23 июля 2010 в 14:13

Toyota договорилась с Александром Северинским

В течение шести лет американский инженер Александр Северинский пытался выбить у крупнейшего в мире производителя автомобилей роялти за использование его патента — ключевого элемента гибридного двигателя. Наконец-то ему это удалось. В понедельник стало известно, что Toyota согласилась удовлетворить требования Северинского.



Выпускник Харьковского института радиоэлектроники (выпуск 1967 года) Александр Северинский эмигрировал в США в 1978 году, а сейчас занимает должность профессора инженерной механики в Университете Мэриленда.

В 80-е годы Александр занимался разработкой технологий непрерывного энергоснабжения для компьютерных систем. К тому времени уже существовали запатентованные технологии гибридных двигателей (с 1898 года), но они не умели незаметно переключаться с бензинового привода на электрический, как современные автомобили. Александр Северинский как раз работал в этой области и разработал электронную систему, которая обеспечивала непрерывную подачу мощности.



Появление такой недорогой электроники — это был прорыв, который позволял реально начать коммерческое производство двигателей данного типа.

В 1992 году Александр Северинский основал компанию Power Assisted Internal Combustion Engines, а 6 сентября 1994 года получил патент на своё изобретение, которое назвал Hyperdrive.

На сегодняшний день Северинский получил как минимум два патента: 5,343,970 и 7,237,634. Для сравнения, Toyota владеет более чем 4000 патентами в области гибридных двигателей: это около 43% от общего числа патентов всех патентов, которые касаются гибридов. Только автомобиль Prius защищён более чем 1000 патентами. Гибридные технологии Toyota по лицензии используют некоторые другие производители, в том числе Ford.

В декабре 1997 года Toyota начала серийный выпуск гибридного автомобиля Prius, который с 2000 года поступил на рынок США.

8 июня 2004 года Александр Северинский подал исковое заявление против Toyota в окружной суд одного из районов Техаса. В декабре 2005 года судья принял решение, что Toyota должна выплатить $4 269 950, основываясь на количестве проданных гибридов Prius, Highlander и Lexus RX400h на территории США за период с июня 2004 года по ноябрь 2005 года. Toyota подала апелляцию Так началась шестилетняя эпопея, которая завершилась в этот понедельник.

Собственно, у Toyota не оставалось другого выбора, ведь на понедельник было назначено начало слушаний в Международной торговой комиссии, которая на время разбирательства могла запросто приостановить американский импорт Toyota Prius и других гибридов, что нанесло бы Toyota непоправимый финансовый ущерб.

Остаётся неизвестным, какую сумму согласилась выплатить Toyota Александру Северинскому, чтобы замять дело. Возможно, речь идёт о сумме около $50-100 млн. Но компания заявила при этом, что самостоятельно разрабатывала свой гибридный двигатель Synergy Drive и ничего не знала о патентах американского инженера.

via Jalopnik
Анатолий Ализар @alizar
карма
671,3
рейтинг 864,0
Редактор
Самое читаемое

Комментарии (72)

  • +3
    ХИРЭ рулит!
    Получилось даже лучше, чем анекдоте «Рабинович с одной стороны и одесское морское пароходство с другой стороны».
    • +5
      ХИРЭ рулит!

      Рулил — сейчас уровень преподавания уже не тот, хотя есть еще преподы «тех времен» — они просто ценный кладязь знаний и опыта.
      • +15
        они ценный кладязь артефактов древности, а не знаний и опыта.
        при всем уважении, технологии не стоят на месте, а «преподы тех времен», как показывает практика, ни за чем не следят и топчатся на «достижениях советской науки»™ (по крайней мере подавляющее большинство из них).
        как бы ни было прискорбно это осознавать
        • +12
          Преподы по фундаментальным дисциплинам(физика, матан, химия, теорвер, дифуры и многие другие) — действительно кладезь, и не вашему гуманитарному уму судить о ихней «артефактности».
          • –9
            Вы говорите «гуманитарный ум» так, как будто это что-то плохое.
            • 0
              это не плохое. это иное.
            • +1
              Ну если вы не в курсе:
              — Бабушка, а кто такие «люди с гуманитарным складом ума»?
              — Даже и не знаю, как тебе объяснить, внучек… Раньше их дураками называли…

              Никого не хочу обидеть, анекдот не я придумал.
          • +4
            во-первых я ни разу не гуманитарий.

            во-вторых, в фундаментальных дисциплинах тоже не все так просто.
            Та же физика не стоит на месте. И когда речь о преподавании основ, до определенной «глубины» — там безусловно все в порядке. Но за последние 50 лет и в физике, и в химии, было множество открытий. Пусть о них не трубят во все округи, но их много. И вы ими пользуетесь.
            Новое оборудование, непостижимые ранее данные, новые потребности, рождающие новые идеи и прорывы.
            Наука развивается экспоненциально, мы уже очень близко к «технологической сингулярности» (если она, конечно, наступит).
            И т.д. и т.п.

            И если «препод» «держит руку на пульсе», выписывает научные издания, следит за всем этим — то честь ему и хвала.

            Но печальная практика показывает, что в абсолютно подавляющем большинстве случаев это не так и что они остались на уровне 50х годов 20го века, более того, на советском уровне 50х годов, что еще печальнее.
            • 0
              Не знаю, как у других, но то, чему обучали меня в ФТИ/КПИ было актуально, и глубоко — очень глубоко.
              Победы нашего факультета на международных олимпиадах — тому подтверждение.
              • +1
                в ФТИ/КПИ — охотно верю.
                это, пожалуй, последнее пристанище хороших преподавателей «технарей» (сам я из злосчастного «НАУ», к нам иногда приезжают преподаватели из КПИ — небо и земля).
                конечно, сомневаюсь, что актуальность там сравнивается с тем же масачусецким технологическим университетом :), но на общем фоне — да.

                Еще, возможно, в шеве должен быть неплохой уровень. (через года два-три смогу сказать точнее, друг там сейчас учится на теорфизе, но пока судить рано)

                а дальше кпи/шевы что? мрак сплошной…
              • 0
                Не знаю, как у других, но мы учились и учимся по устаревшей на 20+ лет материальной базе и древнючих стандартах. Сам буду стандартизатором.
                • 0
                  У нас немного получше было с этим.
                  Правда и специальность другая — ТЗИ.
          • +2
            >гуманитарный ум
            самое обидное что можно сказать программеру
            • 0
              Интересно, а преподавателям было бы не обидно услышать:
              "«преподы тех времен», как показывает практика, ни за чем не следят и топчатся на «достижениях советской науки»™"?
      • 0
        Во многих отраслях техники новинки — это всего лишь развитие на новом уровне того, что было известно десятилетия назад, но не могло быть реализовано ввиду отсутствия технологий, материалов, быстродействующей электроники. Так что я бы не списывал «старую гвардию.
        • –2
          вы сами себе противоречите.
          «Развитие на новом уровне того, что было известно десятилетия назад, но не могло быть реализовано ввиду отсутствия технологий, материалов, быстродействующей электроники» — значит, что для того чтобы развить на новом уровне что-то, в какой-то смежной области было открыто что-то новое. Любой толчок начинается с открытия. Пусть небольшого, но оно должно быть.
          • 0
            Никаких противоречий. Что-то новое может быть открыто в практике — к примеру дешевый технологический процесс для создания все более мелких транзисторов. Теория же, которую преподает «старая гвардия», остается той же. В любом случае, при появлении новой технологии, старая чаще всего все равно нужна для ее понимания ;)

            Естественно, это не отменяет того, что хороший научный работник должен следить за всеми современными тенденциями в своей области.
            • 0
              Приведу вам простой пример: аккумуляторы растут в ёмкости на 5-15% каждый год и при этом топчутся на месте по ресурсу (циклам перезаряда). Химики «старой гвардии» лбом о стенку бьются, но так и не могут заставить их работать после 1000 циклов.

              И тут физики получают коммерчески пригодный техпроцесс производства графеновых плёнок и тут-же делают ионистор, ресурс которого пока просчитать не получается т.к. после 1'000'000 циклов перезаряда он не деградировал, и когда начнётся деградация — не известно.

              Так что пока старая гвардия расшибается в доведении до идеала уже устаревшей технологии, те кто стоит на острие науки уже во всю клепают «вечные» аккумуляторы, пусть пока и меньшей мощности и очень высокой стоимости, но это признак всего нового. Мои знакомые ставят ионисторы в промышленное оборудование вместо аккумуляторов уже два года и у них не болит голова за реализацию контроллера аккумулятора, который должен постоянно его диагностировать и материться в случае сбоя. Железка выходит одновременно дешевле и надёжнее. У самого «ненадёжного» компонента заявленный срок службы 25 лет, у остальных 40+. Как бы выглядела такая железка, будучи укомплектована аккумулятором со сроком службы 2 года?
              • 0
                Да я ж не спорю, что есть технологии, которые развиваются скачком. Но ведь есть и те, которые развиваются интенсивно. Те же процессоры. Ну транзистор уменьшился, ну ядер стало больше, кеши выросли, ну в конце концов система команд расширилась, регистры… но в целом, принципиально он 8086. Вот появятся квантовые — тогда да, технологично будет скачок.
                • 0
                  p.s. Еще один пример — те же ДВС. Появились впрыскные системы подачи топлива и прочие доп. системы, но в целом это все тот же двигатель, который Отто (если не вру) изобрел ;)
  • 0
    *(с 1898 года)
    Наверное с 1998 года.
    • +7
      Нет, именно с 1898. При чем это дата начала патентирования технологий. А вообще историю электромобилей отсчитывают от 1841 года.
      • +4
        Спасибо. Очень интересная информация.
    • 0
      первые автомобили были на электротяге.
      в конце 19го — начале 20го века в том же США около половины автомобилей были электрическими.
      с ними соперничали машины на пару.

      цитируя википедию: «Электромобиль La Jamais Contente 29 апреля либо 1 мая 1899 года установил рекорд скорости на суше. Он первым в мире преодолел скорость 100 км/ч и достиг скорости 105,882 км/ч.»

      потом пришел дядя Форд и задавил всех при помощи ДВЗ.

      так что ничего удивительного, что уже тогда были проекты гибридов
      • +2
        Двигатель Внутреннего Згорания? ))
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • +19
          простите) рефлекторно украинскую аббревиатуру написал (Двигун Внутрішнього Згорання)
          • –19
            Двигун?! Крутотенюшка ;)
            • +2
              grossu? Большун!
              Ну что вы как маленький(каламбур)), в самом деле :)
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +3
      промт такое не умеет, человек ошибся в постановке мысли, не придирайтесь.
    • 0
      Раз 10 прочитал, что тут не так?
      • –2
        Так бы звучало правильнее:
        «Появление такой недорогой электроники стало прорывом, который...»
  • +1
    Я конечно рад за человека, он много денег получит, но вот если действительно изобретения (открытия) были сделаны независимо (такое бывает достаточно часто), как доказать что ты не верблюд?
    • 0
      Судиться, судиться и еще раз судиться.
      • 0
        Судиться — это понятно, но как доказать? Как доказать, что не украл, а сам сделал? Ведь тут нарушен принцип презумпции. Вернее, более того, так называемое авторское право позволяет иметь даже если другой сам все придумал. Патентное сквотерство — выгодный бизнес.
        • 0
          Посмотрите замечательный фильм «Проблеск гениальности» (похожая история, только насчет автоматических дворников), там решение в итоге вынесли присяжные.
  • 0
    Рад за Александра :)

    Хоть и считаю, что если уж Toyota не лукавит и действительно сама разработала свой Synergy Drive, то ничего она не должна никому. Жаль это никому не докажешь. Это одно из узких мест всей патентой политики.
    • –1
      Чему радоваться? Что чел нагрел крупную контору. Что патентное право позволяет то, что не позволяет уголовное?
      • 0
        Человек играл по правилам общества. Боролся за свои разработки. Выйграл. Вы считаете что он не заслужил, ваше право, победителя не судят. Может бы это в дальнейшем приведёт к совершенствованию патентного права и оно будет более честным, кто знает.

        Кстати, странно, что Toyota не уследила за таким патентом. В больших компаниях этим занимаются много людей.
        • 0
          они всё прекрасно отследили…
          нужно же как-то «обелить» своё имя!))))
      • 0
        а я всегда в душе радуюсь, когда человек в одиночку противостоит огромной богатейшей корпорации и выигрывает у неё. пусть даже он преследует корыстную цель. а тех, кто противостоит государственным бюрократическим «махинам» я вообще уважаю.
        • +2
          Эти бюрократические махины между прочим людям зарплату платят. А ваш человек $50-100 лимонов будет теперь на Малибу пропивать.
          • +2
            Вы судите человека совсем не зная его. Уверен, что ученый найдет более интересное применения 50-100 миллионам, чем пропить их на островах.
    • +1
      А инженеры, которые его разрабатывали, типа вообще от научного мира независимо работали? :) Смешное заявление.
    • +1
      Я сомневаюсь, что Тойота не знала. Когда маленькая конторка до того же дошла сама, это да, обидно. А у Тойоты у самой, как указано в посте, 4000 патентов, Форду они их не дарили и за соблюдением своих, я так полагаю, следят строго.
  • –10
    Вот так мы про_ли хорошего ученого. Мог ды на благо родины трудиться, АвтоВАЗ поднимать с колен… Хотя скорее всего, вообще, ни чего не изобрел…
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +1
      К сожалению, учёные иногда становятся патентными троллями. По факту он же ничего не добился, его фирма двигатель не выпустила и даже никому разработки не продала. Но денег поимела.
      • 0
        Вопрос в другом, а смог бы отсудить он хоть что-нибудь если бы жил и работал в России, а не в университете Мэриленда?
        Скорее всего к нему пришли как раз эти патентные тролли и предложили (и отсудили) подобную идею.
        • 0
          Какая разница, где он живёт? Важно где он зарегистрировал патент.
        • 0
          в России он бы не получил патент: у нас требуется действующая реализация для получения патента.

          у них — только идея.
    • 0
      ИМХО история успеха — потому что бывает с точностью до наоборот. Маленькая компания изобретает что-то инновационное и случайно нарушает пару патентов крупной корпорации. Причем не нарушить практически нереально — сами видите по количеству патентов. Большая компания легко может засудить маленькую за нарушение патентов. Так уже было не раз.
    • 0
      Ну, патентный тролль — это обычно тот, кто живёт на отчисления по лицензиям на патентованные продукты. Здесь же просто epic fail патентного права, а мужику чуток повезло, что оказался на той стороне, где деньги с неба падают.
      • 0
        Я бы не сказал что с неба. Двигатель разработать — это вам не гвоздь забить
    • +1
      Я не вникал в детали, но мне кажется, что просто его патент был настолько общно сформулирован, что просто нельзя было сделать электромобиль и его не нарушить. Так что ждем иски к другим автогигантам.
  • –3
    via Jalopnik
    Почудилось Ягопник ))
  • –4
    Александр Северинский эмигрировал в США в 1978 году

    Возможно, речь идёт о сумме около $50-100 млн.

    Эт какой же трактор купить можно!!!
    • 0
      А зачем ему теперь уже, простите, трактор?
      • 0
        Ну мало ли… У них там тоже теперь и DMCA, и Patriotic Act… :))))
  • 0
    Так теперь он может подать иск и на BMW, Volvo, Crysler. Они ведь тоже начали выпуск гибридов.
    Вообщем, праправнуки этого ученого могут жить в шоколаде.
    • –2
      И это правильно. люди чьи изобретения меняют мир — должны жить хорошо. (но в целом я против патентного подхода)
      • 0
        Но при чем к его изобретениям его праправнуки? )))
    • 0
      Так вроде бы патенты только ограниченное время работают. не то 25 не то 50 лет.
      • 0
        к тому времени денег можно отбить достаточно!
  • +3
    Его компания хоть один двигатель выпустила?
  • 0
    «то около 43% от общего числа патентов всех патентов»
    конечно вырвано из контекста, но я здесь споткнулся…
  • –4
    ХИРЭ ХИРЭ ХИРЭ ХИРЭ ХИРЭ! 8-я общага рулит! :)
    эх, поеду в понедельник диплом забирать :)
    • –3
      сейчас ХНУРЭ
      • 0
        Ха! Уроды!
        не чуточку не жалею, что написал :)

        Йух вам в рот!
  • 0
    Надо смотреть на даты патентов, возможно все это происходило одновременно. Но скорее всего Северинский был в теме и нашел инвесторов. Возможно изначально цель была закрепить за собой приоритет в расчете на будущие отчисления с производителей автомобилей. Явно проблема была давно известна — не было материальной базы для ее решения.
  • 0
    Форум по Toyota Prius одобряет «родителя» идеи Приуса господина Северинского! Чертовски приятно, что русский человек как то повлиял на всё это.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Интересные публикации