Как стать автором
Обновить

Три проблемы копирайта

Время на прочтение4 мин
Количество просмотров1.5K
По мотивам предыдущей статьи.

Многочисленные (анти)копирайтные споры на Хабре (и не только на нём) происходят, обычно, по одной и той же схеме: с одной стороны «производители контента», которые умрут с голоду без копирайта; с другой стороны — обычные пользователи, которые не собираются платить злобным лейблам за тот продукт, которые они производят. Первые называют вторых уголовниками, вторые столь же рьяно доказывают, что копирование — не воровство.

Между тем, с обеих сторон наблюдается прискорбное непонимание того, что спорят они о разных проблемах, которые, хоть и взаимосвязаны, но всё же различны:

  • проблема распространения информации;
  • проблема материального вознаграждения авторов;
  • проблема низкого качества массового продукта.


Нетрудно заметить, что полное разделение этих проблем возможно (и, собственно говоря, за исключением нашего времени эти проблемы всегда были разделены). Проблему распространения информации решали библиотеки; проблему материального вознаграждения авторов решали разными путями — тут и меценатство, и написание произведений по заказу, и государственная поддержка. Проблема же низкого качества массовой культуры не существовала до появления этой самой массовой культуры.

В области фундаментальной науки эти проблемы разделены и сейчас. Однако в области культуры и искусства все эти три проблемы оказались взаимосвязаны.



В начале ХХ века произошло революционное событие в искусстве: появление массового зрителя. Это связано, прежде всего, с появлением широковещательных и почти бесплатных средств доставки контента до потребителя: сначала радио, затем телевидения и интернета. Значительно расширилась и сфера влияния традиционных средств доставки: сейчас нельзя и ста метров пройти по населённому пункту, чтобы не наткнуться на какую-нибудь рекламу. Появившийся информационный фон за несколько десятилетий настолько разросся, что отношения между зрителем и контентом полностью изменились: если раньше для того, чтобы прочитать книгу или послушать музыку человек шёл в библиотеку или концертный зал, то сейчас музыка, текст, изображения и анимация окружают человека со всех сторон, независимо от его желания. Если раньше необходимо было явное усилие для того, чтобы получить контент — сейчас необходимо явное усилие для того, чтобы не получать контент.

Эта революция породила два новых явления: массовую культуру и медиаиндустрию.

Массовая культура возникла вслед за появлением массовой аудитории, которая предъявила к произведению искусства совершенно особые требования. Успешное по современным меркам произведение должно а) успешно выделиться из информационного фона; б) воздействовать на значительную аудиторию; в) хорошо запоминаться (оставлять о себе «зарубки» в памяти); г) приносить удовольствие потребления. Перед искусством прошлого никогда не стояла проблема обратить на себя внимание пассажира маршрутки; слушатель приходил на концерт с уже заготовленным вниманием и явно продемонстрированным стремлением услышать то, что ему сейчас сыграют. Внимание стало ценным ресурсом.

Параллельно с массовой культурой появилась и медиаиндустрия — целая отрасль экономики, занимающаяся только производством контента. Её появление стало возможным благодаря нескольким факторам:

  • возможности воздействовать на максимально широкую аудиторию;
  • перемещению потребности в контенте на нижний уровень пирамиды Маслоу;
  • возможности в буквальном смысле слова штамповать контент.


И вот тут-то все три проблемы оказались завязаны.

Низкое качество массового контента автоматически вытекает из предъявленных ему требований. Особенно явно это видно на примере музыки: из всего богатства музыкальных жанров в массовой культуре остался один — песня. Таков «формат». Симфонии по радио не покрутишь. Нельзя создать качественный продукт, если тебе гарантировано, в лучшем случае, 3 минуты внимания (и то — это уже много; обычно 3 секунды). Как может серьёзное литературное произведение конкурировать с детективами-любовными романами на поле удовлетворения потребности в контенте? Да никак не может, что мы и видим.

Массовое искусство функционально является своего рода наркотиком, одновременно создавая и удовлетворяя потребность в самом себе.

Естественно, что медиаиндустрия желает оплаты за каждый акт потребления создаваемого ей контента. До поры до времени в этом не было проблем — пользователь и не мог получить контент иначе как в фабричной упаковке. Однако со временем пользователь научился распространять контент самостоятельно, и это стало ударом для индустрии. Её доходы стали падать, и ничего другого, кроме как закручивание гаек, производители контента не придумали. Абсурдный и антисоциальный копирайт навязывается силой государственного принуждения.

Можно ли вновь развязать эти проблемы? По большому счёту, пиратство именно этим и занимается. Игнорирование потребителями во всём мире нелегитимных законов об авторском праве ведёт к падению доходов производителей до той точки, когда приходится придумывать другие схемы. Постепенно появляются сервисы, предоставляющие контент бесплатно или по подписке. Однако существуют серьёзные сомнения в том, что без давления пиратства этот процесс будет продолжаться. Но, всё-таки, проблемы распространения контента и оплаты за него постепенно разделяются.

Однако проблема №3 — засилья низкокачественного контента — увы, не решается такими методами. Революция уже произошла, и я не вижу возможностей повернуть время вспять. Определённый эффект могло бы иметь перераспределение финансовых потоков в пользу высококачественного контента, но предложить какой-либо механизм определения качества весьма затруднительно.

Возможно, многие захотят задать мне вопрос, почему я считаю качество интеллектуального продукта проблемой копирайта. Отвечу: потому что авторское право, как и любое другое право, есть прежде всего регулятор общественных отношений, в данном случае — отношений между производителями контента и потребителями. Сейчас они таковы, что выгодно производить низкокачественный продукт. Будем надеяться, что эту коллизию удастся в ближайшее время разрешить.



Настоящим передаю вышеизложенный текст в общественное достояние.
Теги:
Хабы:
+51
Комментарии291

Публикации

Истории

Ближайшие события

Weekend Offer в AliExpress
Дата20 – 21 апреля
Время10:00 – 20:00
Место
Онлайн
Конференция «Я.Железо»
Дата18 мая
Время14:00 – 23:59
Место
МоскваОнлайн