Как стать автором
Обновить
0

ИИ вместо HR: хайп или новые возможности рекрутинга?

Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 8.9K
image

Все чаще в Интернете появляются новости о том, что искусственный интеллект нашел сотрудников для банка или магазина. При этом технические подробности подобных проектов почти не освещаются.

Robohunter решил это исправить и поговорил с разработчиками роботов-рекрутеров, а также компаниями-клиентами. И, кажется, в результате мы все-таки нашли ответ на вопрос: это действительно новый эффективный инструмент рекрутинга или просто хайповая тема?

Пожалуй, самый известный на российском рынке сервис для автоматизации рекрутинга предоставляет компания Stafory. Ее робот Вера делает выборку подходящих требованиям кандидатов на пяти рекрутинговых сайтах, включая HeadHunter и Superjob, а затем обзванивает людей. В числе клиентов компании – «М.Видео», X5 Retail Group (куда в том числе входит сеть магазинов «Пятерочка»), «Альфа-Банк» и «Эконика».



Веру в первую очередь используют для первичного отбора заинтересованных кандидатов: робот звонит людям, чье резюме попало в выборку, рассказывает им о вакансии и выясняет, интересно ли кандидату продолжить общение. Человеку достаточно дать ответ «да» или «нет», хотя Вера распознает не только эти слова, но и более сложные реакции, например, «готов», «согласен», «интересно», «ага» и «угу». Робот может совершать тысячу звонков одновременно.

Как нам пояснил Александр Ураксин, сооснователь и коммерческий директор Stafory, программа может работать по нескольким сценариям. В одном из них беседа робота с кандидатом заканчивается коммуникацией с рекрутером, т. е. в этом же звонке вас могут переключить на HR-специалиста. В другом, где идет проработка базы, кандидату обещают перезвонить. Ответ работодателя, как правило, поступает в этот же день: соответствующую информацию заказчик получает моментально, дальнейшее зависит от отлаженности работы рекрутингового отдела компании.

В основе работы сервиса – технологии машинного обучения, распознавания и синтеза речи. «Мы используем ряд уже обученных сетей, – говорит Александр Ураксин, – Google Cloud Speech, Yandex SpeechKit, технологии Amazon и Microsoft. Мы их комбинируем в определенном порядке для максимальной производительности».

У программы есть два мужских голоса и три женских. Кроме этого, заказчик может настраивать эмоциональную окраску и скорость речи.

Помимо обычных звонков, Вера может проводить видеоинтервью с кандидатом. Александр поясняет: «Кандидат видит трехмерный образ робота – она задает кандидату вопросы, заранее определенные заказчиком. На выходе заказчик получает видео с ответами кандидата. Но не во всех случаях видеоинтервью действительно необходимо: это оправданно, когда нужно оценить коммуникативные навыки кандидата – например, при подборе торговых представителей или консультантов банковских отделений».

Сейчас компания совершенствует технологию распознания естественной речи. Цель этого – сделать Веру умнее, чтобы она могла поддерживать диалог и отвечать на вопросы кандидатов. Как отмечает Александр, этот небольшой эволюционный шаг технически сложен, но сейчас работы уже приблизились к завершению.



В отличие от Stafory, сервис компании Skillaz делает ставку на видеоинтервью с кандидатом. Среди ее клиентов – банк «Открытие», сеть магазинов «Азбука вкуса» и «ВымпелКом».

На наши вопросы в компании отвечать отказались – но вот что можно узнать из открытых источников. Поиск резюме может проходить обычным способом, с участием человека, или можно поручить это искусственному интеллекту. Система просматривает резюме на Avito, HeadHunter и Superjob, профили в соцсетях, а затем присылает кандидатам уникальную ссылку на прохождение видеоинтервью. Его система проводит в автоматическом режиме, с включением вопросов, выбранных работодателем. Полученную запись Skillaz отправляет HR-специалисту, предварительно поставив ей высокую или низкую оценку. По каким именно критериям ведется оценка, неясно.

В интервью Inc. руководитель Skillaz Андрей Крылов рассказывал: «В первую очередь наш сервис закрывает массовые вакансии – например, продавцов. Но есть и проекты по точечному подбору. У нас был кейс, когда рекрутер говорил, что вакансия штучная (позицию мы не можем раскрыть по договору с клиентом) и на всю страну есть только семь кандидатов. Но наша система за неделю только в Москве нашла 50 заинтересованных человек, которые просто были вне поля зрения кадровых агентств».

Кроме оценивания, система может самостоятельно проводить первичный отбор: «Наша платформа сама оценивает кандидата. Она автоматически предлагает ему пройти тестовое задание, оценивает его по ряду критериев, а затем приглашает (или не приглашает) на собеседование с рекрутером».

Эффективные решения для поиска кандидата предлагают также чат-боты. В самом простом варианте они присылают кандидатам серию вопросов для выяснения заинтересованности в вакансии, а потом просят оставить свои контакты, чтобы им мог позвонить HR-специалист компании.

Один из первых Telegram-ботов для подбора персонала был создан порталом Superjob специально для компании «Связной». За час работы он смог провести 2000 интервью, а 600 соискателей оставили свои контакты. Еще один подобный Telegram-бот – Skillange.



Большее количество функций предлагает XORBOT. В России и СНГ эксклюзивным партнером XOR Inc. стал HeadHunter, а услугами чат-бота на постоянной основе пользуется X5 Retail Group.

На основе этой технологии HeadHunter запустил семейство работодательских чат-ботов HH Robot. Например, чат-бот «Лидогенерация» позволяет привлекать новых кандидатов из разных источников и проводить их первичный отбор благодаря системе скоринга. А брендированный чат-бот «Кнопка найма» рассказывает о работе в конкретной компании, условиях и перспективах, а также подбирает вакансии.

Как нам пояснили в пресс-службе HeadHunter, чат-боты семейства HH Robot работают с кандидатами в Viber, Telegram, Facebook, Slack или окне браузера. Возможно добавление других каналов по запросу клиента.

«Одна из схем работы следующая: потенциальный кандидат видит информацию о работе где-то в Интернете, социальных сетях или работном сайте. Кликает и попадает на чат-бота. Реклама размещается на сайтах по поиску работы, в соцсетях, а также в рассылках по почте и Viber.

Другой сценарий: когда целевой для потенциального работодателя соискатель получает письмо с предложением о работе и для ускорения процесса отбора ему предлагается предварительный отбор пройти с чат-ботом».


Для поиска кандидата чат-бот позволяет применять фильтры c указанием гражданства, города проживания, опыта работы, стажа, опыта управления командой и пр.: «Когда кандидат общается с ботом, его ответы сверяются с заданными работодателем фильтрами. При полном соответствии по всем вопросам кандидату присваивается “скор” в 100 баллов. Клиент может работать только с теми кандидатами, кто ему на 100% подходит – это существенно экономит время для проектов массового найма».

Как отмечают в HeadHunter, «чат-бот умеет вести переписку, задавать аудио- и видеовопросы, а также принимать ответы как письменно, так и в аудио- или видеоформате. Можно настроить смешанный сценарий. Наши клиенты уже применяют чат-ботов для проведения видеоинтервью».

А теперь самое время посмотреть на ситуацию с другой стороны: спросить компании, насколько они довольны услугами этих сервисов и чат-ботов, удалось ли достичь запланированных результатов, а также узнать о дальнейших планах по автоматизации рекрутинга.

Пресс-служба «М.Видео»:

«М.Видео» постоянно тестирует новые технологии и стартап-разработки для повышения операционной эффективности. Новые решения целесообразно тестировать на сложных и объемных задачах, таких как массовый подбор персонала. Именно под такой проект мы привлекли робота-рекрутера Веру. В начале 2017 года «М.Видео» запустила абсолютно новый для рынка формат потребительского кредитования – вместо сотрудников банков, которые работают только со своими продуктами, наши кредитные эксперты работают с предложениями всех банков-партнеров. Этот проект потребовал закрыть более 1000 вакансий кредитных специалистов в короткие сроки и с широкой географией.

Робот Вера в течение нескольких месяцев отбирала резюме на основе ключевых слов, географии, возраста, опыта и желаемой позиции соискателя. Затем она обзванивала подходящих кандидатов, рассказывала про позицию и получала отклики. HR-специалисты подключались на этапе приглашения на собеседование и, что самое важное, работали уже с «теплыми» контактами. Вера показала высокую скорость обработки резюме и прозвона кандидатов, а также высокий уровень конверсии в сравнении с аналогичными сервисами, что существенно сэкономило время и ресурсы.

Мы остались довольны результатами пилотного проекта и планируем привлекать робота Веру и в рамках стандартных процедур подбора.

Пресс-служба «Азбуки Вкуса»:

Мы сотрудничали со Skillaz под конкретную задачу в привлечении редких специалистов. Воронка кандидатов с достаточно релевантным опытом была обеспечена. Интерес представляет, если есть необходимость видеть, как выглядит и как общается кандидат.

Пресс-служба X5 Retail Group:

«Пятёрочка» развивается очень быстро и сразу во многих регионах, поэтому ежемесячно необходимо принимать на работу до 15 тыс. новых сотрудников, которые будут работать в новых магазинах. Большая часть из них – продавцы-кассиры. Роботизированный поиск кандидатов и первоначальные «холодные» звонки будущим продавцам-кассирам – работа роботов «Пятёрочки». 

В партнерстве с IBS компания запустила проект по цифровизации HR, одна из частей которого – автоматизация рутинной работы HR-отдела. Так, в апреле 2017 года «Пятёрочка» решила протестировать технологии по роботизированному поиску работников. Началось тестирование робота Вера, умеющего звонить людям и распознавать речь, а также чат-бота XOR, который связывается с кандидатами в нерабочее время. Например, если человек звонит в HR-отдел в нерабочее время, а сотрудник ему не может ответить, после звонка с ним связывается через мессенджер или по смс чат-бот и предлагает работу. Текстовый бот также может назначить кандидату встречу с сотрудником HR. 

В августе пилот [с Верой – прим. ред.] успешно завершился. Вера обзвонила около 30 тыс. человек, из них на подбор вакансий согласились без малого 2 тыс. кандидатов (6,7%). В итоге Вера трудоустроила 55 человек (≈0,2%). Чат-бот за 4 месяца поговорил с более чем 31,5 тыс. кандидатов, из них подобрали вакансии более 3,1 тыс. человек (10%).

Что касается дальнейших перспектив, то робот Вера будет использоваться в особенно сложных регионах: например, в приморских городах летом, когда нет достаточного количества соискателей. Чат-бот XOR внедрен и продолжает работать как сервисная функция для соискателей. 
Что в итоге? HR-специалисты могут выдохнуть: в ближайшие годы роботы точно не заберут их работу. Тем не менее, новые сервисы с элементами искусственного интеллекта уже сейчас могут избавить рекрутеров от рутинной работы и в короткие сроки найти множество подходящих кандидатов на вакансию. Что тоже совсем неплохо.
Теги:
Хабы:
+9
Комментарии 4
Комментарии Комментарии 4

Публикации

Информация

Сайт
www.smileexpo.ru
Дата регистрации
Численность
Неизвестно
Местоположение
Россия

Истории