Как стать автором
Обновить

Блог всерьез

Время на прочтение6 мин
Количество просмотров839
Иногда мне приходят письма с предложениями продаться как блоггер, то есть писать заказные вещи за известное вознаграждение. В большинстве своем это недостойные и неподобающие затеи типа вирусного маркетинга, не требующие особого умения писать, на которые уважающий себя и свое дело человек не согласится (если, конечно, он не погибает от голода). Но однажды я получила предложение, от которого не смогла отказаться — хотя бы потому, что мечтала об этом уже несколько лет. Так я стала одним из трех официальных блоггеров TopCoder Open 2010. В этой статье я расскажу о том, как в моей почте на полгода поселился ярлык «Blog», о том, как неожиданно сложно оказалось писать на заданную (пусть даже любимую) тему в рамках фиксированного расписания, и о том, чем все это закончилось.

Пролог

TCO (а раньше и похожий турнир для студентов TCCC) проводится каждый год, и каждый год организаторы прилагают массу усилий для того, чтобы турнир стал максимально интересным для участников и наблюдателей. Кульминация турнира — финалы-онсайт, и очень важно передать дух происходящего там зрителям, наблюдающим только по интернету. С 2007 года TopCoder экспериментирует с форматами блога, позволяющими сделать это лучше всего. Однажды у нас был даже видеоблог, снятый специально приглашенными профессионалами, но обычно блог имеет более привычную форму текста и фотографий, и пишется админами и/или избранными членами сообщества (хм, TC member звучит лучше). До этого года репортаж велся только с финалов, а блоггеры выбирались на конкурсном основании по одной статье, в которой они должны были доказать, почему выбрать нужно именно их. В этих конкурсах я не участвовала ни разу — то я была еще маленькая, то находились другие дела, то просто стеснялась предъявлять свое свиное рыло в калашном ряду предыдущих победителей — звезд масштаба Петра Митричева (который был одним из первых «выборных» блоггеров, неожиданно выбыв в последнем раунде Algorithm).

В этом году TopCoder решил внести элемент новизны и в сам блог, и в процедуру отбора блоггеров. Кандидатуры блоггеров выбирались закрытым админским голосованием (или вообще кем-то из админов единолично — право, не знаю) по совокупности предыдущих заслуг перед сообществом. Блог должен был вестись полгода — по статье в неделю от начала онлайн-соревнований и до начала финалов, а призом за такое напряженное расписание была поездка в Лас-Вегас на финалы, с которых полагалось писать уже по три-четыре статьи в день. Впрочем, конкретное расписание было озвучено уже после того, как все блоггеры радостно согласились — хотя не думаю, что эта информация изменила бы их решения :-)

Постановка задачи

Итак, я получила расписание блога и приглашение на онсайт и параллельно с добычей визы в США (что само по себе квест тот еще) впервые задумалась, о чем же я буду писать первые полгода? На финалах все понятно — циркулируешь в Арене, общаешься с людьми, фотографируешь все, что под объектив попадется — что-нибудь да придумается. А вот во время онлайн-раундов задача поинтереснее — ведь все, что происходит, происходит онлайн, доступно наблюдению, и у меня нет доступа ни к какой эксклюзивной информации. Ну, почти ни к какой — я писала задачи к трем раундам, но комментировать их можно было только после раунда, во избежание спойлеров :-) Кроме того, при разделе тем для блогов мне достались мои любимые Марафоны, говорить о которых я могу долго, но которых было всего три за полгода — не слишком богатый источник новостей. Двум другим блоггерам Фреду и Джастину достались Алгоритмы и Компоненты, соответственно.

Вот несколько категорий постов, которые я могу выделить для заполнения онлайн-блога хоть чем-нибудь интересным, и то, как их использовали я и другие блоггеры:

1. Тематические посты

Категория очевидная, но достаточно сложная, в которую попали только описания трех Марафонов. В самих раундах я (как автор некоторых первых двух) участвовать не могла, а решения участников обсуждаются в форуме сразу после матча. Поэтому мне оставалось только пройтись по тому, как придумывалась задача и как она эволюционировала в процессе подготовки, и углубиться в статистику — сравнение популярности задачи с предыдущими турнирами и распределение участников по странам. В последнем раунде определилось 10 финалистов, по которым статистику особо не посчитаешь, поэтому ее заменила на рассказ о прошлых достижениях финалистов (а для некоторых — об их стремительном дебюте). Статистика вообще штука крайне удобная для блоггера — не знаешь, о чем писать? — посчитай какую-нибудь статистику или сравни что-нибудь с чем-нибудь.

Фред сам участвовал в Алго-раундах, поэтому писал о них «изнутри», с поминутным репортажем и скринкастами, а также игрался с самыми короткими решениями задач (все решение запихивается в return statement — не лучший стиль программирования, практически obfuscation) и выкладывал odds — статистику по шансам участников на проход в финалы и победу, рассчитанную моделированием оставшихся раундов.

Джастин, для которого компоненты на TopCoder — основная работа, подошел к делу еще более основательно: поскольку эти соревнования заключались в накоплении баллов за много обыкновенных компонент, писать о которых по отдельности смысла нет, он писал об общей идеологии каждого вида соревнований, начиная с Conceptualization.

2. Интервью

Пожалуй, единственная категория, которая мне не удалась категорически. Для меня до сих пор остается загадкой, о чем действительно интересном можно спрашивать человека после Марафона. Стандартные «сколько времени потратил, понравилась ли задача, ожидал ли выигрыша» — скучно.

Фред столкнулся с другой стороной интервью — даже если знаешь, о чем спрашивать, нужно еще добиться ответа! Это при личной встрече можно загнать человека в угол, перекрыть пути к отступлению и не выпускать, пока не ответит — а по почте это очень сложно, практически невозможно.

Джастину единственному из нас удалось встроить интервью с опытными участниками соревнований в свои посты. Лично я втихомолку подозреваю, что он просто шантажировал их, пользуясь своим служебным положением ;-)

3. Дух TCO (он же разговоры ни о чем)

Категория очень удобная, чтобы забить эфир и щегольнуть своим стилем, но опять же непростая за счет того, что английский у меня все-таки не родной язык, и на нем я изъясняюсь куда менее цветисто, чем на родном русском :-) В нее попали приветственный пост с обзором всех видов соревнований (почти хабраанонс, но с учетом целевой аудитории), а также истории о тайм-менеджменте для участников разных видов соревнований, о подготовке турнира (кстати, единственное интервью, которое мне удалось) и о получении визы.

Фред и Джастин, напротив, не злоупотребляли этой категорией, отписав в нее только свои приветственные посты. Видимо, мужчины гораздо прохладнее относятся к светской болтовне и оффтопикам: следующие три категории — почти полностью мои.

4. Паззлы

Какой смысл в блоге, если в нем нет ни картинок, ни разговоров? — вспомнила классику я и задалась целью придумать картинки для блога. Автопортрет в приветственном посте и фотографии с финалов — это святое, а вот что в промежутке? И тут я вспомнила об одной старой задаче на криптографию, написанной по мотивам «Дела о пляшущих человечках», которая так и не была запущена, а сиротливо лежала в архиве отвергнутых задач. «Йес!» — почему-то на английский манер воскликнула я и за вечер набросала концепцию серии паззлов по криптографическим мотивам, объединенных новым делом Шерлока Холмса — «Делом о даме с TopCoder». Все началось с того, что к Холмсу обратился мужчина, обеспокоенный тем, что его жена получает загадочные письма с TopCoder…

Так появился TCO'10 Puzzle Contest, которым я заслуженно горжусь. Возможно, паззлы после первого получились сложноваты (всего по 3-4 решения на каждый), а сами паззлы — несколько однообразны (еще один, на сопоставление известных людей с TopCoder с малоизвестными фактами о них, не удался из-за того, что люди категорически отказались делиться фактами о себе), но читателям-то понравилось!

Если интересно, можно посмотреть первый паззл и его решение, а также остальные паззлы.

5. Игры

Еще одним развлекательным элементом, который я собиралась внести в блог, были игры по мотивам TopCoder. Успела сделать я, правда, только одну, и то позаимствовала механизм игры и многие смысловые элементы у elegar (прошу отметить, с его любезного позволения): TC Alchemy. Все-таки мой круг интересов достаточно далек от разработки игр, и это оказалось гораздо более трудоемким, чем я могла себе позволить этим летом.

6. Языки программирования

Еще один принцип, которым я часто пользовалась в этом блоге — повторное использование уже имеющихся знаний для решения новых задач. Это выручило меня и с паззлами, и с игрой, и с описанием задач, которые я же и писала, и еще раз, когда мне надо было написать что-то интересное о квалификациях в алго-соревнованиях. Казалось бы, все, что можно было сказать, уже было сказано, и творческий кризис был уже совсем близок, когда я вспомнила о моих любимых языках программирования, и буквально за вечер был написан пост о решении задач из квалификаций на маргинальных языках.

Эпилог

До этого опыта я вела только личный блог, но достаточно много писала в нем о TopCoder, и мне казалось, что писать о том же официально будет не намного сложнее. Оказалось, что писать по посту в неделю независимо от настроения и вдохновения гораздо сложнее, особенно на английском. Не все задумки удалось реализовать — так, сказки, в отличие от стихов, пишутся только на вдохновении, поэтому в блог ни одна не попала; идеи еще пары игр и одного паззла почили с миром (надеюсь, не вечным сном); ну, и до интервью со спонсорами руки дошли только на онсайте. Но опыт в целом полезный, а если включить в него еще и ту бездну нового и интересного, что было в поездке на финалы, то можно с уверенностью утверждать, что письма с предложениями продаться (с одного из которых все, собственно, и началось) перед определением в спам надо все-таки читать.

P.S. Собственно сам блог — topcoder.com/home/tco10.
Теги:
Хабы:
Всего голосов 12: ↑9 и ↓3+6
Комментарии1

Публикации