Как стать автором
Обновить

Коворкинг: 18 месяцев спустя

Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 3.8K
С момента открытия коворкинг-клуба “Башня” прошло полтора года.

Ранее я публиковал на Хабре свой опыт и ощущения “6 месяцев спустя”. Потом в России начался кризис, в “Башне” — бурления вида “Давайте начинать бизнес, самое время!”, и памятная дата «Первый год» как-то прошла мимо. Но вот сейчас, в конце сентября, российскому коворкингу исполняется 1,5 года. Интересно, что изменилось за это время.

Дисклаймер: не желая искажать информацию, я ограничусь только нашим опытом — “Башни”, “ИНКа” и “Полигона”. Другие коворкинг-клубы, скорее всего, имеют другую историю.

НАСЕЛЕНИЕ

Прошедшие сквозь нас за эти полтора года ребята — всего где-то человек 60-70 — дали вполне точный портрет целевой аудитории коворкинга. В профессиональном плане — это крепкие технари, люди творческих околотехнических профессий, а также малые или начинающие предприниматели в сфере услуг или b2c. В личном плане — это молодые душой люди в психологическом возрасте 20-30 лет (биологический возраст может отличаться; есть у нас люди и за 40, но при этом с ними очень просто общаться и работать). В основном это парни или семейные пары.

Сейчас в “Башне” обитает 15 человек: команда веб-разработчиков “JetDog” (3 человека), команда фрилансеров “66bit” (2 человека из… 4?), команда разработчиков биометрии “ALW” (3 человека), лаборатория бизнес-проектов “ИНК” (4 человека) и несколько участников “Полигона”, которые появляются периодически. С ребятами связаны порядка 6-7 бизнес-проектов, о проблемах и успехах которых я расскажу далее. Ушли из “Башни”, но подерживают контакт еще человек 5 — тоже в основном ИТ и бизнес. Как видите, средний портрет коворкера (если ОЧЕНЬ упростить) — ИТ-предприниматель.

Отдельно надо сказать о дизайнерах, юристах, журналистах, продажниках и других профессиях, которые тоже потенциально обладают тягой к “со-работе”. Нет, ребята. Не получается. Возможно, это исключительно проблемы “Башни”, но как-то так получилось, что люди гуманитарного склада ума (а сюда я отношу и журналистов, и юристов — позволю себе такую вольность) совершенно не уживаются в коллективе. Это все-таки одиночки. А технари, предприниматели и экономисты — уживаются отлично. Возможно, потому, что для них дело объективно важнее личных желаний и эмоций.

ИМХО, конечно. Не хочу никого обидеть — просто поясняю ситуацию, как ее вижу.

АТМОСФЕРА

Думаю, тут все понятно еще со времен статьи в NYTimes и дебатов того времени. Атмосфера — это наше все. Это душа и суть коворкинга. Без атмосферы сообщества и поддержки — которая, в глобальном плане, зависит исключительно от целей организатора — коворкинг превращается в обычную субаренду площадей, в лучшем случае. Или перерождается в коммерческую организацию.

Я постоянно мониторю в Рунете все, что связано со словом “коворкинг”, и наблюдал достаточное количество разнообразных извращений. Каких-то пафосных карманных офисов, созданных больше для самоудовлетворения организатора, чем для коллективной работы. Риелторских агентств, которые пытаются обозвать “коворкингом” свои неуклюжие попытки по всучиванию неликвидных помещений. Небольших компаний, готовых уступить на время свои места в расчете на снижение расходов. Начинающих предпринимателей, которые, от незнания или безысходности, пытаются выжать копейки из любой подвернувшейся идеи. Посмотрите вокруг: кто из них выжил?

Своих людей надо любить. Они пришли к тебе в ожидании поддержки и кооперации, а не чтобы дать тебе денег. Они не где-то там далеко — вот они, рядом с тобой. Неужели так сложно попытаться построить свою жизнь, свой бизнес, свои мечты С ПОМОЩЬЮ тех, кто с тобой рядом, а не ЗА СЧЕТ них?

Вот, кстати, главное, чем для меня оказался полезен коворкинг: эта философия (если можно так сказать) АВТОМАТИЧЕСКИ отфильтровывает тех, кто не согласен или не готов вкладываться в дело. Я знаю: многие из нас ищут в мире какую-то волшебную штуку, которая сумела бы оградить от кидалова, развода, воровства, халтуры и просто неприятных людей. Ну что ж, good news, everyone: похоже, такая штука есть :)

У нас, спустя полтора года, изменилось достаточно мало. Атмосфера по-прежнему демократичная и деловая. Общение в клубе по-прежнему на “ты”. И каждый из ребят, думаю, за это время хотя бы раз попробовал работать с остальными, определив для себя область возможностей: не случайно ведь у нас тут образовался бизнес-инкубатор :)

Единственное, что стало заметнее за время кризиса — люди стали суровее и собраннее. Сегодня мало кто позволяет себе “поплевать в потолок” или провести несколько часов в обсуждении очередной “гениальной” идеи. Впрочем, поскольку я сам не любитель пустых разговоров, это мне даже нравится. В конце концов, не отдыхать собрались — дело делать…

Не подумайте, в “Башне” не офисное рабство :) Хочешь поспать — выбирай любой диван. Хочешь получить фидбек по какой-то проблеме — свободно кидай клич, никто не откажется помочь. И даже в холодильнике можно покопаться, если пожевать охота.

ПРОБЛЕМЫ

Конечно, не все так гладко. Коворкинг — не волшебная палочка, и чтобы получить результат, все равно придется соблюдать некоторые нормы. Конкретно у нас — это обязательное переобувание в тапочки и вынос мусора за собой. Вы будете смеяться, но оказалось, что даже такая мелочь — мощнейший фактор отсева. В самом деле, человек, который видит на входе кучу обуви и тапок, но при этом безразлично ходит в башмаках, вряд ли будет заботиться о желаниях других и в более серьезных ситуациях…

Самый серьезный вопрос, который постоянно приходится решать — вопрос отношений. Грубо говоря, то, что удобно одному, далеко не всегда удобно другому; и если в работе это не так важно, то в быту люди так просто не уживутся. Каждое скрытое недовольство, каждая мелочь — это потенциальный источник конфликта. А конфликтов, как вы сами понимаете, допускать В ПРИНЦИПЕ нельзя. На карме плохо сказывается, знаете ли.

То есть, резюмируя: управление коворкинг-сообществом — это чистая психология. Если кто-то до сих пор считает, что для открытия коворкинг-офиса нужно всего лишь найти помещение и обустроить его… он прав :) Но для СУЩЕСТВОВАНИЯ офиса этого явно недостаточно.

Про остальные проблемы умолчу. За полтора года каких-то нестыковок, конечно, было немало. Но деловой человек не может считать себя таковым, если малейший косяк выбивает его из колеи; поэтому все эти нестыковки или решались сами ребятами (за что им безграничное спасибо), или просто проходили незамеченными.

Да вы и сами понимаете. Разве “покрасить потолок” — это такая уж проблема, в сравнении с поисками заказчика для нового продукта?

НЕУДАЧИ

К неудачам, к сожалению, я отношу бОльшую часть когда-либо начатых внутри “Башни” проектов. Возможно, ребята не согласятся со мной, но ИМХО, удачный проект — это такой проект, который приносит доход; все остальное, что он приносит, имеет лишь внутреннюю ценность. А из тех 7 проектов, которые мы ведем, доход худо-бедно приносят только два.

Теперь подробнее.

1. Биометрическая СКУД
Идея: система безопасности и контроля доступа на основе отпечатков пальцев
УТП: собственный птентованный матаппарат и масштабируемая программная архитектура.
Проблема: инвестор прервал финансирование из-за кризиса, а развитие проекта без закупки сырья для пилотной партии невозможно.
Результат: проект заморожен.

2. Интерфейс для интернет-провайдера
Идея: система управления услугами для интернет-провайдера.
УТП: модульная архитектура, объединяющая в одном приложении множество услуг (кабинет, чат, iptv, телефония, форекс, ...).
Проблема: запуск на пилотном объекте затянут множеством невнятных согласований, а без тестирования продажи не могут быть начаты.
Результат: проект повис в воздухе.

3. Системы фильтрации воды
Идея: вендинговые автоматы по очистке воды.
УТП: вода в 3 раза дешевле покупной и лучше ее по качеству.
Проблема: В связи с кризисом руководствами ВУЗов поднята арендная плата, а в цену продукта это заложить не получится.
Результат: Точка выхода в ноль сдвинута на 6-8 месяцев.

4. Сборные стенные панели
Идея: типовые стенные панели-конструктор
УТП: возможность формировать произвольные контуры и легко увеличивать/уменьшать площади складских/производственных/офисных помещений.
Проблема: автор идеи потерял интерес к проекту.
Итог: проект повис в воздухе.

5. Проекционная реклама на мобильных носителях
Идея: проекционная реклама в Екатеринбурге. Стены, щиты, билборды, обслуживание праздников.
УТП: анимированная реклама, переносная технология, широкий выбор площадей.
Проблема: при поиске заказчиков оказалось, что в команде нет человека, способного это делать.
Итог: проект повис в воздухе.

Про доходные проекты — умолчу. Извините :)

Какие выводы отсюда можно сделать?
1. Очевидный: страх перед кризисом все-таки есть, и очень мешает работе.
2. Важный: идеолог и команда проекта — КЛЮЧЕВЫЕ фигуры, без которых просто ничего не получится.
3. Обобщающий: коворкинг сам по себе не избавляет от вероятности провала, но сильно смягчает последствия.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Несмотря на это, перспективы велики.

Во-первых, 2 из 7 проектов — это все же результат. У многих, уж извините, нет и такого: хорошей статистикой, как правило, не может похвастаться ни один бизнес-инкубатор. А общеизвестный процент (20% вложений сработают в ноль, 10% выстрелят, остальные 70% сдохнут) — мы вроде бы пока опережаем.

Во-вторых, ничего еще не кончилось. Большая часть проектов повисла, слава Богу, не оттого, что подвела команда или идея оказалась дырявой, а оттого, что кризис убил у инвесторов желание вкладывать, у покупателей — тратить, и у всех без исключения — действовать. Все движется очень, ОЧЕНЬ медленно. Думаю, вы это тоже заметили.

Вот задача, решение которой стоит 18 месяцев живой практики. Помогает ли идеология коворкинга для совместной работы над стартапами? Делает ли фрилансер или предприниматель меньше ошибок, спрашивая мнение коллективного разума? Развивается ли проект успешнее, если дело происходит в коворкинг-клубе, а не гараже родителей или бюджетном технопарке?

ИМХО, да. Что-то в этом есть.

***

У вас иное мнение? Есть вопросы? Комментируйте, пожалуйста.

С уважением, Алексей Глазков.
Теги:
Хабы:
+73
Комментарии 101
Комментарии Комментарии 101

Публикации

Истории

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн