Роботакси Uber еще далеко до полностью автономной машины



    Сейчас сразу несколько компаний занимаются разработкой компьютерных систем управления автомобилями. Это Tesla, Mercedes, Audi, Volvo, Google и даже КАМАЗ. Не так давно решила создать собственный робомобиль и компания Uber. Сейчас проект по разработке роботизированных такси от Uber находится на ранней стадии развития, сделать предстоит еще очень много. Тем не менее, сама компания довольно радужно описывает свои новые системы.

    Так ли все хорошо в реальности? Специалисты подразделения Uber, занимающегося созданием робомобилей, недавно подготовили отчет о проделанной работе. Сам отчет на днях попал в руки журналистов Recode, так что сейчас появилась возможность понять, развивается ли проект и если да, то насколько успешно.

    Главное, что стоит знать — робомобили Uber уже ездят по дорогам в режиме теста. Количество отмотанных километров постепенно увеличивается, хотя общее расстояние очень мало. Кроме того, системы управления такими авто еще далеки от совершенства. Это можно объяснить тем, что Uber начал работать над своим проектом робомобилей совсем недавно.

    В том же Google все началось гораздо раньше, в 2009 году. Робомобили «корпорации добра» совершенствуются год от года, разработчики их постепенно улучшают. Но и у Google не все гладко: водителям иногда приходится брать управление машиной в свои руки, поскольку компьютерное управление далеко от идеала.

    Uber настойчиво продолжает работу над своими роботакси. По словам представителей компании, создание компьютерной системы управления авто — критически важная задача, от которой зависит будущее сервиса. Если все получится, то компании удастся повысить прибыльность. Если бы автомобилем управлял робот, а не человек, то прибыль с одной поездки была бы выше, чем сейчас — в долгосрочной перспективе эксплуатация компьютера более недорогой вариант, чем работа с водителями-людьми.



    На прошлой неделе робомобили Uber смогли покрыть расстояние, равное 32 750 км. Это рекорд, поскольку обычно такие автомобили не проходят более 30 000 км в неделю. Расстояние, преодоленное машинами Uber в прошлом месяце, составило всего около 8 000 км. По 30 тысяч километров роботакси накатали лишь в декабре прошлого года и сейчас. В феврале пройденное расстояние составило примерно 29 000 км. Кстати, Uber сейчас принадлежит около 43 автомобиля с компьютерной системой управления.

    Тестовые поездки робомобилей осуществляются не только «вхолостую», но и с пассажирами. Так, только на прошлой неделе автономные машины компании совершили 930 поездок с пассажирами в Питтсбурге и 150 поездок в Фениксе. Пока что наиболее активные испытания Uber проводит именно в Питтсбурге. В этом городе в неделю робомобили сервиса UberX совершают здесь около 800 поездок. Сейчас за рулем роботизированных такси от Uber всегда присутствует водитель, который берет на себя управление в случае каких-либо проблем.

    К сожалению, качество пока не удается превратить в количество. Несмотря на увеличение общего числа автомобилей с компьютерной системой управления и рост количества пройденных километров, количество перехватов управления на себя водителями растет. На дороге постоянно возникают какие-то ситуации, с которыми компьютер не справляется, и тогда работать приходится уже человеку.

    В Uber используют несколько критериев для оценки прогресса своих роботакси:
    1. Среднее расстояние, пройденное автомобилем без участия человека до момента, когда водитель берет управление на себя (по любой из возможных причин);
    2. Тот же показатель, только до момента, когда водитель берет управление на себя в критической ситуации, в том случае, если есть угроза столкновения с препятствием;
    3. Среднее расстояние, пройденное робомобилями самостоятельно между некритичными инцидентами вроде резкого торможения на перекрестке или ошибки в навигации, когда не было угрозы столкновения с препятствием.



    Cтатистика за период с 1 по 8 марта. В среднем, роботакси Uber проходили 1,3 км самостоятельно, до момента, пока водителю приходилось брать управления на себя по любой из причин. Причины могут быть самыми разными. Например, автомобиль выехал за пределы разметки или система компьютерного управления начала вести себя некорректно во время плохой погоды. 1,3 км в марте — это меньше, чем в начале года, когда этот же показатель составлял около 1,5 км

    Что касается второго критерия, то здесь ситуация понемногу улучшается. На прошлой неделе компания отрапортовала о примерно 321 км автономной езды без критических проблем вроде угрозы столкновения. Правда, здесь может играть роль и случайность, поскольку неделей ранее этот показатель составил около 140 км. В целом, динамика не слишком стабильная: есть и падения, и рост километража без критических происшествий (график ниже, расстояние на графике в милях).



    Наконец, по третьему критерию улучшений тоже нет. Наоборот, с января ситуация только ухудшилась. Среднее расстояние, которое проходят автомобили Uber без инцидентов любого типа, составляет около 3 км.



    Как видим, говорить о полной автономности роботакси Uber еще очень далеко. Необходимо провести большую работу над совершенствованием компьютерной системы управления, прежде, чем говорить хотя бы о частичной автономности. В целом, специалисты считают, что о прогрессе можно будет говорить тогда, когда ИИ выйдет из зачаточного состояния, в котором системы такого типа находятся сейчас. Когда это произойдет — большой вопрос.

    Ближе всех к заветному рубежу подошла корпорация Google, вернее, ее подразделение Waymo (сейчас Waymo судится с Uber). Согласно отчету компании, среднее расстояние, пройденное ее робомобилями без участия человека, составляет около 8 050 км. Это гораздо больше, чем у Uber (1,3 км). Но у Google и времени было гораздо больше. На сегодняшний момент авто этой компании накатали по дорогам Калифорнии и других регионов уже 800 тысяч километров. Стоит отметить, что корпорация сразу начала тестировать свои робомобили на специальных треках, постепенно выводя машины на дороги общего пользования. В Uber решили сразу начать с дорог, что усложняет задачу.

    Кстати, Tesla со всех бортовых компьютеров своих автомобилей собрала огромное количество данных — ее машины откатали примерно 2 млрд (это не опечатка) километров. Правда, насколько часто водители берут управление на себя вместо системы Autopilot, неизвестно — компания не предоставляет таких данных.
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 8
    • +2
      Мне кажется, вообще некорректно сравнивать компанию, которая почти десять лет работала на перспективу, постепенно продавливая общественное мнение и законы, и чувачков, которые фактически пришли на готовое и чуть не дискредитировали идею в глазах обывателя в первом же массовом заезде.
      • 0
        Каждая компания, которая хоть что-то делает в этом направлении, уже способствует прогрессу, так что тут не столь важно, кто «пришёл на всё готовое», а кто начал с нуля. Кроме того, давайте не забывать, что Waymo пока что тестирует автомобили ради непонятных далёких перспектив, а Uber нацелен на конкретное практическое применение — самобеглое такси.
        • +1
          Так я и не спорю. Просто статья пытается сравнивать, кто более готов. Я же утверждаю, что в такой постановке их вообще нельзя сравнивать. А кто там на что нацелен и когда хочет выйти на рынок — дело десятое.

          Есть очень большая разница между «научить машину саму ездить по дороге» и «предсказуемо и безопасно участвовать в дорожном движении». Первое может сделать достаточно квалифицированный инженер в одиночку (как показал Geohot), второе — гораздо сложнее.

          Мы все прекрасно знаем, как общество умеет подхватывать сознательно культивируемую истерию по любому поводу, особенно когда это кому-то выгодно (вспомним ГМО). Я вполне не исключаю ситуации, когда какие-нибудь транспортные компании или такси начнут втихую дискредитировать идею автономных транспортных средств путем раздувания скандалов вокруг несчастных случаев. Всякие там жуткие заголовки типа «робомобиль протаранил толпу детей», «роботы убийцы» и прочая чушь. На этой волне легко могут протолкнуть законы, запрещающие такой вид транспорта как таковой.

          Поэтому Uber, с моей точки зрения, поступает неэтично именно потому, что дает повод к таким выводам.
      • 0
        А зачем делать автономный автомобиль, если можно сделать сразу автономное метро или трамвай. Ой, его же уже сделали.
        Что дальше? Перенимут опыт России и сделают автономные маршрутки? «Окей, убермаршрутка, на следующей остановите»
        • 0
          Автономное — это которое само копает себе тоннель, чтобы 5км не пришлось от него по морозу топать?
        • +3
          Поскорей бы. Белковые водятлы достали.
          • +1

            Складывается ощущение что с робомобилями будет как с системами распознавания речи. Быстренько достигли состояния "вот-вот", а потом застой на много лет.
            Слишком похоже много когнитивных функций задействовано и в том, и в другом процессе.

            • +1
              Наш человек и этот робомобиль «сломает» только что бы заработать.
              «Вызвал Uber. Приехал водитель Серёжа на Мазде. Сел в машину, сидим, что-то ждём. Говорю: „Ну что, едем?“ Водитель поворачивается и сообщает: „А у меня только что телефон сел, куда ехать не знаю, могу только за нал отвезти.“ Отвечаю ему: „Это же против правил.“ Ответ: „А что вам жалко?“ Вышел из авто, сделал отмену, влепил хитрой жопе кол и уплатил положенный штраф. Потом вызвал другую машину и написал в саппорт Uber. Жду refund.
              И это уже не первая схема обмана с которой я сталкиваюсь. Казалось бы — пришёл Uber и дал возможность неплохо заработать тысячам людей. Система крутая, почти всё предусмотрели. Но нет — наш человек и тут лазейку найдёт.»

              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.