Как стать автором
Обновить

Социальные сети убивают общение, потому что стали похожи на телевидение

Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 28K
Автор оригинала: Hossein Derakhshan
image

Если я скажу, что соцсети помогли Дональду Трампу выиграть выборы, вы подумаете про поддельные новости на Facebook. Но даже если Facebook исправит алгоритм, поднимающий ложные статьи, проблема останется: соцсети демонстрируют преимущество телевидения над другими СМИ.

Я предупреждал об этом с ноября 2014 года, когда меня освободили после 6-летнего заключения в Тегеране. Наказание я получил за активную позицию, проявляемую в онлайн-пространстве Ирана. До тюрьмы я часто писал в блоги в пространстве, которое я сейчас называю «открытым вебом»: он был децентрализованным, главным в нём был текст, а ещё в нём было много ссылок на источники и обилие сопровождающей историю информации. Он поддерживал различные точки зрения. Он был связан с миром книг.

Затем на 6 лет я вышел в офлайн, а когда меня выпустили из тюрьмы, и я вернулся в онлайн, то встретил дивный новый мир: Facebook и Twitter заменили блоги и превратили интернет в телевизор. Он стал централизованным, главным в нём стали картинки, и контент также был в виде картинок, без ссылок.

И как ТВ, он всё больше развлекает нас и усиливает существующие верования и привычки. Вместо мыслей он активирует наши чувства, и предлагает комфорт вместо испытаний. В результате мы получаем сильно фрагментированное сообщество, идущее на поводу у эмоций, радикализированное отсутствием внешних контактов и испытаний. Поэтому оксфордский словарь назвал словом года "постправдивый" [post-truth]: это прилагательное, связанное с обстоятельствами, в которых объективные факты формирует общественное мнение хуже, чем эмоциональные призывы".

Нил Постман [Neil Postman] дал несколько намёков по этому поводу в его разъясняющей многое книге 1985 года «Развлечём себя до смерти: публичные обсуждения в эру шоу-бизнеса» [Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business]. Исследователь СМИ из Нью-Йоркского университета уже тогда увидел, как телевидение превращает публичные обсуждения в обмен непостоянными эмоциями, которые ошибочно принимаются опрашивающими за мнения. Как писал Постман, одним из самых пугающих последствий этого изменения будет превращение новостей в дезинформацию. "Дезинформация – это не ложная информация. Это информация, вводящая в заблуждение – неуместная, не относящаяся к делу, фрагментированная или поверхностная – информация, создающая иллюзию знания, но на самом деле уводящая от него. Проблема не в том, что телевидение предлагает нам развлекающие нас темы, а в том, что все темы представлены как развлечения". Постман утверждал, что если новости превращаются в форму развлечения, они теряют свою пользу для здорового демократического общества. «Моё заявление гораздо серьёзнее того, что нас лишают истинной информации. Я говорю о том, что мы теряем ощущение того, что значит быть хорошо информированным. Незнание можно исправить. Но что делать, если мы принимаем незнание за знание?»

Проблема с сегодняшним интернетом, уходящим от текста со ссылками, в том, что он не только разделяет множество телевизионных болезней, но и создаёт новые. Разница между традиционным телевидением и тем, что возникло в виде соцсетей, в том, что последние – это персонализированные СМИ. Традиционное телевидение сохраняет элемент неожиданности. То, что вы видите по телевизору, выбирается редакторами, и хотя передачи должны быть развлекающими, чтобы соответствовать высокой стоимости их изготовления, они всё ещё могут бросать вызов нашим мнениям (то бишь, эмоциям).

Соцсети, наоборот, используют алгоритмы для создания атмосферы комфорта и услужливости, поскольку их бизнес-модель зиждется на максимизации времени, проводимого пользователем в сети. Кто захочет оставаться в месте, где все кажутся негативными, грубыми и неодобрительными? В результате получается распространение эмоций, их радикализация и фрагментированное общество. Это гораздо более опасно, поскольку идея демократии основана на информированном соучастии.

Что можно сделать? Конечно, появление Трампа нельзя списать только лишь на технологии или соцсети. Феномен кроется в другом: СМИ и технологии ничего не создают, они лишь искажают, отклоняют и разрушают. Без роста неравенства, исчезновения среднего класса, угрозы рабочим местам со стороны глобализации, и т.п., не появлялись бы ни Трамп, ни Берлускони, ни Brexit. Необходимо перестать считать, что любая эволюция технологии естественна, неизбежна, и потому положительна. Чтобы оставаться разумными животными, нам нужно больше текста, чем видеороликов. По словам Постмана, книги по сути больше приспособлены для передачи сложных понятий, стимулирующих мышление. Мы должны больше писать и читать, ставить больше ссылок, и смотреть меньше телевидения и видеороликов. А также проводить меньше времени в Facebook, Instagram и YouTube.

Если мы не можем этому сопротивляться, а алгоритмы не дают нам различные или противоположные взгляды на вещи, мы должны пытаться искать их самостоятельно. Мы можем читать людей или страницы, которых соцсети не рекомендуют нам по ключевым словам. Мы можем запутывать их алгоритмы, лайкая то, что нам не нравится, чтобы они выдавали более разрозненный поток. Мы можем побуждать соцсети раскрывать подробности их алгоритмов и делать их настраиваемыми, а также позволять нам реагировать на записи разумом, а не сердцем: нам нужны кнопки «согласен/не согласен», или "верю/подозреваю", а не «нравится/не нравится».

Наши привычки и эмоции убивают нас и нашу планету. Давайте сопротивляться этому опасному призыву.
Теги:
Хабы:
Если эта публикация вас вдохновила и вы хотите поддержать автора — не стесняйтесь нажать на кнопку
+25
Комментарии 118
Комментарии Комментарии 118

Публикации

Истории

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн