Пользователь
0,0
рейтинг
27 апреля 2010 в 21:51

Интервью с автором настольной игры «Терминатор. Да придёт спаситель» Германом Тихомировым

Терминатор. Да придёт СпасительВ 2009 году российской компанией «Звезда» была выпущена настольная игра по лицензии фильма «Терминатор. Да придёт спаситель». В принципе, появление настольной игры по известной лицензии не большая новость — книжные магазины завалены поделками про Нарнию, Винни Пуха, барби, Пиратов Карибского Моря и иже с ними не представляющих, по большому счёту, никакого интереса для нормального, половозрелого, думающего человека. В случае с Терминатором, однако, вышла занятная штука — игра оказалась качественной, интересной, с отличными миниатюрами и приятным оформлением.
Нам (GaGaGames) удалось поговорить с одним из авторов настольной игры «Терминатор. Да придёт спаситель», человеком, отвечающим за геймдизайн (механику) игры и разговор вышел очень интересным. Нам всегда был интересен backstage создания игр — как «придумывается» игра, что появляется раньше курица или яйцо тема или механика и ещё сотни вопросов. Герман их все терпеливо выслушал и максимально подробно ответил.


GaGaGames: Расскажите, пожалуйста, в двух словах о себе. Чем занимаетесь, как судьба свела Вас с настольными играми, и каким образом Вы решили, что Ваше призвание создавать их?
Герман: Меня зовут Герман Тихомиров. Мне 33 года. Живу в Санкт-Петербурге. Окончил Российский Государственный Гидрометеорологический Университет.
Из увлечений не связанных на прямую с настольными играми можно назвать: историю, военную историю, фантастику, ролевые игры, историческую реконструкцию.
В настольные игры я играю с самого раннего детства. Это были и такие простые ходилки как Барон Мюнхгаузен, и набор традиционных настольных игр «Наша игротека». Довольно рано я познакомился и с такими играми как го, рэндзю, реверси. Играл, конечно и в шахматы.Точно вспомнить момент, когда я решил сам придумать (или переделать по своему вкусу) игру я, пожалуй, не могу. Но был один очень яркий эпизод.
В одном из детских популярных журналов печатали «Игру в кораблики» (кажется, это были Голицинские «Пираты»(1)). Однако мне в руки попал только последний номер, где давались рекомендации по изготовлению фишек. Из текста можно было понять общие принципы игры, но и только. А поиграть хотелось очень (я, вдобавок, незадолго до этого прочитал «Одиссею капитана Блада»)! Тогда я решил исправить ситуацию, придумав эту игру заново. На листах плотной бумаги было расчерчено поле, из картона сделаны фишки с силуэтами судов. Были придуманы около 7-и типов кораблей с различной прочностью, скоростью и вооружением. Направление ветра определялось броском кубика с вариантами штиля и шторма. В игре можно было строить форты, и новые корабли, захватывать порты добывать золото… всех правил я, к сожалению, сейчас уже вспомнить не могу. Но, в итоге, я провел не мало часов, играя в нее со своим отцом.

GaGaGames: Как давно Вы занимаетесь разработкой настольных игр? Сколько их выпущено? Какие Вы считаете своим наиболее серьезным успехом и почему?
Герман: С появлением у нас в стране первых настольных игр для взрослых возникло желание попробовать свои силы снова. Сначала это были карточные коллекционные игры и переработки настольных игр, которые я делал ещё в детстве. Была даже попытка самостоятельного выпуска карточной коллекционной игры, но она провалилась.

Уже четыре года я сотрудничаю с компанией «Звезда». Всего, на текущий момент, выпущено около десяти моих игр.

Говорить об успехах пока рано (Если не считать успехом сам факт появления в магазинах придуманной тобой игры), Терминатор первая из выпущенных игр, которая рассчитана на взрослого игрока.

Терминатор. Да придёт Спаситель

GaGaGames: Настольная игра «Терминатор. Да придет Спаситель» — одна из немногих российских настолок, которая получила положительную оценку игрового сообщества. Как долго Вы работали над ней и что, на Ваш взгляд, самое сложное при создании игры? Игрокам было бы интересно узнать, как вообще происходит разработка игры, как долго игры тестируются и т. п.
Герман: Над Терминатором я работал месяца два.
Выделить что-то одно самое сложное в процессе создания игры я не могу. У каждой игры самым сложным оказывается какой-то свой этап.

В целом процесс создания игры в моем исполнении выглядит приблизительно следующим образом:
  1. Рождение идеи игры. Чаще всего изначально есть техническое задание, состоящее из темы игры и возраста предполагаемых игроков. Это, наверное, наиболее творческий этап. Чаще всего формирование первичной концепции игры (сюжета, основных используемых механик, формы воплощения) занимает от 15 минут до часа. Однако этому предшествуют несколько дней, а иногда и недель свободных размышлений на тему игры и сбора информации.

    Cложность этого этапа самоочевидна. Дополнительные проблемы возникают с играми по фильмам и мультфильмам, так как весь процесс разработки игры происходит до их выхода на экраны. Приходится думать не только о самой игре, но и о том насколько она будет соответствовать исходному произведению, большая часть сюжетных ходов мне не известна.
     
  2. Можно ли в это играть в принципе? После того, как родилась первичная концепция я (чаще всего немедленно) беру обыкновенную тетрадь «в клетку» и начинаю записывать то, что родилось, составлять списки элементов/карточек/персонажей/свойств и тому подобного, рисовать наброски поля. Создав их этого некое подобие игры, я пробую, сам с собой, сделать несколько ходов. Зачастую тут же выясняются многие неучтённые моменты. Очень редко после этого концепцию приходится переделывать. Чаще всего после нескольких исправлений и дополнений я получаю эскиз игры с основными элементами механики и дизайна. Все получившееся я показываю нескольким людям. И если их мнение совпадает с моим, то я перехожу к следующему этапу.

    Здесь сложности возникают, если первичная концепция была не очень яркой и полной. Обычно чем яснее рождается образ игры, тем проще все ее последующее создание (по крайней мере, меньше число переделок).
     
  3. Что это будет? Далее я приступаю к изготовлению макета игры. Обычно на принтере распечатываются поле, карточки, подбираются подходящие фишки, маркеры и прочие элементы из которых будет состоять игра. Что-то раскрашивается карандашами или фломастерами, что-то вырезается из плотного картона. Пишется предварительная версия правил.

    Здесь сложность чисто механическая, чем больше компонентов в игре — тем больше требуется времени для их изготовления. Любой игрок, который пользуется протекторами для карт, сможет представить, что такое распихать по кармашкам полторы-две сотни карт, а ведь их еще надо вырезать. Причём, в дальнейшем, эти карты могут меняться, и весь процесс будет повторяться сначала с периодичностью в две-три тестовых партии.
     
     
  4. Как в это играть? Собственно далее начинается первое тестирование. Иногда я сам с собой, иногда с другими игроками играются первые пробные партии. Правила, компоненты и даже задачи игры могут на этом этапе меняться прямо в ходе игры.

    Сложность здесь та же, что и в предыдущем этапе. Кроме того, требуется много внимания, так играя, требуется думать не только (и не столько) о победе, а еще и о том, что в игре требует изменений, постоянно перестраиваться под новые моменты правил, думать сразу за несколько сторон.
     
  5. Стоит ли в это играть? После того как игра примет более-менее законченную форму начинается основное ее тестирование. Приглашаются знакомые игроки и играются уже полноценные партии. При этом я стараюсь не рассказывать правила сам, а давать их игрокам читать, для проверки правильности и полноты их составления.

    Сложность здесь заключается в необходимости тратить много времени и привлекать много разных людей. Кроме того регулярно приходиться возвращаться к предыдущим этапам, выясняя, что-то в игре требует переделки.

    По времени тестирование может быть очень разным. В основном это зависит от сложности игры и числа доработок, возникающих в процессе. Чаще всего для детских игр я играю от 10 до 20 партий. Тестирование же Терминатора заняло большую часть времени его создания.

Все выше описанное относится только к той части работы над игрой, которую провожу я. Дальше начинается большой и сложный процесс создания дизайна игры, графики, верстки и так далее, но об этом лучше расскажут те, кто занимается этим непосредственно.

Терминатор. Да придёт Спаситель

GaGaGames: В какие настольные игры предпочитаете играть? Сами играете в собственные разработки?
Герман: Я играю в самые различные игры, но предпочитаю стратегии «малой» и «средней» тяжести. Из наиболее любимых: Крылья войны, Воспоминания о 44-м (Memoir 44), Звёздный крейсер Галактика (Battlestar Galactica), Скотланд-Ярд, Самурай, Сенатор (Senator).

А с собственными играми ситуация забавная. По сути дела придумывать свои игры начинаешь именно с мотивацией сделать игру, в которую хочется сыграть самому. По крайне мере, я начинал с этого. Но дело сложилось так, что сейчас это работа, и большую часть игр я делаю не на свой вкус, а на заказ. Естественно, что я стараюсь не делать не интересных игр, но большая их часть ориентирована на детей, и по тематике и по сложности правил.

Есть несколько неизданных игр, в которые я, иногда, играю. Но здесь мешает отсутствие качественного издания, так как визуально-тактильная составляющая игры обладает (по крайней мере, для меня) огромной важностью.

В Терминатора я, кстати, играю с удовольствием.

GaGaGames: Как Вы считаете, с чем связано недостаточное количество качественных настолок российского производства и авторства? Что, как Вам кажется, стоит сделать, чтобы исправить ситуацию?
Герман: На мой взгляд, это связано с тем, что придумать просто игру легко, но сложность создания действительно хорошей игры очень велика.

Ко всем выше описанным проблемам следует добавить ещё две: что бы игра была хороша, мало того, что бы она просто игралась, и не было «дыр» в правилах. Надо что бы в игре присутствовала некая фишка, ради которой игроки станут играть именно в эту игру, а не другую ей подобную. При этом автор игры не в состоянии оценить это, если в его игру с удовольствием играют его близкие друзья — это совсем не значит что, то же удовольствие от игры получат совершенно не знакомые автору люди.

Вторая проблема — не дать себе схалтурить. Больше всего это проявляется во времени потраченном на тестирование и вычитку правил.

Ко всему этому следует добавить, что для хорошей игры требуются и хорошее оформление, и качественное издание.

Локализация же игры требует только ее перевода (причем зачастую только буклета правил и названия) и затрат на печать (что не редко делается в тех же типографиях, что и оригинал). При этом качество самой игры уже проверено временем.

Не секрет, что до самого недавнего времени настольные игры (кроме шахмат и игральных карт) у нас в стране считались развлечением исключительно детским. В итоге созданием игр занялись любители, люди у которых желания, гораздо больше чем умения. Конечно, из ничего — сразу хорошо получиться не может, и первые отечественные игры были, в основном, неудачами. Однако, это необходимый этап, без которого переход к созданию хороших игр невозможен.

Я считаю, что ситуация неизбежно будет меняться к лучшему.

Терминатор. Да придёт Спаситель

GaGaGames: Ваши пожелания всем игрокам и еще незнакомым с миром настольных игр людям.
Герман: Хочется пожелать тем, кто играет — новых интересных игр, а тем кто ещё нет — открыть для себя удивительный мир настольных игр.

GaGaGames: Традиционный вопрос — Ваши творческие планы на будущее?
Герман: Планы просты — делать новые игры.

GaGaGames: Может быть, что-то захотите добавить от себя?
Герман: Хочется выразить огромную благодарность всем тем людям, которые, так или иначе, способствовали моему развитию как автора игр.

Это, в первую очередь мой отец и старший брат, благодаря которым я увлекся настольными играми.
Это сотрудники компании «Звезда», благодаря которым я смог реализовать себя как автор.
И, наконец, это все те люди, которые меня окружают, и которые терпеливо играют в то, что я придумываю.

GaGaGames: Герман, большое спасибо за интервью и за отличную игру!

        
                                                                                                                             



(1) — «Пираты» — настольная игра, придуманная Владимиром Михайловичем Голицыным в 1931 году. С историей создания игры можно ознакомиться здесь
AlkaSeltzer @AlkaSeltzer
карма
22,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (3)

  • 0
    Если есть идея интересной игры, зачем выпускать игру по лицензии фильма? Не лучше ли придумать собственных персонажей и никому не отчислять? Или это элемент продвижения?
    • +2
      Вероятно, больше вероятность привлечь внимание людей, особенно у нас, где настольные игры далеко не так распространены, как на западе. Ситуация стандартная, в общем. Другое дело, что на этот раз игре удалось прыгнуть гораздо выше планки установленной для игр по лицензиям :). Я о качестве, конечно.
  • +1
    Очень интересное интервью, спасибо, по больше бы таких.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.