История ИТ БЖД

    Вот вы говорите старое железо-старое железо, ну что ж, давайте посмотрим на действительно старое железо…
    В этом году наше Главному Информационному Центру Белорусской Железной Дороги, можно сказать, стукнет 40.
    Обработав кучу разных документов, прослушав воспоминания, очевидцев сделал небольшую подборку фото и соответсвующих воспоминаний.
    upd. Перенёс в «Историю ИТ». Так как не могу создать отдельный про железную дорогу
    Начнёмс.
    В феврале 1967 года появилась лаборатория, которая дала толчок развитию информационных технологий на бжд. А с июля 1971 года она переросла в дорожный вычислительный центр.
    image
    Слева направо: В.Е. Сивак, В.К. Романенок, О.И. Пустоход, Ю.В. Былинский
    Первая ЭВМ, которая поступила на Белорусскую железную дорогу в 1969 году, называлась ЭВМ «Минск-22».

    image

    Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), выполненное на матрицах с ферритовыми сердечниками, составляло порядка 32 тыс. байт (32 кб) с производительностью центрального процессора (ЦП) 5-6 тыс. операций/сек. Данная ЭВМ комплектовалась накопителями на магнитной ленте (НМЛ) с емкостью до 5 млн. машинных слов и внешними устройствами с носителями информации на бумажной основе (перфоленты, перфокарты). ЭВМ Минск-22 для того времени была сложным интеллектуальным устройством, на котором надлежало начать техническую, технологическую и программную отработку идей коллектива энтузиастов, которые в дальнейшем составили основу будущего ВЦ. Обслуживать весь комплекс технических средств ЭВМ предстояло отделу электроники. Пришлось организовывать базу для ремонта ячеек и блоков питания, а главное, изучать техническую документацию и учиться работать на этой ЭВМ. Надежность работы <Минск-22> без надлежащих условий эксплуатации оставляла желать лучшего, диагностические возможности были малыми и далеко не совершенными, поэтому находить и устранять неисправности и сбои можно было полагаясь в основном на знания и профессиональную интуицию. Коллектив отдела, тем не менее, справился с этой задачей. В тот период было подано и реализовано много рационализаторских предложений. На этой ЭВМ были запущены и обработаны первые программы, связанные с перевозочным процессом, а коллектив отдела электроники получил хорошую школу эксплуатации ЭВМ в целом и ее отдельных устройств. Машина <Минск-22> проработала на ВЦ до 1975 года.
    В 1971 году на ВЦ поступила первая ЭВМ Минск-32, создание которой было крупным шагом вперед по сравнению с «Минск-22». К слову, ЭВМ «Минск-32» стала самой массовой ЭВМ, и составляла почти 70% всех компьютеров СССР, была удостоена знака качества и признана базовой для создания АСУ в странах СЭВ.

    image

    С 1971 года по 1975 год на ВЦ поступило четыре ЭВМ «Минск-32». Эта ЭВМ имела две стойки ОП на ферритовых сердечниках общей емкостью порядка 128 кб с производительностью 66 тысяч операций/сек. Емкость памяти на МЛ составляла до 16 млн. машинных слов. Первоначально ЭВМ комплектовалась устройством обмена, имеющим два канала (мультиплексный — медленный и селекторный — быстрый). В дальнейшем ЭВМ «Минск-32» стала комплектоваться 3-х канальным устройством сопряжения (ТУС), которое имело один мультиплексный и два селекторных канала, что позволило в будущем к ЭВМ через адаптер подключать устройства серии ЕС (накопители на магнитных дисках, барабанах), а это уже давало возможность создавать машинные комплексы на общем поле памяти на МД либо МЛ. В 1977 году, впервые на сети ж.д., в нашем ВЦ ЭВМ «Минск-32» была состыкована с накопителями на магнитных дисках ЕС-5052 с емкостью пакета 7 Мб, а в следующем 1978 году ЭВМ «Минск-32» были объединены в два 2-х машинных вычислительных комплекса на общем поле памяти на магнитных дисках ЕС-5052, что позволило технологам и математикам реализовать многие сложные задачи, решаемые в реальном масштабе времени. Применение мультиплексоров (также впервые) «Минск-1560» позволило отказаться от использования значительного количества перфоленты.
    Особенностью ЭВМ «Минск-22» и «Минск-32» являлась их совместимость, применение полупроводниковой технологии, ОЗУ на ферритовых сердечниках с небольшим, по нынешним меркам, объемом памяти, комплектация основными внешними устройствами на перфолентах и перфокартах, слабая диагностика. Диалоговый режим с ЭВМ осуществлялся посредством пишущей машинки «Consul-254», которая имела механическую клавиатуру, и в результате интенсивной работы часто выходила из строя. Специалистами отдела было реализовано много рационализаторских предложений, направленных на повышение надежности работы этой ЭВМ.
    В 70-х годах страны, входящие в СЭВ, взяли курс на создание Единой Системы ЕС ЭВМ и периферийных устройств, технически и программно совместимых между собой.
    В 1977 году на ВЦ поступила первая ЕВМ серии ЕС, а именно «ЕС-1022». Производительность этой ЭВМ составляла порядка 80 тыс. операций/сек. с емкостью ОП 512 кб. Центральный процессор и оперативная память были выполнены на интегральных микросхемах и ферритовых сердечниках. Она имела один мультиплексный и два селекторных канала. Однако не очень большое отличие этой ЭВМ от «Минск-32» по основным техническим характеристикам не нашло в дальнейшем широкого применения этой ЭВМ на ВЦ.

    image
    image

    Шло время, выпускались более мощные и производительные отечественные ЭВМ. С 1986 года на ВЦ стали поступать первые ЭВМ ЕС-1061, которые вобрали в себя все наиболее передовые функции, реализованные в предыдущих моделях, востребованные пользователем и временем. Производительность ЭВМ ЕС-1061 составляла до 2 млн. операций/сек. с емкостью ОП 8 Мб, имела два байт-мультиплексных и четыре блок-мультиплексных канала. Вычислительные комплексы строились на общем поле памяти на магнитных дисках с емкостью пакета 100 Мб, и 200 Мб.

    image

    В 1991 году была приобретена ЭВМ ЕС-1130, которую отнесли к ЭВМ Ряд-4, с производительностью 2 млн. операций/сек. и емкостью ОП 8 Мб, с возможностью увеличения до 16 Мб, имела относительно небольшие габариты, что было вызвано применением в ЦП и ОП больших интегральных микросхем (БИС). Наступивший перестроечный период не позволил полностью доработать эту перспективную ЭВМ в заводских условиях. В том, одном из первых вариантов этой ЭВМ, который поступил к нам, были недоработки и не самая высокая надежность. С резким сокращением финансирования завода в эти годы производство ЭВМ Ряд-4 прекратилось, как впоследствии и других ЭВМ ЕС.

    Творческие личности предприятия имели прекрасную возможность проявить себя в конкурсах, соревнованиях.
    image
    image
    (местный битлз)

    Какие производственные мощности установлены сейчас — тайна покрытая мраком ;)
    Единственное, что могу сказать — в настоящее время ведётся активная работа по автоматицации и информатизации наиболее важных технологических процессов.
    Может что ещё найду, так дополню после… ;)

    upd2.
    Сдаюсь и раскрываю сегодняшнее железо ;)
    Для огромного объёма данных, ежеминутно поступающего с различных участков дороги, необходим большой объём памяти, который реализован на дисковых подсистемах IBM ESS 2105-800 и Total Storage DS8100. Здесь важным элементом является технология хранения данных RAID.
    upd3.
    Как мне тут подсказывают, ВЦ Бел. ж.д. воспитал хорошие кадры. Электромеханик Миша Фридман — гл. инж. ГВЦ РАО РЖД. Вот так вот!
    Метки:
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 30
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +12
        Очень уж похоже на статью для газеты времен СССР.
        Железо Вы хорошо описали, а вот какие задачи решили нет.
        Высказывание "… В тот период было подано и реализовано много рационализаторских предложений. На этой ЭВМ были запущены и обработаны первые программы, связанные с перевозочным процессом, а коллектив отдела электроники получил хорошую школу эксплуатации ЭВМ в целом и ее отдельных устройств..." годится для не IT аудитории, лично мне бы хотелось подробностей.
        • +3
          Т.е. вам хочется больше технологических подробностей, железнодорожной, так сказать, внутрянки?
          А не будет ли это неинтересным для остальных. Если нет, то конечно опишу с чем сражались и продолжаем сражаться ;)
          • 0
            количество голосов покажет :)
            • 0
              Если что, то на следующем фуршете, если дадут возможность, поделюсь всеми интересующими железнодорожными подробностями, если смогу ;)
              • 0
                Очень интересен был бы блог про ИТ на железной дороге, желаю вам все-таки создать его, потому что действительно из всего транспорта в России наиболее сложные и интересные системы именно на железнодорожном транспорте. :)
                Кроме того, у железнодорожников множество хоть и специфичных, и в то же время оригинальных задач, которые решаются при помощи информационных технологий.
                • 0
                  да вроде уже и кармы > 5ти, а кнопки создать блог так и не нашёл (
            • 0
              Интересно.
            • 0
              потихоньку начал ;) andreevich.habrahabr.ru/blog/65255/#comments
            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
              • 0
                если бы от меня всё зависело… ;)
              • –1
                В 1971 году на ВЦ поступила первая ЭВМ Минск-32, создание которой было крупным шагом вперед по сравнению с «Минск-22». К слову, ЭВМ «Минск-32» стала самой массовой ЭВМ, и составляла почти 70% всех компьютеров СССР, была удостоена знака качества и признана базовой для создания АСУ в странах СЭВ.

                Пруфлинк пожалуйста. Я сомневаюсь что это на самом деле это так, без каких либо уточнений (самая массовая с ферритовым ОЗУ и тп).
                • +4
                  Вы меня конечно извините, но мой пруфлинк с того же времени, что и те машины ;):
                  • Л. Н. Королев Структура ЭВМ и их математическое обеспечение — Москва «Наука» 1974
                  • 0
                    А в чём вы сомневаетесь? В ферритовой памяти? Так год-то 71. Из тех же лет (чуть раньше) Мир-2 — я такую разбирал, у неё тоже была ферритовая память. Транзисторы там были П416 — ячейка на феррите была существенно компактнее, чем если бы её делали на (двух) транзисторах и (двух?) конденсаторах. И надёжнее.
                  • 0
                    Спасибо за статью, но что-то не цепляет. Наверное, потому, что я это не застал это железо. Или, может быть, потому, что не видно эволюции.

                    Вот мне было интересно посмотреть на Макинтош 80-х годов, потому, что там такие же иконочки, окна, все очень напоминает современные ОС, но значительно проще, чем сейчас. То же самое ноут 1991 года или модем 80-х. Ничего кардинально не поменялось, но значительно улучшилось.

                    А здесь большой ящик с кучей кнопочек, никаких ассоциаций.

                    Я поделился своим впечатлением и никого не критикую и не говорю, что статья плохая.
                    • 0
                      начальник центра В.Е. Сивак (на фото слева), его заместитель Ю.В. Былинский (на фото справа) и главный инженер В.В. Войнило.
                      на фото 4 человека, как разобраться?
                      не подумайте что придираюсь, правда интересно :)
                      • +1
                        а того четвёртого никто не знает
                        • 0
                          это свидетель
                        • 0
                          Интересно, а такие ЭВМ в рабочем состоянии где-то еще можно найти?
                          У меня дед в конце 60-х работал на «Минск-32».
                          • +1
                            В «лихие 90-е» их массово и целенаправленно бомбили на «жёлти». Золото с контактов и микросхем. Приезжали барыги на грузовиках и вывозили.
                            • 0
                              На Южном Горно-Обогатительном Комбинате в городе Кривой Рог до марта 2007 использовали накопители на магнитных барабанах, выпуска средины 70-х годов :) Людям было лень архивы на современные носители перенести
                            • +1
                              > реализован на дисковых подсистемах IBM ESS 2105-800 и Total Storage DS8100.

                              Это хранение, а считает-то что?
                              Знаю, что РЖД в конце 90-х меняло выжившие ЕС-ки на refurbished мэйнфреймы IBM.
                              • +1
                                считают мэйнфреймы IBM, под управлением z/OS
                                Вот такие вот красавцы:
                                • 0
                                  когда уже наконец-то автоматизируете возможность узнавать расписание онлайн и заказывать билеты? =)
                                • 0
                                  дизайн сайта БЖД удручает(
                                  © Белорусская Железная Дорога. 2003-2007
                                  • 0
                                    к этому не имею никакого отнашения. Почти все «обязательные сайты» сдела для того, что бы было (
                                  • 0
                                    У меня вопрос по поводу фотографий. Если они вашего авторства или у вас есть доступ к правообладателю, то не могли бы вы какие-либо из них предоставить под свободной лицензией? В Википедии очень нехватает подобных иллюстраций.
                                    • 0
                                      Хотелось бы высказать пару своих слов по поводу, что было бы хорошо исправить, добавить на www.rw.by
                                      Но, думаю, не подходящая тема.

                                      Статья интересная. Спасибо.
                                      • 0
                                        я половины не поняла, в чем честно и признаюсь, но интересно было жутко. правда манера изъясняться у вас местами оригинальненькая…

                                        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.