До GoPro: эволюция экшн-камер

    Сегодня GoPro — это синоним экшн-камеры. При этом аналоги есть у Nikon, Canon, Sony, Xiaomi, Polaroid. А началось всё десятки лет назад с одиночных технических решений под конкретные цели. Давайте рассмотрим те времена, когда вы не могли купить себе камеру для парашютного спорта или мотоцикла в ближайшем сетевом магазине техники. Под катом: о «Формуле-1», полётах на Луну и прямой трансляции из шлемов игроков в американский футбол с 1960-х по 2000-е годы.



    Задолго до появления первой коммерчески доступной экшн-камеры были попытки использовать фотокамеры для съёмок спорта. Например, в 1911 году, когда бейсболист Герман Шефер снимал матч между командами Вашингтона и Нью-Йорка. Именно спорт стал катализатором для экшн-камер.

    image

    С 1961 по 1963 годы в США транслировали приключенческий сериал о парашютистах Ripcord. Роль одного из операторов в нём выполнял опытнейший на тот момент скайдайвер Боб Синклер (Bob Sinclair). Целью было максимальное вовлечение зрителей в происходящее на экране, нужно было получить эмоциональный отклик. Для этого была нужна такая съёмка, при которой человек у телевизора почувствовал бы себя одним из команды парашютистов.

    Поскольку снимать с рук в воздухе неудобно, Синклер использовал следующее решение: он закрепил камеру на шлеме. Голова во время прыжка с парашютом — самая стабильная часть человеческого тела. На видео — фрагмент из серии 1963 года, в котором явно видна съёмка от лица парашютиста, а не только с земли или самолёта.



    Закреплённая камера на шлеме Боба Синклера, «бога скайдайвинга», как его называли коллеги по цеху.

    image
    Фото: Mark Platt

    image
    Фото: parachutistonline.com

    Сегодня камера на игроке в американский футбол — обычное дело. А впервые футбольный шлем с камерой использовали, видимо, в 1965 году. На фото ниже — HelmetCam на голове квотербека Джеки Ли (Jacky Lee) во время тренировки команды Broncos. По внешнему виду это практически заводское решение производства аэрокосмической и оборонной корпорации General Dynamics. Чем-то оно напоминает первые мобильные телефоны и ручной пылесос.

    Про этот шлем на долгие годы забыли, пока фотографии не всплыли в 2015 году.

    image
    Фото: Broncos

    Другими спортсменами, которым пригодилась камера на шлеме, были гонщики Формулы-1. Для съёмок фильмов о них в те времена использовались системы, которые можно охарактеризовать как «оператор на капоте, закреплённый с помощью палок и верёвок».

    image
    Фото: kottke.org

    Трёхкратный чемпион мира Джеки Стюарт, бывший пилотом 9 сезонов с 1965 по 1973 годы, в 1966 году работал над камерой на шлеме, позволяющей снимать от первого лица. Первая фотография Стюарта с камерой Nikon датируется 1966 годом — этот кадр сделан на Monaco Grand Prix. Но, к сожалению, в реальных гонках он её не использовал, фото сделано в момент подготовки или пробного заезда.

    image
    Фото: kottke.org

    На этой фотографии — ещё более сложное решение на голове Стюарта: камера с системой из нескольких объективов у правого уха и батарея у левого, уравновешивающие друг друга. С таким шлемом в реальных гонках точно участвовать невозможно — слишком опасно как для оператора, так и для окружающих.

    image
    Фото: kottke.org

    После решений, которые были выше, привязанная к голове актера Стива Маккуина с помощью клейкой ленты камера выглядит катастрофой. Так снимали кадры от первого лица в фильме 1971 года Ле Ман, где Маккуин играл сражающегося за золото в 24-часовых гонках действующего чемпиона из команды Gulf Porsche.

    Над фильмом работали во время Ле-Ман 1970 года. Ле-Ман — это старейшая из существующих сегодня автомобильных гонок, её проводят с 1923 года на трассе Сарта, которая состоит из специально построенных отрезков и дорог общего назначения. Заезд длится 24 часа, при этом автомобиль должен проработать целые сутки, а пилоты меняются каждые несколько часов. Ле-Ман задумывался как гонки, способные выявлять не самые быстрые, а самые надёжные автомобили.

    Стив Маккуин, который был любителем и автомобилей, и мотоциклов, загорелся желанием снять фильм об этих гонках на выносливость настолько, что организовал собственную кинокомпанию — Solar Productions. Этот момент важен для понимания следующего случая его работы в качестве и героя, и оператора с камерой на голове.

    image


    Трейлер фильма Le Mans

    В конце 1960 годов Брюс Браун, голосом которого в мультсериале «Губка Боб» в оригинале говорит рассказчик, вместе с женой в Японии арендовали скутер Honda и почувствовали тот дух свободы, о котором говорят байкеры. По возвращению в Калифорнию Браун купил подержанный мотоцикл Triumph Cub, а затем начал участвовал в заездах и «подсадил» на байки своих друзей-сёрферов.

    «Помню, как я смотрел гонки на дёрте Ascot Park. Я общался с несколькими гонщиками и был поражён тем, насколько это хорошие парни. Не так много людей тогда катались на мотоциклах. Я подумал, было бы здорово снять фильм об этом виде спорта и о людях, в него вовлечённых», — рассказывал Браун.

    Проблема была в финансировании. За несколько лет до этого, в 1966 году, Браун снял фильм "Бесконечное лето" о сёрфинге. Но этот факт не помог привлечь инвесторов. Тогда он поговорил с Маккуином, рассказал о концепции фильма «Каждое воскресенье». Актёру идея понравилась. И только тогда Браун сказал, что хочет, чтобы Маккуин профинансировал съёмки: «Он рассмеялся: „Я снимаюсь в фильмах“, а не финансирую их». Тогда я в шутку ответил: «Хорошо, тогда ты не сможешь сниматься в этом фильме». На следующий день Маккуин позвонил мне и сказал, чтобы я приступал к работе".

    Во время съёмок камеры были на шлемах у нескольких байкеров. Это один из первых «массовых» случаев использования метода в фильмах. В видео ниже с отметки 5:27 можно увидеть кадры от первого лица, которые вошли в «Каждое воскресенье».


    Полный фильм On any sunday


    Трейлер фильма On Any Sunday

    image
    Фото: brucebrownfilms.com

    image
    Фото: brucebrownfilms.com

    Первая фотография Земли из космоса была сделана 24 октября 1946 года с камеры, установленной на немецкой баллистической ракете «Фау-2», запущенной американцами. Заряженная 35-миллиметровой плёнкой кинокамера каждые полторы секунды делала по одному кадру. До того момента максимальная высота, с которой снимали поверхность Земли, составляла 22 километра — это было фото с аэростата Explorer II, сделанное в 1935 году. Теперь же в руки учёных попали кадры с высоты до 105 километров. Американцы до 1950 года сделали более 1000 снимков Земли, запуская «Фау-2» до 160 километров.

    image
    Первая фотография Земли из космоса сделана на киноплёнку 24 октября 1946 года с баллистической ракеты «Фау-2»


    Видео с камеры на «Фау-2»

    18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытое космическое пространство. Это был Алексей Леонов, который отправился на корабле «Восход-2» вместе с Павлом Беляевым.

    О тренировках на самолёте Ту-104, позволяющем добиться микрогравитации, в 1980-е годы он писал: «Дальше я должен был научиться правильно отходить от шлюза. После отхода я фотографировал корабль нагрудным фотоаппаратом. Много раз мы поднимались в воздух, пока я не добился плавного отхода от корабля и подхода к нему».

    На скафандре Алексея Леонова был закреплён миниатюрный фотоаппарат «Аякс». Предполагалось, что космонавт будет делать фотографии с помощью затвора, приводимого в действие тросиком. Перчатки скафандра раздуло, и сделать он этого не смог. Но он смог воспользоваться кинокамерой, а также процесс был снят с двумя телекамерами, установленными на корабле. Результаты съёмок сохранился.


    Иллюстрация: Выхожу в космос


    Хроника с цветной кинокамеры, установленной на «Восход-2»


    Трейлер фильма «Время первых»

    Фотоаппарат «Аякс» — продукт работы специалистов из КГБ, предназначенный для ведения секретной фотосъёмки. Над подобными устройствами спецслужбы России работали с 1940-х годов, а в 1945 году для этого появилось самостоятельное подразделение для конструирования и производства специальной фототехники, выросшее до размеров специализированной лаборатории в составе Оперативно-технического управления КГБ СССР. Фотоаппараты серии «Аякс» могли делать фотографии через пуговицы пальто или женские броши, а в действие приводились с помощью замаскированного тросика..


    Фотоаппарат «Аякс-8» c объективами А-1 (слева) и А-4. Источник


    Спрятанная в ремне и под пуговицей пальто камера. Фото: Keith Melton Spy Museum.


    Аякс-12, который после “холодной войны” появился в продаже как “Зенит” МФ-1. Фото: rus.camera.ru

    Первой камерой на Луне стала Hasselblad. В 1969 году Hasselblad 500EL с электроприводом, специально модернизированная для НАСА, была установлена на скафандр Нила Армстронга во время миссии "Аполлон-11". Сложность состояла в том, что наведение камеры осуществлялось движением всего тела космонавта. Ту самую камеру, которая была на Луне, Армстронг припрятал в кладовке, и его жена после смерти астронавта её нашла и передала в музей.

    Причиной выбора Hasselblad стала возможность оперативной смены не только объектива и видоискателей, но и типа фотоматериала: в камерах использовались кассеты магазинного типа. НАСА использовали Hasselblad 500C с 1962 года, в том числе в программах «Меркурий» и «Джемини». Из камеры, которую отправили на Луну, убрали зеркало и видоискатель, поставили специальный объектив Zeiss Biogon 5,6/60 и оснастили стеклянным экраном. Механизм работал в вакууме, так что герметичный бокс не понадобился.

    Для Луны также были разработаны специальные кассеты, способные сделать 200 чёрно-белых или 160 цветных снимков.

    image
    Фото: НАСА

    image
    Фото: НАСА

    На этой фотографии — астронавт Алан Бин, участник экспедиции «Аполлон-12» в 1969 году. На скафандре закреплена камера Hasselblad.

    image
    Фото: НАСА

    image
    Фото: НАСА

    image
    Hasselblad 500 EL Data

    На Землю камеры, как правило, не возвращались, потому что были лишним грузом. Поэтому побывавшая на Луне камера продавалась в 2014 году за 910 000 долларов.

    image

    Следующим этапом развития экшн-камер стала Canon Ci-10. «Иногда будущее фотографии появляется в самых странных местах. Например, в Нью-Йоркском Колизее на Международной конференции по безопасности среди замков, охранных сигнализаций и систем наблюдения — в виде крошечной видеокамеры. Это Canon Ci-10, камера размером не больше пачки сигарет», — писал New York Times в 1985 году. 283-граммовая камера привлекала внимание тем, что могла поместиться в карман жилета следователя, чтобы без ведома подозреваемого делать записи. Вместо плёнки в камере использовалась магнитная лента.

    В 1986 году Ci-10 с радиопередачей сигнала использовали впервые для прямой трансляции в телеэфир со шлема оператора Дирка Гарсии (Dirk Garcia) на канал ABC.

    image

    image

    Ещё одним из пионеров в области экшн-камер был Марк Шульце. В 1987 году Шульце он снял "The Great Mountain Biking Video" — видео с инструкцией по маунтинбайку для любителей. И, как и другие разработчики подобных решений, он свою идею не запатентовал: «Мы хотели делать лучшие видео на тему маунтинбайка всех времён. Этим мы и занимались. Мы оставили всякие инженерные штуки людям вроде парней из GoPro, создавших эти миниатюрные камеры, которые можно установить на шлем, на капот автомобиля, на доску для сёрфинга или лодку».

    Шульце установил VHS-камеру на шлем, видеомагнитофон положил в рюкзак и соединил их RCA-кабелем.



    image

    Экшн-камеры могут носить не только люди. В 1986 году биолог Грег Маршалл создал Crittercam: камеру, которая была предназначена для съёмки быстрых движений и действий. Камера позволила снимать животных в естественной среде обитания, без влияния людей на их поведение. Смотрите видео с 3 минуты.



    В 1991 году шлем за 200 тыс. долларов использовали для съёмки американского футбола от лица игрока. Камера цилиндрической формы крепилась у правого уха спортсмена на шлеме VSR-3 производства Riddel. Антенна крепилась на шлем сверху. Батарея и передатчик инсталлировались в каркас (элемент экипировки: накладные плечи). Такую камеру стали использовать для трансляции игры в прямом эфире.

    Дорогая новинка для съёмки от первого лица и трансляция полученного в прямом эфире — на тот момент уникальный случай, который должен был погружать зрителя в игру. Сегодня GoPro на игроке — обычное дело.

    image
    Фото: worldleagueofamericanfootball.com

    В 2002 году Николас Вудман (Nicholas Woodman) основал компанию GoPro. Во время путешествия по Австралии и Индонезии с доской для сёрфинга Вудман задумал разработать и начать продавать ремни для крепления к телу для камеры, чтобы спортсмены вроде него могли запечатлеть самые интересные моменты. Его мама одолжила ему 35 000 долларов и швейную машину, отец — ещё 20 000 долларов. И первой камерой GoPro был 35-миллиметровый плёночный аппарат с крепежом на запястье.

    image
    Ник Вудман с первой GoPro

    6 ноября 2015 года UP Aerospace Inc. запустила шестиметровую ракету SL-10 на высоту в 120 километров с закреплённой на корпусе GoPro. Космос снимали ещё в 1946 году с «Фау-2» и уникальной кинокамерой, а семьдесят лет спустя на рынке появилось общедоступное коммерческое решение.



    Экшн-камеры не только вышли из разряда уникальных решений, но и подешевели до массовой доступности. Их себе позволить могут даже подростки-зацеперы. К примеру, недавно Xiaomi представила экстремальную камеру за 64 доллара с крепежом для кота, обвалив акции GoPro на 4,9%.

    Сегодня мы имеем целый рынок, за долю на котором с GoPro борются iON, Sony, Canon, Nikon, Polaroid и Xiaomi. Существующие технологии позволяют сделать оператора из дрона, который на автопилоте следует за хозяином по заснеженному склону. А драйвером развития экшн-камер исходя из истории послужили два фактора: необходимость таких камер для исследовательских целей, в том числе для работы в космосе, и желание снимать игровые и экстремальные виды спорта.
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 26
    • +3
      Леонова лучше видеть в цветной хронике. Камера в 0:09, 0:33.
      Rare color footage of first spacewalk, Alexey Leonov, March 18, 1965

      • 0
        Спасибо, добавил в статью.
        • +2
          В качестве флейма — видео выглядит убыстренным. В оригинале камера С-97 снимала 21 кадр/с.
      • +1
        Статья хорошая, спасибо.
        Кто-нибудь может дать совет по покупке экшн-камеры? Хочется что-нибудь относительно универсальное. И стабилизатор к ней, с возможностью крепления на грудь.
        Брал себе хвалёную Panasonic HX-A500 — деньги на ветер. Картинка в лучшем случае на уровне копеечной Xiaomi Yi (разве что та в 4К не снимает), тряска на велосипеде просто дичайшая, обруч при ношении шлема и очков натирает левое ухо. Я не знаю, сколько денег занёс панасоник обзорщикам, но хуже камеру представить сложно.
        • +1
          Стоит посмотреть от Sony камеры www.youtube.com/watch?v=TR9auKFudyI
          • 0
            У Sony меня смущает форм-фактор, совместимость со сторонними стабилизаторами и креплениями должна быть весьма невысокой. Скажем, на грудь закрепить её будет проблематично.
            Хотя HDR-AS300 выглядит уж больно интересным вариантом. Если найду к ней подходящий стаб, то, может, её и возьму.
            • +2
              У Sony весь бизнес на том, что к устройству только их аксессуары и очень дорогие. А на нарушителей патентов они натравляют особо злых юристов :)

              К слову с HDR-AS300 идет пульт Live-View Remote (RM-LVR3). Один пользователь разбил его на второй день и купить другой не смог — «You can't buy it seperately unfortunately».
              • 0
                Я присматривался к комплектации без пульта, пульт мне не особо нужен.
                Буду, в общем, думать, брать её или GoPro.
                • 0
                  Выглядит HDR-AS300 с креплением на грудь AKA-CMH1 необычно. Мне бы не понравилось.
          • +1
            Со стабилизатором делает только Sony. Я смотрел видео с них — у двух знакомых мотоциклистов есть. Пожалел, что купил в свое время GoPro — даже на шлеме вибрации очень заметны, а у Sony при любом виде съемки ровная картинка. Все-таки с оптической стабилизацией ничто не сравнится.
            • 0
              У Сони цифровая стабилизация.
              • +1
                Зависит от модели, есть с оптически стабом, есть с цифровым.
              • 0
                Я имел в виду внешний стабилизатор типа Karma Grip и иже с ними.
                На шлем ставить не хочу, у меня шлем и так тяжёлый (с фонарём встроенным), шея болит. Мне кажется, на груди на велосипеде фиксировать лучше всего.
              • +1
                у меня ACRobin, по цене значительно дешевле. Крепления для головы не идет в комплекте, но можно гоу прошную взять. Стабилизация есть.
                • 0
                  А вот это интересно, форм-фактор совпадает — значит, должна и совместимость по аксессуарам быть.
                  • +1
                    боксы не подходят, на сколько я знаю, а крепления пробовал — все ок
                  • 0
                    А по качеству съёмки как? В условиях плохой освещённости?
                    • 0
                      Если честно, ночью снимал только фото на выдержке. В сумерках — таймлапсы. Если конкретно видео интересует, можно без проблем найти
                  • +1
                    GitUp Git2, имхо отличный вариант
                    • +1
                      У Sony неплохая стабилизация (особенно оптическая в последних камерах), а также встроенный GPS и удобный пульт ДУ с экраном, но совершенно неюзабельный формфактор: липкое крепление на боку шлема слишком большое и тяжелое, крепление на ремень очков еще больше и без шлема совершенно неюзабельное, крепление на вентилируемый шлем тоже довольно крупное (но надежное), крепление на руль велосипеда избыточно гибкое (из-за этого большое и создающее дополнительные вибрации).
                      IMHO, если бы выбирал сейчас — выбирал бы между GoPro 6 (качество картинки, GPS, новые алгоритмы электронной стабилизации, огромная куча аксессуаров), Garmin Virb 30 (электронная стабилизация, GPS, совместимость с кучей датчиков) и GoPro Session 5 (компактный формфактор, более простая электронная стабилизация, но нет GPS)
                      • 0
                        Ну, GPS как таковой мне не особо нужен (у меня он и так в часах, велокомпе и телефоне), а вот качество картинки и стабилизация важны. Возможно, просто куплю GP6 и к ней ручной стаб.
                        • 0

                          GPS — согласен, не самая нужная фича, но довольно удобная в плане оверлеев на видео.
                          Ручной стаб — только для ручной съемки (их, конечно, можно прикрепить на руль велосипеда, но это настолько громоздкое решение...)

                      • 0
                        мне нравится Sony HDR-AS300
                      • 0
                        А где в статье камеры специально разработанные для HardCore?


                        Отличаются от традиционных камер креплением:

                        а именно, при традиционном креплении камеры на макушке в кадр практически не попадают руки, что снижает эффект присутствия и участия, а для HardCore камеры закрепили так, чтобы в кадр хорошо попадали руки (и ноги).
                        • 0
                          специально разработанные
                          Это ведь обычная Hero 3? И камера на съёмку работала одна. Да и GoPro это, хотя в заголовке статьи указано, что речь про «гоупрошную» эпоху. В отдельной статье.
                        • +1
                          Тема первых цифровых экшн-камер, конкурировавших с GoPro Hero 1 и 2 тоже интересна. Там была конкуренция, мало кто из производителей того времени дожил до наших дней и наоборот, нынешние крупные игроки этого сегмента рынка в то время даже не думали об экшн-камерах. В 2012 году писал статейку на эту тему, но достаточно поверхностную.

                          Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.