Как стать автором
Обновить

Я ненавижу компьютеры: исповедь сисадмина

Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 9.9K
Автор оригинала: Scott Merrill
Я часто задаюсь вопросом: бывает ли у сантехников такой момент в их карьере, когда после очистки очередного засорившегося водостока они начинают ненавидеть свою профессию? Ненавидеть трубы. Ненавидеть шпатлёвку. Ненавидеть все уловки, которые они выучили за годы, ненавидеть учиться новым. Ради бога, это ведь всего лишь сантехника: соединять трубы и пускать по ним жидкость. Неужели это может быть сложно?

Нет, серьезно, я их ненавижу. Мне нравится, как они облегчают коммуникации, люблю удобства, которое они привносят в мою жизнь, люблю, что иногда они позволяют мне оторваться от внешнего мира; но, действительно, я ненавижу сами компьютеры. Они — это ломающиеся, непонятные штуки — мешанина глюков, железа и ограничивающего свободу ПО. Почему?

Каждый день я занимаюсь поддержкой «юзеров». Я не один из этих сопливых айтишников, которые с презрением смотрят на людей, не знающих что такое запрос на прерывание. Я отдаю себе отчет в том, что юзерам нет дела до устройства компьютеров. Компьютер для них это средство для достижения цели: сделать презентацию для получения гранта, изучить новую вычислительную методику или просто послать красивую открытку своей семье. Они не хотят настолько «использовать компьютер», чтобы разбираться в нем. То же самое с машинами: я не хочу знать, как работает двигатель внутреннего сгорания, как поменять масло или хоть что-то, что затрагивает области работы автомеханика — я хочу просто сесть и поехать в магазин!

Но эти дурацкие компьютеры сами мешают делать нам те вещи, для облегчения которых они были созданы. Вся эта искусственная парадигма с аккаунтами администраторов, безопасностью, разрешениями и всеми остальными вещами, о которых люди совсем не хотят задумываться. Создано множество вспомогательного софта, необходимого для работы компьютера, но весь этот софт лишь усложняет систему и делает ее менее стабильной, что обычно приводит к печальным результатам.

Что вызвало у меня очередную вспышку гнева — это невозможность юзера проверить, доступны ли обновления в Windows Update. Все начинается неплохо. Но щелчок на «Проверить обновления» приводит к бесполезному сообщению, говорящему о том, что Windows Update не может это сделать. Юзеру показывается бессмысленный код ошибки, как будто он может что-то с ним сделать. О, там даже есть полезная ссылка «Узнать больше о часто встречающихся проблемах Windows Update». Но в списке содержится куча разных кодов ошибок, кроме того, которое получил пользователь. И даже логи Windows, до которых знаю как добраться я, но не знает пользователь, тоже не содержат ничего полезного. И обычно у пользователя остается только два пути: проигнорировать ошибку, надеясь, что это не повлияет на работу в будущем; или постараться исправить ошибку, пользуясь непродуманной системой восстановления от производителя компьютера, предоставленной ему на диске (хорошо, если он вообще есть).

Другой клиент, поддержкой которого я занимался, постоянно мучался с Adobe Acrobat. Попытки открыть PDF из браузера заканчивались ничем. Или ссылки просто не открывались, или загружали пустую страницу, или Internet Explorer отображал сообщение о проблемах с сетью. Я был благодарен, если пользователь мог найти обходной путь и щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать «Сохранить как», чтобы работать с файлом, пока я не найду решение проблемы. Но ведь очень многие юзеры даже не знают зачем нужна эта правая кнопка.

Я так много придираюсь к Microsoft, потому что считаю, что многие вещи они в корне делают неправильно. Но многие другие компании также не в состоянии сделать нормальный дизайн, реализацию чего-либо или обратную связь со своими пользователями. Google Chrome выглядит мило, когда пишет «Опаньки...», но, если посмотреть со стороны практичности, то он не предоставляет юзеру никаких данных о том, какие вообще могли быть неполадки, оставляя пользователя в беспомощности, чувстве бессилия и ощущения собственной глупости.

Да даже когда все идет нормально, пользователи чувствуют себя глупо. Установка практически любой программы в Windows подразумевает под собой чрезмерное количество кликов, все из которых это «OK», «OK», «OK». Никто не читает пользовательские соглашения, никто не меняет стандартный каталог установки, никто не изменяет опции при установке. Все просто продолжают щелкать «OK», то есть делать то, к чему они были приучены. И все заканчивается 4 дополнительными тулбарами в браузере и кучкой «помогающих» программ, которые никогда не делают то, чего ждет от них пользователь. А потом он не знает как от них избавиться.

Можно многое сказать о простоте установки программ на Linux или Mac. В последнем случае, достаточно просто перетащить файл в папку приложений и готово. Линуксовский менеджер пакетов сделает всю грязную работу без вмешательства пользователя. Если программе нужны какие-то дополнительные библиотеки, менеджер пакетов автоматически их подтянет и установит. В обоих случаях, я смогу поставить приложение за небольшую долю того времени, которое потребуется Windows на это.

Удаление программ — еще один кошмар пользователей. Опять же, Mac и Linux просты в обращении. Черт, на любой Linux-системе я за секунды могу посмотреть, какие пакеты у меня установлены, с помощью одной команды из терминала (или кликнуть на соответствующей кнопке в графическом интерфейсе). Но на любой виндосовской машине — даже новой и с супер-современным железом — отображение установленных программ займет долгие минуты; и, что еще хуже, в «Установке и удалении программ» показано не все, что на самом деле установлено на компьютере. Удаление определенного приложения не всегда происходит чисто и до конца: в файловой системе и реестре остается куча хлама.

Вообще говоря о файловых системах, почему поиск записи в базе данных SQL среди миллионов других занимает доли секунды, а поиск чего-то на жестком диске занимает минуты? Нет, я уверен, этому есть логичное объяснение, но, черт побери, попробуйте объяснить это юзеру.

Обычные пользователи ходили на «компьютерные классы», на которых были обучены делать что-то конкретное — обычно работа с приложением (например, как пользоваться MS Word) или, наоборот, как решать конкретную задачу (как использовать текстовые процессоры) — но когда сталкиваются с чем-то более широким, чем то, что они проходили в классе, юзер не может решить эту проблему. Как он поймет это выскочившее сообщение с ошибкой? Как вести себя с постоянно вылезающей ошибкой в приложении?

Темп, в котором развивается компьютерная индустрия, работает против пользователей. Окраска портов в разный цвет для большей понятности была отличной идеей, но сейчас, когда пользователь должен знать разницу между VGA, DVI и DisplayPort, этого недостаточно. Множество компьютеров, поступающих в мой офис, имеют все три эти порта, а мониторы поддерживают множественный вход, что оставляет пользователей в недоумении, какой же все-таки из них им нужен для подключения к компьютеру. Не раз мне звонили действительно умные студенты, которые не могли понять, как подключить компьютер к монитору. Конечно, можно пошутить и посмеяться над ситуацией, но, по моему мнению, это вина всей индустрии.

У меня никогда не было вредоносных программ на компьютере; но я не раз помогал людям избавляться от них — клиентам, которых я поддерживаю, а также семье и друзьям. Вы можете себе представить тещу, выполняющую эту инструкцию по удалению malware? Или, что хуже, исправляющую последствия неудачного обновления антивируса?

Компании, занимающиеся и аппаратным, и программным обеспечением, знают, что мы используем компьютеры, чтобы хранить на них важную для нас информацию. И до сих пор бэкап информации остается огромной головной болью. Существует множество «корпоративного» бэкап-ПО, старающегося защитить нас от ошибок (аппаратных, программных или человечексих). Куча «пользовательских» решений соперничают между собой в борьбе за наши доллары; но, честно говоря, все они — отстой. Почему нам нужно программное обеспечение со стороны для того, чтобы защитить наши «вложения» в компьютер? И обычно пользователи не покупают программы для создания бэкапов, надеясь, что ничего страшного с их компьютером не случится.

В наши дни информация накапливается очень быстро — цифровые фото, коллекции MP3, видео — резервное копирование всего этого может быть серьезной проблемой. Более того, это дорого. Вы купили новую крутую камеру за несколько сотен долларов, и вам нужна еще пара, чтобы купить внешний жесткий диск, на который вы сможете делать бэкапы. И, конечно, само резервное копирование с компьютера на диск происходит долго, поэтому нужно иметь немалое количество времени или спокойствия, чтобы делать это регулярно. Так что вы начинаете пренебрегать этим и — бам! — компьютер ломается — жесткий диск, вредоносное ПО, что угодно — и вы теряете недели и месяцы бесценной информации.

Конечно, некоторые компьютеры поставляются с избыточными дисками, но большинство RAID-массивов потребительского уровня представляют собой ломающуюся мешанину аппаратного и программного обеспечения, еще больше осложняя установку. Почему надежные, дешевые решения на основе RAID не дошли до масс? Почему у конечных пользователей еще нет доступа с таким полезным вещам, как снэпшоты или ZFS?

И что с этими мелкими проблемами, которые пользователи не могут начать определять или диагностировать, например вздувшиеся конденсаторы на материнской плате или неисправная видеокарта и оперативка?

В любом компьютерном магазине прямо сейчас продается сумасшедшее количество компьютеров, способное запугать даже самого стойкого покупателя. Что скажут эти ряды бессмысленных статистик не смыслящему в компьютерах человеку? Будет ли ощутима разница от этих 0,2GHz? Это добавит шесть месяцев, или, может, даже год к жизни компьютера? И почему обычный юзер должен беспокоиться о количестве битов в его операционной системе?

Я ненавижу компьютеры.

Я понимаю, что моя речь — капля в море: огромная, вялая индустрия, зарабатывающая массу денег на сложности этой компьютерной эры, и лишь маленький капиталистический стимул, чтобы изменить статус-кво. Все эти жалобы не новы, большинство из них были сделаны за последнюю четверть века. Мы попробуем, насколько сможем, осветить некоторые ощутимые проблемы, но это все, что мы может сделать. А что делаешь ты с этими проблемами?

Возможно, мне стоит стать сантехником…

*(от переводчика) Тут автором, как мне кажется, подразумевается не сисадмин, а скорее эникейщик или работник техподдержки. Впрочем, на описанные проблемы это не влияет.
Теги:
Хабы:
+162
Комментарии 263
Комментарии Комментарии 263

Публикации

Истории

Работа

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн