До 40% стоимости автомобиля — это электроника и софт

    Пять лет назад аналитики прогнозировали, что к 2010 году электроника и программное обеспечение будут составлять до 40% стоимости автомобиля (PDF). Какова ситуация на самом деле — трудно сказать, автопроизводители не разглашают данные о себестоимости, это коммерческая тайна. Но можно предположить, что цифра близка к реальности, по крайней мере, на неё ссылается компания IBM, которая рассуждает о перспективах участия компьютерных компаний в автомобилестроении.

    Специалисты IBM говорят, что в 1990 году электроника и софт составляли не более 16% стоимости машины, в 2001 году — 25%, а сегодня эта доля выросла до 40%. Автомобильные компьютеры — отрасль с экспоненциальным ростом, который будет продолжаться ещё многие годы, поскольку автомобили становятся всё умнее и умнее. Именно в этом направлении производители борются за конкурентное преимущество.

    Средний современный автомобиль содержит несколько миллионов строк программного кода — больше, чем космический шаттл. В автомобилях премиального класса объём программного обеспечения составляет около 1 гигабайта.
    Поделиться публикацией
    Никаких подозрительных скриптов, только релевантные баннеры. Не релевантные? Пиши на: adv@tmtm.ru с темой «Полундра»

    Зачем оно вам?
    Реклама
    Комментарии 85
    • +24
      > Средний современный автомобиль содержит несколько миллионов строк программного кода — больше, чем космический шаттл.

      А компьютер современного школьника с torrent-клиентом содержит даже в тысячи раз больше программного кода.
      • +6
        Не верю я в гиг сорцов
        Скорее 1Gb картинок, анимашек и видеофайлов
        • +4
          Там про сорцы не слова. Скорее всякие прошивки контроллеров, и, как вы сказали, картинки и т.п.
          • +4
            Просто абзац построен некорректно: «Средний современный автомобиль содержит несколько миллионов строк программного кода — больше, чем космический шаттл. В автомобилях премиального класса объём программного обеспечения составляет около 1 гигабайта.»

            Создаётся ощущение, что в автомобилях премиального класса кода больше.

            В огороде бузина, а в Киеве дядька, короче.
            • 0
              По краиней мере «фитч» там больше. И многозонные климатконтроли и всевозможные системы безопасности. Ну и мультимедийные комплексы там покруче чем в среднестатистических.
              • +2
                Сдаётся мне, что проще слишком «понтовые» функции заблокировать в более дешёвых моделях, чем что-то отдельно дописывать для дорогих.
                Даже винды именно так устроены — все помнят шаманство по переделыванию W2K из Workstation в Server?
                Автоконцерны тому же самому подвержены, даже в области железа — пробегала тут новость, что в новых автомобилях кого-то из грандов индустрии часть функций будет присутствовать аппаратно, но разблокирована будет только в старших, более дорогих моделях.
                • 0
                  это уже так. например в старой дизельной октавии можно разблокировать круиз-контроль.
            • +12
              Одних только карт к бортовому навигатору — 0,99 ГБ!
            • –4
              1 гиг — установленная венда весит даже больше, если я не ошибаюсь
              • –1
                этто смотря какая винда :)
                • +5
                  Смотря сколько найдет (с)
              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            • +6
              Раньше отказывало железо, теперь код. В эти выходные я буду перепрошивать свою машину, потому что она плохо переключает скорости. Машина — новая Тойота Камри. Это уже третья версия прошивки. Заливается в электронный блок управления (по видимому двигателем и коробкой передач). Прошивка весит 2 мб. Я рад, что у меня машина не премиального класса. Если уж они в 2 мб не могут ровно все сделать, то что там в 1 гб может твориться?..
              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                • +2
                  ничего страшного, я в лексусе своем раз 5 перезаливал ECU прошивку в UK — уж больно новая машина была :)
                  упал расход топлива и все такое… короче нормальные сервис-паки ;)
                  • +2
                    Главное — используй патченные коврики. А то не дай бог!

                    Свободной и безопасной дороги.
                    • 0
                      Не дай бог отечественным производителям начать пихать свой код в свои машины.
                      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                        • +2
                          И тут 1С?
                          • +2
                            В конце должно быть:

                            если ( не_сработало() ) {
                            Повторить();
                            }
                            • 0
                              не «если», а «пока»
                              • 0
                                Для пока() не нужно было бы повторить().
                            • +3
                              Дико извиняюсь, а про ОткрытьЛюк() вы забыли?
                            • 0
                              По-моему давно пихают во все инжектора. Или ВАЗ это покупает у кого-то?
                              • 0
                                Для ВАЗа давно уже есть бортовые компьютеры.
                                • +1
                                  Прикрутить нетбук к торпеде это не «бортовой компьютер».
                                  • 0
                                    Имхо, понятие бортовой компьютер сейчас извратили так, что это слово ничего не значит. Для меня бортовой компьютер авто — это ECU, для остальных — это индикатор нескольких важных чисел на приборной панели.
                            • 0
                              Проблема в том, что при переключении скоростей машина сначала скорость сбрасывает, переключает, потом опять набирает?
                              • 0
                                Примерно так. Там вообще в целом запоздалая реакция на нажатие педали газа.
                              • 0
                                Имел недавно удовольствие наблюдать процесс прошивки
                                немецкого автомобиля премиум класса на природе.
                                Впечатлили несколько моментов:

                                1. Процесс занимает около двух часов
                                2. Если во время прошивки не работает двигатель, то за
                                кампанию с радио этот процесс сажает полностью заряженный
                                аккумулятор в ноль.
                                3. Севший во время прошивки аккумулятор превращает машину в кирпич («Bricked»).
                                С внешним питанием не запускается двигатель, не открываются двери итд. не работает ни-че-го.
                                4. Чтобы добраться до аккумулятора в первый раз, необходимо знать где и ножом прорезать коврик.
                                5. Все очень похоже на прошивку какого-нибудь мобильного телефона — к счастью, boot loader
                                оказался жив, и потарахтев еще два часа другим автомобилем в качестве источника питания,
                                прошивку удалось-таки успешно влить.

                                Его пример — другим наука. Если рекомендует производитель шить с
                                включенным мотором — советую прислушаться. даже если потребуется тарахтеть два часа.

                                Особенно заставляет задуматься третий пункт — а на сколько велика, например, вероятность «слета» прошивки на ходу?
                              • 0
                                гиг нада писать «желтыми» буквами, хотя в прототипах volvo возможно и содержится такое количество ПО.
                                с одной стороны усложнение помошников конечно идет на пользу, но количество аббревиатур ABS, EPS… в описании автомобиля начинает пугать.
                                в последнее время стала популярна роботизированная КПП, УГ еще то для того кто умеет нормально ездить…
                                зы при желании можно запихать даже в копейку целую винду ;)
                                • +15
                                  > Средний современный автомобиль содержит несколько миллионов строк программного кода — больше, чем космический шаттл.

                                  Аха… вспомнил прикол: Компьютеры, которые раньше могли обслуживать одновременно до 20 спутников в космическом пространстве, теперь не могут осилить ни одну современную компьютерную игру
                                  • +15
                                    Gonny:
                                    Удивительное это дело — прогресс. Чтобы набрать и распечатать одну
                                    страничку красиво оформленного текста мне уже не хватает мощности
                                    компьютера, который с легкостью может управлять двумя тысячами советских
                                    боевых спутников одновременно. Есть мнение, что если бы не microsoft, то
                                    мы давно бы уже покорили вселенную.

                                    bash.org.ru/quote/39050
                                    • +3
                                      Смотрю цитата какая-то знакомая. Поискал в интернете, оказывается — моя. 8-0
                                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                    • +3
                                      Мне кажется, вы утрируете.
                                      карбюратор, [...], был недешев в изготовлении(точные станки для выточки жиклеров, полировки полостей)
                                      Форсунки тоже являются прецизионной техникой, точность изготовления даже тоньше. Соответственно цена оборудования и себестоимость не ниже. Тем более для автомобилей с непосредственным впрыском (меньше всего, конечно, с центральным).
                                      функцию карбюратора(смесеприготовление) целиком и полностью выполняет микрокомпьютер, причем система самонастраивающаяся(не требует начальной калибровки при изготовлении) и самоадаптирующаяся(а значит необслуживаемая в процессе эксплуатации)
                                      Зато алгоритм приготовления смеси нужно еще написать и отладить так, чтобы он сочетал в себе зачастую несочетаемые вещи — низкий расход и хорошие динамические качества двигателя, низкие выбросы токсичных веществ в атмосферу и работу с разным по качеству топливом. Это требует времени и тестирования, что тоже деньги. И то многим не нравится стандартная прошивка, если учесть, сколько людей чипуют микроконтроллеры.
                                      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                    • +11
                                      ***Средний современный автомобиль содержит несколько миллионов строк программного кода — больше, чем космический шаттл.***

                                      Средний советский автомобиль содержит несколько миллионов этажей мата — больше чем при постройке космического шатла.
                                      • 0
                                        Почитай на buran.ru как запускались Энергии и сам Буран. Там мата было не меньше :)
                                      • +7
                                        Заходишь такой, — «мне без совта, я сам буду ставить»
                                        Где то я это уже видел.
                                      • 0
                                        Как на дискавери иногда показывают ролик.
                                        Мощность обычной детской игрушки (которая говорит и выполняет пару движений) вчетверо больше мощности компьютера, стоявшего на Аполлоне.
                                        • 0
                                          Видимо из-за закона Мура в электронике, она (эта электроника) начинает вытеснять другие технологии… плохо? или хорошо? — время покажет… если в ближайшие лет сто не наступить апокалипсис как в терминаторе — значит не это не слишком то и плохо… главное с умом изготовлять и применять эту электронику
                                          • +10
                                            Даёшь опенсорнсые автомобили!
                                            • +2
                                              Шанс для автоваза.
                                              • 0
                                                Э… Вы действительно считаете, что автовазовских автомобилях доля ЭЛЕКТРОНИКИ И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ достигает 40%? Вы там вообще электронику видели? Если не считать магнитолы и микрокомпьютера управления мигания поворотниками на электромагнитых триггерах.
                                                • +3
                                                  Нет, пускай откроют все 2 кб кода, а сообщество доработает.
                                                  • 0
                                                    очевидно, речь не про автоваз.
                                                • +8
                                                  Ваша фраза заставила меня задуматься. Столлман пользуется проприетарными автомобилями и самолетами!
                                                  • +3
                                                    это не шутка. опенсорсные автомобили существуют.
                                                    • 0
                                                      А автомобили ВАЗа и так всегда «сообществом» доделывались и будут доделываться всегда :)
                                                      • 0
                                                        прошивки практически любого автомобиля дорабатываются «сообществом»(-вами).
                                                    • +60
                                                      40% стоимости автомобиля — это таможня :)
                                                      • –7
                                                        жаль недостаточно кармы чтобы плюсануть эту жизненную реальность.
                                                        • +15
                                                          такая вот она, жизненная реальность, подлая.
                                                        • +1
                                                          А еще 40 — это гарантия.
                                                        • +4
                                                          Вот ведь, блин, несколько миллионов строк кода, а до сих пор практически! на все новые тачки ставят УГ, умеющее проигрывать только CD, ну в лучше случае mp3 без поддержки id3 тэгов (либо убогой оной).
                                                          • 0
                                                            Таки ви неправы: в Приоры ставят играющие mp3, да еще с bluetooth и flash\sd -)))
                                                          • 0
                                                            Заголовок прямо относится к этим нашим автомобилям.
                                                            • 0
                                                              А можно самому прошивку написать?=)
                                                              • +3
                                                                В отличие от автомобильных кодеров, товарищи, пишущие код для шаттлов, не забыли про отказоустойчивость и оптимизацию до последнего байта.
                                                                • +1
                                                                  В течение года после покупки машина дешевеет на несколько десятков процентов. Если рассуждать гипотетически: одинаково ли дешевеют эти самые 40% в виде «мозгов», «нервов» и «души» и все остальные «компоненты»?
                                                                  • +4
                                                                    1. оплата разработчиков ПО (включая топ менеджмент по разработке ПО, разработчиков прошивок для «мозгов» и разработчиков ПО для управления подсветкой в бортовом джакузи)
                                                                    2. ежегодная плата за CAD, CAM, CAE системы (их используется огромное множество). сюда же персонал по настройке и поддержке cad cam cae (конструкторы, работающие в них к софту не относятся)
                                                                    3. закупка недорогой (если не считать подсветку джакузи) и МАССОВОЙ электроники (датчики, контроллеры, предохранители). Ну может в электронику еще включают электромагнитные клапаны в системах впрыска вместе со всей системой впрыска?
                                                                    4. лицензионные отчисления

                                                                    Это все, что я придумал. Что-то мне подсказывает (возможно мои специальные знания?), что производство и проектирование одного только ДВС (стоимость проектирования правда неравномерно распределяется по годам реализации, но то же относится и к разработке ПО) должны стоить больше, чем электроника и ПО. А в стоимость авто еще входят КПП, системы безопасности, сумасшедшие вливания в дизайн и эргономику, рекламу и маркетинг и тд и тп?

                                                                    в общем не понимаю, от куда эти 40%. Наверняка это что-то из области специально треангулированной коровы в условиях близких к абсолютному нулю.
                                                                    • +1
                                                                      и какая же самая распространенная ось в телегах? там вообще какая-нибудь программно-аппаратная унификация прослеживается?
                                                                      • –1
                                                                        Акстись… Какая ОСь на контроллерах? :)
                                                                        • +1
                                                                          Линух. Давно уже крутится на arm-мах.
                                                                          • 0
                                                                            А нафига козе боян? В авто есть 2 компьютерные системы: это ЭБУ и бортовой компьютер.
                                                                            Работа Эбу — это считывание с определенных датчиков показаний, прогон их через формулы с заданными коэффициентами в ЭБУ (скорее всего производства Бош) и получение управляющих сигналов, которые подаются на различные контролеры… Т.к. датчики и контроллеры на разных машинах разные, унифицировать тут очень сложно. Но никакой ОС тут в принципе не надо. Чем тупее тут алгоритмы, тем быстрее они работают и тем меньше в них багов.
                                                                            Бортовые компьютеры нашемарок это специально прошитые «калькуляторы» которые слушают вариацию протокола OBD из ЭБУ и выдают пользователю различные циферки. Современный бортовые компьютеры в премиум иномарках это в 90% случаев специально разобранный ноут/нетбук. На нем может крутиться хоть Linux, хоть Windows Embedded Automotive. Бортовые компы не вмешиваются в управление движком. Они могут работать с ЭБУ только посредством установленного протокола. Какая программа будет работать с ЭБУ — пофигу. Хоть сами напишите на питоне.
                                                                      • 0
                                                                        Машина за 100к — 40% от стоимости это 40к. Только софт — не железо, и копируется на все экземпляры бесплатно. Так что при объёме продаж в 100к машин получается что доля софта в каждой машине равна 0.4%

                                                                        Просто по статье складывается впечатление что в каждой машине софт это 40% от стоимости.
                                                                        • 0
                                                                          40k — это страничка с картинкой модели на сайте производителя.
                                                                          • +2
                                                                            Скорее так — на разработку новой модели было затрачено 100 млн. Из них 40 млн ушло на разработку электронной части и софта к ней. И речь это наверное о какой-нибудь BMW F02.
                                                                          • 0
                                                                            Не ощутил я электроники и софта у себя на ВАЗ 21102
                                                                            Да она собственно мне и не нужна. Машина для того, чтобы ездить. Сплошные затраты с этими иномарками
                                                                            • 0
                                                                              А почему не просто телега 4х колёсная тогда? ещё же дешевле и налог даже платить не надо!
                                                                              PS Toyota E класса :))
                                                                              • 0
                                                                                Ну для телеги нужна лошадь, лошадь нужно где-то держать, лошадь трудно прокормить etc
                                                                                У телеги маленькая скорость, на телеге сложно маневрировать

                                                                                А так я против телег/карет ничего против не имею, но в городских условиях удобнее на машине
                                                                                • +1
                                                                                  Как выход из ситуации с лошадью — телега на педальном приводе…
                                                                            • 0
                                                                              карбюратор штоле?
                                                                            • –1
                                                                              >>> это коммерческая тайна

                                                                              Вот потому что тайна, и можно всякую чушь нагнать. Ни один наземный транспорт по объективным причинам не будет иметь больше электронной и программной начинки чем космический летательный аппарат.
                                                                              • 0
                                                                                >> Ни один наземный транспорт по объективным причинам не будет иметь больше электронной и программной начинки чем космический летательный аппарат.

                                                                                • +1
                                                                                  Как раз таки будет, потому что чем больше полезного и бесполезного говна напридумывают для автомобиля, тем дороже его можно продавать. В космической инженерии маркетинг не диктует условия.

                                                                                  > В автомобилях премиального класса объём программного обеспечения составляет около 1 гигабайта.
                                                                                  … 99% этого объёма — всякая медиа.
                                                                                • 0
                                                                                  Дурят нашего брата, ох и дурят…

                                                                                  Ну куда там гигабайты кода? Вот в мое AD-хе 02-го года комп один — управления движком и коробкой. Внутри самсунговский RISC-контроллер на 25MHz с 32 килобайтами ПЗУ. Памяти то ли килобайт, то ли два. Это необходимо и достаточно для управления движком. Стоимость контроллера — ~$5 в базарный день.

                                                                                  Если добавить в машину ABS/EBD/ESP, то понадобится еще один контроллер приблизительно тех же параметров. Ну и климат-система с сигнализацией — еще пара.

                                                                                  Стоимость софта, то есть максимум 128 килобайт ассемблерного кода (то есть максимум ровно 32k инструкций, ибо RISC) ну никак не может превышать $1M на фирму-автопроизводителя за все про все и навсегда. Особой подгонки кода для каждой конкретной модели явно не требуется. Поменять несколько констант, да на полигоне погонять. Производителям mp3-плееров явно сложнее приходится.

                                                                                  Так что откуда там взяться 40% стоимости и гигабайтам кода — совершенно непонятно. Разве что считать всякие dvd-плееры, навигаторы и прочую вспомогательную ерунду, которая продается отдельно и стоит отнюдь не $5000 (40%), если в фанатизм не впадать.
                                                                                  • 0
                                                                                    как уже писали — в это, видимо, включены прошивки, контроллеры, часики,…
                                                                                    • +1
                                                                                      ну нету в машине никаких других серьезных контроллеров, кроме перечисленных. хоть тресни.

                                                                                      ну а часики — это конечно да, это сложная система.
                                                                                  • 0
                                                                                    Разрабатываем встроенное ПО для бортового компьютера одного крупного производителя легковых
                                                                                    автомобилей премиум класса. В системе порядка 100 умных сенсоров объединенных СAN шиной + до 10 процессоров (в зависимости от комплектации) объединенных мультимедийной шиной. Исходники программного обеспечения и документация на ПО — занимают 300Gb. Средняя прошивка весит 64MB. Карты занимают 2G

                                                                                    C уважением,
                                                                                    Команда Promwad

                                                                                    Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.