Чёртова дюжина странных игр



    Я люблю разные игры. Например, те, что могут меня удивить. В этой подборке я перечислил игры и почти игры, в хорошем смысле этого слова странные. Я сознательно игнорирую в обзоре симуляторы козлов и хлебушка, игры с необычным графическим дизайном (иначе статья лопнет по швам) и очень известные игры, такие как Dear Esther. И ни в коем случае не претендую при этом на полноту изложения. Просто предлагаю скоротать часок-другой во время праздников, если вам станет любопытно.



    SORTIE EN MER


    2014
    Разработчики: CLM BBDO, Grouek, Wanda Digital, Ben Strebel
    Платформы: Web


    Как-то раз производитель спасательных жилетов и защитной одежды для рыбаков Guy Cotten решил заказать себе рекламу в BBDO. Последующее можно себе вообразить:

    — Мы придумали прекрасную концепцию!
    — Прошу вас.
    — В океане мужик падает с яхты и начинает тонуть.
    — Спасательный круг?
    — Нет.
    — Линь?
    — Да погодите же! Так вот, он бьет руками по воде, а яхта с его другом уплывает вдаль и скрывается из виду.
    — Э-э-э…
    — Потом несчастный идет ко дну и перед его глазами проносится вся его жизнь…
    — Кхм. Спасибо, мы вам пере…
    — А ещё он отрывает себе заусенец вместе с половиной ногтя!
    — Господи, это-то зачем?!
    — Драма!


    Я не знаю, оправдала ли рекламная акция ожидания клиента и какое количество яхтсменов теперь косо поглядывает на напарников, но работа получилась действительно прекрасной. А игровой компонент здесь только один: вы должны постоянно скроллить, помогая тонущему продержаться на поверхности как можно дольше. Выиграть несколько минут жизни оказывается совсем не просто.




    MUSEUM OF SIMULATION TECHNOLOGY


    В разработке
    Разработчики: Albert Shih (Pillow Castle)


    Игра с перспективами. Во всех смыслах.
    Прототип головоломки, основанный на приемах принудительной перспективы, представленный в 2014 году группой студентов университета Карнеги — Меллон, был обласкан и зацелован журналистами, собрал богатый урожай конкурсных наград и почти два миллиона просмотров на youtube.

    Погревшись в лучах славы, студенческая группа распалась, но Альберт Шин, один из идейных вдохновителей и по совместительству ведущий программист и дизайнер проекта, продолжает работу.


    На данный момент Альберт закрыл раздачу техно-версии со своего сайта, уверяя, что это негативно повлияет на впечатления от будущей игры, которую игровая пресса заранее окрестила «следующим Portal». Тем, кто разделяет точку зрения автора, придется довольствоваться видео. И перспективами.

    Видео игрового процесса





    PLUG AND PLAY


    2015
    Разработчики: Mario von Rickenbach, Michael Frei
    Платформы: Win, iOS, Android


    Согласно официальному заявлению разработчиков, это короткий анимационный фильм-игра, посвященный исследованию сексуальности и эмоциональной сферы антропоморфных созданий. А со стороны можно подумать, что кое-кто жалеет о недополученном в детстве опыте всовывания вязальной спицы в розетку.


    Видео в данном случае гораздо показательнее слов. У игры целая гирлянда наград и оценки в диапазоне от «глубокий смысл» до «свсм упрлс». Вишенка: в качестве саундтрека используется песня в исполнении детского хора Ильинской церкви.

    Видео игрового процесса





    :THE GAME:


    2008
    Разработчик: Nicklaus Liow aka Nicky Case aka NutcaseNightmare
    Платформы: Flash


    Это игра по сути тоже не игра, а набор злобных гэгов на разнообразные темы. Разработчик вдохновлялся политическими карикатурами, мемами, стэндап-комиками, а вел его по этой кривой дорожке собственный пубертат (на момент создания первой: игры: автору было примерно 14 лет).


    Игра категорически не рекомендуется фиялкам нежным людям идейным, щепетильным и борцам за чьи-нибудь права. Людям слишком серьезным и тем, кто считает, что нет юмора, кроме британского. А вот любителям Джорджа Карлина здесь будет тепло и лампово.

    Let's Play игры от Markiplier





    MOUNTAIN


    2014
    Разработчик: David OReilly
    Платформы: Win, iOS


    Очередная работа Дэвида О`Рейли, экспериментального мультипликатора и человека, который совместно с Shynola занимался созданием анимационных вставок для «Автостопа по Галактике» и работал постановщиком «Adventure Times». Его любовь к веществам Гасу Ван Сенту, Михаэлю Ханеке и Тарковскому привела к созданию zero player game, сутью которой является абсолютный дзен.


    Вы конструируете собственную гору и всё, что вам нужно делать дальше это созерцать.
    Всё, что вы можете делать — изменять расстояние до горы. Туда-сюда. В течение 50 часов.
    Лучшую характеристику игре дал Total Biscuit: «It`s fucking nothing».

    Жаль, что нельзя поставить эту игру на фоторамку.

    Один час созерцания за две минуты





    CART LIFE


    2011
    Разработчик: Richard Hofmeier
    Платформы: Win


    Ричард Хофмайер получил за Cart Life награду «За лучший нарратив». Через три года после выхода убрал игру из Steam и сделал исходный код доступным для всех желающих. Желающих было столько, что личный сайт Хофмайера ушел в глубокое бессознательное, но раздачу успели продублировать на GitHub.


    Эта игра вызывает в памяти старый анекдот «Мне не нужно чисто, мне нужно, чтоб вы зае…». Симулятор вечного аврала, жизни маленького человека с длинным хвостом нелегкого прошлого, выживающего в унылом захолустном Джорджтауне. Что есть. Когда спать. Где жить. Как заработать. Курение. Кофеиновая зависимость. Спать. Есть. Работать.

    Не подойдет, если вы задаетесь вопросом «На кой черт мне играть в жизнь?» Подойдет, если Sims для вас слишком слащавы и если вы испытываете необъяснимую тягу к тлену и безысходности.

    Трейлер игры





    DEVICE 6


    2013, 2016
    Разработчик: Simogo
    Платформы: iOS


    Очень изящный текстовый квест с оригинальным управлением от создателей Year Walk. Главная героиня игры — девушка Анна, которой нужно решить множество головоломок и сбежать с неизвестного острова. Простые способы в духе «проломить дыру в стене, выпрыгнуть из нее на неуничтожаемом джипе и унестись на закат» зарезервированы за братьями Дрейк, а Анне достались страшненькая кукла и надежда на ваше терпение. Направление и формат текста показывают вам, где героиня находится в данный момент и куда движется. Иногда текст разделяется на несколько частей, значит, Анна находится на перекрестке и вы выбираете, куда ей следовать.


    К сожалению, русификатора игры пока не существует, поэтому придется проходить игру на английском. Вам непременно понравится, если вы любите текстовые квесты и «Дом листьев» Марка Данилевского.

    Саундтрек великолепен. Других приличных слов нет.

    Видео игрового процесса. Безусловно, содержит спойлеры и подсказки.





    PAPERS, PLEASE


    2013, 2014
    Разработчик: Lucas Pope
    Платформы: Windows, Mac OS X, Linux (планируется релиз на PS Vita и PS4)


    На фоне общей тенденции к «оказуаливанию» эта игра стоит особняком. В геймплее-то ничего сложного. Но каждый рабочий день в роли визового инспектора Арстотцки встречает вас очередными изменениями правил пропуска, непрерывно загоняя в цейтнот: ваша дневная оплата зависит от количества рассмотренных обращений. А у вас на шее жена, сын, теща и дядя. И ежедневная оплата уютной квартиры 8 класса в Восточном Грештине. И за неплатежи вас посадят под арест, а семью вышлют в деревню. А документов и пунктов в правилах все больше. Пересекающие границу хамят, давят на жалость, плачут, устраивают теракты и подают документы, заполненные с ошибками. Пропустите — вас оштрафуют. Вы никогда не сочувствовали таможенникам? Теперь начнёте.


    Единственная скромная радость инспектора — оставляющие свои визитки проститутки: боже, эти женщины верят, что у вас после всего ещё остаются деньги и силы.

    Видео игрового процесса.





    BLACKBAR


    2013
    Разработчики: Neven Mrgan, James Moore
    Платформы: iOS, Android


    Игра целиком состоит из писем, которые пишет вам ваш приятель Кенти, получивший первую настоящую работу в загадочном Департаменте. Его письма проходят обязательную цензуру Департамента Коммуникаций и места, кажущиеся цензорам сомнительными, вымараны. Игроку предлагается догадаться по контексту, какие именно слова вычеркнуты и вписать их, получив ясную картину происходящего. Письма на английском, русского варианта нет, увы. Но в отличие от Device 6 использование словаря не испортит вам удовольствие: игра неспешна как кроссворд, только с историей.


    Невен вложил в свое детище настолько явный политический подтекст, что многие критики хвалят игру как «глубокие размышления об ужасах тоталитаризма», в особо тяжелых случаях — с упоминанием хорватского происхождения автора. Меньшая их часть просто радуется, что в жанре квиза еще остались люди, которые не просят нас угадать логотип «Toyota».




    HOHOKUM


    2014
    Разработчик: SIE Santa Monica Studio aka Sony Santa Monica
    Платформы: PS3. PS4. PS Vita


    Игрушка-калейдоскоп, игрушка-карусель. Путешествие, которое не потребует от вас ничего, кроме широко раскрытых глаз и некоторой внимательности. У Hohokum одна цель — сделать легко и красиво, как будто вам снова исполнилось 2-3 года и окружающий мир полон чудес.


    Игра совершенно не подойдет людям, которым нужна четкая цель, таймер и медальки за достижения. Да, вы выполняете небольшие задания, но основное время игры занимает петляние по уровням, где все поёт и двигается. Если у вас глаза наливаются кровушкой после шестой попытки найти в цветной вакханалии ускользнувшую дверку на не пройденный уровень, то — нет. Если ищете сюжет — нет. Если вы любите поп-арт, мягкую электронную музыку и «Желтую подводную лодку» — летающий змей ждет вас.

    Трейлер игры для PS4




    ANTICHAMBER


    2013
    Разработчик: Alexander Bruce
    Платформы: Win, Mac, Linux


    Честно говоря, я так и не понял, чего в этой игре больше: парадоксов или абсолютной логики. Играя, я не раз вспоминал «Честного Свидетеля» Хайнлайна: есть только то что есть, а не то что ты об этом подумал. Не упал в пропасть? Кто сказал, что ты должен в нее упасть? Упал? Кто сказал, что все пропасти одинаковы? Написано «Иди», а ты свалился? Кто сказал, что игра не врет? Добавьте к этому головоломки, решение которых может не иметь никакого значения, оптические иллюзии и цветовую схему, заставляющую плавиться глазные яблоки. Теперь вы имеете представление о том, почему от этой игры может случиться приступ бешенства или мигрень.


    В свое время я купился на эту игру только потому, что где-то встретил ассоциацию с фильмом «Гиперкуб». Ни разу об этом не пожалел. Есть что-то приятное в ощущении себя калькулятором, только что произведшим деление на ноль.

    Видео игрового процесса. Безусловно, содержит спойлеры и подсказки.





    LUXURIA SUPERBIA


    2013
    Разработчик: Tale of Tales
    Платформы: Win, OS X, Linux, iOS, Android


    Формально Luxuria — абстрактная музыкальная игра, в которой во время перемещения по разноцветным туннелям нужно нажимать на определенные предметы. Это самое деликатное определение, которое я смог придумать, поскольку сами авторы яростно утверждают, что игра суть секс: «Ты ее трогаешь в разных местах, она реагирует, даря тебе несравненное чувственное удовольствие». Представляю реакцию игроков из Индии: «Что ж, для Бельгии — неплохая попытка».


    Еще создатели игры любят поговорить о мужском и женском начале, трансцендентности, космологии и утверждают, что игроки, имеющие сексуальный опыт, сразу поймут, как играть. Было бы любопытно услышать мнение Вассермана по этому поводу.

    Посмотреть на то, как люди занимаются этим...





    IN A PERMANENT SAVE STATE


    2013
    Разработчик: Benjamin Poynter
    Платформы: iOS Android


    Игра прежде всего известна благодаря резонансу, вызванному её удалением из AppStore через два часа после релиза, и последующим дискуссиям о цензуре со стороны крупных маркетов. Но на мой взгляд, в отличии от своего собрата Phone Store, также посвященного теме событий на заводах Foxconn и так же выпиленного из AppStore сразу после релиза, IaPSS нечто большее, чем просто социальный перфоманс.


    Я не уверен, что игру стоит рекомендовать как квест: некоторые задачи покажутся вам слишком очевидными, или — напротив — совершенно алогичными, но не это главное.

    Как бы я ни исходил пеной от определения «атмосферной игры» (застарелая травма с тех времен, когда «атмосферность» почти всегда оказывалась рукожопием вкупе с озвучкой амбиентом), эта игра именно такая.

    Удивительная графика и анимация, вызывающая ассоциации одновременно с Миядзаки и Норштейном, и неплохо дополняющий депрессивно-мультипликационную шизофрению саундтрек показались мне достаточным основанием для того, чтобы включить ее в подборку.

    Видео игрового процесса. Безусловно, содержит спойлеры и подсказки.


    Ссылки



    На этом я хотел бы завершить свой обзор, иначе он совершенно выйдет за рамки вменяемого. Как всегда, буду благодарен за ваши дополнения и комментарии.
    Поделиться публикацией
    Никаких подозрительных скриптов, только релевантные баннеры. Не релевантные? Пиши на: adv@tmtm.ru с темой «Полундра»

    Зачем оно вам?
    Реклама
    Комментарии 46
    • 0

      Мой мозг просто взорван, ЛСД нервно курит в сторонке...

      • +5
        Я бы сюда еще добавил SUPERHOT.
        Идея в том, что время идет только тогда, когда игрок двигается. Очень забавый геймплей.

        SUPERHOT



        И еще Clustertruck:
        Clustertruck

        • +3
          Есть такой платформер-головоломка Braid, где время то движется вместе с игроком, то в обратную сторону, то вообще связано с гравитацией и всё это зависит от положения игрока по вертикали… Причём всё выполнено качественно и без, кхм, авангарда (в отличие от вышеприведённого).
          • 0
            Braid одна из моих любимых игр. Жаль, продолжение так и не сделали.
            • 0
              Смысл этой игры продолжать некуда, он завершён. Другую игру с подобными механиками может выпустить кто угодно. Так что всё ещё будет.
              • 0
                Есть The bridge. Очень в духе, даже время отматывать можно, но она про Эшеровские фигуры, потому загадки там другого типа.
            • +1
              попса
              • 0
                Clustertruck шедеврален! Первая после Hotline Miami игра, проходящаяся в состоянии потока.
              • +3
                В статью можно было бы добавить Undertale – очень хорошую игрушку, про маленькую девочку, что попала в мир монстров и пытается оттуда выбраться. Прекраснейший саундтрек вместе с графическим оформлением и сюжетом не оставят никого равнодушным к этому приключению. После прохождения остались ощущения как от прочитанной хорошей книги.

                А вот Papers, Please должны пройти, как мне кажется, все. Хотя бы ради чудесного гимна и атмосферы тоталитаризма.
                • +3

                  Честно говоря, я никогда не понимал всеобщего помешательства на Андертейл. По мне так кроме музыки, игра ничем непримечательна, а все востроги по поводу сюжета — не более чем следствие СПГС игроков. Впрочем, вполне возможно что это я упустил что-то очевидное другим...


                  Что касается Papers, Please, то основа геймплея действительно очень необычная. Увы, сама игра довольно однообразна и быстро приедается.


                  А от себя добавлю в список The Stanley Parable.

                  • 0

                    Undertale это именно игра про СПГС и получение удовольствия от него. Плюс куча узкоспециальных шуточек. Она, конечно, сильно переоценена, но всё равно может принести массу удовольствия если "зайдёт".
                    А вот SP мне показалась довольно скучной и затянутой реализацией в целом хорошей идеи. Увы, скуки и затянутости там больше.

                    • 0
                      А еще про ДОБРО и связанные с ним радости. Ну по крайней мере в моем прохождении (в геноциде там все, конечно, немножко по-другому). И шутки со временем, конечно же
                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                  • +2

                    Поверить не могу, что кто-то родом из России добровольно играет в PAPERS, PLEASE (и получает удовольствие). Нет, игра прекрасная, но через полчаса хочется лечь и помереть.

                    • +10
                      Я продержался два часа

                      Слава Артстотцке
                      • +2
                        Я открыл 7 из 20 концовок.

                        Орден не дремлет.
                      • +7
                        Я бы добавил The Stanley Parable — за нетривиальную подачу и работу с игроком.
                        • +2
                          Честно говоря, я в игре был довольно сильно разочарован. Веток-то много, но все довольно короткие.
                          • +1
                            Советую попробовать The Beginner's Guide, от создателей Stanley Parable. Игра об играх, а вернее об их создателе. Которая, впрочем, совсем не о нём.
                            • +1
                              Вот нет, если человек разочарован в Stanley Parable, то смысл браться за Гайд нету… Оно же одно из другого проистекает и непонятно, что из чего.
                        • 0
                          Спасибо, я свсм упрлс с подборки игр и их обзора.
                          • +1
                            Спасибо за Museum of Simulation Technology. После Antichamber, The Witness и Memory of a Broken Dimension мне такое точно понравится.
                            • +4
                              Desert bus
                              • 0

                                Добавить, что ли, с чем сталкивался:
                                Katamari Damacy — интересный геймплей и упоротая японская упячко-атмосфера, играть имеет смысл только с геймпадом.
                                Neko Mario — для тех, кто помнит как выглядит первый уровень марио, игра обязательна. Она рвет все шаблоны, это стоит просто испытать. Можно подсунуть друзьям и долго ржать вместе. И да, ее можно пройти. В качестве бонуса генератор абсолютно рандомных уровней, для тех кто упрлс.

                                • 0

                                  Это случаем не Kaizo Mario, давший название Kaizo Trap?

                                  • 0

                                    Нет, Neko Mario уничтожает с первых шагов игрока. Это по идее пародия, которая эксплуатирует геймерские рефлексы, но лучше не говорить об этом тем, кому даешь играть.)

                                    • 0
                                      Тогда вам стоит посмотреть Super Mario Maker (для приставки Wii U)
                                      По сути это онлайн редактор уровней для всех видов игр Mario, и некоторые люди делают уровни практически непроходимые, после которых всякие Neko Mario кажутся детскими уровнями.
                                • 0

                                  Вспомнил еще Little Inferno. Геймплей состоит только из сжигания предметов в камине, но там есть сюжет, греющая атмосфера и еще в нее можно играть даже на планшете. От создателей World of Goo.

                                  • 0
                                    Я когда то давно, лет 5-6 назад играл в игру, забыл название. Но помню что она была очень красивая. какой то квест, нужно было было летать на странных дирижаблях, путешествовать по красивым горам, исследовать белоснежные удивительные замки, там были какие то загадочные растения и удивительные цветы.
                                    Вся игра была пропитано тайной и красотой. Там не нужно было никого убивать. Там не было крови. Не было мрачных подвалов и коридоров.
                                    Это был не мир людей, а какая-то параллельная вселенная.
                                    Может быть кто-то подскажет название подобной игры? Красивой, светлой, интересной, без насилия, без пошлости? Что бы как в добрую сказку попасть, но не примитивную, не мультяшную для детей 5 лет.
                                    Сейчас такие вообще делают или на них спроса нет?

                                    ПС. Игра МИСТ похожа на то, что я имею в виду
                                    Заголовок спойлера
                                    image

                                    но она старая уже, может еще подобные игры есть?
                                    • +2
                                      Навскидку я точного аналога не припомню. Возможно, вам понравится что-то из этого:

                                      The Witness — пойнт-энд-клик, от первого лица, красивая, головоломки, но не сказочная.

                                      Syberia — старовата и не сказка, но в этом году ожидается третья часть, обещают освежить.

                                      Brothers — A Tale of Two Sons — есть немного боев и от третьего лица.

                                      Будущая ASTRONEER — без головоломок и со специфическим визуальным решением.

                                      A Story About My Uncle — красивый, от первого лица, есть головоломки, но платформер.

                                      И невероятно красивые, но двухмерные Never Alone и Ori and the Blind Forest.

                                      Еще попалась Odyssey, разработчики которой вроде бы вдохновлялись Myst (так сказано в интервью), но она заточена под детей.

                                      • +1
                                        Myst не игра, а целая серия игр — являются чуть ли не культовыми. Из новинок от тех же разработчиков — Obduction.

                                        Похоже вы описываете, то ли квест, то ли визуальную новеллу. Про ваши дирижабли не скажу, мало информации :(, но попробуйте поискать

                                        Из доброго светлого:
                                        квесты — Syberia 1 и 2, The Longest Journey и Dreamfall: The Longest Journey (и относительная новинка Dreamfall Chapters: The Longest Journey), The Night of the Rabbit, Papo & Yo и Brothers: A Tale of Two Sons… их правда много.
                                        • 0
                                          всем спасибо за ответы. не важно от какого лица квест и т.д. важно именно погрузиться в какой то светлый добрый загадочный мир
                                          со всех сторон столько выливается на голову всякой xерни что хочется отвлечься )
                                          • +1
                                            Я думаю это была Aura: Fate of the Ages. Я угадал?
                                            • +1
                                              щас поискал картинки по «Aura: Fate of the Ages» — точно она!!! круто!!! если вы смогли по очень невнятному описанию понять что я имел ввиду, то может вы сможете подсказать еще подобные игры?
                                          • +2

                                            Одна из моих любимейших игр на Android: серия «Strange Adventure»: https://www.youtube.com/watch?v=SNVOtouqz8M
                                            Туда же входит "Normal adventure" и "Easy adventure" (именно в таком порядке и выходили).


                                            Вкратце: упоротый полуплатформер, полуквест, где ВСЁ против игрока, а некоторые решения очень и очень нетривиальны.


                                            Шедевр.

                                            • 0
                                              а где же CALENDULA? )
                                              • 0

                                                Есть еще прекрасный PDTA https://www.youtube.com/watch?v=fGgQy2NgstY

                                                • 0
                                                  Есть весьма забавная, хотя и короткая игра «There is no game». Но я так понял это было вызвано тем, что создавалось приложение в короткий срок в рамках какого-то конкурса.
                                                  Вот оригинальная игра на PG.
                                                  Есть порт на Андроид.
                                                  • 0
                                                    Напомнило игру «You Have To Burn The Rope» – http://www.kongregate.com/games/mazapan/you-have-to-burn-the-rope
                                                  • 0
                                                    >>>В океане мужик падает с яхты и начинает тонуть
                                                    Это не игра а социальная реклама, там в конце посыл типа «на воде всегда используйте спасательный жилет».
                                                    • 0
                                                      «Статью не читай, комментарий пиши!»
                                                      Как-то раз производитель спасательных жилетов и защитной одежды для рыбаков Guy Cotten решил заказать себе рекламу...


                                                      И вот вопрос — игра не может быть рекламой, а реклама в виде игры? :D
                                                      • 0
                                                        Ну и я о том же,
                                                        с игрой это имеет весьма опосредованное отношение
                                                        но раз уж статья названа как сборник Странных игр, то это оправдывает размещение любого ПО которое имеет юзеринтерфейс, ведь все можно обьяснить странностью.
                                                        — Эй что здесь делает текстовый редактор!!!
                                                        — Да, такая вот странная игра…
                                                  • 0

                                                    Добавлю, пожалуй, The Magic Circle — игра о творчестве, людях, их слабостях и неуёмном стремлении к совершенству. Это скорее паззл, но довольно необычный. Особенно финальное испытание.

                                                    • 0
                                                      Еще пара игр из того же ряда, что и Mountain.
                                                      Proteus — медитативный дзен.
                                                      Только тут всё-таки степень участия повыше — это бродилка от первого лица. Но кроме как бродить по случайно созданному ландшафту, делать больше нельзя ничего. Можно придумать себе цель «составь в голове карту острова и научись перемещаться от одного ориентира к другому кратчайшим путём». И, собственно, всё.
                                                      Увы, случайна лишь «география» острова. Флора, фауна, объекты и происходящие вокруг события одни и те же в каждом сеансе.

                                                      The Plan — играем за муху. Летаем в двух измерениях непонятно где, непонятно куда и зачем. Куда-то вверх. На самом верху что-то бац — и game over.

                                                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.