16 марта в 18:13

Роботы сделают мир чистым из песочницы

Исторически применение роботов началось с производства. Сначала были созданы роботы для выполнения отдельных операций, потом роботизированные производственные участки и, наконец, гибкие производственные системы. Опыт их эксплуатации позволяет сделать вывод, что уже в ближайшем будущем объем выпускаемой продукции может быть увеличен в несколько раз без повышения затрат человеческого труда. Но это несомненное достижение научно-технического прогресса порождает не только надежды на долгожданное изобилие, исчезновение нищеты и т. п., но и определенные опасения.

image
Автоматическое производство [1]

В самом деле, ведь ничто не появляется из ничего. Если в несколько раз вырастет потребление, то во столько же раз больше потребуется и ресурсов. А окружающая среда и без того испытывает со стороны человечества критическую нагрузку. По данным статистики, уже сейчас один человек в течение суток производит около 3–5 литров мусора, что в месяц составляет до 120 литров, а за год 1500 литров [9, имеющаяся в источнике ошибка исправлена благодаря наблюдательности dragonnur]. Увеличить производство даже вдвое означает спровоцировать экологическую катастрофу. Получается, что роботы в чем-то подобны ядерному оружию — при огромном потенциале (в случае с оружием разрушительном, для роботов созидательном) их полномасштабное применение невозможно из-за всеобщих трагических последствий.

image
Кадр из фильма «Свалка», 2014 г [2]

К счастью, роботы не термоядерные бомбы и выход из противоречия между возможностями и последствиями есть. Этим выходом являются сами роботы, приспособленные для утилизации отходов производства и потребления. Согласно старинному принципу, подобное лечится подобным. Если мы увеличим производство в два раза и при этом создадим такие робототехнические системы, которые будут утилизировать и превращать во вторичное сырье или энергию 50 % отходов, то нагрузка на окружающую среду не изменится. Если уровень утилизации достигнет 67 %, то производство можно увеличить в три раза. И так далее.

Естественно, это крайне грубая схема. На практике необходимо учитывать конкретные способы и объемы утилизации, затраты на производство дополнительного оборудования и много других факторов. Но очевидно, что увеличение потребления теснейшим образом связано со степенью переработки отходов. А поскольку общество с высоким уровнем потребления не слишком-то готово заниматься грязным ручным трудом, то роботам придется потрудиться. И они уже приступили к работе.

Задача утилизации отходов может быть разбита на три подзадачи:

  • сбора отходов;
  • их сортировки;
  • переработки отходов.

Начнем с первой. Сейчас никого не удивишь роботом-пылесосом или роботом для мытья окон. А ведь это и есть простейшие роботы для сбора отходов. Но, конечно, их возможности крайне ограничены, да и соответствующие отходы — в основном бытовая и уличная пыль — не вызывают интереса с точки зрения дальнейшей утилизации.

image
Робот-пылесос iClebo Pop[3]

image
Робот для мытья окон Windoro WCR-I001 [4]

А вот «бродячая» корзина для мусора уже гораздо эффективнее обычной. В лаборатории по разработке взаимодействий и коммуникаций японского технологического университета Тойохаши создан небольшой мусорный контейнер на колесной базе. Он получил название Social Trash Box (STB). Робот оснащен микропроцессором, видеокамерой и динамиком, а также датчиками инфракрасного излучения и датчиком расстояния.

image
Social Trash Box [5]

Робот начинает свою кипучую деятельность с определения места, где в данный момент присутствуют люди. Это происходит с помощью инфракрасного датчика, реагирующего на тепло их тел. За безопасность перемещения робота среди людей отвечает датчик расстояния. Для поиска собственно мусора STB использует встроенную камеру в сочетании с алгоритмом распознавания объектов.

Когда робот находит мусор, он начинает выполнять активные «телодвижения» и издавать звуковые сигналы. Тем самым он «просит» людей поднять мусор и бросить в контейнер.

Инфракрасные датчики, расположенные в верхней части ведра, дадут знать, действительно ли мусор попал туда, куда надо. Робот даже может немного наклонить ведро в любую сторону, чтобы облегчить человеку выполнение его задачи. В общем, перед нами активное человеко-машинное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды. Причем робот не только выступает в качестве сборщика мусора, но и служит будильником совести любителей намусорить где попало.

Но как море не вычерпаешь ложкой, так и весь мусор не соберешь в маленькие корзины. Для этого нужны более мощные агрегаты. Например такие, какие разработаны и испытаны в рамках проекта DustBot (www.dustbot.org) для отработки технологий робототехнической уборки и вывоза мусора в масштабах небольшого города. В нем задействованы многие специалисты из Италии, Испании, Британии, Швейцарии и Швеции, однако ведущая роль принадлежит исследователям из Высшей школы святой Анны (Scuola Superiore Sant'Anna), расположенной в Пизе. Финансовую поддержку проекту оказывает Европейская комиссия (European Commission).

Первый робот, названный DustClean, представляет собой автономную уборочную машину, оборудованную вращающимися щётками и пылесосом. DustClean чистит улицы, объезжая город по заданному маршруту, при этом останавливаясь перед пешеходами и минуя препятствия.

image
Робот DustClean [6]

Второй робот, получивший имя DustCart, можно назвать мусорщиком. Он собирает мусорные мешки городских жителей и отвозит их на переработку. Высота робота 150 см, вес 70 кг, скорость 1 м/с. Одного заряда батарей хватает на 16 км пути.

image
Робот DustCart [6]

Для того чтобы робот-мусоровоз прибыл к месту назначения, его нужно будет вызвать по телефону. После прибытия робота клиент вводит свой персональный код через экран на корпусе DustCart. Это необходимо, так как в дальнейшем подобные системы предполагается сделать платными. При этом человек может выбирать разные маршруты дальнейшей транспортировки мусора, а также тип мусора (органические отходы, стекло, пластик или бумага). После проделанных манипуляций клиент помещает мешок мусора в открывающийся люк робота, и он отправляется к пункту сбора отходов, где и выгружает мешок.

Роботы из проекта DustBot не могут полностью решить проблему сбора мусора. Их назначение скромнее — работы в таких местах, где обычной уборочной технике не поместиться. А таких мест в европейских городах очень много. Дополнительно роботы оснащены сенсорами, определяющими содержание в воздухе бензола, оксидов азота, углерода и серы, и датчиками температуры.

Полевые испытания DastBust-ов проходили в итальянском городке Печчоли. Коммуна Печчоли — первый в мире населенный пункт, в котором на дорогах была выделена отдельная полоса для движения роботов.

image
DustCart спешит по выделенке за очередной порцией мусора [7]

Следующим по масштабной шкале после DustBot будет робот ROARY, продемонстрированный компанией Volvo. Разработка велась совместно со специалистами Chalmers University of Technology, Malardalen University и University of Pennsylvania. Проект демонстрирует возможности совместной работы двух роботов, которые в перспективе помогут облегчить ежедневный труд городских рабочих.

image
ROARY работает, разведывательный дрон шныряет где-то поблизости [8]

ROARY транспортируется на специальной площадке, закрепленной на задней части мусоровоза. Сам мусоровоз на фотографии едва виден справа, поэтому может создаться ложное впечатление, что ROARY полностью автономен. В действительности его автономность существенно ниже, чем у DustBot-ов.

По прибытии оператор активирует беспилотный летательный аппарат, установленный на крыше автомобиля, после чего дрон сканирует окрестности для обнаружения мусорных контейнеров. Система передает данные о расположении баков роботу, который грузит мусорный контейнер на специальную платформу, возвращается к мусоровозу и поднимает бак, очищая его от мусора. В общем, ROARY приспособлен для самой тяжелой и грязной части работы мусорщика.

Для ориентации на местности ROARY использует GPS и лидар, которые позволяют ему избегать столкновения с препятствиями. С помощью встроенной камеры ROARY может обнаружить объект, находящийся в опасной близости от мусоровоза во время опорожнения контейнера, а автоматизированная функция аварийной остановки предупредит возможные неприятные последствия. Аварийным отключением может воспользоваться и оператор мусоровоза.

В общем, судя по трем рассмотренным системам, роботы вполне способны справиться со сбором мусора. Особенно если им в этом немного помогут люди. Это только справедливо — каждый должен убирать за собой. Но вот убирать за другими, а тем более разгребать накопленные ими за годы отходы, никто против своего желания не обязан. Поэтому придется снова обратиться к роботам. А если более конкретно, то к разработанной финской компанией ZenRobotics системе ZenRobotics Recycler (ZRR).

В настоящее время классическая методология предварительной сортировки мусора осуществляется в несколько этапов:

  1. Сортировка металл/не металл с помощью мощных электромагнитов.
  2. Сортировка тяжелое/не тяжелое с помощью продувки воздухом.
  3. Ручной этап.

На третьем этапе у конвейера находятся люди, которые при помощи определенного инструктажа и полученных навыков сортируют мусор. После чего разложенные по разным контейнерам отходы направляются на специальные заводы для переработки во вторсырье или биотопливо. Компания ZenRobotics решила избавить людей от грязной и монотонной работы, создав специальную роботизированную технологию, которая способна объединить все три этапа в один.

Правда, пока что речь идет, в основном, о строителных отходах, а точнее о горах мусора, остающихся после сноса старых зданий. ZRR состоит из 3 основных частей. Во-первых, это манипуляторы, которые представляют собой стандартные индустриальные роботы. Во-вторых, это датчики для распознавания фрагментов мусора — видеокамеры различных типов и металлоискатели. Датчики устанавливаются неподвижно. В-третьих, компьютеры в индустриальном исполнении. Основой «интеллекта» ZRR является программное обеспечение, регулярно обновляемое фирмой через Internet.

Устройство ZRR наглядно представлено на рисунке, изображающем действующий прототип полноценной промышленной системы. Строительный мусор с помощью конвейера подается под блок сенсоров. Сенсоры распознают каждый фрагмент мусора и передают в систему управления манипуляторами информацию о его расположении на конвейере, размере и материале — кирпич, дерево, арматура и т. п.

image
Действующий прототип ZRR [9]

Когда фрагмент достигает зоны действия манипулятора, тому остается только переместиться в уже рассчитанное положение, раскрыть схват с учетом размера фрагмента, снять фрагмент с конвейера и бросить в контейнер с соответствующей фракцией.

Не исключено, что некоторые фрагменты мусора не будут достоверно опознаны сенсорами. В этом случае манипуляторы не станут их сортировать наугад. Нераспознанные фрагменты будут доставлены конвейером в специальный сборник, откуда их снова подадут в начало конвейера, под сенсоры. Скорее всего, при другом расположении на ленте и относительно друг друга эти фрагменты удастся правильно распознать. Процесс будет продолжаться, пока вся партия мусора не окажется разложена по фракциям.

Коммерческая система ZRR уровня больше прототипа, включает минимум два манипулятора и объемистые контейнеры.

image
Манипуляторы ZRR за работой [10]

image
ZRR в минимальном коммерческом варианте [10]

На основе ZRR могут быть построены многоступенчатые системы сортировки. Отдельные установки в такой системе работают последовательно — если какой-нибудь фрагмент мусора будет пропущен первой установкой, то вторая с высокой долей вероятности с ним справится.

Программное обеспечение ZRR может принимать самостоятельные решения и самообучаться. Поэтому вмешательство человека в работу системы минимально и требуется только при отказах.

Справедливости ради следует отметить, что ZRR не является единственным возможным решением для сортировки мусора без участия (или с минимальным участием) человека. Так, немецкой компанией GUNTHER ENVIROTECH разработана специальная сортировочная установка SPLITTER для сортировки твердых бытовых отходов. Эта установка не использует сенсоры, манипуляторы и сложное программное обеспечение. Всех их заменяют шнеки и валы специальной формы, позволяющие разделить мусор по форме, размеру и весу на 3 фракции.

image
Установка SPLITTER [11]

Несмотря на простоту и оригинальность конструкции, очевидно, что SPLITTER способна осуществлять только грубое первичное разделение мусора на фракции. При необходимости дальнейшей сортировки необходима система типа ZRR. Таким образом, эти технологии не столько конкурируют, сколько дополняют друг друга при решении поставленной нами в начале статьи задачи — утилизации отходов не менее чем на 2/3 с использованием средств робототехники.

И тут выясняется, что, говоря об утилизации мусора на 2/3, мы существенно занижаем возможности располагаемых технологий. Потому что уже эксплуатируются системы, позволяющие поднять показатель утилизации до 97%!

В начале 90-х группа нидерландских ученых начала исследования и разработку новой технологии, основными задачами которой стала переработка отходов без предварительной сортировки, получение качественного (в т.ч. очищенного от ядовитых и вредных веществ) первоначального сырья, а так же приемлемость по затратам, прибыльность и, одновременно, экологическая безопасность.

В 2000 году ученые добились своей цели, протестировали и запатентовали так называемую «3R» технологию, объединяющую в себе все вышеперечисленные принципы [12]. Эксплуатацией технологии занимается компания «EPC Group».

Мусороперерабатывающий завод, построенный на основе принципов «3R», способен перерабатывать:

  • бытовые отходы;
  • крупногабаритный неизмельченный мусор (мебель, строительные материалы т. д.);
  • органические отходы;
  • содержимое свалок;
  • неразобранные машины и части грузовиков, аккумуляторы, покрышки;
  • электронное и электрическое оборудование (телевизоры, холодильники и т. д.);
  • медицинские отходы;
  • индустриальные отходы;
  • батарейки, градусники, лампы

и многое другое.

В зависимости от задач, завод комплектуется из необходимых самостоятельных блоков.

image
Обобщенная схема переработки мусора с использованием «3R» технологии [12]

На этапе проектирования, проводиться анализ отходов, предполагаемых к рециклингу в системе. Так, определяется качественный состав для расчета эффективности и окупаемости, которую сможет гарантировать производитель, а так же наличие опасных или радиоактивных веществ в их составе.

Ниже описан обобщенный процесс переработки мусора на «3R»-заводе.

  1. Несортированные отходы автоматически сортируются непосредственно на заводе. Дополнительный разбор мусора перед доставкой на завод не требуется.
  2. Процесс переработки начинается с отделения непластиковых, электрических и электронных составляющих. Далее отделяются магнитные материалы, а так же дерево, стекло. Все они упаковываются в тару для дальнейшей продажи или переработки. На этом этапе возможна интеграция в «3R»-технологию систем типа ZRR для повышения качества и полной автоматизации сортировки.
  3. Оставшиеся отходы, содержащие пластик, анализу на качество и степень эрозии. После этого они поступают в измельчители.
  4. Вторая сортировка уже размельченных материалов: металлы, бумага, картон разделяются и готовы к продаже.
  5. Пластики очищаются от остаточных продуктов в экстракторе. Красители выделяются из материалов и могут быть использованы повторно.
  6. Пластик сортируется по видам — PET, PVC, HP, HDPE, PURE, ABS и т.д. Модуль переработки пластика включает до 64 контейнеров для сепарации различных видов пластика. Сепарация пластика происходит с помощью термального сканера по индексу плавления, так как каждый вид имеет свою температуру плавления.
  7. Разделенный по видам пластик далее сортируется по цветам.
  8. Смешивание и прессование: пластики готовятся на продажу с возможным учетом требований покупателя.
  9. Газовая ферментация — органические материалы собираются для производства биотоплива.
  10. Различные виды дерева перерабатываются и очищаются для дальнейшего использования в целлюлозно-бумажной промышленности.
  11. Сырые остатки от газовой ферментации и щепа от картона и дерева поставляются в брикетный блок, где масса высушивается, перемалывается и прессуется в топливные брикеты. Брикеты также могут использоваться в сельском хозяйстве и фермерской индустрии как удобрение.

Обратим внимание, что для получения энергии используется биогаз из блока ферментации. Таким образом, количество получаемой энергии не зависит напрямую от процентного содержания органики в поступившем на завод мусоре, а только от времени и интенсивности ферментации. Поэтому завод можно сделать не потребителем, а поставщиком энергии (в том числе и для самого себя) практически в любом случае.

Основываясь на подсчетах «EPC Group», при обработке 100 кг отходов, получается 97 кг готового сырья высокого качества (выход и качественный состав сырьевого материала зависит от типа отходов, поставляемых в систему), а окупаемость проекта достигнет 30–50 % в год.

По технологии «3R» уже построены несколько мусороперерабатывающих заводов, в том числе в Дюссельдорфе, Амстердаме и Харлингене. Строится завод в Джакарте. Ниже приведен сравнительный анализ проектируемого завода в Джакарте и уже существующих заводов [12].

image

Как видно из таблицы, все заводы «3R» технологии не только перерабатывают мусор, но и являются источниками энергии для внешних потребителей.

Если суммировать сказанное выше, то очевидно, что процессы сбора, сортировки и переработки мусора могут быть практически полностью автоматизированы, причем на основе уже имеющихся технологий. Более того, автоматическая утилизации отходов способна принести немалую прибыль. От человека, по сути, потребуется только помогать роботам в их новом благородном занятии и, все-таки, не бросать обертки от мороженого мимо спешащего за ними робота-контейнера. А то нехорошо как-то получится.

@glavkos
карма
4,0
рейтинг 0,0
Инженер по космической техние
Самое читаемое

Комментарии (97)

  • +2
    строя роботов мы свергаем капитализм (с)

    Спасибо за статью.
    • –1
      строя роботом мы сокращаем рабочие места и плодим нищих и свербогатых.
      Поймите я не против прогресса, скорее наоборот — всеми руками за.
      • 0
        Чем это может кончиться, как думаете?
        • 0
          там где нет хорошей социальной системы, тем, о чем вы подумали
          • +2

            Далеко не каждая экономическая система выдержит нагрузку в виде хорошей социальной системы.

          • 0
            Вангуете?
          • +1
            То, о чём подумали решает только половину проблемы — избавит от сверхбогатых. С нищими проблема останется.
            • 0
              Но они станут счастливее, так как останется меньше проявлений их положения в иерархии.
      • 0
        И всё это продолжается с тех времён, когда изобрели ткацкий станок. Нищих стало в разы больше, как и сверхобогатых… хм, или это следствие других причин…
        • 0
          Нищих не стало больше, просто много людей стало жить гораздо лучше, вследствие чего вчерашние середняки стали нищими, но уровень их жизни не изменился.

          Посмотрите на сегодняшних бедных, многие из них живут лучше знати 15-16 века.

          Так что завтра как уже писали выше будет просто больше сверх богатых людей, на фоне которых сегодняшний средний класс будет казаться просто нищими.
          • +1
            Нищих стало больше, потому что население планеты со времён изобретения ткацкого станка увеличилось в несколько раз.

            на фоне которых сегодняшний средний класс будет казаться просто нищими.

            Фон не имеет значения. Нищий тот, кто не обеспечен базовыми потребностями — где спать, что есть и близких к этой. А если середняк чуствует себя нищим на чьём-то фоне, то это вопрос воспитания и восприятия, а не сенсорноочевидные критерии.
            • –1
              нищий тот, кто не обеспечен базовыми потребностями — где спать, что есть и близких к этой


              За весь мир сложно сказать, но по сравнению с 19 веком или даже с 18 таких людей стало просто в разы меньше.
              Скажу больше, те кому негде спать и есть в такой ситуации скорее по убеждению, чем по необходимости (здесь и далее про РФ). Для удовлетворения базовых потребностей в стране создана система соц. обеспечения.
              • 0
                по сравнению с 19 веком или даже с 18 таких людей стало просто в разы меньше.

                Вы из тех кто верит в атомную войну в 18 веке или мне показалось?


                Для удовлетворения базовых потребностей в стране создана система соц. обеспечения.

                Создана. Работает как должна?

                • 0
                  Не знаю не сталкивался, суть тезиса в том что до массовой индустриализации людей кому негде было спать и нечего есть было в разы больше чем сейчас.

                  И смею утверждать, что если сейчас у человека нет крыши над головой и нечего есть в силу каких либо обстоятельств, всё это ему предоставит государство на уровне базовых потребностей если он обратиться в соответствующие места.

                  Пример:
                  В 16 веке если у вас сгорела деревня и погибли запасы продовольствия населению вашей деревни с вероятностью 99% не выжить, или всю жизнь скитаться. Сейчас в любом случае государство поможет, на уровне базовых потребностей.
  • 0
    да… автоматическая переработка мусора, это одно из главных что сейчас нужно, а то скоро девать некуда будет ((
    статья хорошая
  • –1
    В нашей стране надо начать с запрета на полиэтиленовые пакеты и стекло- и пэт тару :) А статья похожа на борьбу со следствием. Металл сдаём, батарейки в Икею возим, органический мусор — в огород, но пакеты и пенопласт…
    • 0
      Если пакеты я согласен, есть биоразлагаемые материалы, то пэт и стекло тару чем заменить?
      • +1
        Пищевой нержавейкой. Да, в первые годы её понадобится произвести много, производство её не экологично, если будет выброс «наружу» (как напевал один из коллег — «шестивалентный хром, ветер северный»(с), правда там была лишь гальваника), соответственно — предприятие по его производству должно быть хорошо спроектировано и реализовано. Стоить изначально продукты будут выше, но это инвестиции в своё и потомков здоровье :)
        Можно так же продумать оборот нержавеющей тары.
      • 0

        Алюминием.

        • +1

          Минус, может быть и заслужен, но я вспоминаю пивные банки из алюминия, и вроде еще никто не отравился. Может быть кто-нибудь раскроет мысль, почему алюминий не подходит в качестве материала тары?

          • 0
            Весом
      • 0
        Стекло — сдаётся в переработку, а вот биоразлагаемые… хотелось бы узнать что они биоразлагаемые, а не просто фрагментируемые на микрофрагменты и так и лежащие в почве.
    • 0
      Вы в госдуму податься не пробовали? Говорят, там любят решать любые проблемы методом «запретить и непущать». Перечисленные вами вещи прекрасно перерабатываются, вопрос лишь в организации переработки.
      • +1
        Перерабатываться они могут только если прибудут на место переработки, что в некоторых случаях сделать проблематично (с пакетами, к примеру, или разбитой тарой). Я не идеализирую ситуацию, в отличии от. Предложите свой способ оборота тары, а то говорят — критиковать у нас любят, а решать — не очень.
        • 0
          Предложите свой способ оборота тары

          Всё просто: объяви награду на нарушение (в твоем случае — за незаконный выброс мусора, за отсутствие вывоза мусора с территории и т.д.), издержки на награду включи в штраф. Дай возможность юрлицам зарабатывать.


          Это как с камерами скорости по городу. Пока их ставят незаинтересованные люди, они мало чего ловят. Стоит только подключиться бизнесу, который получает процент со штрафов, так сразу эффективность растет.


          Более того, если заменить надзорные органы на подобную систему, то уйдет проблема содержания и разрастания чиновников, ведь в итоге будут просто ООО/ИП (зависит от доходности), которые будут детально изучать, кто и где нарушает, и искать их. И будут кровно заинтересованы найти как можно больше, а не просто "отчитаться перед начальством".

          • 0
            Зачем пускать в решение проблемы человеческий фактор? Заинтересованные люди уже ловят нарушителей на дорогах, контролируют пожарную безопасность на предприятиях, выписывают рецепты, продолжить__список_своими_вариантами. Вначале у меня тоже родилась идея патрулирования дронами побережья с записями о нахождении в зонах мобильных сабскрайберов и последующей синхронизации нового мусора (распознавание наличия новых объектов) и истории нахождений людей в месте его появления. Но потом пришло более простое решение, которое описано выше.
        • 0
          Перерабатываться они могут только если прибудут на место переработки

          Это актуально и для для других типов упаковки. От замены ПЭТ/стекла на тот же алюминий эта проблема никуда не уйдет.
          Предложите свой способ оборота тары

          Да все уже давно придумано, а в некоторых странах и реализовано: раздельный сбор мусора, сортировка на мусороперерабатывающих заводах, развитая сеть пунктов приема, возвращаемый налог.
        • 0
          Оборот тары при продаже пива — жижа стоит ровно как тара, т.е. 20 бутылок евро-0,5 и ящ-20 стоят ровно половину от отпускной цены завода готового ящика, если не хочешь платить — возвращаешь посуду и тару. потом отказались от такого, видать, логистика в цепи завод-склад-ларёк-потребитель слишком сложна оказалась в современном мире.
    • 0
      И ПЭТ и стекло это 100% перерабатываемые материалы. Вообще, переработка мусора это выгодное занятие, но выгода не очень впечатляющая и напрямую зависит от стоимости рабочей силы и фискальной нагрузки.
      Когда перед Москвой встала проблема мусора, такой «нехороший» Лужков(возможно и не он, но он, как минимум, не мешал), решил её достаточно красиво технически. С одной стороны он обязал каждое юр.лицо заключать договор на вывоз мусора организации. Мощностей и площадей не хватало, поэтому, с другой стороны он ослабил контроль за работой перевозчиков мусора и передавал полигоны частникам для складирования мусора. Экологический контроль за полигонами был достаточно мощный(для того времени), а экономический практически отсутствовал. И на полигонах, практически стихийно начался процесс переработки мусора, с начало самого ценного, потом уже около 80%. Схема абсолютно проста, полигон взимал плату за складирования отходов с перевозчика. Т.к есть некоторое число независимых полигонов они стали конкурировать снижая плату. Для увеличения прибыли полигоны стали создавать условия для минимальной переработки. Просто ставили мусорный контейнер с утра, вечером взвешивали и выплачивали некоторою сумму(в зависимости от сырья в контейнере) тому. кто объявлял себя хозяином контейнера. В основном это десоциализированный элемент(попросту бомжи), но были и люди приезжающие на полигон на собственных неплохих автомобилях. Сначала собирали только метал(чёрный и цветной) потом стали добавляться бумага, затем дерево и стекло. Собирать строительный мусор начали кое-где, но это не приобрело всеобщего масштаба (т.к. вступила в действие вторая фаза плана).
      Никакие налоги за переработку особо не взимались, плюс увеличивалась ёмкость полигона. За счёт отсутствия соц. выплат и подоходных налогов удешевлялась рабочая сила(не думайте, что раз бомжи, то будут работать за копейки, оплата была вполне приличная, больше чем малооплачиваемым гос.служащим) и мусор перерабатывали по инициативе «снизу».
      • 0
        Перерабатываются-то — перерабатываются, если их донесут и довезут. Проблема именно в этом.
        • 0

          В рассказанной истории есть пункт про довезут.

          • 0
            Рассказанная история — частный случай.
            • 0

              На примере которого показано что эта проблема успешно решается.

              • 0
                В рамках высокой плотности населения. 4833,36 чел./км²
                А, к примеру, Нижегородская область — 42.39 чел./км²
                взято из вики. Абсолютно разные условия работы.
                • 0

                  Конкретно решения вывоза мусора никак не зависит от плотности. Вывоз мусора стал законодательным требованием к компаниям. От плотности зависит эффективность переработки и технологическое развитие процесса, но именно к этому у вас претензий и нет.

                  • 0
                    Я всё ещё про тот мусор, который разбрасывается частными лицами. Претензии есть к логистике, ни один десоциализированный элемент, коих становится всё меньше, не будет собирать мусор на огромных площадях, кои есть, чуть только стоит выехать за МКАД (да вся страна, что в 100 км от МКАД).
  • 0
    Кирпич дерево и арматура прекрасно делятся и без роботов обычной водой и магнитом.
  • 0
    Когда стекло принимали- его везде меньше валялось и свалки не были завалены тем, что не разлагается но успешно перерабатывается. Если его будут принимать спец. пункты как раньше, пусть даже за копейки, то и спец. контингент ситуацию в руки возьмёт и меньше мусора. Металлические банки и стеклянные бутылки и банки и мылись и сплющивались и сортировались тем самым контингентом. Вбивать людям раздельный выброс мусора и сдачу сжигаемого, перерабатываемого и рассортированного (например за скидку в счёте за ЖКХ) пусть не сразу, но уже не будет сотен тысяч гектаров зловонных куч размером с девятиэтажки. Не там, где помидоры и сыр десятками тонн давят тракторами, конечно, но это вполне может работать и даже работает в некоторых цивилизованных странах. Сейчас после НГ или других праздников грохот от сотен разбивающихся бутылок слышно аж из соседнего двора. Ну куда это сгодится…
    • 0
      Я придумал лишь один способ, как сделать так, чтобы стекло- и пластиковая тара оборачивалась с помощью обычных жителей (наше общество не должно генерировать «спецконтингент»! Это путь в страны третьего мира.). Депозит и единая маркировка (егаис на алкоголь есть, его и модернизировать), аккаунтинг жителей РФ скоро будет сделан, привязывать депозит к аккаунту, если проданная и не сданная тары не сходятся в течении периода — списание с депозита.
      • +1
        Зачем так сложно?
        Акциза на тару будет достаточно. 10-20-30 рублей за стеклянную бутылку/алюминиевую банку. За переработанные бутылки/банки акциз возвращается.
        • 0
          Как контролировать акциз? КМК, я предложил наиболее простой и действенный вариант. Дело в том, что стоимость акциза и может, и будет не соответствовать стоимости поиска банки/бутылки и транспортировки её до места утилизации. К тому же — акциз взимается каждый раз (транзакционные издержки? в отличии от списания с депозита по таймауту, очередь списаний система может сама контролировать, если их планируется достаточно много в текущий момент подведения итогов). Системе всё равно, конечно, какую цифру хранить, но человеку не всё равно, за какую сумму мусорить. Я знаю людей с домами и хорошими машинами, культура у которых околонулевая, и 30 рублей никак не изменят в их головах поведение. Депозит же, в районе 1/10 МРОТ, значительно выше 30 рублей.
          • 0
            Что вы подразумеваете под вопросом «как контролировать»? Что надо контролировать, и чем это отличается от контроля текущих акцизов на алкоголь и сигареты?

            В предыдущем комментарии вы говорили об утилизации обычными гражданами, теми, кто продукцию в такой таре употребил. У них нет затрат на поиск. Транспортировка же, в общем случае, должна быть в тот же супермаркет, из которого бутылки/банки были принесены домой. Дополнительных усилий минимум.

            Штрафы работают тогда, когда они чувствительны. 1/10 МРОТ — это 800р. Если вы выпиваете банку пива каждый день, за месяц с акцизом 30р это 900р. Так что порядок цифр что у вас, что у меня, вполне совпадает. Чтобы определить эффективную цифру, нужно провести нормальный анализ, которого мы с вами, полагаю, проводить не станем.

            Для вашего варианта надо:
            1. Дождаться реализации несуществующий системы аккаунтинга.
            2. Придумать, как все граждане, которые могут купить молоко в магазине, будут пополнять этот счёт
            3. Придумать, как заставить их это делать.
            4. Придумать, как торговая точка будет идентифицировать гражданина (и к каким вашим данным при этом получит доступ)
            5. Как-то разобраться с социальными отношениями (Пиво купил я, бутылку сдала жена. Или тёща. Или сосед по комнате).
            6. Найти тех, кому будет выгодно организовывать точки приёма всего этого добра.
            7. Найти тех, кому будет выгодно перерабатывать принятое.

            Для моего варианта надо:
            1. Взять с предприятия дополнительный налог за каждую бутылку продукции. Наверное, можно даже брать за каждую тонну стекла/алюминия/пластика в упаковке.
            2. Вернуть этот налог предприятию, которое переработало эту тонну отходов во вторичку.
            3. Всё. Дальше рынок всё сделает сам.
            • 0
              УЭК появится рано или поздно — это оно и есть.
              Приставы регулярно списывают средства у граждан, а значит система уже работает.
              Торговая точка получит идентификатор пользователя, ей этого достаточно.
              Социальные отношения — трансфер прав между пользователями с согласия обоих пользователей (в случае юрлиц — физлицо, ответственное за закупки).
              Про переработку и приём вопрос открыт. Предприятия, выпускающие тару (даже не конечный продукт в этой таре), её не перерабатывают, это должны будут делать спецпредприятия в любом случае.
              Почему та же бутылка будет оказываться не в произвольном месте — не понятно.
              • 0
                УЭК — это, по сути, просто банковская карта. Со слегка расширенными возможностями. Банковские карты принимают не везде. Более того, даже электричество есть не всегда и не везде :) А если получать идентификатор без спецсредств, то как защититься от того, что на вас запишут то, чего вы не покупали?
                К тому же, недостатки УЭК будут такими же, как и прочих банковских карт — их будут регулярно терять. И пока вам её не восстановят (для паспорта сейчас это, на секундочку, 10 рабочих дней) — вы даже бутылку воды купить не сможете?
                А детей всех лет с 8 вы тоже предлагаете ими обеспечить? Им надо под кожу вшивать, не иначе, а то точно потеряют.
                Ну и ко всему прочему, ваша система не помогает собирать мусор. Если нашёлся человек, который бутылку-таки выбросил (ну, мало ли, неудобно ему было её нести), то кто и зачем отнесёт её на переработку?
                • 0
                  УЭК я вижу как инструмент для этого учёта, как ключ, коим является и любая другая карта. Все кейсы с потерями и списаниями решаемы сегодня, и 10 лет назад были решаемыми, не надо фантазировать о мелочах.
                  Из нержавейки покупайте, сколько хотите, неучитываемая тара.
                  Полагаю, что за 800-1000 рублей за единицу тары выбрасывать её мимо будет в миллион раз меньше людей, как бы ни тяжко её пустую было тащить. А кто и зачем отнесёт — я подниму и отнесу, не надорвусь ;)
                  • 0
                    Не нужно всего этого. Уже есть работающие системы. Нужно сделать так же как в Европе. ЕГАИС, УЭК и прочее не нужно для бутылок. И штрафы не нужны.
              • 0
                Торговая точка получит идентификатор пользователя, ей этого достаточно.
                Ребёнок пришёл в магазин за бутылкой с молоком. УЭК раньше, чем горшок?
                • 0
                  УЭК и половая зрелось никак не связаны.
      • 0
        Не нужно никаких баз, акцизов и т.п. ереси. Уже всё придумано давно — в стоимость напитка (или что там в бутылке) включается цена тары. В магазинах расставить автоматы которые сканируют штрихкод с бутылки и выдают чек который можно обналичить в кассе или списать с покупки.
      • 0
        А если не сходится в другую сторону?
        Если я бутылку вывез, подарил, закупал на собранные средства сотрудникам к НГ? Или обратная ситуация — ввёз или получил в подарок? Система дырява изначально.
        • 0
          А тут, кстати, сработает фильтр — те, кто не читает треды полностью, будут либо платить за это, либо не будут покупать алкоголь :) cmd/ctrl+F «трансфер»
          • 0
            «трансфер прав» — т.е. ещё и на границе декларировать, а при подарке оформлять (где?) передачу прав. Скорее будут гнать самогон, изготавливать недекларируемые бутылки, лить в пластик (который не лучше стекла в плане отходов).
            Помимо алкоголя не читающие комментарии будут придумывать что делать с упомянутыми молочными бутылками, что делать с покупкой молока за наличку, что делать, если покупать на несколько семей (покупка молока будет большим противоправным деянием, чем покупка героина). Система не только дырява, но и переусложнена.
            • 0
              Ничего сложного, трансфер прав — отличная штука, массово люди убедились в этом на яблочной технике. Нюансы обсуждать тут бессмысленно — их много, но они решаемы.
              По поводу молочных продуктов, кстати, из-под кефира, а так же масла, бытовой химии не перерабатывают переработчики пластика.
              • 0
                Сколько у нас пользователей яблочной техники и сколько покупателей товаров в стеклянной таре? Не очень понимаю про трансфер прав у яблок, ибо использовал мак-мини только на работе, поставив туда dev-аккаунт, а тестовый айфон никуда ничего не трансферил, а просто брал и пользовал для тестов.
                • 0
                  А автомобиль/мотоцикл, к примеру, продавали?(физический(надо присутствовать, и какую-то бумажку. И кстати, это ненадолго, ведь ПТС становятся электронными) недотрансфер прав через ГАИ) А может быть какие-то железяки с алгоритмами — трансфер алгоритмов, лицензий?
                  Я, к слову, и за то, чтобы трансфер прав был даже на тупо запчасти ото всего. Мир станет лучше, и даже без воров, пусть и немного сложнее и дороже в самом начале пути.
                  • 0
                    Тут ещё вопрос — трансфер прав осуществляется посредством договора купли-продажи, перед продажей АТС снимается с учёта (сейчас упростили), а сам трансфер осуществляется посредством договора купли-продажи, дарения, наследства. В ГАИ затем происходит регистрация, но даже если этого не сделать, то имущественные права всё равно останутся. С ГБР чуть сложнее — там договор является основанием для внесения изменений в регистрационный документы.
                    трансфер прав был даже на тупо запчасти ото всего
                    Вам бы в депутаты, они тоже норовят всё контролировать. Пока жизнь упрощают — номер двигателя уже не требуется сверять, хотя раньше замена требовала внесения изменений в ПТС.
                    пусть и немного сложнее
                    Больше бюрократии богу бюрократии!
                    • 0
                      Бесконтрольный оборот автозапчастей порождает несертифицированные запчасти, запчасти с ворованных авто (сколько владельцы авто потеряли на воровстве фар? ) и т.п.
                      Передача имущественных прав это и будет. Передаваться они будут в электронном виде, и. даже ГАИ уже не будет нужно для этой процедуры (сверять номер кузова, который и так привязан к блоку управления, привязанному к конкретному аккаунту, смысла не будет). А сейчас на ворованных «двойниках» техосмотры у официалов проходят, даже они ничего не замечают (инфа из вторых рук).
                      • 0
                        Запчасти для самолётов все из себя номерные и с паспортами, с учётом что-когда-кому, но борт-номер-один получил восстановленные под видом новых.
                        Как решит это воровство фар — не понятно, каждый гаишник будет разбирать авто подетально, чтобы сверить все серийники?
                        На стоянке как-то сняли новый пряник с глушителя много-много лет назад, наверняка поставили к себе. Как помешает та самая передача прав? Перепроектировать бардачок для того, чтобы возить с собой талмуд документов на каждую гайку и одежду, чтобы носить с собой на всё? На пуговиц — отдельно, экран мобильника (его же переклеить можно) — отдельно. Благодать. Или в блокчейне хранить — на каждую пуговицу, гайку и винт в айфоне на каждого жителя Земли.
                        • 0
                          Мы в 21 веке уже, фары, которые воруют, идут с управлением, и ничего не мешает производителю идентифицировать эту запчасть в контроллере автомобиля. Не знаю, что такое пряник с глушителя. То, что в авиаиндустии такое может случиться — знак, что система должна быть разработана. Гаишники ничего будут делать, они вообще станут не нужны.
                          • 0
                            а какова вообще функция ГАИшников? Фары можно сделать чуть более сложно снимаемыми — это на порядки дешевле, чем даже прописывание в контроллер (тем более это только у некоторого процента машин, у астольных просто галогенка через реле). Ещё чаще фар снимают колёса — как с ними быть?
                            • 0
                              В случае с регистрацией — верификация законности основных деталей на автомобиле, внесение изменений в базу данных о собственниках.
                              Согласитесь, что значительно дешевле дописать в контроллер фар несколько страниц кода, чем поменять конфигурацию оснастки для их производства, увеличить кол-во материала, провести новые тесты по безопасности?
                              • 0
                                Двигатели перешивают все, кому не лень (даже официальными прошивками с подписью), точно так же прописать фару — без проблем. Не считая проблемы прописать её там, где контроллер состоит из реле.
                                • 0
                                  Централизованный источник подписи и механизмы проверки решат эту проблему.
  • 0
    Пойду агитировать местных дворников, уборщиц и просто остальных работников однообразного труда, создаём партию луддеров — борцов с робототехникой.Прям засилие робототехники по 3 публикации за день — роботы атакуют Geektimes!
  • 0
    С банками, бутылками, строительным мусором и т.п. в принципе и сейчас неплохо справляются. А вот против чего решения пока нет — это мелкий мусор. То есть окурки, кусочки пластика, упаковки, осколки и обломки всякие, которые накапливаются на газонах и прочих свободных поверхностях в городах. Человек их эффективно собирать не может, так как слишком маленькие и много.

    Вот если бы робота сделать, которого высаживаешь на газон, он ездит потихоньку и всю эту мелкую дрянь подбирает… идея давно витает, но ничего подобного еще не видел.
    • 0
      Лучше робота — полицейского, чтобы подзатыльники свиньям раздавал. Как раз эта проблема успешно решена в большинстве стран Европы и в США без элементов научной фантастики. А вот сортировка мусора — и правда проблема, в которой роботы могли бы неплохо поработать, снизить бы цену роботов.
      • 0
        К сожалению не решена, не говоря уже про «успешно». Именно по причине малого размера и накапливания. Сортировкой же занимаются сотни предприятий, там технический прогресс на месте не стоит.
        • 0
          Не знаю, в Германии газоны чистые, в Швейцарии чистые, в Польше — по большей части чистые. А вот то что все эти страны мусор, в лучшем случае, сжигают или сортируют вручную — это известный факт.
          • 0
            Гм, не знаю, откуда вы такое придумали. Сортировка мусора и в Германии, и в Швейцарии неплохо автоматизирована (и не только сортировка — переработка тоже) и продолжает развиваться. А к газонам/зеленым насаждениям в крупных городах присмотритесь внимательнее — у меня же не на пустом месте желание такого робота возникло :)
            • 0
              Не придумал, а видел :) был в коммандировке на мусоросжигающем заводе Цюриха. В Швейцарии всё организовано довольно просто. Есть бесплатные мусорные контейнеры, поделённые на 4 категории, каждый свой мусор сортирует сам. Если нет желания держать четыре мусорки, покупаете специальный пакет (дорогие, 3.6 франка за 30 литровый), в который можно выбрасывать любой мусор. Несортированный мусор вместе с пищевыми отходами поступает на мусоросжигающие заводы. Заводы, нужно заметить, оснащены отличной системой фильтрации выхлопа и мусорный запах стоит только возле бункера, в который мусоровозы высыпают отходы. Запаха дыма нет даже на територии самого завода. Из сортировки — только электромагнит над лентой, которая выгружает золу из печи. Тепло от печи идёт на выработку электроенергии, прямо над печью стоят 6 небольших паровых турбин. Довольно высокотехнологичное предприятие, но сортирующих роботов там нет. Сортированный мусор отправляют на другие предприятия, про них не знаю.
    • 0
      Собирают длинными щипцами по типу бельевых старых для стирки в выварке или доисторической активаторной машинке, и в мешок
  • +2
    У вас КДПВ потерялась
    walle
  • 0
    Сменный мозг (трансмог в нф литературе): робот какое-то время обучается выполнению определенной работы, потом его мозг тиражируется ( нейронная сеть, каждый узел которой является по сути маленьким компьютером — процессор. память и т.д.)

    Что-то надо делать с бузудержным бездумным размножением человеков. Мы животные и наши инстинкты заточены именно на такой способ выживания в агрессивной среде. Но мы же животные более-менее разумные, вроде бы, хотя иногда складывается впечатление. что это не так.
    • 0

      с бездумным размножение уже давно все придумано, отлично работает в крупных городах — городские жители с высоким уровнем жизни размножаются плохо.

  • 0
    И в самом начале статьи глупая арифметическая ошибка на порядок — 3-5 литров мусора в сутки в год дают около 1500, полутора тысяч, а не пятнадцати тысяч. Кроме того, замечу, что 80 % мусора можно просто сжечь, получив тепло, электричество и полезные химикалии.
    • 0
      Спасибо за внимательность. Ошибка исправлена.
      • 0
        Всегда пожалуйста. Даже прошу прощения — не предполагал, что ошибка в источнике, думал, это ваш прокол.
    • 0
      И 3-5 литров в сутки (на человека) — это много, это, наверное, надо все коробки выкидывать в первозданном состоянии, т.к. плюща их, можно сильно снизить объём до десятка литров в неделю (и выкидывать маленькие пакеты, т.к. большой мешок за неделю начнёт вонять, если не питаться сухим кормом). А ещё бумажно-картонное можно использовать печного для отопления.
      • 0
        Не знаю, специальной статистики не вёл, счётной оценки дать не могу. В принципе, раз в два дня вынести мусорное ведро на 10 литров либо выкинуть раз в день пакет-«майку» — это замечаемая «норма в семейной жизни», иногда чаще (много детей либо патриархальная двухпоколенная семья, т.е. народу много).
  • 0
    Получается, описанная в статье система в некотором смысле подобна «навозной мухе», которая питается «экскрементами» человечества, причем «съедая» их все без исключения, чем обеспечивает себя всем необходимым, а продукты ее жизнедеятельности потребляют иные системы, находящиеся с первой в «симбиозе». Выглядит все идеалистически, как равновесная экосистема…

    Но ведь не могут же автоматизация и роботы нарушать фундаментальные законы термодинамики? На сколько я понимаю, энтропия в целом по системе при протекании любых процессов может только расти. То есть нельзя «навести порядок» в одном месте, не создав при этом еще бОльшего беспорядка в другом. То есть теоретически не должно бы получаться произвести товар, его потребить и переработать да и при этом никуда не нагадить, хотя бы в космос… Чего-то мы тут явно не учитываем?..
    image
    Это немножко о другом, но хотя бы то, что что на каждой стадии (производство, потребление, переработка) мы потребляем кислород и выбрасываем углекислый газ…

    p.s.
    Прошу, не сочтите за троллинг, сам чувствую, что в голове путаница, помогите, пожалуйста разобраться.
    • 0
      Не нужно лезть с фундаментальной физикой повсюду.
      Касательно энтропии — ходя по комнате и собирая игрушки ты хаотично сотрясаешь воздух, и энтропия физической системы «обозримая вселенная» не уменьшается, хотя энтропия системы «детские игрушки» снижается.
  • 0

    @glavkos ещё есть такое направление: Син-Газ. С помощью плазменной газификации отходов, включающих муниципальные твердые отходы производится газ, который затем сжигается для производства энергии.

    • 0
      Идея хорошая, но не проще ли сразу сжечь сам мусор?
      • 0

        Можно, только температура реакции разная.
        Обычное сжигание мусора происходит при температуре в 700-900 градусах. Плазменное можно сделать и свыше 1500.


        При более высоких температурах и в ионизированом пространстве, соединения разлагаются на более простые компоненты, такие как диоксины, смолы, и прочие токсичные вещества.

        • 0

          Из вашего объяснения не очень понятно чем это выгоднее. Вроде же температура требуется выше, так что установка должна быть сложнее и дороже. Можете подробнее объяснить?

          • –1

            Обычное сжигание делается в печке, с помощью природного газа и нагнетаемого воздуха, для поднятия температуры.


            Сжигание плазмой осуществляется в печке, с помощью плазмотрона, без добавления газа и без воздуха. То есть в электрическую дугу подают мусор, и в качестве катализатора могут использовать воду.


            Установка действительно сложнее, так как должна быть герментизирована должным образом.


            Для более подробного описания, плюсов и минусов приведу просто 2 источника. Один настроен более положительно к технологии, другой более отрицательно.


            Немного спойла:


            Благодаря высоким температурам, реализуемым в зоне реактора, в газообразных продуктах отсутствуют смолы, фенолы и углеводороды, загрязняющие продукты обычной газификации угля. При переработке твердых топлив в плазме водяного пара газообразные продукты состоят более чем на 95 % из CO и H2, причем объемное содержание водорода выше содержания оксида углерода. В небольших количествах имеется диоксид углерода (?3%), следы метана, сероводород. Содержание в продуктах плазмохимической газификации угля CO2 значительно ниже, чем в обычных процессах газификации.
            • 0
              С плазмой водяного пара… my ass. В плазме нету уже молекул воды, это прежде всего, и температура нужна порядка 4000 К (равновесная) Если это водяной газ пытаются получить, то вкачивать мощность будут очень немаленькую, мегаватты на кубометр объёма, и корпус реактора будет из недешёвых материалов. С кислородным дутьём будет дешевле, и много жидкого азота для криодробления заодно :)
            • 0
              Добавлю. То, что описывается при 1400 К — это, скорее, гидроксил- и гидроксоний-ионы с мизерной примесью ионов водорода и кислорода., Вообще для таких целей обычное закрываемое производство типа выводимого на свалку мартеновского — очень даже попёрло бы в качестве «базы». Ну и куча ошибок, да хоть про молекулу метана и четыре получаемые молекулы водорода — вот потому всех этих передовиков зозубретательства не любят, что они лажают даже в элементарной химии.
  • +1
    Еще надо сделать роботов-мусорщиков самореплицирующими.
    Со временем они эволюционируют и займутся селекцией людей, что бы те производили больше их еды.
  • 0
    Кстати, вместо раздельного сбора мусора по разным контейнерам лучше иметь один контейнер, но разные цвета пакетов.
    • 0
      пакеты могут порваться, и где гарантия что все будут складывать мусор по пакетам соответствующего цвета? Пакеты могут кончится в неподходящий момент…
      • 0
        Всё может прорваться. Разноцветные пакеты должны быть широкодоступны и возможно бесплатны. Санкции за перепутанный тип аналогично если перепутать контейнер.

        Безусловный плюс — для сбора отходов используется одна машина, а не несколько для разных типов.
  • 0
    Зачем полумеры? Даёшь нанитов — и всех в серую пыль!
  • 0
    [8]
    Сам мусоровоз на фотографии едва виден справа
    «Мусоровоз» не похож на мусоровоз — цветографическая схема не соответствует, больше похож на гражданский автомобиль. Я бы даже сказал что это Volvo из XC-шек, но могу и ошибаться.
    • +1
      Да, это обычная легковушка. Мусоровоз там тоже стоит, но подальше и в кадр не влез.

      Как все это выглядит в живую:

      https://youtu.be/fNIV6Dcj29E
  • 0
    сортировка мусора в некоторых странах — пустая трата времени

    реальная история, муниципалитет объявил тендер на выбор контрактора для вывоза и переработки мусора

    выигравшая компания, построившая под это дело целый завод, через пару месяцев работы сообщила, что переработкой заниматься невыгодно, ибо все ценное из мусорных баков почему-то не доезжает до места назначения… цветмет в т.ч. алюминиевые банки, стекло, пластиковые бутылки, картон — все это по ночам вручную сортируют и вывозят отнюдь не роботы, причем совершенно бесплатно
    • 0

      Это не значит что сортировка — пустая трата времени, это значит что на ее организацию можно потратить значительно меньше средств. Если поставить урны для раздельного сбора и приучить людей ими пользоваться, то, во-первых, станет чище на улицах (в основном правда из-за привычки в принципе пользоваться урнами), асоциальные элементы все-таки собирают не все и не мгновенно, а во-вторых, это будет проявлением заботы о собственно этих самых бомжиках и иже с ними, что в целом тоже хорошо и правильно. А так как под это дело можно неплохо срубить популярности у населения, то это выгодно в том числе и политикам. А так, как расходы значительно ниже, чем при организации нормальной цепочки, то это выгодно и бюджету. Сплошные плюсы же. Ну при условии что мы считаем что это в принципе нужное дело.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.