Рисование в Inkscape, как оно есть

Можно пойти на выставку компьютерной графики. Действительно, если есть компьютерная графика, то должны быть и такие выставки. Для интересующихся есть альтернатива: учебник, идущий в комплекте с одним векторным графическим редактором (впрочем, почему бы его здесь еще раз не назвать — это Inkscape).

В меню Справка в этой программе есть команды, чтобы открыть какую-либо его (учебника) часть.



В этой (первой) части учебника, имхо, дано огромное количество клавиатурных сокращений для разных действий. Это наводит на мысль, что имеющаяся в ней ссылка на полное руководство по этим сокращениям рекурсивна.

Их так много, что вы никогда не сможете использовать их все. Если, конечно, не настроите ваш оконный менеджер, чтобы множество его клавиатурных сокращений не пересекалось с множеством клавиатурных сокращений Inkscape.

Начавшись с прокрутки и масштабирования документа (рисунка), учебник Basic заканчивается выбором и перемещением объектов. Правило «следует оставлять пищу для воображения зрителя», только по отношению к читателю, по-видимому, действует и тут. Ведь остается только гадать, зачем нужен вообще Inkscape: абсурдно использовать его для того, о чем написано в этом учебнике.

Тем не менее, в конце первой части утверждается, что, мол, теперь, после ее прочтения, уже можно рисовать. Что ж, по-крайней мере в претенциозности ее автора упрекнуть нельзя.



Вторая часть начинается с копирования и вставки. Это не предвещает в конце ее создания календаря или узора из клонов. Вместо этого она практически полностью посвящена «редактированию контуров».

В детстве вы, небось, рисовали карандашами, фломастерами. По математике изучали кривые Безье, а по биологии — разных животных. Тогда один из рисунков из этого урока вам, вероятно, немного напомнит нарисованную карандашом и красным фломастером инфузорию-туфельку, а статья в Википедии о кривых Безье напомнит учебник по математике, только с анимацией.

Дело в том, что контуры — это последовательности тех же кривых Безье (сплайны Безье), которые, как и любые другие объекты в Inkscape, могут иметь два свойства: цвет заливки и обводки. Рисуются они примерно также, как показано на анимации в Википедии. Там же управление параметрами кривой в графическом интерфейсе с помощью ее опорных точек названо «интуитивно понятным».

Если такое управление названо «интуитивно понятным», то неинтуитивно понятное управление даже страшно себе представить.



Если какой-либо автор взялся за учебник по Inkscape, обязательно там будет написано про геометрические фигуры. И учебник из меню Справка в Inkscape — не исключение.

Собственно, команды для рисования прямоугольников, эллипсов и некоторых других геометрических фигур есть во многих языках программирования. Не исключено, что эта возможность используется в компьютерных играх.

И вновь встречаем клавиатурные сокращения! Их немного в этом уроке, но каждое имеет свое назначение в зависимости от контекста его применения. Таких контекстов же, как выяснилось, бывает немало, поэтому в статусной строке окна Inkscape даже соответствующие подсказки появляются.

Кстати, настоящие художники рисуют вроде бы кистью, разными красками. В Inkscape есть аналогичный инструмент — каллиграфическое перо, которым рекомендуется рисовать с помощью пера и графического планшета. Но это — тема отдельного урока.

А этот урок — больше геометрический: за прямоугольниками в нем идут эллипсы, их сменяют многоугольники. Внезапно появляются звезды и спирали, которых нет в стандарте svg, хотя и была заявлена такая цель, как поддержка svg.

Трудно найти что-то менее похожее на геометрические фигуры вообще и на звезды в частности, чем практически все «звезды» из этого урока.



В этом уроке действительно написано про каллиграфию, начиная с ее истории (древнейшие ее формы датируются рисунками пещерного человека) и заканчивая параметрами инструмента Каллиграфическое перо и примерами.

Однако какая связь этого инструмента с каллиграфией кроме слова «каллиграфическое» в его названии — не очевидно: кисть она и есть кисть. Ей, конечно, можно и буквы рисовать, только все-таки она ассоциируется с рисунками.

Впрочем, возможно, это опять проявление скромности автора, который как бы говорит нам, что не стоит и пытаться что-нибудь нарисовать этой кистью — все равно не получится то, что надо. Это, мол, каллиграфическое перо, им только буквы можно рисовать.

Возникает резонный вопрос: «А что же тогда делать с инструментом Текст, упоминаемым в конце второго урока?» По-видимому, автор урока считает, что самому рисовать буквы гораздо интереснее, чем печатать текст на клавиатуре. Что ж, как говорится «на вкус и цвет все фломастеры разные». Все-таки, по-видимому, два инструмента — лучше, чем один.



Еще один математический урок. Написан, видать, математиком и для математиков. В крайнем случае, для студентов, из тех, что проходят высшую математику. Ну, ведь и разные прикладные вещи у них встречаются, а оконтуривание пиксельной графики — имхо одна из самых прикладных и новых вещей.

Правда, достаточно подробно этот алгоритм не рассмотрен, но это, вероятно, было сделано в дипломной работе или какой-нибудь монографии его автора. Ну и хорошо: урок-то не резиновый.

В случае неудовлетворительного оконтуривания рисунка с альфа-каналом, в уроке предлагается связаться с автором алгоритма, «который будет рад его доработать». В общем, если этой темой заняться всерьез, перспектива вполне ясная: вместе с этим автором совместная работа над этим алгоритмом вплоть до его доведения до ума.

Пока же у автора алгоритма неудовлетворительных оконтуриваний рисунков с альфа-каналами не встречалось, так что и дорабатывать ему пока нечего. Но руки, по-видимому, чешутся.

И еще. Если Inkscape и не была изначально дипломной работой, то теперь эта программа или что-то с ней связанное вполне могут быть темами дипломных работ или рефератов сегодняшних или вчерашних студентов.



Автор этого урока одно время активно занимался политикой (а может и сейчас занимается), и, по-видимому, поэтому времени на полноценный урок по основам дизайна у него не хватило: практически об этом он сам написал вначале урока.

Косвенно это подтверждает и обширный список литературы в конце урока: нахватал, небось, автор отовсюду сведений, и урок готов. Судя по благодарности участникам одного клипарта, иллюстрации для этого урока взяты именно оттуда (в самом деле, сегодня вообще мало кто сам рисует, когда есть интернет). Вероятно, авторы этих рисунков вполне знакомы с нехитрыми принципами дизайна, изложенными в этом уроке.

Откуда я знаю про политическую деятельность этого активиста-организатора? Ну, так видел его политические агитационные плакаты в одном открытом svg-клипарте, который он тоже организовал, более 10 лет назад. Там вообще много рисунков, нарисованных, кстати, в Inkscape.

Крупное слово BIG и рядом с ним маленькое слово small, оба внутри прямоугольника — типичная иллюстрация из этого урока. То есть, чтобы его понять, не обязательно даже уметь толком читать. Для обучения не то, что азбуке дизайна — и для обучения просто азбуке этот урок тоже сгодится.

Заключение

В меню Справка есть еще несколько уроков, и можно было бы продолжать, но, я думаю, что и этого достаточно, чтобы уяснить себе, что собой представляет программа Inkscape.

В рунете есть еще кое-что, связанное с inkscape. Это переводы уроков, за которыми идут их жаркие обсуждения, сообщество вокруг опять же зарубежных, по-видимому, видео уроков по inkscape, и различная учебная литература.
Метки:
inkscape, vector graphics, geometry, render, svg