. Будут даны ссылки на эксперименты, в которых память экспериментальных животных или людей специально не ослаблена физическим воздействием или химическими веществами.
       Логика изложения будет такая. Сначала рассмотрим агенты, которые действуют на мембранные рецепторы, центры связывания которых находятся внеклеточно, т.е. на внешней стороне клеточной мембраны. Далее речь пойдёт о веществах, модулирующие внутриклеточные мишени. Для того, чтобы не загромождать публикацию, первая часть, посвящённая фармакологии мембранных рецепторов, будет в свою очередь разделена по типам рецепторов: глутаматные, дофаминовые, ацетилхолиновые. Хотя, конечно, есть и другие мишени. Может, дойду до них.
       Итак, поехали.
       Перед нами пустыня, почти голая, почти безжизненная синапс, образованный глутаматергическим, т.е. выделяющим глутамат, нейроном и нейроном, имеющим на своей поверхности ионоторопные, т.е. представляющие собой ионные каналы, глутаматные рецепторы: AMPA-рецепторы и NMDA-рецепторы. На рисунке ниже глутаматергическим является пресинаптический нейрон, а постсинаптический нейрон содержит глутаматные рецепторы.



       Те, кто внимательно читал два моих эссе о кратковременной и долговременной памяти, сейчас должен понять, что мы рассматриваем ситуацию долговременной потенциации и связанной с ней долговременной памятью.
       Без работы AMPA- и NMDA-рецепторов невозможна передача нервного импульса и невозможно запоминание, поэтому логичным кажется, что стимулирование этих рецепторов с помощью соответствующих агонистов (т.е. веществ, которые запускают их работу) должно привести к улучшению памяти.
       Но это не так. Прямое, я бы сказал «топорное», стимулирование рассматриваемых глутаматных рецепторов их агонистами может вызывать необратимое повреждение мозга и не приведёт к улучшению памяти.
       Будем разбираться, почему.
       Чрезмерная стимуляция NMDA- или AMPA-рецепторов приводит к избыточному поступлению в нейрон ионов кальция. Ионы кальция, как вы, наверное, уже поняли, являются активаторами многих внутриклеточных ферментов. Когда концентрация кальция возрастает выше определённых значений, активируются ферменты, ответственные за процесс апоптоза, т.е. клеточного самоубийства. Такая гибель нейронов под действием высоких концентраций возбуждающих нейромедиаторов носит название эксайтотоксичность (от англ. to excite — возбуждать, активировать).



       Примером вещества, вызывающего эксайтотоксичность, является домоевая кислота, выделяемая некоторыми видами морского планктона. По пищевой цепочке этот биотоксин может попадать в рыбу, а из неё – в организм других животных, в том числе и человека.



       Домоевая кислота разрушает гиппокамп и миндалевидные тела, вызывая эксайтотоксичость посредством связывания с AMPA-рецепторами. Описано большое количество случаев отравления морских животных этим токсином. Есть мнение, что именно наблюдение за обдолб дезориентированными из-за токсина чайками привело к созданию культового фильма “Птицы”.
       Представим, однако, на минуту, что никакой эксайтотоксичности не существует. Возможно ли в позитивное влияние агонистов глутаматных рецепторов на память в таком случае?
       Правильный ответ – едва ли.
       Глутамат – основной возбуждающий медиатор в ЦНС. Каждые несколько миллисекунд миллионы нейронов в ЦНС генерируют потенциалы действия, возникающие посредством связывания глутамата с соответствующими рецепторами.
       Вспомним, что долговременная потенциация возникает в том случае, когда один из нейронов резко увеличивает число сигналов (и/или их интенсивность) передаваемых другому. Именно такая ситуация происходит, например, при многократном повторении или при обучении. Но поступление глутамата в мозг приведёт к увеличению числа генериремых потенциалов действия ВСЕХ нейронов вне зависимости от их синаптических связей. Если бы это не приводило к негативным необратимым воздействиям, то усилилась бы связь всех нейронов со всеми, а не тех, которым это “надо” для решения той или иной когнитивной задачи.
       Приведу такое сравнение. Радиожурналист берёт на стадионе интервью у спортсмена, который только что побил рекорд. Трибуны ликуют, болельщики кричат. Мы, чтобы услышать, что говорит новоиспечённый чемпион, увеличиваем громкость радиоприёмника. Но нам это не помогает, так как вместе со звуком голоса рекордсмена усиливаются и мешающие голоса трибун.
       В качестве как будто бы исключения дам ссылку на статью [1], в которой внтрижелудочное введение глутаминовой кислоты привело к усилению памяти крыс. Статья, правда, опубликована в журнале, не вызывающем большого доверия, да в ней ко всему ещё и есть опечатки. Однако, если верить её авторам, эффет глутамата статистически отличен от плацебо и длится до 7 суток.
       И всё же, несмотря на эксайтотоксичность, путь моделирования памяти посредством влияния на глутаматные рецепторы вовсе не заказан!
       Более того, вещества, модулирующие активность глутаматных рецепторов, относятся к классу наиболее распространённых препаратов, улучшающих когнитивные функции, — к классу так называемых ампакинов (от названия AMPA-рецепторов), куда входят рацетамы, нахоящиеся у многих на слуху.
       Каков же механизм их действия?
       Как и многие биологические мишени, AMPA-рецепторы могут связываться не только с агонистами или антогонистами, но и с так называемыми аллостерическими модуляторами. Аллостерические модуляторы связываются с аллостерическим центром (от греч. «allos» — другой) – частью рецепторной молекулы, отличной от той её части, в которой происходит связывание с естественным лигандом.



       Аналогия может быть такая. Детское поведение контролируется мозгом, расположенным в голове. Однако многие родители для изменения этого поведения находят весьма действенным воздействие на иную часть тела, лишённую большого количества нервным волокон, но богатую мышечной тканью. Таким образом, эту часть тела можно назвать аллостерическим центром детского организма по отношению к голове.
       Важно понимать, что связывание той или ной молекулы (в наше случае – ампакина) с аллостерическим центром AMPA-рецептора не приводит к открытию ионного канала, поступлению внутрь нейрона положительных зарядов и генерации потенциала действия! Говорят, что позитивный аллостерический модулятор лишён внутренней активности. Все эти последствия могут вызвать только агонисты. Но в чём же тогда польза от аллостерических модуляторов?



       После пропускания порции положительно заряженных ионов, даже если глутамат всё ещё связан с AMPA-рецептором, происходит закрытие ионного канала и прекращение его работы. Такое явление называется десенситизацией (потеря чувствительности от лат. «sensus» — чувство, ощущение). Десенситизация призвана уберечь нервную систему от перевозбуждения. Позитивные аллостерические модуляторы AMPA-рецепторов замедляют наступление десенситизации, продлевая работу рецепторов. В результате долговременная потенциация усиливается, и памятный след вырабатывается быстрее, а затухает медленнее.
       Замедление десенситизации связано с изменением конформации (формы) рецептора.
       Позитивные аллостерические модуляторы AMPA-рецепторов класса рацетамов являются самыми «древними» ноотропными препаратами, а первый, наиболее известный их представитель, до сих пор продаваемый в Европе и странах бывшего СССР, – пирацетам.



       Влияние пирацетама на память здоровых людей изучалось неоднократно, в исследованиях были заметны позитивные отличия от плацебо, однако выборки были невелики [2], [3], [4], [5].
       В перечисленных выше исследованиях изучали работу не только долговременной, но и оперативной памяти, а сейчас известно, что AMPA-рецепторы принимают в функционировании последней не самое важное участие. Вероятно, по этой причине отличия от плацебо хоть и значимые, но не очень сильные.
       В клиническую практику внедрены аналоги пирацетама (в настоящее время используются не все из них): прамирацетам, анирацетам, оксирацетам, фонтурацетам, однако, к сожалению, их влияние на неугнетённую память людей в литературе не описано, в то время как примеров позитивного влияния на память здоровых животных – уйма. Я ограничусь следующими обзорами: [6], [7], [8].



       Особняком стоит отметить ещё один рацетам – леветирацетам. В отличие от других рацетамов, призванных улучшать состояние когнитивной сферы при её различного рода нарушениях, леветирацетам предназначен для лечения эпилепсии. Его позитивное воздействие на здоровых людей было изучено [9].



       Отмечу, что до сих пор фармакологи не теряют надежды получить значимый позитивный эффект от этой группы препаратов при лечении нейродегенативных и психических заболеваний [10]. Среди последних попыток можно назвать CX516 и фарампатор, у которых отмечались позитивные эффекты (очень небольшие) в отношении когнитивной сферы здоровых добровольцев [11], [12].



       Продолжение следует.
       Библиография.
       1.Тюренков И.Н., Багметова В.В., Чернышева Ю.В., Меркушенкова О.В., Берестовицкая В.М., Васильева О.С. Сравнение психотропных свойств глутаминовой кислоты и её нового производного – гидрохлорида бета-фенилглутаминовой кислоты (глутарона)// Фундаментальные исследования. 2013, № 3. С. 167-172.
       2.S. J. Dimond, E.Y.M. Brouwers. Increase in the power of human memory in normal man through the use of drugs// Phychopharmacology. 1976, vol. 49, issue 3. P. 307-309.
       3.C. Wilsher, G. Atkins, P. Manfield. Piracetam as an aid to learning in dyslexia// Phychopharmacology. 1979, vol. 65, issue 1. P. 107-109.
       4.P. Mindus, B. Cronholm, S.E. Levander, D. Schalling. Piracetam-induced improvement of mental performance// Acta Psychiatrica Scandinavica. 1976, vol. 54, issue 2. P. 150-160.
       5.H.M. Alkuraishy, A.I. Algareeb, A.K. Albuhadily, B.M. Almgoter. Modulation effects of piracetam ang Ginkgo biloba on the cognitive and working memory functions: psychometric study// Neurology and Neurophysiology. 2014, vol. 5, issue 5. doi: 10.4172/2155-9562.1000234
       6.A.H. Gouliaev, A. Senning. Piracetam and structurally related nootropics// Brain Research Reviews. 1994, vol. 19, issue 2. P. 180-222.
       7.A.G. Malykh, M.R. Sadaie. Piracetam and piracetam-like drugs. From basic science to novel clinical application to CNS disorders// Drugs. 2010, vol. 70, issue 3. P. 287-312.
       8.F. Gualtieri, D. Manetti, M.N. Romanelli, C. Ghelardini. Design and study of piracetam-like nootropics, controversial members of the problematic class of cognition-enhancing drugs// Current Pharmaceutical Design. 2002, vol. 8, issue 2. P. 125-138.
       9.J.C. Magalhães, M. Gongora, R. Vicente, J. Bittencourt, G. Tanaka, B. Velasques, S. Teixeira, G. Morato, L.F. Basile, O. Arias-Carrión, F.A.M.S. Pompeu, M. Cagy, P. Ribeiro. The influence of levetiracetam in cognitive performance in healthy individuals: neuropsychological, behavioral and electrophysiological approach// Clinical Psychopharmacology and Neuroscience. 2015, vol. 13, issue 1. P. 83-93.
       10.В.В. Григорьев, А.Н. Прошин, А.С. Кинзирский, С.О. Бачурин. Современные подходы к созданию симуляторов памяти и когнитивных функций на основе лигандов AMPA-рецепторов// Успехи химии. 2009, том 78, № 5. С. 524-534.
       11.M. Ingvar, J. Ambros-Ingerson, M. Davis, R. Granger, M. Kessler, G. A. Rogers, R.S. Schehr, G. Lynch. Enhancement by an ampakine of memory encoding in humans// Experimental Neurology. 1997, vol. 146, issue 2. P. 553-559.
       12.E. Wezenberg, R.J. Verkes, G.S.F. Ruigt, W. Hulstijn, B.G.C. Sabbe. Acute effects of the ampakine farampator on memory and information processing in healthy eldery volunteers// Neuropsychopharmacology. 2007, vol. 32, issue 6. P. 1272-1283.
    Поделиться публикацией
    Никаких подозрительных скриптов, только релевантные баннеры. Не релевантные? Пиши на: adv@tmtm.ru с темой «Полундра»

    Зачем оно вам?
    Реклама
    Комментарии 62
    • +9
      Профессор, ты эта… не умничай, а пальцем покажи!
      Кароче… не мути воду, а скажи прямо — чем надо упороцца, шоб враз умным стать, таким же как ты?

      (Просьба к гражданам, чей программный код в модуле «чувство юмора» выполняется со сбоями — воздержаться от негативной реакции:)))
      • +4
        Могу посоветовать комбинацию синергетических воздействий: модификация генома и 5 лет химического факультета.
        • 0
          Чуть упрощу сообщение Barma2012.
          superhimik, что вы лично посоветуете для улучшения памяти и/или когнитивных способностей?
          • +2
            К сожалению, я не могу давать советы по нескольким причинам.

            Меня интересует сугубо теоретический аспект: принципиальная возможность повышения базового уровня когнитивной и мнестической сферы, а также клеточные и молекулярные механизмы действия.

            Все препараты, о которых идёт и будет идти речь, созданы для лечения. А та сфера, в которой я провожу изыскания, — она, по сути, не медицинская, и стандарты, принятые в медицине, тут не действуют, по крайней мере, не все.

            Если говорить обо мне лично, то сам я не принимаю никаких веществ, а стараюсь хорошо спать, полноценно питаться, заниматься тренировкой мозгов подобного рода увлечениями. Один из препаратов, о которых я пишу, я принимал, но оооочень давно, более 10 лет назад. Эффекта тогда не заметил, но это не значит, что его не было: просто измерить его очень сложно.
            • 0
              Но ведь теория без практики ничего не стоит! Какой в ней смысл, если вы не применяете в своей жизни то, что изучаете?
              • 0
                Во-первых, почему вы думаете, что не применяю? Во-вторых, почему вы думаете, что плодами теорий должен пользоваться только тот, кто её описывает?
                • 0
                  Во-первых, эта ваша фраза «Меня интересует сугубо теоретический аспект» — и говорит о том, что практики нет ))
                  Во-вторых, здесь речь только о вас, а не о других людях.
                  • 0
                    Пока я могу лишь сказать: вы плохо меня знаете ;-)
        • 0
          https://www.youtube.com/watch?v=RPCap5DyMXA
        • 0
          Многие для улучшения работы мозга, в том числе и памяти, советует есть один или несколько продуктов из списка: грецкие орехи, жирная рыба, тёмный шоколад, сахар, морковь, авокадо, брокколи, томаты, виноград,…
          Что-то из этого помогает?
          • +1
            Не могу сказать, так как не знаю, меня интересуют исключительно фармакологические препараты (синтетические вещества и экстракты растений), а не продукты питания. Но мозг потребляет много энергии, поэтому углеводы будет способствовать мышлению. Только надо знать меру
          • +1
            Упс. Кажись, нечаянно отклонил камент про гинкго. Погуглите 5 ссылку из библиографии — эта статья в открытом доступе.
            • 0
              Это все древние советские препараты, их эффективность крайне сомнительна. Ежели кому хочется легальных стимуляторов, то эффект двойного эспрессо кроет все эти препараты, как бык овцу.
              • 0
                Из перечисленных мною препаратов только 1 разработан в СССР. :-) И, кстати, я не веду речь о стимуляторах. Я веду речь о препаратах, улучшающих память.
                • 0
                  На основе пирацетама с недоказанной эффективностью и и сомнительным механизмом действия сделаны несколько его аналогов такими же свойствами. Никаких нормальных испытаний активности этих средств не было и нет, так что все это семейство лучше игнорировать.
                  А стимуляторы типа кофеина и амфетаминов железно относятся к ноотропам. И в их эффективности, по крайней мере краткосрочной, никаких сомнений ни у кого нет.
                  • 0
                    Вы говорите о недоказанной эффективности в отношении чего?

                    Кстати, ни амфетамин, ни кофеин к ноотропным препаратам не относятся — эти стимуляторы. Хотелось бы также узнать, почему вы уверены в их эффективности. И, кстати, эффективности в отношении чего?
                    • 0
                      Ноотропы это препараты улучшающие соображалку, она же cognitive function. Эффективность пирацетама и иже с ним тут никоим образом не доказана. А эффективность тех же амфетаминов доказана полным циклом клинических испытаний. В отношении кофеина тоже никаких сомнений нет.
                      • 0
                        Если бы у пирацетама не было никакой эффективности, то его не внесли бы в список WADA как допинг. В раздел неспецифических стимуляторов.

                        http://list.wada-ama.org/list/s6-stimulants/#fonturacetam [4-phenylpiracetam (carphedon)]

                        Скорей всего, он не ноотроп, но как минимум он стимулятор.
                        • +1
                          Речь идёт о фонтурацетаме (фенотропиле). В опытах на животных он стимулирует физическую работоспособность. Это один их признаков стимуляторов.
                          • 0
                            Будучи не связанным профессиональной этикой, скажу вам: фенотропил — отличнейшая штука.
                            • 0
                              Но с некоторыми ограничениями, описанными в инструкции. Плюс от себя добавлю — при приеме необходим полноценный сон/отдых, иначе очень быстро настанет ппц (он же может настать и в случае превышения рекомендуемых дозировок / сроков приема).
                        • 0
                          Дайте, пожалуйста, ссылку на полный цикл клинических испытаний амфетаминов на ЗДОРОВЫХ людях.
                          • +1
                            декс(мет)амфетамин наиболее исследованное вещество за всю историю
                            • 0
                              Я прошу ссылку на испытания на ЗДОРОВЫХ людях. А в ответ — тишина…
                              • 0
                                Люди с ADD совершенно здоровые и эффект амфетаминов на них полностью доказан.
                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                  • 0
                    Спасибо, посмеялся.
                    А у тёти Маши из пятого подъезда от пирацетама волосы выпали. А у дяди Изи — выросли.
                    • –1
                      wmtoolsnet прав. Милости просим, когда вас будет интересовать не только «сугубо теоретический аспект». Это как про ЛСД рассказывать по выпискам из Большой Советской Энциклопедии.
                      • +1
                        Для того, чтобы можно было говорить о практическом аспекте (применении на людях), надо организовать серьёзное исследование, стоимость которого весьма высока. Я думаю, что никто из комментаторов себе этого позволить не может, поэтому мои «выписки» из Большой Советской Энциклопедии не чуть не хуже опыта единичного приёма в неконтролируемых условиях. А я бы даже сказал, что лучше, так как дают ссылки на исследования с бОльшим количеством испытуемых, проведённые профессионалами.
                      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                        • 0
                          Мне смешно из-за того, что вы на делаете вывод на основании своего опыта, не учитывая, например, эффект «плацебо».
                      • +1
                        Я один раз за день витамином С от гриппа вылечился. Это я к тому что Ваш однократный опыт для большинства людей не будет повторяться. Вероятно у Вас были реальные проблемы. Причём чтобы пирацетам начал через 3 дня действовать — это или самовнушение или отдых, по-моему.
                        Пирацетам пил, глютаминовую кислоту — пил. Помогало. Но медленно и не слишком сильно.Гинкго — пил. Вообще ничего не заметил. Всегда употреблял эти вещи на фоне усиленных мозговых нагрузок. Теперь вроде бы пришёл к тому что для улучшения памяти надо просто настроиться соответствующим образом. Проще говоря — отработать методику работы с большими массивами данных. Так что лучше всего — тренировка и правильная организация труда и отдыха. Это реально может делать чудеса.
                        • +1
                          А я 3 месяца ради эксперимента пил пирацетам, — эффекта не заметил. Но это не означает, что пирацетам не действует, равно как ваш опыт не означает, что он действует.
                          Поэтому и хорошо читать научные обзоры перед тем, как тратить деньги на таблетки, обещающие что-то. Больше шансов на успех будет если пить только то, что имеет научно подтвержденную эффективность.
                          • 0
                            Правильно ли я понял, что улучшенное запоминание держится, пока употребляется ноотропил? И заканчивается при его отмене?
                            • 0
                              Не совсем. Если опираться на теорию, согласно которой позитивные аллостерические модуляторы усиливают долговременную потенциацию, лежащую в основе долговременной памяти, то запоминаться и держаться в памяти всё будет хорошо в период приёма. После окончания приёма запомненная информация должна удерживаться в памяти лучше, чем если без пирацетама, но запоминание новой информации не будет существенно улучшаться.
                          • +1
                            Для желающих — сжато: пока в этой области медицина не может предложить чего-либо из таблеток что действовало бы лучше чем белая пуговица от кальсон. Это касается здоровых людей. Моё добавление: Вообще никто не рассматривал вопросы тренировки памяти и правильной организации процесса обучения, хотя, например, я имел такую ситуацию: изучал немецкий в школе — 5 лет, в институте — 5 лет, в аспирантуре -1 год, кажется. Результат — плохой. Потом на некоторых весьма хитрых курсах меня научили говорить по-немецки за 30 дней. Проверялся — переводил для компании немцев приехавших к родственникам, потом ездил в Германию и чувствовал себя вполне хорошо. Непонятые слова за день- запоминал(!), вечером приникал к словарю и восстанавливал статус — кво. Это реально — Шок и трепет. Какими пилюлями такого достичь — не представляю.
                            • 0
                              В школе и вузах учат общаться по каким-то схемам и правилам, и заставляют заниматься мучительной зубрёжкой слов. Неудивительно, что люди овладевают иностранными языками не благодаря, а вопреки всему этому безобразию. Подражая носителям языка, человеческий мозг формирует гораздо более эффективную модель языка, чем та, что находится в учебниках. Пока послушный ученик в школе мучительно учит схемы, правила и слова, а потом пытается по ним что-то построить, двухлетний ребёнок, находящийся среди носителей этого языка, быстро всё осваивает на интуитивном уровне, вообще не напрягаясь. Навык устного общения должен быть фундаментом для модели языка в учебнике и письменной речи, а не наоборот. А в школах и вузах всё перевернули с ног на голову.
                              • 0
                                Ребёнок усваивает всё быстро из-за особенностей психики — в младшем возрасте всё усваивается быстро. Чем старше — тем хуже.
                                • 0
                                  Да, но это не оправдание для отвратительной эффективности школьной программы. Если изобретут таблетки, дающие суперпамять, то школьными методами мы получим человека с огромным словарным запасом, знающего наизусть всю лингвистику из учебника и умеющего выполнять все упражнения. Вот только общаться на языке он будет по-прежнему со скрипом.
                                  • 0
                                    Я согласен, что не оправдание.
                                  • 0
                                    Дак вроде была уже статья тут же, что это — миф
                                • 0
                                  расскажите подробней о тех самых хитрых курсах и, если можно, суть основного подхода быстрого изучения языка.
                                  • 0
                                    Да всё то же — никакой теории, натаскивание нейронов мозга строить разговор в различных типовых ситуациях. Только всё настолько отлажено, что во время курсов времени простоя мозга почти не было. Либо слушаешь, либо строишь предложения — на бумаге, либо говоришь. 3 часа — выжат как лимон. Называлось «метод Шехтера» если правильно помню. Но там очень сильно зависит от исполнителя. Подозреваю что погоня за прибылью на 99% всё испортила. Если бы такими методами учили другим специальностям…
                                    • 0
                                      Погружение в среду, ничего нового. Хочешь купить еды в незнакомой стране, научишься и говорить и читать.
                                      • 0
                                        нет, погружение в среду в много менее эффективно, хотя позволяет сломать любое ослиное упрямство. И обычно слишком дорого и по времени и по деньгам — необходимость жить ТАМ. Опять же — ЗА МЕСЯЦ — научиться говорить. Это очень не просто. Кажется 50 слов в день (ко всему прочему) выучивали. Не разучивали, а именно выучивали, вгоняя в активный словарный запас.
                                        • 0
                                          Знакомая в 90х вышла замуж за итальянца, он увез ее в Италию, через месяц она знала язык и могла худо-бедно общаться с местными, ибо была отправлена с деньгами в мир обустраивать быт мужчины. Через 3 месяца уже свободно говорила. Разумеется, не в таком жестком темпе всё было. Полагаю, зависит от человека, но по сути все что работает, это расширение вокабуляра и погружение, когда все вокруг отражает язык, понимание само приходит.

                                          Увеличивать интенсивность надо исходя из физиологии, не все же такой темп переварят, запас прочности у всех разный (правда по себе знаю, уже голова не варит, кажется что ничего не понимаю и не усваиваю, а на утро эффект хороший). Насколько мне известно, столпом изучения чего угодно является ежедневная повторяемость, а не интенсивность, это из-за особенностей запоминания.

                                  • 0
                                    Медицина ничего не сможет предложить, потому что она не занимается здоровыми людьми, а в статье идёт речь о памяти и когнитивной сфере здорового человека.
                                    • 0
                                      Как насчет фармакологии, направленной на ноотропные препараты для космонавтики? Или у нас в космонавты идут исключительно больные люди? :)
                                      Или речь идет о стандартных фармакологических фирмах, исследующих препараты исключительно для лечения нарушений?
                                      • 0
                                        Речь идёт о фирмах, конечно. Если космонавт (кстати, и спортсмен, но я не уверен, что последние — здоровые люди) на свой страх и риск заключают с государством контракт, по которому последнее может пичкать его чем угодно — это, безусловно, его право. Я хочу сказать, что стандарт испытаний фармакологических средств на здоровых и на больных — это разные вещи. Препараты для здоровых должны быть куда более безопасными.
                                  • 0
                                    Немного оффтоп, но по себе заметил что принятие 1 кг. жареной морской рыбы за день, хороший сон + 1 чашка кофе с углеводами за 30 минут значительно улучшают интеллектуальные способности. Помогает если нужно сдать экзамен, собеседование, сделать важную работу. Побочных действий не обнаружено (конечно, не стоит ограничивать рацион только морской рыбой), можно принимать несколько дней подряд, но потом надоет и уже не захочется.

                                    Сейчас рыба стоит дороже болшинства рекомендуемых таблеток, конечно. Но и веществ в ней больше. Не знаю почему, но речная рыба таким эффектом не обладает (видимо дело не только в белке но и в фосфоре или еще чем, не знаю).
                                    • +1
                                      Ребята, давайте не путать ноотропы и стимуляторы. Ноотропы используются для того, чтобы привести голову в порядок и позволить за короткий отрывок времени усвоить больше материала, благодаря усилению консолидации памяти, например(это если говорить о применении здоровыми людьми), а стимуляторы подстегивают уже имеющиеся резервы, истощая организм. Отличительная черта того же амфетамина — дикая продуктивность ценой здоровья, о получении новой информации в сжатые сроки речи даже не идет — знания практически не усвоятся и пропадут после отсыпания вместе с хорошим настроением и самочувствием. Месяц на пирацетаме или месяц на запрещенных стимуляторах — земля и небо. После месяца любимого клубными обжабками порошка человек уже очень отдаленно будет напоминать хомо сапиенса. И в голове у него будет твориться такой хаос и бедлам, что понадобится время для его реабилитации в повседневной рутине дел и стандартных задач. Если бы эти стимуляторы были такими полезными в интеллектуальном плане — из клубов бы выходили одни доценты и доктора наук.

                                      Это не значит, что вещество бесполезное и плохое — просто оно служит для других задач и приемлет иной подход(в теории, на практике оно вообще никакого подхода не приемлет, если не хотите присесть лет на восемь, подумать о жизни).

                                      Однако же я нашел вполне легальный и очень эффективный отечественный препарат, который позволил мне за два последних года(нет, тут нет ошибки, непрерывный курс 2 года ежедневного приема) освоить больше материала, чем за пять лет до этого(да, я осознаю все риски, благо, этот препарат не сажает внутренние органы галопом, в отличии от пирацетама, не дружащего с почками). Препарат уже успел опопсеть и при неправильном применении способен как не принести пользы, так и навредить. Это лишь инструмент: молотком можно забить гвоздь, а можно убить человека. Собственно, сторонникам «а без этого не можете что-ли» — гвоздь можно забить и рукой после 20 лет восточных практик и йоги. А можно не тратить 20 лет и забить за пол минуты все тем же молотком, тут все зависит от ваших приоритетов — используете ли вы инструменты для достижения целей или видите цели в инструментах.
                                      • 0
                                        Что за препарат? Поделись зельем алхимик))
                                        • 0
                                          Да, колись уже, чем ты там упарываешься? )))))
                                        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                          • 0
                                            Бывали случаи, когда люди при потере половины мозга продолжали функционировать без отклонений. Кроме того, при потере некоторых участков их роль брали на себя другие участки и вполне успешно. Мозг — удивительнейшая вещь из всех, что я знаю. Он не прекращает развиваться до самой смерти.
                                            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                          • 0
                                            Прекрасная статья. Очень доходчиво написано и понятным языком. Спасибо большое!
                                          • +1
                                            Иные комментарии обидно читать. Человека ругают за ответственную и принципиальную позицию. За статью спасибо.

                                            Кстати, вот отличная книга по теме улучшения памяти. Это, конечно, не волшебная таблетка, но поработав над собой месяц, правильно питаясь и высыпаясь, можно достичь потрясающих результатов. (название у книги мерзкое, но внутри полно полезной инфы и ссылки на упражнения в виде QR кодов)
                                            • 0
                                              Мне не обидно. Я как могу разъясняю свою точку зрения.
                                              • 0
                                                Мне за родину ресурс обидно.

                                                Все постоянно жалуются, что мало научно-грамотных статей.
                                                • 0
                                                  Ну вот я и исправляю ситуацию :-)

                                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.