Электромобили в западных странах уже обходятся дешевле ДВС


    Средняя стоимость владения автомобилями разных типов в 2015 году по регионам: автомобили с гибридной силовой установкой (HEV), ДВС (petrol), подключаемые гибриды (PHEV) и электромобили (BEV)

    Дорогое топливо, дорогое обслуживание и отсутствие субсидирования — три главные причины, по которым автомобили с двигателями внутреннего сгорания уже обходятся дороже, чем электромобили. Как показало исследование, это справедливо для Великобритании, Японии и как минимум двух регионов США, по которым доступна полная статистика по стоимости владения.

    Исследователи собрали данные за четыре года по стоимости владения автомобилями четырёх типов: с гибридной силовой установкой (HEV), ДВС (petrol), подключаемых гибридов (PHEV) и электромобилей (BEV). Оказалось, что электромобили выходят самыми дешёвыми на всех четырёх рынках, где проводилось исследование.

    В стоимости владения учитывались следующие факторы:

    • стоимость покупки и амортизация;
    • стоимость бензина (электричества);
    • страховка;
    • налог;
    • обслуживание.

    Электромобили обходятся дешевле даже несмотря на то, что изначально у них более высокая стоимость. Основная причина — экономия на топливе. Даже в Америке и Японии расходы на электричество гораздо ниже, чем расходы на бензин для заправки баков бензиновых автомобилей.

    У электромобилей также ниже стоимость обслуживания, поскольку у них гораздо проще двигатели. Там меньше движущихся частей. Двигатели в целом надёжнее, а даже в случае поломки их ремонт обходится дешевле. По данному показателю наибольшие расходы приходится нести владельцам подключаемых гибридов, потому что в этих автомобилях работает двигателя: и электрический, и ДВС. Хотя это даёт экономию на топливе (на низкой скорости гибрид двигается на электротяге), но фактически приходится нести затраты на ремонт не одного, а двух двигателей.

    Ещё одна причина меньшей стоимости обслуживания электромобилей — меньшая нагрузка на тормозную систему, поскольку эти автомобили умеют тормозить не только тормозными колодками, но часто тормозят двигателем.

    Например, в Великобритании стоимость обслуживания электромобилей в 2015 году была примерно на 10% ниже, чем бензиновых или дизельных автомобилей. Конкретные данные по стоимости владения для иллюстрации в начале статьи приведены в таблице ниже (в фунтах стерлингов).



    Нужно отметить, что без учёта государственных субсидий стоимость владения автомобилей с ДВС практически во всех регионах всё-таки ниже, чем у электромобилей. В Великобритании и Японии государственная субсидия при покупке электрокара составляет около $6700, а в США — около $8700.

    Но государственные субсидии совершенно необходимы на первом этапе популяризации чистого транспорта. Все понимают, что литий-ионные аккумуляторы дешевеют каждый год, также как и остальные компоненты электромобиля с началом массового производства. То есть задача государства — стимулировать переход к массовому производству и создать инфраструктуру (сеть электрических зарядных станций). Например, Великобритания недавно одобрила выделения 200 млн фунтов (такую же сумму должны внести игроки индустрии) на расширение сети зарядных станций. Сейчас в стране 11 500 публичных зарядных станций, в том числе 900 станций быстрой зарядки.

    После развёртывания инфраструктуры и начала производства массовых дешёвых электромобилей можно прекратить господдержку, потому что электромобили станут дешевле ДВС по стоимости владения и без субсидий.

    Авторы научной работы отмечают факт относительно высоких субсидий, которые компенсируются государством в данный момент. Но они прогнозируют, что скоро субсидии начнут отменять. По мнению Джеймса Тейта (James Tate) из Университета Лидса, одного из авторов исследования, электромобили вроде Nissan Leaf станут дешевле ДВС-машин по стоимости владения к 2025 году без субсидий. По оценке Renault, это случится в начале 2020-х годов.

    Продажи электромобилей в мире растут в геометрической прогресс (см. график). По мнению аналитиков, они превысят продажи машин с дизельным двигателем к маю 2019 года.



    В данный момент спрос на электромобили значительно превышает предложение во всём мире.

    Научная статья будет опубликована 1 января 2018 года в журнале Applied Energy (онлайн-версия доступна уже сейчас, doi:10.1016/j.apenergy.2017.10.089).
    Поделиться публикацией
    Никаких подозрительных скриптов, только релевантные баннеры. Не релевантные? Пиши на: adv@tmtm.ru с темой «Полундра»

    Зачем оно вам?
    Реклама
    Комментарии 334
    • –1
      «Продажи электромобилей в мире растут в геометрической прогрессии» — не будем спорить… Дадим ссылку на другой материал — Тормоза электрокаров: почему не сбываются амбициозные прогнозы по росту продаж электромобилей?. Ну и по поводу «простоты ремонта». Для классических автопроизводителей норма брака на выходе с конвейера — от 3 до 10%. По данным Рейтера Сотрудники Tesla: более 90 процентов электрокаров выпускается с дефектами… Так что не так все радужно и не так все просто.
      • +2
        История от Рейтерс смутная, источники были из уволенных в следствии «оценки продуктивности» сотрудников. Хотя заявления Теслы, что «они доводят все машины до совершенства», как бы намекает, что они не могут полностью отрицать информацию из статьи.
        А по поводу этой статьи, сравнение не показательно, от слова вообще. Я могу сказать, что квартира в зеленой зоне дешевле квартиры в застройке, сравнивая квартиру эконом класса в пригороде и квартиру в центре города. Объективно, автомобиль с ДВС пока выходит более качественный и комфортный чем электромобиль за эту же цену. Вот к примеру статья, с более реалистичным взглядом.
        • +5
          Что-то совсем нечисто насчет 90% дефектов.

          Если после выпуска партии Тесла, прилетело небольшое обновление ПО по wifi — это нельзя сравнить с полноценным ремонтом вышедшего блока из-за брака, который требует поездки на СТО, замены, причем есть еще вариант, что ехать на СТО нужно на эвакуаторе.

          В общем надо бы сперва уточнить как именно выглядит 3-10% брака и 90% с дефектов.
          • 0
            Это выглядит, как вышедшая с конвейера машина после тестовой проверки отправляется на специальную стоянку на заводе до устранения дефектов.
            То, что касается «ехать на СТО на эвакуаторе», то по цифрам, называемым в российском Тесла-клубе — 25% автомобилей было отправлено уже владельцами на серьезный ремонт.
            В первых версиях Tesla-S был практически 100% брак по механике двигателя, вакуумным контакторам. При плановом ТО эти узлы начали менять после массовых обращений владельцев.
            • +1
              Так в статье Рейтерс вроде все описано. После конвейера, если машина не прошла оценку ее загоняют на парковку для ожидания доработки. В той же статье писалось, что парковки эти не маленькие и зачастую забитые машинами в очереди на исправление, и что список дефектов частенько превышает ожидание.
              Но как я писал, правда где-то посредине. Тесла толком не опровергла ее.
            • +1

              А какая разница что происходит на заводе? К клиентам машина с браком поставляется?

              • 0
                Это просто один из текущих вопросов «если не выходит 8000 в месяц без постоянных доработок, то хватит ли ресурсов при увеличении выпуска».
            • +3
              Нужно отметить, что без учёта государственных субсидий стоимость владения автомобилей с ДВС практически во всех регионах всё-таки ниже, чем у электромобилей. В Великобритании и Японии государственная субсидия при покупке электрокара составляет около $6700, а в США — около $8700.

              Так не во всех странах:
              Germany removes Tesla from subsidies list as too pricey (Германия прекращает субсидировать Тесла)
              • +1
                Уже вроде подсуетились и без доп.опций в виде премиум-пакета model s получает субсидии. И tesla намекнула, что премиум пакет может установить после покупки.
                • 0
                  И благодаря «подсуетились» сейчас проводиться расследование о незаконном получении субсидии. Об этом в Die Welt писали.
                  • 0
                    Решат как с SolarCity?!
                  • +1
                    Это двусторонняя игра. Когда вышел закон Тесла сразу заявила, что немецкое правительство «заинтересовано» дать льготы только немецким производителям и барьер сделали, чтобы не было льгот для Теслы, хотя в законе Тесла не упоминалась.
                    Естественное продолжение, что как только Тесла обошла это ограничение, началось расследование, что Тесла обошла его незаконно.
                    • +1
                      Они ограничили в 60 тысяч Евро. Я не спорю со скрытым лоббированием, и как по мне эту границу вообще надо было выставить на 40 тыс., машина за 80 тысяч явно нагружает экологию несколько больше того же Ниссан Лиф. И в общем не отвечает идеи «электрификации личного автотранспорта», число людей с такими суммами не настолько уж и большое. Но закон может не устраивать, нужно протестовать, а не обойти. Можно сколько угодно хитрить, но была проверка, что нет такой модификации (меньше 60 тысяч), она только существует на бумаге.
                      С государством сильно не наиграешься в поле законодательства, оно и есть законодатель. Здесь Тесла заигралась против закона (она ведь его обойти пыталась, а не изменить).
                      • +1
                        что значит обойти закон? закон он на то и закон что должен быть понятным и четко определять ответственность. Иначе получается что если кто-то сдаст лиф после субсидии в дизайн ателье и установит карбоновый обвес то он тоже должен отвечать за это?
                        • 0
                          Иначе получается что если кто-то сдаст лиф после субсидии в дизайн ателье и установит карбоновый обвес то он тоже должен отвечать за это?

                          Я выше написал — была официальная проверка и в природе не существует машины от компании Тесла Моторс дешевле 60 тыс. Речь о компенсации при покупке первым владельцем, что он потом с ней делает — его личное дело.
                          • 0
                            Что мешает Тесла сделать такие модификации, либо снизить цены на существующие?
                            • 0
                              Это вопрос к Тесле, пока же факт — было нарушение.
              • –4
                К последнему график у надо добавить информацию о росте цены на литий, объемах его производства и мировых запасах. И очень важно упомянуть опасения промышленников о резком скачке цен на литий из-за стараний Маска.
                • 0

                  Почти не влияет на цену аккумулятора (маленькая доля), объёмы производства растут, запасы значительные. Смысл это описывать в каждой статье?

                • +5
                  Классическая манипуляция, прям в учебники.
                  Выбран период 4 года — почему? Почему не 3 (стандартная гарантия), почему не 5?
                  Потому что 3-4 года батарейки ещё как-то живут, а вот после их уже точно нужно менять. И по цене это будет как половина нового электромобиля.
                  Обычный автомобиль через 3-5 лет ещё сохраняет 30-50% своей начальной стоимости. У электромобиля через 5 лет в этой графе будет гордый 0 — его заберут разве что по программе утилизации.
                  • +2

                    Более того: со стоимостью тоже непонятки: почему-то стоимость электрокара и ДВСа почти равны, и это при том, что на рынке электро от силы 3-5 моделей а у ДВСа десятки натлбьой вкус и кошелек.

                    • +7

                      Вы как классическая жертва манипуляций:


                      • есть сведения, что батареи живут именно 4 года? Почему у всех производителей электромобилей гарантия на батареи от 8 лет? Почему народ покупает 4-х летние Лифы из США, которые прекрасно проезжают свои честные 120км и сейчас на родной батарее?
                      • если вам предложат б/у 5-летнюю Теслу или Лиф с батареей, которая проезжает 80% от новой, заберете только бесплатно? Честно?
                      • –5
                        В тесле батарейки 18650 от порнослоника — одного из лидеров в производстве батареек. Поверьте, я очень хорошо знаю, что с ними происходит за 3 года активного использования (мы же не для стояния в гараже машину покупаем, да?). Тем более, речь про значительно более жесткие, чем для бытовой электроники, условия эксплуатации (температура, тряска).
                        Если вам предложат б/у пятилетнюю Теслу, которая проезжает на одной зарядке 100 км летом и 50 км зимой — вы её хотя бы бесплатно возьмёте? Налоги там за неё платить, каски с осагами, где-то хранить опять же?..
                        • +2
                          Очень сильно зависит от режима эксплуатации — если выжимать все то да — не проживет и 3 года. Если аккуратно и хитрыми алгоритмами — то 2000- 4000 тыс циклов возможны. И это до 80пр
                          В тесле как раз и реализованных эти алгоритмы. Не допускать разряда ниже 20пр. Недозаряжать. Держать постоянную температуру.
                          • –2
                            И как, простите, держать постоянную температуру? Отапливаемый зимой и кондиционируемый летом гараж? За чей счёт отапливаемый и кондиционируемый? В любом случае, этот счёт не включен в расчёты в статье.
                            Ок, пойдём с другой стороны. Пусть машина используется 300 дней в году (ну там выкинем отпуск и один день в неделю); заряжается каждую ночь. Это 300 циклов зарядки в год, 1200 за 4 года. Причём в реальности никто трястись над аккумуляторами не будет — будут и разряжать в ноль, если нет заправок по дороге, и замораживать, и перегревать, и что угодно. Вы согласны, что после 1000 циклов реальной, а не лабораторной эксплуатации аккумуляторы начинают заметно деградировать?
                            • +5
                              Тесла постоянно поддерживает температуру в батарейном блоке.
                              Даже если водителя нет…
                              Пожалуйста удосуждесь изучить все детали…
                              Причём в реальности никто трястись над аккумуляторами не будет — будут и разряжать в ноль

                              Это делает сам автомобиль — его алгоритмы заточены под это.
                              ы согласны, что после 1000 циклов реальной,

                              Наверное еще 3 раза повторить что зависит от системы и условий?
                              В большой системе как автомобиль можно смоделировать и сделать — самые лучше для эксплуатации. Они это и сделали… Как говорится — без революций- просто эволюция.
                              Самый большой недастоток это авто -цена…
                              • –6
                                Тесла постоянно поддерживает температуру в батарейном блоке.
                                Даже если водителя нет…

                                Не знаю, откуда вы это взяли. Владельцы тесл ничего такого не пишут.
                                • +2
                                  А вы откуда взяли? Много ваших замечаний, хотя все пишут про обратное.
                                  • –2
                                    Ну вот ниже ссылка на обзор от владельца.
                                    • +2
                                      ecotechnica.com.ua/transport/1187-batareya-tesla-model-s-priznana-neubivaemoj.html
                                      Потеря емкости батареи в ходе эксплуатации – одна из проблем электромобилей, несмотря на то, что этот процесс является нормой для любых устройств, оснащенных литий-ионными аккумуляторами. Однако эксперты организации Plug-in America установили, что электромобиль Tesla Model S в этом отношении – исключение.

                                      Так, они провели независимое исследование, которое показало, что потеря мощности батареи Model S даже при длительном пробеге является небольшой. В частности, блок аккумуляторов этого автомобиля в среднем теряет 5% своей мощности после преодоления машиной отметки в 50 тыс. миль (80 тыс. км), а при пробеге более 100 тыс. миль (160 тыс. км) – и вовсе менее 8%. Исследование было проведено на основе данных 500 электрокаров Tesla Model S, суммарный пробег которых составил более 12 млн миль (20 млн км).

                                      • +2
                                        Как по мне — отличный результат — ДВС теряет на 160т пробега теряет уже многое. Мощность, шумность. расходы.
                                        • 0

                                          Независимое тестирование… целых 500 авто… откуда данные у «независимых» экспертов?

                                          • 0
                                            Вопрос в методике подсчета. На Тестах стоят батареи с запасом по емкости. Т.е. на машинах 40D и 60D, 85D и 95D и (возможно) 100D стоят одинаковые батареи. Наверняка по задумкам создателей автомобиля этот запас должен был дать возможность более щадящей эксплуатации батареи и попытку вписаться в гарантийный срок при приемлемой паспортной деградации. Если эксперты считали «паспортную» деградацию — то да, действительно, реальные цифры. Если речь идет о реальной деградации — согласно проскочившим цифрам киевского тесла сервиса для батареи 60D деградация за три года не слишком серьезной эксплуатации — 12-15% по внутренней диагностике автомобиля.
                                        • +2
                                          Убеждать никого не буду — Пишу тем кому действительно интересно.
                                          Постоянный подогрев
                                          В процессе эксплуатации выяснилось, что Tesla подогревает батареи в сильный мороз. Ниже — скриншот Tesla App, когда машина весь день стояла при температуре -10. В салоне при этом было -0,5 C, и надо сказать, что в любой мороз меньше -2,5 я не видел.

                                          Но, как я уже говорил, каждые сутки на морозе стоят машине энергии, достаточной для пробега 30-50 км. ( Это для модели которая 300 км пробегает)
                                          Скорее всего, за неделю на морозе она совершенно разрядится, только если не оставить ее включенной в розетку.

                                          Заправка обходится по счетчику где-то в 200 рублей в месяц — я настроил зарядку ночью и поэтому тариф низкий.
                                          https://vc.ru/11524-tesla-winter
                                          • +1
                                            Господи, -10 — это мороз? Это «летняя» температура. Как эти батарейки в -35 будут? Электромобили, может и хороши, где-нибудь в калифорнии. Но никак не в Сибири, пока не будет решена проблема с аккумуляторами на морозе.
                                            • +1
                                              Это не мороз, это сильный мороз :)
                                              • 0
                                                Для тех, у кого -10 — летняя температура, будет батарея с теплоизоляцией. При грамотном утеплении потери будут малы.
                                                Теплоизоляция нынешних батарейных блоков электромобилей ориентирована на тёплый климат. Там скорее проблема избытка тепла, которое нужно сбрасывать…
                                                • 0
                                                  У нас таких морозов — неделя в году от силы.
                                                  В якутии конечно другой разговор
                                                • 0

                                                  А Сибирь это рынок? Не знаю как в Сибири, но в Норвегии, например, электромобили очень популярны.

                                                  • 0
                                                    Зря Ва так. Сейчас Вам расскажут, что в Норвегии самый настоящий тропический климат. Да и в Канаде тоже.
                                                    • +1
                                                      В Норвегии просто очень большие субсдии на электрику (налоговые и прочие)- вроде уже были — сейчас их сворачивают потихоньку. Так что популярность электромобилей там это в том числе и результат больших льгот.
                                                      Плюс там основная масса потенциальных покупателей живет компактно на юге страны.
                                                      В районе Осло-фьорда сосредоточена примерно треть населения страны
                                                      И да там климат таки помягче чем в более материковых местах типа той же Москвы.
                                                  • 0
                                                    Вам действительно интересно «как эти батарейки в -53 будут»?
                                                    Если вбить в поиск на ютубе «тесла банаул», то сразу выдаст ролик аж от 14 года, где тесла катается при -31. А если на английском смотреть, то там гораздо больше интересного.

                                                    В общем, если коротко, то да, подъедают электричество на подогрев, но неплохо живут.
                                                    • +3
                                                      В Калифорнии подогрев вообще не нужен.
                                                      А в сибири и с бензином и обычными стартерами не все хорошо в -35, поэтому там чаще встречается дизель.
                                                      Но это не означает, что подогрев, который есть в Тесла бесполезен. Этот подогрев может и не включает сибирь (пару тысяч потенциальных клиентов), зато неплохо добавляет другие, менее холодные территории, например канаду, северные европейские страны и так далее, что увеличивает потенциальный рынок сбыта в разы.

                                                      P.S. Часто замечаю вот это постоянное примеривание конкретных технологий в самом неудобном для них месте — как в анекдоте про мужиков и электропилу.
                                                    • 0
                                                      Получается, что зимой в аэпорту на длительную стоянку (3-7 дней) не оставить?
                                                      • 0
                                                        Получается, что зимой в аэпорту на длительную стоянку (3-7 дней) не оставить?

                                                        На месяц вряд ли, на неделю вполне. На самоподогрев много энергии не надо. Ваша тушка, хорошо одетая, как-то умудряется поддерживать 36.6 при сильных морозах при гораздо меньших энергетических затратах. А аккуму всего-то выше нуля надо.
                                                        • 0
                                                          Думаю если Вашу тушку не покормить мясом и оставить на морозе -35, то за два дня умрете.
                                                          • 0
                                                            В нормальной одежде — нет, не умру. Проголодаюсь сильно, возможно загрызу того, кто решил провести со мной такой эксперимент.

                                                            Всё просто зависит от теплоизоляции аккума. Сейчас она (и выше это заметили) для средне-тёплого климата, для холодного надо чуть модифицировать. Всё будет точно так же работать, просто потерь на обогрев меньше.
                                                            • 0
                                                              На что только люди не готовы пойти, чтобы доказать свою правоту в интернете.
                                                              • 0
                                                                Требуем видео с экспериментом :)
                                                                У меня есть друг который всем этим сильно увлекался.
                                                                Постоянно спал в палатке в 30 градусные морозы под Питером
                                                                Надо его подключить к теме :)
                                                                • 0
                                                                  Постоянно спал в палатке в 30 градусные морозы под Питером

                                                                  Эммм… в -25 и без палатки ночевал, всё норм. Спасть правда не получится, только подремать на коряге.
                                                                  • 0
                                                                    Есть чит, нодья называется.
                                                                    Корректного доказательства с ней, конечно, не получится, но спать на морозе одно удовольствие.
                                              • –1
                                                Просто вбейте что-то типа «tesla model s cold wether» в гугле.
                                                Судя по этому, специфика есть, но не все так плохо.
                                                • –2
                                                  Ну как сказать «не так плохо». Вне тёплого гаража она даже заряжаться не будет…
                                                  • +3
                                                    Даже не знаю кто хуже Маскофобы или Максофилы :)
                                                    Практически все голосовно пишете на основе одного отзыва человека по одной модели
                                                    • +2
                                                      Чуму на оба их семейства. (с)
                                                    • +1
                                                      Как я понимаю, то при подключении зарядки сначала разогреется аккумулятор, и только потом начнет заряжаться. По той же причине на холодную не работает рекуперация, и как заметил владелец в обзоре, тормоза могут себя вести иначе.
                                                      • +3

                                                        Простите, но мне кажется что у вас не самая полная информация касательно того как работают электромобили.


                                                        Электромобиль поддерживает температуру в батарее в определенном температурном диапазоне. Вне зависимости от нагрузки на батарею и температуры на улице. Для в машине установлена отдельное кольцо из системы охлаждения. Проще говоря: Если гнать на все деньги, машина будет охлаждать батарею. Если будет -20, автоматически включит печку. Да, это будет кушать дополнительный заряд.


                                                        ПО в машине контролирует разряд и заряд батареи. Например, чем ближе к 100% зарядки, тем ниже зарядные токи. Поэтому и пишут что 40 минут до 80% т.к. следующие 20% займут ещё час.


                                                        У меня на машине пробег от зарядки летом 280 миль (450км), зимой 210 (340). Чтобы была необходимость заряжать машину каждый день, ваш ежедневный пробег должен быть больше 120 миль или 190 км. Это около 35к миль или 51к км в год.
                                                        Для современных турбированных моторов это равносильно капремонту коробки и двигателя. Плюс 4 цикла замены ремня или 3 замены цепи. Плюс обслуживание по замене масла в двигателе и коробке.


                                                        По моему опыту эксплуатации электрического автомобиля, чем дольше комьют, тем выгоднее выходит водить электричку.


                                                        Опять же, даже в банальной тесле никто не заставляет вас менять всю батарею, если вы почему-то не на гарантии. Уже сегодня существует множество сервисов (даже в той же Мск и Спб), которые проведут вам дефектовку и замену уставших аккумуляторных элементов. Это в разы дешевле новой батареи.


                                                        Конкретно я заряжаю машину 1.5 раза в неделю. Если рассматривать вариант что "всё умрет за 2000 циклов зарядки", мне этого запаса хватит на 25 лет. Я не планирую ездить на текущей машине дольше, чем 5 лет. У следующего владельца будет еще 15 лет чтобы добить батарею.


                                                        В целом, электрокар — это лучшее что со мной случалось. Удовольствие от вождения не идёт ни в какое сравнение с бензиновым мотором.


                                                        З.ы. если говорить о тесле, то, да, многие пишут о том, что у них много детских болячек по сборке типа протекающего люка или крышки багажника. Это, и необходимость ждать её 2 года — то, что отговорило меня от покупки Model 3

                                                        • –1
                                                          ...51к км в год. Для современных турбированных моторов это равносильно капремонту коробки и двигателя...
                                                          Простите, я не уверен, что вас понял… 50к километров равно капремонту?
                                                          • +1
                                                            Простите, конечно же имелось в виду на отрезке в 4 года — как в статье. Т.е.на 200+к км
                                                            • 0
                                                              Простите, конечно же имелось в виду на отрезке в 4 года — как в статье. Т.е.на 200+к км

                                                              Озадаченно смотрю на свой одометр с 720к и пытаюсь вспомнить когда же это я делал капремонт.
                                                              Вы все же пессимист какой-то в части ДВС.
                                                              • 0
                                                                Будьте добры, укажите модель вашего автомобиля и двигателя. А также — попадают ли они под категорию «современные турбированные».
                                                                • 0
                                                                  Nissan Safari TD42T.
                                                                  Турбированный — да. Насчет современного вопрос спорный.
                                                                  • 0
                                                                    Мягко говоря спорный.
                                                                    Четырехлитровый шестицилиндровый дизель с весьма невысокой мощностью (160 л.с.) родом из девяностых — не сравнить с большинством современных двигателей для легковушек. Допускаю, что он может без капремонта пройти 700 тыс., но думаю это скорее исключение или очень мягкая эксплуатация.
                                                                    • 0
                                                                      Судя по опросу одноклубников — замена турбины у большинства — на 200- 250 т.
                                                                      Про ТО которое нужно делать раз в 10-15 тыс.
                                                                      Про качества дизеля. Все это нужно учитывать
                                                                      • 0
                                                                        Честно говоря не понимаю какое отношение замена турбины имеет к капиталке ДВС.
                                                                        • 0
                                                                          Замена турбины один из видов ремонта ДВС который требует больших затрат, поиска надежных мастеров итд.
                                                                          Вылетает в копеечку.
                                                                          • +2
                                                                            Знаете, всегда считал турбину как и генератор со стартером, просто навесным оборудованием.
                                                                            Снять поставить полчаса/час, работы — открутить/прикрутить 7 гаек от выпускного коллектора.
                                                                            А капиталка — это разборка, дефектовка, замена всего и вся, шлифовка ГБЦ и тд и тп.

                                                                            Мы как будто в разных мирах живем.
                                                                            • 0
                                                                              Чего уж там — и двигатель тоже- сам снял — перекинул итд. Делов — то несколько часов? Прямо как алчевский угонщик — резедивист :)
                                                                              Пообщайтесь со специалистами.
                                                                              Там уйма всего. В сервисных книжках к замене большая инструкция идет. Что нужно сделать, что проверить итд.
                                                                              Вполне предполагаю что есть люди которые любят все сами делать. Что говорить = Я тоже порой люблю.

                                                                              Толко не стоит удивлятся -что потом что-то сильно не так…
                                                                              • +1
                                                                                Двиг перекидывается за день в одного. Но не о том речь.
                                                                                Речь о том что замена турбины и капиталка ДВС мало сравнимые операции.
                                                                                ЗЫ К слову, в сервисной книжке к замене турбокомпрессора идет такая инструкция
                                                                                1. Снимите выпускной коллектор с турбокомпрессором с головки цилиндров.
                                                                                2. При установке турбокомпрессора на выпускной коллектор надежно затяните гайки и законтрите их стопорной пластиной.

                                                                                Действительно уйма всего. Наверное чуть меньше чем в инструкции по замене колес.
                                                                                • 0
                                                                                  Речь скорее о том, что можно ведь вообще не покупать, привозить, менять, увозить и утилизировать турбокомпрессоры, кольца, клапаны, ремни, свечи, свечные провода, фильтры, масла, насосы, сцепления и прочие подшипники, прокладки, форсунки, стартеры и кольца в выпускном тракте. Т.е. можно взять и раз и навсегда избавиться от всего этого хлама.
                                                                                  • +2
                                                                                    Возможно.
                                                                                    Но я ситуацию в треде вижу так:
                                                                                    На мое удивление что на 200к ДВС нужно делать капиталку мне ответили что на моем двигателе на 200к нужно менять турбину.
                                                                                    На мое осторожное удивление чего у этих операций общего я узнаю про специалистов, сложность дороговизну, сервисные инструкции и тд.
                                                                                    Правда так и не понимаю по прежнему где связь капиталки ДВС, и замены турбины, операция которая сродни замене колес.
                                                                                    • 0

                                                                                      Это только на вашем конкретном экземпляре. Во всех современных европейцах с заменой турбины гораздо сложнее. Да что там — вон даже замена ремня ГРМ в некоторых европейцах приводила к съему двигла, и это на 120тысячах.

                                                                                      • 0
                                                                                        Если не затруднит, перечитайте тред.
                                                                                        Речь и идет о конкретно моем экземпляре.
                                                                                    • 0
                                                                                      Двигатель — не единственная часть авто, требующая обслуживания.
                                                                    • 0
                                                                      То, что вы не делаете капиталку на таком ресурсе, если не значит, что её не желательно всё же сделать.
                                                                      ТО — это регламент, который требуется соблюдать, даже если нет явных показаний к нему. Это страховка для техники.
                                                                      • 0
                                                                        Про ТО — это в целом больше необходимость даже.
                                                                        Если масло не менять или фильтр или ремень — то потом все только хуже — расходы увеличиваются.
                                                                        А непредвиденные — так вдвойне
                                                                • +1
                                                                  я все-таки тоже не совсем согласен с комментарием по поводу замены ремня ГРМ и о кап ремонте. Возьмем нашумевший двухлитровый дизель ЕА189 от фольксвагена. Регламент замены ремня ГРМ там 210 000 км. То есть аккурат один раз за ваши четыре года. Сколько ходят эти дизели можно легко посмотреть по машинам из таксопарков. Мерседесовские ОМ651 — тоже живучие дизельки. Смотреть там же.
                                                                  С коробками передач тоже все не так плохо, но для гидротрансформаторных коробок все же рекомендуют раз в 100 000 км сделать им профилактику с промывкой/обслуживанием (хотя официально они и «необслуживаемые»). Так что 1-2 раза за эти 2 года придется сделать, да.
                                                                  Я не спорю, что ездить на электромобиле приятно, просто с постулатом, что они дешевле ДВС я не согласен. Вот как ни считаю — дороже получается, и сильно. Во многом из-за цены батареи, да и электроэнергия у нас не настолько дешевая.
                                                                  • 0
                                                                    На некоторых ремень ГРМ чаще меняют — у меня по регламенту — 120т.
                                                                    Коробки автомат тоже у многих доживают только до 150т — серьезный ремонт или замена.
                                                                    Плюс масло — в моем авто — масло в коробке менять -каждые 30т
                                                                    Скрытых расходов много…
                                                                    Еще не забываем что со временем потреблять больше начинает
                                                                    И масло жрать тоже…
                                                                    В общем проблем хватает…
                                                              • +2
                                                                Walk: Уважаемые коллеги, в переписке с нашими англоязычными партнерами помните: whether — который, weather — погода, wether — кастрированый баран!

                                                                bash.im/quote/391524
                                                            • 0
                                                              1200 циклов * 350км = 420т.км.
                                                              Не думаю что многие по 105т.км в год делают. Даже близко.
                                                              • 0
                                                                >>Пусть машина используется 300 дней в году (ну там выкинем отпуск и один день в неделю); заряжается каждую ночь. Это 300 циклов зарядки в год,

                                                                Что? Вы её каждый день заряжать собрались? У Теслы батарея на 100 кВт/ч. Разве только если автомобилем загородный дом отапливать.
                                                                • 0
                                                                  заряжается каждую ночь. Это 300 циклов зарядки в год,

                                                                  Цикл это от 0% до 100%, если вы ежедневно добиваете с 90% до 100% то это 1/10 цикла, итого 30 циклов в год. Уже не так страшно, правда?
                                                              • 0
                                                                Зимой километраж падает процентов на 20.
                                                                Но все конечно зависит от того какая зима.
                                                                И да. — температуру он поддерживает внутри АКБ всегда постоянную
                                                                Я бы взял — там где я живу — зимы мягкие — сильные морозы редкость — может неделю две в году.
                                                                Налоги были высокие но потихоньку дело меняется
                                                                В Московской области приняли закон освобождающий владельцев транспортного средства с полностью электрическим двигателем и зарегистрированным в области, от уплаты транспортного налога.
                                                                • –2
                                                                  Я бы взял

                                                                  Ну вы понимаете, что запас хода 100 км — это часто даже на работу и обратно ехать уже боязно? Вдруг надо куда-то ещё отъехать или заехать после работы — а вы уже в нулях? Оно вам точно надо?
                                                                  Даже если у вас на работе есть розетка, зачем вам машина, которая может доехать только от одной розетки к другой?
                                                                  • +3
                                                                    Вы не поверите. У большинства работа и все остальное в пределах 10 Макс 20 км
                                                                    Так что проблема отъехать от маршрута не проблема
                                                                    Даже родители в деревне до 100 км
                                                                    С нашими ценами на бензин, которые растут каждый месяц — смотри и в экономию выйдешь…
                                                                    Для дальних поездок у меня авто уже есть…
                                                                    • 0
                                                                      А у меня и у всех моих знакомых нет отдельного авто для дальних поездок. Готов встать на вашу сторону, если подарите авто и оплатите хотя бы первые расходы, осаго с каско там, комплект зимней резины, запас бензина и масла. И случится чудо, вы окажетесь правы.
                                                                      • +2
                                                                        В названии указано «Электромобили в западных странах уже обходятся дешевле ДВС».

                                                                        У меня есть несколько знакомых в западных странах, и говорят, что это может и не в большинстве случаев, но ситуация, когда на семью приходится обычно 2-3 машины (семейный пикап и что-то для поездки на работу) — встречается очень часто.
                                                                        • 0
                                                                          Верно — причем часто видел что вторую машину берут с собой на специальном прицепе что-ли.
                                                                          Т.е. пикап+ прицеп. Или автодом плюс машина на прицепе.
                                                                          У нас такое есть пока только с РЖД.
                                                                        • +1
                                                                          Готов встать на вашу сторону, если подарите авто и оплатите хотя бы первые расходы, осаго с каско там,

                                                                          С чего бы мне спонсировать вас? Что за режим такой — любовницы или содержантки?
                                                                          Плюс еще и обучать — за мои деньги.

                                                                          Как показал опыт — для дальних поездок дешевле самолеты, автобусы итд
                                                                          И аренда авто на месте.
                                                                          Пока так- во всех странах где был.
                                                                          • 0
                                                                            Как показал опыт — для дальних поездок дешевле самолеты, автобусы итд
                                                                            И аренда авто на месте.

                                                                            Не верю. Для насколько дальних поездок? Вот я несколько раз в год вожу семью на отдых, на выходные. 200-300 миль. Туда-обратно получается меньше 100 баксов. На троих. Какой вид транспорта мне использовать и что рентовать на эти 2-3 дня, чтобы получилось дешевле? Особенно если цель поездки не рядом с вокзалом/аэропортом, а милях в 30-50 от него.

                                                                            Возможно, для поездок на 1000+ миль результат будет другой, но по моему опыту 200-300 — это как раз самый распространенный вариант.
                                                                            • 0
                                                                              Я езжу за 2,5,7 тысяч км. Последний раз туда назад 10т получлось.
                                                                              Очень дорого с бензином и дорогами получается… Раза в 2-3 дороже билетов и аренды авто на месте… Да и мучительно немного все это.
                                                                              Аренда в большинстве мест в Европе копейки по сравнению с бензином и дорогами

                                                                              Все что было в пределах 500 -1000 давно изъезжено по 10 раз — хочется нового,
                                                                              Да — на море можно на 500 км съездить пару раз за сезон — но тоже надоедает.
                                                                              А можно и без машины на море — просто немного по другому будет…

                                                                              Про дешевизну автобусов, я вообще молчу — тут думаю всем понятно
                                                                              • 0
                                                                                Добавте к этому что бензин постоянно дорожает и все дороги по которым можно проехать становятся платными — по крайней у нас в регионе и близлежащих регионах…
                                                                                • 0
                                                                                  Тогда понятно. Проблема в том, что на такие расстояния можно съездить раз-два в год. А на 200-300 — каждые выходные. Море, лес, лыжи, рыбалка и т.п. Причем как раз по известным местам. Поэтому, на мой взгляд, это гораздо более частый сценарий. И в таких поездках дешевле машины ничего не придумаешь.
                                                                                  • 0
                                                                                    У нас всего из вышеперечисленного нет на таких расстояниях да и вдвое больше то нет.
                                                                                    Разве что рыбалка в речке где толпа народу и все до тебя уже выловлено кроме мелочи
                                                                                    Да я и особо не увлекаюсь
                                                                                    А на дальние удается от 2-4 раза в год
                                                                                    Вс
                                                                        • +3
                                                                          Offtop: такое чувство, что Вам платят за Маскофобию. Но платят плохо.
                                                                          • –1
                                                                            Заметьте, я вообще не упоминал ни одну личность. Пытался обсуждать сугубо инженерные вопросы.
                                                                            Но у нас каждая вторая тема на ГТ превращается в перепись истеричек, у которых илонушку обижают.
                                                                            Так и живём.
                                                                            • +3
                                                                              Чтобы обсуждать сугубо инженерные вопросы -неплохо бы
                                                                              1 сначала в них разобраться узучив мат часть.
                                                                              2. Убрать гонор и излишнюю самоуверенность…
                                                                          • 0
                                                                            Средний дневной пробег легкового авто укладывается в 50 км.
                                                                            Это просто статистика.
                                                                            По своему опыту — 99% поездок на личном авто у меня короче ста километров в день.
                                                                        • +2

                                                                          "Поверьте" — это все-таки не довод. Нужны более серьезные доводы в вопросе качества батарей.

                                                                          • +1

                                                                            Возьму.
                                                                            Поменяю батарею за сколько она там стоит — 15 тысяч баксов? И буду ездить.
                                                                            Только найдите мне, пожалуйста, такую Теслу. Или даже хотя бы Лиф с пробегом в 30км на одной зарядке.
                                                                            Я пока наблюдаю на том же бельгийском форуме Теслы тачки с пробегами под 200к с 80% зарядом. https://docs.google.com/spreadsheets/d/t024bMoRiDPIDialGnuKPsg/edit#gid=1669966328
                                                                            Дайте 2 бесплатно!

                                                                        • 0
                                                                          Для США, где средний срок пользования любым автомобилем — 3-5 лет, это не актуально.
                                                                          • –3
                                                                            ага, трейд-ин там ещё не изобрели.
                                                                            Cool story, чо
                                                                            • +1
                                                                              Вы имеете ввиду, что плохо оценят из-за дохлой батареи в trade-in? Это не правда. Погуглите NADA retention values, для 3-х летней теслы там около 60%, что вообще рекорд для ценового сегмента 90К+. Более того, гарантия на батареи у теслы 8 лет, поэтому ее можно спокойно поменять через 5. Но опять же — обычно дольше 5 лет на одном авто американцы не ездят.
                                                                        • +3
                                                                          Потому что 3-4 года батарейки ещё как-то живут, а вот после их уже точно нужно менять. И по цене это будет как половина нового электромобиля.

                                                                          А ваша манипуляция основана на чём? Tesla Model S выпускается с 2012 года, что-то я не вижу на свалках Тесл тех лет. Где же эти чудесные халявные Теслы, с дохшими батареями после 5 лет эксплуатации? Нет? То-то же.

                                                                          На самом деле, вот что:
                                                                          за первые 100 тыс. км аккумуляторы Tesla теряют в среднем порядка 5% емкости, а после этого деградация АКБ существенно замедляется.

                                                                          100 тыс. км, как раз достигаются за ~ 3-5 лет. Если это не такси. Данные получены от пользователей Тесл.

                                                                          Ещё:
                                                                          за первые 500 тыс. км батарея Tesla потеряет в среднем менее 15% емкости. По сути, это подтверждает заявление босса «Теслы» о том, что при пробеге в 800 тыс.км аккумуляторный блок электрокара сохраняет более 80% емкости. Такие данные Илон Маск привел, ссылаясь на внутренние тесты компании.

                                                                          Источник: electrek.co/2016/11/01/tesla-battery-degradation
                                                                          • +3
                                                                            «И по цене это будет как половина нового электромобиля. „
                                                                            “У электромобиля через 5 лет в этой графе будет гордый 0»


                                                                            Так половина или 0?
                                                                            У меня детский конструктор с электромоторчиком, при замене батареи вообще без проблем крутится уже лет 20-25, поэтому я не очень понимаю с какой стати будет ноль?
                                                                            Если батареи совершенствуются, дешевеют и улучшаются, вполне возможно что через 20 лет, они будут стоить уже не половину стоимости авто (кстати эту цифру еще бы уточнить), а 10-ю часть, то это вполне даже дешевле ДВС выйдет.
                                                                            • –1
                                                                              Блок батареек для теслы стоит от 12 до 20 тысяч долларов (в зависимости от мощности и т.д.). Учитывая стоимость $35k за новый автомобиль, где-то так и выходит.
                                                                            • 0

                                                                              Ну с нулем и утилизацией вы конечно погорячились. А вот про период верно подмечено. Хотя я надеюсь, что это учтено в более высоких цифрах амортизации электромобилей. И кстати интересно бы было уточнить у авторов исследования, учли ли они это.

                                                                            • 0
                                                                              Электромобили в западных странах уже обходятся дешевле ДВС

                                                                              Что значит «уже»? Электромобиль всегда будет обходиться дешевле, чем авто на ДВС.
                                                                              • 0
                                                                                Вы амортизацию учитываете?
                                                                              • 0
                                                                                Всегда — слишком громкое слово для планеты, на которой существует возможность отменить государственные дотации, закрыть убыточный бизнес или повысить цены на электричество из-за массовой истерии по зеленой энергетики.
                                                                              • +2

                                                                                Если брать в лизинг, то за Leaf отдадите $200/мес, а за Honda Civic $160/month (https://www.forbes.com/pictures/ehmk45mljm/2-honda-civic/#26fbe57a488a) Расходы на бензин покроют разницу при пробеге примерно 15 000 км/год. Так что, уже актуально.
                                                                                У LEAF есть опция по аренде батарей. Аренда примерно равна стоимости топлива в Европе при пробеге в 20 000 км/год.
                                                                                В общем, я бы взял на таких условиях, но в России электрокар негде заряжать и моя семья в него не влазит.

                                                                                • 0
                                                                                  России электрокар негде заряжать и моя семья в него не влазит.

                                                                                  Для семьи модельный ряд Tesla подойдёт. А заряжать можно и от обычной розетки, а трёхфазные, тоже много где встречаются.
                                                                                  • +2
                                                                                    Вот у меня под домом единственная (наверное) на весь город зарядка, четыре часа назад на ней встал лиф, сейчас еще два своей очереди дожидаются. И не факт, что они их подключат сегодня.
                                                                                    Так что, инфраструктура нужна, у до наших стран она пока не докатилась.
                                                                                    • –1
                                                                                      Нужно иметь свою зарядку. Это же не АЗС, куда ездить специально нужно. Приехал домой — поставил на зарядку.
                                                                                      • +3
                                                                                        Я вам сейчас описал реальную ситуацию, которую наблюдаю с балкона. А вы мне рассказываете как нужно.
                                                                                        У меня в доме больше 300 квартир. Вы же понимаете, что за зарядки будет драка жестче чем за парковочные места?!
                                                                                        • –1
                                                                                          Можно всё решать цивилизованно. Например, выделить специальные парковочные места с зарядками для электромобилей.
                                                                                          • 0
                                                                                            Отсутствие инфраструктуры не является минусом технологии. Это просто инерция.
                                                                                            Все будет.
                                                                                            Для владельцев коттеджей/домов с гаражом не вижу проблем уже сейчас. (Можете посмотреть, сколько продается Nissan Leaf, например. Я вот только сегодня по пути на работу видел два. Температура -28 градусов была утром, кстати. Ничего, едут себе.)
                                                                                            Конечно, если привык кидать машину под окнами многоквартирного дома… это да, это проблема. Но это проблема не электромобилей, на мой взгляд.
                                                                                            • 0
                                                                                              Проблема покупателей = проблема электромобилей. Тесла не зря вкладывалась инфраструктуру.
                                                                                              • 0
                                                                                                ZoomLS в этой ветке утверждал, что Россия ничем не отличается, и можно заряжать прямо везде, хоть от розетки. Я привел ему пример, показывающий, что инфраструктура все-таки является важным моментом. К слову, третий Лиф пару минут назад на моих глазах подключили к зарядке.
                                                                                                • +1
                                                                                                  А я вижу проблему: сотня км до города, зимой, в городе розеток нет, вечером надо вернуться домой и не сдохнуть по дороге из-за севшей батареи в метель. Но это потому что я не сектант, наверное.
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Смотря какой запас хода у вашего электромобиля. Например, Tesla Model 3 имеет комплектацию с запасом хода 500 км. Этого хватит съездить туда и обратно, даже зимой. И ещё заряда останется.
                                                                                                    • 0
                                                                                                      Но это потому что я не сектант, наверное.

                                                                                                      Это потому, что в сильный мороз есть большая вероятность того, что ДВС вообще невозможно будет завести. Максимальная безопасность и экологичность.

                                                                                                      в городе розеток нет

                                                                                                      Это проблема города, а не электромобиля. В моём городе больше 250 зарядных станций.
                                                                                                      • 0
                                                                                                        Это не проблема города. Это проблема электромобилей и их гордых обладателей. Я знаю, что могу доехать в любую точку страны. Они не знают, смогут ли доехать сегодня до дома.

                                                                                                        НО КОНЕЧНО ВСЕ НЕ АК В КАЛИФОРНИИ ВЕСЬ МИР ЭТО КАЛИФОРНИЯ СЛАВА МАСКУ КАКОЙ ЖЕ ОН ГЕНИЙ БОЖИ
                                                                                                        • 0
                                                                                                          электромобилей и их гордых обладателей

                                                                                                          Ни разу не видел гордого обладателя электромобиля. Довольных — да. Мои друзья и знакомые, у которых есть EV самые обычные люди.

                                                                                                          Я знаю, что могу доехать в любую точку страны

                                                                                                          Если Вы про Россию, то Вы немного погорячились, особенно, если это весна/осень. Как говорил господин президент — «Зачем Вам машина, если у Вас и дороги нет?»

                                                                                                          Они не знают, смогут ли доехать сегодня до дома

                                                                                                          У одного моего знакомого сломалась Kia Soul EV (перестала заряжаться) и он действительно один раз не смог доехать до дома (точнее вообще выехать с места работы, где она стояла на зарядке).
                                                                                                          С другой стороны автомобили с ДВС на которых ездил я ломались многократно по самым разным причинам, связанным с ДВС и коробкой и я тоже не мог доехать до дома. Два раза мне даже не хватило бензина — приходилось вести его к машине с АЗС.

                                                                                                          ВСЕ НЕ АК В КАЛИФОРНИИ

                                                                                                          Я бы сказал, скорее, что все не как в России. Статья про EV в развитых странах. Включая страны далёкие от Калифорнии, где также уже очень много и EV и зарядок

                                                                                                          СЛАВА МАСКУ КАКОЙ ЖЕ ОН ГЕНИЙ БОЖИ

                                                                                                          Сарказм? Не любите Илона? За что?
                                                                                                          • 0
                                                                                                            Они не знают, смогут ли доехать сегодня до дома.
                                                                                                            Вдадельцы Ренж Роверов тоже не знают… тем не менее ездят на них.
                                                                                                            • 0
                                                                                                              Это не проблема города

                                                                                                              Посмотрю я на вас, как далеко вы уедете на ДВС, не будь заправок ни по трассе, ни в городе.

                                                                                                              Инфраструктура не развита, с этим никто не спорит, но это действительно не проблема электромобиля. Пока у него одна реальная проблема: цена.
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Пока у него одна реальная проблема: цена

                                                                                                                У него есть еще проблема невозможности экстренной заправки в непредназначенном для этого месте, например попросив поделиться топливом проезжающих, а также проблема невозможности взять с собой запас на случай отсутсвия заправок по трассе. Я еще помню как ездили с парой 20ти литровых канистр с бензином когда сеть заправок не была столь развитой, ну и имелся например дефицит нужного 92го бензина. И это именно проблема электромобиля — возможно это и послужило отчасти причиной того, что на заре автомобилизации электромобили проиграли ДВС. То есть электромобили требуют намного более разветвленной и сложной инфраструктуры чем их собратья с ДВС.
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  проблема невозможности экстренной заправки в непредназначенном для этого месте

                                                                                                                  Есть мобильные дизельные генераторы специально для таких случаев. Есть даже специальные коммерческие компании, которые этим занимаются.
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    Есть мобильные дизельные генераторы специально для таких случаев. Есть даже специальные коммерческие компании, которые этим занимаются.

                                                                                                                    Это ненужное усложнение инфраструктуры и увеличение стоимости обслуживания по сравнению с парой канистр в багажнике. Ну и опять таки, дизельный генератор это неэкологично же, а именно на экологичность любят напирать в апологетике электромобилей. По сути это такой же костыль как и канистры для ДВС только более дорогой и сложный, только еще более неудобный и сложнее применимый.
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      Поэтому, пока одни просто кое как (некачественное топливо, недолив, отсутствие картоприёмника на каждой колонке с пистолетом) поддерживают дорогую инфраструктуру АЗС, возят канистры в багажниках и рассуждают в комментариях о пробеге и экологичности, другие строят десятки тысяч зарядных станций по всему миру.
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        Речь только о том, что несмотря на строительство десятков тысяч зарядных станций по всему миру — полагаю что под зарядной станцией понимается практически любая розетка (а под миром США и Канада), коренные проблемы электромобилей никуда не деваются — это их цена, ограничения в использованиии так будет до тех пор пока не появится прорыв в технолониях хранения электричества.
                                                                                                                        Да в городах электромобили вполне бы нашли свою нишу, но на полноценную замену машин с ДВС, они пока для большинства не тянут.
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          строительство десятков тысяч зарядных

                                                                                                                          Это уже построено. Строится ещё больше.

                                                                                                                          полагаю что под зарядной станцией понимается практически любая розетка

                                                                                                                          Неверно полагаете

                                                                                                                          практически любая розетка

                                                                                                                          Таких зарядных станции на планете миллиарды.

                                                                                                                          это их цена

                                                                                                                          Такой проблемы нет. На Tesla Model 3 сейчас уже полмиллиона предзаказов. Нет, это не миллионеры, а обычные люди.

                                                                                                                          они пока для большинства не тянут.

                                                                                                                          Смотря где, но в целом это верно. В Норвегии всё ещё меньше половины продаваемых автомобилей это EV.