Как стать автором
Обновить

Антикопипаст

Время на прочтение5 мин
Количество просмотров1.7K
Думаю, почти всем, кто сколько-нибудь серьезно занимался публикацией материалов в интернете (в своем блоге или в каком-то ином формате), хорошо известно новое русское слово «копипаст». Для тех, кому оно непонятно, поясню смысл. Термин образовался от английского copy/paste, и как правило означает копирование чужого текста, фотографий или любых других материалов без авторского согласия, а зачастую вообще без указания авторства или со ссылкой на неправильный источник.

Природа такого явления похожа на ту, что у стихийного нелегального копирования коммерческой продукции, в том числе программ, музыки и фильмов. А если конкретно, виной тому влияние социальной среды, сформированное национальным менталитетом («Что я, дурак — за это платить, когда все вокруг не платят?!» — риторический вопрос самому себе). Но сейчас я бы хотел затронуть эту тему в более узкой области — именно по отношению к распространению «бесплатных» материалов с неограниченным доступом в интернете.

Стоит начать с того, что 99% тех, кто занимается копипастом, делает это без осознания причин, по которым это плохо и неправильно. А плохо это потому, что «безобидное», как может показаться, перекладывание информации с места на место, может повлиять на внешние по-отношению к копипастеру сущности и не лучшим образом.

В частности массовое распространение одного и того же материала приводит к снижению релевантности среди найденных поисковыми машинами ссылок. В свою очередь, это приводит к утечке трафика от первоисточника к его клонам. На практике это выражается в том, что даже по уникальной и точной фразе из текста бывает сложно найти оригинальный ресурс, на котором этот текст был опубликован, и не попасть перед этим несколько раз на увешанные рекламой сайты-паразиты. Кроме того, повторная публикация текста, без указания автора и ссылки на источник, приводит к тому, что посетители сайта-паразита будут по-умолчанию принимать за автора того, кто этот текст опубликовал. А это уже косвенное нарушение авторского права.

Мораль состоит в том, что никогда не стоит забывать об ответственности за любые манипуляции с информацией в общественной сети, и том, что эта сеть по естественным причинам накладывает определенные требования в отношении этики («гигиены») ее использования. Даже самое «укромное» место в интернете не скроется от тысячеглазого робота Google и, соответственно, миллионов всех тех, кто умеет им пользоваться.

Конечно, я не на столько идеалист, чтобы поверить в реальность воплощения этой концепции в ближайшие много-лет в рамках рунета, где логотип Creative Commons в чьем-нибудь блоге не приносит больше пользы, чем сомнительное заклинание вроде «кто украдет — тот дурак», а о возможной юридической ответственности даже говорить смешно. Поэтому вопрос защиты от несанкционированной утечки информации с сайта сейчас более актуален, чем тема просвещения бессознательной мОлодежи и прочего контингента, который эту утечку обеспечивает.

Способов защиты контента веб-сайтов от копирования на данный момент придумано множество. Но большинство из них страдает тем, что за повышение уровня безопасности бездумно платят удобством доступа к информации. Вот некоторые из подобных неправильных методов:
  • Отключение контекстного меню в браузере, с помощью клиентских скриптов. Эффективность способа не выдерживает никакой критики, т.к. для настоящего джедая обход подобной «защиты», как правило, — дело нескольких секунд. Тем не менее, побочный эффект такого приема — немалое раздражение, вызываемое отсутствием в нужный момент привычной детали интерфейса браузера (ведь контекстное меню используется не только для копирования, да и копирование не всегда означает кражу материалов).
  • Разбиение большого текста статьи на несколько страниц. В принципе, такой способ лишь косвенно мешает копировать текст, сильно снижая удобство этого процесса. Основной причиной использования разбиения обычно является искусственная генерация трафика внутри сайта и повышение количества показанной рекламы. Для защиты метод бестолковый и опять же неэффективный.
  • Экзотические способы вывода текста (Flash, Java апплеты или просто отображение текста в виде картинок). Не стану останавливаться на перечислении органов, которые следует отрывать дизайнерам за применение подобных идей. В первую очередь это еще один метод понижения удобства доступа к материалам сайта, а уже потом — вариант защиты.
  • Публикация текста в виде PDF. Данный метод неплох, но опять же имееет свои минусы. Во-первых, поисковики уже давно умеют успешно преобразовывать PDF в HTML. Кроме того, накладывается дополнительное требование для доступа к контенту — наличие установленного в браузере плагина или программы для просмотра PDF.

Подводя итог этому перечню, можно сказать, что текст, чье копирование необходимо предотвратить, ни в коем случае и ни в каком виде не стоит выкладывать в интернет вообще. А еще лучше — уничтожить для надежности вместе с носителем. Тем не менее, приближая требования к реальности, можно переформулировать постановку задачи.

Вместо того, чтобы пытаться предотвратить копирование, нужно сделать так, чтобы во всех копиях присутствовала обязательная ссылка на первоисточник. Такая ссылка, во-первых, сохранит авторское право, а во-вторых, повысит индекс цитирования в поисковиках сайта оригинала, подняв его до первого (или одного из первых) мест в результатах поиска.

Добиться этого зачастую не так уж и сложно, т.к. все копипастеры обычно «работают» по одинаковой предсказуемой схеме: содержательная честь страницы, т. е. основной массив текста, копируется ими без изменений, а заголовок обычно заменяется на собственные «вариации на тему». Плюс к тому может быть добавлено небольшое введение (больше одного-двух предложений среднестатистическая особь добавить не осиливает), но последний факт существенного значения не несет.

Так вот, для того чтобы вместе с контентом была унесена ссылка на «родной» сайт, бывает недостаточно просто добавить ее в конце страницы. С большой долей вероятности, такую ссылку не скопируют, особенно если она оформлена как отдельный элемент, а не составная часть информационного блока. Гораздо эффективнее тем или иным образом упомянуть первоисточник внутри самого текста, если это возможно. В общем случае, удобнее всего это делать во введении или заключении. Кроме того полезно не только ставить гиперссылку, но и непосредственно указывать URL, т.к. ссылки при копировании часто теряются, если HTML выносится из браузера как plain text. При этом, по эстетическим соображениям, желательно, чтобы ссылка была короткой и читаемой. Например, http://paradigm.ru/posts/184.

Конечно же, данный метод тоже не безгрешен. Из-за его применения происходит увеличение объема текста за счет, возможно, не очень нужной информации. Поэтому применять его следует осмысленно. И, конечно же, не забывая о качестве самого материала.

PS: Поводом к написанию данного поста стало ~240 копий (возможно, их уже больше) одной из моих предыдущих заметок, которые нашел Яндекс. Будет забавно, если и эту статью кто-нибудь скопипастит.
Теги:
Хабы:
+15
Комментарии83

Публикации

Изменить настройки темы

Истории

Ближайшие события

Weekend Offer в AliExpress
Дата20 – 21 апреля
Время10:00 – 20:00
Место
Онлайн
Конференция «Я.Железо»
Дата18 мая
Время14:00 – 23:59
Место
МоскваОнлайн