Flightradar24 — как это работает?

    Наверное каждый, кто хоть раз встречал или провожал родственников или друзей на самолет, пользовался бесплатным сервисом Flightradar24. Это весьма удобный способ отслеживания положения самолета в реальном времени.



    Как показал опрос знакомых, очень мало кто знает, что этот сервис поддерживается лишь энтузиастами, отправляющими на сервер данные. Еще меньше знают, что присоединиться к проекту может любой желающий.

    Восполним этот пробел. О том, как это работает продолжим под катом.

    Железо


    Самый первый вопрос — откуда берутся данные.

    Каждый гражданский борт оснащен специальным передатчиком, так называемым ADS-B transponder:


    (фото с сайта Garmin)

    Это устройство посылает на частоте 1090МГц специальные посылки, содержащие основные параметры полета, тип воздушного судна, его координаты, пункт назначения и пр.

    Сигнал на спектре выглядит примерно так:



    И что для нас самое важное, декодировать эти данные несложно, достаточно RTL-SDR приемника, ценой порядка 8$, подключенного к компьютеру. Собственно, идея уже наверно ясна — если собрать данные с множества приемников, то получим картинку, примерно такую:



    Но и это еще не все. Часть самолетов передают пакеты данных, но в них отсутствуют GPS-координаты. Если принимать данные одновременно со множества приемников, координаты которых известны, то, анализируя задержки на разных приемниках, можно узнать местоположение воздушного судна. Такая технология называется multilateration (MLAT), подробнее о ней можно прочитать на сайте.

    И, наконец, последний вопрос — как принимаются данные. Ответ прост, разместить у себя приемник может любой желающий, цена вопроса составляет от 0 до 50$. Для примера, так выглядит карта приемников сервиса Flightaware:



    Как можно видеть, покрытие российской части оставляет желать лучшего, так что у некоторых вполне есть шанс быть первым.

    Для приема данных необходимы:

    — Raspberry Pi2/3 с подключенным интернетом (цена от 20$)
    — RTL-SDR-донгл (цена от 10$)
    — хотя бы простейшая антенна их 2х кусков провода длиной 6.8см каждый (1/4 диполь на 1090МГц)

    Также желательно место с более-менее открытым обзором хотя бы части неба, т.к. сигналы гигагерцевой частоты поглощаются препятствиями вроде домов или деревьев.

    У меня и Raspberry Pi, и RTL-SDR уже были, так что ничего покупать не пришлось. Но попробовать бесплатно получить готовый приемник может любой — и Flightradar и Flightaware рассылают комплекты бесплатно пользователям из тех районов, где покрытие на данный момент недостаточно. Отправить запрос можно по ссылке (Flightradar или Flightaware), разумеется, пробовать целесообразно тем, кто живет в достаточно отдаленной местности.

    Я использовал комплект из RTL-SDR V3, который вместе с антенной и мини-штативом стоил 27$ с бесплатной доставкой из Китая:



    Кстати, как второй бонус, всем, отправляющим данные на сервер, и Flightradar24 и Flightaware предоставляют неограниченный доступ к premium-аккаунту и всем функциям сервера (отдельно такой доступ стоит порядка 50$/месяц). Так что если кто-то интересуется авиацией и хочет иметь расширенный доступ к такому аккаунту, установка RTLSDR-приемника является вполне дешевой альтернативой.

    Тестирование


    Установка предельно проста, на Raspberry Pi достаточно подключить приемник и запустить одну команду:

    sudo bash -c "$(wget -O - http://repo.feed.flightradar24.com/install_fr24_rpi.sh)"

    Скрипт запросит необходимые данные (координаты и тип приемника, адрес электронной почты), далее софт будет работать автоматически, внимание со стороны пользователя больше не требуется. Параллельно можно активировать премиум-аккаунт (для FR24 по ссылке https://www.flightradar24.com/premium/signup?account=free) и сразу пользоваться всеми его возможностями (треки полетов и пр).

    Можно зайти на страницу IP-адреса Raspberry Pi и увидеть текущий статус:


    Гораздо больше информации можно увидеть на странице аккаунта Flightradar24:



    Я живу на 6-м этаже относительно недалеко от аэропорта, так что количество наблюдаемых самолетов за день составило больше 1000, даже на простую антенну на подоконнике. Интересно, что даже с такой антенной максимальная дальность до принятого борта составила 215 миль. Разные варианты антенн можно найти на ebay, набрав в поиске ads-b antenna.

    Альтернатива


    Бонус для тех, у кого хватило терпения дочитать до сюда. У некоторых читаталей может возникнуть вопрос: можно ли обойтись без сторонних сервисов типа Flightradar? Разумеется можно, запустить декодер на Raspberry Pi можно и напрямую. Скачать исходники можно по адресу github.com/antirez/dump1090.

    Достаточно на Raspberry Pi набрать 3 команды:

    git clone https://github.com/antirez/dump1090.git
    cd dump1090/
    make

    Затем декодер можно запустить командой:

    ./dump1090 --interactive --net

    Декодер начинает работу, и мы видим «сырые данные» — список видимых «бортов»:



    Теперь можно зайти браузером на Raspberry Pi и полюбоваться собственным, локальным Flightradar, картинка может выглядеть примерно так:



    Зачем это может быть надо? Во-первых, просто из интереса, во-вторых, Flightradar24, к сожалению, фильтрует часть данных и показывает не все самолеты (например, могут не показываться военные, правительственные, или бизнес-джеты). Запустив собственный локальный сервис, мы видим все «как есть», безо всякой цензуры. Зато, конечно, объем данных ограничен нашим локальным местоположением и качеством антенны, также не будет доступна технология MLAT. Dump1090 доступен в исходниках, так что желающие могут даже создать свою версию Flightradar, c блекджеком и прочими bells and whistles.

    Выводы


    Как можно видеть, все не так сложно, при этом вполне интересно и недорого. Для понимания порядка цен: еще 10 лет назад приемник Airnav RadarBox стоил порядка 1000$, сейчас RTL-SDR, который делает то же самое, можно взять за 10$.

    В моем случае приемник был запущен только для тестирования, практического смысла держать его постоянно включенным нет, плотность покрытия европейской части уже и так достигает 100%. Для жителей российской глубинки, наоборот, это может быть вполне интересным — появляется возможность как сделать полезное дело для авиапутешественников всего мира, расширив зону покрытия, так и получить доступ к Premium-аккаунту вышеупомянутых сайтов.

    Всем удачных экспериментов.
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 171
    • +1
      Отличная альтернатива показыванию звезд в горах.
      • +1
        В парке пару раз пригождалось, на смартфоне посмотреть, что за самолет в небе пролетает.
        • +2
          Еще больший фурор (на девушек) производит, когда едешь в точку, расположенную под глиссадой и вместе фотографируете/разглядываете самолеты, параллельно наблюдая за ним и за тем, куда они летят с планшета с FlighRadar24) вообще проверенная и надежная тема для свидания с романтичными девушками)))
          • +8
            Вы таки понимаете, проблема не в звёздах и самолётах)))
            • +2
              Согласен, хорошая идея :)

              Еще по отзывам (лично не пробовал), интересно вспышки Иридиумов наблюдать.
              • +2
                На любителя, я бы сказал. Ждёшь её ждёшь, а потом рраз и всё. Хотя «процесс» можно весьма недурственно обставить с глинтвейном на спиртовочке и тёплым пледом
                • +2
                  Успейте попробовать.

                  Скоро вспышки Иридиумов станут прекрасной сказкой о былых временах: SpaceX активно забрасывает на орбиту следующую модификацию спутников — Iridium Next, у которых уже нет таких прекрасных антенн, которые гоняли бы по Земле солнечные зайчики. К середине-концу 2018 года вспышки скорее всего прекратятся.

                  Снято в мае 2013: files.melda.ru/hidden/P1040321%20nr%20res%2012.jpg
            • +1
              Не поможет — они все используют гугл-карты, чтобы показывать позиции самолетов. А гугл-карты не работают оффлайн.

              disclaimer:
              Я пилю очень похожее приложение (+ получение снимков с погодных спутников) и подумываю прикрутить leafletjs для работы оффлайн.
              • +2
                Могу ошибаться, но еще в 2012 году гугл мапс позволял выбирать участок карты и сохранял его для использования оффлайн.
                • 0
                  Года два назад при попытке сохранить карту в оффлайн гугл говорил что для России эта опция не доступна. Сейчас эта опция работает нормально.
                  • +1

                    Сохранять можно в их приложении. Но все dump1090 показывают карту в браузере. А там некуда сохранять

                    • +1
                      Более того, неделю назад мне карты заявили, что карты рядом с домом скачаны и будут работать в офлайне, не тратя трафик. Т.е. Теперь они сами качают автоматом часто используемые области.
                • +5
                  Кстати github.com/antirez/dump1090 заброшен давно, вместо него многие перешли на активно поддерживаемый форк github.com/mutability/dump1090
                • 0
                  А чего-то бизнес-джеты не показываются? Вип-персоны приплачивают сервису за невидимость?
                  • 0
                    Я как-то случайно на борт Абрамовича (так и было указано, что-то типа Abramovich flight) из Москвы в Лондон наткнулся. Так что, наверное, не все бизнес-джеты фильтруются.
                    • +1
                      это нормально, но непонятно откуда исключения могут быть для бизнеса?
                      • +3
                        Думаю что если ты можешь оплатить премиум на ближайшие 500 лет, то тебе не только борт скроют, но и нарисуют в любой другой точке на выбор.
                      • 0
                        Может фильтруются по размеру? Мелкие фальконы и прочие могут и не учитываться, а вот 737й боинг Абрамовича уже надо
                      • +2
                        Наверное, отключена передача координат на ADS-B
                        • +4
                          Насколько я понимаю, владелец любого борта может написать в FR24 с просьбой исключить его самолет из результатов поиска.

                          www.flightradar24.com/business/aircraft-unblocking
                          • +5
                            Да, но есть открытые сервисы, которые не скрывают ничего, например ADSBexchange.com.
                            antonovich.me/2017/1/5/diy-radar
                            • +1
                              У FlightAware такие аппараты можно увидеть, если сам вещаешь, и тогда есть доступ к информации, которая недоступна «гостям».
                              Вот например посмотрите что видно вам ru.flightaware.com/live/flight/RSD047
                              И что видно мне c бесплатным Корпоративным аккаунтом (USD 89.95/месяц) —
                              image
                              Собирается минимальная станция из OrangePi, RTL-SDR и карты памяти. Выйдет около 30$.Её можно настроить на вещание сразу на несколько сервисов и получить там аккауты с доступом к таким данным.
                              • 0
                                Не понял как так получается, что у нас для одного рейса разные треки, хотя я смотрел без регистрации. Когда платишь деньги, то трек перерисовывают что ли? Плюс не видно истории, но предлагают авторизоваться чтобы увидеть.
                                • +1
                                  Без регистрации вам показывает последний «открытый» трек (за сентябрь) и с тех пор самолет считается что не летал, тем кто собирает данные (на скриншоте) виден реальный последний трек
                                  • +1
                                    Рейс один — дата и тип работы ответчика показываются разные гостю и владельцу определенного типа аккаунта. Например не будут показывать MLAT гостям. В MLAT летают военные или частные борта, например бизнес-джеты российских олигархов — информация которая интересна и может неплохо продаваться.
                                  • 0
                                    На FA и подобных коммерческих сервисах не все самолеты доступны для отслеживания даже тем, кто участвует в сети отслеживания. Попробуйте поискать данные о самолете с регномером M-VQBI.
                                    • +1
                                      Извините, что там происходило?
                                      image
                                      • –1
                                        Погода хреновая, не давали разрешения на посадку в Адлере?
                                          • 0
                                            Верно, 2я ссылка из поисковика объясняет зачем самолет крутился там:
                                            Борт RSD047 это ретранслятор и самолёт для проверки и настройки радиотехнических систем аэропорта.
                                            • +1
                                              Посмотрите треки RA-02800 — лаборатория для настройки оборудования аэропортов. Очень примечательные треки рисует.
                                          • –2
                                            Круги нарезает у ВПП для того, чтобы сжечь «лишнее» топливо.
                                            Топливо это масса, а масса это увеличенный пробег — ВПП может не хватить.
                                            • 0
                                              Топливо сжигают те самолеты, у которых нет системы сброса топлива.
                                              Топливо это действительно масса, но дело не в пробеге.
                                              У самолетов есть понятие «Максимальная Масса Посадки».
                                              Если масса самолета больше ММП, то в лучшем случае можно отделаться заменой стоек шасси, а в худшем самолет размажет по ВПП.
                                              Хороший ролик на эту тему от действующего пилота гулится по фразе:
                                              Why do PILOTS DUMP FUEL??? Explained by CAPTAIN JOE
                                              • 0
                                                у которых нет системы сброса топлива.

                                                Сколько старых бортов в воздухе?
                                                У самолетов есть понятие «Максимальная Масса Посадки».

                                                Ее и имел ввиду.
                                                • +1
                                                  Система сброса топлива есть преимущественно на больших типах (747, Ил-96), плюс к тому сброс считается неэкологичной и потому нежелательной процедурой.
                                                  На 737 сброса, насколько я знаю, не было ни на одном поколении с 1970-х до современных Neo.
                                                  • +2
                                                    Сколько старых бортов в воздухе?

                                                    Boeing 737 (на секундочку самый популярный пассажирский самолёт в мире)
                                                    и Airbus A320 (второй по популярности самолёт) не имеют системы сброса топлива. Эти самолёты производятся с 70-80х годов и на них всё ещё имеются заказы. Так что отвечая на ваш вопрос – подавляющее большинство.
                                        • +2
                                          >>Но и это еще не все. Часть самолетов передают пакеты данных, но в них отсутствуют GPS-координаты. Если принимать данные одновременно со множества приемников, координаты которых известны, то анализируя задержки на разных приемниках, можно узнать местоположение воздушного судна.

                                          И это используется на обычных SDR/RPi — шных нодах, или для этого нужно уже другое оборудование? Если на самых обычных, то как они синхронизируются? А если на необычных, то как там?
                                          • 0
                                            FlightRadar в своих коробочках для этого использует GPS. Измеряться точное время прихода сигнала.
                                            Можно ли реально это использовать на Raspberry Pi с обычным GPS, не уверен. Погрешность, скорее всего, будет великовата.
                                            • +1

                                              В https://www.reddit.com/r/RTLSDR/comments/4bwrdj/flightaware_pro_stick_revolutionary_usb_adsb_and/ сообщают о возможности MLAT на обычных RTL: "FlightAware already does MLAT with RTL-SDR dongles via ADS-B syncing."
                                              На странице http://flightaware.com/adsb/mlat/ уточняют, что используется результат от 4 приемников "… using time difference of arrival (TDOA) when an aircraft is detected across four or more receivers/ground stations… MLAT-enabled feeder will use approximately 50 Kbps of upstream bandwidth". Входа GPS (1PPS) не видно: http://flightaware.com/adsb/piaware/about


                                              В http://forum.adsbradar.ru/f37/kontseptsiya-mlat-na-priemnikah-rtl-sdr-dongles-rtl2832u-2021/ предположили, что часть синхронизации можно выполнять за счет приема сообщений с координатами от других самолетов


                                              ADS-B Exchange предлагает свой MLAT https://www.adsbexchange.com/mlat-beta/, участники должны точно знать свои координаты и высоту. Используют https://github.com/mutability/mlat-server — он действительно синхронизирует часы по df17 от других самолетов: "It uses ADS-B aircraft that are transmitting DF17 extended squitter position messages as reference beacons and uses the relative arrival times of those messages to model the clock characteristics of each receiver. Then it does multilateration of aircraft that are transmitting only Mode S using the same receivers."
                                              Клиент mlat — https://github.com/mutability/mlat-client — "Supported receivers: Anything that produces Beast-format output with a 12MHz clock: dump1090_mr, dump1090-mutability, FlightAware's dump1090; modesdeco (probably?); an actual Mode-S Beast; airspy_adsb in Beast output mode; SBS receivers; Radarcape in 12MHz mode; Radarcape in GPS mode"

                                              • +1
                                                FlightAware сначало выпустило версию приемника с GPS, а вскоре от них отказалось и использует программный способ. И работает это на любом pi/OrangePi. Смысл метода что в качестве часов используется тактовый генератор миниПК, а периодическая синхронизация происходит по пакетам от самолетов. Т.е. пакеты от некого самолета, видимого нескольким приемникам, являются маяками времени, которым привязываются пакеты. Важно знать точные координаты станции, для этого пользователь выставляет в интерфейсе местоположение станции.
                                              • 0

                                                А теперь представьте, какая у буржуев шикарная сеть приёмников для обнаружения бескоординатных самолётов)

                                                • +1
                                                  ФСБ пока не запрещает, хотя проблема может решиться сама — эти станции соединяются с сервером поднимая VPN (т.е. в теории лучше такое устройство держать в гостевой сети, а то мало ли чего :) ).

                                                  Ничего не мешает попытаться организовать свою. Кроме известного www.adsbhub.org есть отечественные любительские, например:
                                                  vrs-russia.net:65000/VirtualRadar/desktop.html
                                                  planeradar.ru/VirtualRadar/desktop.html
                                                  chekhonin72.sytes.net/VirtualRadar
                                                  • 0
                                                    Разве VPN у них используется не только для целей «сервисного обслуживания»? Мне почему то запомнилось, что данные они отсылают на api своего сайта, просто по https.
                                                    • 0

                                                      На форуме FA попадалось за 2015 год тема про VPN и не работающее удаленное управление станцией со страницы — перезагрузка и выключение.

                                                  • 0
                                                    А интересно, треки самолётов за 11 сентября в таких сервисах сохранились? Или там отключили эту передачу?
                                                    • +3
                                                      Тогда сервисов типа Flightradar еще не было, а самый дешевый приемник на гигагерцевый диапазон стоил более килобакса.
                                                      • +1
                                                        2005 — Flightaware
                                                        2006 — Flightradar24
                                                        и интернет по модему :)
                                                • +1
                                                  Кто принимает данные с самолетов над Атлантикой и Тихим океаном? Либо экстраполяция по коридорам, либо у flightradar контракт со спутниковой компанией?
                                                • +6
                                                  А кто бы написал краткий обзор — какие вообще есть сервисы аналогичные fr24 и их отличия/преимущества?
                                                  • +3
                                                    Спасибо автору за популяризацию радарспоттинга!!!
                                                    Я использую вот такую «ground plane» антенну, установленную на крыше частного дома
                                                    image
                                                    совместно с RTL-SDR и стареньким нетбуком (T-UMGG2).
                                                    Рекорд дальности у такой моей немудреной снасти — 188 морских миль:
                                                    image
                                                    • +1
                                                      Попробуйте сделать коллинеарную антенну из десятка элементов
                                                      • 0
                                                        Коллинеар, конечно, антенна авторитетная! :-) Н я даже с подбором угла наклона лапок этой забавной растопырки не стал заморачиваться. Так что на гнутие :-) коллинеара я пойтить не могу.
                                                        • +1
                                                          • 0
                                                            Спасибо, материал по ссылке интересный во всех смыслах! Немец все сделал по науке, он даже малошумящий усилитель приделал. Но он пишет от засеченных 130 бортах в день, и это в Германии. У меня в окрестностях UMGG сравнимое число (а то и больше) с «растопыркой» получалось, а это не Deutschland, а БССР.
                                                            P.S.
                                                            P.S. Швейцарский ножик у немца похож на мой, приобретенный недавно в компьютерном магазине :-), но с одним отличием — у меня вместо штопора крестовая отвертка. Много думал :-), что же лучше.
                                                            • 0
                                                              Нет, он пишет о 130 бортах одновременно. А в сутки 2123 рейсов у первой попавшейся станции в этом месте —
                                                              ru.flightaware.com/adsb/stats/user/Deudi#stats-37258
                                                              • 0
                                                                Ясно, я неправильно понял фразу «On an average day I can see around 130 airplanes with my system».
                                                                • 0
                                                                  Да фраза немного сбивает, но я сразу подумал что это неродной язык для немца и он немного некорректно написал. Всё объясняет скриншот, показывающий наблюдаемые в данный момент самолетты, где над списком самолетов написано — Tracking 131 aircraft
                                                                  www.sleppek.de/do-it-yourself/ads-b/ADS-B_13_VirtualRadar.jpg
                                                                • 0
                                                                  У указанной Вами станции максимальная дальность 400 км — 216 nm. Мои 188 nm с «граунд плэйн» IMHO неплохо выглядят, тем более там вблизи Франкфурт-на-Майне.
                                                        • –2
                                                          Viva la SpotterBY?)
                                                        • 0
                                                          А сколько данных принимает\отправляет девайс? Можно ли поставить на LTE модеме в глуши?
                                                          • +1
                                                            Пишут что:

                                                            Normal ADS-B data upload is about 200-800 MB per month depending on coverage and traffic in your area. MLAT adds more data on top of that. Probably up to 5-6 times more in high volume MLAT areas.
                                                            • +1
                                                              Если MLAT, то идет много в оживленном месте. Примерная средняя загрузка канала около 64кб/с. Простой ADS-b меньше.
                                                              Вот реальная станция с мобильной связью T-ULSS7 — Ленинградская область (между Кировском и Волховым)
                                                              В ходе работы ADSB радара обнаружилось повышенное потребление мобильного трафика. Запись лога за месяц показала, что всего «в сеть» было отправлено 3.5Гб трафика. Фактически на имеющемся тарифном плане было 8Гб трафика, который был исчерпан примерно к 25-му числу месяца. Исследование tcpdump'ом показало, что оператором учитывается трафик на IP-заголовки. Связка dump1090 + modesmixer2 работала таким образом, что каждое принятое «с неба» сообщение (обычно размером 16-24 байта) направлялось каждое в своем IP-пакете. Заголовки пакетов создавали трафик даже бОльший, чем сам поток данный с dump1090. Я написал простенькую программу, которая заменяет modemixer на сетапе и «пакетирует» данные примерно по 600-630 байт. Таким образом, достигнута экономия мобильного трафика примерно на треть.

                                                            • +1
                                                              А Raspberry Pi тоже присылают или нет? И как обстоят дела с законом? Не придет ли гебня по поводу «слежения» за данными и закроют?
                                                              • +1
                                                                Да, присылают полный комплект для приема.

                                                                ADSB это открытый протокол, который принимает данные, по сути, гражданских транспондеров, так что ничего реально секретного на нем не увидеть.
                                                                • –1
                                                                  Еще один глупый вопрос — а если не будешь постоянно собирать данные и отсылать им, то потребуют оплату?
                                                                  • +1
                                                                    Если не будешь использовать их приемник — будт писать на почту, с требованием вернуть ИХ приемник.
                                                                    Юридически — данный набор является их собственностью (читаем пользовательское соглашение), а не Вашей, хоть оно стоит у Вас и работает.
                                                                  • 0
                                                                    У военных частоты другие (какие)? Интересны подробности.
                                                                    • +1
                                                                      Смотря какой страны военные и какой аппарат. Вот например американский беспилотник замечательно отображается Flightaware
                                                                      pixs.ru/showimage/SHpionjpg_9047015_28127312.jpg

                                                                      У советского стандарта ответчика — 740 Мгц
                                                                      • 0
                                                                        А разве нет общего стандарта для мирного времени? Ведь постоянно в новостях рябит от жалоб МИД различных стран, что иностранный (обойдёмся без конкретики) боевой самолёт летел с выключенным транспондером.
                                                                        • +1
                                                                          Речь как раз о ADS-B Mode S — Automatic dependent surveillance-broadcast habrahabr.ru/post/156477
                                                                          image
                                                                          Оборудование гражданское, стоит денег и не является обязательным для военной техники, особенно выпущенной лет 30 назад. На территории РФ оно точно не очень надо, например даже гражданские вертолеты и небольшие самолеты чаще всего на таких сервисах как Flightradar не отображаются т.к. нет такого ответчика.
                                                                          • +1
                                                                            Надо мной «шальной» частный Робинсон летал с транспондером. Из военных с ADS-B транспондерами люфтваффе вполне себе летает (сам засекал), у них позывные со времен войны так и не изменились, с «крестиком» посередине.
                                                                            • 0
                                                                              люфтваффе — это не ИЛ-76.
                                                                              Часто вижу бизнес-джеты Bombardier без координат — только в MLAT их видно.
                                                                              • 0
                                                                                Координаты, конечно, в этом случае только в MLAT, и то приближенно.
                                                                                Я снимаю данные с 30003 порта fr24 и вижу наличие тех бортов, которые FR24 может и скрывать на своем сайте.
                                                                                Вот, кстати, немцы:
                                                                                3F7DC1 98+46 A319 GAF880 6315 475.0 36975 97.5 53.24634 32.09224 2017/07/12 11:56:11.4294967188 2017/07/12 12:03:02.061


                                                                                3F4E27 14+02 GL5T 6213 453.0 41000 80.9


                                                                                А вот гражданский 76-й:

                                                                                152C96 RA-76950 IL76 VDA9102 Volga-Dnepr Airlines Russia 6236 364.0 34025 260.2 52.87234 30.32730 2017/07/06 05:50:37.657 2017/07/06 06:03:44.4294967250


                                                                                Военные ИЛ-76 разве не в системе «УВД» работают (на 740 МГц)?
                                                                                • 0
                                                                                  Пишут, что в УВД уже очень мало видно.
                                                                                  у нас эти самолеты включают по большей части адсб -когда к нам летят, а летают они на Восточный постоянно.Есть конечно небольшая часть с ответчиками только увд-м, но их все меньше и меньше.Просто система увд умирает быстрыми темпами -если ранее каждый день по несколько бортов пару лет назад видел в увд -сейчас бывает за неделю ни одного-а антенна направленная на аэропорт двойного базирования-Восточный
                                                                • 0
                                                                  А нет ли возможности подключить такой приёмник к настольному компу с виндой?
                                                                  • 0
                                                                    Приемник подключить можно, а вот Win-клиента для Flightradar скорее всего нет, только если dump1090 использовать. Но может я и ошибаюсь.
                                                                    • +2
                                                                      Есть клиент для винды, с оф сайта скачать можно.
                                                                      У меня в качестве антенны выступал кусок проволоки длинной ~ 1,2. В радиусе 40 км стабильно принимал данные.
                                                                      • +2
                                                                        feed.flightradar24.com
                                                                        Windows, Raspberry Pi 1, 2 & 3, Linux, OSX
                                                                        • 0
                                                                          Нет, с клиентом все в порядке (я сам использую нетбук под «семеркой» для этого).
                                                                          Вот скриншот клиента:
                                                                          image
                                                                        • 0
                                                                          How do I get a free PlanePlotter license?
                                                                          FlightAware will provide a COAA PlanePlotter license for anyone that feeds data to FlightAware from area in which we need coverage.

                                                                          Simply download and install the software, then submit a request to FlightAware for a free license key. Please include your PlanePlotter serial number in your request.

                                                                          flightaware.com/adsb/faq
                                                                          • 0
                                                                            Да, нужен USB-свисток DVB-TV, программа Zadig и всё. Все инструкции и ссылки для скачивания есть в форуме флайтрадара.
                                                                          • +2
                                                                            А есть ли аналогичный сервис для водных судов?
                                                                          • +1

                                                                            Прикольно, написал запрос на комплект, если пришлют поставлю на крышу.

                                                                            • +3
                                                                              Как можно видеть, покрытие российской части оставляет желать лучшего
                                                                              Так и населенность «оставляет желать лучшего»

                                                                              Я вам такую же карту приведу: Карта «падения» метеоритов.Она тоже очень сильно коррелирует с плотностью населения.
                                                                              image

                                                                              Есть еще карта подключенных к интернету устройств, она выглядит точно так же.
                                                                              И карта светового загрязнения и еще много подобных карт.
                                                                              • +1
                                                                                Так я и не спорю. Наоборот, в США новым приемником никого не удивишь, а во многих частях России есть шанс быть первым, что безусловно приятно.
                                                                                • +2

                                                                                  Судя по вашей карте, в России совсем не заселена европейская часть, средняя полоса и половина Азии аж до Байкала почти, а наибольшая плотность населения — в горах Тувы и далее на границе с Монголией ;). И в Индии совсем народу почти нет, кроме района Гималаев, ага. Я бы поостерёгся делать такие странные выводы.

                                                                                  • 0
                                                                                    Вы в курсе, как связана карта падения метеоритов с населением?
                                                                                    И насколько репрезентативной является выборка «метеоритами»?
                                                                                    • 0

                                                                                      Ну, вы, блин, даёте! Это же ваше утверждение, что карта падения как-то коррелирует с населением. Я вам как раз на примере показал, что в России и, особенно, в Индии не коррелирует ни как. И вы теперь на меня своих собак вешаете? Ай малацца!

                                                                                  • +1
                                                                                    Метеориты, кстати, должны чаще впиливаться в плоскости эклиптики и редко в полярные районы, насколько я понимаю.
                                                                                    • 0
                                                                                      Кажется как раз наоборот.
                                                                                      Для примера можно посмотреть на полюса Луны и Цереры. Там кратер на кратере.
                                                                                      Пытался найти объяснение этому пару недель назад, но беглый поиск так ничего и не дал.
                                                                                      • 0
                                                                                        А тут уже, видимо влияние земли… По крайней мере, в Kerbal Space Program самые затратные траектории — полярные. Очень дорого из плоскости эклиптики выходить. Разумные варианты торможения у меня получались через полюс только с гравитационным маневром вокруг спутника и последующими «нырками» в верхние слои атмосферы для постепенного гашения скорости.
                                                                                        Может спросим наших «космических» друзей? Zelenyikot lozga
                                                                                        • +2
                                                                                          У метеоритов есть зависимость падения от местного времени, потому что около линии рассветного терминатора находится «перед» планеты по вектору орбитального движения. А вот зависимости от широты не наблюдается
                                                                                          вот график
                                                                                          image

                                                                                          Почему нет заметно большего количества около экватора? Мне кажется, потому, что, несмотря на то, что метеориты, как и Земля, вращаются в плоскости эклиптики, эта плоскость не расположена строго в районе экватора Земли, а является примерной, и небольшое по космическим меркам отклонение дает случайную точку входа в атмосферу. Плюс, не забывайте, что у Земли есть наклон оси вращения к плоскости эклиптики, который дополнительно усредняет распределение широты точки падения.
                                                                                  • 0
                                                                                    Появилось желание поучаствовать, но возникает вопрос — чем обусловлено использование именно Raspberry Pi2/3? А первая версия не подходит?
                                                                                    • 0
                                                                                      Обусловлено тем, что можно купить, и производительность не лишней будет. При желании можно использовать Orange Pi за $10.
                                                                                      Попробуйте по инструкции сделать загрузочную microSD и должно запуститься flightaware.com/adsb/piaware/build
                                                                                      • 0
                                                                                        Да не. Я к тому, что у меня, например, в наличии уже есть лишняя Raspberry Pi1. Если покупать, то да, лучше что-то помощнее.
                                                                                        • +1
                                                                                          На первой RPi нормально работает, загрузка процессора на уровне 40%.
                                                                                          • 0
                                                                                            А у мене Малинки нет. На BeagleBone Black пойдёт?
                                                                                            • +1
                                                                                              Я не пробовал, но должно. В высылаемом FR24 комплекте внутри приемной станции стоит BB, насколько я в курсе.
                                                                                              • 0
                                                                                                Спасибо. Я уже заказал свисток :)
                                                                                          • +1
                                                                                            Кстати статья на хабре как раз про Pi1 habrahabr.ru/post/334360
                                                                                        • 0
                                                                                          Если не использовать MLAT (что требует бОльших вычислений), то может и RPi1 подойдет.
                                                                                          • 0
                                                                                            Заказал донгл RTL-SDR V3. Придёт — посмотрим. На крайний случай и Raspberry Pi2 в резерве найдётся.
                                                                                            • +1
                                                                                              Не всякий донгл подходит. www.rtl-sdr.com/about-rtl-sdr Необходим прием на частоте 1030МГц. Как видно из списка подходит только Rafael Micro R820T/2
                                                                                          • +1
                                                                                            dump1090 работает на RPi1 точно, есть ли готовые клиенты для сервисов — не в курсе.
                                                                                          • +1
                                                                                            У FlightAware есть собственный приемник ADS-B на базе RTL-SDR, называется FlightAware Pro Stick Plus.
                                                                                            В нем уже есть усилитель и фильтр, которые позволяют принять дальше и больше данных.
                                                                                            Если сравнивать RTL-SDR V3 и Pro Stick для приема ADS-B – лучше будет Pro Stick, причем разница ощутима(недавно сравнивал их).
                                                                                            • 0
                                                                                              Я правильно понимаю, что со своим собственным оборудованием можно отдавать данные сразу и флайтрадару и FlightAware? А если юзать их приборы, то, видимо, только «хозяину» прибора. В «их» приборы совсем нельзя влазить? Ну там посмотреть как устроено, добавить датчиков и сделать девайс еще и погодной станцией кроме прочего? Наверно это всё на профильных форумах есть, но раз уж зашла тут речь, то ка долго у них «амортизируется» этот прибор. Это в том смысле, что мало ли что с ним там на чердаке случится, на какой период получая бесплатный приёмник мы подписываемся на его обслуживание? Сколько они живут обычно? У кого какой опыт есть?
                                                                                              • 0
                                                                                                Там возможно доступ к RTL-ке блокируется при обработке данных библиотекой и две разных запустить не выйдет.
                                                                                                • 0
                                                                                                  «Фирменные» железки отдают данные только своей фирме. Но кроме этого, у них есть открытые порты, через которые можно забирать часть потока adsb и ретранслировать в другие источники по своему желанию.

                                                                                                  При сильном желании можно получить доступ к системе и накрутить поверх всего чего душе угодно. Но софт на железке периодически обновляется, попутно проверяют целостность файлов. В моём случае обнаружили «вторжение» на железках от FA и FR, одни без вопросов зашли по SSH на железку и «почистили» что смогли найти, закрыв доступ, другие сказали что прошивка повреждена, и требуется достать флешку и накатить на неё «чистый и легальный» образ системы. Писали раза три, но так как железка установлена в труднодоступном месте, то забил. Писать перестали, но и доступ тоже забрали.
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Кстати данные можно отдавать opensky-network.org. Для этого необходимо указывать порт вашего RaspberryPi на котором запущен стандартный dump1090. Я написал небольшую инструкцию(англ) как это сделать.

                                                                                                    FA и FR, конечно, печальны.
                                                                                                    • +1
                                                                                                      Посмотрел покрытие opensky-network.org. — сильно похоже что это те же данные что и www.adsbhub.org
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Конечно он у Вас может вдруг через год сломаться, молнии — они такие, и Вы сделаете новый самостоятельно чтобы продолжать вещать. Никто не догадается, что Вы там сделали, если поменяете MAC адрес, после того как установите на флешку, например, PiAware, и настроите комбайн с погодой, блекжеком и всем остальным.
                                                                                                  • +3

                                                                                                    RTL-SDR довольно унылая штука для приема ADSB сигналов в силу малой полосы пропускания (чуть больше двух МГц), да и антенну все-таки нужно покупать или делать нормальную, с полосовым фильтром. Сейчас занимаюсь разработкой приемника под это дело, в качестве основного конкурента выступает немецкий Mode S Beast — штука действительно крутая, причем так и не вышло понять, как этому немцу хватило такой "маленькой" ПЛИС. Но ничего, у меня ПЛИС побольше, а результаты получше :)

                                                                                                    • +1
                                                                                                      О, а расскажите подробнее, пожалуйста для тех интересующихся, кто не в теме и сомневается что готов втянуться полностью. Там что транслируется широкополосно что-то с самолётов или просто каждый самолёт на своей частоте? Как они друг другу не мешают?
                                                                                                      • +1

                                                                                                        Все самолёты вещают на частоте 1090 МГц, стандарт допускает отклонение до 1 МГц, если память не изменяет. Проблема в том, что частота закодированного сигнала 1 МГц, и вроде бы по теореме Котельникова нашей SDRки с полосой более 2 МГц должно хватать за глаза. Вот только живём мы в реальном мире, шума в эфире много, сигнал небольшой длительности и прочие печали. Повышение частоты дискретизации позволяет прикрутить всякую цифровую обработку сигналов. А самолёты не мешают друг другу по двум причинам:


                                                                                                        1. В режимах Mode A и Mode C (сквок-идентификатор и высота) самолёты отвечают на узконаправленный запрос радара.
                                                                                                        2. В режиме Mode S (самом вкусном со всей полезной инфой) передача ведётся в псевдослучайные моменты времени, т.е. они конечно иногда могут друг другу мешать, но это редкая ситуация и на нее просто забивают.
                                                                                                        • +2
                                                                                                          Кстати простота rtl-sdr-приемника с успехом компенсируется их дешевизной и количеством. Т.е. мы же не за DX-ми гонимся, нам нет нужды вытаскивать сигнал самолета из шумов за 1000км, когда там его и так примет другой парень с другим ресивером :) Поэтому в коммерческом плане делать дорогой ADSB-ресивер имхо нецелесообразно, не взлетит, разве что из любви к искусству.
                                                                                                          • +1

                                                                                                            А я и не говорил что моя разработка для коммерческого применения, поэтому не важно сколько стоит, а важно что хорошо работает. Тот же немецкий "зверь" стоит что-то около 200 евро, вполне человечные деньги.

                                                                                                          • 0
                                                                                                            А достоверность там как-то подтверждается в протоколе? Чисто за счет множественного подтверждения перекрывающимися приёмниками сверка идёт, или подпись цифровая в сигнале имеется?
                                                                                                            • +1

                                                                                                              В Mode S есть CRC, но там все довольно страшно и не во всех пакетах можно проверить CRC без дополнительной информации.

                                                                                                              • 0
                                                                                                                Да уж… наверно старый формат. Отчего бы им тупо не делать цифровую подпись к пакету? Или там пакеты прям сильно маленькие, что каждый байт экономили?
                                                                                                                • +1

                                                                                                                  Выглядит именно так, будто на старом формате внедряли костылями новые фичи. Пакеты по 56 и 112 бит — особо не разгуляешься.

                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    Интересно будет, когда кто-то додумается пролететься лёгким дроном над крупным городом транслируя при этом локационные пакеты от какого-нибудь эйрбаса, мирно сидящего на аэродроме неподалёку. То-то переполоху было бы! Кстати, если кто не понял, то так делать нельзя и я не призываю к такому идиотскому пранку. Помните притчу про мальчика, который баловался такого рода дезинформацией?
                                                                                                                    • –1
                                                                                                                      Это тот самый мальчик, который транслирует сигналы GPS из аэропорта Внуково в самом центре крупного города?
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        Ух ты… Я, вообще-то, приснопамятного пастушонка имел в виду с его историей про волков. Но ваша, видимо, поинтереснее будет. Что за мальчик такой и как можно подделать сигнал gps от целой стаи спутников для неконкретной цели?
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Ну много новостей было, вот одна из последнего, как остальные из-за этого костыли городят geektimes.ru/post/283396
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        А смысл лететь? В передаваемых пакетах должны меняться только координаты, сам передатчик может быть в любом месте. Правда, именно диспетчеров аэропорта это особо не убедит, как и дрон.
                                                                                                                        • +2
                                                                                                                          Переполох в том, что это хулиганство вносит шум в систему, которая не для развлечения гиков, а для безопасности придумана. Теперь времена изменились, и, благодаря доступности всей этой китайской электроники, а также ЛУТ, настала пора менять и усовершенствовать протоколы, которые раньше вполне устраивали.
                                                                                                                          Это как менять алгоритмы хеширования, когда общедоступные доступные вычислительные мощности подросли, как повышать битность ключей шифрования и т.д. Да это дорого и не просто, но когда-то всё равно это приходится делать, иначе мы бы до сих пор на паровозах ездили.
                                                                                                                        • +1

                                                                                                                          Радары никто еще не отменял, поэтому переполоха особого быть не должно.

                                                                                                            • +1
                                                                                                              RTL-SDR унылая штука в первую очередь из-за 8 бит :)
                                                                                                              А что у немца на входе в ПЛИС, та же rtl? И разве бывают сигналы ADSB шире чем 2МГц?

                                                                                                              PS: Давно жду когда массово появятся в продаже приемники с GPS-синхронизацией, это позволило бы делать интересные эксперименты по MLAT/TOA, многопользовательскому приему и пр. Если Вы делаете универсальный приемник, было бы интересно добавить такую возможность.
                                                                                                              • +1

                                                                                                                8 бит не так страшны, если антенна с узкополосным фильтром и усилителем. У немца стоит логарифмический датчик мощности, а за ним дешманский АЦП 16 МГц 8 бит. Я делаю некоммерческий приемник, использоваться он будет в одиночном режиме. А TOA это что такое? Про "широту" сигнала чуть выше написал.

                                                                                                                • +1
                                                                                                                  en.wikipedia.org/wiki/Time_of_arrival, один из методов локализации местоположения сигнала.

                                                                                                                  200Евро за немецкий приемник все же имхо дорого, тот же Airspy дешевле стоит, а по возможностям интереснее.
                                                                                                                  • +2

                                                                                                                    Опять требуется несколько приемников, под наши нужды не подходит к сожалению. У нас ПО умеет место с одним приемником определять, но как оно это делает, я рассказывать скорее всего не имею права. Немецкий приемник можно собрать самому, печатка простая, бинарник прошивки в свободном доступе. Получится баксов в 50 уложиться, как мне кажется.

                                                                                                              • 0
                                                                                                                А для MLAT-а оно подойдёт? Какие данные и с какой синхронизацией должны там передаваться?
                                                                                                                + прелесть RTL-SDR в том, что он гонит сырой поток.
                                                                                                                p.s. Можете посоветовать где почитать, как сделать обёртку потока, чтобы например посылать с ПЛИС сырой поток по ethernet который скушает SDR# или gnu-radio или там без отдельного драйвера на компе не обойтись?
                                                                                                                • +1

                                                                                                                  Для MLAT подойдёт, фича по сути своей халявная, просто счётчик времени в ПЛИС. Гнать сырой поток ADSB на комп глупо, потому что моя ПЛИС стоит дешевле процессора, а алгоритмы можно делать такие, которые ни один компьютер в реалтайме не потянет. Драйвер для SDR# писать скорее всего придется. Когда мне нужно было вывести сырой поток радиосигнала в компьютер, я гнал его из ПЛИС в микроконтроллер, а с контроллера уже по сети в компьютер. На компьютере использовал матлаб с симулинком. Да, костыльно и неудобно, но зато сразу есть кучка демодуляторов и прочих ЦОС.

                                                                                                                  • +1
                                                                                                                    Ну насчёт цены ПЛИС я бы поспорил с учётом raspberrypi3 за 30$.
                                                                                                                    Замечательно, матлаб это ещё лучше, но хотелось бы обойтись без возни с программированием контроллеров, а сразу использовать ethernet прицепленный к ПЛИСине, там есть стандартное описание входного потока, не каждый же отсчёт в свой пакет пихать?
                                                                                                                    • 0

                                                                                                                      ЕМНИП я просто полностью забивал UDP-пакет парами комплексных отсчётов, настраивается только порт. В симулинке несколько модулей приема UDP, но корректно у меня взлетел только какой-то один. Если в имеющейся ПЛИС есть возможность цеплять ethernet, то проблем быть не должно.

                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        ОК, понял, вы пакеты руками разбирали (у меня в схожей схеме так медленно получалось)… Я думал вдруг там свой стандарт есть для этого. И хотелось бы без симулинка, но спасибо, буду гуглить в эту сторону.
                                                                                                                        • 0

                                                                                                                          В матлаб я загонял на самом начальном этапе, уже не помню как. Симулинк позволял смотреть спектр в реальном времени, потому и пользовался им. Формат вроде такой и принят — массив из пар комплексных отсчётов.


                                                                                                                          UPD: вспомнил. В матлаб заливал дамп пакетов из Wireshark.

                                                                                                                          • 0
                                                                                                                            матлаб тоже позволяет смотреть спектр в реальном времени.
                                                                                                                            Ну тут же надо разрядность знать, MSB/LSB…
                                                                                                                            • 0

                                                                                                                              Ага, эти слова помогли вспомнить все грабли. Да, было не все так просто. В симулинке я собрал небольшую схему, конвертирующую 4 байта в два двухбайтных отсчета с правильным порядком байтов, отслеживанием пропусков отсчётов и возможно ещё чем-то. У меня это каким-то чудом работало с полосой в 1 МГц, но потом программисты сделали ПО верхнего уровня и потребность в матлабе с симулинком отпала.