Как стать автором
Обновить

Бесплатный сыр бывает вкусным

Время на прочтение4 мин
Количество просмотров1.5K
Садитесь рядом. Садитесь, это будет долгая история. Я и сам не знал, насколько долгая, когда начинал ее рассказывать.
Вы любите страшные сказки? Я — нет. Во всяком случае, мне так казалось.
Но нам редко дано делать лишь то, что мы любим.
Главное, что следует запомнить вначале — эта сказка не о вас. Она могла случиться, и она может случиться, но только не с вами.
Вы в безопасности, в мире, который тверд и надежен. Вас нет в этой сказке, и если даже вам покажется обратное — вы ошиблись. Поверьте.
И если вы дочитаете до конца, а нечто темное коснется вас — не пугайтесь. Просто страшная сказка, которую рассказывают страшные люди.
Эта сказка не о вас.


Сергей Лукьяненко «Осенние визиты»

Зачем компании работают? Самый распространенный ответ: чтобы заработать деньги. Это верный ответ, но не полный. Чтобы жить, человеку нужно есть, пить, дышать и осуществлять другие естественные потребности. Без еды можно какое-то время протянуть, без воды – меньшее, без воздуха – совсем чуть-чуть. Компании в этом плане похожи на людей, деньги – их пища, вода и воздух. Без них они умирают. Но как мало кто из людей видит свое предназначение только в том, чтобы посытнее пожрать, так мало какая компания ставит своей основной целью заработать побольше. Но точно так же, как большинству людей приходится в поте лица добывать себе хлеб, забыв о своём высшем предназначении, так и многие компании концентрируются на заработке, забыв о том, что принято называть модным словом «миссия».

Чтобы жить хорошо, компания может идти двумя путями: зарабатывать больше или тратить меньше. Лучше — и то, и другое. Но с первым пунктом у многих проблемы, соответственно, второй путь зачастую становится единственным. Какая основная статья затрат любой компании? Ответ известен – фонд оплаты труда. Вот дальше мы и поговорим, как его сократить, желательно так, чтобы и волки сыты и овцы целы. К кому себя отнести к волкам или овцам, каждый решит сам, только не стоит забывать, что в любой момент ситуация может измениться на 180 градусов.

Тимбилдинг




Часто называется «дебилдингом». Почему так грубо? Потому, что тимбилдинг кажется очень простым мероприятием, и каждый мнит себя экспертом. До противного часто его организацию поручают кому ни попадя, отдел маркетинга – еще не самый худший вариант, может и секретарь директора подвернуться.

Но, допустим, что компания провела его грамотно. В чём польза для компании? Очевидно, в налаживание неформальных отношений между руководящим составом, подчиненным и различными (временами враждующими) подразделениями. Гораздо тяжелее отказать человеку, с которым делил стол, кров и тянул канат в одной команде, в просьбе, выходящей за прямые обязанности и требующей задержаться на работе на пару часов. Второй плюс — это смена обстановки и, по-сути, принудительный отдых, как от работы так и от любимой жены, собаки и канарейки: лояльность к компании повышается. Третье: под действием алкоголя или просто в расслабленном состоянии, в умах сотрудников могут родиться гениальные идеи, которые в трезвом виде, они бы никогда не озвучили, а тем более не договорились бы с другими подразделениями компании. Случается редко, но оно того стоит.

Построив причинно-следственные связи, видим прямое выражение в деньгах: лояльные сотрудники – меньшая текучка кадров, и соответственно меньшие затраты на поиск и обучение персонала; сотрудники начинают работать больше, как качественно так и количественно, за ту же зарплату; изменившиеся снизу бизнес-процессы могут в перспективе сэкономить, а то и принести, компании серьезные суммы.

Когда тимбилдинг превращается в дебилдинг, всё может иметь абсолютно обратный эффект.

Социальный пакет




Добровольное медицинское страхование, фитнес-центр, частичная или полная оплата проезда до места отпуска, корпоративная машина и другие блага, оплачиваемые компанией.

Здесь придется немного заняться бухгалтерией. С одной стороны, всё это сотрудник может купить и сам, но тогда ему нужна соответствующая зарплата. С другой, компании с львиной долей денег, требующейся на социальный пакет, при его отсутствии придется расстаться в виде различных налогов. Компания может за счёт объемных скидок приобретать все перечисленное гораздо дешевле, чем частное лицо. Соответственно, сумма, затрачиваемая на социальный пакет, гораздо меньше, чем сумма, на которую бы потребовалось увеличить зарплату, чтобы всё это сотрудники купили сами. Ну а для любого вменяемого руководителя ответ на вопрос отдать денег государству в виде налогов, или собственным сотрудникам в виде социального пакета, очевиден.

Частая ошибка, которую допускают и компании, и сотрудники заключается в том, что компании не рассказывают о рыночной стоимости социального пакета, а сотрудники её не считают и ориентируются только на среднерыночную ставку по своей специальности, рассматривая предложения конкурентов.

Миссия, виденье и корпоративные ценности




Казалось бы — просто модные явления, разрекламированные бизнес-консультантами. Но не все так прямолинейно. При грамотном подходе данные понятия позволяют сократить затраты на поиск персонала, его лояльность и административные издержки (затраты на управление). Все эти три понятия присутствуют в любой компании, но не у всех они сформулированы.

Теперь подробнее.

Кадровикам не придется отсеивать на собеседованиях людей несоответствующих корпоративным ценностям, гораздо меньшее количество таких кадров направит резюме. Меньшее количество будет уволено (самостоятельно или насильно) на испытательном сроке, из-за несоответствия глобальным взглядам компании.

Гораздо приятнее работать в организации, позиция которой соответствует твоим жизненным приоритетам. Не хочется рассматривать предложения конкурентов, пусть даже и с большей зарплатой, но с непонятными взглядами на жизнь.

Меньшее количество согласований и бюрократии, тормозящей процессы. Множество вопросов делать или не делать что-либо будут решены, основываясь на миссии компании и её ценностях. Например, если для компании важно качество, менеджеру не потребуется принимать в муках и согласованиях решение, о проекте, в котором важна скорость, а качество обеспечить невозможно. Так же многие вопросы не будут беспокоить и рядовых сотрудников: ответы на них будут известны.

Ну и на последок



Если вдруг вам случилось работать в компании, где все вышесказанное успешно применяется, не забывайте, что руководство делает это не из человеколюбия, а для увеличения прибыли. Если вдруг вы руководите компанией и хотите сократить издержки подобными методами, не забывайте, что применять вы всё это будете к конкретным живым людям и не дай бог, они заподозрят фальшь в ваших действиях.

А вообще, всё это просто страшная сказка.
Теги:
Хабы:
-2
Комментарии13

Публикации