Как стать автором
Обновить

Советы основателя. Алексей Макин, генеральный директор RedMadRobot

Время на прочтение5 мин
Количество просмотров12K
Сегодня «Мегамозг» анонсирует рубрику «Советы основателя». Гостями нашей новой рубрики будут основатели известных IT-компаний. Они поделятся с читателями «Мегамозга» накопленным опытом и дадут бесценные советы молодым предпринимателям, а также всем, кто рассчитывает в будущем начать собственное дело.

Первым, кто согласился принять участие, стал Алексей Макин, со-основатель и генеральный директор компании RedMadRobot. Эта компания уже известна аудитории «Хабрахабра» и «Мегамозга» своими публикациями в корпоративном блоге. «Красный Робот», на данный момент, один из лидеров мобильной разработки в России.


Иногда приходят мужчины, которые где-то срубили бабок и срочно хотят их куда-то засунуть. Инвестиции в IT все еще в тренде. Эти мужчины — не профессиональные инвесторы, они не могут здраво оценить компанию, команду, идею. Сотрудничество с ними опасно по двум причинам. Во-первых, эти мужчины не готовы потерять свои деньги, даже мысли такой не допускают — они вкладывают в кого попало, а потом требуют все вернуть или закапывают в канаве. Во-вторых, такие квази-инвесторы губят бизнес — у тех, кому они дают деньги, появляется ощущение, что всё уже хорошо, не надо развиваться с точки зрения процессов, маркетинга; одна забота остается — как потратить. Когда команда заканчивает тратить, она оказывается в канаве.


Кто такие профессиональные инвесторы


Профессиональные инвесторы объясняют, почему они сразу не дают деньги, и что компании нужно сделать, чтобы деньги получить.

Соприкасаясь с бизнесом, профессиональный инвестор начинает его оценивать — сбивая с управленцев спесь, он показывает их незрелость, неразвитость процессов, сумасшедшие риски. Инвестор задает вопросы, тем самым прокачивая бизнес — отвечая на вопросы инвестора, топ-менеджеры компании видят, где они находятся на самом деле, а где должны находиться и что для этого нужно делать.

Инвесторы помогают понять рынок и показывают, как управлять бизнесом, как бизнес делать, как превратиться из маленькой компании в средний бизнес. Финансовое управление, стратегирование и т.д. Это самый большой вклад инвесторов. Потому что после этого вам получить деньги не проблема. Но парадокс — вам эти деньги уже просто не нужны.


С чего начать стартап


Поставить правильную цель. Срубить бабла — это не цель. Взять инвестиции — это не цель. Цель — сделать бизнес.

На этапе идеи надо держаться подальше от инвесторов. Уточню, что речь идет про ИТ-стартапы, а не научные, требующие вложений в разработку сложной технологии.

Далее типологизируем держателя идеи, точнее его компетенцию, выраженную не только в наличии теоретических знаний, но и в практическом опыте.

  • Продажи, маркетинг, продвижение
  • Управление
  • Технология

Идея без компетенции — ничто. Мы наблюдаем много людей с горящими глазами («Я думаю, это попрет!»), но делать они на самом деле ничего не умеют.

Если у вас нет компетенций, идите их набирать — устраивайтесь на работу и вкалывайте. Я работал программистом 6 лет, потом пошел в рекламное агентство и 4 года учился продавать — знал, что для создания своего бизнеса мне нужны эти навыки, и собирал их.

Идеальный вариант — наличие всех трех компетенций, но хотя бы одна — минимум. Дальше вы либо добираете недостающие части и командой доводите проект до рынка, чтобы начать зарабатывать, либо обращаетесь к инвестору — не за деньгами, а за недостающими знаниями.


Где взять зарплату


Самый главный обман и самообман всех стартапов — они не ищут деньги, чтобы запустить или развить проект, они ищут деньги себе на зарплату. А это называется самозанятость. Нормальный инвестор на зарплату денег не даст. Потому что как только он дал людям средства на зарплату, они сели на жопу и ничего больше не делают. Так устроен человек — он будет прожигать чужие деньги. И уже неважно — маленькую ему дали зарплату или большую. Все, его наняли на работу. Это самозанятость.



Как найти стратегического инвестора


Если вы смогли поднять проект на свои «карманные» в свободное от основной работы время, вывели стартап на рынок, и пошел cash flow, можно думать о стратегическом партнере — чтобы развивать бизнес, отстраивать зрелые бизнес-процессы.

Стратегический инвестор либо знает рынок, на который вы хотите идти (он может дать контакты, которые выдернут вас на новый уровень), либо понимает в управлении (и не даст делать ошибки, которые приведут к смерти вашей компании). И у него достаточное количество денег, чтобы вытащить вас за уши, чтобы вы могли пройти «долину смерти», пока учитесь бизнесу.

Чтобы выбрать адекватного партнера, который не отнимет бизнес, поможет выстроить бизнес-процессы и не загубит проект финансовыми вливаниями, нужно смотреть на тех, кто уже успешно построил компанию. К чему вы хотите прийти — там и ищите партнера. Технологичная компания, ИТ-компания…

И важно, чтобы партнер был человек-система, а не человек-огонь. Чтобы он учил вас делать бизнес, а не сам начинал рубиться. Серийный предприниматель со своей командой запуска проектов, которая может загнать бизнес в систему управления. Возьмем в качестве примера Ингвара Кампрада, который именно так смог построить IKEA по всему миру. У него была своя команда запуска, которую он десантировал на новую территорию, она ему поднимала, допустим, новый торговый центр или сеть торговых центров по стране за супер-короткий период времени, ставила систему управления и уезжала, а система продолжала работать. Вот к такому человеку и нужно прицепить свой стартап.


Чему научит стратегический инвестор


Стратегический инвестор растит из проекта бизнес и сначала учит жить на прибыль. Как только компания начинает жить на прибыль, возникают другие инструменты для финансирования, которые помогают расти и не вредят. Например, стратегический инвестор может открыть вам кредитную линию, не вымывая при этом вашу долю.

Важный момент. Если инвестор забирает слишком большую долю вашей компании («ОК, чувак, ты с нами, но мы 51% себе забираем или даже больше»), то постепенно вы начинаете чувствовать себя в этом бизнесе наемным сотрудником. И тогда… На каждого хитрожопого инвестора найдется хитрожопый стартапер, который откроет компанию-клон и выведет туда половину заказов.


Как правильно себя «продать»


Пока вы в плохой ситуации и вам нужны деньги, деньги вам никто не даст, потому что у вас плохая ситуация — замкнутый круг. И тут важен навык убеждения и продажи. Нужно убедить стратегического инвестора в том, что в вас надо вкладывать (а время — это тоже вложение). Можно назвать это strong vision, авантюризм, уверенность в себе — инвестор должен поверить в вас, в каждого участника вашей команды, в тех молодых ребят, которых он видит. Опытный человек смотрит на потенциал, изучает ваш трек-рекорд (хорошо, если вы сделали с инвестором пробный небольшой проект, показали свои возможности, свою честность, свои принципы), прикидывает, чего добьется ваш стартап при приложение его усилий. На стыке его value и вашей команды как раз и должен получиться бизнес, который умножит вложения инвестора.


Где искать идею для стартапа


Большинство российских стартапов ищут золото вокруг фонаря. Отойдите чуть дальше — есть огромное количество сценариев и бизнес-процессов, которые могут быть автоматизированы, модернизированы. Например, есть Евразийское экономическое сообщество («ЕврАзЭС»), включающее в себя некоторое количество стран (Беларусь, Казахстан, Россия и т.д.). В этом пространстве сейчас много разрывов — сделайте какой-нибудь интернет-потрал учета миграции трудового населения для предприятий или онлайн- площадку для товарообмена — и станете миллиардерами. Посмотрите, какие потребности можно закрыть на территории России и СНГ. Это золотая жила.

В прототип системы, которая нужна «ЕврАзЭС», сразу вложатся нормальные компании. Хватит вариться в котле раундных инвестиций с инкубаторами и финансовыми инвесторами, хватит обслуживать эту индустрию.


Пример одного стартапа


Redmadrobot вывел на рынок стартап без привлечения инвестиций. Сложились две компетенции — наш технологический опыт и издательский опыт «Альпина Паблишер». Мы создали совместную компанию Alpina Digital, разработали платформу для электронной библиотеки с элементами e-lerning, куда поставляется легальный контент от ведущих мировых издательств. Проект вышел на самоокупаемость за 8 месяцев и сейчас имеет многомиллионный годовой бюджет, продавая гибридные книги пользователям и корпоративные библиотеки большим компаниям.
Теги:
Хабы:
Всего голосов 19: ↑18 и ↓1+17
Комментарии13

Публикации

Истории

Работа

Ближайшие события