Повторный запуск использованных первой ступени и грузовой капсулы к МКС. НАСА не против

    Сегодня успешно прошел запуск 13й по счету миссии по доставке 2205 кг груза на МКС. Запуск откладывался несколько раз — потребовалось более тщательное тестирование, а также были найдены посторонние частицы в топливной системе второй ступени. Этот запуск примечателен несколькими событиями. Одно из них — возвращение в строй площадки SLC-40 после взрыва в сентябре прошлого года, повлекшего разрушение спутника AMOS-6 и самой площадки. Впервые у SpaceX в наличии 3 активных пусковых площадки.

    image
    Момент взрыва при тестовых испытаниях в сентябре 2016 года. На фото виден головной обтекатель со спутником AMOS-6 внутри. Источник: USLaunchReport

    Понадобилось больше года и $50 миллионов на обновление пусковой площадки SLC-40 и обеспечение совместимости с LC-39A. «Мы работали над тем, чтобы унифицировать площадки: 39A, 40, и в некоторой степени VAFB. Если мы найдем проблему на одной площадке, мы сможем исправить эту проблему на всех площадках », — заявил Джон Мураторе, директор пускового комплекса SLC-40.

    Компания SpaceX использует так называемый Transporter-Erector (ТЕ), который поднимает ракету и обеспечивают её жесткое закрепление в вертикальном положении до момента старта, а в момент старта отсоединяется (отклоняется) от ракеты. Раньше для подъема или опускания ракеты потребовалось бы 25 минут. Теперь улучшеная пара гидравлических приводов может поднять ракету через пять минут или опустить ее за три минуты. ТЕ модернизирован так, чтобы использовать тот же возвратный механизм, который используется на площадке 39A. Это уводит TE от пламени ракеты, так что уменьшает урон конструкции. Кроме того, обновленный ТЕ был окрашен в серый цвет.

    image
    Таймлапс работы возвратного механизма. Источник: We Report Space

    На старой площадке все провода сходились в одной точке под площадкой. В новой системе аналоговые провода идут от датчика к одному из десяти узлов. Сигналы затем передаются к дублирующим волоконно-оптическим сетям. Когда сигналы достигают волоконно-оптической сети, загрязнение сигнала электрическими помехами невозможно. Это будет более надежная конструкция.

    image
    РН Falcon 9 с установленной капсулой Dragon перед стартом. Источник: Space Flight Insider

    Интересно, что первая ступень перед полетом не была очищена от сажи, в отличии от карбонового переходника, соединяющего первую и вторую ступени. На капсуле Dragon был заменен тепловой щит и внешние панели.

    По словам Джессики Дженсен, директора по управлению полетами Dragon в SpaceX, около года назад начались переговоры об использовании повторного ракеты-носителя в рамках программы CRS. «Мы работаем с НАСА с января этого года над процессом обеспечения того, чтобы риск использования летавшей ступени был эквивалентен риску запуска нового ускорителя», — сказала она.

    Директор программы МКС от НАСА, Кирк Ширман, заявил, что агентство одобрило использование только единожды летавшего ускорителя, выполнившего аналогичную миссию, в которой он не подвергался такому же стрессу, как при запуске спутников на геостационарную орбиту. НАСА, наконец, одобрило повторное использование ракеты около двух недель назад, после завершения компанией SpaceX отчета о готовности.

    В то время как НАСА чувствует себя комфортно с повторно используемыми ускорителями, оно с радостью принимает запуск уже летавшего корабля Dragon. В этот полет отправилась капсула Dragon, которая впервые полетела в шестой миссии CRS SpaceX в апреле 2015 года. Она знаменует собой вторую подобную миссию CRS по использованию капсулы.

    «Для оставшейся части миссий CRS мы планируем продолжать использовать только летавшие ранее капсулы Dragon», — сказала Дженсен. Позже она уточнила, что для повторного использования доступно около семи космических аппаратов Dragon.


    Видео запуска миссии CRS-13

    PS Компания SpaceX открыла аккредитацию для журналистов желающих освещать запуск Falcon Heavy в январе следующего года.

    Поделиться публикацией
    Никаких подозрительных скриптов, только релевантные баннеры. Не релевантные? Пиши на: adv@tmtm.ru с темой «Полундра»

    Зачем оно вам?
    Реклама
    Комментарии 41
    • +3
      В то время как НАСА чувствует себя комфортно с повторно используемыми ускорителями, оно с радостью принимает запуск уже летавшего корабля Dragon.
      За время онлайн трансляции слово «reused» наверно повторили раз сто.
      А иногда оно звучало просто подряд «мы запустили переиспользованную ракету с переиспользованным драконом, однако она не была полностью переиспользованной — мы установили ей новые ноги».
      Пора им уже перенимать лексику Илона — «проверенную полетами» и «повторно летающую».

      PS: Им в декабре еще бы Зуму запустить, а там январь с хэви, в общем — стахановцы.
      • +2
        ЗУМЫ в этом году не будет. Она назначена на не раннее 5 января с LC-40.
        В этом году остался только Иридиум-4, из Калифорнии 22-23 декабря.
        • 0
          Картинку с «вы находитесь здесь» сходу не нашёл, вы сделайте вид — будто она тут есть.
          • +11
            Spacex - вы находитесь здесь
            держи и не благодари :)

            не благодари, потому что автор комментария говорил про другое, ну да и ладно
            • +2
              повторно использованная картинка…
              Вот когда
              • 0
                Вот когда они будут находится здесь

                подходит? :)
              • +2
                Я думаю к этой картинке неплохо бы было пририсовать годы событий, чтобы оценить и динамику
            • +2

              Flight proven удачное выражение, только по-русски смотрится инородное. Ноги родные в этом пуске были, только помытые, а crushed core в них поменяли. Надо привыкать, что чаще будем видеть законченную ступень на старте.

            • +6
              Классный вид посадки первой ступени был. Автор лучше бы на него заменил главную фотку, а то люди будут думать, что взорвалось что-то, раз такая заглавная картинка.
              • +2

                Заглавная фотка автоматически подставляется. Кстати, некоторым сотрудникам раздали на память части того, что осталось после взрыва CRS-7, чтобы не забывали о качестве.

                • +1
                  Согласен. Главная фотка совсем не соотвествует ни тексту статьи, ни успешному запуску РН и Драгона и успешной посадке первой ступени. Причем первая ступень и Драгон используются во второй раз.Форма не соответствует содержанию!
                • +4

                  Да, фото аварии не соответствует событию.
                  Можно еще добавить видео из трансляции НАСА — там само возвращение ступени очень хорошо показано, в трансляции SpaceX сильные впечатления от момента самого отделения первой ступени.

                  • +3

                    Вот видео про полет первой ступени


                    https://www.youtube.com/watch?v=UDQ3Y9iPARY
                    начиная с 3:03, на 7 минуте она помещается на значительную часть экрана
                  • +2
                    В видео на youtube с земли снимали до самого разделения ступеней.
                    Не удивлюсь если у spaceX есть видео с земли от взлёта до посадки.
                    Все равно здорово повторный запуск комплекса Dragon — первая ступень.
                    Шли они к этому долго но пришли. Сколько в это вложено труда…
                    Читал где-то что spaceX остановились на Blok 5 и усоверщенствовать Falkon 9 не будут.
                    И бросят силы на BFR?
                    Я правильно понимаю что в концепции BFR ракета будет полностью многоразовая? И первая и вторая ступень?
                    • +1
                      Да бросят все силы.
                      Да BFR полностью многоразовая
                    • +3
                      У них уже два десятка первых ступеней, что они собираются с ними делать?
                      • +3
                        Они собираются в ближайшем будущем остановить производство Фалькон-9, и перестроить его на производство BFR, запас Фальконов-9 будет использоваться до окончания ресурса в переходный период
                        • +2

                          Да, собираются остановить, но не в таком ближайшем будущем. БФР полетит в не раньше 2022 года, может и позже. Плюс переходной период 2-4 года. Но и это очень быстро по космическим меркам. Европейцы в конце 2020 только начнут тестировать новый метановый движок Prometheus на 1 MN.

                        • +2
                          Часть запустят без возврата под тяжелыми ПН на ГСО. Но не все стоит запускать снова. Часть будут испытывать до посинения до появления Блока5, там наверно, будут переходные модели. Часть уже точно будут готовы отдать в музеи.
                          • 0
                            На данный момент 16 успешно севших, из них 4 дважды и что дальше непонятно, 2 пошли на Хеви, ещё штуки 4 похоже не подлежат использованию и пойдут в музеи.
                            Итого в активе штук шесть.
                            В течении года ожидается 5 запусков Iridium NEXT и 5 грузовиков к МКС, которые уже сейчас летают на б/у
                            • 0

                              Почему дважды севшие вычёркиваете? Наоборот, думаю запустят, потому что это хорошо покажет — ракета многоразовая, а не двухразовая. Да и экономически должно быть выгодно — какой смысл их выкидывать?

                              • +3
                                Всё же опасно. Например, мы не знаем, как изменились параметры сплавов, и- которых сделаны обечайки баков. Но это мы не знаем, а Маск и его команда знают.
                                Это Блок-5 будет по настоящему многоразовым, там должны учесть все проблемы, проявившиеся на Блок-3.
                                • +1
                                  Напомню, что время работы турбореактивного двигателя на первых военных истребителях, где они впервые были использованы, также оценивалось в 50 часов.
                                  • +1
                                    в 50 часов
                                    До регламентных работ. Я знаю это.

                                    Вот я и говорю, Маск и его команда «идут сейчас там», где «ещё не ступала нога человека.»
                                  • 0
                                    Ну вот Маск и определился — б/у ступень после второго запуска Иридиумов возвращать не будут.
                                  • 0
                                    Я их не вычёркиваю а оставляю под вопросом.
                                    Потому как неизвестно в каком они состоянии. Уже в следующем году увидим, будут брать новые или третий раз запустят.
                                    • 0
                                      Они уже вряд ли полетят. Мне попадалось то ли высказывание самого Маска/Шотвелл/Мюллера, то ли где-то в обсуждениях проскакивало — не помню — что два запуска для нынешних первых ступеней — предел.

                                      Тем более, что у них есть в запасе штук восемь восстановленных ступеней, плюс несколько новых (как минимум одна для Zuma) — на полгода этого хватит. А к апрелю уже обещается первый запуск Block 5, который будет по-настоящему многоразовым.
                                      • 0
                                        Они уже вряд ли полетят. Мне попадалось то ли высказывание самого Маска/Шотвелл/Мюллера, то ли где-то в обсуждениях проскакивало — не помню — что два запуска для нынешних первых ступеней — предел.
                                        Да, мне тоже попадалось что-то такое, может чуть в более мягкой степени, я понял (своими словами) как 2, ну 3 максимум.

                                        И, да, у них есть уже несколько годных для полётов ступеней, причём этих ступеней больше, чем потребуется SpaceX для своих испытательных запусков.
                                        • 0

                                          Там я так понял ограничение по ресурсу двигателей. Сколько там раз их включали на испытаниях? 10 раз по-моему — как раз на два пуска и две посадки с торможением. Если больше, то и ступень, соответственно, должна больше раз летать, так как по сути больше там изнашиваться нечему.

                                          • +1
                                            Двигатели севшей ступени давно уже прогонялись на десять полных полётных циклов (не знаю, с предстартовым прожигом, или без него). Но изнашивается там и оболочка баков, из-за термических нагрузок, вибрации, да и общей нагрузки тоже. На фото некоторых севших ступеней была видна пластическая деформация оболочки, в частности около решётчатых рулей, позднее там ставили местное усиление.
                                            • +2
                                              На испытаниях — 40 включений отработали. И плюс одну ступень прожигали на 10 полных времени работы.
                                              Но одно дело на стенде отработали, и другое — насколько при этом вероятность аварии повысилась.
                                  • +2

                                    Кто смотрел трансляцию увидел две посадочных площадки для боковых ускорителей Хэви. Работают люди.

                                    • 0
                                      От старой копоти не отмыли ракету, показушники. :)
                                      • +1
                                        Если эта копоть въелась в краску, то может просто не отмываться до конца. А сдирать полностью старую и наносить новую, смысл для бака с весьма ограниченным ресурсом?
                                        • 0
                                          А она разве мешает выполнять операцию. Может ни на что не влияет.
                                          • +3
                                            Сильно подозреваю, что отмыть ее не просто и не дешево. А следовательно — зачем? Летать она не мешает. Как раз тратить на блеск деньги — показуха.
                                            • +2
                                              SpaceX вчера заявили, что больше не будут отмывать использованные ступени
                                              SpaceX confirm all future flight proven Falcon 9 boosters will remain sooty (bar the stripes for the inspection of the welds, etc.).

                                              https://twitter.com/NASASpaceflight/status/941690276615217152
                                            • +1

                                              На пресс-коференции после запуска спрашивали насчет обнаружения частиц в топливном баке второй ступени и сказали, что это было устранено путем многократной промывки. При этом от обнаружения до запуска прошло буквально пара дней.
                                              Интересно, по какой причине там оказались частицы и как они умудрились все так быстро проверить и доказать NASA, что ступень готова к запуску?

                                              • 0
                                                Просто новое оборудование старта, что-то где-то не промыли видать.
                                                Ну и им не надо никому доказывать готово там что или нет.
                                                Хозяин-барин, как решил так и сделал. Мог вообще не промывая запустить, если бы решил что нет угрозы.
                                              • +2
                                                Теперь ждем в этом году запуск спутников Iridium NEXT в ночь на 23 декабря. И это будет уже пятый для SpaceX запуск с повторно-летавшей первой ступенью!
                                                • +2
                                                  Таймлапс работы возвратного механизма

                                                  Опять 25. Это стрела транспортно-установочного агрегата или на сленге «стрела установщика», играющая в том числе роль кабель-заправочной мачты.

                                                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                  Интересные публикации