Весь двадцатый век фантасты много и талантливо писали об освоении космоса. Герои «Хиуса» подарили человечеству богатства Урановой Голконды, пилот Пиркс работал капитаном космических сухогрузов, по Солнечной системе ходили лидер-контейнероносцы и балкер-трампы, и я уж не говорю про всякую мистику путешествий к таинственным монолитам. Однако 21 век не оправдал надежд. Человечество робко стоит в прихожей Космоса, не выбравшись на постоянной основе дальше земной орбиты. Почему так получилось и на что надеяться тем, кто хотел бы читать в новостях про повышение урожайности марсианских яблонь?
В начале прошлой недели по сети прошли новости про обнаружение таинственного спутника «Космос-2499». Разнообразные источники выдвигали версии об «убийце спутников», «спутнике-инспекторе», «экспериментальном аппарате с плазменным двигателем» и тому подобные интересные вещи. Тем любопытнее будет посмотреть его орбитальные параметры, попробовать посчитать расход характеристической скорости и проанализировать существующие версии о назначении и оснащении загадочного аппарата.
Заканчивается осень. Дождь, грязь и слякоть уходят в прошлое, а сплошная облачность получает шанс быть разорванной холодным атмосферным фронтом или антициклоном. Дни короткие, и утром и вечером можно увидеть звезды. Надо просто посмотреть наверх. Что интересного будет в небе этой зимой?
Появились фото- и видеоматериалы работ по подготовке к первому пуску тяжелой версии ракеты-носителя «Ангара». Интересно и непривычно смотрится наша новая тяжелая ракета — до этого из универсальных модулей собирали «летающие заборы» Delta IV Heavy из трёх блоков, а тут их пять.
Продолжает работу научно-популярный лекторий о космонавтике в уфимском антикафе «GoodZone». 8 ноября состоялась третья лекция, посвященная космическим катастрофам и происшествиям. Предлагаю вашему вниманию видеозапись лекции:
В официальном пресс-релизе компании Orbital названа предварительная причина падения ракеты-носителя «Антарес» 28 октября — отказ одного из турбонасосов:
Двигатель НК-33/AJ-26. Красным выделен турбонасосный агрегат.
Минувшая неделя стала воистину черной для так называемой «частной космонавтики». Авария ракеты «Антарес» и катастрофа суборбитального корабля SpaceShipTwo могут изменить общественное отношение к «частному космосу» и превратить восторженные ожидания «завтра мы будем летать в космос по туристической путёвке» в публичное осуждение. Какие слабые и сильные стороны есть у «частной космонавтики», и можно ли надеяться на то, что доступный космос человечеству подарят венчурные инвесторы?
Поверили бы вы, если бы услышали, что в вашем городе есть детская космическая школа? Я — вряд ли. Естественный такой скепсис, базирующийся на привычных «кому это надо?», «кто будет на это тратить своё время?». Тем дольше я поднимал челюсть с пола, когда оказался в такой школе. Но обо всем по порядку:
Двадцатилетний опыт пилотируемых космических полётов не привел к исчезновению смертельно опасных ситуаций. Несмотря на то, что космонавтика стала достаточно привычным делом, сложность техники и враждебность условий космического полёта для живых организмов привели к тому, что по-прежнему встречаются потенциально смертельно опасные ситуации. Тем интереснее рассказ о том, как и почему эти катастрофы не произошли.
В Orbiter есть приключения, от которых веет чем-то неуловимо домашним. В самом деле, что может быть привычнее полёта на «Союзе» к МКС, если это событие происходит в реальности четыре раза в год? Отличное качество аддонов, которые сделали энтузиасты, обещает множество позитивных эмоций, а архивы ЦУПа с информацией о реальном полёте позволяют глубже погрузиться в атмосферу современной космонавтики.
Продолжаем рассказ о космических катастрофах, которые были предотвращены предусмотрительностью конструкторов ракетной техники, напряженной работой ЦУПа, решительностью и высокой подготовкой экипажей, или же простой удачей.
Вчера я прочитал лекцию на тему «история космонавтики». Была идея сделать интернет-трансляцию. Похоже, что предварительное тестирование было недостаточным — судя по отсутствию фидбека трансляция не получилась. Тем не менее видео записалось, и его вполне можно посмотреть, если вам интересна эта тема.
Под катом план лекции, ссылка на презентацию и т.п.
Читать про произошедшие космические катастрофы, прямо скажем, печально. Очень жалко людей, а понимание, что старания конструкторов с резервированием важных систем, работа ЦУПа по контролю и управлению ситуацией, подготовка и героизм самих космонавтов — всё это не смогло предотвратить катастрофу, портит настроение. В этом смысле гораздо позитивнее катастрофы, которые могли произойти, но были предотвращены талантом конструкторов, трудом ЦУПа, решительными и умелыми действиями экипажей или простой удачей.
Осень, грусть, ностальгия. Самое время развеяться, устроить себе образовательный квест, полетев на Марс. Виртуально, конечно, в Orbiter'е. А чтобы было интересней, тормозить у Марса мы будем не двигателями, а трением об атмосферу.
Исследования воздействия условий космического полёта на живые организмы и физические процессы начались с первыми космическими полётами. Уже вместе с Белкой и Стрелкой в полёт отправились мыши, крысы, семена и прочие биологические объекты. А эксперименты по космической сварке проводились ещё на «Союзе-6» в 1969 году. Логично, что в 1973 году полетел первый специализированный биоспутник «Космос-605» («Бион-1»), а в 1985 году — физический спутник «Фотон-1». Об этих сериях космических аппаратов мы и поговорим сегодня.
28 августа в уфимском антикафе «GoodZone» прошла научно-популярная лекция «Красота космоса». И я хочу представить вашему вниманию адаптацию лекции в Хабрапубликацию, а также небольшой рассказ о технических аспектах и софте, который использовался при подготовке и показе.
Первое поколение пилотируемых космических аппаратов показало, что в космосе можно находиться до нескольких дней и вполне успешно работать. Поэтому на следующее поколение ложились более сложные задачи: экипаж из нескольких человек, сближение и стыковка, внекорабельная деятельность, длительный полёт. Тем интереснее смотреть, как эти задачи решали коллективы разработчиков по обе стороны океана.
Уже после публикации поста про ядерные двигатели мне прислали ссылку на интересный фильм о советских двигателях. Он отлично дополнил известный мне фильм об американских двигателях, к которому я сделал русские субтитры. Эту пару фильмов я и представляю вашему вниманию.
Август — очень популярный месяц для астрономических наблюдений — небо постепенно становится более темным, ночи удлиняются, но ещё не вступает в свои права облачная и дождливая осень, и температура все ещё комфортна для нахождения под открытым небом. Какие астрономические события ждут нас во второй половине года?
Давненько у меня не было новых постов по Orbiter'у. Поэтому сегодня мы поговорим о штатном аппарате игры под названием Delta-glider, а также, взлетев с Земли, слетаем на лунную базу. Несмотря на фантастичность задания, оно должно быть достаточно любопытным — задача торможения и посадки на Луну не такая простая, как это может показаться. Дело в том, что у Луны нет атмосферы, поэтому тормозить придется двигателями.