0,0
рейтинг
15 сентября 2009 в 17:40

NetHack. Об игре



Многие, уверен, знают эту замечательную игру и убили на нее не одну неделю своей жизни. По моему скромному мнению — это одна из лучших игр из ныне существующих.
Появилась она очень давно — в 1987 году, через семь лет после выхода Roque — прародителя нетхака и основателем жанра "rogue-подобных игр".
Nethack — самый яркий ее представитель.


И что же такого интересного и захватывающего в этой игре? — спросите вы. И я вам отвечу — возможности игры, графика, геймплей, сюжет.
Да-да. Вы не ослышались. Именно это и ценно в этой игре.



Графика



Основная проблема современных игр с современными требованиями — это нарисовать все то, что происходит. Я думаю, поэтому в современных играх нельзя взять чей-то труп и орудовать им, как оружием. Или взять гранатомет и использовать его в качестве дубинки. Или освежевать убитого дракона и натянуть на себя его шкуру.
Как это нарисовать? Как должен себя вести персонаж и окружение в таком случае? Не нарисуют, а если нарисуют, то схематически. Приходиться додумывать :)
В nethack'е эта проблема решена гениально — додумывайте все сами. Впрочем, это общая особенность всех ASCII-art игр.

«Видите, символ процента? Это еда. Она зеленая? Тогда это или труп лепрекона, или водоросли.» Собственно графическим адаптером выступит ваше воображение :)
Через некоторое время вы будете рефлекторно бояться пурпурной «L», ибо для вас это уже страшный монстр Архи-Лич, который проклянет ваш магический рюкзачок (что если не смерть, то жизнь высокой ценой) и практически не обращать внимание на тритонов (newt) ползающих у вас под ногами в виде желтеньких двоеточий.
Конечно же есть графические версии этой игры. Даже про 3D слышал. Но это все — только мешает. Попробовать, конечно, стоит. Я, например, попробовал и вернулся назад к любимому ASCII-art.

По просьбам читателей. Графическая версия выглядит вот так:


Кстати, еще есть изометрические графические версии: заброшенная Falcon's Eye и ныне здравствующая Vulture's Eye. (Infernal подсказал)


Сюжет



Сюжет прост до безобразия. Вы, искатель приключений, спускаетесь в глубокое-глубокое подземелье в поисках амулета Йендора. Спустись, возьми, принеси и получи вечную жизнь в подарок. Хеппи энд.
Сюжет не отвлекает от игрового процесса и абсолютно не указывает вам что нужно делать сиюминутно. И это самое главное.
И, в качестве бонуса у вас будет один единственный квест (уникальный для типа персонажа), по окончанию которого получаете замечательный актефакт… Какой? It depends
Одна игра — одна цель. Ничего лишнего.


Геймплей и возможности игры




Мышь в первоначальной версии не участвовала вовсе, ибо не все компьютеры на момент выхода игры были с мышью. Позже, конечно сделали примитивную поддержку мыши, но даже не знаю зачем — она там вовсе не нужна. Все управление осуществляется с помощью клавиатуры, причем практически всей клавиатуры (думаю, не удивил).
В отличие от типичных представителей RPG, эта игра происходит в пошаговом режиме, чем невольно вызывает ассоциацию с шахматами. Что-то произошло — не спешите жать на кнопки. Посмотрите на текущие возможности, поразмышляйте. Совсем туго — сохранитесь и отложите важное решение до завтра (благо уже четыре утра на часах и вы уже часов эдак восемь играете не отрываясь :)

Типичная ситуация: ваш персонаж в трех шагах от смерти. Стоит рядом агрессивно настроеный жирный тролль, который и не собирается умирать. Типичная RPG предлагает на ваш выбор весьма скудный набор действий: дерись до смерти, бутылочка жизни и дерись до смерти или беги со всех ног.
А в нетхаке набор решений ситуации безграничен. Можно, например взять волшебную палку-копалку (wand of dig) и колдонуть под ноги. Провалимся на этаж ниже, зато выживем. Или взять маркер и написать на полу волшебное слово «Elbereth». Ни один монстр не смеет ступить на эту надпись. Или вообще — использовать заклинание полиморфа на монстра и надеятся, что он превратиться в что-то маленькое и жалкое. Или, достать из заначки труп василиска и вмазать тролю что есть силы. Василиск (сocatrice) превращает в камень всех, до кого дотронется (надеюсь, ваш персонаж надел перчатки?). Вместо тролля у вас будет статуя тролля. Живем дальше. Свиток телепортации тоже весьма эффективно спасет вас он немируемой гибели. Телепортируйтесь подальше. Оденьте кольцо невидимости. И ваш персонаж тихонечко уберется зализывать раны. Прочитайте свиток земли (scroll of earth) на тролля свалится огромный валун. Читайте свиток геноцида (scroll of genocide) и уничтожте всех троллей. Помолитесь, наконец своему божеству (alt + p)! Бог услышит ваши молитвы и восстановит вам здоровье на правах чуда. Впечатляет?


Сохраняйтесь почаще


Все эти потуги оправданы, ибо самое мощное заклинание всех времен и народов «save and load» не работает, как и в diablo, например. Только «сохраниться и выйти». И, как в диабло на хардкоре, персонаж может умереть лишь один раз :) Крепко задумайтесь, прежде чем что-либо сделать. Это может оказаться фатальным для вашего персонажа!


Знание английского и переводы


Было сделано куча попыток русифицировать nethack, дабы сделать его более популярным среди русскоязычного населения. Но пара ночей и красные глаза позволят вам свободно ориентироваться в английской версии. Могу только дать совет ставить сразу английскую версию, и переводить все, что непонятно со словарем. Сложности с языком испытываешь первых десять смертей.
Тем, кто все-таки решился на русский нетхак — вот вам ссылка. Русский неполноценный, вперемешку с английским, но все же есть. Но, умоляю! Попробуйте в английскую! :)


Ссылки


На последок — порция ссылок на все случаи жизни.


Понравилось? Тогда продолжение следует.



Бесславно убит продавцом магазина. Поделом! Не нужно было дверь ногой вышибать :)
Если сообщество оценит — напишу еще что-нибудь. Вторая часть с советами новичкам — к вашему вниманию.
P.S. В «Игры» бы перенести... Спасибо. Перенес в «Игры»

CTO at Cimon.io
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (113)

  • +4
    Дааа, эта игрушка находится под статусом «favorite» у Линуса Торвальдса. ))
    Ждём продолжения…
    • 0
      Ричард Столлман тоже так думает
      • +5
        *ирония*… А автор так нетрушно играет в nethack.exe :(
        • 0
          Если это будет на какой-либо другой операционной системе, игра сильно изменится?
          • +10
            Конечно. Она будет более безглючной и никогда не зависнет. Правда.
            • +1
              Ни разу не зависла за семь лет игры. Начиная с 98 и заканчивая семеркой. Я про игру.
              • +4
                Чего не скажешь не про игру ))
              • –1
                эх, надо было всё таки поставить тег <irony> :(
                • –2
                  Точно ;)
  • +3
    моя первая игра в консоли
  • +3
    Спасибо! Очень порадовали под вечер. Nethack меня обошел стороной, просто ADOM попался раньше :( Надо наверстать!
    • +2
      А мне нужно будет ADOM глянуть ;)
      • +1
        еще на Crawl посмотри (http://www.dungeoncrawl.org/)
        • 0
          Точно, хардкорнее и атмосфернее Хака, в который за десятилетия намешали черт знает чего из разных вселенных, ну, и, именно что dungeon, просторы мира в ADOME могут утомлять.
  • +4
    ADoM меня в свое время больше впечатлил. Продуманей она чтоли.
    Ancient Domains Of Mystery
    • +1
      Меня как-то эта игрушка мимо пропустила. Нужно будет наверстать упущенное
      • 0
        Тоже советую обратить внимание на ADOM. Сам начинал с Нетхака и играли очень долго. Хардкорили даже — товарищ один прошёл туристом (если я ничего не путаю) доказав, что любым можно пройти. Но потом увидели АДОМ — и про Нетхак как-то забылось.
  • 0
    Есть на русском языке?
    • +1
      На русский переводят народные умельцы. Последнее, что было — the-hacker.ru/nethack/nethack-3.4.3-ru.0.3.zip
      (взято из community.livejournal.com/ru_nethack/87544.html).

      Откровенно говоря, играйте лучше на английском, ибо полноценного русского нет, а есть только русский с английским вперемешку. Этот русский только запутает вас ж)
      • 0
        вот еще, правда не первой свежести.
  • +6
    Adom…

    Dwarf bard…

    ================
    Effects of Corruption
    ================

    You have grown a total of 12 eyes (Ap: -6, Pe: +6).
    You have grown horns (+3 melee damage, Ap: -4).
    You are surrounded by an unholy aura (Ch: -10, DV: +6).
    You have become extremely thin and nimble (1/2 weight, DV: +6).
    You exhale sulphur (Ch: -4).
    You have become very light (1/10 weight, St: -6, Dx: +4, To: -6, Ap: -6, +20
    speed).
    Your corrupted tissue seems to heal much faster.
    You look somewhat apish (St: +3, Le: -1, Wi: -1, Ch: -2, Ap: -3).



    И как только себя не увечили, что бы на дерево квиклингов залезть :)

    • 0
      И как только не пытались спустится еще на пару этажей глубже в ID! :)

      Да, меня nethack тоже обошел стороной, а прсиживал штаны я в ADOM'е
    • 0
      хехе :)
      у меня был всегда dark elf priest :))
      давно уже правда не играл, но когда играл — не надоедала :)
    • 0
      Да, корруптились, читали свитки и пили бутылки, затем опять корруптились, пока не получали нужные эффект коррупции:)))
  • 0
    Даже есть порт под айфон )
    • 0
      под windows mobile — видел, под iPhone — не видел.

      можно ссылку или скрин? Интересно ведь как там с клавиатурой и ascii-art дела обстоят!
      • 0
        nethack.wikia.com/wiki/INetHack

        Вот.
      • 0
        А еще на iPhone есть RogueTouch.
      • 0
        Оказывается, не только. :) Там есть еще и более-менее «классический» Rogue.
  • 0
    >взять чей-то труп и орудовать им, как оружием
    в prototype можно :)
    • 0
      В прототипе — только живыми тушками
  • +1
    А как в нетхаке с мультиплеером?
    • +1
      Никак.

      Пошаговая RPG. Я даже в принципе не представляю как там реализовать мультиплеер. Шаг ты, шаг я — я над одним ходом могу пятнадцать минут думать :)
      • +2
        Куда вы его спрятали? Или оно само от вас сбежало? Я думаю нужно объявить глобальный розыск.
        Недавно, кстати, обнаружил от него записку такого содержания:
        «Я ушло в отпуск и не вернусь в ближайшее время. Подпись: чувство юмора Aratak'a»
        • +1
          Комментарий сверху — шутка.
          Так, на всякий случай. :)
        • +2
          Спасибо. Буду внимательней :)
      • 0
        Играют же в шахматы по почте (той, что бумажно-почтальонная).
      • 0
        Heroes 3?
        • 0
          Немножечко не тот случай. В среднем на ход тратиться меньше секунды, но бывает, что пятнадцать минут.
    • 0
      поищите по слову MUD :)
    • +1
      есть такая замечательная штука: crawl.akrasiac.org. не nethack, но тоже затягивает.
      • 0
        тег перепутал.
  • 0
    Кстате неплохо бы запостить скриншот графической оболочки которая есть под nethack. ИМХО с ней приятней играть, хотя конечно кому графика а кому ностальгия :)
    • 0
      добавил.
  • +1
    кстати, еще есть изометрические графические версии: заброшенная Falcon's Eye и ныне здравствующая Vulture's Eye.
    хотя нетхак и без графики затягивает нехило
    • 0
      После ascii-art чувствуешь как-то себя не в своей тарелке :)
    • 0
      добавил в пост ;)
  • 0
    Это всё мне очень напомнило MUD, в котором тоже просто уйма возможностей, только он real-time и мультиплеер. Хотя, это и немного другая тема.

    • –2
      Это который MUD?
      • 0
        • 0
          а к игре есть какой-то клиент? не очень удобно играть через браузер
          • 0
            Конечно, например JMC (Jaba MUD Client)
          • 0
            Многие через жабу играют — в ней удобно прописываются алиасы к часто использующимя командам. Почти вся клавиатура задействована ))
            Почитайте на форуме у них, там много полезного расписано и для новичков в том числе.

            А народу гораздо меньше стало, да. Когда я играл в 2002м-4м, там порядка 40-50 человек онлайн было — этого вполне достаточно. А щас больше 20ти редко когда бывает…
            • 0
              А какое имя у Вас было, если не секрет?
              • 0
                лучше в личку, конечно
        • 0
          жаль, что там уже мало кто играет
  • 0
    Периодически играю на КПК :) Пока что дальше Сокобана не получается спуститься, разве что Digging for victory с печальным исходом :)
    • +1
      Попробую поделиться опытом прохождения nethack'а.
      Ведь интересно? А?
      • 0
        Ну спойлеры я и так почитал :) Но интересно, да :) У меня рекорд около 85000 очков на Валькирии.
  • +6
    Хокку:

    Играешь в ADOM, %usenrme%?
    Кошка сзади!!!
    Испугался?
  • –3
    может кто помнит, сайт на котором задания типа по взлому. типа сначала пароль куда подобрать и всё такое. сначала проще, потом всё сложнее. пару лет назад игрался. напишите если кто знает, пожалуйста
    • 0
      что-то типа этого www.try2hack.nl/
      но по-русски
    • +1
      Часть слова «hack» никаким образом не связана со взломом.
      • 0
        А часть слова «net» не связана с сетью? :)
        • 0
          Связата. Этим самым разработчики хотели подчеркнуть, что разрабатывали эту игру удаленно, через сеть. Подробнее — на википедии
    • 0
    • 0
      таких очень много. было по крайней мере) сам даже играл в парочку)
    • 0
      Скорее всего вы имете ввиду эту игру :)

      А вот кто бы мне помог найти старенькую игру, где из кусков сети, поворачивая их, надо подключить компьютеры к серверу ?)
      • 0
        netwalk
  • +2
    я нашел для себя ADOM после игры в первый Baldur's Gate. А поскольку в балдуре я просидел целую ночь пока не выкинул кубики со статами 18-18-17-17-18-18, то для меня не составило труда в ADOMе просидеть 3 часа перезагружая игру пока я не вытащил из «лужи» все резисты, иммуны и с пяток вишей -_-, после чего игра наскучила за одно прохождение =(( о чем я потом очень жалел =((((
  • +1
    Nethack — игра, которая задала пример для многих других rougelike игр, и она далека от самой интересной и играбельной из этого жанра. Имхо Angband или Adom намного интереснее.
    • 0
      У заинтересовавшихся рогаликами большой выбор, начать, возможно, стоит с Ангбанда/Мории, благо, имеются относительно приличные переводы, особенно последней, которая, несмотря на архаичность — отлично годится для знакомства.
      zip.rlgclub.ru/lib.php?s=n&o=asc — архив клуба любителей
  • +1
    На заметку: я бы перевёл scroll (scroll of earth и т.п.) как «свиток».
    • 0
      Так и есть (исправил). Тяжело переводить то, что понятно без перевода :)

      Я очень долго мучился над переводом «Alignment». Остановился на «вероисповедание». Но это пол-беды.

      Тот термин, который отвечает за «проклятость» (blessed, cursed, uncursed) вещи я так и не нашел. На английском — «beatitude» или «BUC status». Как вариант — «карма».

      Может есть какие-либо идеи? )
      • 0
        Тут уж мне в голову ничего не приходит… К тому же, в саму игру я не играл.
      • +1
        Alignment — мировоззрение.
        Для перевода такого рода терминов можно обратиться к переводу второй редакции D&D (AD&D). Насколько я знаю, ADOM и NetHack на ней основаны.
  • 0
    зеленоваты корридоры графической версии такие родные: )
    • 0
      больше всего раздражало в графической версии — наличие горизонтального и вертикального скролла, ибо карта не помещается. В ascii-art такой проблемы нет.

      А как вы боролись с этой проблемой?
      • 0
        Я с ней как-то и не ссорился, чтобы бороться: ) Спокойно почему-то скролл воспринимал.
        • 0
          А вот после ascii-art — это первое, что раздражало :)
  • 0
    Тяжело мне как-то играть в такие игры. Слишком много команд. В голову все не влазит.
    • +1
      Это вы зря :)

      Там ничего сложного. Главное помнить, что такая команда существует. А что нажимать — найти не проблема.

      Я пока не увидел первый трон не знал, что в этой игре сидеть можно :)
      • +1
        Только что умер… Как-то не весело :-(
        • 0
          Да ладно вам! Умирать — весело :)
          А хоть как умерли?
          • 0
            Ну в общем — меня начали бить крысы — собачка куда-то пропала, я нажал альт+п один раз — они били а я теперь двигаться не мог. Потом я все-таки их убил, но хп осталось мало. И я нажал альт+п второй раз. Видимо этого делать было нельзя и у меня остался вообще 1 хп. Тут подбежала крыса и убила меня…
            Все из-за моей глупости.
            • 0
              Н-да. Боженька не любит, когда его сильно часто беспокоят.
  • 0
    Я не могу успокоиться теперь, распирает от любопытства! Покажите скриншот с чудовищной буквой «L»!
    • 0
      Знать ничего не знаю. Геноцид последнего лича уничножил.

      На просторах интернета обнаружил вот такую вот непростую ситуацию с участием архилича:
      3-1.gif - image uploaded to Picamatic

      • 0
        брррр! *боится*
  • +4
    1. Newt — это тритон, а не уж.
    2. «Кокатрис» по-русски будет «василиск».
    3. Квест — не единственное такое, собственно. Есть ещё добыча книги из Wizard Tower, собственно амулета из Moloch Sanctum, а также planes, включая астрал со всадниками апокалипсиса. Собственно, все обязательные опорные точки сюжета связаны с invocation artifacts и собственно амулетом. Их немного, да.
    4. Писать Elbereth маркером — это очень, очень напрасная расточительность :) лучше уж пальцем в пыли, если ничего более приличного под рукой нет.
    • 0
      Хе. А можно писать не маркером? o_O
      • +1
        Можно писать много чем, в принципе. Острое оружие вполне подходит для писания на камне, но а) тупится на 1 на каждые несколько букв, и b) занимает 1 ход на каждую букву — так что Elbereth писать оружием дороговато, особенно если тебя в это время кто-нибудь потихоньку обкусывает по краям.

        (Исключение: athame, например, Magicbane. Ими можно писать Elbereth в камне за один ход, и надпись получается довольно долговечная).

        Пальцем в пыли (команда E -) — пишется за один ход, большая вероятность описок, и надпись стирается со временем. Но для аварийных раскладов нормально — если каждый ход писать Elbereth, то рано или поздно эффект достигается :)
    • 0
      ньюта и кокатриса исправил
  • +2
    Кстати о птичках, в подобные игры люди играют уже не один десяток лет за столом в кругу друзей вообще без компьютера. Называется все это счастье настольными ролевыми играми. К примеру ADOM сделан по игровой механике AD&D (вторая редакция D&D).
    Хоть тематика ни разу не айтишная, если любопытно — могу написать развернуто о том, как это все происходит и какое бывает. Если, конечно, это кому-нибудь нужно.
    • +1
      Насчёт не-айтишной тематики — это вы зря. Тусовался я одно время с AD&D-шниками — поголовно админы и программеры. Почему то именно ИТ-шников такие игры больше всего прут.

      И да, конечно пишите.
      • 0
        Степень поголовности, на мой взгляд, очень разная :).
        Раз интересно — подготовлю материал и напишу. Если что — постучусь к вам, чтобы выложить получилось.
    • 0
      Да очень интересно прочитать про AD&D. Напишите, пожалуйста.
    • 0
      В каком месте в адоме дында? В нетхаке хотя бы статы те же (насчёт остального не в курсе).
      • 0
        Насколько я помню (давненько играл), там смешение множества вариантов homerules для базовой AD&D. Баланс конечно пострадал, но базовая механика осталась. Быть может, там есть и более серьезные изменения, но впечатление сложилось именно такое.
        • 0
          Там совершенно другие статы, другая система мировоззрений и другая система магии, это для начала. На дынду оно похоже только записью дамага в виде XdY+Z, но это вовсе не специфично для дынды.
          • 0
            Специально скачал посмотреть. Вы правы. Действительно, от родной механики, характерной для второй редакции, осталось мало. Насколько мало — я сказать не могу. Подозреваю, что остались основные формулы расчета попаданий/повреждений, их зависимости от статов (или их аналогов), может быть еще какие-то базовые моменты. Думаю, вглубь лезть, чтобы проверить этот факт, смысла нет.
    • 0
      Вы говорите неправду.
      ADOM сделан на оригинальной механике. В своём блоге Thomas Biskup не так давно писал про разницу между настольными играми и компьютерными: для настолки важна лёгкость системы, компьютер же способен сделать несоизмеримо большее количество вычислений за более короткий срок и при этом учесть огромное количество переменных, которые настолку бы перегрузили.

      Кроме того, AD&D =! D&D 2ED
  • 0
    Где можно найти win версию с графикой как на скриншоте? Изометрия это уже не то :)
    • 0
      на оф. сайте (ссылка на скачивание win32-версии www.nethack.org/v343/ports/download-win.html ). В нижней части этой страницы есть кнопка на скачивание архива, внутри которого лежит bmp-файл со спрайтами. как подключать его на этой же странице написано. Далее, запускаете NetHackW.exe и наслаждаетесь. Кстати, отлично работает под вайном :)
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • –1
    В топик призывается тролль 8-го уровня =))
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    Либо я что-то не так делаю, либо сложность зашкаливает. Умер раз 10, макс левел — 4.
    • 0
      Это нормально. Учитесь на ошибках ;)

      И читайте спойлы, когда что-то незнакомое видите.
  • 0
    спасибо, захватывающая статья.
    однако из статьи и беглого просмотра ссылок так и не понял — смогу ли я собрать её для debian?
    • 0
      Думаю, без лишних сложностей.

      www.nethack.org/v343/ports/download-linux.html
      Уж, простите — я в линуксе не силен, но под винду компилировал с исходников ;)
      • +1
        спасибо за точную ссылку. теперь вижу что смогу собрать без особых плясок с бубном.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.