Ваше беспилотное такси прибывает

https://www.technologyreview.com/s/602492/your-driverless-ride-is-arriving/
  • Перевод


Компания Uber считает, что её беспилотные такси изменят способ перемещения миллионов людей. Но робомобили ещё очень далеки от того, чтобы ездить по дорогам.

Я стою рядом с большим складом в Питтсбурге, на площадке, протянувшейся вдоль реки Аллегейни, где раньше было множество фабрик и заводов, а теперь стоят магазины и рестораны. Я жду прибытия новой технологической революции. Я проверяю телефон, поднимаю взгляд, и вижу, что она уже прибыла. Это белый Ford Fusion с крышей, уставленной футуристического вида датчиками. Впереди сидят двое – один сверяется с компьютером, другой – за рулём. Но управляет всем машина. Я сажусь к ним, нажимаю кнопку на сенсорном экране, и откидываюсь на сиденье, пока робомобиль Uber меня катает.

Выехав на дорогу по направлению к пригороду, машина чётко остаётся в своём ряду, ловко проскочив между подъезжавшим автомобилем и припаркованными на обочине грузовиками. Я уже сидел в робомобилях, но мне всё ещё удивительно наблюдать с заднего сиденья, как самостоятельно движутся руль и педали, реагируя на дорожные события.

Пока что большинство автоматических машин тестировали на шоссе где-нибудь в Калифорнии, Неваде и Техасе. В Питтсбурге же петляющие дороги, огромное количество мостов, сложные перекрёстки, и полно снега, дождя и мокрого снега. Как сказал один из директоров Uber, если робомобиль сможет ездить в Питтсбурге, он сможет ездить везде. И будто для проверки его теории, когда мы поворачиваем на оживлённую улицу рядом с рынком, два пешехода выскакивают на дорогу перед нами. Машина плавно останавливается загодя, ждёт, и потом продолжает движение.



На экране перед задним сиденьем виден странный мир глазами компьютера – окружающее изображено в ярких цветах и острых рёбрах. Картинка получается благодаря удивительному набору инструментов, расставленных по машине. Целых семь лазеров, включая большой вращающийся лидар на крыше; 20 камер; высокоточная GPS; несколько ультразвуковых датчиков. На экране в машине дорога выглядит голубой, строения и другие машины красными, жёлтыми и зелёными, а пешеходы выделены чем-то наподобие лассо. На экране также показано, как автомобиль тормозит и рулит, и есть кнопка для остановки. Так как на дворе 2016 год, у экрана даже есть возможность сделать сэлфи. Вскоре после поездки на мою почту приходит зацикленный GIF, где видно мир глазами машины и мою улыбающуюся физиономию в углу. Люди на тротуарах машут нам, когда мы стоим на светофоре, а товарищ, ведущий пикап сзади нас, показывает нам большие пальцы.

Моя поездка – часть самого навороченного на сегодняшний день теста робомобилей. Uber уже дал добро для избранных клиентов на заказ автоматических такси и езду на них по Питтсбургу. Компания, уже перевернувшая всю индустрию такси, позволяя вызвать машину при помощи смартфонного приложения, уже через несколько лет собирается сделать большую часть своего парка автомобилей автоматической. Делается смелая ставка на то, что технологии уже готовы изменить способ перемещения для миллионов людей. Но в каком-то смысле эту ставку делать уже необходимо. Uber за первую половину года потерял уже $1,27 миллиарда, в основном за счёт выплат водителям. Робомобили – это «отличная возможность для Uber», говорит Дэвид Кейт, ассистент-профессор в MIT, изучающий инновации в автоиндустрии, «но есть опасность, что кто-то опередит их».



Большинство автопроизводителей, в особенности Tesla Motors, Audi, Mercedes-Benz, Volvo и General Motors, а также Google и, якобы, Apple, уже тестируют робомобили. Tesla уже ездят самостоятельно в разных ситуациях (хотя компания и предупреждает, что систему лучше использовать только на шоссе, держа при этом руки на руле). Но несмотря на серьёзных соперников, у Uber есть лучшие возможности по быстрой коммерциализации этой технологии. В отличие от Ford и GM она может ограничить поездки теми маршрутами, которые изначально будут по силам компьютеру. А в отличие от Google и Apple, у неё уже есть большая сеть такси, которую можно постепенно переводить на автоматику.

Преимущества технологии очевидны руководству компании. Без водителей, с которыми нужно делиться, Uber может выйти на прибыль. Роботакси могут стать такими дешёвыми и простыми, что людям уже не нужно будет покупать себе машины. В результате, автоматические автомобили могут поменять всю суть транспорта. Uber уже экспериментирует с доставкой еды, а недавно она купила Otto – стартап, разрабатывающий автоматические системы для грузовиков. Робогрузовики и робофургоны могут доставлять еду со складов в дома и офисы, быстро и эффективно. Незадолго до моей поездки Эндрю Левандовский [Andrew Lewandowski], глава подразделения робомобилей в Uber, ветеран программы робомобилей в Google, и один из сооснователей Otto, сказал: «Я верю, что это самое важное из того, что смогут сделать компьютеры в ближайшие 10 лет».

Uber быстро развивается. Компания создала центр передовых технологий, где разрабатывает робомобили, в феврале 2015 года. Она наняла исследователей из департамента робототехники из расположенного неподалёку Университета Карнеги-Меллон (CMU). С их помощью Uber разработала роботакси всего за год с небольшим – примерно столько времени требуется обычному автопроизводителю на разработку нового дизайна развлекательной консоли.

Но не развивается ли она слишком быстро? Готова ли технология?



Роботы-предшественники


Остаток времени, проведённого мною в Питтсбурге, я ездил на такси Uber под управлением людей. Контраст ощущался. Я захотел посетить государственный центр робототехники (NREC) – часть института робототехники, работающего в рамках Университета Карнеги-Мелон. Это одна из исследовательских групп робототехники, находящаяся на переднем крае этой области. Я вызвал такси, и вызов принял Брайан, приехав на убитой Hyundai Sonata. Брайан говорит, что видел несколько автоматических машин Uber, но заметил, что на них кататься не так хорошо, как с ним. Сразу после этого он повернул не там и заблудился. Правда, в потоке он ездит так же хорошо, как робомобиль. А когда его навигатор привёл нас к мосту, закрытому на ремонт, он просто спросил у рабочих, где объезд, и поехал по другому маршруту. Он также дружелюбно предложил мне не переплачивать за крюк и поставить мне пиво в качестве извинений за неудобства. В таких случаях становится понятно, что автоматические такси подарят вам совершенно другие ощущения. Меньше неправильных поворотов и назойливых водителей – да, но никто и не поможет вам затащить чемодан в багажник и не вернёт забытый iPhone.



От пива я отказался, попрощался с Брайаном и прибыл на склад NREC, опоздав на 20 минут. Это здание заполнено удивительными прототипами роботов. Если приглядеться, можно увидеть и предков современных робомобилей. Сразу после входа стоит Terregator, шестиколёсный робот размером с холодильник, с кольцом датчиков наверху. В 1984 году он был среди первых роботов, способных самостоятельно передвигаться вне лаборатории, и катался по кампусу университета со скоростью несколько километров в час. За ним последовал переделанный фургон NavLab, один из первых автомобилей, полностью контролируемых компьютером. Перед входом стоит переделанный Chevy Tahoe, набитый компьютерами и украшенный устройством, удивительно напоминающим раннюю версию датчиков, используемых на автомобилях Uber. В 2007 году этот робот по имени Boss выиграл приз в соревновании, спонсируемом DARPA. Это был знаменательный момент для робомобилей, доказавший, что они могут двигаться по обычной дороге среди машин. Всего несколько лет спустя Google начал тестировать робомобили на дорогах.

Эта троица демонстрирует, как медленно до недавнего времени развивался прогресс. Железо и софт развивались, но система с трудом разбиралась в мире с точки зрения водителя, во всей его сложности и странности. В NREC я встретился с Уильямом Уитекером по кличке «Red» [William “Red” Whittaker], профессором университета, руководившим разработкой Terregator, первой версии NavLab и Boss. Уитекер говорит, что появление нового сервиса Uber не означает, что технология отработана до идеала. «Задача, конечно, не решена, – говорит он. – Не решены проблемы различных экстремальных ситуаций».

А экстремальных ситуаций полно. Датчики могут ослепнуть или плохо работать при плохой погоде, ярком свете или при наличии препятствий. Софт и железо могут подводить. Экстремальные ситуации включают обработку неизвестных заранее событий. Нельзя запрограммировать машину на любой вообразимый случай, и в какой-то момент придётся просто верить, что она сможет справиться с любой ситуацией, используя имеющийся в наличии «интеллект». Но верится в это с трудом, особенно когда малейшие ошибки, к примеру, перепутать бумажный пакет на дороге с камнем, могут привести к опасным ситуациям.

В последнее время прогресс действительно ускоряется. Прорывы в областях компьютерного зрения и машинного обучения дают робомобилям больше возможностей в обработке видео. Если скормить такой системе достаточное количество примеров, она научится не только видеть препятствие, но и распознавать в нём пешехода, велосипедиста или отбившегося от стаи гуся.

Но экстремальных ситуаций никто не отменял. Директор NREC – Герман Герман [Herman Herman], робототехник, выросший в Индонезии, учившийся в CMU и разрабатывавший автоматические машины для защиты, добычи ископаемых и сельского хозяйства. Он верит, что робомобили появятся, но у него есть практические замечания по плану Uber. «Если ваш веб-браузер или компьютер падает и зависает, это раздражает, но не является большой проблемой,- говорит он. – А если взять шестиполосное шоссе, посередине которого едет робомобиль, внезапно решивший повернуть налево – можно представить, что произойдёт. Достаточно одной неверной команды рулю».



Другая проблема – масштабирование технологии. Несколько робомобилей на дороге – это просто. Но как насчёт десятков и сотен? Лазерные сканеры, по словам Германа, могут мешать друг другу, а если бы все эти автомобили были подключены к облаку, это потребовало бы гигантской пропускной способности. Такая банальность, как грязь на датчике, уже представляет проблему. «А самое серьёзное – и значение этой области исследований для нас сейчас растёт – как проверить и протестировать автономную систему на безопасность»,- говорит Герман.

Учимся водить


Для взгляда изнутри я направился через весь город, чтобы побеседовать с людьми, непосредственно разрабатывающими робомобили. Я встретился с Раджем Раджкумаром [Raj Rajkumar] с факультета робототехники CMU, заведующего лабораторией, спонсируемой GM. Раджкумар выглядит человеком старой школы, в быстро меняющемся мире исследований робомобилей, в котором часто доминируют представители Кремниевой долины. Он приветствует меня в офисе, одетый в серый костюм, и ведёт в подземный гараж, в котором он работает над прототипом Кадиллака. В машине множество датчиков, похожих на те, что стоят в Uber. Но все они мелкие и спрятанные, так что автомобиль выглядит обыкновенно. Раджкумар гордится прогрессом в практическом применении робомобилей, но предупреждает, что Uber может быть слишком оптимистичным в своих надеждах. «Пройдёт ещё много времени, пока водителя можно будет полностью исключить,- говорит он. – Думаю, ожидания стоит придержать».

Кроме надёжности автомобильного софта, Раджкумар волнуется из-за возможности взлома автомобиля. «В Ницце террорист на грузовике задавил сотни людей. Представьте, если бы в автомобиле не было водителя»,- говорит он. В Uber говорят, что серьёзно относятся к этой проблеме. Они недавно наняли двоих известных экспертов по компьютерной безопасности автомобилей. Раджкумар также предупреждает, что для более умной интерпретации информации об окружающем мире в области компьютеров должен случиться фундаментальный прорыв. «Люди понимают ситуацию,- говорит он. – Мы когнитивные и разумные. Мы понимаем, мы делаем выводы и реагируем. Автоматические машины – просто запрограммированы делать то-то и то-то по определённым схемам».

Иначе говоря, цветастая картинка, увиденная мной на заднем сидении Uber, представляет упрощённый и нечеловеческий способ понимания мира. Она показывает, где находятся объекты, иногда с точностью до сантиметра, но не понимает, что это за объекты и что они могут сделать. А это более важно, чем кажется. Типичный пример – увидев на дороге игрушку, человек понимает, что недалеко может объявиться и ребёнок. «Проблем добавляет и то, что Uber больше всего зарабатывает в городах и пригородах, — говорит Раджкумар. – Именно там чаще случаются непредвиденные ситуации».


Серебристая кнопка запускает автоматический режим, а большая красная – останавливает машину

И все проблемы, которые могут произойти в экспериментах Uber, могут повлиять на всю индустрию. Первое резонансное ДТП с Tesla, столкнувшейся с грузовиком, идя на автопилоте, уже подняло волную вопросов о безопасности. Поспешное внедрение любой технологии, даже направленных на увеличение безопасности дорожного движения, может привести к обратному эффекту. «Хотя Uber проделала отличную работу и рекламирует её как прорыв, она всё ещё очень далеко, — говорит Кейт из MIT. – Новые технологии основываются на позитивных отзывах, создающих принятие их пользователями, но может произойти и обратное. Если с этой технологией будут связаны ужасные аварии, и регуляторы прогнутся, это явно поубавит энтузиазма».

Я лично прочувствовал ограничения этой технологии на полпути в машине Uber, вскоре после того, как меня пригласили на водительское сиденье. Я нажал кнопку активации автоматической системы вождения, и мне сказали, что её можно будет отключить в любой момент, просто повернув руль, надавив на педаль или нажав на большую красную кнопку. Машина шла прекрасно, как и до этого, но я заметил, как стал нервничать инженер, сидевший рядом. И когда мы стояли на мосту в пробке, и на встречной полосе ехали машины, наш автомобиль начал медленно поворачивать руль влево и высовываться на встречную полосу. «Хватайте руль!», закричал инженер.

Может, это была ошибка софта, или датчики авто запутались из-за наличия больших открытых пространств по обе стороны моста. В любом случае, я быстро подчинился.
Нужен ли вам автопилот?

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Поделиться публикацией
Никаких подозрительных скриптов, только релевантные баннеры. Не релевантные? Пиши на: adv@tmtm.ru с темой «Полундра»

Зачем оно вам?
Реклама
Комментарии 43
  • 0
    Это здание заполнено удивительными прототипами роботов. Если приглядеться, можно увидеть и предков современных робомобилей. Сразу после входа стоит Terregator, шестиколёсный робот размером с холодильник, с кольцом датчиков наверху. В 1984 году он был среди первых роботов, способных самостоятельно передвигаться вне лаборатории, и катался по кампусу университета со скоростью несколько километров в час. За ним последовал переделанный фургон NavLab, один из первых автомобилей, полностью контролируемых компьютером. Перед входом стоит переделанный Chevy Tahoe, набитый компьютерами и украшенный устройством, удивительно напоминающим раннюю версию датчиков, используемых на автомобилях Uber. В 2007 году этот робот по имени Boss выиграл приз в соревновании, спонсируемом DARPA. Это был знаменательный момент для робомобилей, доказавший, что они могут двигаться по обычной дороге среди машин. Всего несколько лет спустя Google начал тестировать робомобили на дорогах.

    лучше бы про это написали статью, вот уж что действительно интересно.
    • 0
      И хорошо, мне еще нравится водить, исключительно приятный ритуал.

      А процесс автоматизации авто будет медленным, крайне болезненным, местами кровавым, но будет идти. А то в последнее время развели не науку, а «автопилоты завтра», «сингулярности послезавтра», да компьютерные симуляции вселенных — сплошь пиар и бизнес громких обещаний.
      • 0
        Как ни крути, а скачек в этом направлении есть, и когда нам запретят рулить самим на дороге, появятся(они и сейчас есть) недешевые трассы разного типа для любителей порулить.
        • 0
          Врядли это случится в хотя бы примерно обозримом будущем — в мире уж слишком много дорог, которые непригодны для роботов
          • 0
            Я не думаю, что «когда нам запретят рулить самим на дороге» это вопрос ближайших лет 20-40 точно, автопилоты будут постепенно появляется, повышая свою долю в общем количестве авто на дорогах.
        • –2
          Машина вся обвешана сенсорами и толку мало. А челу достаточно пары глаз и результат лучше.
          Я к тому что не в том направлении идет развитие: слабый ИИ.
          А нужен Сильный.
          • 0
            Развитие действительно идёт не в том направлении. Умными должны быть не только автомобили, но и инфраструктура: дороги, перекрёстки, сфетофоры. Умными должны быть все автомобили, а не только избранные. А без этого и приходится городить кучу костылей и сложных алгоритмов.
            • +3
              Нет, это тупик — такой робоавтомобиль не сможет стать заменой обычному, т.к. не сможет ездить вне инфрастурктуры.
              • 0
                Uber за первую половину года потерял уже $1,27 миллиарда

                Думаю, они могут проспонсировать инфраструктуру города, выгодного с точки зрения экономии зарплат таксистам
                • 0
                  И чем это поможет? Я о том что такие роботы привязаны к городу
                  • 0
                    Как переходный период и накопление опыта, поможет опередить конкурентов
                    Очевидно, роботакси будет не в свободной продаже, проще обслуживать и апгрейдить
                • +1
                  Это не тупик, это прагматичное будущее. Будущее, где большинство людей вообще не будут водить «обычные автомобили».

                  Помните про дрели: «Людям нужны не дрели, людям нужны дырки в стенах»? Вот и с автомобилями так же. Большинству не нужен «обычный автомобиль», им нужно быстро и удобно добраться из одного места в другое (часто в пределах города). Им не интересны детали поездки, им не интересен процесс, не интересно следить за автомобилем. Они бы и рады пользоваться нуль-порталами, да их пока не изобрели.

                  Конечно, всегда есть спецтехника, кареты скорой помощи и всё такое. Всегда есть любители скорости, любители бездорожья. Это всё — исключения.
                  • 0
                    И чего, в магазине нельзя дрель купить?

                    Людям надо доехать на дачу с рассадой, покататься на лыжах по озеру, (ну и так далее) и таких людей очень много. И именно поэтому роботы, опирающиеся на инфраструктуру не смогут заменить обычных водителей или роботов, которые на инфраструктуру не опираются.

                    Пример: электропила во многом удобнее и лучше бензопилы. Только вот нифига она ее не заменила.
                    • 0
                      Ну да, в лесу розеток-то нет. А вот на той же даче дрова попилить… Я выберу электропилу, потому что дача электрифицирована. Если бы я сам заготавливал дрова — это была бы бензопила. Но вообще, я просто хочу чтобы в доме было тепло. А пеллеты да дрова пускай роботы промышленными масштабами заготавливают. Так дешевле, даже для меня: не нужен трактор возить деревья, не нужен сарай хранить и сушить, не нужны пилы… Кстати, про пилы. На ютубе есть ролики с достижениями лесозаготовочных агрегатов, посмотрите, на что способна специализированная техника: на одно дерево от стадии «корни в земле» до стадии «дрова» уходит меньше минуты!

                      Это не ситуация «либо-либо».

                      Вам интересно сверлить? Хотите поиграть с оборотами? Попробовать эти коронки против той каменной плиты. Сверлите в нестандартных условиях? Добро пожаловать в клуб «дятел и дупло»!

                      Мне сверлить не интересно, глупая трата времени. А моя мама просто не умеет. А ещё, щётки постоянно горят…

                      Дачникам и покатушникам — по пикапу! Пускай стоит себе 5 дней в неделю на перехваточной парковке на окраине. На выходных — хоть реки по шноркель им, пускай развлекаются. Я бы и сам, может, попробовал. Но в остальное время это просто нерациональная трата места на дорогах, топлива, времени. Да и безопасность страдает. Все бы выиграли от дорог без пробок и аварий, с продуманными (и сведенными к минимуму) пересечениями с пешеходами и велосипедистами.

                      Нужно лишь позволить роботам эффективно выполнять свою работу. И мне кажется, что вместо всяких компьютерных зрений и прочих глубоких обучений достаточно обычного направляющего рельса. Ну, это грубо говоря. Конечно, это должен быть «умный беспроводной Bluetooth LE-рельс с 4G-интернетом», чтобы пассажиры по дороге не заскучали. Кстати, в ЖД, вроде, неплохо с автоматизацией.
                      • 0
                        Да, кстати ЖД далеко не везде смогли вытеснить автобусы, а иногда наоборот.

                        Вообще я тут не о «традиционная машина vs робот» говорю, а о том что робот привязанный к инфраструктуре далеко на самое лучшее решение
              • +4
                >А челу достаточно пары глаз и результат лучше.

                Да неужели? А почему тогда по статистики пока «автопилот» Теслы делает трупы реже чем живые водители?
                • 0
                  Может потому что он не пользуется телефоном на дороге? И не отворачивается поболтать с соседом? Не говоря уже о алкоголе и т.п. Человек после небольшого обучения будет прекрасно водить, но запретить отвлекаться ему не получается никак. Не говоря уже о регулярном игнорировании «глупых ДТП».
                  Как только автопилот приблизится к контролю ситуации на дороге к человеку, он стремительно вырвется вперед по безопасности, за счет 100% времени концентрации внимания именно за вождении.
                  • 0
                    То есть сценарий отвлечения, алкоголя, эмоций и т.д. у людей можно списать как нечто неважное, просто мешающее статистике?
                    • 0
                      Нет. Скорее на то, что составляет подавляющую часть статистики. На основные причины, приводящие к ДТП.
                • 0
                  Все эти технологии и помогают развивать ИИ.
                • +3
                  Как сказал один из директоров Uber, если робомобиль сможет ездить в Питтсбурге, он сможет ездить везде
                  Ждем тестирования технологии в Таиланде, Индии, Саратове, Ижевске и Махачкале. Вот тогда и можно будет говорить, что робомобили могут ездить везде, где есть дороги. Хотя даже в Подмосковье отнюдь не все деревни имеют твердое дорожное покрытие. А такси туда ездит.
                  • 0
                    Вспоминается ответ Путина — если у вас дороги нет, зачем вам автомобиль? Очевидно, что в Махачкалу не поедет такое такси и возможно вообще не поедет от греха подальше, как сейчас живые таксёры отказываются от плохих районов. Точно так же как и люди, живущие в гетто, тратят 3-4 часа на дорогу до нормального супермаркета. Гетерогенность инфраструктуры общества это вообще не столько проблема, склько типичный механизм внутривидового отбора.
                    • 0
                      Для езды по бездорожью это к Nvidia. Они уже кое что даже продемонстрировали.
                    • +3
                      Будущее, описанное в «Незнайке в Солнечном городе»,
                      постепенно наступает:
                      1 — робомобили — приближаются к финальной разработке
                      2 — робопылесосы — уже есть
                      3 — системы городского видеонаблюдения — уже есть
                      4 — передача электричества на значительные расстояния без проводов — пока нету, но идут эксперименты
                      5 — двигатель, использущий некое волокно, которому для запуска достаточно одного импульса от крохотной батарейки — слышал об экспериментах (правда там использовалась щелочь для сжатия и кислота для расжатия)
                      6 — видеосвязь — уже есть

                      Я к тому, что мы живем в технологически развитом фантастическом «будущем» с точки зрения предыдущих поколений, а для нас это как обыденность
                      • 0
                        К хорошему можно быстро привыкнуть.
                        Хотелось бы прожить лет 200-300, чтобы посмотреть как будут развиваться технологии дальше.
                      • 0
                        Живут же люди в США, у них даже Ford Fusion что наш Mondeo.
                        • 0
                          Непонятно зачем столько камер на крыше, неужели не достаточно одного какого ни будь ультразвукового локатора?, которые будет крутиться и выстраивать карту местности.
                          • 0
                            Недостаточно быстродействие. Такая схема годится для какого-нибудь робота-погрузчика, но никак не для автомобиля, которому необходим именно комплекс. Только сопоставляя сигналы с разных датчиков, можно построить адекватную модель обстановки на дороге.
                            • 0
                              Как у ракет в головке самонаведения куча датчиков, так и тут, думаю, надо и тепловизор, и оптический, и ультразвук
                              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                • +6
                                  Как сказал один из директоров Uber, если робомобиль сможет ездить в Питтсбурге, он сможет ездить везде.

                                  image
                                  • 0
                                    Я полагаю, неявно подразумевается [где может безаварийно проехать средний водитель на обычном легковом автомобиле]. Я не думаю, что даже в самых смелых мечтах он надеется когда-нибудь в обозримое время возить на Uber туристов на вершину Эвереста.
                                  • +2
                                    У Uber больше всего шансов. Они могут в городе поставить внешние стационарные датчики в проблемных местах, на светофорах, в местах скопления людей (где статистически больше всего аварий), на мосту. Для определенных маршрутов, где нет левых поворотов уже могут поставить робомобили. Ведь они знают откуда и куда едет пассажир, и выбрать маршрут для роботакси, если не могут, вызвать такси с человеком
                                    • 0
                                      вплоть до запуска квадрокоптера с датчиками вперед по маршруту:)
                                    • +2
                                      «Uber за первую половину года потерял уже $1,27 миллиарда, в основном за счёт выплат водителям».

                                      Это какая-то сволочная формулировка о зарплате людей, работающих на них.

                                      Тогда можно сказать, что я потерял 400 рублей, прокатившись на их такси. А потом потерял ещё 1500 рублей, взяв продуктов в ближайшем магазине.
                                      • 0
                                        «Uber за первую половину года потерял уже $1,27 миллиарда, в основном за счёт выплат водителям».

                                        Это какая-то сволочная формулировка о зарплате людей, работающих на них.

                                        Не удивлён:
                                        Uber повысил тариф в полтора раза в Казахстане

                                        Сервис Uber изменил тарифы в часы пик. Жители Астаны в понедельник с утра столкнулись с тем, что стоимость поездки посредством Uber возросла в полтора раза, передает корреспондент https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/Uber-povyisil-tarif-v-poltora-raza-v-kazahstane-301572/

                                        => когда у Uber не останется конкурентов, тогда пассажиры такси узнают, что такое монополия.
                                        • 0
                                          Слава роботам, конкурентов у них не мало.
                                          • 0
                                            Этого не случится, по простым антимонопольным законам. Разве что в странах третьего мира.
                                            • 0
                                              Как житель Казахстана и активный пользователь Убера расскажу:
                                              Заголовок не совсем верный и в той же новости на Тенгриньюс есть дельные пояснения. Тариф растёт на самом деле, но только в час пики (8-9 утра, 6-8 вечера). Так же у меня лично есть подозрение, что и зависит от погоды (буквально пару дней назад в 4 часа дня пошел дождь и коэффициент стоимости поездки сразу вырос до 1.6). При этом приложение пишет, через сколько закончится этот повышенный тариф (как правил, две минуты) и можно просто подождать и заказать такси подешевле. Хотя буквально сегодня вечером в 6 вечера пытался доехать до дома и Убер запросил стоимость в районе 3 долларов, тогда как на попутке можно спокойно уехать за 0.9 долларов, что я и сделал. Коэффициент Убера был 2.4 (то есть, в 2.4 раза выше обычных тарифов).
                                          • 0
                                            Понравилась фраза: «Как сказал один из директоров Uber, если робомобиль сможет ездить в Питтсбурге, он сможет ездить везде.» ))
                                            И всё же у каждой страны и даже региона свои особенности дорожного движения, начиная дорожным покрытием и заканчивая культурой вождения.
                                            • 0
                                              Судя по предпоследнему абзацу, автопилот не видит разметки, либо её там не было.
                                              В случае с российскими дорогами это будет большой проблемой…
                                              • 0
                                                Вопрос как обывателя: а что получу я, как пользователь такси? Убер то понятно, уменьшит издержки на «$1,27 миллиарда, в основном за счёт выплат водителям.». А что получат пользователи? Уменьшение цены километра в N-раз, чтоб вовлечь больше людей пользоваться такси и отказаться от поездок на личном транспорте, или цена будет чуть ниже, дабы перетянуть имеющихся уже клиентов других таксопарков?

                                                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.