21 января 2010 в 12:24

Легендарный семьдесят седьмой Akai

Фанаты группы «Nautilus Pompilius» хорошо знают песню «Всего лишь быть» из альбома «Разлука» 1986-го года. Она сама по себе очень хороша, а этот кусочек текста я знаю наизусть:

У меня есть дома рислинг
И токай
Новые пластинки
Семьдесят седьмой Акай


И только совсем недавно я задумался: а что это, собственно, за 77-й Акай? Оказалось, что упоминание в песне — не единственное достоинство магнитофона Akai GX-77. Эта модель, пусть и не самая совершенная в техническом плане (были и покруче), невероятно хороша внешне и уж точно на порядок лучше советских аналогов. Конечно же, я не мог упустить шанс познакомиться с живым экземпляром этого магнитофона, и заодно вспомнить, каким был еще один исторический звуковой носитель, успешно существовавший параллельно с винилом и компактными кассетами. По-английски он называется «reel-to-reel», по-нашему — «катушки», «бобины» или официально «лента магнитная».




Пожалуй, в 2010 году, через 15 лет после того, как и винил, и бобины, и компакт-кассеты как-то перестали быть актуальными, стоит объяснить, чем отличался катушечный магнитофон от двух других распространенных носителей двадцатого века. В отличие от винила, магнитофон можно было использовать как для записи собственных музыкальных произведений, так и для переписывания фирменных пластинок с зарубежной музыкой. У моих родителей, например, не было ни одной фирменной пластинки, зато на катушках имелась вся актуальная музыка конца 70-х, аккуратно переписанная с винила. В отличие от компакт-кассет, «бобинник» обеспечивал заметно лучшее качество записи. Сказывалась как большая скорость движения ленты — 9,5 или 19 сантиметров в секунду (было и 38 см/c, но не для домашнего применения), против 4,76 сантиметра в секунду у компакт-кассеты, так и то, что сама лента была шире.



Выпущенный в 1981 году Akai GX-77 имел следующие технические характеристики:

Воспроизведение с катушек диаметром до 7 дюймов (длина ленты 525 метров)
Два комплекта из трех головок в каждом: для стирания, записи и воспроизведения
3 мотора: 1 для роликов, два для вращения катушек
Частотный диапазон: 25-33000 Гц при скорости 19 см/c, 25-26000 Гц при скорости 9,5 см/c
Соотношение сигнал/шум: >63 дБ при 19 см/c
Линейные вход и выход, вход для микрофона, опциональный проводной пульт управления



Среди особенностей магнитофона стоит отметить систему ручного и автоматического реверса, а также необычное расположение головок, под углом друг к другу. Лента подводится к головкам с помощью специального ролика, и такая система получила название «lambda loading system». Эта особенность — уникальная для GX-77, в других моделях использовалась классическая схема расположения головок. Весит магнитофон 17 килограммов, но в реальности он оказался достаточно компактным. Смотря с чем сравнивать, конечно, а сравнивать я мог только с отечественными моделями. Например, хорошо знакомый мне магнитофон Ростов-102 весит 25 килограммов.



Мне было интересно узнать, сколько стоил такой «гаджет» в 1981 году. На японском рынке Akai GX-77 серебристого цвета стоил 128 тысяч йен, черная модель была дороже — 132 тысячи. По курсу января 1981 года (29 лет назад!) это 632 американских доллара с копейками, с учетом инфляции — полторы тысячи. Так как житель СССР не мог просто так обменять доллары на рубли по официальному курсу, стоимость и, что главное, ценность подобной техники в нашей стране исчислялась совсем по-другому. Учитывая то, что цена даже на упомянутый «Ростов» составляла 850 рублей, купить себе «семьдесят седьмой акай» можно было не меньше, чем за тысячу, и при этом его еще надо было «достать». Подчас «доставание» было еще более сложной задачей, хотя и накопить столь огромную сумму, когда 200 рублей — это хорошая зарплата, было практически невозможно.



Несмотря на почтенный возраст, экземпляр «семьдесят седьмого», с которым я познакомился, выглядит очень бодро. Катушки можно закрыть специальной крышкой, которая откидывается наверх. Всевозможные переключатели и регуляторы неизменно вызывают у меня бешеный восторг, а здесь все это сделано с немалым вкусом. Одним словом — импортный товар!



Основные кнопки управления. Магнитофон практически мгновенно переключает «стороны» ленты, и может делать это автоматически. Вообще, он чрезвычайно легок в управлении, если сравнивать его, опять же, с не столь совершенными советскими магнитофонами тех времен. Никаких рычагов, которые нужно переключать с нажатием, усилием и скрежетом, здесь нет и в помине.



Электронный счетчик ленты показывает не «попугаи», а обычное время воспроизведения. С помощью кнопки справа его можно в любой момент обнулить.



Индикатор уровня записи или сигнала с линейного входа. Честно говоря, стрелочные индикаторы мне нравятся больше, но это дело вкуса.



Я записал небольшое видео с демонстрацией основных режимов работы магнитофона: воспроизведение, реверс и перемотка. Ничего особенного, просто повод для ностальгии :) Вид крутящихся катушек до сих пор неизменно завораживает. В современных аудиоустройствах, даже в качественных CD-проигрывателях, нет такого ощущения процесса, как в случае с «бобинником». Еще одно видео по этой ссылке в деталях показывает процесс подвода ленты к головкам. Оба видео лучше смотреть в HD.

Что ж, с момента выпуска Akai GX-77 прошло уже много лет, и, к сожалению, «бобинники» устарели больше, чем винил. Магнитная лента — менее долговечный носитель. Я до сих пор с удовольствием слушаю пластинки, которым больше 50 лет. А вот доставшаяся от родителей коллекция музыки на катушках практически непригодна к использованию: советская лента моментально осыпается, и после каждых пяти минут прослушивания приходится чистить головки. Магнитная лента иностранного производства более долговечна, и магнитофон сейчас может использоваться как для прослушивания старых записей, так и для переписывания музыки с винила: если у вас коллекционная пластинка стоимостью в тысячу долларов, вы вряд ли захотите запиливать ее до дыр. Магнитофон теперь либо специализированное студийное устройство, либо рабочий инструмент меломана.

Зато магнитофоны можно часто встретить в фильмах, сериалах и даже мультфильмах (ну и в песнях, конечно, в одной совершенно точно). В современной культуре «бобинник» чаще всего появляется в кадре вместе с сотрудниками спецслужб, намекая на то, что они пользуются ну очень серьезной техникой.



В шедевре Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» бобинник появляется в одной из самых известных сцен. Именно с него играют «Полет Валькирий» Рихарда Вагнера. В 1969, во время войны во Вьетнаме, уже существовали компактные кассеты, но катушечный магнитофон, конечно же, выглядит внушительнее.



Видимо, по тем же причинам Квентин Тарантино использовал магнитофон в «Криминальном чтиве». Если бы Миа, жена Марселлуса Уоллеса, включала музыку с CD-плеера, это бы выглядело совсем по-другому.

Хочу поблагодарить Константина Дилояна за возможность увидеть винтажный Akai GX-77 в действии. Кстати, магнитофон выставлен на продажу на Молотке. Показанные здесь рекламные постеры Akai GX-77 можно посмотреть в высоком разрешении на этой странице.
Константин @f15
карма
215,0
рейтинг 0,0
Похожие публикации
Самое читаемое

Комментарии (83)

  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +3
    даже сейчас находятся сумасшедшие, которые готовы выложить 200-300 евро за него.
    • +3
      Я бы тоже с удовольствием выложил. Только ставить некуда и слушать нечего, да и пластинки я слушаю от силы раз в месяц. А для мебели покупать — как-то нечестно по отношению к самому устройству.
      • +5
        Я бы даже сказал, нечестно к тем людям, которые его могут купить для прямого использования.
    • +1
      это где???
      полтора косаря баксов
      • 0
        Ebay вам в помощь.
        • 0
          yes, sir!
    • +1
      200-300 евро это фантастически дешево. Реальных рабочих аппаратов за такую цену нет уже очень давно. То что продается на ебэе за такую цену это «лом», «для мебели».
      Помню в моем городе тоже долгое время GX-77 по коммисионкам кочевал. Внутри у него уже ничего родного к тому времени не оставалось, сплошной самопал.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      What about it Daddy Cool? :)
      это более распространенный вариант, конечно. Честно говоря, импортный магнитофон я вообще испытывал первый раз в жизни.
  • +4
    пираты 20 века — магнитофоны
    пираты 21 века — P2P сети
    • 0
      точно! Я наслушался замечательных историй, как мой родитель на чьей-то квартире переписывал привезенный из-за бугра винил, с пятью такими же меломанами, на пяти магнитофонах. Он, кстати, неплохо на этом зарабатывал, продавая потом копии у себя в захолустье.
  • +3
    У Akai очень приятный дизайн… в деревне лежит еще кассетный от них, горизонтальный такой… модель уже не вспомню…
  • +2
    а вообще преклоняюсь перед акаями, у отца в советские времена был кассетник top hi-fi «оттуда», обалденный аппарат — он просто «другой», к сожалению я ему его угробил
    • +2
      Акай шикарен :) Спору нет. У самого в мечтах заиметь акаевский бобинник.
      Но если говорить о кассетниках, тогда нужно говорить о Nakamichi :)
      В этой отрасли они всех подвинули. И тоже делали много красивых аппаратов.
      Вот, например, топовый красавец Nakamichi 1000ZXL Limited

      • +1
        накамиши спору нет поинтереснее по кассетникам, но это совсем из другой жизни… и я не уверен что эта другая жизнь существует а не, исключительно, плод фантазий
        • +1
          Точно существует :) В моем городе точно есть Nakamichi 1000ZXL :) Не позолоченный, но с аэрографией на деревянных стенках.
          И есть человек, который «сильно болеет» подобной техникой. И Наков всевозможных у него очень много. Иные можно приобрести за вполне вменяемые деньги. Акаи тоже у него есть :)
          Просто мы с Вами не настолько больны этой темой, чтоб в наш круг общения попадали подобные гики.
      • 0
        Даа уж… Внушительный чемодан :)
  • +1
    Он прекрасен. :) Но 30000 никак не стоит. :)
    • +1
      Ну вот так его оценил продавец :)
  • 0
    На порядок лучше это как? Получается Ростов-102 должен весить не 25, а все 170 кг, чтобы быть на порядок хуже.
    • +1
      Дело не в весе, а в возможностях и качестве, удобстве управления. И я не говорю, что «Ростов» был плох. Советская промышленность выпускала совершенно дубовые, ни разу не удобные, но неплохие в целом устройства.
      • +1
        Например гитары Урал =D
        Лет пять над раскопал дома бабинник совковый, фирму не помню, помню тяжелый, и с крышкой, закрытый на большой чемодан похож… Друг притащил ленту с записью Аквариума… не смотря на пыль и простой техника на удивление неплохо работала
        • +1
          Да, я тоже удивился, когда 30-летние ленты у меня заиграли. Но судя по количеству мусора в лентопротяжном механизме, они это сделали в предпоследний раз :)
      • +2
        А чем Вам плох такой дизайн

        мечта прошлого…
        Другое дело что наши затаскивались до нельзя, а импортные, в силу их редкости, берегли.
        • +1
          Мне самому очень нравятся «Олимпы», и пару раз я их видел на молотке _новыми_, из нераспроданных остатков, видимо. Но, согласитесь, дизайн — не торт :)
          • +1
            Эх… не соглашусь. Одно дело молоток, а другое — магазин в 1989 году и выбор что купить. Импортное было из области очень большой фантастики. Ностальгия знаете ли.
    • 0
      Должен Вас расстроить, вес это далеко не самый определяющий параметр при сравнении звуковоспроизводящих устройств.
      • 0
        Просто у нас принято фразу «на порядок» вставлять куда попало, не вдумываясь в ее смысл.
        Может Аэробус-380 и лучше на порядок самолета времен Красного барона, или «Жигули» на порядок дешевле Ленд Круйзера, но в данном случае возможно данная аппаратура лучше советской в 2 раза, но не как не в 10 раз.
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +2
    спасибо за статью и отдельное за разъяснение строк песни.
    • +1
      Спасибо вам за отзыв!
  • +1
    А еще надо добавить, что у Ричи Блекмор всегда использовал Akai как гитарный предусилитель.
  • +1
    Был Акаивский hi-fi набор: усилок+эквалайзер+кассетник+радио+винильник
    Батя всё продал… кроме винильника, его я успел себе захавать вместе с пластинками Битлз и И.Малмстина… прослушивание не сравнимо приятнее чем CDшки… шум конечно есть, но зато какую атмосферу создает /сейчас бы еще усилок родной достать =(/
  • +1
    Наушники на второй (превью не в счет) картинке — модные :-)
    • 0
      там вообще такой комплект, закачаешься. Я бы это все не против был иметь и сегодня (кроме мотоцикла :)
      • 0
        Мотоцикл это на сдачу дали ;-}
  • +2
    А у меня такой. Куплен году в 85-м, стоил почти как половина жигулей. Работает до сих пор, без нареканий.
  • +1
    Романтика-206 тумба такая- Катушки+проигрыватель+радио

    Песня Наутилуса очень-очень нравится — Вообще, считаю ее лучшей у них («Как сложно...» по моему так она называется)
    • +1
      Песня всё же называется «Всего лишь быть».
      • 0
        Да-да-да точно
  • 0
    а у меня почему-то всегда возникает вопрос «что такое токай и рислинг(реслинг?)»? :)
    • 0
      Жаль что не возникает желание просто погуглить: ru.wikipedia.org/wiki/Токай, ru.wikipedia.org/wiki/Рислинг
    • 0
      вИна. :-)
    • 0
      Винишко такое, не знаю как Рислинг а Такай до сих пор встречаю Массандровский (спасибо Крымским родственникам)
      • 0
        Да в к Киеве например венгерского такая машкатая валом… очень приятное вино и не дорого, на свадьбу покупал в свое время
    • 0
      Токай, Токайские вина — вина, изготовляемые в регионе Токай-Хедьялья. Также наименование Токай используют некоторые винодельческие компании других стран (например, предприятие «Массандра» в Крыму).
    • 0
      Tokai — японская фирма, выпускающая гитары, известна в основном своими репликами электрогитар Gibson.
  • 0
    Немного не понял это предложение:
    > Воспроизведение с катушек диаметром до 7 дюймов (525 метров)
    • +1
      Длина пленки?
      • 0
        да, уточню в статье на всякий случай
  • +3
    77-й Акай
    Маски, позы
    Два листа прозы
  • +1
    Шедевр!
    Столько внимания к мелочам в исполнении.
    Смотрится как Ролс-Ройс, если не лучше!
  • +4
    А главное, обратите все внимание, что практически все детали — металические. Минимум пластика. Вот это было время. У самого стоит усилитель AM-U04 :)
  • +3
    Дизайн впечатляет. Спустя столько лет выглядит вполне современно!
    • +1
      Вполне современно! Мне также очень нравятся ранние CD-проигрыватели. Вот, например:
      • +2
        Я до сих пор пользуюсь вот таким:


        Достаточно было сдуть пыль с линзы.
        • 0
          Ух, какой же красавец! Они и правда неубиваемые.
      • 0
        я бы и сейчас не отказался такой поставить в стойку с аппаратурой
  • +2
    Охххх! Какая красота!
  • +1
    Круто, спасибо.
    Жалко не показали какие к нему штатные колонки идут.
    • +1
      велкам!

      Колонки к ниму никакие не идут, по советской спецификации это «магнитофон-приставка». Вот вид разъемов сзади:
      Помимо этого есть еще разъем для пульта и, собственно, все. Встроенного усилителя нет.
      • 0
        упс, с тегами накосячил
      • +3
        Обалдеть, 17 килограмм и без усилителя :)
        • 0
          вы чего… какой усилитель… это тееееехника (тут с придыханием) скажите спасибо за встроенный пред…

          интересно а в чем сакральный смысл переключателя line — din, почему просто не параллельно?
          • 0
            Может быть, чтоб наводок лишних не было :)
  • +1
    Автору респект! Понастольгировал…
  • 0
    У меня дома валяется штук 10 или 20 бабин… проигрывателя нету… Обидно…
    • 0
      Эх, мне бы хотя бы парочку бабин. Чтоб валялись. А уж я бы их проигрывал!
      • 0
        а мне бы проигрыватель…

        КИЕВ — У кого есть проигрыватель и хочет подарить/продать в ЛС
  • +2
    Может быть в столице/крупных миллионниках и можно было увидеть импортную технику, у нас, в рядовом областном центре Украины это было практически не реально.

    Помню, в середине 80-х приехал парень из Венгрии, так его ощупывали как инопланетянина (он был в джинсовом костюме и с электронными часами с калькулятором).

    Импортная техника массово стала появлятся уже только к развалу союза.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +2
        С калькулятором я даже и не мечтал :) Когда они появились в конце 80-х, то стоили за сотню и таких денег мне собрать было не реально. А вот на появившиеся тогда Монтано за 60р я тогда где-то за год таки насобирал. Эх, 16 мелодий, зажмешь две кнопочки, и слюна от счастья капает на стекло. Сейчас то они рупь кило, как и обещали нам в свое время прожекторы перестройки (в этом таки не обманули).

  • +1
    Он идеален…
    Хочу!!!
  • +1
    Иметь такую штуку в 80-х было признаком крутости и некоторой богемности
    • 0
      Неа. Признак близости к спекулянтам (или морякам) и наличия денег. Ни то, ни другое не есть «богемность».
      • 0
        Э, нет. Если ты просто близок к спекулянтам тебе хватило бы и другого культового девайса Sharp 777 :)
        А катушки — это уже не для всех.
  • +2
    Как же я люблю кнопки и ручки!
    … И ненавижу сенсорные экраны.
  • +1
    Выглядит как аппаратура в научной фантастике 70-80х годов! Лучше не придумать, хочу себе такое! ^^

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.