Вторая жизнь X-Fi – перенаправление звукового потока без проводов в современную звуковую карту


Карты X-Fi у Creative технически были самыми лучшими со стороны обработки звука в играх. Современные карты обладают более хорошим аналоговым трактом и одновременно менее качественными алгоритмами обработки звука, что делает логичным использовать от X-Fi только DSP, а аналоговую часть от современной карты, соединяя карты по SPDIF. Если у современной карты нет входа SPDIF, то это не значит, что нужно выбирать между X-Fi с устаревшей аналоговой частью и новой картой с программной обработкой, т.к. карты могут работать вместе стандартными средствами ОС.

Карты X-Fi у Creative технически были самыми лучшими со стороны обработки звука в играх. После выхода Vista возникли ограничения с реализацией аппаратного звука. Позже эти проблемы были решены, но развитие аппаратно звука было практически остановлено. Новые карты от Creative продолжили развитие в общей функционально и заодно подтянули аналоговую часть, но для игр был сделан шаг назад. Обработка звука в X-Fi являлась предпочтительной, т.к. в последующих версиях карт эта обработка стала программной.

Идеальным вариантом является использование базовой карты X-Fi с внешним высококачественным ЦАП подключенного по SPDIF. Но, такой вариант подходит далеко не всем, т.к. внешний ЦАП сам по себе отнюдь не дешевый или может располагать только входом USB. Чаще возникает желание добавить внутреннюю карту с более совершенной аналоговой частью, вроде ASUS Essence STX, Strix DLX, Phoebus или новые карты Creative ZxR или AE-5. Если не считать ZxR, то у вышеперечисленных карт нет цифрового входа, а у ZxR есть только оптический вход, к которому не подключить ряд базовых карт X-Fi без дополнительного модуля (на плате есть только «гребенка» с электрическим SPDIF).

Еще вариантом может быть использование современного плеера с функцией USB-DAC, от таких производителе, как FiiO, Luxury&Precision, iBasso, Astell&Kern и других.

Оказывается, в ОС Windows 7 (и возможно в 8/10) можно перенаправить звуковой поток без использования внешнего ПО.

Для этого надо:

Назначить X-Fi как карту по умолчанию. Режим установить в Game Mode. В записи по умолчанию выбрать What U Hear и активировать “прослушать с устройства (вторая карта)“. После запуска игры звук появится на выходе выбранного устройства!



А что же с качеством передачи? Не деградирует ли звуковой поток?

Для ответа на этот вопрос силами лаборатории Reference Audio Analyzer был проведен скрупулезный технический тест, где не было места субъективному впечатлению — «послушали так и эдак и кажется так-то и так-то».

Для теста был использован внешний ЦАП Audiolab M-DAC, у которого есть не только USB вход, но и цифровые входы и выходы. При этом на цифровые выходы у M-DAC транзитом шел цифровой поток с входа. Запись с цифрового выхода SPDIF на цифровой вход производилась через профессиональную карту от E-MU. Т.е. никакого «аналога» с маскирующими шумами — только цифровой поток.

Основной задачей было выявить наличие или отсутствие разницы звукового потока:

  • с SPDIF выхода X-Fi в Audiolab M-DAC
  • перенаправление звукового потока из X-Fi через USB в M-DAC силами ОС

Дополнительно тест был проведен и для 44.1 к основной частоте дискретизации 48 кГц, т.к. в настройках для X-Fi была доступна частота 44.1 кГц на запись и воспроизведение, хотя для режима Game Mode 44.1 кГц быть не должно.

Исходный сигнал воспроизводился через foobar2000 через Wasapi и DirectSound. Режим у X-Fi — Game Mode, все эффекты отключены для наглядности в результатах теста. В играх Wasapi конечно не будет, но в целом возможные различия могли бы дать интересную информацию.

Результаты


Выяснилось, что важным условием для корректной передачи звукового потока является установка одинаковой частоты дискретизации для X-fi и второго звукового устройства, в противном случае ОС добавляет лишних искажений от конвертации частоты. Причем частота должна быть установлена и для X-Fi «динамики» и для X-Fi «цифровой выход».









Режим 48 кГц




В режиме 48 кГц никакой разницы нет, USB или SPDIF, DirectSound или Wasapi. Ожидаось, что DirectSound традиционно даст хуже результат, а перенаправление через USB еще подкинет искажений. Но такого не видно. В то же время поток передается не бит в бит, есть незначительные искажения, которые наиболее показательны в тесте динамического диапазона. Но они очень небольшие. Скорее всего, это следствие прохода потока через DSP X-Fi. Эти искажения не принципиальны еще и по той причине, что с аналогового выхода их отловить не получится, а по цифровому соединению важно лишь, уступает перенаправление по USB против SPDIF или нет.

Как итог — без разницы, USB или SPDIF!

Режим 44 кГц




В режиме 44 кГц результат неожиданный. В DirectSound -USB результат аналогичен для 48. В остальных режимах немного добавляется шума в низкочастотной области. Т.е. режимы для 44 вполне рабочие, но лучше ими не злоупотреблять.

Другие особенности


Вначале не сразу заработала передача по USB и возникло предположение, что при переназначении на другую карту надо делать перезагрузку системы. Но оказалось, что как только открывается страница браузера с окном от YouTube — звук отрубается, и после может воспроизводится только от окна YouTube, хотя визуально все якобы работает. Возможно и при других сочетаниях программ может быть такой эффект.

Из очевидного, в связке с X-Fi для второй карты желательно выбирать режимы без эффектов, вроде «Direct» для AE-5.

Информация о X-Fi и развитии карт


Информация не претендует на историческую точность и официальные варианты и пояснения событий. Это общее представление ситуации и доводы в сторону X-Fi для игр на фоне новых звуковых карт.

В начале пути у Creative у были достаточно серьезные конкуренты вроде Aureal 3D и Sensaura 3D, делавшие ставку на HRTF фильтры для объемного звучания. Creative делал ставку на аппаратную обработку звука с помощью профессиональных DSP от E-MU. Постепенно Creative купил Aureal 3D и Sensaura 3D. Многие это восприняли как банальное «устранение конкурентов». К сожалению, подача информации была настолько расплывчатая, что не было ясно, зачем вообще был нужен X-Fi для игр без поддержки EAX. А особенности работы карты и возможности EAX рассматривались лишь как набор дополнительных функций, напрямую зависящих от версии.

На самом деле были изменения и в базовых алгоритмах, что позволило получать более качественный звук в играх без EAX и без использования доп. эффектов вроде эквалайзера или Crystalizer.

Одной из проблем «грязного» звука Aureal, Sensaura3D и карт от Creative до X-Fi было следование стандарту AC'97 для простых кодеков, который предписывал работать на частоте 48 кГц. Так как большинство семплов в играх было от записей, кратных частоте 44,1 кГц, то не кратные преобразования в 48 кГц здорово ухудшали конечное качество звука.

Aureal не дожил до звуковых карт с хорошей аналоговой начинкой, а вот Creative Audigy уже содержал на борту нормальный ЦАП. Но аппаратно карта не содержала второго генератора и не могла работать на 44.1 кГц.

Альтернативные карты, такие как Terratec Aureon Space, Audiotrak Prodigy, M-audio Revolution поддерживали 44.1 кГц, но алгоритмы Sensaura3D работали только в режиме 48 кГц.

Процессор X-Fi был намного мощнее процессора E-MU и 90% его мощности было направлено на качественный пересчет семплов из 44,1 в 48 кГц (по аналогии с видеокартами — это наличие хорошего фильтра антиалиасинга, против убогой программной реализации). И именно из-за этого X-Fi позволял получить более чистый звук, продолжая работать в сетке частот, кратной 48 кГц.

Т.е. в играх без EAX, но с расчетом позиционирования источников X-Fi звучал чище, чем предшественники. Более того, именно в карты X-Fi были добавлены алгоритмы обработки от Sensaura3D (MacroFX и ElevationFilter). Эти эффекты не входят в EAX, а используются при базовом позиционировании источников. Эти эффекты убрали (или не добавили, поленились перенести) в линейках Z и E (включая последнюю AE-5).

У первых карт ASUS использовался Xear3D, у последних STRIX и U7 II — A-Volute, которые возможно работают сразу на 44.1 кГц и не добавляют лишних искажений.

У кого в итоге лучшие HRTF алгоритмы безотносительно EAX – это отдельная тема. Важно то, что по описанному способу можно взять наиболее простую (недорогую) карту с нужными алгоритмами, а воспроизводить через наиболее лучшее из имеющихся устройств у пользователя. От исходной карты в драйвере требуется наличие записи воспроизводимого потока. У Creative это называется как ”What U Hear”, у ASUS — ”Wave”.

При выборе карты X-Fi надо обратить внимание, что некоторые модели не содержат DSP и используют софтовую реализацию алгоритмов (вариации Xtreme Audio).

Итог


Не нужно ради лучшего звука в играх брать самую топовую карту, вроде X-Fi Titanium HD или Elite Pro, достаточно взять базовую карту с аппаратным процессором X-Fi и через ОС перенаправить звук на более современную карту на новых ЦАП с мощным усилителем для наушников. Для рядового пользователя это более экономный вариант, чем брать внешний ЦАП с усилителем и подключать по SPDIF. Передача данных через ОС ничем не уступает передачи данных по SPDIF.
Поделиться публикацией
Никаких подозрительных скриптов, только релевантные баннеры. Не релевантные? Пиши на: adv@tmtm.ru с темой «Полундра»

Зачем оно вам?
Реклама
Комментарии 27
  • 0
    А игры с поддержкой EAX ещё выпускаются?
    • 0
      EAX работал в Windows XP. В следующих Windows надо ставить Creative ALchemy, чтобы поиграть в старые игры, например, FarCry. И это является костылем.
      В новых играх нет т.к. 3D звук не поддерживается современными Windows. По этой теме была публикация и комментарии geektimes.ru/company/audiomania/blog/292895
      • 0
        Я не уверен, что понятие «3D звук» применимо к технологии EAX. Насколько я понимаю, EAX — это просто набор пресетов дополнительной обработки звука, навроде добавки реверберации, хоруса и модификации АЧХ, с целью создания ощущения нахождения в определённом месте. А игра через какое-то API просто переключала эти пресеты. К трёхмерному звуку, который, к примеру, синтезировала технология Aureal3D — этот EAX не имеет отношения.
        Кроме того, у меня имеется ощущение, что современные игры и без всяких плат имеют вполне нормальный «атмосферный» звук, поэтому никакие специальные пресеты и отдельные звуковые платы им не нужны.
        • 0
          Смотря что считать атмосферным. Меня в то время впечатляла возможность позиционировать источник звука с «закрытыми глазами». Отражения от стен, эхо, разное прохождение звука через открытый коридор и через препятствия (двери). Всё это создавало впечатление естественности более, чем рендер картинки.
          • 0

            EAX для этого малопригоден, увы. Это именно «эффекты», а не позиционирование (которое благополучно сдохло с A3D).

            • +1
              Creative не смогли внятно назвать все свои технологии или показать их взаимосвязь. Наработки A3D вошли в Audigy, а Sensaura 3D в X-Fi. Но они вошли не в ревер от EAX, а в алгоритмы позиционирования. По этой причине X-Fi и лучше звучит, чем остальные в играх без EAX, но с позиционированием звука, если движок это допускает.
        • 0
          3D звук не поддерживается современными Windows

          Чего? Во-первых, ААА проекты щеголяют полноценным 3д звуковым двигом и теже игры Dice далеко ушли со времен ерунды, которую EAX давал обычно. Во-вторых, есть даже вот такая вещь прямо в винде msdn.microsoft.com/ru-ru/library/windows/desktop/mt807491(v=vs.85).aspx Настоящее позиционирование звука в 3д пространстве, чем EAX не занимается. Единственное фишка EAX была в том, что его эффекты ускорялись на DSP. Это же его и погубило. Недавно тоже самое хотела провернуть AMD, поставив DSP в свои GPU, но это никому не нужно, пока это не будет стандартизовано. Если есть большое желание сделать что-то прямо особенное, то можно и прямо на GPU посчитать как это делали в Killzone Shadow Fall. Ну или по-старинке на CPU, если вместится — у Quantum Break довольно продвинутый звук тоже.
          • 0
            Насколько я помню отличие DirectSound3D и A3D 2.0 было в аппаратном расчете на звуковой карте со специальным процессором. A3D 2.0 был звуковым движком с акустическими эффектами для звука, распространяющегося без препятствий, с распространением через преграды, реверберация и отражения от стен.
            Мощности современных компьютеров позволяют просчитывать и программно, но подозреваю возможность возникновение задержек и прерываний, что ухудшит восприятие стереокартины звука.
            В общем случае согласен — нужен единый общепризнанный стандарт и лучше открытый. А как его поддерживать уже не будет иметь значения.
            • 0
              Steam Audio

              Правда (пока?) он не open source.
              • +1
                Это всего лишь еще одно middleware от не очень-то влиятельно игрока рынка. Этим должны обеспокоиться Microsoft и им подобные. С учетом того, что и так вроде неплохо справляются и потребности у рынка нет, вряд ли в этом направлении что-то изменится.
              • 0
                Но это все, что он так мог — эффекты с очень большими ограничениями без возможности их программирования. 3д звуком эти карты не занимались. Сейчас этим успешно занимаются и без ускорения, а с приходом spatial audio в винде для этого теперь вообще встроенная поддержка. Упомянутый quantum break использовал специально подготовленную карту сцены, чтобы рейкастами делать корректную реверберацию и преграды.
        • 0

          Я что-то очень сомневаюсь, что в играх мы услышим какое-то повышение качества звука.

          • +1
            У меня сейчас есть AE-5, X-Fi, ASUS STX и ASUS STRIX. В Skyrim и Oblivion от каждой карты совершенно разный звук.

            А вот разница звука в современном ведьмаке
            www.youtube.com/playlist?list=PLN-BtZRq9h1T5EYwfxi-XdyqYmfAwQVdu
            • 0
              Естественно разный. Пресеты явно банальная эквализация. Всякие SBX Pro это фейковое пространственное звучание, которое стерео пытается как-то приукрасить. Все до единого бесполезная ерунда, которая только поганит звук.
              • 0
                Если запустить Skyrim через ASUS One или Audiolab M-DAC, то источники звука спереди звучать идентично как и сзади. На остальных картах с поддержкой 3D звука источники звука сзади более глухие. При отключении эквалайзера и прочих «улучшалок» у карт разный, что говорит о разных HRTF фильтрах. SBX против X-Fi уступает по качеству, алгоритмы упростили ради меньшей загрузки CPU.

                Встроенный звук как правило уже имеет минимальную поддержку 3D звука, но она не настолько хорошо звучит.
            • 0
              Когда то давно купил бу карту Creative SB X-Fi XtremeMusic, до сих пор пользуюсь, звук хороший.
              Только режимамы эти никогда не переключал, я и не играю в игры. Cтоит режим «Entertainment Mode», написано, что он для максимального качества музыки.
              • 0
                У новых карт аналоговая часть лучше, в свое время прорывом был STX. Сейчас наилучшие — это DLX и AE-5.
              • +1
                Первые две свои зарплаты, полученные в 2008 году, потратил на звук: купил звуковуху Creative X-Fi Fatal1ty Gamer Pro (вроде так) за ~4000р, а также ламповый Прибой и пару S-90, 3000+3000р.
                Ещё года через полтора докупил хорошие наушники (Sennheiser HD555).
                В то время звук на встроенных в материнки звуковухах ещё был отвратительный (и моя материнка с Pentium4 не была исключением), и креативовская звуковуха после встроенного звука стала как глоток свежего воздуха. А как меня порадовали её дрвйвера и идущие на дисках утилиты! Очень удобный плеер Creative MediaSource Go (пользуюсь им до сих пор, как и самой этой звуковухой). Много тонких настроек звука. Особая благодарность людям, придумавшим и сделавшим виртуальное аудиоустройство «What U Hear». С его помощью можно легко захватывать себе музыку, играющую онлайн на всяких сервисах, где скачивание затруднено копирастами, без запар со сторонними утилитами типа virtual audio cable". Или записывать те же разговоры по скайпу. Или захватывать радиострим. Или оцифровывать музыку с пластинок и кассет. Словом, прекрасная звуковуха.
                Конечно, уже на семёрку (которой в 2008 году не было) нет нормального единого пакета драйверов и всех этих утилит. Да и карта уже поглюкивает, почти 10 лет ей… Вот и думаю, на что я поменяю, когда руки дойдут её менять и будут на это деньги?
                Есть мысль, что тоже на Creative, т.к. привык к хорошему пакету фирменных утилит. Причём из топовых, чтобы был разъём под высокоомные аудиофильские наушники и выносная панелька с регуляторами и разъёмами. Мои 555-е сеннхайзеры играют хорошо, но пластик весь растрескался и они живы только благодаря эпоксидному клею. Так что не за горами смена и наушников. А хорошие дорогие уши в основном высокоомные, им нужен усилитель (мои 555-е были ещё не высокоомные). Сможет ли звуковуха с высокоомным гнездом под такие наушники избавить от необходимость докупать усилитель, не сильно урезая при этом качество звука? Я в принципе не такой уж ортодоксальный аудиофил, явные косяки звука слышу, но mp3 320 кбит/с от flac не отличаю. Да и разница между моей старой, но ещё используемой звуковухой Creative и встроенной в нынешнюю материнку далеко не так очевидна, как было тогда.
                • 0

                  AE-5 высокоомные наушники вполне потянет. Там как раз сделали сильный упор на наушниковый усилитель. Это не привычный операционник, а отдельный усилитель на дискретных элементах.
                  Но что касается "хорошего пакета фирменных утилит", боюсь, всё это в прошлом.
                  Вместе с драйвером устанавливается софтина Soundblaster Connect 2, в которой можно настраивать режимы работы карты и звуковые эффекты. Ещё устанавливается ALchemy. И всё.
                  Диска в комплекте вообще никакого нет. Нужно качать из инета.

                  • 0
                    Раньше было хуже, если диск потерял или он испортился, то вообще ничего не установить :)
                    • 0

                      Это смотря насколько раньше)
                      Родные драйвера для X-fi я без диска точно устанавливал. Хватает того, что выложено у Креатива на сайте.
                      На 1-ю Audigy успешно устанавливал даниэлевский пак. Тоже без диска, да он под Windows 7 и не помог бы уже)

                  • 0
                    Особая благодарность людям, придумавшим и сделавшим виртуальное аудиоустройство «What U Hear».

                    У меня подобное устройство на всех звуковухах, начиная с Win 3.x, было, это его потом маркетологи начали преподавать, как некое технологическое чудо.

                    • 0
                      Audigy OMNI вполне устраивает. Внешней панельки у нее нет потому что она сама внешняя и весьма удобная. Выход под наушники есть, мои HiFiMan HE-400i тянет вполне нормально, но звук через внешний ламповый наушниковый усилитель нравится мне все же больше.
                    • 0
                      Если у меня внешний не плохой цап с spdif входом, есть ли смысл ставить в комп что-то не встроенное для звука?
                      • 0

                        Разве что на HDMI или аналогичном современном интерфейсе (спойлер: нет, не надо, производители и так жрут хорошо).

                      • 0
                        У меня как раз звуковая карта от Creative и попытка такое провернуть пару месяцев назад дала ощутимую задержку. То есть в наушниках я звук слышу сразу — они подключены к карте. А по HDMI звук на телевизор приходит позже. Уж не знаю, что там не так…
                        • 0
                          Возможно индивидуально зависит, у меня заметной задержки не было при перенаправлении как по USB на ЦАП, так и по HDMI на монитор.

                        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.