Редактор «Гиктаймс»
628,9
рейтинг
23 июля 2010 в 14:13

Toyota договорилась с Александром Северинским

В течение шести лет американский инженер Александр Северинский пытался выбить у крупнейшего в мире производителя автомобилей роялти за использование его патента — ключевого элемента гибридного двигателя. Наконец-то ему это удалось. В понедельник стало известно, что Toyota согласилась удовлетворить требования Северинского.



Выпускник Харьковского института радиоэлектроники (выпуск 1967 года) Александр Северинский эмигрировал в США в 1978 году, а сейчас занимает должность профессора инженерной механики в Университете Мэриленда.

В 80-е годы Александр занимался разработкой технологий непрерывного энергоснабжения для компьютерных систем. К тому времени уже существовали запатентованные технологии гибридных двигателей (с 1898 года), но они не умели незаметно переключаться с бензинового привода на электрический, как современные автомобили. Александр Северинский как раз работал в этой области и разработал электронную систему, которая обеспечивала непрерывную подачу мощности.



Появление такой недорогой электроники — это был прорыв, который позволял реально начать коммерческое производство двигателей данного типа.

В 1992 году Александр Северинский основал компанию Power Assisted Internal Combustion Engines, а 6 сентября 1994 года получил патент на своё изобретение, которое назвал Hyperdrive.

На сегодняшний день Северинский получил как минимум два патента: 5,343,970 и 7,237,634. Для сравнения, Toyota владеет более чем 4000 патентами в области гибридных двигателей: это около 43% от общего числа патентов всех патентов, которые касаются гибридов. Только автомобиль Prius защищён более чем 1000 патентами. Гибридные технологии Toyota по лицензии используют некоторые другие производители, в том числе Ford.

В декабре 1997 года Toyota начала серийный выпуск гибридного автомобиля Prius, который с 2000 года поступил на рынок США.

8 июня 2004 года Александр Северинский подал исковое заявление против Toyota в окружной суд одного из районов Техаса. В декабре 2005 года судья принял решение, что Toyota должна выплатить $4 269 950, основываясь на количестве проданных гибридов Prius, Highlander и Lexus RX400h на территории США за период с июня 2004 года по ноябрь 2005 года. Toyota подала апелляцию Так началась шестилетняя эпопея, которая завершилась в этот понедельник.

Собственно, у Toyota не оставалось другого выбора, ведь на понедельник было назначено начало слушаний в Международной торговой комиссии, которая на время разбирательства могла запросто приостановить американский импорт Toyota Prius и других гибридов, что нанесло бы Toyota непоправимый финансовый ущерб.

Остаётся неизвестным, какую сумму согласилась выплатить Toyota Александру Северинскому, чтобы замять дело. Возможно, речь идёт о сумме около $50-100 млн. Но компания заявила при этом, что самостоятельно разрабатывала свой гибридный двигатель Synergy Drive и ничего не знала о патентах американского инженера.

via Jalopnik
Анатолий Ализар @alizar
карма
681,6
рейтинг 628,9
Редактор «Гиктаймс»
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое

Комментарии (72)

  • +3
    ХИРЭ рулит!
    Получилось даже лучше, чем анекдоте «Рабинович с одной стороны и одесское морское пароходство с другой стороны».
    • +5
      ХИРЭ рулит!

      Рулил — сейчас уровень преподавания уже не тот, хотя есть еще преподы «тех времен» — они просто ценный кладязь знаний и опыта.
      • +15
        они ценный кладязь артефактов древности, а не знаний и опыта.
        при всем уважении, технологии не стоят на месте, а «преподы тех времен», как показывает практика, ни за чем не следят и топчатся на «достижениях советской науки»™ (по крайней мере подавляющее большинство из них).
        как бы ни было прискорбно это осознавать
        • +12
          Преподы по фундаментальным дисциплинам(физика, матан, химия, теорвер, дифуры и многие другие) — действительно кладезь, и не вашему гуманитарному уму судить о ихней «артефактности».
          • –9
            Вы говорите «гуманитарный ум» так, как будто это что-то плохое.
            • 0
              это не плохое. это иное.
            • +1
              Ну если вы не в курсе:
              — Бабушка, а кто такие «люди с гуманитарным складом ума»?
              — Даже и не знаю, как тебе объяснить, внучек… Раньше их дураками называли…

              Никого не хочу обидеть, анекдот не я придумал.
          • +4
            во-первых я ни разу не гуманитарий.

            во-вторых, в фундаментальных дисциплинах тоже не все так просто.
            Та же физика не стоит на месте. И когда речь о преподавании основ, до определенной «глубины» — там безусловно все в порядке. Но за последние 50 лет и в физике, и в химии, было множество открытий. Пусть о них не трубят во все округи, но их много. И вы ими пользуетесь.
            Новое оборудование, непостижимые ранее данные, новые потребности, рождающие новые идеи и прорывы.
            Наука развивается экспоненциально, мы уже очень близко к «технологической сингулярности» (если она, конечно, наступит).
            И т.д. и т.п.

            И если «препод» «держит руку на пульсе», выписывает научные издания, следит за всем этим — то честь ему и хвала.

            Но печальная практика показывает, что в абсолютно подавляющем большинстве случаев это не так и что они остались на уровне 50х годов 20го века, более того, на советском уровне 50х годов, что еще печальнее.
            • 0
              Не знаю, как у других, но то, чему обучали меня в ФТИ/КПИ было актуально, и глубоко — очень глубоко.
              Победы нашего факультета на международных олимпиадах — тому подтверждение.
              • +1
                в ФТИ/КПИ — охотно верю.
                это, пожалуй, последнее пристанище хороших преподавателей «технарей» (сам я из злосчастного «НАУ», к нам иногда приезжают преподаватели из КПИ — небо и земля).
                конечно, сомневаюсь, что актуальность там сравнивается с тем же масачусецким технологическим университетом :), но на общем фоне — да.

                Еще, возможно, в шеве должен быть неплохой уровень. (через года два-три смогу сказать точнее, друг там сейчас учится на теорфизе, но пока судить рано)

                а дальше кпи/шевы что? мрак сплошной…
              • 0
                Не знаю, как у других, но мы учились и учимся по устаревшей на 20+ лет материальной базе и древнючих стандартах. Сам буду стандартизатором.
                • 0
                  У нас немного получше было с этим.
                  Правда и специальность другая — ТЗИ.
          • +2
            >гуманитарный ум
            самое обидное что можно сказать программеру
            • 0
              Интересно, а преподавателям было бы не обидно услышать:
              "«преподы тех времен», как показывает практика, ни за чем не следят и топчатся на «достижениях советской науки»™"?
      • 0
        Во многих отраслях техники новинки — это всего лишь развитие на новом уровне того, что было известно десятилетия назад, но не могло быть реализовано ввиду отсутствия технологий, материалов, быстродействующей электроники. Так что я бы не списывал «старую гвардию.
        • –2
          вы сами себе противоречите.
          «Развитие на новом уровне того, что было известно десятилетия назад, но не могло быть реализовано ввиду отсутствия технологий, материалов, быстродействующей электроники» — значит, что для того чтобы развить на новом уровне что-то, в какой-то смежной области было открыто что-то новое. Любой толчок начинается с открытия. Пусть небольшого, но оно должно быть.
          • 0
            Никаких противоречий. Что-то новое может быть открыто в практике — к примеру дешевый технологический процесс для создания все более мелких транзисторов. Теория же, которую преподает «старая гвардия», остается той же. В любом случае, при появлении новой технологии, старая чаще всего все равно нужна для ее понимания ;)

            Естественно, это не отменяет того, что хороший научный работник должен следить за всеми современными тенденциями в своей области.
            • 0
              Приведу вам простой пример: аккумуляторы растут в ёмкости на 5-15% каждый год и при этом топчутся на месте по ресурсу (циклам перезаряда). Химики «старой гвардии» лбом о стенку бьются, но так и не могут заставить их работать после 1000 циклов.

              И тут физики получают коммерчески пригодный техпроцесс производства графеновых плёнок и тут-же делают ионистор, ресурс которого пока просчитать не получается т.к. после 1'000'000 циклов перезаряда он не деградировал, и когда начнётся деградация — не известно.

              Так что пока старая гвардия расшибается в доведении до идеала уже устаревшей технологии, те кто стоит на острие науки уже во всю клепают «вечные» аккумуляторы, пусть пока и меньшей мощности и очень высокой стоимости, но это признак всего нового. Мои знакомые ставят ионисторы в промышленное оборудование вместо аккумуляторов уже два года и у них не болит голова за реализацию контроллера аккумулятора, который должен постоянно его диагностировать и материться в случае сбоя. Железка выходит одновременно дешевле и надёжнее. У самого «ненадёжного» компонента заявленный срок службы 25 лет, у остальных 40+. Как бы выглядела такая железка, будучи укомплектована аккумулятором со сроком службы 2 года?
              • 0
                Да я ж не спорю, что есть технологии, которые развиваются скачком. Но ведь есть и те, которые развиваются интенсивно. Те же процессоры. Ну транзистор уменьшился, ну ядер стало больше, кеши выросли, ну в конце концов система команд расширилась, регистры… но в целом, принципиально он 8086. Вот появятся квантовые — тогда да, технологично будет скачок.
                • 0
                  p.s. Еще один пример — те же ДВС. Появились впрыскные системы подачи топлива и прочие доп. системы, но в целом это все тот же двигатель, который Отто (если не вру) изобрел ;)
  • 0
    *(с 1898 года)
    Наверное с 1998 года.
    • +7
      Нет, именно с 1898. При чем это дата начала патентирования технологий. А вообще историю электромобилей отсчитывают от 1841 года.
      • +4
        Спасибо. Очень интересная информация.
    • 0
      первые автомобили были на электротяге.
      в конце 19го — начале 20го века в том же США около половины автомобилей были электрическими.
      с ними соперничали машины на пару.

      цитируя википедию: «Электромобиль La Jamais Contente 29 апреля либо 1 мая 1899 года установил рекорд скорости на суше. Он первым в мире преодолел скорость 100 км/ч и достиг скорости 105,882 км/ч.»

      потом пришел дядя Форд и задавил всех при помощи ДВЗ.

      так что ничего удивительного, что уже тогда были проекты гибридов
      • +2
        Двигатель Внутреннего Згорания? ))
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • +19
          простите) рефлекторно украинскую аббревиатуру написал (Двигун Внутрішнього Згорання)
          • –19
            Двигун?! Крутотенюшка ;)
            • +2
              grossu? Большун!
              Ну что вы как маленький(каламбур)), в самом деле :)
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +3
      промт такое не умеет, человек ошибся в постановке мысли, не придирайтесь.
    • 0
      Раз 10 прочитал, что тут не так?
      • –2
        Так бы звучало правильнее:
        «Появление такой недорогой электроники стало прорывом, который...»
  • +1
    Я конечно рад за человека, он много денег получит, но вот если действительно изобретения (открытия) были сделаны независимо (такое бывает достаточно часто), как доказать что ты не верблюд?
    • 0
      Судиться, судиться и еще раз судиться.
      • 0
        Судиться — это понятно, но как доказать? Как доказать, что не украл, а сам сделал? Ведь тут нарушен принцип презумпции. Вернее, более того, так называемое авторское право позволяет иметь даже если другой сам все придумал. Патентное сквотерство — выгодный бизнес.
        • 0
          Посмотрите замечательный фильм «Проблеск гениальности» (похожая история, только насчет автоматических дворников), там решение в итоге вынесли присяжные.
  • 0
    Рад за Александра :)

    Хоть и считаю, что если уж Toyota не лукавит и действительно сама разработала свой Synergy Drive, то ничего она не должна никому. Жаль это никому не докажешь. Это одно из узких мест всей патентой политики.
    • –1
      Чему радоваться? Что чел нагрел крупную контору. Что патентное право позволяет то, что не позволяет уголовное?
      • 0
        Человек играл по правилам общества. Боролся за свои разработки. Выйграл. Вы считаете что он не заслужил, ваше право, победителя не судят. Может бы это в дальнейшем приведёт к совершенствованию патентного права и оно будет более честным, кто знает.

        Кстати, странно, что Toyota не уследила за таким патентом. В больших компаниях этим занимаются много людей.
        • 0
          они всё прекрасно отследили…
          нужно же как-то «обелить» своё имя!))))
      • 0
        а я всегда в душе радуюсь, когда человек в одиночку противостоит огромной богатейшей корпорации и выигрывает у неё. пусть даже он преследует корыстную цель. а тех, кто противостоит государственным бюрократическим «махинам» я вообще уважаю.
        • +2
          Эти бюрократические махины между прочим людям зарплату платят. А ваш человек $50-100 лимонов будет теперь на Малибу пропивать.
          • +2
            Вы судите человека совсем не зная его. Уверен, что ученый найдет более интересное применения 50-100 миллионам, чем пропить их на островах.
    • +1
      А инженеры, которые его разрабатывали, типа вообще от научного мира независимо работали? :) Смешное заявление.
    • +1
      Я сомневаюсь, что Тойота не знала. Когда маленькая конторка до того же дошла сама, это да, обидно. А у Тойоты у самой, как указано в посте, 4000 патентов, Форду они их не дарили и за соблюдением своих, я так полагаю, следят строго.
  • –10
    Вот так мы про_ли хорошего ученого. Мог ды на благо родины трудиться, АвтоВАЗ поднимать с колен… Хотя скорее всего, вообще, ни чего не изобрел…
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +1
      К сожалению, учёные иногда становятся патентными троллями. По факту он же ничего не добился, его фирма двигатель не выпустила и даже никому разработки не продала. Но денег поимела.
      • 0
        Вопрос в другом, а смог бы отсудить он хоть что-нибудь если бы жил и работал в России, а не в университете Мэриленда?
        Скорее всего к нему пришли как раз эти патентные тролли и предложили (и отсудили) подобную идею.
        • 0
          Какая разница, где он живёт? Важно где он зарегистрировал патент.
        • 0
          в России он бы не получил патент: у нас требуется действующая реализация для получения патента.

          у них — только идея.
    • 0
      ИМХО история успеха — потому что бывает с точностью до наоборот. Маленькая компания изобретает что-то инновационное и случайно нарушает пару патентов крупной корпорации. Причем не нарушить практически нереально — сами видите по количеству патентов. Большая компания легко может засудить маленькую за нарушение патентов. Так уже было не раз.
    • 0
      Ну, патентный тролль — это обычно тот, кто живёт на отчисления по лицензиям на патентованные продукты. Здесь же просто epic fail патентного права, а мужику чуток повезло, что оказался на той стороне, где деньги с неба падают.
      • 0
        Я бы не сказал что с неба. Двигатель разработать — это вам не гвоздь забить
    • +1
      Я не вникал в детали, но мне кажется, что просто его патент был настолько общно сформулирован, что просто нельзя было сделать электромобиль и его не нарушить. Так что ждем иски к другим автогигантам.
  • –3
    via Jalopnik
    Почудилось Ягопник ))
  • –4
    Александр Северинский эмигрировал в США в 1978 году

    Возможно, речь идёт о сумме около $50-100 млн.

    Эт какой же трактор купить можно!!!
    • 0
      А зачем ему теперь уже, простите, трактор?
      • 0
        Ну мало ли… У них там тоже теперь и DMCA, и Patriotic Act… :))))
  • 0
    Так теперь он может подать иск и на BMW, Volvo, Crysler. Они ведь тоже начали выпуск гибридов.
    Вообщем, праправнуки этого ученого могут жить в шоколаде.
    • –2
      И это правильно. люди чьи изобретения меняют мир — должны жить хорошо. (но в целом я против патентного подхода)
      • 0
        Но при чем к его изобретениям его праправнуки? )))
    • 0
      Так вроде бы патенты только ограниченное время работают. не то 25 не то 50 лет.
      • 0
        к тому времени денег можно отбить достаточно!
  • +3
    Его компания хоть один двигатель выпустила?
  • 0
    «то около 43% от общего числа патентов всех патентов»
    конечно вырвано из контекста, но я здесь споткнулся…
  • –4
    ХИРЭ ХИРЭ ХИРЭ ХИРЭ ХИРЭ! 8-я общага рулит! :)
    эх, поеду в понедельник диплом забирать :)
    • –3
      сейчас ХНУРЭ
      • 0
        Ха! Уроды!
        не чуточку не жалею, что написал :)

        Йух вам в рот!
  • 0
    Надо смотреть на даты патентов, возможно все это происходило одновременно. Но скорее всего Северинский был в теме и нашел инвесторов. Возможно изначально цель была закрепить за собой приоритет в расчете на будущие отчисления с производителей автомобилей. Явно проблема была давно известна — не было материальной базы для ее решения.
  • 0
    Форум по Toyota Prius одобряет «родителя» идеи Приуса господина Северинского! Чертовски приятно, что русский человек как то повлиял на всё это.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.