Инфляция и образование

    EduflationЯ понимаю, что этот топик не совсем по тематике Хабрахабра, но тем не менее он касается каждого из нас. И я просто хочу обратить Ваше внимание на вопрос, который меня очень беспокоит.

    Не нервничайте. Вы услышали слово инфляция, но это не значит, что я буду рассказывать про $самизнаетечто. Тогда при чем здесь образование? — спросите Вы. При всем! Дело в том, что прямо на наших глазах происходит одна ужасная вещь, мимо которой нельзя пройти равнодушным и которую мы просто обязаны заметить.

    В прошлом столетии, да, в том самом, где осталась твоя молодость, если у тебя был диплом специалиста — то получить работу не представляло особого труда. По крайней мере в западном мире. В нашем тебя просто направляли в конкретное место, хочешь ты того или нет. Но суть от этого не меняется.

    А все из-за того, что иметь высшее образование раньше — было круто. Но сейчас получение диплома превратилось в обычный мудатский ритуал, который должен пройти каждый. Ведь иначе, по мнению общества, человек не полноценный?



    Ради интереса


    Представьте, что Вас познакомят с двумя обычными взрослыми людьми, лет сорока, приблизительно одинакового статуса, у одного из которых нет высшего образования. Сможете ли Вы, задавая вопросы, выяснить у кого из них есть диплом. Не спрашивая напрямую, конечно.

    Какой-либо результат предугадывать глупо, но у меня есть уверенность, что Вы не сможете заметить никакой разницы. Здесь, как никогда кстати, пригодилась бы ссылка на исследования британских ученых.

    Что мы имеем?



    Чем большее количество леммингов людей направляются в сторону получения высшего, тем плачевнее становится общий уровень всего образовательного аппарата.

    Почему? Да потому что британские ученые уже доказали, что 95% населения — идиоты. Это — шутка, но в ней доля правды.

    В наше время весь процесс обучения просто становится ритуалом. Его делают нудным и скучным этапом, который просто нужно перетерпеть. Дипломы есть у каждого. Понимаете? У каждого. Он уже не дает никаких конкурентных преимуществ.

    Диплом есть у всех ваших друзей, соседей, коллег и у вон той секретарши. У всех! Происходит естественный процесс инфляции образования.

    Лемминги нашли выход!



    Как? Они теперь просто стали дольше учиться. Еще больше! Дольше! Понимаете? Аспирантура, кандидаты наук и так далее. Они будут сидеть и учиться до 30 лет. А своих детей будут заставлять учиться уже до сорока.

    И так будет продолжаться до тех пор, по сам процесс не дойдет до абсурда. Пользуясь случаем, направляю тебя на отличное видео о проблемах образования с конференции TED.

    Что? Я не расслышал! Ах, ты тоже планируешь поступить в аспирантуру, чтобы поднабраться опыта?

    Ваше мнение



    Хочется услышать Ваше мнение. Если у Вас нет аккаунта на ХабраХабре, можете отправлять свои мысли в twitter или связаться со мной другим способом.

    Вопрос: Существует ли, на Ваш взгляд, процесс инфляции образования? Что Вы думаете об этом?

    Макс Крайнов: Существует, конечно, но с точки зрения наблюдателя, не замечающего того, что для достижения старых результатов требуется меньше знаний.

    Сергей Петренко (глава Яндекс.Украина): Его не существует.

    P.S. Пользуясь случаем, хочу открыто порекомендовать Вам свой блог: v673.com. Там исключительно мои собственные авторские статьи и отсутствует реклама в любом виде. Это полностью некоммерческий блог. Присоединяйтесь и подписывайтесь на RSS.
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 233
    • +8
      Полностью согласен с автором, инфляция образования безусловно есть. Но а что делать, если так сейчас утроенно общество? Приходится идти получать образование.

      Вчера смотрел вакансии по городу (Краснодар), на сайт юга.ру (крупный уважаемый у нас портал) требуется верстальщик на постоянную основу, зарплату не указали, зато требования — «начиная с 20 лет» и высшее математичесское(!) или техничесское образование.

      Конечно я когда через дай бог четыре года окончу универсетет, буду знать теорию функций комплексного перменного, теорию игр, буду уметь считать дифференциальные уравнения и разбираться в алгебре тензоров, буду «очень хотеть» заниматься вёрсткой на постоянной основе, но всё-таки вопрос остаётся открытым, а что делать то?
      • +26
        Забить на те слова, что пишут в вакансии. Если вы хороший верстальщик, а вас не взяли только из-за отсутствия образования, то вы просто не потратили время на контору, где по крайней мере HR идиоты.
        • +13
          Судя по моему опыту, вы будете помнить, что такие страшные слова есть на свете, но никак не знать «теорию функций комплексного переменного, теорию игр, алгебру тензоров...».
          • –2
            И всё-же, если в работе нужно будет использовать что-то из этого, Вы потратите в 10 раз меньше времени. Ведь надо будет вспомнить то, что Вам уже объясняли, Вы учили и сдавали, а не с нуля, самому изучать абсолютные новые вещи.
            • +3
              поверьте в работе верстальщика, скажем, это точно вспоминать не придется =)
              • 0
                Вы зря сводите всё современное IT к вёрстке. Есть очень наукоемкие области (те же движки игр, драйвера, распознавание речи и образов, распределенные вычисления). Я лично за последний год уже пару раз применял алгоритмы линейной и нелинейной оптимизации (не говоря уж о теории графов), хотя в институте ну никак не мог понять, нафига эти вещи нужны в природе.
                • 0
                  здесь не отрицаю, но дело изначально о верстальщике шло =)
          • 0
            Можно понять работодателя. Такая формулировка позволяет отсеивать претендентов из разряда школьников-самоучек без опыта работы или их же, но окончивших бессмысленные курсы. Предполагается, что резюме пришлет взрослый сформировавшийся человек, которого не придется обучать тому, как получать новые знания в технической области. Но делать акцент только на образовании, конечно же, не верно. Опять же — вы студент, а значит для работодателя это дополнительные сложности: отпускать вас на сессию, ждать, что вы закончите университет и соскочите, куда получше, и прочее.

            Уверен, что, если у вас есть опыт работы и портфолио, то на Югах.ру рассмотрят и вашу кандидатуру. Но при прочих равных с их стороны будет разумно принять кандидата с высшим образованием (не забываем, что кризис — время работодателя, а Юга могут себе позволить и зп не указывать).

            Отвечая на ваш вопрос, хотел бы вас приободрить: для верстальщика первично портфолио и опыт, поэтому сосредоточьтесь на этом, поработав для начала в менее крупной компании.
            • +3
              По вашему школьники-самоучки — ничего не стоят?

              Мне кажется что из видео выше, вы ничего не поняли.
              • +1
                Видимо, я не смог корректно сформулировать комментарий, раз у вас возник такой вопрос.

                Школьники-самоучки без опыта работы стоят мало. Работодатель предпочтет самоучку с высшим образованием при прочих равных условиях. Надо, чтобы у школьника-самоучки было портфолио готовых проектов, тогда его примут с распростертыми объятиями. Я говорил только лишь об этом, рекомендуя KF_NEXUS приобрести опыт работы.
                • –3
                  каким бы не был толковым и талантливым школьник или студент ранних курсов у него еще ветер в голове (уж очень мягко я выразился). На работу постоянную нужен ответственный человек. Ответственность появляется где-то к 21 году.
                  Это к слову о работодателях и школьниках-самоучках.
                  • +3
                    Несогласен с вами по поводу конкертных критериев ответственности. Откуда вы взяли цифру 21, из личного опыта? Развитие и становление личности это достаточно субьективный процесс, завит конечно от внешней среды, но тем не менее… Некоторые становятся ответсвенными в 17-18 лет(ввиду особых условий), а у некоторых ответсвенность не наблюдается и после 25.
                    Главным критерием ответствености и профессионализма я считаю опыт(и наличие таланта конечно этот процесс ускоряют). Если школьник-самоучка начнет с 7 класса серьезно заниматься дизайном, программированием, версткой и т.д. то вполне вероятно что к 10(оставаясь все тем же школьником) утрет нос своими профессиональными качествами многим «ответсвенным».
                    • –2
                      Из личного опыта найма курьеров для своего бизнеса. Через меня прошло за 3 года немерянное количество курьеров.
                      Все вами перечисленное — исключения подтверждающее правило.

                      Вопрос не в профессиональности, а в возрастном созревании. Вундеркинды те же. Вот только в 13 лет против гармонов не попрешь.
                      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                        • 0
                          вы не знаете о чем говорите, поэтому несете чушь.
                          • +2
                            как-то вы категоричны

                            вот что-то я не знаю людей которые хотят стать профессиональным курьером интернет магазина, даже после фильма «Курьер»

                            ради интереса, отпишитесь ответом на мой комментарий, кто-нибудь кто занимается саморазвитием, чтоб стать профессиональным курьером
                            • 0
                              да дело не в профессионализме. А в личной ответственности.
                              Ребята, которые в 21-22 вынуждены работать курьером, пока учатся работали очень добросовестно. Практически все. бывали исключения.
                              И наоборот, студенты 1-3 курсов раздолбаи в основном, которым вдруг влом становиться, они лучше весело попьют пиво с друзьями, наплевательски относятся к работе и тд. Тоже бывали исключения.

                              «Это к слову о работодателях и школьниках-самоучках» — о профессионализме я не упоминал. читайте всю ветку.
                              • 0
                                По-моему, в нашей стране вобще беда с профессиональной культурой, частью является ответственность.

                                Из-за менталитета или про из-за текущей культуры, но с таким сталкиваются повсеместно
                            • 0
                              Все очень правильно. Идут в курьеры, в охранники магазинов, в уборщицы и в дворники от невозможности работать на приличной работе. И свалит с такой работы человек как только так и сразу. И ответственность у них очень вынужденная (чтоб не выгнали пока нет лучшей перспективы). Правда, у дворников велик процент дауншифтеров… но это ничего не меняет.

                              зы. Просто в 20-25 лет становится надо людям иметь больше денег.
                              ззы. На счет гормонов вы, конечно, правы. Я могу ещё добавить, что стоит смотреть семейное положение — у женатых проблем с гормонами намного меньше. В любом возрасте :)
                      • +1
                        не вешайте ярлыков и не занимайтесь гендерной дискриминацией :)
                        у людей одного физического возраста психологический возраст может сильно отличатся, и в 40 может быть ветер в голове и в 16 можно быть серьезным взрослым человеком.
                  • +2
                    Скорее всего сайт делал дурак и там невозможно разместить вакансию, не выбрав из перечня указанных высших образований.

                    А на вакансию скорее всего требуется человек, которому не менее 20 лет с математическим складом ума :) Ну или как-то так.
                  • –4
                    Когда уже научатся программировать людей?!
                    • +17
                      По моему, этим занимаются уже чертову уйму лет. Еще с момента изобретения религии
                      • +9
                        Нет, еще задолго до изобретения религии. Религия — это просто модернизированный, массовый метод.
                      • –4
                        Считается, что гаитянские вудуисты достигли больших успехов в деле зомбификации.
                        • +4
                          Посмотри телевизор. Ежедневно. По несколько часов. И будет тебе «счастье».
                        • +6
                          Сам диплом совершенно не дает никаких преемуществ, равно как и его цвет. У меня сейчас в группе 17 человек, где на выходе все должны быть первоклассными инженерами, контролирующими производство. По факту к 4 курсу только ~5 человек из всей группы способны сесть за какую-нибудь CAD систему и начертить элементарный чертеж. Остальные непонятно как вообще держатся. Поэтому говорить о том, что обилие дипломов и их обладателей в стране говорит о какой-то инфляции неправильно. Как раз все наоборот. Грамотных специалистов всегда было мало. Грамотных технических специалистов еще меньше. Отсюда и такая плачевная ситуация с производством в стране. Все только торгуют, да на бюджете сидят…
                          • +4
                            Я как раз и хотел обратить внимание на то, что количество дипломированных специалистов растет очень быстро, а уровень и качество образования — нет.

                            Я боюсь, что процесс получения высшего образования потенциально может стать некоторой абузой для общества, а не полезной вещью, помогающей человечеству.
                            • +42
                              Всего-то достаточно отменить обязательный призыв в армию. Тогда многие молодые люди начнут постепенно переосмысливать свои планы после окончания школы. Кто-то не будет идти на первую попавшуюся специальность с маленьким проходным баллом лишь_бы_взяли, а кому-то высшее образование вообще нафик не нужно. Очень все это заметно, когда сравниваешь типичного дневного студента и вечерника. Второй знает зачем ходит в институт и ценит полученные знания. Первый в большинстве своем тупо отсиживается.
                              • +9
                                Истина чистая, первый пункт при выборе вуза сегодня — отсрочка от армии, второй — военная кафедра, а остальное «мелочи».
                                • +3
                                  Эх если б не армия поступил бы в нормальный вуз на заочку и платил за учебу.
                                  А так отсиживаюсь в филиале непоими чего.

                                  Из 60 человек!
                                  представления о будущей профессий(ИТ управление) есть у 5-6, мужская половина почти вся учится лишь бы не в армию.
                                  но больше половина группы девушки… что им там нужно для меня загадка.

                                  А еще в вузе на 2 курсе по информатике мы проходим то что в лицее проходили на 2 месяц.

                                  При поступление на работу (верстальщик) о наличие образования у меня спрашивали только для галочки т.к. в городе нет вуза где хорошо этому учат.
                                  • +1
                                    > но больше половина группы девушки… что им там нужно для меня загадка.
                                    им нужна вторая половина
                                  • 0
                                    Зря вы про тех кто на дневном. В нашем университете кто отсиживался отчислили этак уже после первого семестра. К третьему курсу осталась одна треть. Все знают зачем они здесь. А посмотришь на вечерников — все дуб дубом. Им пару задачек дают за семестр и то не могут решить.
                                    • +4
                                      С трудом верится, но если вы и првда здраво оцениваете ситуацию, я б хотел в ваш универ.
                                      Я сейчас на 5-м курсе в питерском ЛЭТИ. Математик (прикладная математика)
                                      Статистика:
                                      — После 3го курса 70% математических дисциплин и 20% программистских (плюс БЖД и пр.)
                                      — В группах математиков (ок. 30 человек всего):
                                      — 30 % — программисты (C, Java, низкие уровни)
                                      — 40 % — масса (в основном, девушки) устроившихся в инженерный цетр при кафедре и что-то там ковыряющие-программирующие
                                      — 1 математик
                                      — 30 % странные чуваки с деятельностью: от промышленного альпинизма до «программистов 1С»
                                    • +1
                                      А как же девушки? Их поступает не меньше чем парней. Армия ведь им не грозит.
                                      Да и парням иногда откупиться от армии дешевле, чем учиться 5 лет на платном.

                                      Я думаю, вы правы в том, что поступая в ВУЗы, они «отсиживаются»:

                                      1. можно погулять, поразвлекаться, продлить беззаботное время
                                      2. родители пока обеспечивают — зачем спешить идти работать?
                                      3. работодателям нужны «корочки»
                                      4. ВУЗ — престижная тусовка типа закрытого клуба
                                      • –3
                                        У призыва в армию есть особое, ритуальное значение. Раньше, в дикие времена, был такой ритуал — мальчик становился мужчиной. В наше время этот ритуал заменён службой в армии. Если этот ритуал не проходить в том или ином виде — проблемы будут.

                                        Вобщем, я бы вместо обязательного призыва в армию убрал отсрочки от армии. Сам я в армии служил. Образование — техникум. Работаю сисадмином. Хвалят, жалоб не было.
                                        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                          • –2
                                            У нас что, планеты в космосе растворились? Или Земля с орбиты сошла? Или, может, у нас уже не действует структурализация общества? С чего Вы взяли, что этот ритуал надо оставить? Там, где этот ритуал оставлен, возрастает число подростковых самоубийств и их попыток — потому что этот ритуал подсознательно всё равно нужен всем. И его так или иначе проходят все, только кто-то в более тяжёлой и сложной форме, из-за того, что от армии отказался. Взять Швейцарию, или даже взять тот слой подростков в России, которые отмазаны от армии — статистику по самоубийствам и попыткам суицида поднять несложно. Так что ритуал можете оставить, конечно, но виноваты сами будете. Просто его сути Вы, скорее всего, не понимаете, поэтому так говорите. Ведь та же беготня от армии в течение 6-7 лет — это фактически та же самая армия в течение года-двух. Проходят его так или иначе все.
                                          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                            • 0
                                              Вы там были? Я — да. Рабство — не везде. И многие мои знакомые (все, с кем я служил) в рабстве не были. Конечно, есть и рабство, и дедовщина, и уставщина, и это надо решать, я же не спорю. Просто не надо стричь под одну гребёнку, особенно не испытав самому.
                                          • +2
                                            Я немного подумал (от этого в голове щекотка такая смешная — мне нравится!), и, пожалуй, перефразирую свою мысль. Нужно не обязательный призыв в армию отменять, а сделать так, чтобы в институте от армии не прятались. Отменять ли отсрочки, или ещё как поступать — вопрос уже тактический, а не стратегический. Но в целом — я против отмены армии по уже изложенным причинам. Про тех, кто служил в армии (в нормальной, а не там, где уголовная дедовщина), как правило говорят, что раздолбайства и инфантильности убавилось очень основательно, а ответственности прибавилось. Мало где это получишь, кроме армии.
                                            • +1
                                              В современном мире мальчик становится мужчиной, когда отделяется от родителей и начинает самостоятельно обеспечивать себя. А армия — это потеря времени. Армия на контрактной основе будет намного эффективнее, чем то непонятное, что есть у нас. И то, что вам повезло служить в «нормальной, а не там, где уголовная дедовщина» — это вам именно повезло. А многим нормальным, умным людям — не везет.

                                              Один мой бывший одноклассник был ещё тем раздолбаем, потому и вылетел из универа и попал в армию. Но вернулся ещё большим раздолбаем, не поверите. Сейчас сидит на шее у родителей и ничего не делает. Хотя за это время большинство его одноклассников (и я в том числе) уже окончили вуз, пару лет назад.

                                              Так что, если отменять отсрочки — то только тогда, когда вся армия будет «нормальной». С другой стороны, проще сделать армию на контрактной основе, тогда действительно желающих получать высшее поубавится.
                                              • 0
                                                Да, проблему-то наскоком не решишь. Мы тут обсуждаем одно направление — что образование высшее теряет свой статус в том числе из-за того, что в институтах от армии прячутся. То есть решать надо этот момент — чтобы от армии в институтах не прятались. А уж при этом, конечно, надо решать, чтобы и армия нормальная была, и чтобы институт от армии не прятал, и всё сопутствующее.

                                                А контрактная армия в разрезе ритуала срочную службу никак не заменит — потому что контракт это работа фактически.
                                                • 0
                                                  Я и написал свое мнение, о том, что сейчас является ритуалом. По-моему, этого достаточно.
                                                  • –2
                                                    Простите, первые два-три предложения Вашего коммента мой мозг не воспринял — ОРВИ у меня. Поэтому мой ответ не полон. Так вот насчёт того, как в современном мире мальчик становится мужчиной — Ваше мнение в принципе имеет верные моменты, но там не хватает главного — для полного нормального прохождения этого ритуала человек должен прожить символическую смерть, то есть умереть мальчиком и родиться мужчиной. А что значит умереть, но не физически? Это потерять имя, друзей, родственников, любую связь с внешним миром, но не своё физическое тело. Всё это в принципе и даёт в наше время армия. То есть должна давать, по крайней мере. И если эта символическая смерть в той или иной форме не пережита (хоть бы и в форме скрывания от армии — тоже шифруешься и прячешься ото всех, но в более слабой, и поэтому в более долгой форме), то могут быть рецидивы в плане тяги к суициду и прочие побочные эффекты. Или же — другие, более нудные формы этого ритуала жизнь подкинет — ну там с детьми постоянно сидеть (это когда раньше по многодетности или по новорождённым можно было не служить), или с тьфу-тьфу-тьфу заболевшими родителями, и проч. Ну и опять же, раз не переродился, то стал просто мальчиком, но умеющим зарабатывать и жить отдельно :) Вот я о чём примерно говорю. Но это уже отдельная тема по ритуалам и ритуальным техникам, её при желании можно как-то отдельно обсудить, не в рамках уже этого топика :)
                                              • 0
                                                Нужно для начала армию с уголовной дедовщиной обменять на нормальную. Тогда, глядишь, и отсрочки отменять не потребуется.

                                                Но в принципе я согласен что для многих армия — это потеря ценного времени.
                                                • 0
                                                  Да, согласен, армию надо сделать нормальной :) Тогда народ бояться не будет, и проще будет отслужить, чем косить и прятаться.

                                                  Для достаточно осознанных людей — армия не нужна. Но увы, таких не так уж и много…
                                                  • 0
                                                    Забавная идея — в армию идет тот кто не имеет к определенному возрасту некоторого уровня дохода :) Т.е. зарабатываешь в 18-20 лет тысяч тридцать-тридцать пять (с поправкой на регион проживания) — всё, ты уже самостоятельный, себя обеспечиваешь, значит свободен :)
                                                    • 0
                                                      Тоже правильно.
                                                      • +2
                                                        Я бы делал немного не так. Не хочешь идти в армию? Плати каждый месяц по 25-35 тыщ — на зарплату контрактнику, служащему вместо тебя. И так в течение года (сейчас же вроде срок срочной службы — год?). По-моему, было бы справедливо :)
                                                  • +1
                                                    Не знаю где это вы там служили, что у вас об армиии такие возвышенные и полные надежды мысли. Но должен вам сказать что все решит профессиональная армия. Чтобы люди в нее шли по убеждениям. Я вон, тоже по убеждениям пошел. Сначала почти откосил по состоянию здоровья, а потом забилось за мною место работы где нужна была служба в армии — так я ее сразу люто полюбил и бодренько пошел по идеологическим соображениям родину защащать (ведь если не я, то ведь кто-то другой успеет вместо меня защитить) :)))

                                                    зы. А щекотка в голове у вас и мысли такие это скорее от ностальгии. У меня такое тоже бывает. Каждый год 26 марта. :)
                                                    • 0
                                                      Мы с Вами сейчас говорим о разных вещах. Профессиональная армия решит проблему защиты страны, я согласен. А проблему ритуальную (ну, я уже понял, что рано я о ней начал писать, на техноблоге такими вопросами мало кто увлекается) профармия не решит.

                                                      И когда я служил — мне было тяжело, я ненавидел ту тупость, идиотизм, и прочую шнягу, которая в армии творилась (мытьё поребриков с мылом, начистка колёс машин растворённым в бензине гуталином, и много чего ещё), и я считал абсолютной потерей времени службу в армии. Да и попал я в неё по собственной маленькой оплошности, служить я совершенно не собирался. Осознание сути произошедшего пришло лет эдак через 10 :)

                                                      Не, щекотка точно не от ностальгии. Мне иногда (причём достаточно регулярно почему-то) снится, что я опять в армии на срочной службе — просыпаюсь всегда в ужасе и страхе :)
                                                      • 0
                                                        Ну мне недолго осталось до 10 лет… правда я был офицером и от того наверное служба была иногда даже веселая — так может попозже я и пойму что такого хорошего в армии, но пока одни только отрицательные эмоции особенно о конвоировании. И у всех, с кем служил, когда собираемся, общее впечатление при встрече примерно такое: «о! вот ещё один человек который перенес такую же хуйню. он таки понимает как хорошо что мы уже не там.»
                                                        • 0
                                                          Да и нам бывало вполне весело :) Особенно когда уже на втором году службы я начал работать на станции космической связи. Ну, чего тут гадать — время покажет, кто что вынесет из своей службы в армии :)
                                                • +1
                                                  Да, у нас уровень обладания диплома к 30 годам стремится к 100 %
                                                  • 0
                                                    Часто бывает намного смешнее — и 200% и 300%

                                                    зы. мне один диплом практически подарили, а другой получил пойдя учиться за компанию, но и там мне проректор постоянно с улыбкой говорил, что мол, Денис Евгеньевич, вам как бы по статусу на сессию приходить не полагается (и так все подпишут). В некоторой степени пригодилась (не совсем в этом уверен) только первая вышка, которыу получил сразу после школы.
                                              • +20
                                                Инфляция не так страшна. Дипломированных специалистов становится все больше и больше — это инфляция. Она отменяет роли диплома как своеобразного «знака качества». Одни дипломы ценятся выше других, поэтому конкурентным преимуществом становится не факт наличия диплома, а название ВУЗа, его выдавшего.

                                                А вот девальвация образования — это уже серьезно. Диплом не является гарантией наличия необходимых знаний и навыков у человека. Перетерпел. Пересидел. Заплатил кому надо. Напрягся перед защитой и написал пару слов, потом еще заплатил, и получил диплом. Я тут на днях видел тест из дипломной работы, посвященной разработке учебного курса по службе FTP, там первый вопрос был таким (с вариантами ответов, первый ответ помечен как верный):

                                                FTP — это…
                                                1. Fail Transfer Protocol
                                                2. Fail Transit Protocol
                                                3. Final Transit Protocol
                                                4. Fain Transit Protocol

                                                Так вот, первое слово в первом варианте чертовски верное. Существующая система получения образования — это epic fail.
                                              • +1
                                                Всё верно и очевидно. Для меня этот процесс стал виден во время «бума менеджеров» в девяностые.
                                                Да что далеко ходить, знакомые жалуются, что обыскались толковых мастеров, умеющих работать руками. За приличные деньги. Но нету ж, бля, все — дипломированные экономисты и торгуют соней на рынке, зато гордость.
                                                • +1
                                                  А вы сами «руками работаете»?
                                                • 0
                                                  руками работать не интересно. Ну вот реально неинтересно работать асенизатором, к примеру, хотя раз за лето притащить пару ведер навоза для… для чего его там используют? — так вот разок в сезон поработать для себя, в виде разрядри, в плане лечения трудом — это неплохо, а вот заниматься этим каждый день — это скучно и утомительно.
                                                • +5
                                                  В общем не буду повторять то, что написали: pifagor, demitsuri, я с ними полностью согласен, лишь добавлю абсурд, увиденный матерью моего друга в газете, на этой почве:
                                                  «Требуется уборщица с высшим образованием и знанием английского языка»
                                                  • +2
                                                    Ну не такой уж абсурд, у нас работает техничка с красным дипломом ))
                                                    • 0
                                                      краснй диплом был условием приема на работу??! :)
                                                      • +1
                                                        Нет конечно, она сама нашла вакансию и пришла… мы даже сомневались, но взяли. Вот теперь думаю что незря сомневались.
                                                    • 0
                                                      Если компания с иностранным капиталом, то это часто обязательные требования всех сотрудников без исключения. Их локальные HR-менеджеры просто ретранслируют.
                                                      • 0
                                                        Я вас правильно понял — в, скажем, Google все уборщицы устроились только потому что у них есть высшее образование, а те, которые с намного лучшими рекомендациями, но (бедняги) без вышки так и прозябают где-то на задворках какого нибудь Газпрома?
                                                    • 0
                                                      На западе диплом не у всех, далеко не у всех, в России все просто — есть диплом который ценится, а есть который не ценится, то есть есть хорошие университеты выпускающие специалистов, а есть которые выдают людей с бумажками, отделы кадров знают что как и где люди выходят специалистами а где нет
                                                      • +2
                                                        Далеко не факт, я учусь в достаточно приличном политехническом университете, на кафедре радиоэлектронике, но точно знаю что ни я ни кто либо из моего потока не станет специалистом в выбранной специальности проучившись здесь пять с половиной лет. Лично я надеюсь что буду иметь достаточно опыта и навыков к концу обучения почерпнутых из других источников, но остальные (за парой исключений) даже не думают что надо что то учить кроме как на занятиях, более того оценивают уровень знаний по оценкам в зачетках. Будет забавно посмотреть куда они устроятся работать после окончания ВУЗа.
                                                        • 0
                                                          у ваших будущих работадателей есть опыт работы с выпускниками вашей кафедры — если у вас там все в итоге не специалисты, то никакая приличность или даже престижность вам ничего не дает, это все реклама со стороны вуза
                                                          • +3
                                                            А зачем мне вообще этот диплом если уже есть реальный опыт по специальности?
                                                            • +1
                                                              Пример, я помог одному человеку, написал одну программку, он еще и узнал что *nix системы изучаю, он предложил к нему в отдел идти работать(тоесть я его устраивал как работник, он начальник отдела), итог отдел кадров сказал идите нафиг нету корочки(точнее она была, но не потянула на их запросы).
                                                              З.Ы. это была гоструктура, вот вам и пример, куда без корочки не пролезть(либо без связей).Стоит ли идти туда работать это вопрос уже другой.
                                                      • +8
                                                        Полностью согласен. Вообще с образованием у нас большие проблемы потому что оно оторвано от реального производства. Вырождается всё в обычный тест что ты «не дебил». Думаю это от того что наука у нас реально не востребована, всё формально. Кроме того в институт часто идут чтобы откосить от армии или найти мужа, заодно и получить бумажку. И их всех «тянут» чтобы не портить показатели.
                                                        • +1
                                                          Думаю, инфляция образования (если так можно выражаться) и инфляция дипломов — это несколько разные вещи.

                                                          Меня ни разу не спрашивали о моем дипломе. Вся проверка знаний в серьезных компаниях сводится к многоэтапным собеседованиям и заданиям. А несерьезные не нужны.
                                                          • +12
                                                            Думаю, все слышали про так называемый культ карго, когда аборигены тихоокеанских островов, на которых во вторую мировую базировались американцы, пытаются их вернуть, строя соломенные «аэропорты» и выполняя действия, которые те выполняли. Точно так же с дипломами. Лемминг видит, что многие люди являются успешными и при этом у них есть дипломы. Вывод лемминга: диплом — причина успеха. Им даже не приходит в голову, что это может быть не причина, а побочное следствие каких-то самостоятельных действий, потому что они лемминги.
                                                            • +1
                                                              Они хотели вернуть не американцев, а товары, которые «падали с неба» на парашютах, или привозились на самолетах )

                                                              Я не хочу вас как то унизить, просто так — более точно и даже больше подходит под тематику поста.
                                                              • +1
                                                                Ну естественно. Товары в карго-культе — божественный дар железных птиц, которых белые шаманы приманивали своими сооружениями:)
                                                            • +1
                                                              Навязывается вопрос: что делать?
                                                              • +5
                                                                Самообучаться. Специалисты на рынке информационных услуг, которые начали САМИ достигают большего ИМХО.
                                                                • +1
                                                                  Вообще, это ненормально, учиться под руководством профессионала в общем эффективнее, чем набивать шишки самому по себе (* вот видел я статью о какой-то испанской школе (или не школе?) дизайна, обзавидовался, там люди реально делом занимаются, а не вскую фигню изучают).
                                                                  • +6
                                                                    >учиться под руководством профессионала
                                                                    И много вы видели профессионалов в средних ВУЗах?
                                                                    • +1
                                                                      Это я в теории :) Есть же учебные заведения (на Западе, но не вузы), где те же веб-технологии изучают, не как у нас, на уровне написания HTML в фронтпейдже, а всерьез.
                                                                      • +2
                                                                        Интернет — наше все.
                                                                        Ну, если вам было бы спокойнее учиться под руководством профессионала, мол «эффективнее, чем набивать шишки самому по себе», то советую почитать fritzmorgen.livejournal.com/17099.html
                                                                        Отрезвляет)
                                                                        Перенося это на веб, могу сказать, что у нас в РФ есть два выбора — стать классным специалистом с помощью интернета, или не стать никем.
                                                                        • –12
                                                                          Я знаю, но (если бы) у нас была возможность учиться у профессионалов, результат был бы намного лучше, меньше времени бы было зря потрачено.

                                                                          А со статьей я кстати на 100% не соглашусь. по моему так это хорошее оправдание например для фрилансеров-халявщиков: впарить какой-нибудь скачанный с интернета скрипт подороже, или, что еще лучше, выбить предоплату и свалить (еще эффективнее:)
                                                                          • +4
                                                                            Был би минус у меня — влепил бы, за отношение к фрилансерам.
                                                                            • 0
                                                                              Но минуса то у вас нет ;) Знакомая ситуация. Заметьте кстати, я не утверждал что все фрилансеры — халявщики :) Но знаю что очень много таких для которых главным является продать побольше и подороже. а качество мало волнует.
                                                                              • 0
                                                                                Да не вопрос — у меня есть, к примеру.
                                                                        • 0
                                                                          На западе уже придумали это дело стандартизировать, то-есть к примеру верстальщик должен знать то-то и то-то, дизайнер другое и каждый из них после окончания ВУЗа выполняет свою работу а не старается делать 10 дел сразу работая за верстальщика, дизайнера, программиста и флешера. От сюда и высокая производительность труда, от сюда постоянный и стабильный доход.
                                                                          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                            • +1
                                                                              Одно дело верстать во Front Page табличками и совершенно другое понимать как и что в верстке взаимодействует и верстать профессионально. То-же касается разработки веб приложений, флеша и веб-дизайна. И я не имею ввиду обучение «деланью на коленке левой пяткой», а обучению которое бы позволило создавать профессиональные проекты с высокой конкурентоспособностью. Как раз такие профессионалы востребованы на рынке труда (как раз отсюда и постоянный и стабильный доход...)
                                                                              • > Одно дело верстать во Front Page табличками и совершенно другое понимать как и что в верстке взаимодействует и верстать профессионально.

                                                                                ПТУ, кстати, так и называется — профессиональное :)
                                                                                • 0
                                                                                  >ПТУ, кстати, так и называется — профессиональное :)

                                                                                  А каков реальный уровень этого «профессионального» учебного заведения? Я говорю про реальные факты, уровень западного образования у нас и у них различается очень сильно и профессии связанные с вебом стандартизированны, там хорошими верстальщиками «становятся», а не «рождаются» как у нас…
                                                                                  • 0
                                                                                    Ну, так это другой вопрос. По идее, верстальщиков должно выпукать ПТУ, а ВУЗ это то место где ведется научная работа и клепаются кадры для проведения такой работы. А у нас получается, что институты выпускают все виды специалистов. И встает вопрос: а нафига тогда ПТУ?
                                                                          • 0
                                                                            а вы понимаете, в чем проблема?
                                                                            1. Преподаватели получают очень мало денег. За эти деньги очень хорошо, что они знают о фронтпейдже и могут преподавать хотя бы html

                                                                            2. Актуальные знания можно получить только на реальных проектах.
                                                                            И знания это ваш капитал. Поэтому всегда вы будете получать больше денег, продавая плоды труда с использованием знаний, нежели обучая студентов

                                                                            3. Студенты, преимущественно, не хотят учится. В группе из 20 человек не более 3-4 хотят получить знания, остальные — корку

                                                                            4. Сознание. Степень самосознания. У студентов, как правило, нет претензий. Они не понимают еще (и это нормально), что им содержать семью, машину, детей. И они не понимают бизнес-процессов. ВУЗ, в принципе, не должен давать понимания бизнеса — потому что он абсолютно в другой сфере работает. А потом реальный бизнес показывает, что эти знания не нужны, что не обязательно делать идеально, что откат важнее качества кода и т.п. В этот момент должно произойти изменение ощущения, смысла.
                                                                            Что семья важнее работы, к примеру.

                                                                            Вообще, это нормальный парадокс. Бизнес задача — купить ресурс (программистов) подешевле (читай — студентов), продать подороже. Это естественная логика.
                                                                            Программисты нифига не хотят понимать бизнес-задач. Допустим, хотят учиться
                                                                            Учатся на проектах, получают опыт, могут делать быстрее.
                                                                            Но их опыт уже устаревает — и становится лень изучать новые языки, технологии.
                                                                            Да и они сами — хотят получать зарплату согласно своему опыту. И при этом хотят уходить с работы вовремя. Их уже не прикалывает работать круглые сутки.

                                                                            Получается, маржа на таких программистах ниже, на них уже не заработаешь 10x.

                                                                            Получается дальше, что у программиста в компании есть жизненный цикл. Сложно представить себе программиста с 15 летним стажем. Врятли вы хотите взять такого на работу.

                                                                            Проблема начинается дальше — если за время работы у программиста не появилось жизни кроме работы. нет девушки, увлечений и т.п.

                                                                            А теперь смотрим срок. 25 лет — время выпуска из вуза.
                                                                            в 35 лет ты уже должен занимать высокий пост, у обычного кодера в это время рост зарплаты уже остановится.

                                                                            В 45 лет вас не будут рассматривать как потенциальных работников
                                                                            в 55 лет — пенсия

                                                                            Когда идти учить студентов в вузы?
                                                                            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                              • +1
                                                                                > что горбатиться в очередной масковской (или какой-там-еще) аутсорсной потогонке — отнюдь не мечта всей жизни, и техничненько свалить из россиянии.

                                                                                а что мечта? — работать на иностранного дядю, потому что россиянин дешевше и бесправнее местных?
                                                                              • 0
                                                                                У нас преподы в инсте очень даже неплохо зарабатывают.
                                                                                • +1
                                                                                  пожалуйста, название вуза и цифры!!!
                                                                                  • 0
                                                                                    Название инста вам ничего не даст. Но получают здесь 30-40К. При том что средняя зп в городе 12. 20 щитается кашерным.
                                                                                    • +1
                                                                                      Как не даст!!?? Я туда работать пойду за такую зарплату!!! ((:
                                                                                • 0
                                                                                  > Преподаватели получают очень мало денег.

                                                                                  Ага, давайте я тоже буду свою работу делать кое-как, ведь за нее мне платят имхо мало денег. Какой тогда смысл вообще их держать? Блин, давайте закроем 3 плохих вуза и откроем 1 хороший тогда что ли, пусть будет меньше выпускников но хороших.

                                                                                  И преподов таких, чтобы пока не выучишь, никак не сдать было :)
                                                                                  • +2
                                                                                    сорри за офтоп, но оборот «содержать семью, машину, детей» заставил меня глубоко задуматься об иерархии ценностей :)
                                                                                    • –1
                                                                                      :))))))))))))))))))))))
                                                                                • 0
                                                                                  Очевидно, учиться надо только в хороших вузах.
                                                                                  • +2
                                                                                    ну не совсем так. надо просто учиться и точка. кстати можно и не в ВУЗе.
                                                                                  • +2
                                                                                    Ну скажем так, на какие категории делится наш препод состав (сужу по своей кафедре):
                                                                                    — дядьки с научной работой, которым, увы, приходится еще и вести предметы
                                                                                    — инертные дедуганы, которые читают мне эту Цифровую Обработку сигналов как читали 30 лет назад моему папе. Уверены, что я должен их слушать и получат пятерки, чтобы была хорошая профессия после рапределения
                                                                                    — 4-6 кандидатов наук из Nokia, EMC, Intel, которые ищут головастиков для своих проектов или на работу. Пожалуй, это единственная группа профессионалов.
                                                                                  • +6
                                                                                    знания полученные своими трудом, кровью и потом гораздо ценнее того что вам расскажет дядечка в ВУЗе. такие знания как минимум дольше «знаешь». вобщем-то и сам по себе ВУЗ в своей концепции не место где вам в уши выливают тонны знаний, скорее место где вам дают шанс самообучаться под присмотром специалистов, которые не дадут вам пойти по ложному пути и потратить время свое зря. ну и вобщем-то само ВО вам ничего такого не дает, окончив ВУЗ вы как были глупыми лемменгами, так ими и остаетесь, вас особо не научат тому что актуально в вашей отросли, но вас научат искать материал, обрабатывать, усваивать его и в конце самообучаться. ВО — это способность к самообучению прежде всего. в теории, если кто-то обучается сам вполне себе хорошо, то ему не нужен ВУЗ, однако забитый в голову каждому начальнику стереотип о необходимости дипломов каждому сотруднику иногда для того чтобы он мог гордо сказать что у него работают только дипломированные специалисты или просто «чтобы было». иногда, конечно, доходит вообще до маразма… и еще надо не забывать, что разные отрасли сформированы по разному в ВУЗе. например зрелые отрасли (энергоснабжение, теплознабжение и иже с ними) вообще нельзя самостоятельно освоить без того чтобы пойти в ВУЗ. настолько высокий уровень вхождения. зато мы видим сотни и тысячи самоучек-программистов. правильно, потому что самому программирование вполне реально освоить, нужен лишь компьютер, интернет и немного упорства. ВУЗ программистам вообще дает очень мало, зачастую неадекватную, устаревшую или неверную информацию. причина проста, сама по себе отрасль информационных технологий очень молода (по сравнению с например энергетическими отрослями), а ее факультет в ВУЗе и того моложе. институт информационных технологий просто напросто еще не сформирован, поэтому мы наблюдаем картину: усердный самоучка может оказаться умнее и искуснее нежели краснодипломник вуза по этой же специальности. и беря на работу программиста последнее дело смотреть на его диплом (хотя конечно математический диплом крайне приветствуется), надо давать ему сформированный тест на знания которые потребуется на работе. но вобщем такое состояние дел не может быть вечным. информационные технологии быстро развиваются, уже сейчас вобщем-то самому изучить все вдоль и поперек вобщем-то невозможно: мастером на все руки становится все меньше. каждое направления обрастает тонкостями и деталями. все идет к тому что, когда отрасль вырастит из детского возраста, чтобы ее освоить будет не достаточно интернета и компьютера…

                                                                                    пс: чой-то какой-то поток сознания получился. ну да ладно :(
                                                                                    • 0
                                                                                      Соглашусь с вами, но так же ВУЗ это место где могут помочь в самообучении, а не только дать шанс ( если конечно повезет с преподавателем).
                                                                                      За примером далеко ходить не надо, я студент первого курса, специальность программное обеспечение.Повезло нам что аспирант, который преподавал нам практику программирования смог убедить лектора уйти от того же паскаля в строну C#.Он же дает нам задания по самообучению, к примеру написание ТЗ по ГОСТу, рассказывает о том какие преподаватели действительно знают и учат предмету, а на кого лучше забить и учится самим. Так что как повезет.

                                                                                      Так же это возможность найти людей, которые подобно тебе хотят учится, точнее самообучатся, и к примеру мы сейчас начали проект, цель которого самообучение. Соответсвенно мы получаем опыт документирования, работы с VCS, работы в команде, и многому многому.Чему более проще научится именно работая с живыми людьми, а не через интернет.

                                                                                      Вывод не все так плохо, для тех кому это действительно нужно.
                                                                                      • 0
                                                                                        >Повезло нам что аспирант, который преподавал нам практику программирования смог убедить лектора уйти от того же паскаля в строну C#.

                                                                                        Вам бы повезло если бы он убедил лектора уйти в сторону C++, того самого ISO/IEC 14882. Причём когда я говорю повезло, имею ввиду обретаемые программистами возможности. C# как язык хорош, хотя больно он быстро меняется в худшую сторону, но вот реализация у него плохая.
                                                                                      • 0
                                                                                        Самообучение, но под руководством профессионала намного эфективнее. Он и на ошибки сразу укажет, и в нужном направлении укажет, и любовь к стандартам привьет.

                                                                                        А с результатами труда «самоучек», мне приходилось сталкиваться, горе-верстальщики, вместо тега [h1] пишущие [div class=«title»] и так далее… Браузер, он ведь все стерпит.
                                                                                        • 0
                                                                                          А что делать если нет профессионала, который укажет на ошибки?
                                                                                          Никто ж не спорит что это эффективнее, но если иного выбора просто нет?
                                                                                          • 0
                                                                                            Если нет — читать Хабр, мне например это многое дало, читать мануалы, то есть да, остается только самообразование. Но требует больших усилий и большего времени, ничего не поделаешь.
                                                                                    • +1
                                                                                      Вот тут можно легко причину и следствие: Вы видите успешных людей. Некоторые достилги всего без специального образования. Но не факт, что они бы не достигли того же, или даже большего, потратив время на обучение. Просто они — толковые и работящие люди.
                                                                                      Джобс, кстати, обратный пример — он бросил учебу осознанно. Но на то он и Джобс.

                                                                                      В ИТ, конечно, ситуация особая — в России просто мало кто может научить тому что надо, поэтому у самоучек больше шансов. Но в мире, я думаю, у человека без специального образования нет шансов против профессионала, а, с учетом кризиса и тп, выживают только те, кого невозможно заменить — те кто обладает каким-то особым навыком.

                                                                                      • +1
                                                                                        Я тратил время на обучение, три года пытался заставить себя страдать херней. Не получилось. Теперь меня все устраивает))
                                                                                        • –2
                                                                                          Вас просто отчислили, теперь вы ненавидите ВО.
                                                                                  • +9
                                                                                    Корочка ВУЗа — это Диплом Исполнителя — если человек смог в течении 5 лет выполнять каждый день мудацкие ритуалы (я про т.н. «лекции»), смысла и значения которых он не понимал, то он сможет тоже самое делать на работате — спокойно, неагрессивно, не задавая лишних вопросов директору.
                                                                                    • +3
                                                                                      Вообще-то можно 5 лет валять дурака, никуда не ходить и сдавать сессию при помощи особой уличной магии, забота в последний день или взяток.
                                                                                      • 0
                                                                                        Дадада, про это очень любят рассуждать многие студенты, я слышал. Вот только наверху уже говорилось, что ВУЗы, которые позволяют описанное вами, не котируются ну никак.
                                                                                        Кому нужен плохой исполнитель?
                                                                                        • +1
                                                                                          Это как повезет, в Сибирский федеральный университет, например, инвестируют очень много денег, но на деле это так и осталось несколько отдельных ВУЗов, объединенных единым бюджетом и начальством. Студенты и преподаватели остались те же, уровень преподавания повысился только из-за нового оборудования, но сессию всё так же можно купить безо всяких проблем.

                                                                                          З.Ы. Коммент основано только на отзывах студентов СФУ, если тут есть преподаватели, было бы интересно услышать их позицию.
                                                                                          • +1
                                                                                            преподаватели отмалчиваются :)
                                                                                          • 0
                                                                                            Какой бы жёсткой не была система, валять дурака студентам не запретишь. У меня в вузе невозможно ничего купить, но блин, какая бы исхитрённая система рейтинга и суммирования баллов не была, всё равно можно повалять дурака и выучить всё в последний день.

                                                                                            Ну а что касается прогерских дисциплин, то тут конечно же те, кто так и не научились, попросят помощи у тех, кто умеет. Обычно в этом не отказывают, так как неумение прогать нередко сочетается с хорошими успехами и охотной помощью в гуманитарных предметах.
                                                                                            • +3
                                                                                              подождите, сейчас никакие вузы нигде «не котируются». Придя на собеседование я сначала получу 4х часовой тест по C++, про диплом меня спросят исключительно для галочки.
                                                                                              • 0
                                                                                                Всё же отсутствие этой галочки может Вам повредить, поверьте. При прочих равных выберут человека с дипломом.
                                                                                              • +1
                                                                                                Не правда! Уличная магия работает даже в самых-самых крутейших ВУЗах. Ну и забот работает. Ну а взятки… Кое-где проще заботать, чем найти, кому дать взятку.
                                                                                              • 0
                                                                                                Это уже от вуза зависит.
                                                                                              • +2
                                                                                                Абсолютно согласен. А еще, давно очевидно (как обычно, не для всех): кто что-то умеет, тот работает, а не умеет — учит.

                                                                                                P.S. Я бы эти ВУЗы оставил для ученых, и некоторых инженеров. Ну и медиков, конечно, хотя они тоже соглашаются с правилом, изложенным выше. Настоящий специалист должен ЛЮБИТ свою работу и свое занятие, а значит способен расти сам еще и быстрее этого «университетского планктона»…
                                                                                              • +2
                                                                                                Согласен, сейчас учусь на первом курсе, большинство одноклассников и выпускников выбирало факультет ВУЗа «потому что это модно», причем в большинстве своем это были, конечно, специальности экономической направленности, коих сейчас немеряно в любом университете. О том, чтобы уехать из родного города, чтобы получить лучшее образование, задумывались меньше ста человек из города с почти миллионным населением, так что 95% — это, наверное, достаточно грубая оценка снизу. :)

                                                                                                Естественно, ни одной стране не нужно такое количество университетов, выпускающих посредственных специалистов, совершенно не ориентирующихся в в своей области, но образование стало достаточно прибыльным бизнесом, и перемены, в общем-то, никому не нужны.
                                                                                                • +2
                                                                                                  Глупец тот, кто не учится всю жизнь
                                                                                                  • +2
                                                                                                    Учиться всю жизнь и слушать устаревшие программы — две большие разницы.
                                                                                                    Еще на четвертом курсе программа моего универа устарела :)

                                                                                                    А учусь я сейчас, по местным законам 1% прибыли фирмы она должна тратить на образование сотрудников, и вот этот % реально помогаем мне быть более эффективным.
                                                                                                  • +1
                                                                                                    Авторитет среднего профессионального образования начнут поднимать только тогда, когда по центрам занятости начнут бродить в конец оголодавшие управленцы-юристы-экономисты, получившие «престижное» в/о.
                                                                                                    • +1
                                                                                                      самое интересное, что наблюдая за разными компаниями как раз хороших(!) управленцев и экономистов ооочень сильно не хватает.

                                                                                                      потому что хорошие управленцы чувствуются во любом самом мелком взаимодействии с любой компанией
                                                                                                      • +1
                                                                                                        Это точно, хороших специалистов и в этих областях берегут, ищут. Но тем не менее, новым выпускникам устроиться и получить начальный опыт работы гораздо труднее, связи нужны.
                                                                                                        Сильному управленцу надо много вещей знать и уметь, это непростая профессия, где очень много ответственности. Толпы леммингов видят в своих мечтах совсем другое — куча денег и никаких обязанностей.
                                                                                                    • +2
                                                                                                      Хорошая тема.

                                                                                                      В во франции есть такая болезнь, BAC+10 — вечные студенты — школа+столько же лет в универе, рабочей практики 4 месяца, полезных навыков — высокое самомнение, в 32 года они находят работу только чтобы получить пособие по безработице. Пару раз видел в работе таких — просто жалко их.

                                                                                                      Соглашусь с автором — инфляция образования, реальная штука, мой второй дипломи(первый куплен) и первый универ мне не дал практически ничего, кроме пары полезных знакомсв. Университеты всяко сильно отстают от действительной обстановки дел в бизнесе, знакомства — это все, диплом не интересует никого.

                                                                                                      Какбе картинка в тему:
                                                                                                      www.xkcd.ru/xkcd_img/xkcd519.png
                                                                                                      Хтмл чего-то чудит

                                                                                                      • +1
                                                                                                        К сожалению, вынужден с Вами согласиться — сам факт наличия у человека высшего образования значит все меньше. Но это не значит, что его не нужно получать. Тут многое зависит от человека: некоторые учатся для того, чтобы получить «престижную» бумажку, а некоторые — для себя и своего будущего. И хотя существование первых все чаще пересекается с целями и средствами вторых (к которым себя отношу и я), им это, помоему, никогда особо не мешало — тем больше поводов найти способ выделиться из толпы.
                                                                                                        • +1
                                                                                                          Учусь в казалось бы таком прогрессивном вузе как ГУ—ВШЭ на программного инженера, 2 курс. На потоке людей, которых реально можно посадить творить программные системы — человек 10-15.

                                                                                                          ВО у айтишника — не только не гарант компетенции в, собственно, программировании (друг-varyen как-то собеседовал выпускничка, тот вообще ни бе ни ме), но даже не гарант того, что человек научился в вузе какой-то самоорганизации, ответственности и т.п. — всё можно купить, сколько не реформируй нашу систему образования: менталитет такой.

                                                                                                          Да и вообще, вот год назад нам давали C# 2.0. Сейчас уже четвёртый, я посматриваю примеры на том же хабре и вижу, как сильно поменялся стиль проганья, какие возможности новые, и понимаю, что эти знания уже безнадёжно устарели. (Сам я веб-разраб, так что хоть шарп я и вполне неплохо освоил и полюбил, особо нигде вне вуза не использовал)

                                                                                                          Так что полагаться приходится только на себя. Вот нынче я работаю веб-программистом в небольшой фирме и мне там нравится. А из-за учёбы времени на работу чертовски мало. Один стресс только. Всё никак не решу, нужно ли мне это образование высшее, или нет.

                                                                                                          Можно конечно сказать, что с высшим я смогу расти, быть круче «простого сайтодела», бла-бла… Но как, где, за счёт чего? Только того, что корочка — пропуск в крупные компании? Знания сишарпа 2.0 и того, как писать задротские ТЗ, ПЗ, рисовать UML-диаграммы и прочую задротскую документацию? Этому-то научат. А вот правильно мыслить, правильно продумывать архитектуру — нет. К этому можно прийти только самостоятельно, мне кажется. Курс по ООП был каким-то унулым чтением занудных очевидных лекций, например.
                                                                                                          • 0
                                                                                                            Мужик, если ты не умеешь писать ТЗ и ПЗ, то тебе только кодером-долбилой работать.
                                                                                                            • +1
                                                                                                              Вы не поняли.
                                                                                                              Я написал слово «задротские». По ГОСТам.
                                                                                                              Вы уверены, что в ТЗ нужно указывать такие странные пункты как «Цель разработки», «Функциональное назначение», «Эксплуатационное назначение»?
                                                                                                              Или там всё-таки нужно нормально описать, что нужно от программы и в какие сроки?

                                                                                                              Беда в том, что нормально их составлять нас никто учить не собирается, вместо этого нам кидают пачку ГОСТов, и разбирайтесь сами. В итоге вместо того, чтобы написать нормальное ТЗ, я сижу и как идиот придумываю хитровывернутые формулировки.
                                                                                                              • –1
                                                                                                                чувак, не способность сформулировать ТЗ в этих формулировках для своей же работы (курсового/контрольной и т.п.) это как раз первый признак твоей не способность изъясняться человеческими словами. да, лично я предпочитаю ценить хороший программистов за их хорошую и быструю работу, а не за их способность к литературной речи. однако оно все не отнимает желательности этого навыка у специалиста. в организации где техотдел насчитывает десятки человек и где тебе задачу может поставить товарищ за соседним столом объясняя все твоим языком — это частный случай. ТЗ может так же составлять какой-нибудь директор, которому глубоко насрать на ваши высшие материи и ему надо чтобы «пиздато». а уж как это сделать твой геморрой, а чтобы не потратить его в пустую, надо понимать человеческий язык и сделать то что было написано в ТЗ. :)

                                                                                                                хотя, конечно, я не видел ТЗ написанных не технаряма до мозга-костей. все что было написано планктоном, в том числе и высшим звеном, ТЗ никак нельзя было назвать. нужно было еще проводить ряд разъяснительных бесед, уточнять не описанные или описанные двояко моменты в задании и т.д.
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  Вот только не надо сразу на меня проецировать это. Я могу написать ТЗ. Просто мне это как-то не в кайф.
                                                                                                                • +2
                                                                                                                  >> Вы уверены, что в ТЗ нужно указывать такие странные пункты как «Цель разработки», «Функциональное назначение», «Эксплуатационное назначение»?

                                                                                                                  Сколько видел настоящих ТЗ, во всех эти пункты присутствовали в том или ином виде.
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    да вобщем-то эти три пункта как-бы нам говорят зачем вообще дальше читать это ТЗ и что мы хотим получить.
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  Профессионально пишут ТЗ для серьезных проектов технические писатели. Это в маленьких конторах программист — он как человек-оркестр…
                                                                                                                  Идиотизм, если левого человека заставлять писать ТЗ на АС на 100-200 страниц по всем правилам и требованиям.
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    Я бы согласился, что программисту, тем более «программному инженеру» полезно что-то знать и понимать в написании документации. Но когда это нужно во всех курсовых и семестровых работах, то это уже перебор.
                                                                                                                • +2
                                                                                                                  Почитайте формат артефактов RUP. Там есть похожие пункты, но всегда объясняется, зачем они нужны. А еще из RUP их всегда можно выкинуть (в зависисмости от проекта) т.к. ТЗ должно помогать понимать задачу, а не заставлять продираться к этой задаче сквозь бессмысленную бюрократию.
                                                                                                                  Чем больше разработчиков, чем сложнее проект — тем более формальным должен быть процесс — просто, чтобы всем было понятнее.
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    Они пытаются вдолбить то, что придёт само, но лишь через много лет работы. Правильно придумывать архитектуру надо используя тот же UML и шаблоны проектирования, для которых есть стереотипы. Преобразование это в реальный код вопрос практики и требует участие программиста :)
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      Не ну конечно всю эту красоту не просто так придумали, она помогает и все дела, но она помогает при коллективной работе над огромными сложными проектами. А пытаться вдолбить это на примере относительно небольших проектов, которые в принципе можно написать за пару ночей — просто издевательство: документирование и описание всей этой мути требует гораздо больше ресурсов, чем сама разработка и лишь снижает производительность и эффективность разработчика(ов) — а ведь придумывалось это совсем не для раздражения разработчиков. Тем самым к этому всему вырабатывается лишь отвращение.

                                                                                                                      Нужно просто как-то по-другому к этому подойти.
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        Разработчик может быть проектировщиком, а может кодировщиком. Кодировщику быстрее написать так, как придётся. Проектировщик это смежная область умений. Вполне возможно, что над вами издевались и действительно требовали муть.

                                                                                                                        Неправильно построенный процесс проектирования может быть даже хуже, чем его отсутствие. А чтобы проектировать правильно, то есть повышать производительность и эффективность разработчиков, а так же надёжность самой программы, надо практиковаться не меньше, чем в умении кодировать.
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Скажем так. Мне совсем не впадлу, скорее в удовольствие, начать с проектирования модели в виде диаграммы классов в вижуал студии (ну или базы данных). И мне конечно так нагляднее, и удобнее объяснять наши цели сокомандникам. Это здорово.

                                                                                                                          Но мне нахрен не упало устанавливать какой-то Rational Rose, пугающий уже своим ужасным интерфейсом и дублировать всю любовно постоенную диаграмму классов там только потому, что так кому-то надо. И уж совсем мне не нужны для небольшого проекта диаграммы взаимодействий, вариантов использования и прочего щячла. Они совершенно бессмысленны в небольшом проекте.

                                                                                                                          Я прекрасно понимаю как всё это пригодится и поможет при разработке мегасуперогромной трансконтинентальной корпоративной системы командой из стапицот человек, но ёпт, я всего лишь пишу змейку/простенький интернет-магазин!
                                                                                                                          • 0
                                                                                                                            Не знаю, я вот недавно решил обсудить на форуме шаблоны проектирования (http://programmersforum.ru/showthread.php?t=54347). Хотя здесь цели более приземлённые, прямая связь UML диаграммы и кода. От вижуал студии решил отказаться, хотя уже десять лет с ней знаком, ещё с 6.0 версии.

                                                                                                                            Ну, а в целом, можно понять зачем вас там всякому учат, но лично я пытаюсь освоить проектирование для того чтобы самому писать программы как «стапицот» человек, пока не для взаимодействия с какими-то там людьми или командами, и полностью на самообучении.
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      Когда выйдет C# 5.0 снова будет необходимо пройти курс образования в университете? Я искренне рад, что нас на первом курсе учили ANSI C. Сейчас для изучения новой технологии много времени, как правило, не требуется — разработчики этой технологии понимают, что чем быстрее её освоит масса, тем раньше они получат то, к чему стремились. Зато опыт изучения пространств Соболева крайне полезен. Я могу за день изучить то, на что кому-то потребуется, скажем, неделя, за оставшиеся 6 дней найти себе работу и взять проект.

                                                                                                                      Проблема инфляции ВО, по-моему, не должна заботить действительно хороших специалистов. В те области, где нужно по-настоящему качественное образование, лемминги не пойдут. А идти туда же, куда идут лемминги, по-моему, не стоит.
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        Я искренне за вас рад, только я не понял, что вы хотели этим сказать?
                                                                                                                    • +14
                                                                                                                      Да, есть. Буду говорить за техническое (в дальнейшем ТО), потому как в т.н. «гуманитарном» она по определению, а в фундаментальном сложно что-то обесценить.

                                                                                                                      Основная проблема ТО на постсоветском пространстве (я прежде всего про РФ, Украину, Белоруссию и Прибалтику, опуская южные и кавказские страны — там все много хуже) — уничтожение связей вида «вуз-организация» по причине уничтожения в той или иной степени многих производств, нии и т.п. Уничтожение не обязательно означает исчезновение (хотя такого тоже много), это означает и многократное сокращение деятельности, нередко сокращение ее до символического уровня.

                                                                                                                      Например, фактическое исчезновение советского торгово-промыслового флота, как следствие — отсутствие заказов на новые суда — привело к фактическому исчезновению ЦКБ «Восток», занимавшегося проектированием таких судов. Ныне оное КБ — несколько комнат в составе ЦНИИ ТС, а в бывшем здании находится питерский филиал ГУ ВШЭ.

                                                                                                                      Однако, аналогичного сокращения в образовании не произошло. Количество студентов осталось прежним, если не увеличилось. Одна из основных причин для молодых людей — избежать «службы» («служить бы рад, прислуживаться тошно») в подвергшихся такой же инфляции вооруженных силах.

                                                                                                                      Т.е. ныне мы имеем какую ситуацию. Например, есть некоторая кафедра, которая ранее давала специалистов в организации А, Б и В. Теперь организации А нет, организации Б (ГУП) нужно два специалиста на зарплату по ЕТС (бу-го-га), организации В (ЗАО) нужно три специалиста на чуть большую зарплату. И такая ситуация имеет массовый характер. Наибольшие шансы так или иначе хорошо устроиться по специальности у тех специалистов, чья деятельность носит обслуживающий характер: на уровне организации (айтишники всякие), на уровне страны (отрасли, так или иначе обслуживающие «трубу»). Определенное количество людей уходит в организации, решающие разного рода инженерные вопросы (нередко обслуживающего характера), либо в программерские конторы. Немного людей поглощают иностранные компании. При этом наблюдается спрос на тех же технологов, но по причине разрыва связей с образовательными учреждениями, нет возможности готовить их заранее.

                                                                                                                      Со стороны ВУЗов проблема заключается также в отрыве от организаций. Там, где такой отрыв минимален, или его удалось компенсировать — дают наиболее актуальное образование. Вторая проблема — финансирование по количеству студентов, и без того очень низкое. Т.е. отчисления тунеядцев происходят крайне тяжело, плюс набираются т.н. «контрактники» — прежде всего для поправки финансового состояния кафедры. Эти деньги позволяют закупать оборудование и выплачивать надбавки к зарплате преподам. Из-за большого количества балласта распыляется время преподавателей — т.е. то время, что я мог бы потратить на работу с пятью адекватными студентами, я вынужден тратить на двадцать человек.

                                                                                                                      Вывод: инфляция образования — неотъемлимая часть происходящих в стране уже как лет 20 процессов. Все попытки «реформирования» — суть не более, чем передел и перекрой, не меняющий ничего принципиально. Что-либо изменить может лишь изменение общей ситуации в стране. Когда у власти временщики, когда основная масса бизнеса имеет характер «награбить и свалить» — ждать положительных подвижек по системе в целом не приходится.
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        В этом комментарии даётся виденье термина «инфляции образования», а затем рассматривается применимость данного термина на сегодняшний день(идеи общие, но имеется ввиду РФ).

                                                                                                                        О термине
                                                                                                                        Инфляцию образования можно понять в двух смыслах:
                                                                                                                        1. Когда количество выпускников растёт, а сумма их знаний и умений остаётся на прежнем
                                                                                                                        уровне.
                                                                                                                        2. Когда при росте количества выпускников падает цена(знания и умения) среднего выпускника.
                                                                                                                        И эти смыслы надо различать, ведь падение средней цены выпускника в общем случае не приводит к падению суммарных знаний и умений выпускников.

                                                                                                                        О статье
                                                                                                                        Спорным видится замечание, что чем большее количество людей направляются в сторону получения высшего образования, тем плачевнее становится общий уровень всего образовательного аппарата.
                                                                                                                        Что понимается под уровнем института высшего образования? Если количество выпускников и их качественная структура, то:

                                                                                                                        Во первых, при увеличении количества студентов, преподаватели ведущих(академически престижных) вузов не расходятся равномерно по всем высшим учебным заведениям. И сегодняшние и будущие студенты ведущих вузов тоже не рассасываются ровным слоем по всему аппарату высшего образования. То есть, при прочих равных условиях увеличение количества вузов/студентов не значительно влияет на то изначальное количество «качественных» выпускников. (но к ним прибавляются менее образованные товарищи, которые и понижают средний уровень знаний и умений)

                                                                                                                        Во вторых, увеличение спроса на высшее образование проявляется в увеличении платных образовательных услуг. Это в свою очередь повышает спрос на преподавателей, что в общем случае приводит к росту их зарплат и как следствие росту их количества. Опять же, средний уровень качества преподавания снижается, но:
                                                                                                                        1. Хорошие преподаватели продолжают работать, ведь зарплата увеличилась.
                                                                                                                        2. Сфера образования привлекает новых сотрудников.

                                                                                                                        Кроме того, вузы начинают конкурировать друг с другом, за своих клиентов. Часто конкуренция осуществляется через маркетинговые кампании, но так же и через академическую престижность. Понятно, что если абитуриенты хотят получить качественное образование, то они постараются не вестись на поверхностную рекламу и копать в суть вопроса. Если отбросить маркетинг, то старые вузы стараются не опустить планку качества, а новые не быть хуже старых.

                                                                                                                        В итоге можно согласится с тем, что при росте количества выпускников падает их средний уровень знаний и умений, но это вовсе не означает что падает количество качественных выпускников и падает сумма всех их знаний и умений. То есть идея о том, что с ростом количества выпускников ухудшается уровень всего образовательного аппарата — ну это вряд ли. И применимость термина инфляции образования к сегодняшней ситуации является спорной.

                                                                                                                        • +4
                                                                                                                          Вот почитаешь, и вроде всё правильно написано. Но уж больно всё гладко, и походит на пресловутых «сферических коней в вакууме».

                                                                                                                          А на практике, за последние 5-7 лет, я наблюдаю несколько иную картину.

                                                                                                                          1. Спрос на высшее образование вырос настолько, что особой конкуренции между учебными заведениями не ощущается. Напротив, ВУЗы плодятся как сорняки.

                                                                                                                          2. Получить образование ломятся все подряд, и вовсе не потому, что хотят знаний (автор статьи хорошо этот момент описал). Откройте в ВУЗе магазин «Любые дипломы (возможен кредит)», повесьте ценник, и не менее 85% учащихся (я уверен!) кинутся туда незамедлительно. И учатся эти 85% — соответственно. Подумайте сами, какая мотивация у оставшихся 15% действительно толковых ребят?! Никакого духа учёбы, никакого понимания со стороны сверстников. Они поступили в Высшее Учебное заведение, но их всё равно продолжают считать «ботаниками», отщепенцами! Они не находятся среди себе подобных. Вокруг них часто те, кому и в ПТУ делать-то нечего — возможно и неглупые, но нелюбопытные, аппатичные сверстники.

                                                                                                                          3. Огромное количество студенческого «балласта» вкупе с платностью учебных услуг — приводят к опусканию образовательных планок. Мы видим это на примере ЕГЭ — «ах, бедные детки, 25% получило по математике „два“, это же непорядок! Надо сделать тесты проще!». Сессия уже не проблема. Плати — и учись спокойно, тебя никто не завалит, и пересдавать можешь до бесконечности, пусть и неофициально. Курсы дисциплин постояно сокращают, я сам был свидетелем, когда самые важные для специальности предметы урезали вчетверо. Куда приведёт эта дорога? К тому, что в ВУЗе будут учить тому, что раньше знал выпускник 11-го класса?

                                                                                                                          И ни рост заплат, ни занятость преподавателей этого не изменят. Что толку, если преподаватели учат всё больших балбесов, а когда они уйдут на пенсию, эти самые балбесы придут им на смену. Что-то я мало видел молодых талантливых преподавателей. Считанные единицы, если быть точным.
                                                                                                                          • 0
                                                                                                                            Я заметил, что сейча