Как стать автором
Обновить

Поколение Z: легко увлечь, непросто озадачить

Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 32K
Одиннадцатиклассник столичной физмат-школы разработал автономную транспортную систему, управляемую со спутника. Школьник из Нариманова создал эффективную систему энергоснабжения города. Десятиклассница из Москвы построила мощную аквапонную систему, способную выращивать не только водных обитателей, но и наземные растения. Все это – проекты финального этапа Олимпиады НТИ, а их авторы – представители нового поколения, поколения Z.

Знакомьтесь – поколение Z, первое полностью цифровое и технологичное. Мир ускорился: технологии стали обычным делом, а умения, которые родители Зетов приобретали годами, уже «внедрены в прошивку». Это творческое поколение, которое стремится улучшить мир вокруг себя. Теория неинтересна: Зеты нацелены на результат и хотят решать настоящие, «взрослые» задачи. На Олимпиаде НТИ – как раз такие: технические, на базе реальных инженерных проектов. Нам стало интересно, как изменится окружающий мир: поэтому мы познакомились с участниками и разобрали их проекты.
Одна из особенностей Поколения Z — сосредоточенность на внутреннем содержании личности, глубокое погружение в обучение и познание мира. На фоне более старших сэлфи-поколений их фото в соцсетях выглядят непривычно. Но им действительно не важно транслировать миру, как они выглядят и где находятся. И в их соцсетях нет признаков самолюбования и многочисленных я-фотографий. Поэтому мы выбрали для наших героев такие образы.
Валерий Белавенцев

Участвовал в Олимпиаде, чтобы примерить роль инженера и найти друзей
Профиль
Автономные транспортные системы

Город

Москва

Место обучения
НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ)'21, 11 класс

«Коммуникации будут все больше заменять реальное общение: изменится Skype и другие мессенджеры. Интернет сильнее будет проникать в жизнь. Рубежом станет тот момент, когда государство начнет использовать его и для замещения большинства оффлайновых процедур: например, появится возможность голосования на выборах через интернет, прямые линии и т.д.»
Даниил Кирсанов

Участвовал в Олимпиаде, так как она дает возможность самоопределения и общения с гиперумными людьми
Профиль
Интеллектуальные энергетические системы

Город

Астрахань

Место обучения
Гимназия №1, 11 класс

«Если представить развитие интернета в спокойной обстановке — то есть как сейчас — я думаю, через 20 лет из квартир полностью уйдут телевизоры. А если они останутся, у них будет прямое подключение к интернету. Придут проекторы, которые будут давать очень высокое качество изображения. Не полностью, но частично изживут себя персональные компьютеры. Появятся локализованные точки доступа в интернет, например, в библиотеках. Разовьется виртуальная реальность — и технологии, и устройства. А в повседневной жизни нам будут помогать VR-очки»
Анастасия Афанасьева

Участвовала в Олимпиаде из интереса к теме. Будущее планирует связать с биоинженерными решениями
Профиль
Инженерные биологические системы

Город

Москва

Место обучения
школа 2090, 10 класс

«Я думаю, почти вся информация будет храниться во „всемирной паутине", и рукописи/печатные издания будут мало актуальны. В связи с развитием технологий (в том числе и так называемой „умной техники") кроме русского в нашей стране, да и во всем мире, каждый человек сможет „разговаривать" на языке программирования. Апогея достигнет процесс персонификации — интеллектуальные системы научатся ещё более точно „адаптироваться" к пользователю»
Олимпиада НТИ
Олимпиада Национальной Технической Инициативы для школьников 9-11 классов проходит в три этапа. На первом, отборочном участники решают задачи по математике, физике, биологии, информатике или химии. Затем лучшие из них объединяются в команды, которым предстоит решить близкие к реальности задачи, где используются знания нескольких дисциплин. Победители попадают в финал, где сначала несколько дней решают теоретические задачи повышенной сложности, а затем в условиях лаборатории разрабатывают инженерное решение и испытывают его на тестовом стенде.
Разработанная силами сразу трех политехов, Московского, Питерского и Томского, а также десятка университетов, программа Олимпиады НТИ выглядит одной из оптимальных — с точки зрения развития и старта школьников. Здесь необходим достаточно высокий уровень знаний, но отсутствует «интеллектуальная элитарность». В Олимпиаде на равных участвуют и ученики престижных столичных школ, и самоучки.
Команда появилась случайно: двое ребят из моей школы, я, ещё двух ребят нашли в группе НТИ.
Валерий Белавенцев
участник Олимпиады
Здесь есть возможность выбрать профессию, узкую специальность и на практике попробовать себя в роли биотехнолога или энергетика. Победа дает 100 баллов за профильные экзамены ЕГЭ и возможность поступить в лучшие университеты страны. Участие в Олимпиаде НТИ бесплатно, зарегистрироваться и принять участие могут школьники из самых отдаленных мест России и не из самых обеспеченных семей.
Каждый из этих «плюсов» — вполне обычная практика школьных олимпиад. Но именно Олимпиада НТИ взяла это лучшее, отчего выглядит... идеально сбалансированной, что ли.
На Олимпиаде представлены задачи в 17 профилях: интеллектуальные, робототехнические, космические, энергетические, транспортные и другие системы, машинное обучение, нанотехнологии, умный дом, ядерные технологии, VR и AR, финансы, новые сенсоры и материалы. В каждом от участников требуется сконструировать и запрограммировать законченный технический продукт, решить реальную практическую промышленную задачу. И задачи эти ставят реальные промышленные компании, нацеленные на результат.
В качестве примера мы приводим задачи и решения героев нашего материала:
Задача 1
Осуществить транспортную перевозку по суше, морю и воздуху, ориентируясь на показания датчиков и сигналы элементов инфраструктуры транспортной системы, а также настроить спутник для передачи радиосигнала и реализовать его позиционирование в пространстве.
Разработка водного транспорта «МАРИнет» на базе Arduino. Код решения писался на C++
Задача 2
Наладить электроснабжение города таким образом, чтобы получить максимальный КПД. Нужно предусмотреть резервное питание и т.п.
Модель города. Снабжается электричеством посредством двух солнечных и трех дизельных электростанций. КПД системы: 83,3%
Задача 3
Проектирование, создание, балансирование аквапонной установки. Оценка основных параметров системы и поддержание ее в оптимальном состоянии.
Аквапонная система. Состоит из бассейнов для рыбы и ракообразных, гидропонного блока, фильтров и емкостей, насоса и блока бактерицидной обработки

Олимпиада выделяется из пула классических и по факту готовит школьников к работе в реальных условиях IT-рынка. К примеру, задачи на программирование второго и третьего туров напрямую связаны с актуальными задачами из сферы транспорта. Задача ориентации коптера по ArUco-маркерам — живая, «с рынка» — правда, в миниатюре, со своими ограничениями. Проводят экспертизу задач Олимпиады участники отраслевого рынка НТИ AeroNet.
Для решения олимпиадных задач требуются разные знания – для одних просто была нужна логика, просто представить себе процесс, описываемый задачей. А некоторые задачи были чересчур сложные. Приходилось решать их долго и коллективно.
Даниил Кирсанов
участник Олимпиады
В прошлом году ребятам пришлось создать беспилотный наземный, водный и летающий транспорт, управляемый со спутника, вырастить фотонную нанопленку из кристаллов, собрать аквапонную систему, оптимизировать потери беспроводной связи, освоить принципы работы ядерного реактора, создать макет умного дома, обрабатывать данные на основе машинного обучения, разработать эффективную систему энергоснабжения города. Это далеко не все: на сайте Олимпиады выложены задачники по каждому направлению.
Все это — сложные и интересные задачи для нетривиальных умов нового поколения. Уже в школьном возрасте эти «дети», объединившись, могут реализовать прототипы сложных устройств и конкурировать со взрослыми. Почему?
Поколение цифровой эпохи
Поколение Z — первое по-настоящему цифровое. Нынешние взрослые начинали жить в аналоговом мире и лишь потом переходили на цифру: многие помнят городские телефоны, пищащие модемы, работу с факсом, бумажные письма. Современная молодежь родилась в цифровую эпоху: кассетный плеер у них вызывает недоумение, интернет в их понимании должен быть быстрым и доступным повсюду, друзья — в соцсетях, а в кармане обязательно смартфон. Они всегда на связи и легко завязывают общение с незнакомыми людьми, хотя и кажутся интровертами. Это поколение твиттера и ютьюба, любящее конкретику, факты, визуальные образы.
Поколение Z кардинально отличается от предыдущих — буквально во всем. Эти люди жаждут постоянного развития и движения вперед, они не приемлют скучной или монотонной работы и за каждое задание должны получать «ачивку»: чтобы видеть, что работа приносит кому-то пользу.
В отличие от эгоцентричного и циничного поколения Y, современная молодежь отлично работает в команде: фокусируясь на результате, не заморачиваясь на субординацию. Обязанности распределяются проще, никто не борется за власть — и за счет этого деятельность поколения Z на голову эффективнее других.
Да, мы разделяли сферы ответственности в команде, потому что каждый участник имеет свои сильные стороны, и задачи можно было решать параллельно, что значительно облегчило и ускорило работу.
Анастасия Афанасьева
участник Олимпиады
В этом есть и своя слабость: если не занять их интересным и сложным делом или поставить совершенно невнятное ТЗ, скорее всего, молодой человек откажется от задачи или сделает ее спустя рукава. Для них главное — здесь и сейчас, а не долгосрочные планы.
С другими двумя людьми в команде я был не знаком. Но коммуницировали мы свободно, никто никого не стеснялся, все высказывали свои идеи. У нас не было разобщенности, не было споров, фатальных для работы команды. Были противоречия, но они помогали работе.
Даниил Кирсанов
участник Олимпиады
Современная информационная эпоха содержит немало шума: новостного, рекламного, технологичного. Поколение Z умеет не просто фильтровать информацию, но и правильно ее потреблять: быстро анализировать большие потоки информации и одновременно решать несколько задач. Благодаря соцсетям они всегда в курсе трендов и стремятся быть на одной волне со всем столь быстро изменяющимся миром.
Разделение было, но оно являлось таким... ситуационным что ли — кто хотел, тот и вызывался. Команда появилась случайно: двое ребят из моей школы, я, ещё двое ребят нашли в группе НТИ.
Валерий Белавенцев
участник Олимпиады
Представьте себе человека со встроенным Adblock'ом. Это он. Представитель нового поколения. Он просто не видит баннеров, рекламных ссылок и слоганов. Но очень нацелен на визуальное потребление информации: быстро «переварить», осознать и при необходимости воспользоваться. И основной источник информации для Z'ов — YouTube, поисковики и социальные сети. Вместо статьи по выбору обуви или советов администраторов торговых залов они предпочтут просмотр гайда от любимого видеоблогера. И видеоблогеры, фактически, формируют их вкусовые и потребительские предпочтения.
Свой день не могу представить без Дневник.ру — это моя точка входа в интернет № 1, поскольку там все домашние задания и т.п. Но самая интересная для меня платформа — YouTube. Там все — от новых программ Дудя до Познера.
Даниил Кирсанов
участник Олимпиады
Впрочем, это же касается и полезной информации: поколение Z ценит подробные и простые инструкции, а что может быть проще обычного обучающего видеоролика?
Сеть для них — все. Основной источник информации и вдохновения. Поэтому так важно постоянно быть на связи. 90% представителей поколения Z не представляют свою жизнь без интернета и в случае его отсутствия испытывают физический дискомфорт. Более того, без интернета могут начаться психические расстройства. Это же касается и гаджетов — ведь где-то нужно сидеть в сети.
Необычно, что несмотря на сетевую активность, поколение Z очень осторожно относится к распространению личной информации. Приватность и безопасность для них на первом месте, поэтому они предпочитают контент, который оставляет лишь небольшой цифровой отпечаток или не оставляет его вообще. Отсюда и растут ноги у популярности Stories в соцсетях: с одной стороны, хочется поделиться чем-то свежим с друзьями, с другой — нет желания, чтобы это использовали посторонние.
«Зеты» не стремятся к публичности: личных фотографий у них куда меньше, чем у «игреков», а селфи замазываются масками. У них множество фотографий, где они погружены в работу, занимаются спортом или общественной деятельностью, но увидеть их лицо на фото получается редко.
Они хотят быть признанными и ценными — отсюда желание делиться моментами своей жизни с обществом, получая порцию «лайков, шеров, ретвитов». Кроме этого, подросткам нравится, когда их хвалят в школе или они получают - пусть и незначительные - призы за участие в мероприятиях, а под фотографиями мелькает счетчик «лайков».
Поколение Z очень хочет быть нужным обществу — это основной стимул двигаться дальше. Каждое выражение одобрения деятельности делает их немного счастливее, а отсутствие похвалы может стать причиной депрессии и демотивации. Однако за счет огромного количества разнообразных видов «одобрений» они не считают это чем-то выдающимся, а воспринимают как данность для своих действий.
Кажется, что подростки зависимы от технологий — но все не совсем так. Они уже рождаются в высокотехнологичной эпохе. Гаджеты, интернет — для них это «в крови». И врожденные способности работать с технологиями дают им возможность не просто конкурировать с прошлыми поколениями, но и активно развивать IT-сферу. Мы уверены, они еще покажут себя во всей красе — стоит только взглянуть на уже вполне взрослые достижения на Олимпиаде НТИ.
Теги:
Хабы:
+27
Комментарии 52
Комментарии Комментарии 52