Пользователь
0,0
рейтинг
7 августа 2008 в 10:33

5S или как организовать свое рабочее место

Seiri, Seiton, Seiso, Seiketsu, Shitsuke. Знаете, что значат эти 5 непонятных японских слов? Не знаете? Я постараюсь объяснить.

Но сначала немного истории. В 50-х годах прошлого века Японии пришлось очень не сладко, страна оказалась в сильнейшем кризисе: отделенная от материка, без особых ресурсов и с множеством других проблем. Но… японцы — молодцы. Они собрались, много учились и много работали. Они перенимали все лучшие технологии, модернизировали и улучшали их. Единственным спасением Японии в тот момент было стать намного более эффективной, чем весь остальной мир.

И японцы это сделали. Они стали работать очень и очень эффективно. А способы работы они очень аккуратно, как кирпичики, сложили в систему. Система работы у японцев получилась стройная, но живая, и, что очень важно, постоянно улучшающаяся.

Wikipdia знает кое-что о бережливом производстве, Тойоте и их производственной системе, Кайдзен и Масааки Имаи.


Так вот эта система вся создана для того, чтобы максимально минимизировать и исключить все затраты, какие можно. И сделать процесс просто супер эффективным.

И одним из маленьких, но очень важных кирпичиков этой системы стала методика 5S, методика эффективной организации рабочего места. Состоит она в применении 5 простых принципов. Принципов, позволяющих экономить время и силы и работать эффективно.

Что же это за принципы?

1. Seiri (Рассортировать)


Выделите все программы, документы, инструменты, материалы и прочие вещи, которые вы используете, или которые помогают вам в работе. Остальное либо сотрите, либо выкиньте, либо куда-то подальше уберите. Оставьте, только то, что на самом деле нужно. Будьте честны и объективны. Если есть сомнения, уберите вещь в дальний ящик, понадобится — достанете.

2. Seiton (Упорядочить)


Инструменты и документы, которые вы посчитали важными, расположите по удобным и легко доступным местам. По местам, наилучшим образом соответствующим вашему рабочему процессу. Наведите порядок на рабочем столе и в компьютере. Настройте сервисы, которыми пользуетесь. Разложите справочники и книги, к которыми регулярно обращаетесь, по полкам. Сделайте свое место работы удобным.

Важно, чтобы было место подо все и все на своем месте.

На японских (а теперь уже и практически на всех современных) заводах используется так называемый метод теней — там где должен лежать конкретный инструмент рисуется контур этого инструмента. Это сделано для того, чтобы было сразу видно, если какого-то инструмента нет или он лежит не на своем месте. То, что не нужно каждый раз проверять все ли на месте и искать чего же не хватает, экономит кучу времени.


3. Seiso (Убраться)


Систематическая уборка — вещь просто необходимая. Тратьте немного времени в конце вашего дня, или, когда вы заканчиваете работать, на уборку. Уберите мусор, разложите все по своим местам. Сделайте так, чтобы утром следующего дня было приятно снова начать работать. Ключевой момент – это регулярность. Важно, чтобы уборка была частью вашего рабочего дня, а не совершалась время от времени, когда «уж слишком большой беспорядок».

4. Seiketsu (Стандартизировать)


Стандартизируйте по возможности ваш рабочий процесс. Если существуют регулярно повторяющиеся действия, опишите их, продумайте все моменты и не тратьте больше время на обдумывание, когда понадобится сделать это действие опять. Старайтесь выработать себе лучшие линии поведения. Имея под рукой готовые алгоритмы действий, вы будете экономить огромную кучу времени. И перестанете упускать из виду важные моменты.

5. Shitsuke (Поддерживать)


После того, как ваша работа более-менее стандартизирована, на столе и в целом на рабочем месте порядок, нет ничего лишнего и все на своем месте — не останавливайтесь! Очень важно все это поддерживать и постепенно улучшать.

Ну что, прочитали?


Слишком всё просто и очевидно? Посмотрите на стол вокруг себя и на свой десктоп.

Я очень рад, если у вас все в порядке, Если нет, попробуйте сегодня убрать лишнее со стола, прибраться, разложить все по местам, описать (хотя бы у себя в голове), как проходит ваш рабочий день. И хотя бы пару недель постараться выполнять эти до невозможности очевидные принципы.
dmitrybaykin @dmitrybaykin
карма
10,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (51)

  • 0
    На 4S я выполняю правила. Осталось заняться Shitsuke. Статью эту читал, но несколько в иной интерпретации в одной из книг по японскому менеджменту.
    • 0
      Видно на 3S, а не на 4S, т.к. выполнив Seiketsu достаточно хорошо, в тщательном Shitsuke нет необходимости,
  • +22
    Чесно говоря никогда не получалось поддерживать рабочее место в идеальном состоянии. Я придерживаюсь несколько иного стандарта организации рабочего места: ГТЛТНФ "Где-то тут лежит та нужная фиготень"
    • 0
      Без творческого беспорядка в нашем деле никуда))
    • +1
      Вот-вот, а еще часто у меня пол стола - это "место под кота". Причем, этот Shitsuke сам решает, какая часть стола его
      • +1
        Нарисуйте контур кота на столе и приучайте его к методу теней :)
  • +4
    У меня жена однажды убралась. Вот где была паника. Полчаса искал "фиговину, которая валялась вон в той куче"
    • +4
      А я жену к кучам неподпускаю... :)
      Там все нуженое и выкидывать и тем более разбирать ничего нельзя.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • +1
          Пробовал, эффект довольно непродолжительный по времени. А из-за столь малого эффекта жалко тратить время на раскладывание кучек в аккуратные кучки, когда и так все удобно и под рукой всегда.
          • 0
            Если и так удобно, и все всегда под рукой, и время, которое вы тратите на поиск вещей заметно меньше времени, необходимого для того, чтобы поддерживать еще больший порядок, то это значит, что все разложено очень хорошо.
    • 0
      Действительно, ненавижу, когда кто-то незнакомый с моим "порядком" пытается навести свой. Будь то уборщица на работе, жена или подруга... После таких "уборок" никогда ничего не могу найти.
    • 0
      Сразу вспомнил IT crowd четвертую серию
      про экосистему и джунгли))
  • +4
    есть мнение, притом обоснованное, что подомная система менежмента очень негативно сказывается на творческих людях (какими IT-специалисты, безусловно, являются)
  • +1
    Российский программист должен быть не мыт, не брит, голоден, но воспитан и интелегентен.
    Степень погружения в програмерский дао определяется количеством мыслей, сосредоточенных на кончиках его пальцев, некая часть которых остается на его инструменте - кодепишутуре.

    Если коде-пишу-туру вымыть то она потеряет ту энергетическую накачку, которую обрела за часы, дни и годы совместного творчества с хозяином-програмистом.

    Прокачивайте свою клавиатуру, прокачивайте свою чайшу( есть такое понятие- чайная душа, да и например узбеки свои казаны не моют - эта самая "душа" аромат придает)

    А если ваш стол стерилен и пуст - только монитор, клава и мышка - вы или менеджер среднего звена..
    или маковод :)
    • 0
      Я не знаю, откуда вы взяли, что узбеки не моют казаны =)
      18 лет прожил в Ташкенте и не видел, чтобы готовили на грязной посуде.
      • 0
        Ну во первых города это другое
        Во вторых - я ошибся :)
        Не узбеки а татары.
        "Татары" даже переводиться примерно как "Они не моют руки"
        по большей части имеют обыкновение не мыть рук и хвататься ими за рыбу и мясо; платье их не снимается и не моется до тех пор, пока не износится"
        http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php…
        • 0
          Блин, а я слышал, что слово "татары" произошло так: было нифига не понятно, что они там говорят и слышалось только "тар-тар-тар" =)
          • 0
            Это для нас они татары, также как "германцы" для нас немцы.
            Тартария это вообще россия :)
            Себя они называют по другому, и другие народы их тоже по другому называют :)
            • 0
              Вы, как и предыдущий комментатор, ошибаетесь. Википедия говорит, что «татарлар» — это и есть самоназвание народа. Есть ещё сайт о этимологии этнонима «татар».
            • +1
              Вы так хорошо знаете узбеков, татар или другие народы, чтобы уверенно утверждать о чистоплотности их представителей?
              Вы так хорошо знаете историю, этимологию проихождения имени народа и их самоназвание?

              Никогда не беритесь утверждать то, о чем Вы не имеете ни малейшего представления.
        • 0
          Никогда не видел ни одного татарина который не моет руки перед едой. И сам мою. И посуда тоже моется, вы живете в другом мире?
        • 0
          Вот кое-что о происхождении энонима «татар».
          По Вашей ссылке приводится свидетельства из китайского источника XIII века, а китайцы татарами (да-дань) все известные им тюркоязычные народы. Переносить это на современных татар нет смысла.
    • 0
      Не надо маководов только приплетать, у меня к примеру трэш на рабочем столе бывает тоже.
  • 0
    Зачем искать нужную вещь по ящикам или запоминать где она лежит, если можно оставить её на столе, где она всегда будет под рукой? На десктопе я люблю порядок, но в жизни он не приемлем. На десктопе не надо запоминать, где что лежит, достаточно положить на рабочий стол ссылочку "музыка", а в папке музыка разложить всё по групам и альбомам, тогда как на рабочем месте я не могу найти специальный ящик, на который положить ссылку на рабочий стол, уж лучше поставить подставку для дисков или разбросать диски по рабочему столу. Нашёл я здесь пару правил для себя, но в основном это не очень поможет.
    А вы это с японского переводили?)
    • 0
      Я с вами полностью согласен. Было время, когда я занимался моделированием и у меня в комнате стояло 2 стола и один верстак, всё было завалено детальками и вещами. Действовало правило: "Если штуковина используется редко, то она внизу кучи, если часто — где-то сверху" =)
      В то же время, информация на компьютере была строго структурирована.
      • 0
        Может мне написать топик "Как правильно складывать вещи или наведение порядка методом кучи"? :)
        • 0
          Думаю, стоит только изложить свои маленькие хитрости поисковой оптимизации и ранжирования по куче, т.к. кучу может любой сделать =)
          • 0
            Как только крма будет в плюсе, напишу в личный блог. Кстати можно использовать сортировку пузырьковым методом)
            • 0
              Ога, самая тема пузырьковой сортировкой, главное, во время поиска бороду нет-нет подстригать — ато мешаться будет =)
              • –1
                Интересно все айтишники такие? Наверно поэтому так много опенсоурс программистов убивают своих жён) "Ах это ты разобрала мою кучу, я её столько складывал..."
                Кстати ваша карма мистическим образом повысиась)
                • 0
                  У меня к сожалению (или к счастью?) нет пока жены. Есть девушка. Я её кучи не трогаю, а она мои. Так что мысли об убийстве пока мой мозг не посещали =)
                  Мы деревенские — люди простые, на всякие кармы внимания не обращаем =) Если это вы руку приложили, то спасибо, приятно.
        • 0
          Изучить теорию "Хаоса":))
    • 0
      Нет. Сам написал.

      Мне просто интересна тема бережливого производства. Да и объяснять частенько приходится, что такое 5S, PDCM, 5WHY и многие другие термины.
  • 0
    есть ещё 6ая эS - Szabit ;)
  • +2
    Есть такая отличная книга - Gettings Things Done. Всем рекомендую. Там очень много дельный советов по организации рабочего места.
  • 0
    5S, кайзен и система "точно вовремя" - вещи сильно интересные. Но 5S, на мой взгляд, наиболее эффективна в производстве. Пусть даже и мелкосерийном.
    А по поводу стандартизации... В ряде профессий это вообще сложно применимо. Ты думаешь, что бухгалтерша тратит рабочее время на полив цветочков, а она тем временем над балансом размышляет)
    • 0
      С этим очень сложно спорить. Чем более однообразный и цикличный процесс, тем больше эффективности ему придает стандартизация.

      Но повторяющиеся действия есть не только на автомобильном конвейере.

      И стандарт, это же не навсегда. Мне нравится одно определение - стандарт, это наилучший известный на текущий момент способ выполнения действия. Если вы для себя опишите процесс покупок в супермаркете, вам потом намного проще будет его улучшить.
      • 0
        Возможно... Но продумав процесс покупок мы лишим этот самый супермаркет немалой доли импульсивных продаж)
  • +1
    Вообще говоря, Kaizen уже давно является частью многих методологий управления проектами, например PMBOK от PMI. Однако хочется заметить, что имея некоторое слабое представление о том как работают японцы, могу сказать что у них очень много психологических проблем связанных с работой, например попробуйте погуглить и представить себе такую вещь как Karoshi.
  • 0
    На Северо Кавказкой жд вводят такую систему, после поездки главного инженера в Японию. Теперь у всех висят плакатики с 5с. На аттестациях часто спрашивают 5С, вместо непосредственных обязанностей человека. Пусть ты проработал там 30 лет и знаешь больше начальника, на незнание пяти эс карается сурово.
    • +2
      Маразм крепчал...
  • +1
    Вы не в Сбербанке случайно работаете?
  • 0
    недавно задумался: не спроста в винде после установки на рабочем столе только корзина. да и программы многие всегда стремятся сохранить или открыть с него.
    ну и почистил весь рабочий стол. теперь одна корзина :) постоянно нужные программы вынес в быстрый запуск и сделал отдельной линейкой, как раз под открытыми программами.
    в течении недели на рабочем столе появляются разные файлы, а концу или удаляются, или разносятся по нужным папкам. красота.
  • 0
    что японцу хорошо, то русскому - ...ня.

    умом то я понимаю, что ВСЕ описанное - правильно, позитивно и необходимо, однако, как-то обхожусь...
  • 0
    Фактически любую, хорошую в принципе вещь, можно довести до абсурда в виде табличек со схемой размещения сотрудников в офисе и фотографией "сидельца" над рабочим местом. То, что Вы описываете здесь суть задача нормального технолога. Грамотного только. Остальные муды и гембы шарлатанство ИМХО.
  • 0
    Хотите быть как великие Японцы, сидящие на паре островков?
    Валяйте.
  • 0
    Принцип "Щитсуке" звучит сомнительно.
  • 0
    Внял совету, посмотрел на свой десктоп. Впервые за долгие годы.

    Там всё нормально, там одна пустая корзина. (Кстати, никто не подскажет, как убрать корзину с десктопа?)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.