0,0
рейтинг
11 марта 2010 в 12:37

Автоматическая посадка стотонного утюга или А с кем работаете Вы?

Продолжу «космическую» тему в своих постах. На этот раз хочу рассказать об одном малоизвестном аспекте программы «Энергия — Буран», а именно — о системе автоматической посадки орбитального корабля.

Кратко о программе


imageО программе «Энергия — Буран» написано немало, я бы порекомендовал всем интересующимся сразу отправиться на специальный сайт buran.ru, на котором очень много достоверной информации.

Если вкратце резюмировать, то программа «Энергия — Буран» предусматривала создание универсальной тяжелой ракеты-носителя «Энергия» стотонного класса и, в качестве полезной нагрузки для нее — орбитального многоразового корабля «Буран».

Корабль «Буран» во многом был аналогом американской системы Space Shuttle: крылатый и бесхвостый планер, плиточная теплозащита, грузовой люк, сходные массо-габаритные параметры (вывод 30 тонн и возвращение с орбиты 20 тонн груза, экипаж до 7 космонавтов), но, поскольку техника не стоит на месте, а наш корабль разрабатывался позже, имел и существенные отличия. «Буран», в отличие от американского аналога, был изначально предназначен для стыковки с орбитальными станциями и другими кораблями, имел систему спасения экипажа (ее отсутствие погубило в свое время экипаж «Челленджера»), и, самое главное — мог выполнять задачи выхода в космос, работы на орбите и посадки в полностью автоматическом режиме.


Как садился Буран


Оставим за рамками этой статьи этапы взлета, выхода на орбиту и маневрирования, стыковки и работы с полезным грузом. Рассмотрим подробнее посадку.

Как однажды метко заметил писатель Лукьяненко в книге «Звезды — холодные игрушки», посадка «Бурана» выполняется с «грацией падающего чугунного утюга». В этой иронической фразе, безусловно, есть смысл.

В общем случае посадку орбитального крылатого корабля можно разбить на четыре этапа:
  1. Сход с орбиты
  2. Гашение орбитальной скорости в атмосфере
  3. Маневрирование для захода на полосу
  4. Посадка на полосу

Сход с орбиты выполняется достаточно просто — корабль разворачивается в положение «хвостом вперед, спиной вниз», маршевые двигатели выдают импульс, который снижает скорость ниже порога орбитальной, и корабль начинает сходить с орбиты. Двигатели ориентации к моменту входа в сколько-нибудь плотные слои атмосферы, а в нашем случае это происходило на высоте около 100 километров над Южной Америкой, разворачивают корабль в правильное «самолетное» положение. С момента входа в атмосферу до момента приземления проходит около 30 минут, за это время корабль должен полностью погасить орбитальную скорость (около 8 км/с), выйти в заданный район посадки и произвести посадку на взлетно-посадочную полосу.

image
Задачей следующего этапа становится выход в заданную точку в окрестностях аэродрома приземления с заданной скоростью и ориентацией. Задача осложняется несколькими моментами: во-первых большую часть путь корабль летит в облаке плазмы и не имеет возможности связи с землей, во-вторых к моменту начала аэродинамического торможения в атмосфере топливо для маршевого двигателя уже выработано, поэтому маневр увеличения скорости при обнаружении недолета невозможен, возможно только управление планером корабля при помощи рулевых двигателей малой тяги и элевонов.

Образно говоря, для гашения лишней скорости при перелете система управления должна немного задрать нос, повысится аэродинамическое сопротивление и скорость снизится, а для компенсации недолета — наоборот, опустить нос. Это, конечно, очень грубое приближение, но по сути оно верное.

Итогом второго этапа должен стать выход в точку в окрестностях аэродрома посадки на высоте около 4 километров и со скоростью чуть выше 300 км/ч. При большей скорости «Буран» будет слишком инерционен и не сможет выполнять нужные для посадки маневры, а при меньшей — просто свалится в неуправляемое пикирование из-за низкого аэродинамического качества («падающий чугунный утюг с крыльями»).

Затем следует самый сложный этап посадки — выход на посадочную полосу. Автоматика, используя датчики корабля, показания радиомаяков и поток информации из наземного центра управления, должна понять где в настоящий момент находися корабль, оценить силу и направление ветра в районе посадки, принять решение с какого конца ВПП заходить на посадку и зайти на полосу. Допускалась ошибка по скорости не более 20 км/ч, промах по оси ВПП не более 700 метров, боковое отклонение — не более 38 метров.

Хард 'n' Софт


Для управления процессом посадки, помимо наземных средств контроля и управления, использовалась собственная БЦВМ (Бортовая цифровая вычислительная машина) «Бурана» «Бисер-4». Военный заказ определил архитектуру БЦВМ — она была реализована в виде четырех параллельных независимых вычислительных каналов и компаратора, который непрерывно сравнивал результаты на выходе каналов. В случае отклонения результатов какого-либо из каналов от трех остальных, он отключался и БЦВМ продолжала работать в штатном режиме. Таким же образом мог быть отключен еще один поврежденный вычислительный канал, чем достигалось автоматическое резервирование и отказоустойчивость БЦВМ. Вычислительные каналы (или ядра, в современной терминологии) работали на частоте 4 МГц и имели 128 КБайт оперативной памяти и 16 КБайт постоянной программной памяти. Подобная архитектура позволяла БЦВМ управлять процессом посадки «Бурана» даже в условиях ядерной войны (это входило в ТЗ по требованию военных).

Для программирования процесса посадки был выбран метод конечного приближения. В каждом цикле работы БЦВМ строила прогноз «попадания» корабля в заданную точку в зависимости от его текущего положения, скорости, состояния атмосферы на трассе посадки и множества других параметров, и если результаты прогноза расходились с необходимой для успешной посадки точкой — выдавались команды управления для того, чтобы скорректировать траекторию. Такой цикл повторялся вплоть до выхода корабля на финальную точку этапа посадки.

Был создан специальный проблемно-ориентированный язык программирования реального времени ПРОЛ2 и система автоматизации программирования и отладки САПО. Язык ПРОЛ2 во многом повторял известный логический язык Пролог, но был построен на базе русских служебных слов. Так же на Прологе была написана операционная система «Пролог-диспетчер», управлявшая работой БЦВМ.

Испытания и полет


Для испытания отдельных систем «Бурана» и корабля в целом проводилось численное моделирование всех этапов полета, были построены многочисленные наземные стенды а также были построены несколько самолетов-аналогов «БТС».

Самолет-аналог представлял собой планер «Бурана» с установленными в районе хвоста самолетными турбореактивными двигателями. Он мог самостоятельно взлетать с аэродрома и садиться на него, как с использованием тяги двигателей, так и в планирующем полете.

После отработки системы автоматической посадки корабля на математических моделях настала очередь натурных экспериментов. Они выглядели так: пилот поднимал самолет-аналог на максимальную высоту, переводил его в горизонтальный полет и выключал двигатели, а инженеры и программисты БЦВМ могли в реальном времени видеть, как бортовые системы управляют процессом посадки, чтобы потом исправить алгоритм. Конечно, это был несколько волнующий момент, однако все прошло гладко и по результатам серии испытаний программно-аппаратный комплекс автоматической посадки был допущен до полетов. Всего было выполнено 24 полета самолета-аналога ( www.buran.ru/htm/hrono.htm )

Первый и единственный полет корабля «Буран» состоялся 15 ноября 1988 года. Посадка прошла полностью в автоматическом режиме, все системы корабля и наземная часть системы автоматической посадки «Вымпел» сработали в штатном режиме.

image

Не обошлось, правда, без курьезного случая. «Буран» приближался к аэродрому несколько правее оси посадочной полосы, все шло к тому, что он будет «рассеивать» остаток энергии на юго-восточном подходе. Так думали специалисты и летчики-испытатели, дежурившие на объединенном командно-диспетчерском пункте. Однако при выходе в ключевую точку с высоты 20 км «Буран» «заложил» маневр, повергший в шок всех находившихся в командном пункте. Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево, и стал заходить на ВПП с северо-восточного направления с креном 45º на правое крыло.
image
Антон Степанов, участник описываемых событий:
"В момент резкой смены курса «Бурана» одна из женщин-операторов наших ЭВМ закричала «Вернись!», — ее лицо надо было видеть — на нем был сразу и страх, и надежда, и переживания за корабль как за родное дитя".
Г.Е.Лозино-Лозинский:
"… После того, как «Буран» вышел на орбиту, я своими глазами видел, как в Центре управления полетами «группа товарищей» заранее готовила «Сообщение ТАСС» о том, что из-за таких-то и таких-то неполадок (они изобретались тут же) благополучно завершить этот эксперимент не удалось. Эти люди особенно оживились, когда, уже заходя на посадку, «Буран» вдруг начал неожиданный маневр..."

Послеполетный анализ показал, что вероятность выбора такой траектории была менее 3%, однако в сложившихся условиях это было самое правильное решение бортовых компьютеров корабля.

Итоги


В данный момент все экземпляры «Бурана» потеряны, весь задел по программе уничтожен. Слетавший в космос корабль был законсервирован до лучших времен и полностью уничтожен при обрушении крыши в ангаре на Байконуре 12 февраля 2005 года. Второй летный корабль продолжает находится на Байконуре в практически разрушенном состоянии. Третий корабль был продан малоизвестной компании «Сиа Интернешнл», но не вывезен ей и находится на заводе. Четвертый и пятый разобраны на заводе на металлолом.

Кстати, тот корабль, который стоит в Парке Горького не является космическим кораблем, это испытательный самолет-аналог БТС.

О второй части заголовка


Почему же «А с кем работаете Вы?». Потому, что мне посчастливилось уже год работать вместе с одним из программистов системы посадки «Бурана», Александром Юрьевичем Сундуковым. Статья вдохновлена его рассказами на обеденных перерывах.

А с какими интересными людьми обедаете Вы? -)))

Ссылки


www.buran.ru
www.buran.ru/htm/vympel01.htm
www.buran.ru/htm/algoritm.htm
www.keldysh.ru/departments/dpt_23/dpt_23.html
www.xserver.ru/computer/langprogr/razn/16
Альберт Степанцев @AlexLeonov
карма
145,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (184)

  • +8
    Класс! Вот бы выложили виртуальную машину ПРОЛ2 и тестовую среду… Всю жизнь мечтал попрограммировать настоящий космический корабль!
    • +1
      Я подозреваю, что это уже невозможно…
      • +2
        Значит — нужно собрать свою виртуальную машину. И, вполне возможно, в космос полетит первый в истории планеты Земля open source space ship :)
        • 0
          Уже не полетит.
          • +3
            Я же не говорил, что этот корабль будет российским :)
        • 0
          Собранный из всякого хлама левшами.
          • +23
            Угу, хорошо бы смотрелся пост в блог DIY: «Собери Буран из списанного АН-2, трех неисправных жестких дисков и старого АТ-корпуса» :)
          • 0
            Был проект shugar shot to space (на сахаре в космос), цель которого — отправить в космос самодельную ракету, топливом к которой служит самодельное топливо на основе сорбита.
          • 0
            а запросто:
            на сахаре в космос!

            forums.airbase.ru к сожалению сейчас лежит.
        • –1
          Боюсь, Вы слишком сильное значение придаете лозунгу open source…
          • 0
            <Боюсь вы недооцениваете понятие «энтузиазм». Тем более, что альтернатив немного.
    • 0
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +9
      Статья была, но вот фотографии были все-таки не лунохода, а его макета.

      Ну а в целом соглашусь.
    • –1
      >Мы променяли мечту о звёздах
      Глава американского аэрокосмического агентства НАСА считает «ошибкой» программу запусков космических челноков и создание Международной космической станции. В интервью газете «Ю Эс Эй тудэй» Майкл Гриффин отметил, что решение приостановить подготовку полетов кораблей «Аполло» на Луну и развивать вместо этого программу запуска «шаттлов» было неоправданным.
      www.svobodanews.ru/content/News/121415.html
      = = =
      Запуск Бурана диктовался не мечтой о полете к звездам, а чистым обезъянничанием дурковатых военных. То что он был нецелесообразен ни в экономическом ни в военном плане было понятно еще до начала проектирования. Об экономической нецелесообразности говорилось много даже в советской прессе.
      • +8
        Советская пресса конца 1980х — начала 90х вряд ли может расцениваться, как достоверный источник.

        Да и целесообразность «Бурана» определялась вовсе не «придурковатыми военными» а его местом в общей космической программе.

        «Буран» не виноват, что исчезла страна, которой он был нужен. Как не виноваты и его создатели.
        • 0
          > Советская пресса конца 1980х — начала 90х вряд ли может расцениваться,
          > как достоверный источник.
          Нет. Это было еще при Брежневе, когда советская пресса была «образцом достоверности».

          >Да и целесообразность «Бурана» определялась вовсе не «придурковатыми военными»
          Вы не в теме. Буран продавливал лично Устинов. Об этом каждая собака в Подлипках. Информацию об этом можете погуглить «Под давлением Дмитрия Устинова вновь появилось направление МКС».
          >а его местом в общей космической программе.
          Его место в общей космической программе было такое же как и у других элементов ПРО. Абсолютно бессмысленных и затратных. Которые также продавливали дурковатые военные.
          >«Буран» не виноват
          И в США и в СССР лунная программа была свернута в угоду Шаттлу/Бурану. Об этом писали многажды. Я привел ссылку на мнение начльника НАСА. Если оно вас не устраивает дама аналогичные советские источники:
          «Оказавшись перед выбором — «Буран» или лунная база, Генеральный секретарь, конечно же, подтвердил приоритет многоразового корабля.»
          sobytiya.net.ua/archive,date-2008_09_01,article-sun_akademika_valentina_glyshko_aleksan/article.html
          Не нравится эта ссылка, погуглите. Это часто всплывает в мемуарах тех кто работал с Глушко.
          • +4
            Я все понимаю, и про фейк с «нырком» прекрасно осведомлен.

            Однако заслуга разработчиков в том, что они не сделали орбитальный самолет с громадным внешним баком, а запроектировали универсальную транспортную систему немного сглаживает весь негатив.
            • +6
              Я в перекурах болтаю с коллегой. Она из Энергии — занималась Бураном, а я проектировал системы доорбитального перехвата КА. Все время в разговорах один и тот же мотив — сколько же денег вгрохали в это говно. М.б. страна выжила бы, если бы не все это.
              Среди прочего я занимался оценкой эффективности комического эшелона ПРО. Она была нулевой. И об этом знали наверное все, кто что-то в этом понимал.
              • +1
                >>Все время в разговорах один и тот же мотив — сколько же денег вгрохали в это говно.

                Вы знаете точные суммы?

                grey-croco.livejournal.com/407187.html

                >>М.б. страна выжила бы, если бы не все это.

                Вряд ли. Если пошли такие разговоры — страна была обречена.
                • +2
                  >Вы знаете точные суммы?
                  Их никто не знает. И никогда не узнает. Оборонные расходы проводились самыми разными способами от расходов на науку, до затрат из местного бюджета.
                  В ссылке мне понравилась мешанина из оценки затрат на строительство Байконура в 50х силами зека и постперестроичная советская статистика. Такой ядерный компот пейте сами.
                  >Если пошли такие разговоры — страна была обречена.
                  Вот тут я с вами согласен.
              • –1
                > Все время в разговорах один и тот же мотив — сколько же денег вгрохали в это говно. М.б. страна выжила бы, если бы не все это.

                Я всегда знал, что вкладывать деньги бесплатную медицину было большой ошибкой для СССР. Это экономически невыгодно так помогать. Особенно пожилым людям. Ведь чем дольше бесплатная медицина поддерживала в них жизнь, тем дольше приходилось платить пенсию.
                Ну а сколько было попилено бабла на строительстве бесплатных больниц и поликлинник, вы и представить себе не можете.
                М.б. страна выжила бы, если бы не бесплатная медицина.
                • +1
                  Или наоборот если бы вместо того чтобы втюхивать деньги в гонку вооружений и войну вкладывали бы в реальный сектор экономики и соц.обеспечение не было бы волны, которую погасили в Новочеркасске в 1962, но так легко снесла государство в 80х. Поскольку вы профессор, вам в силу возраста должны были запомниться табачные бунты 90х с перекрытием центральных магистралей мск. Или митинги на манежной? Сейчас тьфу-тьфу-тьфу такого в первом приближении нет.
                  Кстати, когда вы последний раз были в бесплатной районной поликлинике в качестве пациента?
                  • +2
                    Вы прекрасно знаете в каких условиях существовал СССР. Варшавский блок был гораздо слабее НАТО, и эту разницу в силе пришлось выравнивать народу СССР. Руководство времён СССР, при всех своих минусах, очень чётко понимало, что можно ждать от НАТО и США в частности. Например, как только у США появилось атомное оружие, они тут же применили его на гражданских людях. Перспективы их действий в отношении нас также позитивом не отличались.

                    Что меня удивляет в ваших комментариях, это почему вы всего этого не видите или не озвучиваете. Уровень жизни людей характеризуется не только достатком видеомагнитофонов на душу населения. Это, прежде всего, гражданская свобода, возможность получить образование, многое другое.
                    • 0
                      >Что меня удивляет в ваших комментариях, это почему вы всего этого не видите или не озвучиваете.
                      >Это, прежде всего, гражданская свобода
                      Гражданской свободы прежде всего никогда не было на территории России. Ее нет и сейчас. Симулякры есть. Вы можете пиздеть в хабре до усрачки. Вы отделены от власти и власть отделена от вас. Власть могла сеять кок-сагыз в 30х, и кукурузу в 50х, фильтры петрика в 10х и им на вас посрать.
                      Все остальное из области психоаналитических фантазий — у кого ракетно -ядерный член длиннее.
                    • 0
                      Если я вижу бомжа на улице, независимо от моих доходов у меня плохой, дряной уровень жизни.
                      А вы наверно считаете что у вас при том хороший.
              • 0
                Многоцелевой космический корабль многоразового использования — это перспективная экономия в квадрате. Особенно при дальнейшем совершенствовании материально-технической базы. Точно также, как переход с телеги на более дорогой и технологичный транспорт не только сэкономил массу денег на перевозку в XX веке, но и вывел социум на совершенной новый уровень жизни. Странно что вы этого не понимаете.
                Кстати, если это бесперспективно и «говно», то зачем вы потратили много лет своей жизни на говно? Вам нравилось? Или всё-таки это не говно?
                • 0
                  >Многоцелевой космический корабль многоразового использования
                  > это перспективная экономия в квадрате.
                  Я обожаю фуа-гра, кубинские сигары и французский коньяк, но ввиду кризиса перешел на свинное сало, беломор и медицинский спирт. Выжил. Частично возвратился к прежним излишествам. Потом снова буду кушать фуа-гра, сигары, коньяк.
                  Советская космонавтика думала жрать фуагра бесконечно. Но бабла не хватило и она сдохла. И вы кушайте умереннно особенно во времена кризиса.

                  >Кстати, если это бесперспективно и «говно»,
                  > то зачем вы потратили много лет своей жизни на говно?
                  >Вам нравилось?
                  Не просто нравилось, а я пищал от восторга. Я этих янки виртуально делал как хотел. Они пускают шатл за 30 миллиардов, а я с бедра антиракетой за 30 миллионов — хуяк, хуяк и нету шатла. Они космический эшелон, а я (условно) поджигаю огромные бочки с соляром в западной сибири и они весь боеприпас на них расходуют на фу-фу, а я прорубаю окошко, и
                  тридцать ядерных ударов подряд,
                  и вот в париже наш отряд
                  И снова танки,
                  В париже танки
                  Опять в ла-манше тонут янки
                  И снова лондон и берлин,
                  стоят как выставка руин
                  Игры похлеще тех что тинейджеры играют по Сети. Только тинейджеры за родительские деньги, а мне государство платило да еще и премии выписывало за результативность.
                  >Или всё-таки это не говно?
                  Говно. Понимаете, нужно когда-то вырастать из игр и смотерть на мир реально.
                  Игрушки взрослых мальчиков стоят миллиарды. В условиях жестокого экономического кризиса такие игры неуместны. К сожалению я это понял только перед самым крахом все системы. Понял только когда прорлучил задание просчитать эффективность систем типа Бурана.
      • +7
        Следующей ступенью после Бурана должна была стать система Спираль-Мрия. Что позволяла резко удешевить вылет в космос. Это обезъянничением назвать уже трудно
        • +4
          Это не было следующей ступенью, совершенно параллельный проект.

          Следующая ступень после «Бурана» — это разгонные блоки «Смерч» и «Везувий» для «Энергии», ракета «Вулкан», тяжелые геостационарные платформы, орбитальные лазерные станции ПРО, лунная база и марсианская экспедиция.

          Стоимость «вылета», на самом деле, не так уж важна.
          • –4
            >орбитальные лазерные станции ПРО
            И эти люди плачат о загубленной стране :(

            • +4
              Ну а в чем проблема? Был заказ военных, он был выполнен (см. «Скиф», он же «Полюс»)

              Выведение нескольких таких станций снимало угрозу войны на ближайшие пару десятилетий.
              • 0
                1. Средства противодействия такой станции стоили на прядки дешевле самой станции. (То что горачев назвал ассимеричным ответом)
                2. Для того чтобы как-то перекрыть все возможные районы пуска необходимо вывести слишком большое количество платформ. По американской программе Brilliant Pabbles было три этапа 10-100 тыс. Вывести такое количество невозможно хотя бы потому, что их запуск (и противодействие запуску) означает подготовку к ядерной войне.
                Этому был посвящен целый номер журнала Scientific American ~1984 года. Журнал выходил так же в СССР на русском языке (было соглашение между Брежневым-Никсоном о выходе 2-3 американских журналов в СССР).
              • –5
                >Ну а в чем проблема? Был заказ военных, он был выполнен
                Проблема в том что люди плачут одновременно о всякой бессмысленной хуете и о том что эта хуета придавила. Либо Буран, либо лунная программа. Либо пушки, либо масло.
                Одновременно даже у янки плохо получается.
                • +3
                  Люди? Плачут? Хуета?

                  Мы, очевидно, говорим на разных языках.
                  • +4
                    Наверное. Для вас — Буран это статья в википедии, а для меня хуета, которой я занимался больше 10 лет.
                    • +2
                      скажите, а чем вы занимаетесь сейчас?
                      • 0
                        Чем бы я ни занимался, я ни разу не пожалел, что отказался от предложений снова поработать по старой специальности. Хотя возможность заработать за пару лет квартиру в мск была. Потому что все это — хуета, даже если платят валютой.
                        • 0
                          Вы извините за настойчивость, но это в самом деле очень странно, когда специалист называет разработку космических кораблей «бессмысленной хуетой». Сразу возникает вопрос о том, что же тогда не хуета в этом мире.
                          • 0
                            Черт его знает. Я одно время работал с акушерами. Это точно не хуета. Жена моя — училка русской литературы в школе. Тоже хорошее дело.
      • +4
        Благодаря «дурковатым военным» ты смог написать этот глупый коментарий… сынок…
        • 0
          Тонко :)
        • –1
          Дурачок, Арбатский военный округ — это не вся Армия. И ЦНИИ-30 в котором генеральские детишки с конца 70х писали идиотские диссертации по ПРО — тоже не армия.
      • +1
        Так и вообще вся космическая программа СССР изначально была демонстрацией возможностей доставки ядерного оружия на территорию вероятного противника, и лишь после этого — романтикой/коммунистической пропагандой. Страной рулили прагматичные люди. В хорошем смысле этого слова.
        • +3
          Эти прагматичные люди даже после запуска Гугл-карт засекречивали космические снимки и проебали кучу денег, которые могли бы заработать еще в советские времена.
          Эти прагматичные люди вместо спутниковой навигации и средств связи вбабахивали деньги в средства уничтожения спутников навигации и связи (в том числе в Буран).
          И если янки в 83 году разрешили пользоваться всем (даже нам) GPS, эти прагматичные люди за GPS-приемники сажали чуть не до середины 90х годов.
          Эти прагматичные люди, предпочли совместным советско-американские космическим программам гонку вооружений.
          • +1
            Мы с вами о разных людях говорим. Во времена гугл-карт и gps их уже не было в живых. Тем не менее, благодаря им, Вы получили возможность написать этот комментарий.

            >Эти прагматичные люди, предпочли совместным советско-американские космическим программам гонку вооружений.
            Дада, американцы белые и пушистые. GPS — это сугубо мирное изобретение, а Шаттл для доставки еды и промтоваров на орбиту был придуман :)
            • +2
              >Мы с вами о разных людях говорим. Во времена гугл-карт и gps их уже не было в живых.
              А во времена гугл-карт и gps уже поезд ушел. Рассекречивать нужно было в 60-70х когда весь мир, кроме стран соц.лагеря имел нормальные карты.

              >Тем не менее, благодаря им, Вы получили возможность написать этот комментарий.
              Скорее вопреки, а не благодаря. Эти люди никогда не позволили бы бесконтрольный обмен информацией.

              >Дада, американцы белые и пушистые.
              Они точно такие же уроды. Но они — богатые уроды. Богатые уроды, могут себе позволить. До поры до времени.
              >GPS — это сугубо мирное изобретение
              Еще раз обяъсняю. При СССР использование GPS тянуло на статью УК. А в USA GPS отдали гражданским за десять лет до окончания работ по этой системе.
              И еще. GPS рассекретили после того как сбили корейский Боинг. Т.е. там жизнь людей стоит выше высосанных из пальца секретов.

              > Шаттл для доставки еды
              И шаттл сделали потому что уроды. И потом они каялись неоднократно.
              Я вам еще раз кину ссылку, где они каются: www.svobodanews.ru/content/News/121415.html
              • 0
                >Рассекречивать нужно было в 60-70х когда весь мир, кроме стран соц.лагеря имел нормальные карты.
                Нормальные — это какие?

                >При СССР использование GPS тянуло на статью УК.
                Еще бы!)

                > GPS рассекретили после того как сбили корейский Боинг. Т.е. там жизнь людей стоит выше высосанных из пальца секретов.
                Да-да, именно рассекретили, но в пользование не отдали. В правительстве США в те годы работали величайшие гуманисты! )) Вы лучше про то, как этот Боинг сбили, почитайте.

                >А в USA GPS отдали гражданским за десять лет до окончания работ по этой системе.
                И опять же, не отдали, а разрешили пользоваться.
                • 0
                  >Нормальные — это какие?
                  Те что наши туристы покупали заграницей.

                  >Еще бы!)
                  А почему бы сейчас не сажать? До кучи за валютные операции и пользование сотовыми телефонами

                  >Вы лучше про то, как этот Боинг сбили, почитайте.
                  Это сможет объяснить почему вместо средств навигации и связи запускали идиотский Буран?

                  >Да-да, именно рассекретили, но в пользование не отдали.
                  Именно что отдали. Именно в 1983 году. «Президент Рейган провозгласил, что система GPS должна стать доступной каждому.»
                  www.nektaria.ellink.ru/dop/virtual-dream/steps/gps.htm
                  Только не для граждане соц.лагеря
                  • 0
                    >А почему бы сейчас не сажать?
                    А потому что на момент существования СССР гражданских GPS-приемников не было. Да и сейчас с военным GPS-навигатором в кармане вас тепло примут на Лубянке (и, кстати, будут правы).

                    >Это сможет объяснить почему вместо средств навигации и связи запускали идиотский Буран?
                    Вместо?! Можно ссылочку в подтверждение ваших слов?

                    >Именно что отдали. Именно в 1983 году. «Президент Рейган провозгласил, что система GPS должна стать доступной каждому.»
                    Внимательно читаем вашу же ссылку —
                    В 1996 году президент Клинтон подтвердил, что система, работающая на деньги американских налогоплательщиков, и в следующем столетии будет предоставлять свои услуги гражданским пользователям во всем мире. Объявлено, что до 2006 года режим «ограничения доступа» будет устранен. Но президент США сохраняет за собой право снижать точность сигналов GPS в случае угрозы национальной безопасности.

                    Это называется «отдали»? :)
                    • 0
                      >Вместо?! Можно ссылочку в подтверждение ваших слов?
                      Я давал ссылки на оценку стоимости программы Буран. Она на много порядков превосходит стоиимости запуска 24 спутников системы GPS. О том что Буран посадил всю космическую программу на голодный паек ссылок дофига. Если интересуетесь сами найдете. Ройте в сторону мемуаров Глушко, который этот буран разрабатывал не только вопреки свей собственной воле, но и долго писал докладные в ЦК о идиотизме этой программы. Ссылки я тоже дал в этой болталке.
    • +15
      — Первый, — сказал командующий верхним крылом резервного фронта. – Первый спутник…

      На экране плыл маленький серебристый шарик с четырьмя антеннами-рожками. Неприятное, резкое «бип-бип-бип» стучало в слуховые мембраны. Командующий поморщился и легким движением щупальца ослабил звук. Повторил, сопровождая свои слова эмоциональными переливами поясничного гребня.

      — Первый спутник. Что дальше по прогнозам?

      — Через три-четыре года они запустят в космос живого человека, — печально произнес футуролог.

      — Живой организм?

      — Нет, организм они запустят куда быстрее. А вот через три-четыре года – человека.

      — Неудачно? Безвозвратно?

      — Как ни странно – нет. Скорее всего, человек вернется.

      — Дальше, — командующий собрал гребень в складки.

      — Через десять-двенадцать лет они достигнут Луны, — продолжал футуролог. – Через двадцать-двадцать пять – на Луне будут их поселения. Нам необходимо уже сейчас начать эвакуацию станции. Через пятьдесят лет на Луне будут долговременные поселения, на Марсе – научный поселок, а первая экспедиция землян достигнет Юпитера.

      — Значит, и атмосферные заводы пора сворачивать, — сказал командующий.

      — Выхода нет, — вздохнул футуролог. – Мы не можем их атаковать… вы же знаете, Кваны высказались однозначно… никакого насилия, никакого замедления технологий… Отдать приказ о сворачивании заводов?

      Командующий покосился в дальний угол рубки, где мерцало радужное сияние – наблюдательный модуль Кванов. Древняя сверхцивилизация и впрямь не даст уничтожить эту примитивную расу… Но…

      — Мы не будем ничего замедлять, — командующий позволил себе улыбнуться. – Как можно… Напротив, мы им поможем. Футуролог, откройте красный сейф в хранилище артефактов погибших цивилизаций. Вот ключи… — он бросил футурологу несколько причудливо изогнутых стержней. – В сейфе найдите описание персональных компьютеров и электронных сетей. И передайте – дозировано, постепенно, информацию по компьютерам и сетям людям. Пусть развивают!

      Футуролог вздрогнул и в ужасе осел на громоздкий шкаф арифметического вычислителя. На его шее вздулся дыхательный мешок.

      — Тогда… тогда я не буду отдавать приказа о сворачивании заводов… — прошептал футуролог.

      — Конечно же, — командующий кивнул. – И не надо так на меня смотреть! Да, я понимаю, что это жестоко. Но иного выхода у нас нет.

      А первый спутник плыл над планетой Земля и своим бодрым «бип-бип»
      возвещал зарю короткой космической эры человечества…

      ©
      • +1
        Фигня. Космичская программа начала сворачиваться в начале 70-х, за десяток лет до первых персональных компьютеров.
        • 0
          А почему Вы делаете акцент на слове «персональный»?
          • 0
            Вообще-то это не я, а автор произведения.
            • 0
              Понял.
        • +3
          Так фантастика всё врёт? И… и… инопланетян нет, и всё это не подарок высших существ? И… и… НЛО на хабре ненастоящее?

          *плач, убегая*
          НЛО, ты так жестоко ко мне!
      • 0
        Сильно баян однако. Вавилонская Башня. С тех (библейских ) пор неоднократно повторялся, в том числе и фантастами, у которых уже вместо Саваофа упоминались инопланетяне, так же обеспокоенные нашим необычайным прогрессом, и что бы остановить его всякий раз подкидывающие очередной соблазн.
  • +14
    Жалко Буран, но горд за людей, создавших его.
    • +8
      Мне их жаль. Да, вот так вот, жаль. Глупо гордиться нулевым результатом. В итоге — ноль. Жалко этих людей, которые потратили огромную часть своей жизни и творческого потенциала на идею, которой не суждено было получить развития. Жаль страну, которая тратила последние силы на показуху, не укрепляя землю, которая осыпалась под ней. Жаль себя. Жаль, что приходится думать о том, как бы свалить из страны, вместо того, чтобы думать, как помочь ей восстановить былые силы.
      • +4
        Хоть один здравомыслящий человек нашелся.
      • 0
        Помочь и спасти нашу страну ещё можно, нужно просто не сдаваться. Уверен, что если многие из тех, кто действительно хочет для неё что-то сделать, не уедут навсегда, а объединятся, то всё будет хорошо. ;)
        • 0
          Это только кажется, что будет хорошо. В реальности как только, это самое, обьединение доберется до кормушки — всё на этом закончится.
          Не доросли мы ещё до нормально жизни. Морально не доросли. Ещё пара поколений пройдет как минимум пока всё наладится, пока изменится менталитет, уйдет наконец «моя хата скраю» и тотальный пофигизм народа на все. Когда люди не будут стоять в стороне, наблюдая за тем как создается очередной Национальный Почтовый Сервер за 20 миллионов или очередной Школьный Портал и прочаяя ерунда. Вот тогда всё будет хорошо.
          • 0
            Если те, кому сейчас от 30 до 15 (грубо говоря), в том числе и я, ничего не сделают, то через два поколения уже будет не о ком говорить. А насчёт кормушки Вы зря. Не всем она нужна, поверьте.
            • 0
              Я верю, вернее хочу верит, но ещё я верю своим глазам. Пока менталитет наш не трансформируется ничего не будет. Пока люди на улицах мусор бросают не в урны, а на тротуар, молодежь идет с сигаретой в зубах, пивом в руках и гордым взглядом ничего этой стране не видать.
      • 0
        Куча жалости совершенно не к месту. Желейте самого себя и еще aps'а, который вроде бы тоже в ней нуждается.

        А тех людей которые работали над проектом жалеть не надо. Неудачи которые лежат вне проекта их особо не касаются, своей работой думаю они довольны.
  • +3
    Есть мнение, что наш нынешний «Клипер», как говорится, не полетит. Или полетит, да уже не из этой страны, потому что в ней он нынешним эффективным менеджерам похоже на фиг не нужен.
    • +2
      Это не мнение, это, как говорится, «медицинский факт». Проект «Клипер» реализовываться не будет, теперь вся надежда на ППТС ( ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%9F%D0%A2%D0%A1 )
      • +1
        Сомневаюсь, что что-то космическое вообще будет реализовываться.
        • +3
          Действительно, проще нефть продавать дальше :)
        • 0
          Минусующий — вы не сомневаетесь? Развейте мои сомнения. Расскажите о чем-то, что делается в космосе нового и чего мы (не только я) не знаем. Это будет черезвычайно интересно.
          • –1
            >Расскажите о чем-то, что делается в космосе нового
            Китайцы сбили первый спутник. По случайному совпадению несколько лет назад там работали наши специалисты, занимавшиеся системами ПРО еще с 60х годов.
            Т.ч. работают люди.
      • +1
        Вы о чем? Уже фотографии из космоса есть!

        • +1
          Это Компьютерная графика, как можно это не заметить
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +4
    Пишите ещё.
  • +3
    Если не секрет что сейчас программирует Александр Юрьевич Сундуков?
    • +6
      Он занимается интернет-рекламой.
      • 0
        Интересно как он сравнивает эти два периода жизни.
        Даю 3 к 1, что программировать систему посадки много тонного утюга ему было интересней.
        Хотя бог его знает конечно)
        • +3
          Завтра спрошу -))
          • 0
            Что ответил? )
    • 0
      Мой первый учитель по информатике тоже участвовал в программировании алгоритмов посадки Бурана (его фамилия Еськов). Был преподавателем в обычной (правда физмат) школе в провинции.
  • 0
    у нас лекции читал по Aris тоже один из причастных к системе управления
  • +3
    >Как однажды метко заметил писатель Лукьяненко в книге «Спектр»

    Сорри за оффтоп, но это были «Звезды — холодные игрушки» :)
    А статья классная, спасибо.
    • +1
      Спасибо, исправил.
      • 0
        И там таки было про «Спираль». Извините за буквоедство :)
        • 0
          А вот не извиню. Именно про «Буран».
          • 0
            В самом начале книжки, в эпизоде с посадкой на шоссе — таки «Спираль». Могу текст показать :) «Буран», правда, тоже был, но позже, и он до конца дилогии не садился :)
  • –1
    Вы упомянули языки программирования для систем Бурана. На просторах интернета я встретил упоминание о языке «Дракон». Такое на самом деле использовалось?
    • 0
      Нет, не использовалось.

      Скорее всего это более поздний проект, правда непонятно чей и зачем.
    • +1
      Точнее не так, я неверно выразился. Понятно чей и понятно зачем, но к «Бурану» оно не имеет прямого отношения.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      В какой блог конкретно? «Космос» вроде как в оффтопе?
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Перенес, спасибо.
  • –1
    > В данный момент все экземпляры «Бурана» потеряны

    Я как прочитал, думал нас ожидает концовка в стиле «все 6 экземпляров во время неразберихи 90-х года куда-то пропали».

    Т.е. подтвердите или опровергните: Буран садится как банальный планёр и захода на второй круг (как у самолётов) у него просто быть не может?
    • 0
      Да, как банальный планер. С этим и связана сложность автоматики посадки — ошибку уже не исправишь.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Вы знаете, наверное ничего экстраординарного бы не было.

      Его бы лет 5 испытывали в беспилотном режиме, один корабль обязательно бы потеряли из-за проблем с теплозащитой (а они очень сильно проявились в первом полете), выявили бы кучу проблем с «Энергией», потому что два полета — это не показатель и в конце концов запускали бы раз в год к «Миру», «Миру-2» или МКС, смотря что было бы. Ну или два раза — по военной и по гражданской программе.

      Зато была бы жива «Колумбия» и ее экипаж (имхо).

      Магистральный путь лежал все-таки мимо «Бурана», в сторону семейства «Энергии» и ее разгонных блоков. А это уже совсем другая история…
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • 0
          Вы удивитесь, но летающий сейчас (изредка) «Зенит» вообще-то часть «Энергии».

          Хотя в целом программа по семейству «Энергии» была более интересной, это да…
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            • 0
              Что-то я не верю, если честно.
              Скорее всего не будет ни «Ангары», ни «Руси».
              Как летали на «семерке» и «Протоне», так и будем.

              Нет кадров, нет технологий, нет желания в конце концов…
              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                • 0
                  Давайте поспорим, что в разумные сроки «Ангара» в приемлемой конфигурации не полетит? Скажем на бутылку коньяка? -))
                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • 0
        Вообще как выяснилось многоразовые аппараты не выгодны — слишком они дороги, слишком дорого обслуживание. Можно еще вспомнить как американцы потеряли уйму денег пытаясь два раза сделать одноступенчатый и многоразовый как замену шаттлам.
  • 0
    на кафедре где я учился в конце 90х, старый преподавательский состав страшно гордился что они разработали посадочную систему для Бурана. Один из них, с такой космической фамилией, Гагарин, рассказывал что писал на асме программы управления для каких-то контроллеров. подробности к сожалению уже не помню, да и на тот момент уже появились петниум системы и воспоминания о каких-то допотопных контроллерах не впечатляли. а жаль. люди не вечны, и их воспоминания могли бы пополнить архивы интересными фактами.
    • 0
      В конце девяностых это была не кафедра — это было недолгое славное время АПРОДОСА ;)
  • +1
    Можно сколько угодно говорить о том, что челноки никому не нужны и переоценены, но факт остается фактом — американцы, умри у них программа Шаттла не оставили бы гнить столь ценный груз где попало. Как минимум один челночек оставили бы для музея авиации. Вот что обидно! Это! А не то, что было оно нужно или нет. Потому что в этом вся суть двух стран. Не всех, к счастью, людей этих стран.
    • 0
      Да, не скажите…
      в NASA потеряли оригинальные ленты с записью высадки Аполлон 11.
      nasa.gov Apollo 11 Tapes
    • 0
      Собственно, шаттлы сейчас как раз списывают и планируют распродать музеям. А те, которые давно списаны, уже там. Например, «Энтерпрайз», который не летал в космос, а использовался для атмосферных тестов, давно стоит в Смитсоновском аэрокосмическом музее в Вашингтоне.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +1
    Читаю и ощущаю давно забытое чувство гордости за нацию.
    К сожалению за ее прошлое.
    Иметь такие технологии и все про%№@ть ради торговли нефтью…
    • 0
      Не ради торговли нефтью а ради присвоения доходов. Хотя бы от торговли нефтью.
    • 0
      >Читаю и ощущаю давно забытое чувство гордости за нацию. К сожалению за ее прошлое.
      Так при брежневе нация точно так же и жила за счет нефти. Как только в 80х цены на нефть упали единая общность советский народ (это так по конституции СССР нациия называлась) приказала долго жить.
      • 0
        Вроде как на vif2ne.ru серьезно спорили по этой теме. Со статистикой экспорта и графиками. Пришли к выводу, что это либерально-исторический миф.
        • 0
          Ну если на vif2ne.ru тогда серьезно.
          Непонятно только что кроме сырья CCCР мог предложить. Если не считать танков, которые мы не продавали, а дарили всяким друзьям типа Саддама Хусейна и Бабрака Кармаля.
  • –1
    но, поскольку техника не стоит на месте, а наш корабль разрабатывался позже, имел и существенные отличия. «Буран», в отличие от американского аналога, был изначально предназначен для стыковки с орбитальными станциями и другими кораблями, имел систему спасения экипажа (ее отсутствие погубило в свое время экипаж «Челленджера»), и, самое главное — мог выполнять задачи выхода в космос, работы на орбите и посадки в полностью автоматическом режиме.

    У капитана Очевидность вопрос: при том, что он такой классный, почему-же им никто пользуется?
    • +1
      Потому что его нет. Если бы Вы внимательно прочли первоисточники, то такого вопроса бы не возникло.
      • –3
        Нет и не было?
        • +2
          Скоро появиться конспирологическая теория гласящая, что проект Буран-Энергия это дезинформация от спецслужб.
      • –4
        И почему бы не изготовить, если основные работы по разработке уже проведены?
        • +6
          Прочитай статью уже, а.
    • 0
      им бы может и пользовались в загнивающей америке, НО это бы означало сказать всем разработчикам шатлов, а также тем кто за это все отвечал — вы идиоты. такого не допустит никто!

      ЗЫ и вообще не думайте, что ничего из бывшего Союза не юзается в США. наглядным примером является вытянутый из забытых закромов Байконура прототипно-рабочий ракетный двигатель для лунной программы, который ныне начали использовать для доставки особокрупных грузов на орбиту
      • 0
        Да, есть такой, зовётся РД-180.
  • 0
    Сход с орбиты выполняется достаточно просто — корабль разворачивается в положение «хвостом вперед, спиной вниз»

    Интересный, кстати, вопрос — зачем? При том, что
    • 0
      Зачем? Ну просто же — чтобы скорость погасить и сойти с орбиты, выхлоп двигателя должен быть направлен вперед.
      • 0
        Ясно, спасибо. Я всегда думал что для этого в к космической технике используются отдельные специальные торомзные двигатели. Вот, кстати, упущение sci-fi-кинематографа :-) ни разу никто не показывал корабля, летящего задом наперёд и тормозящего основными задними соплами.
        • 0
          Нет, что Вы.

          Зачем держать два одинаковых маршевых двигателя и две системы управления ими, если проще развернуть корабль? В невесомости разворот очень «дешевая» операция.
          • 0
            Шатл никогда не в состоянии оттормозиться маршевыми двигателями хотя бы потому, что бак с горючим и окислителем он сбрасывает после ~10 минут полета. Тормозится он основными двигателями маневрирования (самые мощные в корме), если с ними проблема, то носовыми, за гораздо большее время. Если и с ними проблема, то тормозится бортовыми группами двигателей маневрирования, но это уже опупеть какой аварийный вариант.
        • 0
          Особенно круто смотрелось в Армагеддоне, как шатлы садились на астероид, сбивая окружающие горы крыльями.
          • 0
            В «Армагеддоне» могли садиться сами американцы без всяких шаттлов, сбивая горы яйцами — реальность показываемого была бы примерно такой же.
        • 0
          «Вавилон 5»: СтарФурии «тормозили» именно изменением вектора тяги основных двигателей (разворачивая их соплами «вперед»).
    • 0
      … При том, что
      Двигатели ориентации к моменту входа в сколько-нибудь плотные слои атмосферы, а в нашем случае это происходило на высоте около 100 километров над Южной Америкой, разворачивают корабль в правильное «самолетное» положение.
  • –2
    Говорят, это чудо обошлось СССР в 16 млрд. $. Богата была советская власть.
    • 0
      Я бы попросил ссылку на источник. Желательно авторитетный.
      • 0
        Согласно оценкам, стоимость создания МКС с кораблем ОС-120 была близка к объявленной стоимости разработки шаттла, однако при расчетах не учитывались затраты на разработку самолета-носителя Ан-124 и посадочных комплексов нового корабля.
        www.buran.ru/htm/os-120.htm (Авторитетно для вас?)
        Для периода с 1972 по 1982 г. стоимость разработки и испытаний “Спейс Шаттла” составила от 21,3 до 28,1 млрд. долл. — максимум по курсу 1982 г.
        polkovnik2000.narod.ru/htm/21.htm
        = = = = = =
        Только реальные цифры и доллары в эеономике победившего социализма ничего не значат, в ней товарно-денежные отношения противоестественные.
    • 0
      Сколько бы ни обошлось, (в любом случае явно не мало) воистину была богата если могла себе позволить вложить, разработать, построить, и не пользоваться. Для аттракциона в парк Горького оно явно дороговато.
      • 0
        Зато теперь она себе позволить отремонтировать источник своего же благосостояния не может. Видимо это лучше, чем построеный проект, полностью готовый, но свернутый волевым усилием главы государства.
      • +1
        К моменту, когда было принято решение «не пользоваться», советской власти уже не существовало фактически, а когда было принято решение «закрыть», советской власти не было даже на бумаге.
      • +2
        Да уж. Могла себе позволить за счёт собственных граждан… :(
        … городок в Сибири, 70-е — 80-е. — Ура, мама, завезли арбузы! — идём занимать очередь. Длина очереди метров 500… Стоять 2 часа со всеми неоднократно освещёнными в Крокодиле совковыми приколами вроде, — вас здесь не стояло, — и, — больше двух в одни руки не выдавать. Ребёнку простоять 2 часа в очереди сильно тяжело. Меняемся с сестрой, с мамой, опять по кругу… Но всё-равно радостно — это же арбузы! Выстояли! Два в одни руки, конечно. Тяжёлые… Нести сложно, катим их по улице — веселья и предвкушения выше крыши. Донесли. Вот и отец с работы пришёл. Собираемся за столом. Торжественно водружаем в центр арбуз. Уже текут слюни. С хрустом вонзается нож… Белый!.. :( Арбуз внутри белый. Как корка нормального арбуза. С таким же вкусом. Нет, он не был незрелым. Просто арбузы для людей шли, видимо, на космическую программу. А в Сибирь, повелением партии и правительства, поставляли арбузы для свиней. Кормовые. Иногда они случались даже розовыми внутри. На вкус это почти не влияло, но даже это уже было ПРАЗДНИКОМ для нас, детей… Так-то вот. Воистину, богата была страна…
        ЗЫ. По рассказам уроженцев тёплых районов страны, нормальных, людских арбузов тогда выращивали не меньше, чем сейчас. Но сейчас ими летом всё завалено. Куда же, ну куда девали тогда мегатонны вкусных арбузов??? Неужели… неужели перегоняли на топливо для Бурана?
        • 0
          Ну, положим, сейчас в «городках в Сибири» ситуация сильно лучше, название одного такого городка стало нарицательным (хоть он и не в сибири) — Пикалево. И там теперь со снабжением очевидно все хорошо.
  • +4
    подумаешь про глобальный несбиваемый беспилотник, посмотришь за окно на облезлые хрущёвки, поговоришь с недалёким кастомером, почитаешь про рост индийских аутсорсеров, и мысль: как-то у нас мощные векторы складываются так, что мы метаемся сразу во все стороны и сидим на месте; шаттлы построил средний класс, бураны талантливые бессеребренники, как бы не стать бестолковым недосредним классом, короче нет повести печальнее…
  • +1
    Один из прототипов Бурана (тот который с самолетными турбинами и который летал 25 раз) стоит в прекрасном техническом музее в немецком Шпайере. Потрясающая история попадания его в музей, полная случайностей:
    до 2000 года «валялся на складах» Байконура
    в 2000 году продали в Автралию
    в 2002 каким-то образом попал в Бахрейн, и там был «забыт»
    в 2003 немецкие телевизионщики готовясь к съемкам для Формулы 1 случайно наткнулись на прототип (есть даже спутниковые фотографии в Google Earth, (фотографии с датой 31.12.2006), он там ржавел за каким-то складским зданием в порту, потом его купил технический музей в Шпайере и в 2008 его перевезли.
    Хоть один-то экземпляр удалось сохранить и качественно преподнести интересуещимся…
  • +2
    Всю жизнь с самого детства с трепетом относился к нему. И всегда всю жизнь жалел, что его загубили…
    Славная машина!
  • –1

    :))
  • 0
    История… (пустил скупую слезу).
  • 0
    У меня есть знакомая, которая тоже принимала участие в разработке Бурана и чуть не попала бортинженером в отряд космонавтов, которых готовили к полетам на нем. Рассказывала, как после возвращения Бурана с орбиты проводили его осмотр, считали потерянные плитки теплозащиты, и что их количество было гораздо меньше расчетного. Я деталей не знаю, т.к. она не очень распространялась (видно было, что гордится, но, похоже, больно было ей вспоминать, зная о дальнейшей судьбе проекта). По всей видимости, она занималась системой терморегуляции и теплозащиты.
  • +2
    Я тогда работал в КБХА (www.kbkha.ru) оператором ЭВМ (ЕС-1033) и запускал расчеты испытаний (в том числе и) главного двигателя РД0120 «Энергии» (который кислородно-водородный), хотя тогда этого не знал.

    А родители мои до сих пор двигатели конструируют, моя мать работает в этой конторе с 1956 года (она училась на вечернем), отец с 1962, главный конструктор двигателя для межорбитального буксира, в частности.
  • +23
    Я тут прочитал фразу «Мне их жаль. Да, вот так вот, жаль. Глупо гордиться нулевым результатом. В итоге — ноль.» и решил отдельно написать.

    Мне кажется, подавляющая часть присутствующих просто не понимает, о чем говорит. Их жаль? В начале 60-х на ракетные фирмы приезжали целыми курсами институтов. Люди работали среди тысяч своих сверстников, они делали все в первый раз, они занимались космосом. А что тогда был космос? Да сейчас даже сравнить не с чем.

    Что сделали мы? Мы запустили новый старап, который показывает точки wi-fi в нашем городе. Круто! А вы? А мы запустили ракету на Марс.

    Я сейчас перебираю в памяти детские ощущения и смотрю на это взрослыми глазами — вот это была жизнь! Интересная работа, дело жизни, кучи друзей, горы, альпинизм, походы, гитары, палатки. А у меня сейчас что? Деньги? Это меня надо жалеть. Или нас. А не их.

    В итоге ноль? У меня есть тесть, который считет, что компьютеры не нужны и нигде не используются. Человек просто не знает, что он машину без компьютера (микросхемы) или дрель включить не может. Но это его проблемы, а не компьютеров. Есть еще астрономы, их тоже жаль? А нас? Сколько кода ушло в корзину? Сколько проектов туда же? Цель ничто, движение все. Неудача — это возможность начать снова, находясь в лучшей позиции.

    Читаю про своего отца на сайте — двигатель на первом испытании отработал всю техническую программу. Это «результат — ноль»? Кто из нас напишет хотя бы 1000 строк кода, которые заработаю сразу и полностью? Точно не я.

    Короче говоря, у них была очень интересная жизнь. За всех не скажу, но мне о такой только мечтать.
    • –1
      >но мне о такой только мечтать.
      В 1987 году наше предприятие потащили на митинг протеста против гонки вооружений. Вытащили всю москву. Вместе с нами против гонки вооружений протестовали студенты МАИ, сотрудники авиационных КБ Микояна, Сухого, Яковлева, Ильюшина, Лавочкина, сотрудники ракетных КБ — Лозино-Лозинского (Буран), Лавочкина, Расплетина (С-300) и др. Сбор был у московского Зоопарка. Мы прошлись с лозунгами мимо американского посольства и выразили свой протест. Господь нас услышал, гонка вооружений прекратилась и все разбрелись по рынкам, стройкам, автосервисам, рекламным агентствам. Кто-то не выдержал умер от инфаркта, кто-то спился. Стоит о таком мечтать?
      • +1
        Ну так мы все умрем когда-нибудь, что же теперь не жить вовсе?
        • –1
          Жить только осмысленно. Думая о том что делаешь и каким последствиям это может привести. И если нет сил протестовать, то хотя бы не участвовать в том, что может принести вред стране, семье, себе самому.
          • +3
            Я не знаю, у нас никто не спился. Дядя Лева Никитин, главный конструктор двигателя на Энергии, сосед по даче моих родителей, на пенсии, жив и здоров. Рачук — ген. консруктор КБХА, мои предки в прошлом году купили новую машину (забыл, как она у нас называется, у нас — шевроле оптима), кадый год ездят кататься на горных лыжах не недорогую Европу (70 и 71 год им). Дядя Эдик Заев, металлург по тому двигателю, мастер спорта по альпинизму, прошлым летом отметил свое 70-тилетие походом до седловины Эльбруса и спуском оттуда на лыжах.

            Фирма даже в 90-е разработала несколько двигателей, работают с американами, с европейцами (SEP), с итальянцами.

            Так что жизнь продолжается.
            • –1
              >Так что жизнь продолжается.
              Из вашего профиля: «живу Ванкувере, Канада. Сейчас вынужденно работаю в Сиэтле».
              Мне добавить нечего.
              • 0
                Это кризис среднего возарста, на меня иногда тоже накатывает.
                • 0
                  Вряд ли. Я давно это пережил и все пересмотрел. С 1996 времени было много подумать о том что произошло со мной и со всеми. На традиционную с 85 года последнюю встречу бывших коллег пришло трое. Четверо умерло не дожив до 50. Включая единственного из всей компании, кто остался в системе. Прокатилось катком.
                  А генеральные и главные живы. И даже хорошо живы. Одного правда подстрелили после того как перехватили контрабандную партию оружия. Мой непосредственный начальник дорос до зам.главного. Шабашил на Ближнем востоке. Меня звал.
                  Впрочем вряд ли у вас сложилось сильно по другому, если пришлось в Канаде счастья искать. Нечему здесь завидовать.
                  • 0
                    У меня так сложилось не поэтому. Я не среднемашевец, я программист, работал там в ВЦ, писали отдел кадров. Какая разница, где писать отдел кадров — в Воронеже или Сиэтле? Да и уехал я не потому, что было плохо, а просто чтобы что-то поменять в жизни, пока есть силы и возраст позволяет. Что-то потерял, что-то получил, но в принципе все примерно то же самое, только денег больше.

                    Давайте сойдемся на том, что люди все разные и завидуют разному.

                    • 0
                      Дя а я не против если завистники будут у вас в канаде. Мне здесь, в России завистники не нужны. Они же суки когда жрать нечего имеют обыкновение глаза барским лошадям выкалывать и пианино со второго этажа выбрасывать. Но прежде чем до господ, удравших в париж, они доберутся, они грохнут дядю Леву, дядю Эдика и меня сирого, их соседа. Я же рядом с Подлипками живу.
  • 0
    Отличная статья!

    По поводу интересных людей — мне удается пока работать с Мэри Червински (Mary Czerwinski), Эриком Хорвитцем (Eric Horvitz) — из Microsoft Research. Это потрясающие люди. Команда Мэри в 2000 году сделала 3D Task Gallery — трехмерная оболочка для Windows, прототипы Scalable Fabric, Group Bar, Web Data Mountain и многое другое. Мэри также со-автор книги «Beyond the Desktop Metaphor» (April 2007). О работах Эрика и говорить нечего — уникальная система обработки высокоуровневых прерываний «Priorities», система обработки прерываний/сообщений «Notification Platform», интеллектуальная система определения загруженности пользователя «BestCom» и многое, многое другое.

    Сейчас, когда идет массовое внедрение контекстно-зависимых систем (сенсоры, адаптивные пользовательские интерфейсы и многое другое), крайне интересно читать труды этих исследователей, которые были сделаны еще 20-15-10 лет назад, и легли в основу существующих продуктов и многих еще более перспективных разработок будущего.
  • +2
    Нельзя считать программу Буран провалом. Если бы он не полетел, или упал, или не смог сесть нормально и т.д. — тогда можно было бы это назвать провалом. И то с натяжкой, ибо ошибки совершают все. В данном случае нет — это был успех. В чистом виде.
    Провалом было отношение к космической программе мародеров пришедших к власти.
  • 0
    блин, когда уже начнется колонизация космоса :)
    • 0
      Колонизация планет!!!
      А космоса — освоение. :)
  • 0
    >>работали на частоте 4 МГц и имели 128 КБайт оперативной памяти и 16 КБайт постоянной программной памяти
    Даа, это вам не дотнет и иксмеель парсер…
    • 0
      Зато там было четырёхкратное аппаратное резервирование компактный корпус весом 33 килограмма.
    • 0
      Испытания двигателя рассчитывались на ЕС-1033, 360кб памяти, 2 раздела — 240 и 120, можно было параллельно запускать 2 задачи. Прграммы запускались с лент, иницияция — с перфокарт, мониторов не было, была печатная машинка Консул (польская по-моему), коммандная строка, так сказать, на рулонной бумаге — ты ей печатаешь черным, а ЭВМ тебе отвечает красным (лента двуцветная).

      Помню, когда услышал про IBM PC с 512/640 кб памяти, не мог понять — ну кому понадобилась такая прорва памяти!?!
  • –1
    буран был… буран мог… :(
  • 0
    В Новой газете в прошлом году было опубликовано интервью с Михаилом Тюриным, космонавтом: www.novayagazeta.ru/data/2009/129/00.html
    Очень рекомендую прочитать тем, кто считает задумывается о судьбе отечественной космонавтики.
  • 0
    Спасибо за статью. Одна неточность — американские Шатлы изначально имели систему спасения экипажа (катапультируемые кресла) на первых 4 полетах, потом от нее по ряду причин отказались. Решили сделать всю систему исключительно надежной. Ко сожалению, не смогли.
    Еще один нюанс, про гашение скорости отклонением. Это не совсем так, челнок очень ограничен в выборе этого угла: ±3 градуса, дальше разрушение конструкции. После схода с орбиты скорость не гасится, компьютер только занимается корректировкой отклонений от курса на заданную точку посадки.
    Одновременно и гордость за страну, в которой родился, и обида на мудаков, которые ей управляли. Не смогли создать свой корабль, содрали настолько, что некоторые моменты неспециалист по фотографиям не отличит. Та же система управления, дизайн которой американцы мусолили года 2, содрали один в один. Те же 4 компьютера с режимом голосования (у американцев их 5, 4 связанных и 1 абсолютно независимый, с другим ПО, на случай сбоя софта основного). Только у американцев к 1978 году компьютер был с 256К. К слову, на тот момент это был суперхайтек, только что приятый для B-2.
    И к моменту запуска Бурана американцы уже гарантированно знали, что при таком количестве запусков система убыточна (она рассчитывалась на 60 запусков в год, тогда можно было говорить о какой-то экономической выгоде). Нет, в Союзе содрали заведомо убыточный проект, один раз пукнули и поставили на склад.
  • 0
    лебединая песнь советской научно-конструкторской мысли, м-да… да и всего союза как такового

    мой преподаватель сопромата в универе — п. a. сабодаш (http://msuee.ru/kmirz/Htmls13/profs.html) — тоже, кстати, участвовал в проектировании «бурана»
  • 0
    печально слышать
  • 0
    Александр Юрьевич есть на хабре?
    Можем организовать инвайт =)

    А вообще спасибо, очень интересно!
    • 0
      Нет, на хабре его нет. Я не думаю, что он согласится что-то писать, но обязательно поинтересуюсь.

      У меня еще один рассказ от него заготовлен, о вычислительном центре Московской Олимпиады -))
  • 0
    Помню по телеку посадку, и рядом с Бураном маячивший Миг 23 (спарка) Осталось ощущение посадки радиоуправляемой модели из ЦПКО. Кстати первый запуск Энергии был с телескопом вроде хабла, который потеряли?
    • 0
      Осталось ощущение посадки радиоуправляемой модели из Луна-Парка куда и сам утюг приземлился впоследствии на свое законное место.
    • 0
      Первый запуск был с орбитальной лазерной платформой «Скиф», она из-за программной ошибки не смогла выйти на орбиту.

      В целях маскировки ТАСС сообщало, что это был «габаритно-весовой макет».
      • –1
        Не очень понимаю, что они там собирались делать лазером. В других воспоминаниях своими ушами слышал, что запускали именно орбитальный телескоп. В этом случае, если верить покойному Феоктистову, который с горечью в конце сознался, что единственным ощутимым результатом исследований космоса является Хаббл, можно сказать что Мы проиграли как начали. Вначале был неудачный запуск космонавта ( или куклы с нарисованным лицом и магнитофоном, если Вас более устраивает официоз) а потом наудачу выстрелили Гагарина ( веселый парень, авось прорвется) и ему удалось вывернуться и стать героем. Человек который сидел в Миге с пультом дистанционного управления того времени ( жуткий ящик с кнопкам и огромным джостиком) не стал героем как Гагарин, но работу свою сделал чисто. Так как как и Долгополов он Космонавт — ноль.
        Тогдашнее наше программирование, того уровня, да езще и на том Прологе, способно было только потерять один Скиф и два Фобоса.
        Если бы это было иначе их бы давно уже взяли и в Боинг и Аэрбас, и в Израильские беспилотники. Они бы только объявили — Мы сажали Буран.
        Код не мог исчезнуть. Где-то все это лежит ДСП, но не представляет ничего интересного. Сказка куда лучше.

        • 0
          >> Вначале был неудачный запуск космонавта ( или куклы с нарисованным лицом и магнитофоном, если Вас более устраивает официоз) а потом наудачу выстрелили Гагарина

          o_O

          С Вами диалог на этом месте можно заканчивать.
          Читайте лучше про миллион лет славянских рун.
          • 0
            Я вообще удивлен, что Вы читаете что-то кроме Государственного Гимна.
  • 0
    Спасибо Вам за статью. И Александру Юрьевичу за его работу.
  • 0
    Самое печальное, что Михаил Тюрин в статье В космосе мы больше никому не нужны – сказал правду, и еще очень мягко. Да и не только в космонавтике такое положение.

    Произошел передел космической отрасли. Те кто сейчас ей управляют преследуют свои личные цели. Заказы отдаются своим компаниям, осваиваются госбюджеты, набиваются карманы. Слова говорят красивые, научились.

    Те, кто был слишком умным и правильным — уже не работают в руководстве предприятий. Предприятие отрасли выживают как могут и им любой заказ в радость, лишь бы платили (нужно же зарплату платить, чтобы последние сотрудники не разбежались). В отрасли работают люди пенсионного возраста, молодежь на такие зарплаты не идет, разве что на 2 года вместо армии, а потом молодежь уходит в коммерцию.

    Сейчас нас используют как «шерпов», чтобы затащить груз на орбиту. Потому что надежно и недорого. Как только появятся альтернативные услуги, дешевле наших и такие же надежные, про нас забудут.

    А в том что мы еще продолжаем запускать ракеты в космос — заслуга людей, по прежнему, искренне преданных своему делу, которые ежедневно совершают настоящие подвиги на своих рабочих местах.
    Спасибо им за их труд.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.