Как стать автором
Обновить

Три интриги на два стартапа или как правильно взорвать свой ракетный двигатель

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 31K

Уже две недели прошло со взрыва ракетного двигателя «Атар» на испытаниях российского космического стартапа «Лин Индастриал». В первые дни после происшествия на странице «Лин Индастриал» появилась просьба прекратить распространять сплетни и догадки и ждать официального пресс-релиза. Его мы так и не дождались, а в дискуссиях по следам происшествия вскрылись некоторые любопытные факты.

Необходимый дисклеймер


Задача создания собственной ракеты-носителя очень сложная, и я испытываю огромное уважение к людям, которые пытаются ее решить. Но уважение не исключает недоумения по поводу странных действий и указания на кажущиеся очевидными ошибки (и пусть меня поправят, если это не так).

Краткое описание происшествия


Для тех, кто не в курсе дела. 11 декабря прошли первые огневые испытания ракетного двигателя «Атар» тягой 100 кгс. Но, проработав примерно четыре секунды, двигатель взорвался. Первая официальная информация была очень неопределенной.


Неизвестность с лихвой компенсировали журналисты. По сообщению Life.ru осколок взорвавшегося двигателя оторвал часть руки рабочего, находящегося в вагончике неподалеку.

В материале «Комсомольской правды» уже говорилось о переломе руки, а вечером 13 декабря на официальной странице «Лин Индастриал» ВКонтакте появилась информация о «повреждении» кисти.


Было также опубликовано видео испытаний, но взрыв и последующий пожар стенда (на КДПВ) оттуда были вырезаны.



СМИ переключились на новые события, и, без официальных обновлений, спустя две недели мы так и не знаем степень травмы и текущее состояние пострадавшего рабочего, наличие и статус уголовного дела (была информация о том, что оно заведено), статус расследования аварии и дальнейший график работ «Лин Индастриал».

Странное место


В сюжете телеканала «Россия 24» было показано место происшествия.



Если найти это место на карте, то возникают вопросы к официальному сообщению. Как «на километры вокруг никого не будет», если место расположено в черте города, возле дороги, а рядом находятся заправка и автобусная остановка?



Это выглядит во много раз более странным, если учесть еще несколько факторов. Во-первых, у «Лин Индастриал» летающий стенд для отработки системы управления запускали уже как минимум тринадцать раз где-то «в полях», куда конструкторы имели возможность добраться с не сильно меньшим по размерам и габаритам грузом.

Во-вторых, из открытой информации, представленной на официальном сайте «Лин Индастриал» видно, что двигатель делали долго и планомерно. Испытания форсунок для двигателя начались в декабре 2015. Сам двигатель был изготовлен в марте 2016. Гидравлические испытания прошли в мае. В сентябре началась сборка огневого стенда, которую завершили к октябрю, и провели еще одни гидравлические испытания тогда же. Параллельно в сентябре были испытаны два варианта самодельного катализатора для разложения перекиси водорода — одного из компонентов топлива для двигателя. После работы такого качества и продолжительности испытания в тех условиях, в которых они случились, выглядят спешкой.

В-третьих, любой человек, хотя бы немного интересующийся космонавтикой и ракетной техникой, знает, что ракетные двигатели иногда взрываются. Новые двигатели на испытаниях взрываются уже не иногда, а как правило. Даже в «Укрощении огня» первый исторический пуск ГИРД-09 производится людьми из укрытия. На этом фоне странно видеть открытый прицеп без какой-либо противоосколочной защиты — земляного вала, бетонных блоков, железных листов — допустимых вариантов очень много. Конструкторы «Лин Индастриал» были настолько оптимистичны, что верили, что двигатель заработает с первого раза? При том, что на своем опыте сталкивались с ситуациями, когда на испытаниях получались результаты, противоречащие ожиданиям? Странно.

Не первые


Многие СМИ назвали происшествие испытаниями первого в России частного жидкостного ракетного двигателя. Но это не так. Оказывается, еще 14 ноября компания НСТР РТ испытала свой ЖРД тягой 85 кгс, и в программе «Космическая среда» ТВ Роскосмоса можно найти видео работы двигателя (с 3:57)



При этом было показано интервью Николая Дзись-Войнаровского с подписью «представитель компании Лин Индастриал». Из обсуждения на форуме журнала «Новости космонавтики» получается, что компания НСТР РТ отпочковалась от «Лин Индастриал», и у нас теперь есть как минимум два ракетных стартапа. Кроме этого видео информация о двигателе НСТР РТ отсутствует, и генеральный конструктор Николай Дзись-Войнаровский не горит желанием ее раскрывать.



У компании есть сайт, но он пока пустой. Нехватка информации привела к тому, что некоторые горячие головы сомневаются в существовании компании НСТР РТ и двигателя и доходят даже до оскорблений.

Глядя на эти «тайны королевского двора» возникает нехорошее подозрение. Неужели недостаточная продуманность испытаний «Лин Индастриал» была вызвана спешкой из-за потери приоритета в испытаниях «первого частного ЖРД в России»? Это было бы очень печально. Разработка ракет-носителей — дело очень трудное, не стоит усложнять его еще больше нерациональными действиями из-за вполне понятных амбиций.

Менталитет


От частных космических компаний в России 21 века ждешь открытости и хороших навыков пиара. И, пока все шло хорошо, «Лин Индастриал» выпускала отличные отчеты о том, что происходит. Но случилась авария, и действия космических стартаперов стали напоминать худшие образцы пиара даже не Роскосмоса, а советской космонавтики — информации нет, на видео испытаний взрыв и пожар вырезаны, комментарии в обсуждениях местами удалены. Неужели это менталитет или что-то настолько же въевшееся во всех нас? Почему датский ракетный стартап Copenhagen Suborbitals собирает нормально защищенный стенд и проводит испытания публично, с приглашением зрителей, а у нас испытания проводятся ночью в промзоне?


Разборный стенд Copenhagen Suborbitals можно перевозить


Бетонные блоки надежно защищают от осколков


Зрителям будет, что вспомнить и чем вдохновлять своих детей и внуков

Почему на YouTube можно найти видео взрывов двигателей какого-то неизвестного японского стартапа, а у нас поддаются на искушение показывать только хорошую картинку?



NASA не стесняется в свои фильмы вставлять хронику взрывов своих двигателей. Ракетная техника — сложная штука, и испытания двигателя, который, наконец, не взорвался, выглядят гораздо более наглядной победой.

Заключение


Конструкторам «Лин Индастриал» очень не повезло — ситуация «осколок пробил забор, стенку вагончика и попал в человека» весьма маловероятна. Но им, в то же время, очень повезло — осколок, попавший в руку, мог попасть и в шею, и тогда бы все могло быть гораздо более печально. За неимением информации остается только надеяться, что «Лин Индастриал» преодолеет последствия аварии и сделает выводы из своих ошибок. Потому что очень хочется в один прекрасный день сесть за компьютер и, вместе с сотнями других зрителей, открыть онлайн-трансляцию испытаний двигателя «Лин Индастриал» тягой тонн в пятьдесят.

UPD: В блоге руководителя «Лин Индастриал» Александра Ильина появился новый пост, в котором опубликована дополнительная информация о причинах выбора промзоне в качестве места испытаний, сделан предварительный анализ возможных причин аварии и объясняются причины молчания:

К сожалению, любые публикации (даже в хорошем ключе), любые вопросы, любые обсуждения — могут сильно ухудшить ситуацию для нас лично (не только для фирмы).
Теги:
Хабы:
Если эта публикация вас вдохновила и вы хотите поддержать автора — не стесняйтесь нажать на кнопку
+61
Комментарии 120
Комментарии Комментарии 120

Публикации

Истории

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн